Экспертное заключение на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.05.2012 № 1416 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2017 годы»

05.08.2013 года № 01-07/ 64-03/э

Настоящее экспертное заключение подготовлено инспектором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа [2] З.Г. Алтонченко на основании статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа[3] от 05.07.2005 № 172-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[4] от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе». Согласно проекту постановления администрации городского округа внесение изменений в МДЦП вызвано необходимостью корректировки программных мероприятий по обеспечению развития систем водоснабжения и водоотведения в городском округе в связи с выделением дополнительных ассигнований из краевого бюджета. Разработчиком и главным распорядителем средств программы является Комитет городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа [5]. По результатам рассмотрения представленных документов Контрольно-счетная палата сообщает следующее: Согласно проекту МДЦП, общий объём финансирования программы предусматривается уменьшить на 190549,41 тыс. рублей (8%) до 2178736,04 тыс. рублей. Данное уменьшение коснётся объёмов финансирования только по 2013 году, в том числе: за счёт средств краевого бюджета на 30636,51 тыс. рублей (3,4%) до 868631,89 тыс. рублей; за счёт средств городского округа на 16167,05 тыс. рублей (4,6%) до 337841,95 тыс. рублей; за счёт внебюджетных источников на 143745,85 тыс. рублей (13%) до 972262,2 тыс. рублей. Анализ раздела 3 «Мероприятия программы» проекта постановления показал, что вносимые изменения объёмов финансирования предполагается осуществить исключительно по инвестиционным мероприятиям 2013 года, а именно: Анализ распределения общего объёма финансирования по инвестиционным мероприятиям МДЦП за счёт средств краевого бюджета, показал следующее: Таблица № 1 (тыс. руб. )

№ п/п Наименование мероприятия Утверждённый объём финансирования за счёт средств Камчатского края Планируемый объём финансирования за счёт средств Камчатского края Отклонение (гр.4-гр.3) % (гр.5:гр.3)
1 2 3 4 5 6
1 Реконструкция канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г.Петропавловск-Камчатском 100 000,0 100 000,0    
2 Реконструкция и строительство сетей водоснабжения 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2014-2017 годы
3 Реконструкция и строительство резервуаров чистой воды 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2014-2015 годы
4 Реконструкция системы водоотведения районов «Сероглазка», «Геологи» 0,00 Данный пункт мероприятий в проекте постановления исключается
5 Реконструкция системы водоотведения центральной части г. Петропавловска 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2014 год
6 Проведение мероприятий, направленных на реконструкцию и стр-во канализ.очистн.сооружений,сетей, насосных станций 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2016-2017 годы
7 Стр-во Быстринского водозабора (проектные работы) 100 000,0 100 000,0    
8 Реконструкция и стр-во систем водоотведения Восточной части г.Петропавловска-Камчатского (проектные работы) 70 000,0 5 397,49 -64 602,51 -92,0
9 Реконструкция распределительных сетей водоснабжения (диаметром до 300 мм) (проектные работы) 5 000,0 38 966,0 +33 966,0 Увеличение в 7,8 раза
10 Итого: 275 000,0 244 363,49 -30 636,51 -11,0

Анализ распределения за счёт средств краевого бюджета по мероприятиям МДЦП показал, что увеличение объёмов финансирования в 7,8 раза планируется по проектным работам на реконструкцию распределительных сетей водоснабжения (диаметром 300 мм) и уменьшение объёмов финансирования на 92% по мероприятию на реконструкцию и строительство систем водоотведения восточной части г. Петропавловска-Камчатского. Согласно пояснительной записки и финансово-экономическому обоснованию (далее – ФЭО)[6] к проекту постановления данные корректировки связаны с изменениями, внесёнными в бюджет Камчатского края на 2013 год Законом Камчатского края от 02.07.2013 года № 266 «О внесении изменений в Закон Камчатского края «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Анализ распределения общего объёма финансирования по мероприятиям МДЦП за счёт средств городского округа, показал следующее: Таблица № 2 (тыс. руб. )

