«Камчатский край», №38 (309), 26 сентября 2012 г. Мария ШУПЕНИК

Кто бы что ни говорил, но, не умаляя ряда позитивных перемен, можно утверждать, что не слишком многое поменялось в Петропавловске-Камчатском за последние 3 года. Что уж точно меняется, так это главы администрации. За эти годы в городе появился уже третий глава, и в этом смысле краевой центр является своего рода рекордсменом.
А вот аппарат администрации Петропавловска всегда являлся достаточно стабильным по кадровому составу. Сегодня трудно и вспомнить, сколько лет его возглавлял Виктор Сергеев. Казалось, что он будет вечным и несменяемым. Но нет, не так давно расстался с должностью и он, а также некоторые другие ключевые фигуры аппарата мэрии, в частности, ушли «главный кадровик» администрации, заместитель Виктора Сергеева – Любовь Тарова, а также начальник хозяйственного отдела и главный бухгалтер, деятельность которых была, мягко говоря, неоднозначной и в ряде случаев необъяснимой.
Не так давно Контрольно-счетная палата Петропавловска-Камчатского проверила, как аппарат администрации города в 2010 году распоряжался бюджетными средствами. Финансовая деятельность аппарата мэрии является достаточно обширной. Поэтому КСП не стала пытаться объять необъятное и сделала лишь выборочную проверку. Учитывая, что по каждому пункту проверки аудиторы зафиксировали нарушения законодательства, стало понятно, что вскрылась лишь верхушка айсберга, и работы здесь еще непочатый край.

На фига попу гармонь?
Между аппаратом администрации и неким В.М. Тришкиным в 2010 году был заключен муниципальный контракт на поставку большого кабинетного рояля – «для нужд Петропавловск-Камчатского городского округа». Купили рояль почти за 290 тысяч рублей.
В соответствии с условиями контракта, рояль должен обеспечивать звучание всех установленных клавиш, детали должны быть целыми, без явных признаков ремонта, таких как склейка, замена на новые. Разумеется, заказчик в лице аппарата администрации обязан был проверить потребительские свойства товара.
Так для кого и для чего предназначался рояль? Достаточно непростой инструмент – продукт мануфактуры знаменитого мастера Якоба Беккера начала ХХ века. Логично предположить, что куплен он был для музыкальной школы. Однако аудиторы КСП обнаружили, что рояль установлен под чехлом в предбаннике зала 429 на 4-м этаже здания администрации и по назначению не используется. При визуальном осмотре инструмента выяснилось, что дека рояля имеет множественные повреждения, отслоения и вздутия материала, целостность клавиш в ряде случаев нарушена, что делает невозможным функционирование рояля. При этом в ходе контрольного мероприятия не представилось возможным установить, каким образом настроено звучание инструмента для его непосредственного использования.
Скажем больше: специалисты аппарата так и не смогли связно объяснить проверяющим, в чем же заключалась муниципальная нужда в приобретении данного рояля. Согласно письменному пояснению тогда еще руководителя аппарата мэрии Сергеева, рояль был приобретен для использования в различных массовых и праздничных мероприятиях. И готовится документация для объявления конкурса на его полную реставрацию, после чего он будет использоваться для вышеуказанных целей…
Эта история не укладывается ни в какие логические рамки. Для чего конкретно рояль был приобретен – этот момент так и остался за кадром. Впрочем, деятели из аппарата мэрии поясняли, мол, инструмент надо было спасать. В этой связи непонятно, что за нелюди нападали на рояль, от каких злодеев его пришлось отбивать. Наконец, набрав в интернет-поисковике нужную комбинацию слов, легко выяснить, что купить такой инструмент, например в Москве, стоит порядка 100 тысяч рублей. И речь идет о полностью отреставрированном и настроенном рояле. Хочешь – музицируй, хочешь – используй как в фильме «Красотка».
