г. Петропавловск-Камчатский  «30» декабря 2010 года
                                         


Основание для проведения проверки: пункт 3.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010 год, поручение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 № 673-р, обращение Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского от 15.06.2009 №19109.
Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в 2008-2009 годах на строительство жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском.
Предмет проверки: нормативные правовые документы, обосновывающие выделение средств из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ на проведение строительства жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске   - Камчатском, бухгалтерские и иные документы, подтверждающие операции по осуществлению расчётов в части финансирования и оплаты работ по строительству жилых домов, договоры подряда и муниципальные контракты, документы, подтверждающие сдачу и приёмку работ по строительству.
Объект проверки: муниципальное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» .
Период проверки: 2008-2009 годы.
Срок проведения проверки: с 02 августа по 29 октября 2010 года.
В проведении выборочных контрольных обмеров, осуществлённых в рамках рассматриваемого контрольного мероприятия принимали участие: сотрудник УБЭП УВД по Камчатскому краю, а также сотрудник МРО ОРБ ГУ МВД по ДФО.
По результатам проверки оформлен акт от 09.11 2010 № 10-42/03.
Руководством МУ «УКС» акт проверки подписан с пояснениями от 15.11.2010 №15-1455/2 и от 24.11.2010 №15-1499/6. Контрольно-счетной палатой в свою очередь оформлены заключения на пояснения от 18.11.2010 № 19-899/03, от 20.12.2010 № 19-972/03. При составлении настоящего Отчёта мнения проверяемой организации частично учтены.

 

Результаты проверки:

Строительство жилых домов в квартале 115-А в городе Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах осуществлялось в рамках следующих федеральных целевых программ:

  • в 2008 году - в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы ;
  • в 2009 году – в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» .

Строительство жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском осуществлялось в две очереди, а именно:

  •  I очередь (2008 год) – завершение строительства жилых домов по позициям (по генплану) № 64, 66, 70-71, 86, а именно: внутренняя и наружная отделка существующих железобетонных коробок с заполнением проёмов, устройство кровель,  устройство внутренних и наружных инженерных сетей, монтаж кабельных сетей и сетей телефонизации, радиофикации, телевидения, внутренних электрических сетей, установка пожарных гидрантов. Также предусмотрено строительство центрального теплового пункта с монтажом теплосилового оборудования и трансформаторной подстанции с высоковольтным электрическим кабелем; устройство детских площадок и площадок для отдыха взрослых; благоустройство и озеленение территории.
  •  II очередь (2009 год) – строительство жилых домов по позициям (по генплану) № 74, 75, 76, 83 с устройством наружных и внутренних инженерных сетей, монтаж кабельных сетей и сетей телефонизации, радиофикации, телевидения, внутренних электрических сетей, установка пожарных гидрантов. Также предусмотрено строительство водопроводной повысительной насосной станции (ВНС), устройство детских площадок и площадок для отдыха взрослых; благоустройство и озеленение территории.

Работы подрядчиками осуществлялись на основании проектно-сметной документации. I очередь строительства - согласно проекту, разработанному проектным институтом ГУП «Камчатгипрорыбпром» в 2003 году и откорректированным в цены 1 квартала 2008 года; II очередь строительства       - согласно проекту, разработанному ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» в 2009 году (в ценах 1 квартала).
Следует отметить, что в 2009 году в целях реализации на территории Камчатского края поручения Президента РФ от 16.10.2008 № Пр-2191, в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 18.07.2008 № 219-П «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и повышения оценки эффективности реализации краевых целевых программ», а также снижения рисков смягчения последствий чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Камчатского края от 26.11.2008 № 390-П утверждена краевая целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Камчатском крае в 2009 году» . Согласно паспорту КЦП, её целью является достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования объектов инженерного жизнеобеспечения населения, жилищного и общественного назначения с массовым пребыванием людей. Для достижения поставленной цели КЦП предусмотрено решение следующей задачи - снижение сейсмического риска и повышение безопасности проживания граждан посредством сейсмоусиления зданий и сооружений. Выполнение намеченных показателей и ожидаемых результатов планировалось достигнуть за счёт реализации следующих программных мероприятий: разработка методики по обследованию зданий типовой застройки с целью определения их сейсмостойкости и необходимости сейсмоусиления; проведение паспортизации существующих зданий и сооружений; сейсмоусиление первоочередных объектов инженерного жизнеобеспечения населения, жилищного и общественного назначения с массовым пребыванием людей.
Государственным заказчиком и разработчиком программы является Министерство строительства Камчатского края. Главными распорядителями бюджетных средств (исполнителями программы) являются: Министерство строительства Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию).
Условиями КЦП определён предельный размер финансирования основных мероприятий по строительству группы жилых домов в квартале 115-А г. Петропавловска-Камчатского (II очередь строительства) в размере 332568,8 тыс. рублей в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 172198,9 тыс. рублей;
- за счёт средств бюджета Камчатского края 160269,9 тыс. рублей;
- за счёт средств городского округа 100,0 тыс. рублей.

