«Камчатский край», №24 (346), 19 июня 2013 г. Мария ШУПЕНИК

Чтобы сделать печальный вывод о благоустроенности Петропавловска, по городу достаточно просто проехать, даже не заглядывая в его закоулки. Денег на благоустройство год от года выделяется все больше, а краевой центр все глубже погружается в пучину неустроенности и неухоженности. Что же происходит?
Часть ответов на этот вопрос нашла Контрольно-счетная палата Петропавловска-Камчатского, проверившая, как были использованы средства, выделенные на реализацию муниципальной целевой программы «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год».
Проверка была начата в 2012 году и завершилась в нынешнем. Перед аудиторами стояла непростая задача обработать колоссальный объем материала. И хотя в самом разгаре 2013 год, результаты проверки не могли потерять своей актуальности. Ведь вот они, перед глазами, стоит лишь выйти на улицу и открыть глаза.


Что мешает плохим танцорам?
В течение длительного времени на возмущения горожан об ужасающем состоянии города власти отвечали: городской бюджет нищий, а край и федералы денег не дают. Но вот в конце августа 2010 года на Камчатку с официальным визитом прибыл премьер-министр России Владимир Путин со свитой федеральных министров. Именно тогда глава Роспотребнадзора России Геннадий Онищенко назвал Петропавловск-Камчатский самым грязным и самым неухоженным городом в России.
По результатам этого визита В. Путиным правительству России было дано поручение о выделении Петропавловску дополнительного транша из федерального бюджета, в сумме 1 млрд рублей, на благоустройство. Правительство эти средства выделило тогда же, в 2010 году, но в связи с тем, что не за горами уже была осень и долгая камчатская зима, большую часть из «путинского миллиарда» осваивали власти Петропавловска уже в 2011 году.
В целом, объем расходов на финансирование программных мероприятий был определен на 2011 год в сумме более 1 млрд 451 млн рублей (в том числе: федеральный бюджет - более 868 млн рублей, краевой бюджет - около 510 млн рублей, местный бюджет - более 73 млн рублей, внебюджетные средства - более 423 тысяч рублей).
Казалось бы, благоустраивайтесь и ни в чем себе не отказывайте. И спорить о том, много это или мало, почти 1,5 млрд рублей, имело бы смысл, будь имеющаяся сумма потрачена грамотно и эффективно. Нужно было только сформировать соответствующую целевую программу, в которой грамотно определить стратегические приоритеты по использованию данных средств, качественно подготовить конкурсную документацию и по результатам проведенных конкурсных процедур разместить муниципальный заказ на благоустройство территории города. Денег-то было столько, сколько на эти цели не выделялось из городского бюджета добрый десяток лет, да и поступили деньги в большей части заранее.
И вроде поначалу все шло своим чередом - во всяком случае, были утверждены соответствующие краевая и городская целевые программы, вот только дальше, начиная с качества подготовки конкурсной документации и сроков проведения конкурсных процедур, пошли сбои.
К сожалению, в результате администрация даже не смогла в полном объеме освоить предусмотренные на благоустройство города деньги: выделенные средства были освоены только на 82 процента (1 млрд 190 млн рублей).
Интересно, что в течение 2011 года изменения в данную программу вносились постановлениями администрации городского округа 8 раз. Однако ни разу администрация города не направила проект данных изменений, как и проект первоначальной программы для проведения экспертизы в Контрольно-счетную палату, нарушив тем самым целый список законодательных норм. А напрасно. Глядишь, итог этого масштабного благоустройства не оказался бы столь удручающим.


Спешка нужна только при ловле блох
Огромную сумму денег не удалось освоить несмотря даже на то, что администрация города очень торопилась это сделать. В последнее время это российская беда: освоить деньги как можно быстрее и в ущерб качеству, как получилось и в нашем случае. Власти очень хотели отремонтировать дороги и тротуары, при этом весьма приблизительно представляя, сколько их у нас и в каком они состоянии. Паспортизация же дорог была проведена в свое время формально, и зачастую паспорта городских дорог сильно отличались от реальности. В результате, когда были проведены конкурсы, и подрядчики вышли на исполнение своих контрактных обязательств, они физически не могли их выполнить в заявленных объемах. Например, готовились асфальтировать 300 метров дороги, а ее оказывалось 150 метров. В одном случае конкурсная документация предполагала перед началом асфальтирования произвести разборку старого асфальтобетонного покрытия, однако его на объекте отродясь не бывало. Требовали от подрядчиков сделать ливневки, но они спрашивали, а куда вода сливаться будет? Видимо, изначально нужно было действовать как-то с головой. Но все ошибки, которые можно было сделать на топкой дорожке к благоустроенности, сделаны были. В том числе подрядчикам перечислялась предоплата, которая затем не учитывалась при взаиморасчетах. Предоплата выплачивалась непроверенным фирмам, которые и работы не выполнили, и деньги не вернули. И материалы проверки КСП такими примерами изобилуют.


