Скачать Аналитическую записку
zapiska_rod.doc (274.0 Кб)

Аналитическая записка
по вопросу результативности и эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы»


19 октября 2009года

Аналитическая записка по вопросу результативности и эффективности реализации городской долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы» (далее – Целевая программа, программа) подготовлена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (КСП) на 2009 год.
Целью аналитической работы являлось определение эффективности использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – городской округ), направленных в 2006-2008 годах на реализацию Целевой программы; оценка степени достижения целевых показателей и ожидаемых результатов программы.
В процессе работы над аналитической запиской проанализированы материалы контрольно-ревизионных мероприятий КСП по рассматриваемой тематике, Отчёты Администрации городского округа и информация Департамента социального развития городского округа (далее - Департамент соцразвития) о ходе финансирования и реализации рассматриваемой Целевой программы, статистические данные и материалы, представленные по запросам Контрольно-счетной палаты, а также опубликованные в средствах массовой информации и на Интернет-сайтах.
В аналитической записке дана характеристика целей, задач и финансового обеспечения Целевой программы, плановых мероприятий программы и их реализации. Проведённое исследование и анализ его результатов выявили наличие проблем при формировании, финансовом обеспечении и реализации программы.

1. Содержание проблемы

Необходимость подготовки и реализации рассматриваемой Целевой программы вызвана тем, что существующий потенциал службы охраны здоровья детей и женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь. Сложившаяся ситуация в области здравоохранения характеризуется высоким уровнем показателя младенческой смертности и повышением уровня детской инвалидности.
На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141,903 млн. человек. С 1992 года Россия стала страной вымирающей, она ежегодно теряет почти по миллиону жителей. По имеющимся оценкам, к 2050 году население России составит от 83 до 115 млн. человек. В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, подготовленной Министерством экономического развития Российской Федерации (РФ), указывается, что при сохранении нынешних темпов миграции к 2025 году численность россиян сократится примерно до 120 млн., а к 2050 - до 100 млн. человек (чел.). Прогноз ООН - 115 млн. чел., прогноз Института социально-политических исследований РАН - 83 млн. чел.
Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. Снижение рождаемости свойственно многим развитым странам, однако Россия характеризуется уникально низкой рождаемостью. Если в 1980 году коэффициент рождаемости составлял 15,9 на 1000 чел., то в период с 1990 года по 2008 год сократился с 13,4 на 1000 чел. до 12,1. Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,4, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11-2,15. Низкий уровень рождаемости в свою очередь ведёт к демографическому старению населения.
Младенческая смертность (до 1 года) - один из демографических факторов, наиболее наглядно отражающих уровень развития страны и происходящие в ней экономические и социальные изменения.
В XX веке уровень младенческой смертности в России снизился почти в 20 раз. Однако, показатель младенческой смертности, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США.
В начале XX века Россия характеризовалась крайне высокой смертностью детей до 1 года, основными причинами которой были желудочно-кишечные и инфекционные заболевания, болезни органов дыхания. Принятие и постепенная реализация законодательных актов об охране материнства и детства; развитие системы родовспоможения и медицинской помощи матери и ребёнку; разработка вопросов, связанных с построением единой системы охраны здоровья матери и ребенка, и затем создание инфраструктуры ухода за детьми (молочные кухни, ясли, патронажная система и др.); проведение санитарно-просветительской работы; внедрение в медицинскую практику антибиотиков и сульфаниламидов привели к сокращению младенческой смертности: в 1909 году её коэффициент составлял 259,6 на 1000 родившихся, в 1927 г. - 205, в 1946 г. - 92. К концу 1950-х годов он снизилась почти в 3 раза по сравнению с послевоенным уровнем. Далее до начала 70-х годов её снижение происходило довольно быстрыми темпами, и Россия по этому показателю сблизилась с частью стран Европы. С 1970-х годов этот процесс замедлился, а в течение нескольких периодов коэффициент младенческой смертности даже возрастал.
