КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Андрей Новиков: из-за участия посредников в установке 125 теплосчетчиков городской бюджет потерял около 16 миллионов рублей

Материалы проверки Контрольно-счетной палаты направлены в прокуратуру

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 26 марта, Север ДВ. Практически в два раза выросли расходы бюджета на установку 125 приборов учета тепловой энергии в жилых домах Петропавловска при передаче их от одного муниципального предприятия другому. Этот факт был выявлен в результате проведенной Контрольно-счетной палатой Петропавловска-Камчатского проверки взаиморасчётов, производившихся в рамках договора энергосбережения, а также эффективности установки теплосчётчиков в домах жилищного фонда города. На данный момент отчет ревизоров уже направлен в прокуратуру. О результатах проведенной проверки и ситуации с установкой приборов учета тепловой энергии корреспондент РИА Север ДВ побеседовал с председателем Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Андреем НОВИКОВЫМ.

- Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, как получилось, что первоначально теплосчетчики были приобретены МУП "УМИТ" за 18,705 млн. руб., а при передаче их конечному получателю МУ "УЖКХ" стоимость их выросла до 34,612 млн. руб. Чем обусловлена такая разница в стоимости одного и того же оборудования. Можно было ли избежать этого повышения?
-Ситуация очень простая. Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа проводила проверку в целом по установке и эксплуатации узлов учета тепловой энергии. На момент проверки этих приборов было создано МУП "УМИТ" более 262 штук. Часть из них МУП "УМИТ" уже передал МУП "Горсеть", и впоследствии МУ "УЖКХ", часть еще пока числилась либо на балансе УМИТ и была арендована МУП "Горсеть", либо находилась в процессе монтажа.
Стоимость приобретения и установки 125 счетчиков для МУП "УМИТ" составила 18, 705 млн. руб., а для конечного получателя МУ "УЖКХ" выкупная стоимость их с налогом на добавленную стоимость (НДС) составила уже 34,612 млн. руб.
МУП "УМИТ" самостоятельно эти узлы учета тепловой энергии не монтировал, они нанимали для этого подрядчиков, приобретали материалы, передавали подрядчикам материалы, подрядчики собирали эти узлы учета. У МУП "УМИТ" сформировалась первоначальная стоимость этих приборов, но они же не для себя их делают, они их монтируют для дальнейшей передачи, сами их эксплуатировать они не собираются, так как не являются управляющей организацией. Для того чтобы создать узлы учета, они привлекали кредит. На 125 счетчиков по данным МУП "УМИТ" приходится 4,545 млн. руб. процентов по кредиту. Также 3,521 млн. руб. пришлось на общехозяйственные расходы МУП УМИТ, которые закладываются на содержание аппарата предприятия. Налог на имущество составил 386,4 тыс. руб. Рентабельность предприятия составила 2,173 млн. руб. Таким образом, сформировалась выкупная стоимость счетчиков без НДС - она составила 29,332 млн. руб. Затем к этой сумме еще прибавили НДС. По всей видимости, те организации, которые первоначально устанавливали узлы учета, не являлись плательщиками НДС . А МУП "УМИТ" находится на общей системе налогообложения и является плательщиком НДС, в связи с этим при передаче, а по сути, продаже МУП "Горсеть" узлов учета тепловой энергии, появился еще и НДС. В результате, только из-за того что МУП "УМИТ" участвует в этой схеме, происходит удорожание порядка 16 млн. руб. Если бы конечный получатель - МУП "УЖКХ" проводил эту работу самостоятельно, не было бы ни кредита, ни общехозяйственных расходов, рентабельности и НДС. Более того, стоимость, скорее всего, была бы ниже 18,705 млн. руб., так как МУ "УЖКХ" - муниципальное учреждение, и для установки теплосчетчиков, хотя и не напрямую, а опосредованно, выделялись бюджетные деньги, соответственно, проводился бы конкурс. При проведении конкурсной процедуры была бы экономия. В частности, могу сказать по тем конкурсным процедурам, которые мы проводим, экономится 10-20% от суммы, иногда 30%. Даже 10% с 18,705 млн. руб. это большая экономия. Это то, что касается 125 узлов учета.
Есть еще список из 94 счетчиков, мы их не берем в расчет, потому что на момент проведения проверки они не были окончательно переданы по этой цепочке, но, однозначно схема та же самая, окончательно они окажутся в управлении МУ "УЖКХ". Их стоимость также по цепочке увеличивается: с 13, 016 млн. руб. до 22, 902 млн. руб.
С этими 94 счетчиками существует определенная проблема: полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на муниципальное имущество, и те организации, которые связаны с муниципалитетом и муниципальным имуществом. Мы можем проверить процесс создания приборов учета, пока этим занимается МУП "УМИТ". Также мы можем посмотреть часть работ МАУ "УЖКХ", но в итоге, если данные узлы учета будут оплачены за счет средств населения, то они уходят из-под нашего контроля.

