Экспертное заключение на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 № 3165 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны, профилактика правонарушений, экстремизма, терроризма и асоциальных явлений в Петропавловск-Камчатском городском округе»

Скачать Экспертное заключение
exp_2014_29.doc (464.0 Кб)

 

№ 01-07/29-04/э

05 августа 2014 года

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено старшим специалистом 1 разряда Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] Лысовым В.С. на основании статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа утвержденного решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[2] от 05.07.2005 № 172-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 №  6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 № 173-нд[3].

Проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[4] «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.10.2013 № 3165 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны, профилактика правонарушений, экстремизма, терроризма и асоциальных явлений в Петропавловск-Камчатском городском округе»[5] разработан Административно-контрольным управлением администрации городского округа[6].

Внесение изменений в муниципальную программу[7] обусловлено уточнением объёмов и источников финансирования отдельных мероприятий муниципальной программы.

В этой связи разработчиком проекта вносятся соответствующие изменения как в текстовую, так и в табличную части программы.

При анализе паспорта муниципальной программы КСП установлено следующее.

Разработчик проекта постановления предлагает увеличить объем финансирования муниципальной программы с 23282,9 тыс. рублей до 23482,9 тыс. рублей или на 200,0 тыс. рублей (0,9 %). Указанные средства получены из краевого бюджета в рамках соглашения № 40/14/1/48-С[8]. Данное увеличение финансирования предусмотрено на 2014 год в рамках софинансирования мероприятия «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи, предупреждение детской беспризорности и безнадзорности» подпрограммы 2[9] муниципальной программы.

Таким образом, объём средств на 2014 год, предусмотренный действующей редакцией программы, будет увеличен с 22484,7 тыс. рублей до 22684,7 тыс. рублей (0,9 %).

Также проектом постановления предусмотрены перераспределения объёмов финансирования отдельных мероприятий внутри каждой подпрограммы муниципальной программы, не влияющие на изменение итоговых значений подпрограмм и муниципальной программы в целом.

Кроме того, из муниципальной программы исключены исполнители программы – главные распорядители бюджетных средств:

- Комитет по управлению имуществом администрации городского округа;

- Управление культуры, спорта и молодёжной политики администрации городского округа[10].

Также из муниципальной программы исключена задача «снижение уровня преступности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа[11]» и соответствующие ей ожидаемые результаты реализации программы:

- обеспечение нормативного правового регулирования профилактики правонарушений;

- уменьшение общего числа совершаемых преступлений в целом на 4-5 процентов;

- снижение уровня рецидивной и «бытовой» преступности на 5-10 процентов.

Вместе с тем, указанные изменения в части исключения задачи и ожидаемых результатов реализации программы не в полной мере отражены в разделе 2 (пункты 2.17 и 2.19) и в разделе 4 (пункт 4.2.9) муниципальной программы.

В связи с чем, данные пункты подлежат пересмотру и корректировке в соответствии с паспортом муниципальной программы.

При сопоставительном анализе текстовых и табличной частей проекта постановления Контрольно-счетной палатой также установлены несоответствия между ними.

Так, табличной частью муниципальной программы предусмотрено мероприятие 2.3 «Установка системы охранно-пожарной сигнализации на пункте управления руководителя гражданской обороны Петропавловск-Камчатского городского округа (Советская, 37) и складов хранения резервов (Пограничная, 87)», реализация которого направлено на решение задачи 2 «Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты» подпрограммы 1[12], однако в разделе 2 проекта постановления данное мероприятие не отражено.

При этом согласно пункту 1.4.6 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840[13], программное мероприятие представляет собой комплекс мер, увязанных по срокам и ресурсам, реализация которых предложена для решения задач и достижения целей программы.

Соответственно, с учётом формулировки задачи 2 мероприятие 2.3 по итогам своей реализации не может способствовать решению поставленной задачи.

Вместе с тем, указанное мероприятие может способствовать решению задачи 3 «Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны» подпрограммы 1.