Одним из факторов, повлиявших на относительную стабилизацию в конце 60-х, а затем и небольших темпов снижения в дальнейший период уровня младенческой смертности в России, стало развитие системы здравоохранения в 50-60-х годах, внедрение новых медицинских препаратов, рост числа медицинских кадров, сложившийся характер ухода за детьми, гигиеническая культура. Вместе с тем, к концу XX века уровень младенческой смертности в России был в 2-5 раз выше, чем в развитых странах мира (2000 год: Россия - 15,3, Швеция - 3,4, а Исландия 3,0 на 1000 родившихся), то есть при абсолютном уменьшении относительное отставание стало даже больше, чем было в начале XX века. Более высокими, чем в России, показатели были только в Румынии и некоторых республиках бывшего СССР.
В России смертность малышей от экзогенных (внешних) причин - инфекционных болезней, несчастных случаев, болезней органов дыхания иногда в десятки раз выше, чем в наиболее развитых странах. В то же время в России далеко не все в порядке и с эндогенными причинами - врождёнными аномалиями или состояниями, возникающими в перинатальном периоде . Уровень смертности от перинатальных причин в России почти не меняется с середины 60-х годов, а на Западе устойчиво снижается.
К концу XX века в экономически развитых странах в результате социально-экономического развития, успехов в медицинской науке (в том числе появления возможности определять состояние здоровья и патологии плода на разных сроках беременности), в способах диагностики, лечения и выхаживания детей, сокращения до минимума влияния экзогенных факторов смерти, в отношении младенческой смертности сложилась ситуация, для которой является характерным концентрация основной части умерших детей в возрасте до 1 года в неонатальном периоде , а в нём - на 1-й неделе. Сегодня в России уровень неонатальной смертности примерно такой же, каким был в начале 70-х годов, в то время как в развитых странах данный показатель снизился в 2-4 раза за этот период.
Обсуждая проблемы младенческой смертности, нельзя не отметить высокий уровень детской инвалидности, в формировании которых большая роль принадлежит перинатальной патологии.
Неразрывно-связанным фактором риска детской смертности и снижения уровня здоровья детей России является социальное и экономическое неблагополучие населения, которое реализуется через патологию материнского организма и опосредованно влияет на развивающийся плод. Высокая заболеваемость беременных женщин, сохраняющееся превышение числа «маловесных» новорождённых (менее 2500г) над числом недоношенных, при недостаточном качестве медицинской помощи (прежде всего акушерской, характеризующейся большой частотой предотвратимых осложнений в родах), высокой мертворождаемостью и перинатальными потерями доношенных детей, являются основными факторами снижения перинатального здоровья и высокой перинатальной смертности.
Совокупность вышеуказанных факторов говорит о том, что необходим переход на другой уровень здравоохранения (и не только в плане финансирования), прежде всего за счёт эффективных медико-социальных мероприятий и повышения качества медицинской помощи.
Очевидно, что качество медицинской помощи зависит от ресурсной обеспеченности региона. При этом, несмотря на рост государственного и муниципального финансирования здравоохранения вообще и службы охраны материнства и детства в том числе, уровень его остается недостаточным. К основным объективным факторам, обусловливающим увеличение расходов на здравоохранение, относится рост цен на медицинскую технику, медикаменты, немедицинские затраты.
Оснащение служб родовспоможенияне обеспечивает в полной мере выполнение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи всему населению. При этом, платные медицинские услуги недоступны для большинства населения России. Расширение сферы платных услуг в родовспоможении может привести к общенациональному падению уровня здоровья населения из-за роста предотвратимых осложнений как для матери, так и для ребенка,- поскольку именно перинатальная патология определяет структуру и уровень детской смертности, заболеваемости и инвалидности и таким образом формирует здоровье сегодняшнего и будущих поколений.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Её показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти женщин предотвратимы. Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.
Ситуация усугубляется и кадровым дефицитом в здравоохранении, причём в большей степени выражен дефицит неонатологов в родильных домах. Недостаточная экономическая мотивация медицинских работников, и неонатологов в частности, не позволяет в полной мере повысить требования к качеству медицинской помощи.
