Газета «Камчатский край» №5 (173) от 10 февраля 2010 года. Мария Владимирова

В конце января роддом №1 Петропавловска-Камчатского закупил очередное необходимое медицинское оборудование. Источник финансирования – родовые сертификаты, система которых была внедрена благодаря национальному приоритетному проекту «Здоровье», а также средства резервного фонда Президента РФ. Это говорит о том, что федеральные программы в сфере здравоохранения продолжают успешно действовать и развиваться. Чего нельзя сказать о мероприятиях по повышению рождаемости, снижению младенческой смертности и детской инвалидности, инициированных мэрией Петропавловска.

Роддом: новоселье с горем пополам

Ремонт здания роддома №1 продолжался в течение нескольких лет. Сроки переселения медучреждения из старого здания то и дело отодвигались. Вся вина сваливалась на подрядчиков, которые в погоне за муниципальным заказом на конкурсе неимоверно занизили цену, что постоянно приводило к различным недоразумениям – от установки старых, откуда-то снятых радиаторов, до срыва сроков выполнения работ.
В апреле минувшего года долгожданное новоселье роддома состоялось. Если работы внутри здания с горем пополам были завершены (хотя известно, что руководство роддома до сих пор периодически обращается к строителям за устранением различных недоделок), то о фасаде все давно забыли. Видимо, надолго. Ведь производить его ремонт – значит, переселять весь медперсонал и пациентов обратно, в старое здание. В обозримые планы мэрии это не входит.
«Ремонт роддома - очередное начинание администрации, не доведенное до конца. В предвыборный год надо было показать свою работу, и ее начали усиленно показывать, - комментирует ситуацию руководитель Контрольно-счетной палаты Петропавловска-Камчатского Андрей Новиков. - Проблема зачастую заключается не только в плохих подрядчиках. Это предприниматели, которые хотят заработать денег, а потому бывают не всегда честны в информации, представляемой для участия в муниципальных конкурсах. К сожалению, именно к этому подталкивает их сегодня действующее законодательство. А пока для нашего бизнеса это нормально, в мэрии должна исправно работать служба заказчика, должен быть налажен жесткий контроль над проведением подобных работ. Более того, если бы к недобросовестным подрядчикам применялись соответствующие санкции, как неоднократно уже предлагала Контрольно-счетная палата, ситуация не была бы такой вопиющей».
Однозначных выводов относительно сложной судьбы недоделанного здания роддома руководитель КСП делать не спешит – соответствующие контрольные мероприятия еще не проведены.
Зато об итогах выполнения городской целевой программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 гг.» самое время вспомнить. Как показали недавние проверки, до сих пор в бюджет не вернулись потраченные в пустоту 1 млн. 225 тысяч рублей. Что же произошло?

В поисках оплаченного

В конце 2006 года управлением здравоохранения города были заключены муниципальные контракты на поставку медоборудования с ООО «ЭКО», которое находится в Екатеринбурге. Часть оборудования до Петропавловска, пусть и с нарушениями сроков, доехала. Но, несмотря на то, что деньги за него медучреждения заплатили полностью, другую часть аппаратуры, на те самые 1 млн. 225 тысяч рублей, роддом №1 и городская больница №2 так и не получили.
При этом тогда же, в конце 2006 года, было ликвидировано управление здравоохранения мэрии. Ликвидацию управления администрация провела незатейливо – должностные лица либо были сокращены, либо переведены на работу в другие органы администрации. После этого судиться с ООО «ЭКО», писать претензионные письма к недобросовестным поставщикам стало некому: департамент соцразвития правопреемником управления не стал.
Однако документы - копии контрактов, договоры на поставку - роддом и горбольница получили только в июле 2009 года. Медучреждения сами были вынуждены вести претензионную работу с поставщиком и подавать исковые заявления в Арбитражный суд Свердловской области. Но эту работу проводить непросто: средств на авиаперелеты учреждения не имеют. А без присутствия представителя в судебных заседаниях свои позиции отстоять очень не просто.
Правовую помощь роддому и горбольнице департамент все же оказывал. Но частью эти услуги оказались медвежьими: исковые заявления в суд по форме и содержанию были оформлены с нарушениями требований Арбитражного процессуального кодекса РФ. В результате, судом иски были оставлены без движения до устранения нарушений.
На сегодняшний день история не закончилась. Оплаченного бюджетом медоборудования у свердловских партнеров уже явно нет. Поэтому сейчас большой удачей будет хотя бы вернуть обесцененные за 2 года деньги.
Любопытно, что уже тогда, когда факт недопоставки оборудования ни для кого не являлся секретом, департамент соцразвития продолжал заключать контракты с недобросовестным поставщиком. В частности, на поставку медицинской мебели. Эти контракты ООО «ЭКО» также не выполнило. Благо, хоть деньги за эту мебель не были заплачены.
Всего в результате уклонения организаций-победителей конкурсов от заключения муниципальных контрактов, неисполнения обязательств по контрактам, медучреждения Петропавловска в 2007 году недополучили оборудования на 4 млн 151 тысяч рублей.
Руководитель КСП Андрей Новиков вспоминает заседание коллегии КСП, на которой побывал градоначальник. Выслушав неутешительные выводы относительно эффективности использования средств на реализацию мероприятий программы родовспоможения, он с ними не согласился, заметив, что имущество для медучреждений все же приобретено.