Согласно данным контрольного мероприятия, общий объём расходов, утвержденный решениями о бюджете городского округа на мероприятия по строительству жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах составил 545045,5 тыс. рублей, в том числе: 2008 год              - 130389,4 тыс. рублей, 2009 год - 414656,1 тыс. рублей, что на 82087,3 тыс. рублей (24,7 %) больше предельного объёма финансирования строительства жилых домов в квартале 115-А, утверждённого КЦП. В общем объёме утверждённых бюджетных ассигнований расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ составляют:

  • средства федерального бюджета – 208407,0 тыс. рублей или 38,2 % от утвержденной суммы расходов на указанные цели;
  • средства краевого бюджета – 300754,4 тыс. рублей или 55,2 % от утвержденной суммы расходов на указанные цели;
  • средства бюджета городского округа – 35884,1 тыс. рублей или 6,6 % от утверждённых ассигнований.

Департаментом экономической и бюджетной политики Петропавловск        - Камчатского городского округа бюджетные ассигнования до получателя бюджетных средств - МУ «УКС» доведены в полном объёме.
Финансирование строительства и сейсмоусиление жилых домов в квартале 115-А в проверяемом периоде характеризуется следующими показателями:
- в 2008 году направлено 85960,1 тыс. рублей или 65,9 % расходов, утверждённых бюджетом городского округа и доведённых ассигнований;
- в 2009 году направлено 302027,42 тыс. рублей или 72,8 % расходов, утверждённых бюджетом городского округа и доведённых ассигнований.
Таким образом, в проверяемом периоде фактическое финансирование строительства и сейсмоусиление квартала 115-А в г. Петропавловске-Камчатском составило 387987,52 тыс. рублей или на 157057,96 тыс. рублей (28,8 %) меньше от расходов, утверждённых бюджетом городского округа.
В общей сумме финансирования расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ составляют:
- федеральный бюджет – 97080,54 тыс. рублей или 25,0 % от общей суммы финансирования;
- бюджет Камчатского края – 260729,38 тыс. рублей или 67,2 % от общей суммы финансирования;
- бюджет городского округа – 30177,6 тыс. рублей или 7,8 % от общей сумы финансирования.
В проверяемом периоде с целью определения порядка взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по финансированию и организации строительства объекта «Группа жилых домов для малосемейных в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском» (далее – Объект), между Министерством строительства Камчатского, Администрацией городского округа и МУ «УКС» были заключены следующие договоры:
- договор от 28.03.2008 № 16/90 «О финансировании и организации строительства строек и объектов, включённых в краевые инвестиционные мероприятия на 2008 год». Согласно условиям данного договора целевое финансирование Объекта осуществляется в 2008 году в объёме 20146,8 тыс. рублей за счёт остатков средств федерального бюджета на 01.01.2008 года, неиспользованных в 2007 году.
- договор от 30.06.2008 № 19 «О финансировании и организации строительства строек и объектов, включённых в краевые инвестиционные мероприятия на 2008 год». Согласно условиям данного договора финансирование Объекта осуществляется в 2008 году в объёме 16061,2 тыс. рублей за счёт средств федерального бюджета и 86050,0 тыс. рублей за счёт средств краевого бюджета.
- договор от 06.04.2009 № 4 «О финансировании и организации строительства строек и объектов, включённых в краевые инвестиционные мероприятия на 2009 год». Данным договором определён порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий по финансированию и организации строительства Объекта, финансируемого в 2009 году за счёт средств краевого бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 03.04.2009 № 152-РП в сумме 34303,6 тыс. рублей.
- договор от 12.11.2009 № 30 «О финансировании и организации строительства строек и объектов, включённых в краевые инвестиционные мероприятия на 2009 год». Данный договор определяет порядок взаимодействия Сторон при осуществлении совместных действий по финансированию и организации строительства Объекта, включённого в краевые инвестиционные мероприятия на 2009 год и финансируемого за счёт средств федерального и краевого бюджетов. В соответствии с условиями данного договора целевое финансирование Объекта осуществляется в объёме 315674,3 тыс. рублей за счёт средств федерального бюджета и 16049,8 тыс. рублей за счёт средств краевого бюджета.
Согласно условиям договоров, Министерство строительства Камчатского края доводит до Администрации городского округа объёмы бюджетных ассигнований краевого бюджета и лимиты бюджетных обязательств, выделяемые на финансирование Объекта, своевременно перечисляет бюджетные средства в доход городского округа, производит финансирование и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. В свою очередь Администрация городского округа отражает поступление бюджетных средств в доходах и расходах бюджета городского округа, своевременно и в полном объёме осуществляет перечисление бюджетных средств, полученных от Министерства строительства Камчатского края со счетов управления Федерального казначейства по Камчатскому краю на лицевой счёт МУ «УКС», открытый в управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, для дальнейших расчётов за выполненные объёмы работ. МУ «УКС» принимает на себя обязанность по финансированию строительных работ, обеспечивает контроль над проведением всего комплекса работ по строительству и вводу Объекта в эксплуатацию в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, заключает в соответствии с договором государственный контракт на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для государственных нужд.

