КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Д.А. Коростелев, С.С. Трифонов, журнал "Политический барометр" 5(37) октябрь, 2007

Приоритетным интересом любого государства является обеспечение своей национальной безопасности, которая, как известно, имеет многофакторную природу: в её комплекс входят экономический (в том числе, финансовый), политический, социальный, экологический, геополитический и иные факторы. Таким образом, мы понимаем национальную безопасность как состояние защищённости нации от возникающих угроз в отношении указанных факторов. При этом финансово-экономический фактор можно с полной уверенностью считать материальной основой национальной безопасности.

Финансовая безопасность как тема теоретических и прикладных исследований стала разрабатываться отечественными учеными в последнее десятилетие. Именно в этот период особое внимание уделялось проблеме обеспечения национальной безопасности государства, как конкурентоспособного, независимого от внешних воздействий хозяйственного комплекса. Это было обусловлено тем, что современная эпоха характеризовалась глобальными изменениями, коснувшимися всех основ общества, прежде казавшихся незыблемыми.

Безусловно, финансовая безопасность является важным звеном в способности государства осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии с национальными интересами. На наш взгляд, сущность финансовой безопасности России заключается в способности формирования достаточных финансовых ресурсов, которых бы хватило для выполнения многочисленных государственных задач и функций. На сегодняшний день мы не можем сказать, что у нас в стране выполняются все обозначенные задачи и функции, это влечёт за собой ослабление финансовой безопасности и позволяет внешним акторам негативно воздействовать на национальное богатство (national wealth).

Финансовая безопасность обусловливается, прежде всего, способностью государственных органов обеспечивать устойчивость финансово-экономического развития государства, платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров. При этом она должна сохранять способность нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов на национальную экономическую и социально-политическую систему и предотвращать крупномасштабный вывоз капитала, а также привлекать и использовать средства иностранных заимствований наиболее оптимально для экономики страны. В задачу финансовой безопасности бесспорно входят разрешение конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы, предотвращение преступлений и административных правонарушений в финансовых правоотношениях. Необходимо отметить, что эти задачи выполняются не в полной мере, что приводит к нестабильному развитию экономики России и влечёт ряд проблем, которые порождаются, главным образом, неэффективностью системы государственного финансового контроля, взаимными неплатежами, нарушением гарантированного бюджетного финансирования и тому подобное.

По нашему мнению, в контексте национальной безопасности следует рассматривать государственный финансовый контроль как установленную законодательством деятельность органов государственной власти по выявлению, предупреждению и пресечению дериваций в управлении национальным богатством и направленную на своевременное и полное формирование, эффективное сохранение и рациональное использование этих ресурсов.

Вопросам соотношения финансовой безопасности с государственным финансовым контролем посвящены работы В. В. Бурцева и В. В. Моданова. Соглашаясь с мнением вышеупомянутых исследователей о неоспоримой важности государственного финансового контроля в финансовой безопасности России, отметим, что, к сожалению, в становлении государственного финансового контроля роль регионов очень незначительна. Камчатка здесь не исключение, а скорее яркий пример.

Сейчас в регионе сложилась такая ситуация, что говорить о том, что на полуострове существует целостная система государственного финансового контроля, а тем более, что она работает удовлетворительно, не приходится.

Неэффективность сложившегося государственного финансового контроля в регионе в целом обусловлена отсутствием правовой регламентации его осуществления и координации в деятельности разных контролирующих органов, слабостью правовой и методологической основы их деятельности.

Достаточно проблемным наследством для нового субъекта Федерации – Камчатского края будет, с одной стороны несовершенство существующей региональной системы государственного финансового контроля (если исходить из того, что такая система в регионе действительно существует), а с другой – регионализация реформ, традиционные проблемы финансирования территории (высокая капиталоемкость регионального развития с постоянными факторами, удорожающими текущие расходы) и самое главное, установки федерального центра на финансовую самодостаточность края.

Между тем существуют условия, при которых Камчатка как периферия России в ближайшем будущем станет своеобразным «окном в Азиатско-Тихоокеанский регион» для всей страны. Являясь форпостом Российской Федерации на востоке, полуостров находится на пересечении многих маршрутов движения различных потоков – материальных, финансовых и других. Причём удалённость от центра и приближённость к сопредельным государствам даёт определённый стимул для последних к его использованию. К сожалению, не всегда в интересах России. Снижение или отсутствие контроля (в том числе финансового) в регионе со стороны государства приведет к тому, что контроль над ним попытаются получить иные державы. Алгоритм прост – периферийные регионы в силу территориальной удалённости от центра (особенно в условиях больших пространств) утрачивают связь с ним как в административном, так и экономическом плане.

Этот тезис не является безосновательным и подтверждён многочисленными работами зарубежных исследователей. На протяжении более трех веков ими достаточно детально и с большим интересом освещались самые различные аспекты российского влияния на восточных окраинах государства, которые до 1867 года достигали даже американского континента.

Например, участник кругосветной экспедиции Ж. Ф. Лаперуза – Жан Батист Лессепс писал в конце XVIII века о злоупотреблениях камчатских администраторов следующее (с сохранением авторской орфографии): «…Нельзя в самом деле подумать, чтоб при столь великом разстоянии приказания и угрозы Государя могли всегда удержать их от злодеяний. Опыт довольно показывает; наипаче в пространстве Российского государства, что могущество ослабевает по мере, как оно удаляется от своего центра…».

