«Камчатский край», №42 (313), 24 октября 2012 г. Мария ШУПЕНИК

На минувшей неделе коллегия Контрольно-счетной палаты Петропавловска-Камчатского утвердила итоги проверки открытого акционерного общества «Автопарк». Аудиторы КСП изучили договорные отношения «Автопарка» со сторонними организациями, которые привлекаются для осуществления пассажирских перевозок по автобусным маршрутам, а также вопрос эффективности использования собственного парка машин.
О странном сотрудничестве ОАО «Автопарк», акции которого полностью принадлежат городу, с коммерческими перевозчиками и о том, какое место на рынке пассажирских перевозок занимает он сам, мы расскажем в следующем номере газеты. А сегодня речь пойдет о другом договоре «Автопарка» - кредитном, заключенном с ЗАО «Солид Банк».
Осенью прошлого года для приобретения 40 новых автобусов ЗАО «Солид Банк» предоставил ОАО «Автопарк» невозобновляемую кредитную линию, на сумму 120 млн рублей. В качестве залога под кредитный договор «Автопарк» передал банку имущество на общую сумму около 147 млн рублей - 5 земельных участков и почти все здания. Кроме того, в залог ушли и 18 новых автобусов из 20, приобретенных на средства данного кредита.
Если посчитать реальную, рыночную стоимость 5 земельных участков, переданных банку в качестве залога, она окажется намного больше 120 млн рублей. А тем временем финансовое состояние «Автопарка» откровенно убыточно. В случае невозможности расчетов по кредиту имущество ОАО будет обращено в собственность ЗАО «Солид Банк», а городу останутся лишь бумажки в виде ничем не обеспеченных акций. Глядя на этот расклад, создается впечатление, что ОАО «Автопарк» кто-то настойчиво тащит в пропасть банкротства.
В сентябре 2011 года отдельные светлые головы пытались предупредить администрацию города о печальных перспективах заключения подобной сделки. Окончательно вопрос решился на комиссии по управлению акционерными обществами города. Экс-глава города Сергей Кондрашин тогда настоял на заключении кредитного договора. На комиссии лишь формально подкорректировали бизнес-план, слегка подогнав цифры.
Насколько четко представляли себе возможные последствия и осознавали ли ответственность за принятое решение члены комиссии, давая согласие на совершение этой сделки? Исходя из содержания бизнес-плана, напрашивается предположение, что они либо находились в измененном состоянии, либо на них кто-то сильно надавил. Непросчитанный и нереалистичный – это минимальный набор эпитетов, которых заслуживает бизнес-план, который, в то же время, очень порадовал представителей самого «Солид Банка», получившего просто шикарное залоговое обеспечения кредита.

