Экспертное заключение на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа о принятии решения о порядке определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа

Скачать Экспертное заключение
exp_2015_6.doc (110.0 Кб)

 

№ 01-07/06-01/э

17 февраля 2015 года

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено консультантом Контрольно-счетной палаты Пятигорец Т.Ю. в соответствии со статьёй 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа[1], статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ[2], статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 № 173-нд [3].

Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[4] «О принятии решения о порядке определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа»[5] разработан Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[6] и внесён на рассмотрение исполняющим полномочия Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Платоновым Д.А.

Согласно пояснительной записке проект решения разработан в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Земельный кодекс Российской Федерации[7], утвержденный 25.10.2001 №136-ФЗ, дополняется главой V.3 «Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Согласно пункту 3 части 2 статьи 39.25 ЗК РФ, вступающего в силу с 01.03.2015 г., плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Функция по установлению сервитутов возложена на ДГЗО.[8]

Муниципальных правовых актов, регулирующих порядок установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа[9], и порядок определения соразмерной платы за него не издавалось.

До 01.03.2015г. порядок установления сервитута регулировался ст.274-277 Гражданского кодекса Российской Федерации[10] и статьей 23 ЗК РФ, в которых предусматривался его возмездный порядок. Так, согласно части 5 статьи 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. В целях установления порядка определения соразмерности платы Федеральной службой земельного кадастра России 17.03.2004 утверждены «Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», которые признаны недействующими Решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 № АКПИ14-1093.

Порядок определения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, представленный в проекте решения, аналогичен Правилам определения порядка размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Постановлением от 23.12.2014 №461 Правительства Российской Федерации.

В виду дополнения правового поля с 01.03.2015 порядком установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принятие проекта решения приведет к росту доходов бюджета городского округа, так как пунктом 3 статьи 39.25 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ предусмотрено, что в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Однако при применении п.3 проекта решения, в случае если земельные участки, находящиеся в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, переданы в постоянное (бессрочное) пользование органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, при установлении сервитута у данных организаций возникнут дополнительные расходы на проведение независимой оценки рыночной стоимости прав на земельный участок до и после установления сервитута.

Контрольно-счетная палата считает необходимым отметить, что пояснительная записка, представленная к проекту решения ДГЗО, не содержит характеристику его целей и основных положений в нарушение п.2 ст.61 Решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.12.2007 №2-р «О принятии Регламента городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа».

По мнению Контрольно-счетной палаты в связи с тем, что рассматриваемый проект решения устанавливает размер платы пояснительную записку следует также дополнить оценкой влияния предложения на доходную часть бюджета городского округа.

На основании изложенного в экспертном заключении Контрольно-счетная палата предлагает:

- разработчику проекта учесть вышеуказанные замечания и внести соответствующие дополнения в пояснительную записку к проекту решения;

- Депутатам Городской Думы при рассмотрении проекта решения учесть изложенные в заключении результаты экспертизы при рассмотрении проекта решения.

 

 

 

Инспектор

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского городского округа

Ю.В. Белослудцева

 



[1] Утверждено решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.07.2005 № 172-р.

[2] «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».

[3] «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[4] Далее – Городская Дума.

[5] Далее – проект решения.

[6] Далее – ДГЗО;

[7] Далее – ЗК РФ;

[8] согласно п.4.3.14 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.06.2009 № 515-р «Об учреждении Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении Положения о нем»;

[9] Далее – городской округ;

[10] Далее – ГК РФ;