КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Камчатский край №49 от 15 декабря 2010г. Мария Шупенник

Кому из горожан в последнее время посчастливилось дозвониться до телефонного номера «городского дежурного» - 235-300? Или даже во всем девяти номерам этой же службы - от 235-300 до 235-309? Таких везунчиков найдется немного. Подтверждением тому – огромное количество жалоб, поступающих в муниципальное учреждение «Территориальный центр управления кризисными ситуациями», от граждан, которым не удалось дозвониться на заветные номера по поводу возникших проблем.

В 2006 году Городская дума Петропавловска-Камчатского решила создать Единую диспетчерскую службу, которую впоследствии переименовали в МУ «Территориальный центр управления кризисными ситуациями» (Центр УКС). Именно сюда по телефону в любое время суток могли обратиться горожане за решением любой проблемы: рухнул ли возле дома строительный кран, прорвало ли трубу, произошло ли отключение электричества или прекратилась подача горячей вода. Абоненты сразу получали информацию о том, когда ситуация решится. А в случае локальных аварий звонок обрабатывался: информация передавалась службе, на которую возложена ликвидация аварии, ход выполнения работ брался диспетчерами на контроль, и гражданин по этим же телефонам мог получить полную информацию о прохождении  своей заявки. Это служба, которая работала не только в чрезвычайной ситуации серьезного масштаба, но и участвовала в мелких бытовых ЧС.
Собственно, согласно Уставу, Центр УКС являлся некоммерческой организацией, постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 
Впрочем, о деятельности Центра УКС можно рассказывать и в настоящем времени. Данных функций у Центра УКС никто не отнимал. Работа продолжается. Только теперь уже в значительно урезанных масштабах.

 

Коллективная безответственность

Из муниципальной казны на создание нужной городу службы затрачено более 20 млн. рублей. Полузаброшенное здание по ул. Пограничная, 87 было «откапиталено» с ноля. До реконструкции в нем даже не было централизованного отопления.  Капитально ремонтировались системы водоснабжения, канализации. Проведена полная внутренняя перепланировка. Для специальных целей был создан зал для заседаний КЧС, операционный зал, места для отдыха диспетчеров. Служба была выстроена, что называется, по уму. Было приобретено необходимое электронное оборудование, протянуты сети, закуплены компьютеры, серверы, программное обеспечение.
Центр УКС работал, вполне справляясь со своими уставными задачами. А в декабре 2009 года Главное управление МЧС России по Камчатскому краю и администрация Петропавловска-Камчатского заключили Соглашение № 507.  
В связи с Соглашением часть функций, возложенных на Центр УКС,  отошла Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю. Но в то же время и с Центра УКС эти функции никто не снял.  Как отметили в городской Контрольно-счетной палате, которая проверила деятельность Центра УКС, в результате происходит дублирование полномочий и возникает «неоднозначность ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения возложенных полномочий». На разговорном языке это звучит более просто: коллективная безответственность. С кого спрашивать, случись что – непонятно.

 

В тесноте и не в обиде?

Вместе с частью функций от Центра УКС к ГУ МЧС – федеральной структуре - отошла в безвозмездное пользование и существенная часть здания, в которое были вгроханы миллионы казенных городских средств. Сказать точнее – более 76,2 процента помещения сегодня занимают работники ГУ МЧС.
В связи с заключением Соглашения был урезан штат работников Центра УКС:  из 49 осталось только 20. 
Теперь в оставшихся помещениях Центру УКС не удается сполна выполнять свои функции. И обедать его работники ходят в помещения ГУ МЧС, так как своих площадей, предназначенных для этого, у Центра не осталось. В процессе реконструкции и оснащения здания было создано 8 кабинок для диспетчеров Центра. Из 16 диспетчеров в связи с сокращением штата осталось всего 4, и эти кабинки полностью не задействуются. Рядом ГУ МЧС поставило свои кабинки. И проложило свои компьютерные и телефонные сети. Сети, которые тянули для работы Центра, большей частью остаются незадействованными.  Стоит ли в этой ситуации говорить об эффективном использовании бюджетных средств – как городских, так и федеральных?
«Город создавал полноценный орган управления чрезвычайными ситуациями. И продолжает его финансировать. Но в сложившихся обстоятельствах работники Центра не могут в полном объёме и качественно выполнять возложенные на них функции, поэтому данный орган сегодня нельзя назвать полноценным»,- считает аудитор Контрольно-счетной палаты города Ольга Артемова.
Работники Центра УКС рассказывают, что вселение в стены предназначенного для их службы здания ГУ МЧС в начале этого года стало для них неожиданностью. О предшествующем «переговорном процессе» между начальником ГУ МЧС и главой города их в известность никто не ставил, мнения не спрашивал.
Сегодня на территории Петропавловска-Камчатского  действует два телефонных номера, по которым население может сообщать о фактах ЧС: 23-53-00 (к этой же системе относятся остальные номера, по 23-53-09), звонки принимают работники муниципального учреждения Центр УКС, и телефон 41-22-22, звонки на который принимают работники государственных структур.
Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2008 г. № 1240-р утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.  То есть создание и функционирование единой дежурно-диспетчерской службы города в полном объёме входит в полномочия муниципального образования.