Неисправимые оптимисты
Первое, что бросилось тогда в глаза: представленный ОАО «Автопарк» бизнес-план на 2,5 листах (очень убедительно для кредита на 120 млн рублей) основан исключительно на оптимистическом прогнозе, что ОАО выиграет конкурсы на транспортное обслуживание так называемых «красных линий» - основных городских маршрутов, приносящих наиболее высокий доход. При этом в бизнес-плане не было ни слова о том, откуда у предприятия возьмутся деньги на погашение кредита, если выиграть в конкурсе все же не удастся.
Как отмечали некоторые эксперты, и сами условия кредита оптимальными для ОАО «Автопарк» не являются. Ставка по кредиту в размере 12 процентов годовых не является эффективной. Тем более что в городе уже сложилась практика привлечения кредитов для финансирования дефицита бюджета Петропавловска, и ставки привлекаемых кредитов намного ниже. В 2011 году - в среднем, около 7,5 процента годовых. Более того, ставка по кредитному договору «Автопарка» и «Солид Банка» не является фиксированной до конца действия договора, и может быть изменена кредитором в одностороннем порядке. В случае же отсутствия у заемщика возможности поддерживать ежемесячные обороты по расчетному счету начиная с 1 октября 2011 года в размере не менее 7 млн рублей в течение всего срока действия договора, проценты за пользование кредитом автоматически увеличиваются до 15 процентов годовых. А в случае просрочки возврата кредита применяется процентная ставка 30 процентов годовых. Также, согласно условиям договора, кредитор может обратить взыскание на заложенное имущество, даже если просрочка по уплате кредита имеет разовый характер...
Изначально бизнес-план был составлен на период 2012-2016 годы, в то время как кредитным договором предусмотрен срок окончательного погашения выданного кредита 10 сентября 2018 года. По договору погашение кредита производится по годам в следующих размерах: 2012 год – 5.010.000 руб.; 2013 год – 20.040.000 руб.; 2014 год – 20.040.000 руб.; 2015 год – 20.040.000 руб.; 2016 год – 20.040.000 руб.; 2017 год – 20.040.000 руб.; 2018 год – 14.790.000 руб.
А бизнес-планом, видимо, для пущей убедительности, было предусмотрено опережающее, досрочное погашение кредита.
Интересно, что кредитным договором предусмотрено ежемесячное взимание платы за обслуживание кредитного договора по тарифам банка, при этом бизнес-планом данные расходы не были предусмотрены, как не были предусмотрены и расходы на разовый платеж за открытие лимита кредитной линии, в размере 360 тысяч рублей.
Согласно бизнес-плану и пояснительной записке к нему доходы ОАО «Автопарк» в 2012 году составят около 101 млн 479 тысяч рублей, что является сомнительным. Ведь согласно данным отчета о прибылях и убытках «Автопарка» за 2010 год его выручка составила 54 млн 539 тысяч рублей. Данные о выручке предприятия за 2011 год в бизнес-плане отсутствовали. А последняя проверка КСП показала, что за 2011 год ОАО «Автопарк» получило чистый убыток в размере почти 1,5 млн рублей. И эти данные можно считать лишь верхушкой айсберга, т.к. в бухгалтерии предприятия сам черт ногу сломит, в ряде случаев отсутствуют даже первичные бухгалтерские документы.
Разработчики бизнес-плана исходили из того, что объем выполняемых автобусами предприятия рейсов в 2012 году составит 84.179, и останется неизменным до 2016 года, что также сомнительно, т.к. расчет произведен исходя из объема работ, распределяемого на открытом конкурсе, который еще не проведен, соответственно, и победитель его не известен. Более того, закрепление маршрутов по результатам данного конкурса планируется только на 3 года.
А еще разработчики бизнес-плана исходили из того, что численность водителей (65 человек), расходы на оплату труда (30 млн 790 тысяч 500 руб.) и отчисления в фонды (10 млн 715 тысяч 100 руб.) останутся неизменными на период с 2012 до 2016 года. 4 года не повышать работникам зарплату – оказывается, такое возможно… Или все же на таких условиях не согласятся работать даже узбеки? Между тем увеличение расходов на оплату труда даже на 10 процентов автоматически увеличивает объем расходов предприятия минимум (без учета роста отчислений в фонды) на 3 млн 079 тысяч рублей.
Но оптимизму разработчиков бизнес-плана не было предела. По их мнению, стоимость топлива у нас останется неизменной в 2012-2013 годах, и будет равна стоимости оптовой цены на дизтопливо, приобретаемое предприятием в 2011 году по цене 26,3 рубля за литр. При этом минимальный рост цены топлива на 3 процента в год приведет к увеличению расходов предприятия только в 2012 году на 657 тысяч рублей.
Таким образом, только при условии минимального роста заработной платы и стоимости топлива убыток ОАО «Автопарк» при условии соблюдения остальных положений бизнес-плана уже в 2012 году составит 3 млн 516 тысяч рублей.
Разработчики полагали, что стоимость расходов на приобретение шин в 2012-2013 годах останется неизменна, и будет аналогичной ценам 2011 года. И что расходы на техническое обслуживание парка автобусов не изменятся аж до 2014 года, и будут равны аналогичному показателю 2011 года.
Не были учтены бизнес-планом расходы на погашение и обслуживание кредитов, привлекаемых для выплаты заработной платы сотрудникам предприятия. Не предусматривались бизнес-планом и расходы на уплату налогов…
А стоимость приобретаемых автобусов не раскрывалась ни в бизнес-плане, ни в пояснительной записке к нему.

Как спасти утопающего?
Картина вырисовывается печальная. Совершенно очевидно, что реализация кредитного договора ОАО «Автопарк» и ЗАО «Солид Банк» может привести к катастрофическим для предприятия и всего города последствиям. А именно, к потере передаваемого в залог имущества балансовой стоимостью около 147 млн рублей. Или к выплатам из бюджета города нескольких сотен миллионов рублей (с учетом суммы кредита, процентов по нему и штрафных санкций за невозврат, несвоевременный возврат, просрочку платежа) в целях спасения предприятия от банкротства.
Напомним, что эти предупреждения не возымели действия ни на членов комиссии по вопросам управления акционерными обществами города, ни на экс-главу администрации Сергея Кондрашина. Сомнительная во всех отношениях сделка совершена. Что остается делать в этой ситуации? По мнению председателя Контрольно-счетной палаты Петропавловска-Камчатского Андрея Новикова, для спасения предприятия необходимо, по меньшей мере, снизить объем залогового обеспечения кредита. А главное - максимально оптимизировать деятельность ОАО «Автопарк». Для этого предприятие должно отказаться от тех прилипал, которым оно сегодня передоверяет самые выгодные маршруты, о чем подробнее мы расскажем в следующей статье. Добавим лишь, что на этот счет КСП уже долго пишет письма в мэрию, в комитет городского хозяйства, который пока отреагировал только одним способом – моя хата с краю, ничего не знаю. Причем представители КГХ на предыдущей коллегии КСП просили отложить рассмотрение вопросов по «Автопарку», ссылаясь на неготовность обсуждать их в назначенный день. КСП пошла навстречу, рассчитывая не только на откровенный диалог, но и на то, что к коллегии, назначенной на 16 октября, КГХ примет конкретные меры к исправлению ситуации. Но от надежды не осталось камня на камне, потому как представители КГХ на коллегию Контрольно-счетной палаты вообще не явились. Поэтому на коллегии было принято решение обратиться в прокуратуру.