- По логике вещей, после проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой, МУ "УЖКХ" должен был изменить принципы закупки узлов учета.
-Сейчас ситуация складывается намного интересней: МУП "УМИТ" остается по-прежнему в этой схеме, только сейчас речь идет уже о 800 узлах учета тепловой энергии, их стоимость составляет приблизительно 146 млн. руб. Схема та же самая: их установкой занимается МУП "УМИТ" с привлечением подрядных организаций за счет средств кредита РБР (Российского банка реконструкции и развития). Возникает вопрос: как мы будем отдавать этот кредит? В бюджете денег на возврат этого кредита не заложено, на установку и создание узлов учета тепловой энергии в бюджете денег тоже нет. Но понятно, что кредит будет необходимо гасить, у МУП "УМИТ" на это собственных средств нет. Кто будет расплачиваться? С большой долей вероятности можно утверждать, что оплачена установка этих узлов учета тепловой энергии будет за счет платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Но тут всплывают некоторые моменты, которые нужно осветить отдельно: на доме нельзя установить узел учета тепловой энергии, во всяком случае, нельзя продать его жильцам до тех пор, пока не будет проведено общее собрание жильцов, которые согласятся либо откажутся устанавливать теплосчетчики. Подобные собрания, насколько нам известно, не проводились.

-А подобные собрания при установке предыдущих узлов учета тепловой энергии проводились?
-Нет, все решили за людей. Тут идет еще и нарушение норм жилищного законодательства. Еще один момент, на который хочется обратить внимание: где в структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги строчка, в которой указано что эти деньги идут на оплату установки узла учета тепловой энергии? То есть в структуре платежей за ЖКУ этой статьи расходов нет, прозрачности в этом вопросе нет абсолютно.

- Получается, что на некоторых домах уже давно установлены узлы учета тепловой энергии. Делали ли жителям перерасчет за отопление?
Тут тоже есть проблема, перерасчет людям был сделан только в конце 2008 год и за 2008 год, при этом показаниями счетчиков начали пользоваться с 2006 года, с 2007 год начали применять показания всех 125 счетчиков. Экономия от их использования составила порядка 50 млн. руб. Перерасчет людям не сделали, сославшись на бюрократические проволочки. Так получилось, что МУП "УМИТ" передал приборы учета в аренду МУП "Горсеть". (МУП " Горсеть" официально значится поставщиком тепловой энергии, хотя не поставляет ее, а является, по сути, посредником.) Поэтому МУП "Горсеть" в 2007 году использовала эти счетчики в своих интересах - с теплоснабжающими организациями ОАО "Камчатскэнерго" и ГУП "Камчатсккоммунэнерго" рассчитывались по показаниям узлов учета тепловой энергии, а людям выставляли оплату по-среднему, будто узлов нет. Сотрудники МУ "УЖКХ" объяснили, что не могут сделать перерасчет, потому что в 2007 году узлов учета тепловой энергии не было на балансе МУ "УЖКХ".