№ п/п Наименование мероприятия Утверждённый объём финансирования за счёт средств городского округа Планируемый объём финансирования за счёт средств городского округа Отклонение (гр.4-гр.3) % (гр.5:гр.3)
1 2 3 4 5 6
1 Реконструкция канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г.Петропавловск-Камчатском 16 462,28 10 000,0 -6 462,28 -39,0
2 Реконструкция и строительство сетей водоснабжения 3 758,0 3 758,0    
3 Реконструкция и строительство резервуаров чистой воды 1 000,0 1 000,0    
4 Реконструкция системы водоотведения районов «Сероглазка», «Геологи» 0,00 Данный пункт мероприятий в проекте постановления исключается
5 Реконструкция системы водоотведения центральной части г. Петропавловска 23 413,72 23 413,72    
6 Проведение мероприятий, направленных на реконструкцию и стр-во канализ.очистн.сооружений,сетей, насосных станций 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2016-2017 годы
7 Стр-во Быстринского водозабора (проектные работы) 10 000,0 0,00 -10 000,0 -100,0
8 Реконструкция и стр-во систем водоотведения Восточной части г.Петропавловска-Камчатского (проектные работы) 7 000,0 7 000,0    
9 Реконструкция распределительных сетей водоснабжения (диаметром до 300 мм) (проектные работы) 500,0 795,23 +295,23 +59,0
10 Итого: 62 134,0 45 966,95 -16 167,05 -26,0

Анализ распределения бюджетных средств городского округа по мероприятиям МДЦП показал, что увеличение объёмов финансирования на 59% планируется на проектные работы по реконструкции распределительных сетей водоснабжения (диаметром до 300 мм) и уменьшение объёмов финансирования на 39% по реконструкции канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г. Петропавловск-Камчатском. Исключаются в полном объёме финансирование по проектным работам в отношении строительства Быстринского водозабора. Согласно пояснительной записки и ФЭО к проекту постановления, данные изменения планируется провести по результатам оптимизации средств бюджета городского округа, в связи с выделением дополнительных ассигнований из краевого бюджета. Высвободившиеся по программе средства бюджета городского округа в сумме 16167,05 тыс. рублей, перераспределяются на мероприятия по МДЦП «Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2015 годы», утверждённой постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.03.2010 № 635. Контрольно-счетная палата обращает внимание разработчика на следующие незначительные расхождения: - в числовых значениях, указанных в пояснительной записке к проекту постановления с числовыми значениями, указанными в разделе 3 «Мероприятия программы» к проекту постановления, а именно: Таблица № 3 (тыс. руб. )

№ п/п Наименование мероприятия Пояснительная записка к проекту постановления Раздел 3 «Мероприятия программы» к проекту постановления Отклонение (гр.4-гр.3)
1 2 3 4 5
1 Реконструкция распределительных сетей водоснабжения (диаметром до 300 мм) (проектные работы)(средства городского округа) 795,224 795,23 0,006

- в числовых значениях отклонений, указанных в пояснительной записке к проекту постановления с расчётом, проведённым в ходе подготовки экспертного заключения, а именно: Таблица № 4 (тыс. руб. )

№ п/п Наименование мероприятия Пояснительная записка к проекту постановления Расчёт, проведённый в ходе подготовки экспертного заключения Отклонение (гр.4-гр.3)
1 2 3 4 5
1 Реконструкция канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г.Петропавловск-Камчатском (ср-ва городского округа) 6 462,277 6 462,28 0,003
1 Реконструкция и стр-во систем водоотведения Восточной части г.Петропавловска-Камчатского (проектные работы)(средства краевого бюджета) 64 602,5076 64 602,51 0,0024

Данные расхождения связаны с различным методом отражения цифровых значений финансирования в программе (две цифры после запятой) с решениями о бюджете на 2013 год (пять цифр после запятой). Анализ распределения общего объёма финансирования по мероприятиям МДЦП за счёт внебюджетных источников, показал следующее: Таблица № 5 (тыс. руб. )

