КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

АиФ Камчатка №49 (1518), 2-8 декабря 2009 года. Владимир Хитров

В последние месяцы политики всероссийского масштаба много говорят о необходимости энергосбережения и экономии топлива. Городская администрация озаботилась данной проблемой гораздо раньше. Сберегать энергию руководители Петропавловска начали еще в 2007 году. Но в результате бюджет потерял десятки миллионов рублей.

Как администрация энергию берегла В начале 2007 года городской администрацией было принято решение оборудовать в ряде домов узлы учета тепловой энергии. После их установки жильцы должны были бы платить за отопление не по рассчитанному с нарушением законов РФ завышенному нормативу (как платит сегодня большинство из нас), а по реальному потреблению. Идея вроде бы хорошая. Но так и дорога в ад вымощена благими намерениями. Многое зависит от того, кто эти намерения реализует. Например, когда за дело берется Петропавловская мэрия, горожанам, как правило, приходится затягивать пояса. Экономическая деятельность местных властей имеет интересную особенность. Если какие-то предметы покупаются за бюджетные деньги, то часто не по рыночной цене, а значительно выше. Так произошло и на этот раз.
Команда Владислава Скворцова поручила закупку и оборудование тепловых узлов муниципальному предприятию «УМИТ» (Управление механизации и транспорта, то самое, которое эксплуатирует знаменитый ремиксер. — Ред.). Счетчики были куплены за 18 миллионов рублей, а затем проданы другому муниципальному предприятию «Горсеть», но уже за 34 миллиона.
С чем связано это удорожание? С тем, что УМИТ включило в цену свою рентабельность, общехозяйственные расходы, налоги и т. д. и т. п. Впрочем, это не так важно. Сама операция двух, по сути, бюджетных организаций выглядит очень странно. Ведь получается, что город купил счетчики за 18 млн рублей, а потом продал их самому себе, но уже подороже. И потерял в итоге около 16 млн. Хорошая экономика.
Но на этом «энергосберегающие мероприятия» не закончились. Тепловые узлы были оборудованы в 98 домах, однако жильцы весь 2007 год продолжали рассчитываться с бедными коммунальщиками по нормативам, переплатив им порядка 45 млн рублей.

 