«Так как работы по реставрации рояля повлекут дополнительное расходование средств бюджета городского округа, что в результате увеличит балансовую стоимость инструмента, аппарату администрации следует воспользоваться правом, указанным в п. 2.10 заключенного муниципального контракта, и потребовать возврата уплаченной суммы» – это требование указывал председатель КСП Андрей Новиков в письмах на имя прежнего главы администрации города Сергея Кондрашина и руководителя аппарата Виктора Сергеева. Однако на сегодняшний день ясно, что денег никто не возвращал, а престижный, хоть и в хлам раздолбанный инструмент продолжает пылиться под неказистой дерюгой в предбаннике зала для проведения депутатских сессий.

Комфортно жить не запретишь?
В 2010 году между Федеральным государственным унитарным Петропавловск-Камчатским авиапредприятием (ФГУПКАП) и аппаратом администрации города был заключен договор на предоставление услуг зала повышенной комфортности Елизовского аэропорта. Тариф за обслуживание пассажиров в зале повышенной комфортности составляет 2 тысячи рублей за одного человека. В 2010 году аппарат администрации оплатил этих расходов почти на 234 тысячи рублей.
Пользоваться услугами этого vip-зала имеет право глава администрации города, его заместители, в исключительных случаях – иные работники мэрии, но только в случае служебных командировок. Копнув ситуацию глубже, аудиторы КСП столкнулись с полнейшей нелепицей и уверены, что как минимум на 150 тысяч рублей по результатам пользования vip-залом аппарат администрации причинил ущерб городской казне.
Посмотрев на списки пассажиров, которые обслуживались через зал повышенной комфортности, аудиторы увидели, что, например, зам. главы администрации слетал в командировки 5 раз за день, руководитель аппарата – три раза. Откуда такая страсть к постоянным перелетам?
Виктор Сергеев честно пояснил, что чиновники мэрии летали через vip-зал не только в командировки, но и в отпуска. Кроме того, услуги зала использовались при встречах и проводах делегаций и гостей города. Все случаи использования зала повышенной комфортности осуществлялись по устной заявке Сергеева и согласовывались с работниками авиапредприятия по телефону, при этом письменные заявки с указанием ФИО работника администрации в соответствии с условиями договора не оформлялись. Потом в документы просто подставлялась фамилия должностного лица, который имел право «комфортно» лететь в командировку.
По всей видимости, в мэрии до сих пор уверены, что «повышенная комфортность» чиновников должна оплачиваться из бюджета города, поэтому 150 тысяч рублей в бюджет так и не вернулись. Что ж, привычка, как известно, – вторая натура, а сия практика была наработана долгими годами. Интересно, что изменится с приходом нового главы города?

Что они ни делают, не идут дела
А вот ремонты – дело всегда необходимое. Фасады административных зданий – это тоже часть лица города, а значит, всеобщего престижа Петропавловска. Власти региона давно начинали ремонт здания краевой администрации, делали его долго и методично, не разбрасываясь бюджетными средствами, и в итоге получилось скромно, но весьма симпатично. Чего нельзя сказать о здании администрации Петропавловска. Ну, никак не движутся здесь дела.
Дабы произвести капитальный ремонт здания мэрии, в частности, его пешеходной платформы (стилобата), аппарат администрации заключил муниципальный контракт с ООО «Стройтехсервис» от 16 сентября 2010 г. ценой в 7 млн 270 тысяч рублей. Но выяснилось, что в проектной документации, разработанной ГУП «Камчатгипрорыбпром» по данному объекту, сметная стоимость работ в ценах 2 квартала 2010 года была определена в сумме более 21 млн рублей. А значит, ассигнований не хватало. Было решено сделать только часть стилобата, но качественно. Но решить и сделать в случае с аппаратом мэрии – понятия диаметрально противоположные.