№ п/п Наименование мероприятия Утверждённый объём финансирования за счёт средств городского округа Планируемый объём финансирования за счёт средств городского округа Отклонение (гр.4-гр.3) % (гр.5:гр.3)
1 2 3 4 5 6
1 Реконструкция канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г.Петропавловск-Камчатском 54 008,05 6 000,0 -48 008,05 --89,0
2 Реконструкция и строительство сетей водоснабжения 54 961,5 1 000,0 -53 961,5 -98,0
3 Реконструкция и строительство резервуаров чистой воды 14 500,0 1 000,0 -13 500,0 -93,0
4 Реконструкция системы водоотведения районов «Сероглазка», «Геологи» 28 276,3 Данный пункт мероприятий в проекте постановления исключается
5 Реконструкция системы водоотведения центральной части г. Петропавловска 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2014-2015 годы
6 Проведение мероприятий, направленных на реконструкцию и стр-во канализ.очистн.сооружений,сетей, насосных станций 0,00 0,00 Финансирование предусмотрено на 2016-2017 годы
7 Стр-во Быстринского водозабора (проектные работы) Объёмы финансирования программой не предусматриваются
8 Реконструкция и стр-во систем водоотведения Восточной части г.Петропавловска-Камчатского (проектные работы) Объёмы финансирования программой не предусматриваются
9 Реконструкция распределительных сетей водоснабжения (диаметром до 300 мм) (проектные работы) Объёмы финансирования программой не предусматриваются
10 Итого: 151 745,85 8 000,0 -143 745,85 -95,0