Ненужные вещи

Между тем отдельные «приобретения» лежали в больницах в разукомплектованном виде по полгода и более. При проведении проверок специалисты КСП столкнулись с вопиющими фактами. Например, приобретенный для роддома №1 операционный стол очень долго и красиво стоял в упаковке в вестибюле. Весит стол 200 кг, и на нужный этаж персоналу его было никак не донести. Потом его все же стали применять по назначению. Но нужен он был позавчера, а поставили его послезавтра… Тем не менее вера в эффективность программы у руководства мэрии была непоколебимой.
Проведенными КСП проверками были установлены многочисленные факты, когда оборудование длительное время не вводилось в эксплуатацию. По причинам проведения ремонтных работ помещений, поставки товара ненадлежащего качества и комплектности, отсутствия необходимой документации и дополнительных принадлежностей, отсутствия необходимых специалистов в учреждениях, невыполнения или несвоевременного выполнения поставщиками обязательств по монтажу оборудования и обучению работников учреждений работе на нем, слабой проработки конкурсной документации на поставку медоборудования. По состоянию на май 2009 года общая стоимость неработающего оборудования составила 862,9 тысячи рублей. Часть его по результатам проверок была введена в эксплуатацию.
Для горбольницы №2 был куплен замечательный немецкий аппарат для поддержания дыхательной функции младенцев. Но приобрели его без увлажнителя, без которого агрегат совершенно бесполезен. Впоследствии заключили дополнительный договор на покупку увлажнителя на 100 тысяч рублей. После чего выяснилось, что увлажнитель не может работать без компрессора. Заключили еще один договор на 100 тысяч рублей….
В период с 29 января по 7 февраля 2007 года роддом №1 и горбольница №2 получили инкубаторы для новорожденных. Однако еще на апрель 2007 года оборудование не было введено в эксплуатацию. Согласно пояснению материально-ответственного лица роддома монтаж и установка оборудования, а также обучение работе на нем входило в обязанности поставщика, который до апреля 2007 года свои обязательства не выполнил.
Установка для обеззараживания и утилизации отходов, полученная в марте 2007 года, введена в эксплуатацию городской детской инфекционной больницей только в июле 2007 года. Согласно пояснениям работников учреждения это было связано с невыполнением обязательств поставщика по монтажу оборудования.
В марте 2009 года городскую детскую поликлинику №1 ООО «Центр внедрения технологий (ЦВН) «ДиалМед» поставил медоборудование, качество и комплектность которого не соответствовали условиям муниципального контракта. Датчики поставили без соответствующей технической документации (паспорт, сертификаты соответствия) на русском языке, один из датчиков не соответствовал модели, указанной в спецификации товара муниципального контракта. Оборудование заработало только в августе прошлого года.
Подобных фактов в актах проверки КСП немало.
Сами медики говорят, что к сегодняшнему дню часть импортного оборудования, приобретенного по программе, не может использоваться в полной мере. Расходные материалы и запчасти иссякли. Новые достать сложно: прогресс не ждет, за границей эта аппаратура уже снята с производства.
Такая ситуация в истории не нова. Когда-то на Камчатку заплывали американцы, привозили ружья, патроны, меняли на пушнину. Через год возвращались, и аборигены вновь просили патроны. Но выяснялось, что новые боеприпасы к старым ружьям не подходят. В результате, коряки покупали и новые ружья, и новые патроны, а старые ружья просто выкидывали. Ситуация циклично повторяется, за сотню лет ничего не изменилось, и людей это ничему не научило.

Дутая программа: средства – не в цель

В отчетах администрации отмечено, что в рамках программы проводились мероприятия по повышению квалификации врачебных кадров. Деньги на эти цели программа предусматривала. Однако фактически в течение 3 лет на эти цели средства не выделялись. Обучение специалистов проводилось исключительно за счет текущего финансирования учреждений здравоохранения.
Наибольшую сумму – 47 млн. 319,3 тысячи рублей (или 52,3 процента от общей суммы планируемых ассигнований) предполагалась направить на приобретение медицинского оборудования и мебели для МУЗ «Городской родильный дом №1», «Городская больница №2», «Городская детская поликлиника» №№1 и 2, «Городская детская стоматологическая поликлиника», «Городская детская инфекционная больница», из них 36 млн. 382,6 тысячи рублей (40,9 процента от общего объема ассигнований) – для акушерских отделений МУЗ «Городской родильный дом №1» и «Городская больница №2». Кроме того, 35 млн. 650 тысяч рублей (40,1 процента) планировалось направить на улучшение условий пребывания беременных и рожениц в акушерских отделениях.
Результат: фактическое финансирование программы за весь период ее реализации составило 45 млн 449,9 тысячи рублей, что составляет 51,2 процента от запланированного программой объема необходимых ассигнований и 56 процентов от утвержденного бюджетом объема ассигнований.
Специалисты КСП подчеркивают: за счет средств целевой программы родовспоможения было приобретено немало полезного медоборудования и изделий медицинского назначения. Для медучреждений Петропавловска единица любой аппаратуры – на вес золота. Другой вопрос: были ли достигнуты цели программы, которая в итоге была профинансирована лишь наполовину? Ответ содержится в документах: не было достигнуто ни одной из поставленных целей: в частности, в Петропавловске не произошло снижения младенческой и перинатальной смертности, а также снижения показателя первичной инвалидности детей до 14 лет.