Также важным резервом снижения младенческой смертности является улучшение педиатрической помощи младенцам на дому.
Кроме того, необходимым условием снижения младенческой смертности является совершенствование перинатальной статистики (необходимость решения проблемы учёта родившихся с 22 недель гестации), а также разработка и внедрение объективных индикаторов, характеризующих деятельность учреждений детства и родовспоможения. Недостоверность показателей, характеризующих состояние здоровья детей и качество лечебной деятельности учреждений родовспоможения, и, прежде всего, неполная регистрация перинатальной и младенческой смертности, не позволяют реально оценить ситуацию в стране и принять конструктивные решения.
Демографическая ситуация в Камчатском крае существенно не отличается  от ситуации в целом по России. Численность населения края на 1 января 2008 года составила 345,7 тысяч человек (уровень 1975 года). По итогам 2007 года впервые за последние 15 лет количество родившихся превысило количество умерших на 68 человек или 1,7%. Вместе с тем, численность детского населения интенсивно убывает. Так, в 1989 году численность детей в возрасте до 16 лет составляла 140 тыс. человек, в 1995 г. – 103 тысячи, в 2000 г. – 79 тысяч, в 2005г. – 65 тысяч, в 2006г. – 63 тысячи, т.е. численность детей за 17 лет уменьшилась более чем в два раза, при общем снижении численности населения края на 130 тыс. человек или 27,3%.
Высокой остается младенческая смертность, растёт детская заболеваемость.
Уровень младенческой смертности в Камчатском крае несколько ниже показателя Дальневосточного федерального округа и в целом по России. В 2004 году коэффициент младенческой смертности составил 13,0 промилле (‰), 2005г. - 10,6 ‰, 2006г. – 12,2 ‰, 2007г. – 8,7 ‰, 2008г. – 7,5 ‰ . Колебание показателя детской смертности объясняется медиками изменением числа рождений, при котором каждый случай смерти значительно отражается на показателе. При устойчивой тенденции сокращения младенческой смертности уровень рождаемости остается ниже границы простого воспроизводства. Среди районов Камчатского края самые высокие коэффициенты младенческой смертности в 2008 году были зафиксированы в Карагинском (41,7‰), Олюторском (14,1‰), Тигильском (10,1‰) районах и г. Петропавловске-Камчатском (9,2‰). Самый низкий уровень отмечен в г. Елизово – 6,4 ‰.
Перинатальная смертность в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 23,3% и составила 33 человека, однако в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросла на 27,3% и составила 42 человека. Наиболее высокий коэффициент перинатальной смертности в 2007 году был зарегистрирован в Соболевском районе (40‰), наименьшее значение данного показателя зафиксировано в Елизовском районе (3,5‰); в 2008 году наиболее высокий показатель зарегистрирован в Карагинском районе (42‰), наименьшее значение - в Елизовском районе (4,3‰). Основными причинами смерти малышей до 1 года, по-прежнему, являются отдельные заболевания перинатального периода - половина от общего количества умерших в данном возрасте, и врождённые аномалии (33,3%), т.е. заболевания, напрямую связанные со здоровьем матери и уровнем работы учреждений здравоохранения3.
Количество умерших женщин от осложнений беременности, родов и послеродового периода в расчёте на 100 тысяч детей, родившихся живыми, в Камчатском крае в 2 раза больше, чем в среднем по России (в 2006 году 52 случая).
Ухудшение экономической ситуации, условий труда и быта в совокупности со сложными природно-климатическими условиями обусловили ухудшение состояния здоровья беременных женщин. Показатели заболеваемости беременных женщин значительно превышают аналогичные по России. Высокий уровень заболеваемости во время беременности приводит к росту осложнений в родах.
