Экспертное заключение на проект Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о Порядке организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа»

Скачать Экспертное заключение
75.doc (463.0 Кб)

 

10 октября 2013 года           № 01-07/75-03/э

                                                          

Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа1 Е.М. Приваловой и главным специалистом-экспертом Контрольно-счетной палаты Е. Г. Заколутиной на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате от 26.05.2011 № 1144-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа2 от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе3». 
Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы «О принятии решения о Порядке организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петропавловск - Камчатского городского округа»4, разработан Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск - Камчатского городского округа5 и внесен на рассмотрение Главой администрации городского округа Алексеевым А.А.
Согласно пояснительной записке, проект решения разработан в целях урегулирования вопросов сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Указанным проектом решения предусмотрен порядок сбора бытовых и промышленных отходов, подлежащих использованию в качестве вторичного сырья, с разделением на виды (пищевые отходы; макулатура, текстиль, дерево; пластик, полиэтилен; железо, жесть и алюминий; стекло).
 По результатам проведённой экспертизы Контрольно-счетная палата сообщает:
1) В текстовой части проекта отсутствует перечень нормативных правовых актов, являющихся основанием для его разработки. При этом в преамбуле проекта решения отражены ст. 28 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа и Решение Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 06.03.2013 №48-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск - Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий».
В то же время, в действующем Положении об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённом Решением Городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.10.2006 № 450-р, действие которого предполагается отменить с вступлением в законную силу рассматриваемого проекта, отражён ряд федеральных законов, нормы которых легли в основу его разработки.
На основании изложенного, Контрольно-счетная палата предлагает разработчикам внести соответствующие изменения в текстовую часть проекта.
2)  Как в действующей редакции Положения, так и в новой редакции проекта Решения отсутствует пункт 2.2.4., в связи с чем, нарушена нумерация пунктов. Контрольно-счетная палата рекомендует разработчикам проекта привести в соответствие нумерацию пунктов раздела 2 рассматриваемого проекта решения.
3)  Пунктом 3.4 статьи 3 действующего Решения определено, что при поквартальной (кольцевой) системе удаления твердых бытовых отходов сбор твердых бытовых отходов осуществляется непосредственно в специализированные автомашины. В представленном к рассмотрению проекту решения отсутствует аналогичная норма, однако пояснительная записка не содержит информации о причинах её отсутствия. На основании этого, Контрольно - счетная палата рекомендует либо отразить в пояснительной записке факт отсутствия вышеуказанной нормы, либо включить её в проект решения по аналогии с действующим решением Городской Думы.
4) В проекте решения применены понятия (биотуалеты и контейнеры-накопители мусоропроводов), отсутствующие в Решении Городской Думы от 06.03.2013 № 48-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск - Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий».
Контрольно-счетная палата рекомендует привести понятия, используемые в рассматриваемом проекте решения в соответствие с нормативными правовыми актами, являющимися основаниями для его разработки.
5) Рассматриваемый проект решения подготовлен с учётом сбора бытовых и промышленных отходов, подлежащих использованию в качестве вторичного сырья, то есть по видам отходов (пищевые отходы; макулатура, текстиль, дерево; пластик и полиэтилен; железо, жесть и алюминий; стекло), о чём свидетельствуют п. 2.2.5; 3.7-3.9; раздел 4 проекта.
При этом способ сбора мусора, применяемый в настоящее время посредством общих мусорных контейнеров в проекте решения не предусматривается, а хранение отходов на санкционированных свалках предусматривается опосредованно, то есть в случае невозможности их вторичной переработки (абзац 2 пункта 4.2. проекта).
Следует отметить, что в соответствии пунктом 3.2.1 раздела 3.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54098 -2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 г. №761-ст) вторичные ресурсы – это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки. В области использования вторичных ресурсов следует считать  обеспечение полной переработки отходов производства и потребления в полезные для общества изделия и материалы или применение их для удовлетворения других народнохозяйственных потребностей  без переработки, с целью исключения их негативного воздействия на окружающую среду и экономии природного сырья.
Однако в настоящее время на территории Петропавловск-Камчатского городского округа отсутствует отходоперерабатывающая индустрия (мусороперерабатывающие заводы) и не отработан механизм создания соответствующей инфраструктуры, в том числе: накопление, сбор, транспортировка, размещение, обезвреживание, утилизация, переработка и вторичное использование отдельных видов отходов.  
Создание соответствующей инфраструктуры потребует привлечения большого объёма инвестиций, в том числе за счёт бюджетных средств. Однако, пояснительная записка к проекту решения содержит информацию об отсутствии потребности в дополнительных расходах бюджета городского округа и соответственно отсутствует финансово-экономическое обоснование. В то же время п. 3.7 и 3.8 проекта решения предусмотрен сбор отходов по видам с применением контейнеров для отходов, подлежащих использованию в качестве вторичного сырья, а пунктом 3.11 – использование специально оборудованных транспортных средств. Таким образом, в случае принятия указанного проекта решения, как минимум потребуется финансирование мероприятий по приобретению указанных контейнеров и спецтехники. Однако, разработчиками проекта решения не представлено финансово-экономическое обоснование предполагаемых затрат, возникновение которых обусловлено принятием данного проекта решения. 
Контрольно-счетная палата рекомендует Комитету городского хозяйства подготовить финансово-экономическое обоснование затрат, связанных с принятием указанного проекта решения.
Вышеуказанные факты позволяют предполагать о низкой проработке Комитетом городского хозяйства механизмов действия всех участников сферы обращения с отходами на территории городского округа.   
Учитывая вышеизложенное, по мнению Контрольно-счетной палаты, разработка и планируемое утверждение рассматриваемого проекта решения с отражением норм, предусматривающих раздельный сбор отходов с целью их вторичной переработки в настоящее время преждевременны. Следовательно, рассматриваемый проект решения требует доработки с учётом существующего положения дел в сфере обращения с отходами.
Также следует отметить, что в случае принятия указанного проекта в предложенной редакции возникнет необходимость внесения изменений в главу 3 Решения Городской Думы от 06.03.2013 № 48-нд «О правилах благоустройства территории Петропавловск - Камчатского городского округа и порядке участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий» в вышерассмотренной части, однако разработчиком проекта решения данный факт не указан в пояснительной записке.
С учётом вышеизложенного, Контрольно-счетная палата предлагает:
- разработчикам проекта учесть вышеуказанные замечания и внести соответствующие изменения в рассматриваемый проект, а также подготовить и представить финансово-экономическое обоснование к проекту решения;
- Депутатам Городской Думы при рассмотрении проекта решения учесть замечания Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем экспертном заключении. 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа     
Привалова Е.М.