Доклад аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Рекуновой Оксаны Викторовны на II очередной конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа

Добрый день, уважаемые коллеги!

Анализ бюджетного процесса в Петропавловск-Камчатском городском округе свидетельствует о том, что сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности повышения эффективности управления муниципальными средствами и переориентацию деятельности участников с освоения, выделенных им ассигнований на достижение конечных результатов.

Контрольные и эксперно-аналитические мероприятия, проводимые Контрольно-счетной палатой в части формирования и исполнения бюджета, показывают, что планирование прогнозных показателей доходной части бюджета требует пересмотра и совершенствования.

Необходимо отметить, что отсутствие в городском округе соответствующей методики планирования показателей доходной части бюджета приводит к искажению прогнозного плана по доходам.

Так, в ходе контрольного мероприятия проведенного в 2013 году в Контрольно-счетной палатой произведен перерасчет отдельных показателей по доходам, администрируемых органами администрации городского округа, в результате:

- доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, увеличились с 117 млн. рублей до 126 млн. рублей или на 9 млн. рублей (8,0%), в связи с учетом Контрольно-счетной палатой перерасчета кадастровой стоимости земельных участков;

- доходы от продажи земельных участков в 2013 году увеличились с              0,5 млн. рублей до 23,2 млн. рублей или на 22,7 млн. рублей (в 46 раз), в связи планированием данного показателя на основании среднего показателя исполнения за 3 года.

Также в результате проведенного КСП анализа, объем доходов на 2013 год в виде дивидендов по акциям городского округа в открытых акционерных обществах увеличится на 33,5 млн. рублей или почти в 3 раза.  Данное увеличение обусловлено расчетом дивидендов отдельными акционерными обществами от фактически полученной прибыли;

При этом прочие доходы в виде платы за пользование (найм) жилых помещений муниципального жилищного фонда скорректированы, с учетом рекомендации КСП, в сторону уменьшения с 40,0 млн. рублей до 36,0 млн. рублей или на 4 млн. рублей (10,0 %). В своих рекомендациях КСП предлагала при определении планового показателя учитывать процент собираемости данной платы от населения и с учетом задолженности управляющих компаний

Отдельно хотелось бы отметить, что прогнозные показатели поступлений по налоговым доходам не исполняются на протяжении ряда лет.

При этом у городского округа отсутствуют полномочия контроля над федеральным ведомством в лице налогового органа. В свою очередь, результаты совместно проведенного с прокуратурой города контрольного мероприятия показали отсутствие в налоговом органе методики планирования прогнозных показателей, что негативно сказывается на исполнении доходной части бюджета.

Кроме того, бюджетная отчётность по доходам администрируемых налоговым органом ежегодно представляется без учёта сумм, поступивших в бюджет городского округа распределённых по нормативу сумм доходов федерального и краевого уровня бюджетов, что не позволяет проверить полноту и достоверность отчётности.

Также зачастую бывает непонятно, с какой целью осуществляются те или иные бюджетные расходы, на обеспечение каких потребностей населения и общества они направлены.

Проводимые контрольные мероприятия отчетливо выявляют отдельные недоработки и пробелы в организации бюджетного процесса, выражающиеся:

- в отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств;

- в формальном подходе к планированию ассигнований субъектами бюджетного планирования, включая разработку и реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ;

- в неопределенности структуры ассигнований, выделяемых главными распорядителями бюджетных средств получателям;

- в отсутствии ответственности участников бюджетного процесса при формировании и исполнении бюджета, а также контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств.

Также с целью ухода от процедуры торгов, начиная с 2011 года, в городском округе сложилась практика создания муниципальных автономных учреждений социальной сферы путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений.

В основном тип учреждений изменяется в тех учреждениях социальной сферы, в которых планируется проведение капитального или текущего ремонтов.

При этом объем ассигнований на выполнение данных работ значительно увеличивается по сравнению с затратами на выполнение аналогичных работ, организованных по результатам проведения конкурсных процедур. Для информации хотелось бы сообщить, что экономия средств от проведения учреждениями социальной сферы городского округа конкурсных процедур в 2011 году составила 175 млн. рублей (или 14 %), в 2012 году -                             260 млн. рублей (или 19 %).

Как показывает практика, объем и структура большей части расходных обязательств обусловлены ранее принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами, заключенными договорами и соглашениями, действующими программами. Ассигнования на исполнение этих обязательств, как правило, подлежат обязательному включению в бюджет с использованием достаточно простых правил определения или корректировки их объема.

При этом существуют такие расходные обязательства (новые целевые программы, решения об увеличении заработной платы, досрочное погашение муниципального долга, новые бюджетные инвестиции и т.д.), включение которых в бюджет в том или ином объеме зависит от решений, принимаемых непосредственно в ходе формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В связи с чем, участникам бюджетного процесса необходимо более детально обосновывать вновь планируемые обязательства и ассигнования на их исполнение.

Таким образом, разделение при формировании бюджета расходных обязательства на действующие и принимаемые позволит упростить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств, и сосредоточить внимание в основном на принимаемых обязательствах.

Кроме того, при составлении и исполнении бюджета необходимо:

- четко определять приоритеты бюджетных расходов и обеспечивать их реализацию;

- разработать методику планирования не только расходов бюджета, но и доходов;

- осуществлять контроль за реализацией долгосрочных целевых программ и расходовать бюджетные средства за счет установления показателей результативности и сравнения фактически достигнутых результатов с запланированными;

- устанавливать взаимосвязи между ожидаемыми результатами реализации долгосрочных целевых программ и объемами требуемых для этого ресурсов;

- повышать обоснованность бюджетных расходов, особенно в свете перехода к формированию программного бюджета.

 

 

Спасибо за внимание.