Согласно пункту 2.9 раздела 2 муниципальной программы, для решения задачи по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (задача 3 подпрограммы 1) запланировано, в том числе, проведение занятий по приведению сборных эвакуационных пунктов в готовность. Однако, указанное мероприятие не нашло своего отражения в табличной части в рамках решения задачи 3.

В табличной части проекта постановления в рамках решения задачи 1 «Оповещение населения Петропавловск-Камчатского городского округа об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС» предусмотрено мероприятие по созданию и совершенствованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Однако данное мероприятие не отражено в разделе 2 при описании решения указанной задачи.

Согласно пункту 2.7 муниципальной программы в рамках решения задачи по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС планируется установка автоматической системы оповещения (типа АСО-16М) и реконструкция территориальной автоматизированной системы центрального оповещения, включающая в себя замену устаревшего оборудования и дополнительную установку в здании МКУ «ТЦУКС»[14] автоматизированного пульта управления П-166АПУ, 15 систем громкоговорящей связи модели           СГС 22-М.

При этом данная проблема решается в рамках государственной программы Камчатского края «Защита населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, развитие гражданской обороны и поддержка российского казачества на 2014-2018 годы на территории Камчатского края»[15].

В связи с тем, что пункт 2.7 носит дублирующий характер положений указанной государственной программы Камчатского края, разработчику проекта следует исключить пункт 2.7 с целью формирования более доступного представления о мероприятиях муниципальной программы.

Также установлено, что пункт 2.10 раздела 2 муниципальной программы не в полной мере раскрывает перечень мероприятий, предусмотренный табличной частью муниципальной программы.

Пункт 2.20 и пункт 4.2.10 муниципальной программы в части описания рисков не в полной мере сопоставимы между собой. В пункте 2.20 отражен риск «отсутствие психологической и социальной поддержки и понимания населения (молодежи)», который не нашёл своего отражения в пункте 4.2.10. Вместе с тем в пункте 4.2.10 отражён риск «изменение законодательной базы», который не нашёл своего отражения в пункте 2.20.

На основании вышеизложенного разработчику проекта необходимо синхронизировать разделы муниципальной программы (текстовую часть) как между собой, так и с приложением (табличная часть).

При анализе целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы установлено следующее.

Проектом постановления предусмотрено изменение единиц измерения целевого показателя «уменьшение времени оповещения руководящего состава администрации Петропавловск-Камчатского городского округа»: действующей редакцией предусмотрены «секунды», в проекте постановления – «минуты».

В пункте 4.1.15 проектом постановления вносятся изменения в базовое значение показателя «количество населения обеспеченного групповыми средствами жизнеобеспечения»: действующей редакцией программы установлено значение «50», проект постановления уточняет данный показатель в количестве «20».

При этом пояснительная записка к проекту постановления не отражает информации относительно указанных изменений, не раскрывает причин, обосновывающих потребность в изменениях, и аналитически не обосновывает указанные изменения.

Также разработчику проекта постановления необходимо устранить допущенную  техническую ошибку при определении итогового значения целевого показателя «снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (пункт 2.18 раздела 2: базовое значение – 1,8 %, итоговое – 2,1 %). Данное мероприятие призвано снизить уровень безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а увеличение на 0,3 % относительно базового значения (0,1 % за каждый год реализации программы) говорит о росте указанного уровня. При определении итогового значения следует исходить из того, что каждый год предполагается снижение на 0,1 %. Таким образом, следует указать итоговое значение данного показателя «1,5».

КСП отмечает, что разработчиком проекта для решения задачи «Совершенствование системы профилактики правонарушений экстремистской направленности и противодействия терроризма» заменён целевой показатель «оборудование информационных стендов» на «количество листовок, распространённых в учреждениях социальной сферы по тематике антитеррористической и антиэкстремистской направленности» с итоговым значением 3500 штук, в том числе по годам:

  • 2014 год – 1000 штук;
  • 2015 год – 2000 штук;
  • 2016 год – 500 штук.

