«Камчатский край», №28 (248), 20 июля 2011 г Мария ШУПЕНИК


Поучительная история о том, как мудро и дальновидно распоряжаются городские управленцы муниципальным имуществом

Несколько лет назад Президент России озаботился вопросом – как поддержать малый и средний бизнес, дабы тот пуще прежнего укреплял экономическую мощь нашей страны. В результате, субъектам малого и среднего бизнеса было предложено выкупить имущество, которое они арендуют у органов местного самоуправления, по льготной схеме. Всем должно было стать хорошо: у предпринимателей появляются столь необходимые им помещения, а муниципалитет освобождается от непрофильных активов, прекращая нести ненужные расходы на их содержание, и, безусловно, получает в казну средства от реализованных объектов недвижимости. И эта схема в России, и на Камчатке - в том числе, с переменным успехом начала реализовываться. Вот только приводила она порой к неоднозначным результатам.

Схема продажи городского имущества предпринимателям была нехитра: объекты оценивались, по результатам оценки коммерсантам предлагалось заключить договор купли-продажи на 3 года, согласно которому имущество оставалось в залоге у муниципалитета и выкупалось у него в рассрочку по щадящей цене. Первое время возможность купить площади под офисы, склады, мастерские и пр. могли даже те, кто имел перед муниципалитетом долги по аренде.
К таковым относилось и ООО «НАПиК», которое задолжало казне Петропавловска-Камчатского за аренду помещения под офис, по ул. Ключевская, 15, несколько сотен тысяч рублей. Несмотря на имеющийся «хвост», в ноябре 2008 года между ООО «НАПиК» и администрацией городского округа, в лице комитета по управлению имуществом, был заключен договор купли-продажи, согласно которому ООО выкупало в 3-летнюю рассрочку тот самый офис. Дом по Ключевской, 15, - старое, но крепкое здание, с отличным видом на центр города, более 1.700 кв.м, где фирма продолжительное время арендовала у муниципалитета более 1/3 помещений, а остальные «квадраты» оставались в собственности города. Закрыть глаза на имеющуюся у фирмы задолженность по аренде позволяла и нормативная база того периода, да и сама фирма считалась вполне благонадежной. Ее работу жители Петропавловска могут видеть на примере домов быта «Чайка» и «Камчатка», где «НАПиК» в свое время выполнил наружную отделку из алюминиевого профиля и стеклянных панелей. Впрочем, речь не о фирме, а об имуществе, полученном ею по льготной схеме. За приобретенные в рассрочку площади, ценой более 8 млн рублей, «НАПиК» произвел только один платеж - в декабре 2008 года, в размере 258 тысяч рублей. В дальнейшем финансовое положение предприятия серьезно пошатнулось, с тех пор ни рубля в казну города не поступило.
Условиями стандартных договоров, которые были отработаны городским комитетом по управлению имуществом, предусматривалось, что если предприниматель не вносит платежи в течение 3 месяцев, комитет выставляет претензию и в судебном порядке начинает процедуру возвращения имущества в казну города. Однако по неизвестным доселе причинам комитет эту работу выполнять не стал. Финансовая ситуация «НАПиКа» между тем не улучшалась. Более того, фирма прекратила свою деятельность и покинула занимаемые площади, не оставив в здании даже сторожа.
Эта щекотливая ситуация попала в поле зрения Контрольно-счетной палаты Петропавловска-Камчатского в период проведения контрольного мероприятия по аренде нежилого имущества города. Тогда аудиторы обратили внимание на упомянутый долг арендаторов в лице ООО «НАПиК». В дальнейшем КСП продолжила отслеживать ситуацию, в процессе чего и обнаружилось, что фирма имеет весьма существенные долги и по выкупу помещений, стоимостью более 8 млн рублей.
Итак, первый и последний платеж «НАПиК» произвел в декабре 2008 года. Сотрудники отдела корпоративных отношений комитета по управлению имуществом на имя председателя комитета Елены Надменко в июне 2009 года написали служебную записку с изложением сей непростой ситуации, предложив направить документы в юридический отдел для расторжения договора купли-продажи с ООО в связи с неисполнением условий договора. Записка в юротдел попала. Шло время, г-же Надменко о сложившейся ситуации напоминали как ее собственные подчиненные, так и Контрольно-счетная палата. Так закончился 2009 год. В 2010 году Е. Надменко пыталась освежить память и комиссия по повышению доходной части бюджета городского округа. Однако ничего не менялось.