Остается высоким число детей, родившихся с тяжелыми болезнями разной этиологии (причинами), приводящими к инвалидности. Несмотря на проводимые мероприятия, уровень детской инвалидности в крае ежегодно увеличивается (2004 г. - 147,9 случаев, 2005 г. - 149,2, 2006 г. - 152,4, 2007г. - 151,2 на 10 тыс. детского населения), хотя уровень инвалидности детей в крае значительно ниже показателей по России. В структуре причин детской инвалидности преобладают врожденные аномалии (23%), психические расстройства (19%), церебральный паралич (20%), заболевание органов дыхания (17%), болезни глаза и уха (10%). Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются высокий уровень заболеваемости беременных, рост детского травматизма. В Петропавловск-Камчатском городском округе ежегодно рождаются  около 7 % новорождённых с тяжелыми врождёнными пороками развития. 
Таким образом, состояние здоровья будущих матерей, детей и подростков в Камчатском крае диктуют необходимость осуществления неотложных мероприятий по совершенствованию системы охраны материнства и детства, которые невозможны без государственной поддержки и привлечения к финансированию средств бюджетов всех уровней. Внедрение современных методов диагностики и профилактики позволит прогнозировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения, снизить перинатальную смертность и заболеваемость детей первого года жизни. 
Работа по профилактике и снижению младенческой смертности в России осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на основе национальных и ратифицированных международных документов по защите и выживанию детей и женщин, федеральных и региональных программ в области материнства и детства.
Целенаправленные мероприятия в данной области проводились в рамках исполнения федеральных целевых программ «Безопасное материнство» и «Дети России» (подпрограммы «Здоровый ребенок»), поэтапная реализация которых началась с 1995 года и до настоящего времени продолжается . Целью подпрограммы «Здоровый ребенок» является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской смертности, в том числе младенческой, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Достижение указанных целей предусматривается за счёт укрепления материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; профилактики заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте; совершенствования организации акушерской и педиатрической помощи, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; реализации других направлений программы.
В период 2000-2004 годы в Камчатской области действовала областная государственная целевая программа «Безопасное материнство и детство», основными целями которой являлись создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей и детей, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности, повышение качества здоровья новорождённых путём оснащения женских консультаций и детских поликлиник необходимым диагностическим оборудованием; внедрения современных перинатальных технологий; повышения качества диспансерного наблюдения за детьми и беременными женщинами; подготовки и повышение квалификации медицинских кадров; развития медико-генетической службы, службы планирования семьи.
С 2005 по 2007 годы осуществлялась реализация долгосрочной областной целевой программы «Дети Камчатки», одним из направлений которой являлось создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой смертности, сохранение и укрепление здоровья детей всех возрастных групп. С 2008 года действует краевая целевая программа «Дети Камчатки» на 2008 год», с 2009 года - программа «Дети Камчатки» на 2009 год», основными задачами которых являются обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности. Ведётся разработка краевой целевой программы «Дети Камчатки» на 2010-2012 годы».
На уровне Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) была разработана и в феврале 2006 года утверждена долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы».

2. Основные цели и задачи Целевой программы

Целью рассматриваемой программы является улучшение здоровья новорождённых и детей, снижение показателей детской заболеваемости и инвалидности, перинатальной и младенческой смертности.
Для достижения поставленной цели программой предусмотрено решение следующих задач: сохранение доступности и повышение качества медицинской помощи матерям и детям; усиление акцента на  профилактическое направление в деятельности службы родовспоможения, наиболее здоровьесберегающей и финансово менее затратной технологии совершенствования службы планирования семьи с целью формирования у населения ответственного отношения к родительству; профилактика инфекционных заболеваний детей за счёт сохранения и совершенствования технологий профилактики; пропаганда здорового образа жизни через  средства  массовой информации; улучшение лечебной работы с использованием современных технологий, разработанных на основе единых стандартов и протоколов оказания медицинской помощи беременным, роженицам, новорождённым, детям на всех этапах; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, улучшение оснащения медикаментами, создание условий для профессионального роста кадрового потенциала, для внедрения современных технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний и достижения более высоких качественных показателей деятельности.