Будет нелишним также привести мнение современных американских исследователей. Б. Смит и Р. Барнет, выясняя причины потерь части североамериканского континента для России, пишут о том, что: «Русское присутствие в Северной Америке было уникальным в истории этого материка с XV по XVIII век. Испания, Англия и Франция, захватив новые земли, сразу устанавливали там государственный контроль. Русские появились в Америке, преследуя коммерческие цели и заполняя вакуум, не заботясь ни о населении новых земель, ни о военном контроле над ними…».

Здесь надо отметить, что сегодня меняются способы государственного контроля над территориями и приоритет в них принадлежит, прежде всего, экономическим методам. Это стало возможным благодаря тому, что именно экономика стала играть ведущую роль в мировом процессе всеобщей глобализации.

В свою очередь, движущей силой экономики можно назвать финансы – своеобразный вид «тяжёлого оружия» в современном мире. Ещё в 1651 году европейский философ Томас Гоббс, говоря о питании государства и о произведении им потомства, назвал деньги «кровью государства». Спустя более полувека «артерией войны» деньги назовет Пётр I – российский самодержец.

В наши дни, по мнению немецкого ученого К. Фогеля, финансы – это реальность Конституции, сила государства и его нервы. А из такого определения можно прийти к дуализму значения принципа законности в государственном финансовом контроле: с одной стороны, контрольные органы создаются в строгом соответствии с законом, а с другой, исходя из вышеприведенного мнения, принцип законности означает обязанность для таких органов государства строго соблюдать и исполнять закон, обеспечивая тем самым защиту национальных интересов.

Сегодня с помощью финансов можно оказывать значительное влияние на регионы и государства, даже более мощное по сравнению с военной экспансией. Последняя, как известно, требует гораздо большего количества разнообразных ресурсов. Как справедливо отмечает В. К. Сенчагов: «…экономическая слабость государства превращает всю нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, выполнять даже минимальные социальные обязательства».

Такое положение дел существовало в России в целом в 1990-х годах, когда нехватка финансовых средств для выполнения задач по обеспечению социальных, оборонных и иных функций государства вела к постоянным внешним заимствованиям этих средств у международных финансовых организаций и, как следствие, была направлена на частичную утрату суверенитета. Замкнутый круг – отсутствие средств ослабляет экономику, а слабая экономика порождает отсутствие средств.

Но, как говорится, «свято место пусто не бывает». Повторимся, ослабление государственных интересов в любом регионе приводит к тому, что интересы других держав к этому региону усиливаются. Для того чтобы этого не допустить, необходима правильная политика государства в области защиты своих интересов на Камчатке.

Зададимся основным вопросом, на который необходим ответ: «Какова же цель, которую следует достигнуть?» По отношению ко всей России её стратегической целью является превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу на основе разумной и последовательной экономической политики, интенсивного труда и деловой инициативы, обеспечивающей среднеевропейские стандарты уровня жизни в российских природно-климатических и географических условиях. Иными словами, задача заключается в достижении роста и процветания экономики, обеспечении на этой основе благосостояния и свободы граждан. Это естественная цель любого демократического общества. Данная стратегия актуальна и для отдельных регионов, в каждом из которых она конкретизируется определенным образом. Очевидно, что для Камчатки стратегическая национальная цель формулируется как создание условий для эффективного развития имеющих сравнительные преимущества в рыночных условиях секторов регионального хозяйства и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона. На Камчатке (как и в любом другом регионе страны) реализуются долговременные стратегические цели государства.

Вместе с тем эффективное управление невозможно без действенного контроля, в том числе финансового, который играет особо важную роль в регулировании экономических и общественных процессов. От того, насколько качественной и своевременной будет информация, предоставляемая таким контролем, во многом зависит обоснованность финансово-хозяйственных, экономических, а нередко и политических решений. Причем важно осуществлять не дискретный контроль, а сплошной, в отношении всех регионов России. С этой точки зрения именно развитие дальневосточных регионов могло и может обеспечить поддержание и упрочение статуса России как мировой державы.

Так, еще в мае 1998 года участники парламентских слушаний «О финансировании мероприятий по обеспечению завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера с ограниченными сроками завоза» отмечали, что средства, выделяемые государством на завоз в районы Крайнего Севера, хотя и составляют одну из крупных статей расходов бюджета, являются одним из важных факторов поддержки экономики государства, обеспечения безопасности и повышения его общенационального значения. Этот факт сам по себе является подтверждением необходимости государственного контроля над бюджетными средствами.

В то же время вся система государственного финансового контроля, сложившаяся на сегодняшний день, объективно нуждается в дальнейшем серьезном совершенствовании. А это, в свою очередь, ставит перед всеми ветвями государственной власти чрезвычайно важные задачи, решение которых требует комплексного подхода. Сегодня принципиально важно понять, что государственный финансовый контроль не естественно сложившийся институт, и не саморегулирующееся образование, а искусственная, насаждаемая и вездесущая идея, властный инструмент государства, один из его возможных, так сказать, «прибыльных» проектов.

Подводя итог, отметим, что создание целостной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, построенной исключительно на условиях вертикали и на единых принципах, – это залог национальной безопасности России в будущем. Применительно к Камчатке, исходя из вышеизложенного, исторического опыта и современной ситуации – вертикальная модель построения государственного финансового контроля, по сути, единственно приемлемый вариант, обеспечивающий позиции России в этом периферийном регионе. Эффективный государственный финансовый контроль как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать подрыв экономического суверенитета государства, целостности и единства финансово-экономического политики и пространства.

Создание действенной системы государственного финансового контроля в Камчатском крае как особого элемента экономической безопасности России будет соответствовать широко распространенным социальным ожиданиям граждан, проживающих на территории полуострова. И наоборот, отказ от восстановления элементарного порядка в финансовой системе региона не может быть оправдан ничем.