       В 2008-2009 годах в рамках строительства Объекта МУ «УКС» с подрядными организациями заключило:
- 2 муниципальных контракта на оказание услуг  и выполнение работ на общую сумму 2890,9 тыс. рублей;
- 3 договора подряда на общую сумму 433833,7 тыс. рублей;
- 5 договоров на общую сумму 853,7 тыс. рублей.
При размещении заказов на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд городского округа, действия МУ УКС по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов, договоров, договоров подряда на оказание услуг, выполнение работ для муниципальных нужд осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ .
Необходимо отметить, что в соответствии с распоряжением Губернатора Камчатской области от 29.06.2007 № 1260-Р о назначении МУ «УКС» заказчиком-застройщиком по объекту «Группа жилых домов для малосемейных в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском» для реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, на основании государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта «Группа жилых домов для малосемейных в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском» от 11.06.2008 № 2-ГК, между МУ «УКС» и ООО «Стройкомплекс» заключён договор подряда от 18.06.2008 № 5. Согласно условиям договора подряда срок выполнения работ с 18.06.2008 по 31.12.2008 года, цена – 132895,3 тыс. рублей.
При этом частью 3 технического задания и проектом государственного контракта, являющихся приложением к конкурсной документации открытого аукциона , срок выполнения работ по данному контракту установлен по 4 квартал 2009 года. Тем не менее, Министерством строительства Камчатского края государственный контракт заключён на срок с момента подписания до 31.12.2008 года, то есть до окончания финансового года. В свою очередь МУ «УКС» на основании данного государственного контракта заключило рассматриваемый договор подряда со сроком действия аналогичным государственному контракту.
Впоследствии, 30.12.2008 года Министерством строительства Камчатского края с подрядчиком ООО «Стройкомплекс» было заключено дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений в п. 6.1. государственного контракта, а именно: контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента подписания и действует до 30.06.2009 года. В связи с данными изменениями, внесёнными в государственный контракт, МУ «УКС» заключило дополнительное соглашение от 30.12.2008 № 4 к договору подряда от 18.06.2008 № 5 с подрядчиком ООО «Стройкомплекс», о продлении срока действия договора подряда до 30.06.2009 года.
Следует отметить, что согласно письму Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 № Д05-5243, одним из обязательных требований к содержанию конкурсной документации, документации об аукционе являются: место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По итогам торгов заключается государственный или муниципальный контракт на условиях, содержащихся в конкурсной документации, документации об аукционе и в заявке участника, признанного победителем конкурса (аукциона). Изменение сроков исполнения контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Следовательно, внесение изменений в п. 6.1. государственного контракта от 11.06.2008 № 2-ГК осуществлено в нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ. 