Итогом реализации Целевой программы должно было стать достижение следующих результатов и целевых показателей:
1. Качественные показатели:
- показатель младенческой смертности (от 0 до 1 года) - не выше 8 случаев в год на 1000 родившихся (в 2004 году данный показатель составил 15 случаев на 1000 родившихся);
- показатель перинатальной смертности (с 28 недель беременности до 7 суток жизни) - не выше 8 случаев в год на 1000 родившихся (в 2004 году данный показатель составил 14 случаев на 1000 родившихся);
- показатель первичной инвалидности (от 0 до 14 лет) не выше 2 случаев в год на 1000 детского населения данного возраста (в 2004 году данный показатель составил 3 случая на 1000 детского населения).
2. Обеспечение стабильности работы лечебно-профилактических учреждений.
3. Удовлетворение потребностей жителей города в получении качественных медицинских услуг в хороших санитарно-технических условиях.
4. Повышение санитарной культуры детей, родителей.
Выполнение намеченных показателей и ожидаемых результатов планировалось достигнуть за счёт реализации следующих программных мероприятий: улучшения материально-технической базы в стационарах родовспоможения; приобретения оборудования и медицинской мебели для акушерских отделений; повышения квалификации кадров акушеров-гинекологов и акушерок; улучшения качества питания детей; вакцинопрофилактики дополнительными вакцинами по Национальному календарю прививок для иммунизации детей; гигиенического обучения и воспитания; реализации организационных мероприятий (проведение диспансеризации детей, обследование беременных женщин на внутриутробные инфекции, мониторинг и плановая экспертиза всех случаев детской смертности, первичной инвалидности); приобретения оборудования и медицинской мебели для детских муниципальных поликлиник; повышения квалификации педиатров; приобретения оборудования для муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ) «Городская детская инфекционная больница».
Анализ нормативно-правового обеспечения реализации Целевой программы показал, что оно ограничивается собственно решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Городская Дума) об утверждении долгосрочной целевой программы, программой и отдельными распорядительными документами на уровне учреждений – исполнителей программы.
Структура Целевой программы включает в себя паспорт программы и перечень программных мероприятий. Паспортом программы определены наименование, цель и задачи программы, заказчик, разработчики и исполнители, актуальность проблемы, технико-экономическое обоснование и  основания для разработки программы, источник и объём финансирования по годам, ожидаемые результаты реализации программы.
На дату утверждения рассматриваемой Целевой программы на местном уровне отсутствовал правовой акт, регламентирующий порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ. Соответственно к числу недостатков программы можно отнести отсутствие механизма реализации целевой программы (документы нормативного, рекомендательного  или инструктивно-методического характера по реализации программных мероприятий и согласовании отдельных её направлений, этапов и сроков исполнения); целевых индикаторов, позволяющих оценить качество (или полноту) и эффективность реализации программных мероприятий; системы контроля за ходом реализации программы.
Отдельные мероприятия программы (с учётом всех внесённых изменений) изложены неконкретно и обобщенно. Ни в программе, ни в каких-либо иных документах детально не расшифрованы мероприятия по приобретению оборудования и мебели (наименование, количество); мероприятие по улучшению условий пребывания беременных и рожениц в существующих акушерских отделениях учреждений приведено без указания назначения и видов оборудования и мебели или планируемых работ по улучшению условий и этапов их исполнения.
В силу указанных недостатков в ходе проведённых КСП проверок не представилось возможным в полном объёме оценить  качество (полноту выполнения мероприятий) и в целом эффективность отдельных реализованных мероприятий.
При этом, необходим отметить, что первоначально  перечень программных мероприятий содержал в том числе и сведения о видах медицинского оборудования и мебели (без указания их количества), планируемые к приобретению в рамках программы. Однако в январе 2007 года в программу были внесены изменения: перечень мероприятий изложен в новой редакции, который уже не содержала наименования медицинского оборудования (мебели) и введены обобщающие формулировки - «Приобретение оборудования и медицинской мебели» и приведён перечень соответствующих муниципальных учреждений здравоохранения.