Вместе с тем пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование не содержат информации относительно причин и финансово-экономической обоснованности указанной замены целевых показателей.

В связи с этим КСП обращает внимание на необходимость обоснования затрат по мероприятиям Программы.

Согласно пункту 3.44 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840, определение размера планируемых затрат должно основываться на тщательном анализе финансовой, экономической, статистической и иной официальной информации. Расчет суммы финансовых средств по каждому мероприятию Программы должен оформляться с указанием необходимых пояснений и ссылок на соответствующие нормативные правовые акты. При этом разработчик к обоснованию затрат подходит формально. Вместе с тем, работа должна быть направлена не на то, что доведены деньги до исполнителя, а на то, какой результат получен при расходовании этих средств. Соответственно основой для достижения эффективного расходования программных средств и является четкое обоснование планируемых затрат, то есть из расчета затрат должно быть видно куда, в каком количестве и на какие работы (услуги) или товары требуется направить данные средства.

Вместе с тем, объемы финансирования по мероприятиям не обоснованы в полной мере.

Также установлено, что в рамках соглашения от 17.06.2014 № 40/14/1/48-С средства краевого бюджета выделяются в рамках двух муниципальных программ:

- «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны, профилактика правонарушений, экстремизма, терроризма и асоциальных явлений в Петропавловск-Камчатском городском округе»;

- «Создание условий для развития культуры, спорта и молодёжной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе».

Пунктом 2.3.8 соглашения от 17.06.2014 № 40/14/1/48-С предусмотрено, что администрацией городского округа необходимо обеспечить достижение следующих значений показателей результативности предоставления субсидии:

- количество участников мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений – 3000 человек;

- количество участников культурно-массовых мероприятий профилактической направленности для несовершеннолетних, в том числе по привитию толерантного отношения к лицам различных национальностей – 850 человек.

Вместе с тем, заказчиками муниципальных программ (администрация городского округа и УКСМП соответственно) не согласовано распределение указанных целевых показателей между соответствующими муниципальными программами.

В экспертном заключении КСП от 28.07.2014 № 01-07/28-04/э указывалось на необходимость включения в муниципальную программу «Создание условий для развития культуры, спорта и молодёжной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе» соответствующих показателей по причине их отсутствия.

В свою очередь администрацией городского округа в проект постановления целевые показатели включены частично, а именно введён целевой показатель «количество участников культурно-массовых мероприятий профилактической направленности для несовершеннолетних, в том числе по привитию толерантного отношения к лицам различных национальностей». Базовое значение указанного показателя установлено в количестве 150 человек (в пояснительной записке к проекту решения данное количество аналитически не обосновано). В 2014 году будет обеспечено достижение указанного показателя в количестве 700 человек, что не в полной мере соотносится с указанными в соглашении условиями (в количестве 850 человек).

Таким образом, достижение целевого показателя «количество участников мероприятий в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений – 3000 человек» не предусмотрено ни одной из указанных в соглашении муниципальных программ.

КСП предлагает разработчикам проектов указанных программ (администрация городского округа и УКСМП) согласовать и распределить между двумя указанными муниципальными программами необходимые для достижения целевые показатели в полном объёме.

Также КСП установлено, что в муниципальной программе отражены целевые показатели, остающиеся неизменными на протяжении всего срока реализации муниципальной программы (целевые показатели, имеющие нулевые значения в каждом году).

При этом согласно пункту 1.4.8 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840, целевые показатели представляют собой измеряемые количественные показатели результатов решения поставленных задач, применяемые для оценки степени достижения целей программы.

Подобные целевые показатели не отражают результаты решения задач муниципальной программы.

Вместе с тем, при финансировании мероприятий соответствующих задач, целевые показатели этих задач со значением «0» говорят о неэффективности осуществления указанных расходов.