Согласно данным проверки всё полученное в 2008-2009 годах финансирование МУ «УКС» направило на оплату выполненных работ по объекту «Группа жилых домов для малосемейных в квартале 115-А г. Петропавловска-Камчатского».
Согласно данным бухгалтерского учёта МУ «УКС» по состоянию на 01.01.2008 года числилась дебиторская задолженность по оплаченным авансам подрядным организациям в общей сумме 3800,8 тыс. рублей, в том числе:
- ОАО «КАМЭС» в сумме 171,0 тыс. рублей, по муниципальному контракту от 03.12.2007 № 13-и;
- ООО «Камчатпромстрой» в сумме 3629,8 тыс. рублей, по муниципальному контракту от 29.10.2007 № 10-и.
Данная дебиторская задолженность в 2008 году зачтена МУ «УКС» в счёт оплаты подрядчикам за выполненные работы.
На оплату произведённых работ в адрес подрядных организаций в проверяемом периоде направлено:

  •  в 2008 году выполнено работ подрядными организациями на сумму 115238,8 тыс. рублей. Оплачено МУ «УКС» в пользу подрядчиков – 85960,1 тыс. рублей, в том числе: 85460,1 тыс. рублей направлено на оплату выполненных работ 2008 года, 500,0 тыс. рублей - на авансирование подрядных работ. Таким образом, по состоянию на 01.01.2009 года в учёте МУ «УКС» значится кредиторская задолженность перед подрядными организациями в сумме 25977,9 тыс. рублей, а именно:

- ООО «Стройкомплекс» в сумме 20130,9 тыс. рублей, по договору подряда от 18.06.2008 № 5;
- ООО «Камчатпромстрой» в сумме 4637,7 тыс. рублей, по муниципальному контракту от 29.10.2007 № 10-и;
- ОАО «Камэс» в сумме 1209,3 тыс. рублей, по муниципальному контракту от 03.12.2007 № 13-и.
Также, в результате авансирования, в учёте МУ «УКС» значится дебиторская задолженность ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» в сумме 500,0 тыс. рублей, образовавшая по причине авансирования по муниципальному контракту от 14.07.2008 № 8-и.
Следует отметить, что причиной образования кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2009 года явилось снижение объёмов финансирования в течение 2008 года.

  •  в 2009 году подрядными организациями выполнено работ на сумму 144923,5 тыс. рублей. Оплачено МУ «УКС» в пользу подрядчиков – 300665,5 тыс. рублей,  в том числе: 144502,3 тыс. рублей направлено на оплату выполненных работ 2009 года, 24693,0 тыс. рублей на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2009 года, 131470,2 тыс. рублей на авансирование подрядных работ.  Таким образом, согласно данным бухгалтерского учёта МУ «УКС» по состоянию на 01.01.2010 года значится кредиторская задолженность в сумме 1130,5 тыс. рублей перед ОАО «КАМЭС» по муниципальному контракту от 29.10.2007 № 13-и и дебиторская задолженность, образовавшая по причине авансирования следующих подрядных организаций:

-  ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» в сумме 300,8 тыс. рублей, по договору авторского надзора от 16.11.2009 б/н. Необходимо отметить, что условиями данного договора (п.3.2.) предусмотрена выплата аванса в размере 50% от общей стоимости услуг по авторскому надзору. В случае выплаты аванса, оставшуюся стоимость услуг в размере 50% заказчик оплачивает в течение 30 банковских дней с момента предоставления надлежаще оформленных первичных учётных документов, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт, в том числе Акта сдачи-приёмки услуг по авторскому надзору. Авторский надзор осуществляется в течение всего периода выполнения подрядных работ и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости – и начального периода его эксплуатации. Цена договора – 601,7 тыс. рублей. В соответствии с условиями договора МУ «УКС» перечислило аванс в сумме 300,8 тыс. рублей (50% от цены договора) платежным поручением № 120650 от 29.12.2009 года на расчетный счёт  ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект». При этом в нарушение условий заключенного договора, без предъявления исполнителем Акта сдачи-приёмки услуг по авторскому надзору (без наступления срока окончания завершения подрядных работ), МУ «УКС» платежным поручением № 120651 от 29.12.2009 перечислило оставшуюся сумму по договору в пользу исполнителя. Необходимо отметить, что согласно п. 4.1. заключённого договора авторского надзора, Акт сдачи-приёмки услуг по авторскому надзору направляется исполнителем заказчику не позднее 5 рабочих дней с момента завершения подрядных работ. Согласно письменному пояснению заместителя главного бухгалтера Е.В. Питиримовой от 18.10.2010, оставшуюся стоимость услуг (после перечисления аванса), МУ «УКС» перечислило исполнителю на основании поступивших в бухгалтерию 25.12.2009 года счёта-фактуры № 307 от 25.12.2009 года и акта № 522 от 25.12.2009 года выполненных работ  по авторскому надзору на сумму 300,8 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты, данная выплата была произведена МУ «УКС» в нарушение условий договора, без предоставления исполнителем всех предусмотренных договором первичных документов. 
- ОАО «Камчатжилстрой» в сумме 131169,3 тыс. рублей, по договору подряда от 16.11.2009 № 20. Данная дебиторская задолженность на момент проведения проверки уменьшилась до 47335,2 тыс. рублей, за счёт выполненных в 2010 году работ. 
Кредиторская задолженность в сумме 1130,5 тыс. рублей перед ОАО «КАМЭС» по муниципальному контракту от 29.10.2007 № 13-и на момент проведения проверки погашена в полном объёме.