На период формирования аналитической записки, в связи с отсутствием в программе системы контроля, отчёт о выполнении программы, который содержал бы анализ её целевых показателей и выполнения программных мероприятий, сформирован не был. Отдельная информация о ходе реализации рассматриваемой целевой программы имелась только в докладе администрации городского округа «О ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ Петропавловск-Камчатского городского округа за 9 месяцев 2007 года» и в Отчёте Департамента соцразвития о работе в 2007 году. Также по запросу КСП в июле 2009 года Департаментом соцразвития представлена информация о выполнении программы за 2006-2008 годы за исключением мероприятия по улучшению условий пребывания беременных и рожениц в существующих акушерских отделениях учреждений. Вместе с тем, в имеющихся отчётах и информации о ходе реализации программы анализ исполнения Целевой программы, причины невыполнения или неполного выполнения отдельных мероприятий, причины отклонения исполнения от планируемых показателей, анализ достигнутых результатов не осуществлялся. В указанных источниках информации отражены только факты приобретения оборудования, выполнения работ и услуг и иных мероприятий. Кроме того, отдельные показатели исполнения программы не в полной мере могут быть отнесены к мероприятиям, выполненным непосредственно в рамках программы. Так, например, в отчётах отмечено о проведении мероприятий по повышению квалификации врачебных кадров. Однако фактически в период действия Целевой программы на указанные цели денежные средства не выделялись. Соответственно обучение специалистов могло  проводиться за счёт средств текущего финансирования учреждений здравоохранения. Только в 2008 году МУЗ «Городской родильный дом № 1» расходы по проведению повышения квалификации врачей в сумме 20,0 тыс. рублей были отнесены на расходы по программе, которые не были возмещены в указанном периоде. Следовательно, факты проведения муниципальными учреждениями здравоохранения мероприятий по повышению квалификации врачей не могут быть полностью отнесены к результатам выполнения программы.
Анализ результатов выполнения программных мероприятий, проведённый на основании полученных статистических данных, показал низкий уровень достижения целей программы и не полное решение задач по её реализации.
Так, согласно данным, представленным Камчатстатом, показатели младенческой смертности по городу Петропавловску-Камчатскому в период 2006-2008 годов были следующие: 2006 г. - 10,2 (на 1000 родившихся живыми), 2007г. - 8,3 ‰, 2008г. - 9,2 ‰. Вместе с тем, в данном периоде наблюдается устойчивый рост числа родившихся (данные приведены по муниципальным учреждениям здравоохранения городского округа ): 2006 г. - 1782 чел., 2007 г. – 2130 чел., 2008 г. - 2646 чел., из них умерли в первые 6 дней жизни: 9, 8, 11 младенцев соответственно; родились мертвыми в 2006 году – 6, 2007 г. - 9, 2008 г. - 18 младенцев. По России данный показатель составил в 2006 году 10,2‰, 2007г.- 9,4‰, 2008г. -8,5 ‰ .
Таким образом, наряду с увеличением числа рождений показатель младенческой смертности по городскому округу за период реализации Целевой программы существенно не снизился и не стал меньше качественного показателя, определённого программой - не выше 8 случаев на 1000 родившихся. Однако необходимо отметить, что по сравнению с периодом 2000-2005 годов показатель младенческой смертности по городскому округу существенно снизился: 2000г. - 18,4‰, 2001г. - 18,6‰, 2002г. - 13,9‰, 2003г. - 13,6‰, 2004г. - 15,4‰, 2005 г. - 7,0‰.
Показатель перинатальной смертности (с 28 недель беременности до 7 суток жизни) по городскому округу составил: 2005г. – 9,9‰, 2006г. – 12,9‰, 2007г. – 10,3‰, 2008г.- 13,9‰ . Показатель, определённый программой - не выше 8 случаев в год на 1000 родившихся. Таким образом, данный показатель не только не снизился, но и существенно вырос.