Анализ распределения внебюджетных средств по мероприятиям МДЦП показал, что общее уменьшение объёмов финансирования планируется на 143745,85 тыс. рублей (95%), в том числе: реконструкция канализационных очистных сооружений «Чавыча» в г.Петропавловск-Камчатском на 48008,05 тыс. рублей (89%); реконструкция и строительство сетей водоснабжения на 53961,5 тыс. рублей (98%); реконструкция и строительство резервуаров чистой воды на 13500,0 тыс. рублей (93%). Кроме того, из раздела 3 «Мероприятия программы» исключается мероприятие по реконструкции системы водоотведения районов «Сероглазка», «Геологи» в полном объёме в сумме 28276,3 тыс. рублей, финансирование которого утверждено исключительно за счёт внебюджетных источников. Согласно письму МУП «Петропавловский водоканал» от 09.07.2013 № 2904/33-02 в адрес КГХ, такое значительное уменьшение объёмов финансирования (95%) за счёт внебюджетных источников связано с невозможностью привлечения долгосрочного кредита, поскольку на предприятии отсутствуют источники их возврата. Таким образом, объём внебюджетных источников ограничивается величиной начисленных амортизационных отчислений по МУП «Петропавловский водоканал», которые, ввиду низкой собираемости платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, использовать в полном объёме не представляется возможным. В целом, представленным проектом постановления, дополнительных средств из бюджета городского округа на 2013 год не потребуется. Кроме того, согласно заключению Управления экономики администрации городского округа от 26.07.203 № 01-10-02, последнее рекомендует муниципальные долгосрочные целевые программы привести в соответствие с постановлением администрации городского округа от 27.06.2013 № 1840 «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа»[7]. Данное постановление администрации существенным образом меняет структуру построения муниципальных программ и предписывает органам администрации городского округа в срок до 01.09.2013 года разработать проекты постановлений администрации городского округа о внесении изменений в целевые программы. Рассматриваемый проект постановления городского округа не содержит изменений в соответствии с требованиями, установленными вышеупомянутым постановлением администрации городского округа (№ 1840). Вместе с тем, следует отметить, что п. 4.17 постановления администрации городского округа о разработке и реализации муниципальных программ, входит в противоречие п. 4.16 того же постановления и нарушает ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Так, согласно п. 4.16 «Объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации программы утверждается решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год и плановый период по соответствующей программе целевой статье расходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствие с утвердившим программу постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа», что не противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ [8]. Одновременно п. 4.17 устанавливает прямо противоположный порядок, а именно: « Программы подлежат приведению в соответствие с решением городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа о бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год и плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу», что противоречит ст. 86 Бюджетного кодекса РФ. Так, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[9] установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе и правовые акты принятые местной администрацией (указанная норма отражена в п. 3 ч. 6 ст. 59 Устава городского округа). Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ, Глава администрации в пределах своих полномочий издаёт постановления местной администрации (указанная норма отражена в ч. 2 ст. 61 Устава городского округа). Учитывая вышеизложенное, постановления администрации городского округа, посредством которых утверждаются целевые программы и вносятся в них изменения, являются муниципальными правовыми актами, которые устанавливают расходные обязательства, подлежащие включению в бюджет городского округа и исполнению за счет соответствующего бюджета. Таким образом, пунктами 4.16 и 4.17 постановления администрации городского округа (№ 1840) устанавливается двоякий подход к очерёдности отражения изменений объёмов финансирования в программе и в бюджете городского округа, что противоречит требованиям, установленным ст. 86 БК РФ. Кроме того, изложенная позиция Контрольно-счетной палаты полностью соответствует Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.10.2010 года № 588, согласно ч.24 которого установлено, что внесение изменения в программу является основанием для подготовки законопроекта о внесении изменений в федеральный бюджет. Данная позиция КСП уже была подробно изложена в письме от 25.04.2013 № 01-13/345-03, направленном в адрес Главы Администрации городского округа и заместителя Главы администрации городского округа – председателя КГХ. На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата предлагает администрации городского округа, во избежание ошибочного правоприменения, исключить п. 4.17 из постановления администрации городского округа о разработке и реализации муниципальных программ, как норму, противоречащую бюджетному законодательству. Так же Контрольно-счетная палата рекомендует внести в данное постановление пункт, предусматривающий регламентирование в муниципальном нормативном правовом акте, при отражении объёмов финансирования программы, количество знаков после запятой с целью приведения данных значений к единообразию со значениями, указанными в бюджете городского округа, что в дальнейшем позволит исключить незначительные (цифровые) расхождения между документами. Соответствующие изменения внесены в раздел 1 «Паспорт муниципальной долгосрочной целевой программы «Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2017 годы», в раздел 2 п. 2.3 п.п. 2.3.3 «Прогнозируемый объём финансирования Программы за счёт всех источников финансирования на 2012-2017 годы…» и в раздел 3 «Мероприятия программы». Рассмотрев проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.04.2012 № 1416 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2017 годы», Контрольно-счетной палата полагает, что изменения, вносимые в данную программу обоснованы и соответствуют информации, отражённой в пояснительной записке и ФЭО к проекту постановления администрации городского округа. Однако, разработчику программы следует обратить внимание на необходимость приведения программы (в срок до 01.09.2013 года) в соответствие с постановлением администрации городского округа о разработке и реализации муниципальных программ. Кроме того, в дальнейшем, в целях не допущения противоречивого понимания изложенных обстоятельств, Контрольно-счетная палата рекомендует, администрации городского округа рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в постановление администрации городского округа от 27.06.2013 № 1840 «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа» в части исключения п. 4.17 и дополнения пунктом, предусматривающим отражение объёмов финансирования с определённым количеством знаков после запятой.

 

Инспектор Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа З.Г. Алтонченко



[1] Далее – МДЦП, целевая программа, программа;
[2] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП;
[3] Далее – городской округ;
[4] Далее – Городская Дума;
[5] Далее – КГХ;
[6] Пояснительная записка и ФЭО идентичны;
[7] Далее - постановление администрации городского округа о разработке и реализации муниципальных программ;
[8] Далее – БК РФ.
[9] Далее - Федеральный закон № 131-ФЗ.