Газета «Камчатский край» №8 от 3 марта 2010 года. Мария Владимирова

В 2009 году в краевом центре досрочно завершилось выполнение масштабной и амбициозной целевой муниципальной программы «Электронный Петропавловск 2006-2010 гг.», на которую из городского бюджета предполагалось потратить 255 млн рублей. Главные направления программы – информатизация в сферах образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты и в органах управления городским округом.

В условиях, когда Президент РФ настоятельно призывает страну к модернизации (и в головах чиновников, и вообще повсеместно), программа, принятая задолго до известного президентского послания, выглядела более чем актуально и наводила на мысль о большом информационно-технологическом будущем Петропавловска. Информации о ходе выполнения программы, в целом, было не так много, зато на протяжении предвыборного 2008 года горожане узнали о ней достаточно, чтобы поверить в ее способность сделать жизнь людей лучше и комфортнее. Иными словами, программа, в итоге, должна была иметь ярко выраженный социально-экономический эффект.

 

Информатизация здравоохранения: полный ноль

В предвыборный год представители мэрии многочисленными делегациями ездили в Москву, а затем докладывали на пресс-конференциях об увиденных «диковинах». В частности, о том что москвичи больше не выстаивают в поликлиниках очереди, а записываются на прием в удобное для них время через терминалы. Непросто понять, для чего были нужны столь массовые визиты в Первопрестольную, если узнать о подобном опыте москвичей можно более простыми и не столь затратными путями. Но ведь не выстаивать очереди к врачу – мечта любого гражданина, а значит, обходились без лишних вопросов. Задача обеспечить электронную запись в поликлиники, как минимум – в детские, была учтена и в программе «Электронный Петропавловск». Но на дворе уж 2010 год, а очереди все разрастаются (ведь демография шагнула-таки вперед, хотя и без помощи городских целевых программ).
Элементы информатизации в ряде поликлиник все же появились, связаны они с попытками ввести внутри поликлиник и между учреждениями здравоохранения электронный документооборот. Согласно отчетам мэрии за 3 года в учреждениях здравоохранения Петропавловска поставлены 166 компьютеров, 120 принтеров, 12 сканеров, 8 копировальных аппаратов и другое оборудование. Сразу нужно отметить, что далеко не все оборудование поступило в связи с программой «Электронный Петропавловск». Львиная доля поступлений – заслуга других программ, региональных и федеральных, в частности – нацпроекта «Здоровье», а поступать это оборудование начало еще в 2005 году. Даже в период действия программы реализация отдельных мероприятий осуществлялась за счет бюджетных средств, в том числе выделяемых на финансирование текущей деятельности органов администрации городского округа, то есть вне программы и задолго до нее.
Но самое удивительное, что только сегодня медработники начинают это оборудование осваивать. Да и трудно сказать, насколько серьезно это начинание, ведь компьютер в кабинете обычного врача в реальности мало кто встречал.
Ответы на многие вопросы дала проверка выполнения программы «ЭП» Контрольно-счетной палатой Петропавловск-Камчатского городского округа. На последней коллегии КСП, где рассматривался и этот вопрос, аудитор Ольга Артемова сообщила, что одни программные мероприятия так и не были реализованы, а по отдельным направлениям стоимость заключенных контрактов превысила плановые ассигнования. В частности, на создание кабельных сетей в зданиях администрации израсходовано на 6 млн. 530,4 тысячи рублей больше запланированного. А вот расходы на информатизацию в сфере здравоохранения и в сфере культуры осуществлены в сравнении с планом в меньших объемах (соответственно, на 1 млн. 646 тысяч рублей и 1 млн. 13,6 тысячи рублей).
По мнению специалистов КСП, при реализации «Электронного Петропавловска» администрации города не удалось достичь необходимой концентрации финансовых ресурсов на заданном направлении развития города. А ведь именно в этом и состоит основное назначение целевых программ.
Программа изначально предполагалась в качестве высокотехнологичного продукта, однако именно здесь и произошел сбой. «Произошла подмена цели средством – в ходе исполнения программы реализовано много новых технологических решений, закуплена масса дорогостоящей аппаратуры, разработаны новые программные продукты. Все это стоило городу десятки миллионов рублей. Однако результаты реализации программы горожане на себе так и не почувствовали. Это говорит о крайне незначительном социальном эффекте от ее реализации. Не бывает модернизации ради модернизации – у любого действия должны быть прогнозируемые и достижимые последствия или цели», - уверен председатель городской КСП Андрей Новиков.
Самое время сказать о том, что программа «Электронный Петропавловск 2006-2010 гг.» вместо запланированных 255 млн. рублей была профинансирована только на 90 млн., то есть на 35 процентов. По мнению присутствовавших на заседании коллегии представителей мэрии, именно дефицитность городского бюджета и, как следствие, низкие объемы финансирования программы стали основной причиной провала мероприятий «Электронного Петропавловска». «Наверное, во многом с этой точкой зрения можно согласиться, однако тут возникает масса вопросов: а разве не специалисты мэрии писали программу? Почему программа при дефицитности бюджета не была своевременно скорректирована? Неужели работники администрации не знали о дефиците бюджета и катастрофической нехватке денег?» - спрашивает глава КСП.
Неужели амбиции и желание показать московским коллегам свою «продвинутость» у главы Петропавловска в очередной раз перевесило доводы здравого смысла? Ответы на эти риторические вопросы очевидны. Как и то, что старинная русская мудрость: «По одежке протягивай ножки!» - в городской администрации забыта хорошо и очень давно.
«Фактически программа не исполнена, ни одна из предусмотренных программой социально-экономических целей ее не достигнута», - отметила на коллегии аудитор Ольга Артемова. При этом в городе принята новая программа с аналогичным названием, рассчитанная на 2010-2015 годы. Изучая новую программу, аудиторы почерпнули полезные детали об исполнении старой. В частности, о состоянии информатизации в сфере здравоохранения свидетельствуют данные, представленные в МДЦП «Электронный Петропавловск 2010-2015 гг.»: число учреждений здравоохранения, использующих информационные технологии для автоматизации процессов управления учреждением и использующие ИКТ для организации предоставления медицинской помощи населению в 2009 году, – 0 единиц.
В актах КСП отмечается, что, помимо мероприятий, исполнение которых запланировано паспортом целевой программы 2006-2010 гг., согласно информации мэрии, в рамках программы планировались такие социально значимые проекты, как перевод записи пациентов в городских поликлиниках на электронную основу, создание информационных комплексов «Электронный проездной», «Диспетчеризация транспорта». Официальная информация о реализации данных проектов отсутствует, а жизнь показывает, что они также на ноле.
В процессе работы Контрольно-счетная палата проводила выборочные проверки с целью узнать, как используется приобретенное оборудование и установленные сети – не только в медучреждениях, а во всех, которые затрагивала программа «ЭП». В отдельных случаях специалисты КСП констатировали, что оборудование и сети не эксплуатируются полностью либо частично.

