КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Газета «Камчатский край» №21 от 02 июня 2010 года. Мария Шупенник

Около 150 млн руб должна казна Петропавловска-Камчатского Пенсионному фонду. Именно на эту сумму мэрия краевого центра задолжала взносы на обязательное пенсионное страхование работников муниципальных предприятий и учреждений. Данная цифра была оглашена на недавнем заседании коллегии городской Контрольно-счетной палаты после соответствующей проверки.

Сумма в 150 млн. руб. может показаться не слишком внушительной на фоне общего миллиардного муниципального долга Петропавловска. Однако, в данном случае, речь идет о прямом нарушении прав тысяч граждан, которые в итоге могут лишиться достойного пенсионного обеспечения.
Каково же происхождение столь солидного долга в Пенсионный фонд? Часть ответов на этот вопрос можно найти в отчете Контрольно-счетной палаты Камчатского края, проверившей городской бюджет за 2008 год и 9 месяцев 2009 года. В одной только сфере ЖКХ проверкой было выявлено нецелевое расходование городской казны на полмиллиарда руб. О том, как тратятся бюджетные деньги, достаточно ярко свидетельствует и политика оплаты труда в стенах самой мэрии. Например, в 2008 году на зарплату сотрудникам администрации и аппарата мэрии было потрачено почти на 4 млн. руб. больше положенного. В 2009 году имели место факты выплаты неоправданно завышенных премий заместителям и советникам главы округа (949 тыс. руб. при годовом фонде премирования 336,3 тыс. руб.). В отдельных случаях размер премии составлял до 1700 процентов к должностному окладу. Аппарату мэрии в 2009 году было выплачено премий с превышением норматива более чем на 1 млн. руб.

Это лишь отдельные вопиющие факты, а существенную часть картины задолженности городского округа в ПФ дополнила городская КСП по результатам целевой проверки данного вопроса.
Динамика роста долга города в ПФ поражает воображение. На начало 2008 года он составлял около 95 млн. (накопительная, страховая часть и задолженность по пеням), на 1.01.2009 г. - уже 159 млн. При этом любопытно, что на начало 2010 года долг составлял около 150 млн. руб., то есть незначительно уменьшился.

За счет чего же произошел столь резкий скачок задолженности в 2008-2009 годах? Основная проблема - в бюджете города 2008 года изначально расходы на выплату отчислений в фонды были заложены в размере куда меньшем, чем необходимо. Более того, в процессе исполнения бюджета средств в фонды перечислялось еще меньше, чем предусмотрели. Отсюда и катастрофический рост задолженности в ПФ и по органам администрации, и по муниципальным учреждениям.

Нелишне вспомнить, что, когда принимался отчет об исполнении бюджета-2008, депутаты Городской думы по-пионерски отрапортовали, что по основным направлениям он выполнен «неплохо», а то и просто замечательно. Замечаний Контрольно-счетной палаты никто из них предпочел не слышать ни до ни после этого. В 2008 году КСП неоднократно указывала, что доходная часть бюджета была искусственно завышена на несколько сотен млн. руб. Хотя кому, как ни депутатам знать, что любой бюджет - как семейный, так и городской - обязан быть сбалансирован, доходы должны равняться расходам. Однако ни базовые основы экономики, ни элементарная логика руководством к действию при принятии и исполнении бюджета-2008 для депутатов и мэрии не являлись. В результате расходы бюджета оказались завышенными, поскольку доходы сразу же были заложены в нереалистичном объеме.

«При этом, когда в нарушение Бюджетного кодекса РФ администрация города, с одобрения депутатов, выделяла более 600 млн. руб. МУ «УЖКХ» в качестве бюджетного кредита, деньги нашлись, - говорит руководитель КСП Петропавловска-Камчатского А. Новиков. - Руководство администрации заявляло, что «УЖКХ» эти деньги вернет. В доходах бюджета стояли именно эти деньги. Мы предупреждали депутатов, что возврата средств не будет, что, собственно, в итоге и произошло. В результате, возросла и кредиторская задолженность, то есть по муниципальным контрактам, и увеличилась задолженность в ПФ».