В результате проведения проверки соблюдения условий заключённых муниципальных контрактов (договоров подряда, договоров) выявлены случаи нарушения подрядчиками (исполнителями) сроков выполнения работ (услуг), что в результате повлекло расчёт специалистами Контрольно-счетной палаты неустойки в размере 126,5 тыс. рублей а именно:

  • по муниципальному контракту от 14.07.2008 № 8-и на выполнение проектных работ по объекту «Группа жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском», подрядчик ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект», срок окончания выполнения  работ определён до 25.12.2008 года. Фактически работы сданы 26.06.2009 года. Нарушение срока окончания выполнения работ составило 183 дня. Условиями контракта предусмотрено, что за нарушение срока выполнения работ, либо срока устранения недостатков, согласованного сторонами, подрядчик уплачивает заказчику неустойку (пени) в размере 0,01% от общей цены контракта за каждый день просрочки. Поскольку размер неустойки (пени), определённый настоящим контрактом, меньше размера неустойки (пени), регламентированной п. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, установленного в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ (7,75/(1/300)=0,026%), Контрольно-счетная палата предлагает при расчёте суммы неустойки (пени) применять 0,026% за каждый день просрочки. Расчетно, при цене контракта 2648,5 тыс. рублей и нарушении срока сдачи выполненных проектных работ на 183 дня,  сумма неустойки (пени) составила 126,0 тыс. рублей (2648,5*0,026%*183).

Согласно письменному пояснению юрисконсульта 1 категории МУ «УКС» Д.Б. Кощук, подрядчиком ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» нарушен срок окончания выполнения работ по причине задолженности МУ «УКС» по раннее заключённым контрактам. Принимая во внимание это обстоятельство, ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект», руководствуясь законодательством, могло предъявить иски к МУ «УКС» о несвоевременной оплате по ранее заключённым контрактам, представив суду достаточные доказательства. В случае удовлетворения судом таких исков, МУ «УКС» было бы вынуждено выплачивать неустойку, что повлекло бы за собой дополнительную нагрузку на бюджет. Сумма по неисполненным обязательствам МУ «УКС» перед ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» значительно превышала размер неустойки за нарушение срока окончания работ по муниципальному контракту № 8-и от 14.07.2008 года. Согласно приложенному письму Министерства строительства Камчатского края от 09.10.2009 № 20-1831, недофинансирование проектных работ, выполненных ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» по контактам 2006-2008 годов, заказчиком-застройщиком по которым являлось МУ «УКС», составило 15817,0 тыс. рублей. П. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ предусматривает освобождение подрядчика от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если он докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Однако, кредиторская задолженность заказчика перед подрядчиком по ранее выполненным контрактам не является обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим надлежащему исполнению обязательств по контракту. 

  •  по договору на проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации по объекту «Группа домов для малосемейных в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском» от 18.03.2008 № 76, исполнителем ООО Региональный Инженерно-Консультационный Центр «КамчатТехЭксперт» нарушены сроки выполнения работ на 36 дней.