- А сейчас теплосчетчики стоят на балансе в полном объеме?
-Нет, мало того что эти узлы созданы по подобной схеме, они еще и на балансе не числятся. При этом пока они были на балансе МУП "УМИТ", они числились в качестве объектов муниципального имущества. Вопросов никаких не возникало. Когда они перешли от МУП "УМИТ" через МУП "Горсеть" в МУ "УЖКХ", они перестали фигурировать как объект муниципального имущества.

- А МУ "УЖКХ" как-нибудь объясняет эту ситуацию?
- МУ "УЖКХ" в основном спорит, какие-либо мотивированные пояснения по этому поводу получить достаточно сложно. В основном они говорят, что в этом нет смысла, это может вызвать дополнительные проблемы. В любом случае возникает следующая ситуация: берем любой дом, на нем установлен узел учета тепловой энергии, затем жильцы дома принимают решение о том, что они переходят из одной управляющей компании в другую. Что делать с узлом учета тепловой энергии? Кто его обслуживает? За кем он закреплен? Должна ли за него заплатить компания, под управление которой переходит дом, или она принимает его в качестве объекта общего имущества дома? То есть этот момент абсолютно не продуман и не проработан. В конце концов, если это имущество создано за счет бюджетных средств, почему другая управляющая компания, являющаяся коммерческой организацией, должна получить его бесплатно.

-Но получается, что все-таки девять счетчиков были переданы другим управляющим компаниям в безвозмездное пользование
-У нас было именно так, причем эти счетчики ушли еще до того момента, как они были переданы от МУП "Горсеть" в МУ "УЖКХ". По сути МУП "Горсеть" фактически была простым транзитом, им эти узлы были вообще не нужны, потому что не они эксплуатируют жилой фонд. Этим занимается все-таки управляющая компания, юридическая процедура передачи узлов учета тепловой энергии затянулась. В результате, когда оформляли документы на официальную передачу их МУ "УЖКХ", получилось так, что часть узлов учета МУ "УЖКХ" просто не стало принимать. Потому что, пока работники МУП "Горсеть" и МУ "УЖКХ" готовили документы, часть узлов учета вышла из строя, таких счетчиков 17, часть домов на которых были поставлены узлы учета, перешли под управление другой компании, таких было 9.

-Почему тогда МУ "УЖКХ" после проведения проверки, где Контрольно-счетная палата обоснованно доказала, что участие в установке теплосчётчиков МУП "УМИТ", мягко говоря, нецелесообразно, продолжает действовать по такой же схеме.
-Я не знаю, честно говоря, как объяснить действия МУ "УЖКХ". Всем здравомыслящим людям ясно, что данная схема приводит к удорожанию стоимости. Почему тогда ничего не делается, чтобы снизить их стоимость? Но вероятно, такая схема всех участников устраивает.

После проведения отчеты были переданы в правоохранительные органы?
- Мы направили отчеты и в городскую прокуратуру и в УБЭП УВД. На сегодняшний день я пока не могу сказать об итогах рассмотрения данного дела. Насколько мне известно, ведется проверка. Можно понять сотрудников правоохранительных органов: у нас на проведение этого контрольного мероприятия ушло семь месяцев, в ходе контрольного мероприятия было проведено четыре достаточно объемных проверки, поэтому тут необходимо разбираться и разбираться.
Тем не менее, все, что от нас зависит, мы будем продолжать делать. Несмотря на то, что данной истории уже больше года, мы по-прежнему продолжаем работу: с правоохранительными органами, с представителями администрации. По крайней мере, мы надеемся, что нам удастся объяснить администрации, что теплосчетчики должны фигурировать в качестве объектов муниципального имущества. Что качается неэффективности схемы, по которой они устанавливаются, здесь никто никаких мер принять не сможет, потому что за неэффективность у нас не наказывают, а заинтересованности администрации в более эффективной работе мы пока не видим.

26.03.2010 года