 

Шаг к мечте?

Быть может, все, что произошло в результате заключения Соглашения и есть шаг к созданию службы 112?
В Центре УКС в этом глубоко сомневаются. «По концепции развития нашей службы уже к концу 2011 года мы должны были перейти на единый номер – 112. Должны были взять на себя операторские функции телефонов 03, 02. В прошлом году уже взяли операторские функции телефона 05. Но в результате сокращения нашей службы на смене дежурит по 1 диспетчеру. При этом в сутки поступает более 500 звонков. Это в хорошую погоду и в отсутствие аварийных ситуаций, - рассказывает представитель руководства Центра УКС. - Когда диспетчер разговаривает по одному из телефонов системы 235-300, получается, что для остальных звонящих как бы никого нет. Дозваниваются единицы. Стали поступать жалобы: дозвониться невозможно… ГУ МЧС посадили сюда одного оператора на телефон 01 для оказания помощи нашему диспетчеру. На этом же диспетчере еще телефон доверия МЧС. Отвечая на звонок по телефону 01, он принимает заявку, но не обрабатывает ее. Допустим, звонит бабушка на 235-300, у которой прорвало батарею. Мы приняли, записываем ее координаты, передаем в аварийную службу, контролируем прохождение заявки, звоним бабушке. На 01 этого не делают, просто принимают и отдают нашему диспетчеру. И получается, из-за проведенного сокращения наших диспетчеров количество принимаемых заявок у нас уменьшилось, потому что физически невозможно одному диспетчеру принять большее количество звонков, при этом увеличилась нагрузка на каждого из работников».
При заключении Соглашения планировалось, что в здании будет действовать единый диспетчерский зал. Но в зал посажены люди, которые к диспетчерской службе отношения не имеют. По Соглашению в зале должно быть не более 12 рабочих мест. А их уже 15. «И когда идет телефонный разговор,  благодаря шумовым эффектам в трубке у звонящего возникает вопрос, куда он попал, и сомнения, будет ли выполнена его заявка. Необходимая обстановка в диспетчерском зале отсутствует», - сетует представитель руководства Центра УКС, добавляя, что их невольных соседей, работников ГУ МЧС, такая обстановка тоже отнюдь не радует.
Впрочем, заместитель руководителя ГУ МЧС по Камчатскому краю Юрий Карташов с этим не согласен, считая, что в здание на Пограничной, 87 выдержит и вселение дополнительных работников. И вообще, «они (Контрольно-счетная палата – ред.) основываются на одном законе, а мы на четырех», - уверен Юрий Евгеньевич.
Председатель Контрольно-счетной палаты Петропавловска  Андрей Новиков пояснил, что речь все-таки идет о серьезных нарушениях федерального законодательства, которые повлекло заключение Соглашения между ГУ МЧС и мэрией: «Соглашение заключено без учёта требований статьи 7 ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС», в процессе выполнения соглашения грубо нарушен Бюджетный кодекс РФ. И в целом ситуация, сложившаяся в связи с заключением Соглашения, обуславливает нарушение конституционных прав местного самоуправления,  ненадлежащее обеспечение безопасности населения городского округа», - уверен Новиков.