Большая разница
— Наверное, жителям был сделан перерасчет? — поинтересовался я у аудитора Счетной палаты Екатерины Приваловой, проводившей проверку эффективности энергосбережений.
— Нет, в 2007 году перерасчета не было, — сказала Екатерина Михайловна. — Главный бухгалтер УЖКХ на заданные ей вопросы ответила, что теплосчетчики в то время еще не значились в основном имуществе жилфонда. УМИТ их уже списало, а «Горсеть» еще не поставила на баланс. По документам, тепловых узлов вообще не существовало, поэтому коммунальщики и перерасчет делать не стали.
— А в 2008 году они что-нибудь пересчитали?
— Да. Но, воспользовались формулой, которая не соответствует постановлению Правительства № 307, определяющему порядок перерасчета. Я рассчитала по изобретенной в муниципалитете формуле одну из квартир. Получилось, что квартиросъемщику не доплатили порядка 600 рублей.
(Сейчас, когда власти хотят подкорректировать счета за отопление в сторону увеличения, они упорно ссылаются на постановление № 307. Мол, это Москва обязывает нас перерасчет сделать. Выходит, когда чиновникам нужно было возвращать жильцам деньги, они на правительственное постановление наплевали и придумали свою формулу. А сейчас, когда нужно деньги собрать, они прикрываются постановлением как щитом. — Ред.)
 — В каком количестве квартир нужно было сделать перерасчет?
— Теплосчетчики установили в 98 многоквартирных домах, так что считайте.
— Какие еще нарушения были выявлены вами?
— По договору «Горсеть» должна была получать деньги за мероприятия по энергосбережению из бюджета городского округа. Если раньше жильцы платили за отопление по нормативу, то после оборудования тепловых узлов стали платить по счетчику. То есть экономить. Из разницы между показаниями общедомового счетчика с нормативом, по идее, и должна была складываться сумма, которую УЖКХ за счет бюджетных средств обязалось возмещать «Горсети». Но коммунальщики почему-то поступили иначе. Стали считать разницу между данными счетчика и тарифом энергоснабжающих организаций, который выше норматива. Таким образом, платежи из бюджета в адрес «Горсети» были завышены в 2007 году на 9 млн рублей.
Кстати, по договору, рассчитываться с «Горсетью» нужно было исключительно из бюджетных средств. А как мне удалось установить, для расчетов использовались и средства, собранные с населения…
Вы не поверите!
Вот так в нашем прекрасном городе берегут тепловую энергию…
Компания «Горсеть» (благодаря которой, кстати, город «подарил» московской фирме «Финправо» 58 млн рублей. — Ред.) покупает теплосчетчики по явно завышенной цене, но получает из бюджета бонусы за так называемые энергосбережения. Причем УЖКХ целенаправленно завышает размеры выплат, чтобы отдать «Горсети» (которая и без того должна им более 70 млн) побольше бюджетных денег.
Есть в этой истории и еще один интересный нюанс. Муниципалы установили тепловые узлы в 98 домов. Жильцы стали платить за отопление по показаниям счетчиков, и за год тепловая энергия обошлась им на 45 млн рублей дешевле, чем раньше, когда они платили по нормативам. Казалось бы, можно сделать вывод, что нормативы в Петропавловске завышены. Но горадминистрация, вопреки здравому смыслу, убеждает нас, что нормативы занижены. Они говорят, что жильцы задолжали энергетикам 94 млн рублей, и хотят, чтобы мы в это поверили…
 «Они действуют расчетливо и цинично»
Каждый месяц коммунальные службы выставляют горожанам счета за содержание и текущий ремонт жилья. Многие из нас регулярно эти счета оплачивают, хотя ремонт в домах не делается годами, а содержание жилья оставляет желать много лучшего.
Жителя Петропавловска Сергея Куличенко подобное положение дел не устроило. Он обратился в суд и обязал коммунальщиков сделать перерасчет.
— Сначала наш дом на ул. Павлова, 7, обслуживало МУП «Южное», — рассказывает С. Куличенко. — Точнее не обслуживало, а присылало квитанции, которые жильцам приходилось оплачивать. Когда МУП «Южное» обанкротилось, дом перешел под управление МАУ «УЖКХ». Состояние здания к тому времени можно было определить одним словом — разруха: в подвале все было завалено мусором, трубы текли, электропроводка торчала в разные стороны, с фасада сыпалась штукатурка. Я обратился в УЖКХ с вопросом: соответствуют ли их услуги утвержденным тарифам? Ответа не последовало. Я подготовил еще одно заявление. В ответ тишина. Меня, как собственника квартиры, коммунальщики просто игнорировали. Чтобы защитить свои права, я обратился в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ). Инспектор ГЖИ обнаружил многочисленные нарушения и несоответствия состояния общего имущества Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. По результатам проверки был составлен акт, на основании которого я потребовал от коммунальщиков сделать перерасчет. Они, естественно, и в этом вопросе не пошли мне навстречу. Тогда я подал иск в суд и выиграл процесс. МАУ «УЖКХ» обязали не только сделать перерасчет, но и компенсировать мне моральный ущерб в пять тысяч рублей.
 — Какую сумму ежемесячно вы платили за текущий ремонт?
— Сумма зависит от площади квартиры. Я платил около 700 рублей в месяц. Если в результате перерасчета мне вернут хотя бы 20 % (а я рассчитываю на большее), это будет 1680 рублей в год. Вроде бы немного. Но надо учесть, что в моем доме — 50 квартир. Выходит, что только с него за год коммунальщики необоснованно получили более 50 тысяч рублей. На балансе УЖКХ находится около полутора тысяч зданий. Не думаю, что их обслуживают лучше, чем наш дом. Вот и посчитайте, сколько денег УЖКХ ежегодно собирает за текущий ремонт и содержание жилья, не предоставляя услуг.
— Вам довелось довольно много общаться с представителями городского УЖКХ. Какое впечатление произвели на вас сотрудники этой организации?
— Знаете, сначала я думал, что эти люди просто не владеют ситуацией, не очень хорошо ориентируются в законе. Как выяснилось, я был наивен, они все прекрасно понимают, но действуют расчетливо и цинично. Вся работа МАУ «УЖКХ», на мой взгляд, нацелена не на то, чтобы предоставлять услуги населению, а на то, чтобы собирать деньги и решать какие-то свои внутренние задачи…