Только факты
Руководство комитета городского хозяйства и МКУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» безосновательно оплачивало частично выполненные подрядчиком ООО «ГУК-1» работы, в результате чего городу нанесен ущерб в размере более 13 млн рублей. Работы ООО «ГУК-1» были выполнены не в полном объеме. Судебные разбирательства идут по сей день.
Капремонт здания администрации города тоже входил в программу благоустройства. Но власти города оказались неспособны позаботиться даже о себе. Работы не были выполнены в полном объеме, при этом подрядчику, ООО «Альфа-капитал», был уплачен аванс - около 4 млн рублей. Эти средства также никогда уже не вернутся в бюджет города.
Проверка актов приемки выполненных работ показала, что были осуществлены необоснованные выплаты подрядчикам, в общем размере около 1 млн 680 тысяч рублей.
Контрольными обмерами выполненных работ в МКУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» установлено завышение объемов работ ООО «СпецГидроСтрой ДВ» по выполнению ремонта тротуаров по ул. Советской, в результате которого необоснованно выплачено 413,2 тысячи рублей.
Вот еще ряд результатов ударного благоустройства. Комитет городского хозяйства решил сделать тротуар возле кафе «Бистро» настолько удачно, что парковаться там стало невозможно. Впоследствии предпринимателю за счет собственных средств пришлось разбирать тротуар, перекладывать бордюрный камень, чтобы устроить парковочные места для посетителей.
На ул. Савченко часть тротуарной плитки разобрана (около 5 кв.м), в некоторых местах плитка провалена и наблюдается волнообразность, также имеют случаи разрушений и сколов бордюрного камня, на опорах наружного освещения краска потрескалась и вспучилась.
Невооруженным глазом видно, что отсутствуют гибкие подвески к качелям на детских площадках, находящихся по ул. Мишенной, 116, и Кроноцкой, 18.
Частично нарушен бордюрный камень, в некоторых местах оголена арматура, имеются просадки тротуарной плитки на территории, прилегающей к Култучному озеру (от ул. Набережной до ост. «Драмтеатр»).
Часть отдельных мест барьерного ограждения повреждена, частично поврежден поребрик, ограждающий тротуарную плитку на автобусных остановках.
Быть может, подрядчики уже ответили за свои недоработки? Увы, исполнители программных мероприятий - МКУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» и МКУ «Управление благоустройства» - должным образом не провели претензионную работу с подрядчиками, нарушившими условия муниципальных контрактов. Во многих случаях подрядчикам не рассчитывалась и не предъявлялась неустойка за нарушение сроков исполнения контрактов.
Общая сумма непредъявленной этими двумя учреждениями неустойки составила чуть менее 20 млн рублей.


Бесполезная самокритика
По окончании благоустроительной программы ее результаты были проанализированы комитетом городского хозяйства и управлением экономики городского округа. Управление экономики направило в адрес главы администрации города отчет, где было указано, что программа по итогам ее исполнения признана неэффективной, так как из 22 показателей (целевых индикаторов) достигнуто 6, не достигнуты - 14, перевыполнены - 2.
Впрочем, Контрольно-счетная палата не вполне согласна с критичными выводами управления экономики, как и с выводами комитета городского хозяйства. В КСП считают, что сделаны они были на основании недостоверных данных. Поэтому управлению экономики было предложено подготовить скорректированный отчет. Но и он аудиторов не устроил, ибо не в полной мере соответствовал действительности. В исправленном отчете было отражено исполнение по 21 мероприятию, но только 8 из них соответствуют данным проведенного контрольного мероприятия, и по-прежнему не значились достоверные показатели исполнения по 13 мероприятиям. То есть даже элементарно проанализировать результаты исполнения программы два управления администрации оказались не в состоянии.
Но это лишь формализованные показатели - не более.
Выводы КСП неутешительны: средства на реализацию МЦП «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год» были затрачены без достижения ожидаемого эффекта. В основном, по причине поверхностного подхода к планированию и формального подхода исполнителей к реализации программных мероприятий.
Итак, около 1,5 млрд рублей формально были освоены, в среднем, на 82 процента. Если разобраться, это немало. А вот если говорить об эффекте и отбросить в сторону эти выводы о «средней температуре по больнице», то результат не особо-то заметен. Ведь деньги были выделены на благоустройство. Логично, что по результатам этой работы город должен был стать более благоустроенным. Однако если верить своим глазам, то результатом этой работы стали два появившихся тротуара в центре города. Неужели это все, что мы получили за 1,5 млрд? Это не совсем так. Просто все остальное было сделано настолько убого, что за непродолжительный период успело прийти в негодность и теперь более напоминает последствия военных действий, нежели работы по благоустройству.
При этом нужно учесть, что и в 2012 году на благоустройство города выделялись немалые средства.


В поисках крайнего
Сейчас во властных коридорах краевой и городской администраций идет активный поиск крайних в срыве мероприятий по благоустройству города и неисполнению мероприятий соответствующих целевых программ.
Любопытно, что на роль крайнего обе администрации решили назначить… председателя Контрольно-счетной палаты города Андрея Новикова.
Недавно заместителем главы администрации города Владимиром Слонским в адрес 1-го вице-губернатора Камчатского края Александра Потиевского было направлено обращение, в котором в качестве единственной причины, препятствующей своевременной реализации целевых программ, а также препятствующих своевременному внесению изменений в целевые программы указана экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты. Мол, долго экспертизы делают, поэтому и конкурсы проводить не успеваем, и программы не выполняем.
«Подобные заявления абсурдны, беспочвенны, и я уверен, что адекватные люди понимают, что это глупость. А неадекватным мы ничего доказывать не намерены», - уверен председатель КСП города А. Новиков.
Конечно, традиционно материалы проверки КСП, изобилующие фактами нарушений всевозможных законов и фактами ущерба, нанесенного городу, переданы в правоохранительные органы. Однако, учитывая опыт рассмотрения подобных дел нашими доблестными правоохранителями, ждать «посадок», по всей видимости, не стоит.