Забегая немного вперед, скажем, что аудиторам КСП не были представлены к проверке акты законченных работ, поэтому определить дату окончания работ не представилось возможным. Также аппарат администрации к проверке не смог представить ни проект производства работ, ни общий журнал производства работ, ни сертификаты качества на применяемые материалы. Были ли они вообще?
Из акта КСП: «…при проведении выборочных контрольных обмеров выполненных работ визуальным осмотром конструкции пешеходной платформы установлены многочисленные протечки в нижней части пешеходной платформы и, как следствие, отслоение штукатурного слоя под покраской и шелушение самого окрашенного слоя. Также визуальным осмотром установлено:
- отслоение штукатурного и окрасочного слоя подступенков лестниц, отслоение штукатурного и окрашенного слоя на трещинах вертикальных окрашенных поверхностей;
- частичное нарушение облицовки керамогранитной плитки стен и колонн;
- частичное нарушение облицовки крышки парапета гранитными плитами (на момент проверки производился гарантийный ремонт по восстановлению облицовки крышки парапета)».
Строительные материалы того или иного вида и назначения могут использоваться при строго определенных температурных режимах. Эти нормы подробно расписаны в СНиПах, причем по каждому материалу и даже его заводу-изготовителю. Но в связи с отсутствием сертификатов качества на материалы невозможно было определить завод-изготовитель, а следовательно, и технологию производства работ и качество материалов, применяемых при производстве ремонтных работ. Также по причине отсутствия общего журнала производства работ определить конкретное время выполнения работ и, как следствие, температуру окружающего воздуха при производстве работ в ходе проверки не представилось возможным.
В любом случае, как бы ни был выполнен ремонт, контракт предполагает наличие гарантийного срока на выполненные работы. По условиям муниципального контракта, срок предоставления гарантии качества составляет не менее 24 месяцев со дня подписания сторонами акта приемки законченных работ. Однако аппаратом администрации на момент проверки гарантийный ремонт по устранению установленных недостатков не производился, претензионная работа с подрядчиком не велась. Причем этот воз и ныне там. Более 7 млн рублей бюджетных средств привычно пущены коту под хвост.
Интересно, что на претензии КСП аппарат мэрии в этом случае ничего конкретного не пояснял. Мол, ой, и кто бы мог подумать? Между тем срок гарантии по данному ремонту истекает в ноябре – через полтора месяца. Потом будет бессмысленно причитать и заламывать руки – деньги за некачественно выполненную работу никто не вернет.
Вторая часть работ по ремонту стилобата была сделана в 2011 году, и проверка КСП по ней пока не проводилась. Но видно невооруженным глазом, что ошибки 2010 года учтены не были. В текущем году все вновь пришлось переделывать. Точнее, пытаться переделывать. Швы на декоративных ограждениях уже разошлись. В прошлом году начали производить внешнюю отделку здания, облицовывать плиткой первый этаж. Произвели подрядчику предоплату, но на каком-то этапе бригадир подрядчиков решил добровольно оставить наш мир, что, собственно, и сделал. И работы прекратились вместе с течением его жизни. Следы предоплаты, которую аппарат администрации сделал для производства этих работ, также потеряны. Плитка, уложенная в прошлом году, в этом году с фасада администрации медленно, но верно отваливается одновременно с осенними листьями...
Не иначе, какой-то злой рок висит над мэрией Петропавловска. Им бы, что ли, понедельники взять и отменить, да богу помолиться, как поется в старой песенке? Что-то делать явно надо, ведь речь-то идет о непрерывно утекающих не по назначению средствах, уплаченных нами, налогоплательщиками. Радует, что какие-то шаги уже сделаны. Ключевые фигуры в аппарате мэрии, и не только в нем, сменились. А что будет дальше – время покажет. Во всяком случае, сейчас к руководству аппаратом администрации города пришли люди на порядок более грамотные, чем их предшественники. Главное, чтобы теперь у них хватило сил разгрести оставленные предшественниками завалы.