Согласно условиям договора, предварительно осуществляется оплата работ в размере 100% стоимости договора, после чего исполнитель обязуется выполнить работы в течение одного месяца со дня оплаты счёта. МУ «УКС» перечислило 57,0 тыс. рублей в пользу ООО Региональный Инженерно-Консультационный Центр «КамчатТехЭксперт» 24.03.2008 года. Следовательно, работы должны быть сданы 24.04.2008 года. Однако фактическая дата сдачи работ 30.05.2008 года, что является нарушением срока сдачи на 36 дней. Необходимо отметить, что условиями заключённого договора не предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение установленного данным договором срока выполнения работ в виде согласованного сторонами размера неустойки (пени).
Однако согласно п.1 ст. 332 гл. 23 ч. 1 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, статьёй 9 Федерального закона N 94-ФЗ законодательно закреплено включение в муниципальные контракты обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, в т.ч. и уплаты неустойки (штрафа, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансировании Центрального Банка РФ.
По мнению Контрольно-счетной палаты МУ «УКС» следовало включить в  рассматриваемый договор условие о взимании неустойки за нарушение сроков проведение экспертизы промышленной безопасности в целях соблюдения интересов бюджета городского округа.
Расчетно, при стоимости работ в размере 57,0 тыс. рублей и нарушении срока сдачи выполненных работ на 36 дней, руководствуясь положением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при определении размера неустойки равной 1/300 ставки рефинансировании Центрального Банка РФ (0,026%) за каждый день просрочки обязательств, сумма неустойки составила 0,5 тыс. рублей (57,0*0,026%*36). Согласно пояснению юрисконсульта 1 категории Д.Б. Кощук, в связи с малозначительностью размера неустойки МУ «УКС» не обратилось в суд о её взыскании.

Необходимо отметить, что МУ «УКС» являясь муниципальным учреждением, должно отстаивать интересы бюджета и действовать в соответствии с действующим законодательством, как федерального, так и муниципального уровня, то есть пользоваться правом взимания неустойки с недобросовестных подрядчиков и исполнителей услуг. При этом, в нарушение п.2 ст.6 «Порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Петропавловск-Камчатском городском округе» , МУ «УКС» не проводило претензионную работу в отношении вышеуказанных подрядчиков (исполнителей) и не принимало меры к досудебному решению спорных вопросов.
На выполненные работы по муниципальным контрактам, договорам, договорам подряда подрядными организациями на строительство жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах МУ «УКС» представлены акты приёмки выполненных работ , счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ на сумму 260162,3, в том числе: по 2008 году – 115238,8 тыс. рублей, по 2009 году – 144923,5 тыс. рублей.
В ходе проверки были представлены также проектно-сметная документация, акты на скрытые работы, исполнительные схемы и другая исполнительная документация. Все строительно-монтажные работы по объектам первой очереди строительства подрядчиками  выполнены, объекты сданы в эксплуатацию в 2008-2009 годах. По объектам второй очереди строительства строительно-монтажные работы подрядчиками начаты в декабре 2009 года, на момент проведения настоящей проверки объекты в эксплуатацию не сданы (срок окончания работ 01 декабря 2010 года).
Проверкой актов КС-2 установлено, что они составлены с применением территориальных сборников ТЕР 81–2001 для определения стоимости строительства в Камчатской области с применением индексов пересчёта сметной стоимости в текущие цены и в соответствии со сметно-нормативной базой (МДС-35.2004, МДС 81-25.2001, МДС 81-34.2004). В ходе проверки актов КС-2 фактов необоснованно принятых и оплаченных работ МУ «УКС» в пользу подрядных организаций, производивших строительство жилых домов в квартале 115-А в       г. Петропавловске-Камчатском в проверяемом периоде не установлено.
В ходе проведения выборочных контрольных обмеров выполненных работ строительства жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах установлены завышения объёмов работ по актам КС-2 на сумму 46,6 тыс. рублей.
Подробные сведения о результатах проведённых выборочных контрольных обмеров приведены в таблице № 1.

Таблица № 1


Наименование порядной организации

Причина завышения объёмов работ
(виды работ и объёмы)

Сумма завышения, подлежащая к возмещению, тыс. рублей

1

ООО «Стройкомплекс»
ул. Уссурийская, д.6 (позиция по генплану № 64)

окраска фасадов с лесов по подготовленной поверхности кремнийорганическая (вентшахты, будка) - 40 м2; устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали - 17,18 м2.

22,8

2

ООО «Стройкомплекс»
ул. Уссурийская, д.2 (позиция по генплану № 66)

окраска фасадов с лесов по подготовленной поверхности кремнийорганическая (вентшахты, будка) - 7м2; устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали - 14 м2.

12,6

3

ООО «Стройкомплекс»
ул. Уссурийская, д.10 (позиция по генплану № 86)

устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали - 11,62 м2.