 

Как мы платим за отопление?
Чтобы точно определить, сколько тепла потребляет жилой дом, нужно оборудовать в нем узел учета тепловой энергии (теплосчетчик). Если на доме не установлен теплосчетчик, мы платим за отопление по нормативу. Норматив определяет примерное количество тепловой энергии, которое потребляет жилой дом. Во всей стране нормативы считают по формуле, утвержденной Правительством РФ. В Петропавловске норматив считают по формуле, утвержденной Владиславом Скворцовым. В результате горожане, которые живут в многоквартирных домах без теплосчетчиков (а таких большинство), как правило, платят за отопление в полтора-два раза больше, чем реально потребляют.
Исходя из этого можно сделать вывод, что норматив Скворцова завышен. Однако в мэрии считают, что он занижен и каждому из нас надо доплатить в УЖКХ примерно по 5–20 тысяч рублей.
Что такое перерасчет?
В постановлении Правительства РФ № 307 говорится, что размер платы за отопление один раз в год может корректироваться. Для чего необходима корректировка? Чтобы сверить данные, полученные при помощи норматива, с данными, которые представляет ресурсоснабжающая организация (в Петропавловске это «Камчатскэнерго» и «Камчатсккоммунэнерго»). Во многих городах России проведение перерасчета было бы вполне законно и не вызвало никаких вопросов. Но Петропавловск — город особый. У нас норматив высчитывается в нарушение постановления правительства, поэтому проведение корректировки, на основании постановления правительства, вызывает сомнения у некоторых юристов.
Получается, что наша мэрия, когда хочет, игнорирует постановления правительства, а когда хочет, ими прикрывается.
Почему мэрия не привела норматив в соответствие с законом?
С одной стороны, это халатность, а с другой — возможность регулировать плату за отопление так, как вздумается городским властям. То есть собирать с людей деньги не только за те услуги, которые они потребляют, но и за те, которые они должны потреблять.
P.S.
Сегодня мы опубликовали только часть материалов о том, как местные власти используют казенные средства. На самом деле материалов гораздо больше. В ближайших номерах мы обязательно к ним вернемся. Ведь в редакцию за последние недели обращались десятки горожан, которые делились с нами фактами коммунального беспредела. Содействие в подготовке статей оказывали юристы муниципальных учреждений. По долгу службы они должны были поддерживать позицию мэрии по поводу перерасчета, но совесть не позволяла им этого делать. Как специалисты, они прекрасно понимают — жители Петропавловска и так переплачивают за услуги, которые им никто не предоставляет. Жаль, что прокуратура смотрит на это сквозь пальцы. Ее сотрудники только разводят руками: мол, мы ничего не можем поделать. Бездействием правоохранительных органов пользуются городские руководители. А крайними остаются горожане. Ведь это нам приходится платить за горячую воду, которую мы не получаем, за текущий ремонт, который нам не делают, за тепловую энергию, которой отапливаются улицы, за завышенные нормативы, которые назначают местные чиновники, за теплосчетчики, которые покупают в два раза дороже реальной цены, за финансовые ошибки муниципальных предпринимателей, которые обходятся бюджету в десятки миллионов рублей, за содержание огромной коммунальной орды, работа которой, судя по всему, так нравится мэрии. Иначе как объяснить тот факт, что в начале нынешнего кризисного года зарплаты коммунальщиков подняли на 30–40 %. Мы все платим, а денег все не хватает. Может кто-нибудь скажет, сколько еще нужно чиновникам из мэрии, чтобы они, наконец, оставили наш город в покое?

http://kamchatka.aif.ru/issues/last