 

Мигающая тумбочка за 300 «штук»

Зарубежный опыт наглядно иллюстрирует возможности информационных компьютерных технологий. Не так давно, во время визита в Сингапур, их оценил Президент Медведев, который попробовал там посредством Интернета открыть ресторан. Насколько успешно – история умалчивает. Однако пока в Петропавловске не идет речи о том, чтобы предоставлять гражданам и компаниям возможность 24 часа в сутки, 7 дней в неделю обращаться к информации и услугам государства и муниципалитета по сети. А вот возможность уплачивать сборы, получать справки и просматривать документы муниципальных органов быстро, без бюрократических проволочек, в предвыборный год горожанам обещали.
Более того, за счет средств местного бюджета в августе 2006 года у ЗАО «Корпорация «ЮНИ» были приобретены потоковый сканер и информационный киоск на общую сумму 309,6 тысячи рублей. С помощью этого оборудования граждане получали возможность контролировать прохождение своих жалоб, запросов и прочих обращений в муниципальные структуры.
Информационный киоск поставили в холле администрации города. Некоторое время он красиво мигал разноцветными огоньками, вызывая вопросы о своем истинном предназначении. На самом деле он являлся не более чем мигающей тумбочкой. Согласно пояснению начальника отдела информационных систем и сетей аппарата администрации Шевчука, данная модель сканера, работающая на аккумуляторах, быстро разряжается, поэтому сканер в комплекте с информационным киоском не установлен. Надо сказать, что тумбочка больше не сияет, а пылится в том же холле, но уже в углу.
По мнению Контрольно-счетной палаты, использование средств местного бюджета на финансирование мероприятий, при исполнении которых достижение конечных целей невозможно, противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств. Программой «ЭП» предусматривалось в числе прочего подключение органов государственной власти вышестоящих уровней к муниципальной сети, организация пунктов коллективного доступа к открытым ИС на базе почтовых отделений, муниципальных образовательных учреждений и городских библиотек. В результате планировалось получить целостную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру округа, обеспечивающую доступ граждан и организаций к информационным ресурсам. Эти мероприятия не реализованы, поставленные цели не достигнуты. Планировалось внедрение проекта «Социальная карта горожанина», создание системы персонального учета населения в целях, в том числе, адресного предоставления и учета выплат с автоматизированным обслуживанием льготников. Однако до настоящего времени правовой статус и порядок работы данной системы не разработаны, что в соответствии с федеральным законодательством является обязательным условием ее функционирования. Бежать впереди поезда можно только имея соответствующую подготовку, которой город, увы, не располагает.
Согласно информации, содержащейся в МДЦП «Электронный Петропавловск 2010-2015 гг.», численность населения городского округа, учтенного в АИС «Социальный регистр» и получающего социальную поддержку при помощи использования ИКТ, в 2009 году составила 0 человек. Между тем еще в 2006 году на создание системы персонального учета и регистров населения было потрачено более 1 млн. рублей.
На создание информационной системы муниципальных закупок за несколько лет реализации программы было потрачено 5 млн. рублей, система создана, в качестве оконченного программного продукта передана фирмой-разработчиком представителям городской администрации, однако в работе не используется.
В целом, о результатах исполнения, а точнее - провала программы «Электронный Петропавловск 2006-2010 гг.» в актах КСП приведено бесчисленное количество фактов. Для наглядности можно сказать одно: ни одной муниципальной услуги в электронном виде горожане сегодня не получают. Хотя закрома самой мэрии за период 2008-2009 гг. пополнились умной техникой и опутались кабельными сетями, что, по идее, должно было, в том числе, и оптимизировать численность работников администрации городского округа. Но эффект получился обратным. За пару лет число чиновников увеличилось на 80 человек. При этом несложно просчитать, что в результате реализации программы «ЭП» произошло удорожание стоимости содержания каждого из чиновников.

