АиФ Камчатка №49 (1518), 2-8 декабря 2009 года. Владимир Хитров

На прошлой неделе, вернувшись из Москвы в краевой центр, важное заявление сделал мэр Петропавловска Владислав Скворцов.
«Корректировка счетов за отопление в Петропавловске все же будет», — сообщил он в эфире одной из радиостанций. По словам мэра, находясь в столице, он сходил в Министерство регионального развития. А там его заверили, что в плане перерасчета управляющая компания (УЖКХ) все делает правильно…

Рисунок Дениса ЛОПАТИНА

Надо было Владиславу Васильевичу уточнить в министерстве еще несколько вопросов. Узнать — правильно ли делало УЖКХ, когда выплачивало два с половиной миллиона рублей коммерческому банку за то, что тот погасил несуществующий долг этого уважаемого коммунального учреждения? А правильно ли поступило муниципальное предприятие «Горсеть», когда «подарило» 58 миллионов рублей московской компании «Финправо»?
Еще, между делом, можно было поинтересоваться: правильно ли делают жители Петропавловска, когда платят за «ГВС из системы отопления», хотя, по закону такой услуги не существует? Вопросов можно было задать очень много, но Скворцов почему-то ограничился одним перерасчетом. Будто на нем свет клином сошелся…
О том, что так называемый перерасчет — это форменный грабеж горожан, мы писали неоднократно. Приводили факты, мнения экспертов, политиков и руководителей края. На мэрию это не подействовало. Сегодня мы воспользуемся документами Контрольно-счетной палаты о том, как коммунальщики разбазаривают деньги городского бюджета и горожан. В документах много интересных цифр. Счет идет на десятки, сотни миллионов рублей…
Жаль об этом не знает премьер-министр В. Путин. Он бы наверняка спросил у наших правоохранительных органов: «А посадки где?»

 

ЖКХ: жить красиво хочется!

Сегодня все мы в черной дыре ЖКХ.


