КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Выступавшими сегодня до меня докладчиками, весьма точно определён основной круг проблем, оказывающих своё негативное влияние на деятельность муниципальных контрольных органов.
Среди озвученных проблем в качестве основных можно выделить:
- отсутствие квалифицированных кадров;
- низкие объёмы финансирования;
- недостаточную законодательную урегулированность деятельности контрольно-счетных органов.

 

Добрый день уважаемые коллеги!

Выступавшими сегодня до меня докладчиками, весьма точно определён основной круг проблем, оказывающих своё негативное влияние на деятельность муниципальных контрольных органов.
Среди озвученных проблем в качестве основных можно выделить:
- отсутствие квалифицированных кадров;
- низкие объёмы финансирования;
- недостаточную законодательную урегулированность деятельности контрольно-счетных органов.
При этом, по моему мнению, первые две проблемы нельзя отнести к разряду критических.
Специалистов мы со временем подготовим, и в этом нам уже помогают и Ассоциация контрольно-счетных органов и Союз муниципальных контрольно-счетных органов.
Недостаточный объём финансирования – проблема хотя и серьёзная, также относится к разряду временных.

Что же касается третьей проблемы из ряда названных - недостаточной законодательной урегулированности нашей деятельности – эта проблема сегодня стоит особенно остро. Можно сказать, что она является первопричиной большинства наших бед.
На сегодняшний день деятельность муниципальных контрольных органов на законодательном уровне урегулирована недопустимо слабо.

Более того, существующая законодательная база зачастую вызывает массу вопросов уже на этапе организации контрольных органов и создаёт ряд дополнительных проблем в их деятельности.

В качестве примера можно привести 38-ю статью Федерального закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», предусматривающую возможность формирования контрольных органов муниципальных образований на муниципальных выборах. При этом особый порядок проведения подобных выборов российским законодательством не устанавливается.

В результате при формировании контрольного органа на муниципальных выборах путём всеобщего прямого волеизъявления граждан невозможно установить требования к кандидатам, предусматривающие необходимый стаж и опыт работы. Какого качества контрольные органы мы получим, пользуясь данным порядком их формирования можно догадаться.

К сожалению, этот пример сегодня не единственный. В существующих условиях муниципальные контрольные органы по разному формируются, у нас зачастую различные полномочия, до сих пор чётко не определён статус должностных лиц – вот далеко не полный перечень следствий обозначенной проблемы.

Нечёткие формулировки законов, неурегулированность нормами права деятельности контрольных органов делают нас уязвимыми для внешнего влияния.
В частности в случае Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа «внешнее влияние» в 2008 году выразилось в виде попыток внесения в Устав города и Положение о Контрольно-счетной палате изменений, принятие которых привело бы к прямому подчинению КСП администрации города. Так, предлагаемые изменения устанавливали подконтрольность контрольного органа главе города (являющемуся руководителем местной администрации) и введение в состав Коллегии – внутреннего органа Контрольно-счетной палаты, принимающего решение об утверждении отчётов о результатах контрольных мероприятий и порядке их реализации – представителей администрации города.

Всего за 2008 год таких попыток было пять. До сих пор нам удавалось им противостоять. Как будет дальше – покажет время.

В этой связи уместно задаться вопросом: может ли организация, уязвимая для внешнего влияния, являться полноценным и эффективным участником мероприятий по противодействию коррупции? Думаю, что если и сможет, то очень недолго.
На территории Камчатского края мы не единственный контрольный орган, подвергшийся в 2008 году попыткам агрессивного внешнего влияния. Думаю что и остальным контрольным органам Российской Федерации данная ситуация знакома не понаслышке.
Желая изменить сложившуюся ситуацию нами совместно с коллегами из Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района было разработано два проекта федеральных законов:

  • о внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» - с целью исключить председателей и аудиторов контрольных органов из сферы действия данного закона, что придало бы этим должностным лицам большую самостоятельность;
  • о внесении изменений в Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» - с целью установления обязательности формирования контрольных органов в ряде муниципальных образований (при достижении определённых условий), определения полномочий контрольных органов, закрепления за ними статуса юридических лиц.

Данные проекты были нами переданы в адрес АКСОР и СМКСО, однако дальше дело не пошло - какой-либо информацией об их дальнейшей судьбе мы не владеем.
Кстати в представленном нам сегодня отчёте о деятельности СМКСО об этих проектах тоже не сказано ни слова, а ведь как минимум один из них рассматривался на заседании президиума, были назначены лица, ответственные за его прохождение в Государственной Думе.
Коллеги, мы уже не один год говорим о несовершенстве законодательства, регулирующего нашу деятельность, сетуем на отсутствие закона о внешнем финансовом контроле, но что сегодня делается для того, чтобы исчезла правовая неопределённость, и долгожданный закон появился?
Мы не сможем развиваться и двигаться вперёд находясь в условиях правовой неопределённости, если не решим накопившиеся сегодня проблемы.

В завершение своего доклада особо хочу отметить, что финансовый контроль – задача государственная, соответственно и «правила игры» на данном поле должны быть установлены государством. Правовое регулирование деятельности контрольных органов, определение порядка их формирования и статуса должностных лиц не должно происходить по самостоятельно придуманным на местах правилам.
Предлагаю на данной конференции принять решение о создании рабочей группы, которая займётся выявлением пробелов законодательства, регулирующего деятельность муниципальных контрольных органов и подготовкой проектов законов, призванных эти пробелы устранить.

Спасибо за внимание.