Комитет по управлению имуществом подготовил исковое заявление только в феврале 2011 года. И тут выяснилось самое интересное: выселить «НАПиК» не удастся, поскольку он уже является банкротом, в ООО назначен конкурсный управляющий, а имущество - так и неоплаченный офис - вошло в конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов. Следовательно, вернуть его в казну не представляется возможным. Комитет принял соломоново решение: раз не можем забрать имущество, давайте включимся в реестр требований кредиторов. И оказался в большой и длинной очереди тех самых кредиторов. Объем долгов ООО «НАПиК» перед муниципалитетом на тот момент составил более 8,5 млн рублей - включая как старые долги по аренде, так и по неоплаченному имуществу. Все понимали: шансы получить долг ничтожны. С другой стороны, они имелись: выставленное конкурсным управляющим на торги имущество пожелали бы купить многие.
Увы, за то время пока комитет собирался с мыслями, 2 года писал исковое заявление, имущество (офис по ул. Ключевской, 15) оказался разрушенным и разграбленным, и его цена к сегодняшнему дню никак не тянет на 8, 5 млн рублей. В помещениях сняты окна, полы, подвесные потолки, даже кафель, царит полная антисанитария, а ночами здесь распивают алкоголь бомжи и подростки.
После этого конкурсный управляющий попытался продать помещения дважды. Однако желающих его приобрести по понятным причинам не нашлось. Тогда он решил предложить выкупить имущество залогодателю. То есть муниципалитету. Для залогодателя в данной ситуации предусмотрены определенные льготные условия. В частности, есть возможность выкупить помещения всего за 650 тысяч рублей. Было бы чему порадоваться, да вот незадача: за 650 тысяч рублей комитет собирался выкупить имущество, по факту городу же и принадлежащее.
Получив это предложение, г-жа Надменко тут же составила запрос в финансовое управление мэрии - включить эти 650 тысяч рублей в бюджет. В мае текущего года КСП рассмотрела проект решения о внесении изменений в бюджет и предложила администрации города до принятия решения о выкупе помещения провести служебное расследование. Ведь нелишне всем понять, как такое могло произойти и кто виноват в создавшейся ситуации. И, разумеется, принять меры к виновникам торжества. КСП была услышана, из бюджета запрашиваемая комитетом сумма была исключена, и началось служебное расследование. Самое забавное, что провести его было поручено… все той же Е. Надменко.
Результат не заставил себя долго ждать. Недавно на имя председателя КСП Андрея Новикова поступило письмо от 1-го заместителя главы администрации городского округа Сергея Кондрашина, в котором он сообщил, что опасения КСП не подтвердились, никакого ущерба бюджету не нанесено, а выводы КСП о полном отсутствии претензионной работы в комитете по управлению имуществом в отношении ООО «НАПиК» тоже не подтвердились.
Странно: имущество стоимостью более 8 млн рублей разрушено, для того чтобы получить назад руины, городу нужно заплатить 650 тысяч рублей. А ущерба нет…
А как следует из объяснительной записки Е. Надменко на имя С. Кондрашина, по итогам служебного расследования к начальнику юридического отдела Ващилко было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. И вообще, если углубиться в содержание данной объяснительной записки, то выяснится, что комитет работал - писал письма в ООО «НАПиК», составлял иск в суд. Только до адресатов почему-то ничего не доходило.
Но и это еще не все. Напомним, что «НАПиК» занимает около 1/3 помещений в здании по ул. Ключевской, 15, которые и отошли ему по договору купли-продажи. Остальное здание является муниципальной собственностью. Что происходит внутри помещений, принадлежащих муниципалитету, также хорошо видно на фото. Вскрытые полы, отсутствующие окна и прочие «прелести». Только за год там произошло 2 пожара. Похоже, что сторожа там не было никогда, а окна не забиты даже досками.
Что по этому поводу думает глава комитета по управлению имуществом? Она предлагает выкупить помещение у ООО «НАПиК» и с учетом числящихся за городом площадей сформировать единый объект недвижимости, а после его продать.
Интересно, найдутся ли в городе сумасшедшие люди с деньгами, желающие выкупить загаженный сарай? Не менее интересно и другое: как долго в городе продолжится столь странный метод управления имуществом и долго ли во главе этого процесса продержатся нынешние действующие лица?