О том, как городская администрация тратит бюджетные деньги, журналисту «АиФ-Камчатка» рассказал председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Петропавловск-Камчатского городского округа Андрей НОВИКОВ.
Кассовый разрыв
— Сферой ЖКХ Контрольно-счетная палата серьезно занимается уже три года. И по результатам проверок можно сделать вывод, что городским властям не удалось отладить систему работы коммунальных служб. Зато у них хорошо отлажены схемы управления финансовыми потоками. Они достойны того, чтобы со временем войти в учебники, конечно, не по экономике, а по какой-нибудь другой дисциплине, возможно, по криминалистике, — считает Андрей Александрович. — Когда начинаешь понимать, как муниципальные предприятия тратят бюджетные деньги, становится ясно, почему горожане так много платят за ЖКХ.
В этом году КСП подготовила два материала по коммунальной тематике. Первый касался закупки и установки теплосчетчиков, второй — перечисления в управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) 687 млн рублей из городского бюджета. Об этом случае я предлагаю поговорить подробнее.
В январе 2008 года городская администрация решила выделить из бюджета несколько сотен миллионов рублей для нужд УЖКХ. Чиновники объясняли это необходимостью покрыть кассовый разрыв, который всякий раз возникает в зимний период. Дело в том, что жильцы платят за тепло не по его фактическому потреблению, а по определенной схеме — ежемесячно равными долями в течение года. В зимний период, когда котельные и ТЭЦ работают на полную мощность, платежей, поступающих от населения, недостаточно, чтобы заплатить за производство тепловой энергии. Вот городская администрация и решила помочь коммунальщикам. Предполагалось, что УЖКХ вернет деньги в III и IV кварталах, ведь летом и осенью у них появляются дополнительные доходы. Котельные и ТЭЦ в это время отдыхают (значит, рассчитываться с ними не надо), а население продолжает платить так же, как и зимой.
Несмотря на то, что КСП и прокуратура были против, городские власти нашли возможность перевести в УЖКХ 687 млн рублей. Коммунальщики, в свою очередь, переправили эти деньги в другую муниципальную организацию — «Горсеть», которая занимается продажей тепловой энергии. По-хорошему, «Горсеть», у которой, как нас уверяли, был кассовый разрыв, должна была заплатить производителям тепла («Камчатскэнерго» и «Камчатсккомунэнерго»), и она им заплатила, только далеко не в полном объеме. Часть средств была отправлена совсем в другом направлении.
Порядка 27 млн рублей ушло в московскую фирму «Финправо», которая оказывает услуги по возвращению из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) в случае его переплаты. Выяснилось, что МУП «Горсеть», начиная с 2002 года, начисляла НДС на субсидии, получаемые из городской казны. Хотя этого не надо было делать. В результате этой бухгалтерской ошибочки муниципальное предприятие потеряло 330 млн рублей. Естественно, деньги эти им захотелось вернуть. Поэтому они и заключили договор с «Финправом», стоимость услуг которого составила 15 % от суммы возврата. Таким образом из-за чьего-то разгильдяйства городом были безвозвратно потеряны 58 млн рублей. По этому поводу возникает масса вопросов. Зачем, например, надо было нанимать ЗАО «Финправо», если и в «Горсети», и в УЖКХ существуют юридические отделы, а в горадминистрации целый правовой департамент? Да и кто решил, что гонорар московской компании должен составлять 15 %? Это просто запредельная цена, которая никоим образом не может быть обоснована…
Подарок для банка
Коммунальщики, между тем, рассчитавшись с «Финправом», продолжили осваивать свалившиеся на них бюджетные деньги.
Между «Горсетью» и УЖКХ существуют договорные отношения — и это вполне естественно. УЖКХ обслуживает жилфонд, «Горсеть» продает тепловую энергию. Было бы логично, если бы УЖКХ значилось в должниках у «Горсети». Общероссийская тенденция, во всяком случае, такова, что коммунальщики и бюджет постоянно должны продавцам тепла. Но у нас-то город необыкновенный, у нас «Горсеть» умудрилась задолжать коммунальщикам.
(Это просто ни в какие ворота не лезет. Владислав Скворцов постоянно убеждает нас, что население не доплачивает за коммуналку, поэтому УЖКХ накапливает долги перед продавцами тепла. Но выясняется, что жители города не просто содержат «Горсеть», но еще и кредитуют эту странную и, по мнению специалистов, ненужную организацию. Ведь УЖКХ спокойно могло бы покупать тепловую энергию напрямую у производителей — «Камчатскэнерго» и «Камчатсккоммунэнерго». А «Горсеть» — это всего лишь посредник, лишнее звено, благодаря которому цена гигакалории для горожан значительно возрастает. — Ред.).
Если на начало 2007 года долг «Горсети» составлял 5 млн рублей, то в январе 2008 года он превысил 70 млн. Как же эта цифра образовалась?
Оказывается, в конце ноября 2007 года УЖКХ и «Горсеть» проводили между собой акт сверки, чтобы определить, кто кому и сколько должен. Вроде бы обычная бухгалтерская процедура. Однако две эти замечательные муниципальные организации почему-то сделали акт сверки только по одной счет-фактуре, которая была выставлена «Горсетью» в адрес УЖКХ. Получилось, что УЖКХ (которое живет за счет наших с вами денег. — Ред.) вроде бы должно «Горсети» 200 млн рублей. В дальнейшем с благословения комитета по управлению городским имуществом был заключен договор переуступки долга с коммерческим банком, который перевел деньги «Горсети». А чуть позднее УЖКХ, получив средства из бюджета «на ликвидацию кассового разрыва», не только рассчиталось с банком, но и выплатило ему вознаграждение — два с половиной миллиона рублей. Самое интересное в этой истории то, что никакой задолженности перед «Горсетью» у коммунальщиков не существовало. Вернее, некоторый долг был, но «Горсеть» была должна коммунальщикам еще больше. Однако в результате финансовых операций УЖКХ перечислило лишних 70 миллионов рублей «Горсети» и еще два с половиной миллиона подарило коммерческому банку.
Кстати, всего из полученных УЖКХ 687 млн рублей в бюджет вернулись только 113 млн.
Думаю, понятно, что бюджетные средства расходуют, мягко говоря, неэффективно. Называть все эти манипуляции как-то иначе… компетенция не позволяет. Этим должны заниматься правоохранительные органы.
Меньше услуг — больше денег
— В двух словах как бы вы охарактеризовали деятельность городского ЖКХ?
— Во-первых, она абсолютно не прозрачна, во-вторых, как мне кажется, не направлена на удовлетворение потребностей жителей. Создается впечатление, что система ЖКХ устроена таким образом, чтобы зарабатывать как можно больше денег, но предоставлять как можно меньше услуг.
— А Скворцов утверждает, что живем мы все лучше, что коммунальная реформа идет успешно.
— Когда я слушаю Владислава Васильевича, у меня складывается ощущение, что мы с ним живем в разных городах, ездим по разным улицам.
Можно, конечно, говорить, что в нашем городе все замечательно, что отремонтировано столько-то крыш. Но ведь и кроме крыш надо еще что-нибудь делать.
— Подозреваю, что ремонт крыш — удобный способ осваивать деньги. Ведь проверить реальные объемы работ — непросто. По бумагам все крыши наверняка ремонтируются в строжайшем соответствии с требованиями. Но вряд ли кто-то считал, сколько материалов на самом деле было использовано.
— Могу сказать, что капитальный ремонт крыш, в принципе, можно контролировать. А вот с текущим ремонтом — сложнее. Когда крыши латаются местами: там — чуть-чуть, здесь — чуть-чуть, определить объем работ практически невозможно…
— Как вы относитесь к инициативе властей сделать горожанам перерасчет за отопление?
— Отрицательно: и как гражданин, и как специалист. Сколько можно перекладывать расходы сомнительных коммунальных организаций на плечи населения?! Вместо этого надо налаживать эффективную работу, убирать с рынка лишних посредников. Зачем, например, существуют такие предприятия, как УМИТ или «Горсеть»? Чтобы их руководителям хорошо жилось. Но разве в этом цель коммунальной реформы?
http://kamchatka.aif.ru/issues/last