В 2008 году произошло то, на чем, по нашим данным, настаивали многие, в том числе ключевые руководители края: с должности руководителя финансового органа администрации городского округа был смещен В. Никифоров, его сменила О. Чубкова. Однако, верстался бюджет-2009 еще под чутким руководством достопамятного Василия Львовича с его командой. В результате, ситуация с 2008 годом повторилась один в один. Доходная часть бюджета, в очередной раз, была завышена, расходы бюджета соответственно оказались неисполнимы ни при каких условиях. И в очередной же раз доводы КСП не были услышаны ни администрацией, ни Думой города, которая утвердила бюджет в предложенном администрацией виде. Понятно, что запланированный объем доходов в бюджет не поступил, ибо планирование по принципу «пол - палец - потолок» до добра никогда не доводил. Однако, когда к управлению городскими финансами приступила Чубкова, задолженность в ПФ начала снижаться. Во всяком случае, снежный ком удалось остановить. Тем не менее, приходится констатировать что 150 млн. руб. долгов в ПФ - очень серьезно, и вряд ли скоро удастся разделаться с этими долгами. А это не только не способствует стабилизации городской экономики, но и провоцирует дальнейший рост расходов города, в связи с начислением пени.

Нельзя не отметить, что аналитическая работа аудиторов КСП по задолженности в Пенсионный фонд протекала отнюдь не гладко, в условиях неполного предоставления запрашиваемой информации. В отдельных случаях запросы приходилось направлять неоднократно, а по отдельным организациям не оказалось вообще никаких данных.

Несмотря на это, КСП собрала и проанализировала значительный объем информации, позволяющий сделать выводы об основных тенденциях состояния расчетов города с отделением ПФ по Камчатскому краю.
При проведении проверки КСП выявила массу интереснейших фактов. В ряде случаев ответы на запросы аудиторов от службы статистики, ПФ и городской администрации не совпадали. У мэрии по ряду предприятий, которые по-прежнему числятся в ПФ, не было никакой информации. Например, когда аудиторы начали сопоставлять данные ПФ и статистики с данными мэрии, случайно выяснилось, что по-прежнему в городе существует МУП «Хариус-Продукт». Многие помнят, что в бытность главой города Голенищева это предприятие было создано для ловли дешевой рыбы для горожан. Но коммунизм в отдельно взятом городе построить так и не удалось, при этом «Хариус-Продукт» де-юре существует до сих пор, а информацией о его деятельности мэрия не обладает...
И этот факт не единичный. Среди таких же «летучих голландцев» - МУП «Источник», МУП «Торгснаб», МУП «ЖРСУ-5».

Особо необходимо отметить, что при наличии такой большой задолженности по отчислениям, некоторые муниципальные предприятия умудрялись «спонсировать» Пенсионный фонд.
Так, один из МУПов произвел «предоплату» в Пенсионный фонд более 7 млн руб, которую «выбирал» затем в течение года. Самое интересное, что этой организацией оказалось печально известное обанкротившееся МУП «Горсеть» - та самая, которой никак не удавалось собрать денег для расчетов с энергетиками, в связи с чем предприятие постоянно привлекало кредиты и получало финансирование из бюджета на покрытие убытков ЖКХ. По всей видимости, не в последнюю очередь причиной этих убытков являлся плохой менеджмент на предприятии, о чем, кстати, городская КСП тоже неоднократно говорила.
Кроме того, по словам А. Новикова, администрацией города полностью утрачен контроль над деятельностью организаций, которые на сегодняшний день управляются арбитражными управляющими. О том, как идут их дела, как идут расчеты с ПФ, в том числе погашение задолженности, исчерпывающей информации у мэрии нет. В комитете по управлению имуществом мэрии это объясняют тем, что арбитражные управляющие не предоставляют им соответствующих сведений. «Ситуация, мягко говоря, странная. Любой МУП - это имущество города и его долги, пусть и опосредованно. Логично иметь представление, сколько и кому мы должны. Но не имеем…», - говорит Новиков.

«Проверкой выявлен и тот факт, что данные по уплате платежей в ПФ по информации самого ПФ и мэрии в ряде случаев разнятся. Это говорит о том, что такое обязательное мероприятие, как инвентаризация расчетов в конце финансового года либо не проводится, либо проводится формально», - констатирует руководитель КСП.
Поневоле вспоминаются слова из «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…». Вроде, больше тысячи лет прошло, а ничего не меняется.