11,2

Итого

46,6

В ходе проведения проверки нецелевого использования бюджетных средств не выявлено. При этом, Контрольно-счетная палата отмечает, что наиболее эффективного расходования средств бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ при осуществлении мероприятий по строительству и жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском удалось бы достигнуть в результате осуществления учреждением претензионной работы по отношению подрядчиков, нарушивших сроки проведения работ.
В ходе подготовки отчёта МУ «УКС» сообщило , что в адрес ООО «Стройкомплекс» направлено письмо с просьбой возместить излишне полученные средства в сумме 46,6 тыс. рублей на расчетный счёт учреждения для последующего перечисления в бюджет городского округа. Однако, до настоящего времени, Контрольно-счетная палата не располагает информацией о возмещении указанной суммы и о перечислении денежных средств в доход бюджета городского округа.  
Выводы:
1. Строительство жилых домов в квартале 115-А в городе Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах осуществлялось в рамках следующих федеральных целевых программ: в 2008 году (первая очередь строительства) - в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в 2009 году (вторая очередь строительства) – в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации».
2. Строительство жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском осуществлялось в две очереди, а именно:

  •  I очередь (2008 год) – завершение строительства жилых домов по позициям (по генплану) № 64, 66, 70-71, 86, а именно: внутренняя и наружная отделка существующих железобетонных коробок с заполнением проёмов, устройство кровель,  устройство внутренних и наружных инженерных сетей, монтаж кабельных сетей и сетей телефонизации, радиофикации, телевидения, внутренних электрических сетей, установка пожарных гидрантов. Также предусмотрено строительство центрального теплового пункта с монтажом теплосилового оборудования и трансформаторной подстанции с высоковольтным электрическим кабелем; устройство детских площадок и площадок для отдыха взрослых; благоустройство и озеленение территории.
  •  II очередь (2009 год) – строительство жилых домов по позициям (по генплану)    № 74, 75, 76, 83 с устройством наружных и внутренних инженерных сетей, монтаж кабельных сетей и сетей телефонизации, радиофикации, телевидения, внутренних электрических сетей, установка пожарных гидрантов. Также предусмотрено строительство водопроводной повысительной насосной станции (ВНС), устройство детских площадок и площадок для отдыха взрослых; благоустройство и озеленение территории.