На мероприятие по восстановлению и приведению в готовность муниципальных защитных сооружений гражданской обороны в 2014 году предусмотрено 40,0 тыс. рублей. Соответствующие данной задаче целевые показатели (предусмотрено 4 показателя) отражены со значением «0» на протяжении всего срока реализации муниципальной программы.

Таким образом, не достигается требуемая эффективность соответствующих расходов.

Разработчику проекта следует пересмотреть показатели, фактически не отражающие эффективность решения поставленных задач, или увязать между собой финансирование мероприятий с фактическими результатами и целевыми показателями, достигаемыми путём реализации программных мероприятий.

При анализе табличной части программы установлено несоответствие между сроками реализации, отражёнными в таблице и указанными в текстовой части программы.

Так, в пункте 4.2.7 раздела 4 указано, что создание электронной базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психологической поддержке, планируется в 2014 году, вместе с тем в табличной части период реализации данного мероприятия указан «2014-2016» (объёмы финансирования предусмотрены в 2014 году в размере 5,0 тыс. рублей).

В соответствии с пунктом 3.48 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840 мероприятия программы должны быть увязаны по срокам и ресурсам. В соответствии с пунктом 3.49 указанного постановления срок начала и окончания каждого мероприятия устанавливается исходя из периода времени, в течение которого существует реальная возможность осуществления каждого мероприятия.

На основании изложенного разработчику проекта следует привести сроки реализации программных мероприятий, указанные в табличной и текстовой частях, в соответствие с Постановлением администрации от 27.06.2013 № 1840.

Дополнительно хотелось обратить внимание, что разработчик при подготовке проекта учитывал замечания и предложения КСП, указанные в экспертном заключении от 18.06.2014 № 01-07/20-04/э.

Вместе с тем КСП отмечает, что увеличение финансирования мероприятия подпрограммы 1 «создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха людей на водных объектах и непосредственной близости от них» на 100,0 тыс. рублей из краевого бюджета привело к снижению соответствующего целевого показателя муниципальной программы: количество постов осталось на прежнем уровне (1 пост), доля оснащённости постов снизилась со 100 % до 50 %.

Одновременно с этим текстовая часть проекта постановления не содержит информации о необходимости реализации мероприятия – каким образом оно призвано решить задачу «обучение населения в области гражданской обороны», где будет создан пост, на что предусмотрено финансирование указанного мероприятия. Разработчику проекта следует дополнительно раскрыть информацию относительно указанного мероприятия.

На основании изложенного, КСП указывает на необходимость в дальнейшем при подготовке проекта постановления отражать в пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании полную и детальную информацию о вносимых изменениях и о причинах, способствующих этим изменениям.

Разработчику проекта необходимо направить в адрес Контрольно-счетной палаты информацию о доработке проекта постановления с учетом изложенных в настоящем экспертном заключении замечаний и предложений.

 

И.о. председателя

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского городского округа                       

О.В. Рекунова



[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП.

[2] Далее – Городская Дума.

[3] «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[4] Далее также – администрация городского округа.

[5] Далее – проект постановления.

[6] Далее – разработчик проекта.

[7] Здесь и далее – муниципальная программа «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны, профилактика правонарушений, экстремизма, терроризма и асоциальных явлений в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[8] Здесь и далее – Соглашение от 17.06.2014 № 40/14/1/48-С о реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителям средств краевого бюджета.

[9] Здесь и далее – подпрограмма 2 «Профилактика правонарушений, терроризма, экстремизма, наркомании и алкоголизма».

[10] Далее – УКСМП.

[11] Далее – городской округ.

[12] Здесь и далее – подпрограмма 1 «Совершенствование гражданской обороны и защиты населения».

[13] «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Постановление администрации от 27.06.2013 № 1840).

[14] Здесь – муниципальное казённое учреждение «Территориальный центр управления кризисными ситуациями».

[15] Утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 526-П.