По первичной инвалидности детей возрастной группы 0-14 лет программой определён порог - не выше 2 случаев в год на 1000 детского населения данного возраста (в 2004 году данный показатель составлял 3 случая на 1000 детского населения, в 2005г. - 2,6). Исходя из данных ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю» о числе детей впервые признанных инвалидами, данных Камчатстата о численности детского населения возрастной группы 0-14 лет, в период реализации программы по        г. Петропавловску-Камчатскому данный показатель составил в 2006г. – 3,3, в 2007г. – 2,3 на 1000 детского населения данного возраста.
За 2008 год показатель точно рассчитать не представилось возможным в связи с отсутствием официальных статистических данных о численности детского населения в возрасте 0-14 лет в указанном году. Вместе с тем, данный показатель будет составлять более 2 случаев за год по нижеуказанным причинам. Согласно данным, представленным ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю», динамика первичной детской инвалидности по г. Петропавловску-Камчатскому в период 2005-2008 годы была следующей: 2005г. – 74 чел., 2006г. – 94 чел., 2007г. – 66 чел., 2008г.- 73 чел. Учитывая, что численность детского населения за 2005-2007 годы существенно не менялась (в 2005г. – 28345 чел., 2006 г.– 28171 чел., 2007г. – 28228 чел.), наблюдается рост числа детей впервые признанных инвалидами, за 2008 год по всему Камчатскому краю родилось 4289 младенцев (без учёта мертворождённых)5, то показатель первичной детской инвалидности в 2008 году мог бы составить меньше 2 случаев в год только при условии достижения численности детского населения за 2008 год минимум 36500 чел.
Указанный вывод подтверждается и данными Министерства здравоохранения Камчатского края. Согласно представленной информации динамика числа детей впервые признанных инвалидами по г. Петропавловску-Камчатскому составила в 2005г. – 73 чел., 2006г. – 90 чел., 2007г. – 89 чел., 2008г.- 89 чел., соответствующий показатель первичной детской инвалидности в 2005 году составил 2,5, 2006г. – 3,1, 2007г. – 3,0, 2008г.- 3,0. Причиной разницы в уровне данного показателя является отличие данных по первичной детской инвалидности, представленных ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю» и Министерством здравоохранения Камчатского края.
Таким образом, за весь период реализации Целевой программы не было достигнуто ни одного из установленных показателей: не произошло снижение младенческой и перинатальной смертности, а также снижение показателя первичной инвалидности детей возрастной категории 0-14 лет.
В связи с отсутствием в программе качественных показателей оценить степень достижения таких ожидаемых результатов от реализации программы как обеспечение стабильности работы лечебно-профилактических учреждений, удовлетворение потребностей жителей города в получении качественных медицинских услуг в хороших санитарно-технических условиях, повышение санитарной культуры детей и родителей не представилось возможным.
Вместе с тем, необходимо отметить, что за счёт средств Целевой программы было приобретено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения, которые могут способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи беременным женщинам и детям.

3. Финансовое обеспечение Целевой программы

Согласно паспорту Целевой программы (с учётом внесённых изменений) потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию программных мероприятий составляла 88798,6 тыс. рублей или на 200,0 тыс. рублей больше первоначально запланированного объёма ассигнований (88598,6 тыс. рублей).
В рассматриваемую программу пять раз вносились изменения, которые коснулись как изменения перечня мероприятий, так и объёма финансирования программы, и перераспределения финансовых ресурсов между программными мероприятиями. По сравнению с первоначальным планом программы, существенно были увеличены расходы на приобретение медицинского оборудования и мебели (на 20261,9 тыс. рублей), одновременно уменьшены расходы на обследование беременных женщин (на 16331,0 тыс. рублей) и проведение вакцинопрофилактики (на 4030,9 тыс. рублей - по причине централизованной поставки отдельных вакцин). Планируемые расходы на мероприятия по повышению квалификации остались без изменения.