3. Работы осуществлялись на основании проектно-сметной документации. I очередь строительства - согласно проекту, разработанному проектным институтом ГУП «Камчатгипрорыбпром» в 2003 году и откорректированным в цены 1 квартала 2008 года; II очередь строительства - согласно проекту, разработанному ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» в 2009 году (в ценах 1 квартала).
4. Общий объём расходов, утвержденный решениями о бюджете городского округа на мероприятия по строительству жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах составил 545045,5 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 130389,4 тыс. рублей, 2009 год - 414656,1 тыс. рублей.
5. Финансирование строительства и сейсмоусиление квартала 115-А в г. Петропавловске-Камчатском составило 387987,52 тыс. рублей или на 157057,96 тыс. рублей (28,8 %) меньше от расходов, утверждённых бюджетом городского округа и доведённых ассигнований, в том числе: 2008 год - 85960,1 тыс. рублей или 65,9 % расходов, утверждённых бюджетом городского округа и доведённых ассигнований; 2009 год - 302027,42 тыс. рублей или 72,8 % расходов, утверждённых бюджетом городского округа и доведённых ассигнований.
6. В общем объёме финансирования расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ составляют: федеральный бюджет – 97080,54 тыс. рублей (25,0 %); бюджет Камчатского края – 260729,38 тыс. рублей (67,2 %); бюджет городского округа – 30177,6 тыс. рублей (7,8 %).
7. В проверяемом периоде подрядными организациями выполнено работ на сумму 260162,3 тыс. рублей, в том числе: 2008 год – 115238,8 тыс. рублей, 2009 год - 144923,5 тыс. рублей. МУ «УКС» направило на оплату строительных работ в адрес подрядных организаций 386625,6 тыс. рублей, в том числе: на оплату выполненных работ  2008 год – 229962,4 тыс. рублей, на авансирование работ – 131970,2 тыс. рублей, на погашение кредиторской задолженности - 24693,0 тыс. рублей.
8. Кредиторская задолженность МУ «УКС» перед подрядчиками по состоянию на 01.01.2009 года значилась в сумме 25977,9 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2010 года - 1130,5 тыс. рублей или осуществлено снижение значения на 24847,4 тыс. рублей (95,6 %). Причиной образования кредиторской задолженности в 2008 году явилось снижение объёмов финансирования в течение финансового года.
9. Дебиторская задолженность подрядчиков перед МУ «УКС» по состоянию на 01.01.2008 года значилась в сумме 500,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2010 года -  131470,1 тыс. рублей. Увеличение дебиторской задолженности на 130970,1 тыс. рублей осуществлено по причине авансирования подрядных работ, предусмотренного муниципальными контрактами и договорами.
10. МУ «УКС» в нарушение условий договора авторского надзора от 16.11.2009 № б/н, без предоставления подрядчиком акта сдачи-приёмки услуг по авторскому надзору оплатило в адрес ГУП проектный институт «Камчатскгражданпроект» полную стоимость договора в размере 601,7 тыс. рублей, в то время как по условиям договора должно было авансировать работы в размере 50 % стоимости договора, а оставшиеся 50 % стоимости (300,7 тыс. рублей) только после предоставления подрядчиком указанного акта, или по истечении срока подрядных работ.
11. МУ «УКС» являясь муниципальным учреждением, не отстаивало интересы бюджета и не пользовалось своим правом по взиманию неустойки с недобросовестных подрядчиков и исполнителей услуг за нарушение сроков выполнения работ по строительству жилых домов в квартале 115-А.
В нарушение п.2 ст.6 «Порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Петропавловск-Камчатском городском округе», МУ «УКС» не проводило претензионную работу в отношении недобросовестных подрядчиков и исполнителей и не принимало мер к досудебному решению спорных вопросов по взиманию неустойки за нарушение сроков выполнения работ, определённых договорами, в сумме 126,5 тыс. рублей.
12. В ходе проведения выборочных контрольных обмеров выполненных работ по строительству жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в 2008-2009 годах установлены завышения ООО «Стройкомплекс» объёмов работ по актам КС-2 на сумму 46,6 тыс. рублей. Проверкой актов КС-2 фактов необоснованно принятых и оплаченных работ МУ «УКС» в пользу подрядных организаций, производивших строительство жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском в проверяемом периоде не установлено.
В ходе подготовки отчёта МУ «УКС» сообщило, что в адрес ООО «Стройкомплекс» направлено письмо с просьбой возместить излишне полученные средства в сумме 46,6 тыс. рублей на расчетный счёт учреждения для последующего перечисления в бюджет городского округа. Однако, до настоящего времени, Контрольно-счетная палата не располагает информацией о возмещении указанной суммы и о перечислении денежных средств в доход бюджета городского округа. 
13. В ходе проведения проверки нецелевого использования бюджетных средств не выявлено. При этом, Контрольно-счетная палата отмечает, что наиболее эффективного расходования средств бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ при осуществлении мероприятий по строительству жилых домов в квартале 115-А в г. Петропавловске-Камчатском удалось бы достигнуть в результате осуществления учреждением претензионной работы по отношению подрядчиков, нарушивших сроки проведения работ.     

Предложения:

  • Направить Отчёт по результатам проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на строительство жилых домов в квартале 115-А в городе Петропавловске-Камчатском за 2008-2009 годы для сведения в адрес: Городской Думы, Администрации городского округа, ДГЗО, УБЭП УВД по Камчатскому краю, МРО ОРБ ГУ МВД РФ по ДФО, Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского.
  • Направить Отчёт по результатам проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных на строительство жилых домов в квартале 115-А в городе Петропавловске-Камчатском за 2008-2009 годы в адрес МУ «УКС» с приложением информационного письма с предложениями:

- в случае заключения в рамках государственных (муниципальных) контрактов разного рода договоров, в обязательном порядке предусматривать в них условие о праве взимания учреждением неустойки (пени) в результате нарушения подрядчиками (исполнителями) сроков выполнения работ (услуг):
- в случае нарушения подрядчиками (исполнителями) сроков нарушения работ (услуг), определённых контрактами и договорами, пользоваться своим правом по взиманию с них неустойки (пени);
- сообщить в адрес Контрольно-счетной палаты о возмещении ООО «Стройкомплекс» необоснованно полученных денежных средств в сумме 46,6 тыс. рублей.    

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа    
Е.М. Привалова