 

Старый «Электронный Петропавловск»: в утиль вместе с техникой?

Почему мы слышим только критику и никакого позитива? Об этом спрашивали представители мэрии аудиторов и председателя городской Контрольно-счетной палаты Андрея Новикова на последней коллегии КСП. Во-первых, эти замечания не являлись вполне справедливыми. В актах проверок успехи, достигнутые в ходе реализации программы, отмечены. Более того, Андрей Новиков отметил, что на фоне других муниципальных программ, которым в городе «несть числа», «Электронный Петропавловск», исполненный на 35 процентов, получился едва ли не самым эффективным. Чем же не похвала? Впрочем, раздача пряников не входит в задачи КСП. Вполне однозначные выводы аудитора о совершенно не эффективной трате бюджетных средств в рамках программы – лишнее предостережение для мэрии не наступать на старые грабли. Ведь программы плодятся одна за другой на фоне острейшего дефицита финансов, что заведомо предполагает невозможность исполнения программ, а значит, в лучшем случае, неэффективное расходование средств.
«Специалисты Контрольно-счетной палаты в течение 3 лет пытались донести до работников администрации и депутатов городской Думы тот очевидный факт, что увеличение количества принятых целевых программ при постоянной нехватке финансовых ресурсов приведет к срыву выполнения программных мероприятий, но наши доводы раз за разом игнорировались. Привело это к тому, что ни одна из оконченных на сегодняшний день городских программ, из числа проверенных КСП, не достигла поставленных целей», – сообщил руководитель Контрольно-счетной палаты.
Еще один довод, озвученный на коллегии работниками мэрии: все целевые программы раньше утверждались депутатами городской Думы. Так почему же они, зная о дефицитности городского бюджета, не отказались их утверждать, где их ответственность, почему вся критика достается только представителям администрации?
Вопрос более чем уместный. Действительно, неужели депутаты голосуют за все предложения мэрии, не задумываясь? Неужели они вообще не читают заключений Контрольно-счетной палаты и не понимают экономической ситуации в городе?
В этой связи вернемся к новой программе «ЭП», рассчитанной на 2010-2015 гг. Быть может, она придумана для того, чтобы завершить начатое в предыдущей программе? Увы, специалисты КСП такой преемственности не усматривают. Не заявляет о наличии преемственности и городская администрация. Более того: стоит ее выполнение 211 млн., на 2010 год должно быть выделено 25,8 млн. рублей, а реально отпущено пока 1,5 млн. рублей. Интересно, что в рамках «Электронного Петропавловска 2010-2015 гг.» более не запланированы популяризация и формирование навыков использования ИТ у населения, обеспечение информационной поддержки и общественного хода реализации мероприятий программы, предусмотренные старой программой, но не реализованные. В новой программе в данном направлении предусмотрены лишь мероприятия по повышению квалификации работников администрации городского округа.
На вопрос Андрея Новикова, имеет ли смысл размывать бюджетные средства на более чем десяток заведомо невыполнимых программ, представители мэрии ответили, что из этого количества разработанных программ реально финансироваться в этом году будут лишь те, которые бюджет способен профинансировать на 100 процентов. А окажется ли в их числе новый «ЭП» - пока не известно. Следовательно, не исключено, что немалое количество техники, приобретенной в ходе исполнения предыдущей программы, окажется на свалке, так и не поработав, не будучи обеспеченными необходимыми программами и прочими элементами. Ведь не позднее чем через 5 лет тот же компьютер обязан быть утилизирован.
В этой связи присутствовавший на заседании коллегии КСП заместитель городского прокурора Дмитрий Мельников привел удачное сравнение, сказав, что программа «ЭП» формировалась как заведомо недостроенный объект. Ведь в доме, построенном на 35 процентов, жить невозможно, хоть и денег на него потратили немало. В данном случае – 90 млн. рублей. А достраивать ветшающие стены через годы и смысла не имеет…