Наибольшую сумму средств - 47319,3 тыс. рублей (или 52,3 % от общей суммы планируемых ассигнований) предполагалась направить на приобретение медицинского оборудования и мебели для МУЗ «Городской родильный дом     № 1», «Городская больница № 2», «Городская детская поликлиника» №№ 1 и 2, «Городская детская стоматологическая поликлиника», «Городская детская инфекционная больница», из них 36382,6 тыс. рублей (40,9 % от общего объёма ассигнований) – для акушерских отделений МУЗ «Городской родильный дом  № 1» и «Городская больница № 2». Кроме того, 35650,0 тыс. рублей (40,1 % от общей суммы) планировалось направить на улучшение условий пребывания беременных и рожениц в акушерских отделениях.
Согласно решениям Городской Думы об утверждении бюджета городского округа за счёт средств бюджета на реализацию программы планировалось выделить 81113,7 тыс. рублей или 91,3 % от потребности программы в финансовых средствах: в 2006 году бюджетом было предусмотрено на реализацию программы 69,9 % от планируемого на соответствующий год объёма средств, в 2007 году – 95,1 %, в 2008 году – 100,0 %.
Вместе с тем, фактическое финансирование составило в общей сумме 45449,9 тыс. рублей или 51,2 % от запланированного программой объёма необходимых ассигнований и 56,0 % от утверждённого бюджетом объёма ассигнований, в т.ч. по годам:
- в 2006 году выделено 7266,805 тыс. рублей или 25,9 % от потребности Целевой программы в бюджетных ассигнованиях на 2006 год (с учётом внесенных в неё изменений), и 52,1 % от объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного бюджетом городского округа на соответствующий год;
- в 2007 году - 20683,7 тыс. рублей или 60,6 % от планируемого Целевой программы объёма ассигнований и 63,7 % от объёма бюджетных ассигнований, предусмотренного бюджетом городского округа;
- в 2008 году программные мероприятия профинансированы на 17499,4 тыс. рублей, что составило 50,4 % от запланированного программой и бюджетом городского округа объёма ассигнований.
Таким образом, за весь период реализации Целевой программы отмечается низкий уровень финансирования мероприятий. Вместе с тем, исполнителями программы в пределах утверждённых бюджетных ассигнований на соответствующие финансовые годы были приняты обязательства по оплате контрактов (договоров) на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ в рамках реализации программы. В результате недофинансирования на выполнение программных мероприятий сложилась кредиторская задолженность и по состоянию на 1 января 2009 года составила порядка 13,1 млн. рублей, на 1 апреля 2009 года – 10,8 млн. рублей.
При этом, в 2006 и 2008 годах основная доля финансирования (более 50 %) поступила на счета исполнителей в IV квартале финансового года (в 2006 году  94,6 %, или 6874,2 тыс. рублей, выделенных на реализацию Целевой программы, были зачислены на лицевой счёт распорядителя бюджетных средств - Управления здравоохранения 28 декабря 2006 года). Исключением был 2007 год – 90,2 % денежных средств от общей суммы финансирования выделено во II квартале года.
Отдельные мероприятия программы выполнены частично, либо не были выполнены. За весь период действия программы не было приобретено медицинское оборудование для МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» (планируемые ассигнования составляли 1173,0 тыс. рублей), что отчасти связано с уклонением в 2007 году организации-победителя конкурса от заключения муниципального контракта.
Низкий уровень исполнения Целевой программы характеризуется и поздними сроками размещения Управлением здравоохранения, Департаментом соцразвития и исполнителями программы муниципального заказа на поставку медицинского оборудования, уклонением организаций-победителей торгов и котировок от заключения муниципальных контрактов, а также направлением бюджетных средств текущего года на погашение кредиторской задолженности, сложившейся за предыдущий период.
Так, например, в 2006 году муниципальные контракты на поставку медицинского оборудования и изделий медицинского назначения были заключены Управлением здравоохранения в конце финансового года (с 20 ноября по 22 декабря) на общую сумму 11997,5 тыс. рублей со сроками поставки до конца декабря 2006 года и января 2007 года.
В 2007 году с целью реализации отдельных мероприятий Целевой программы Департаментом соцразвития информация о размещении муниципального заказа на поставку медицинского оборудования и медицинской мебели была опубликована только 31 августа 2007 года, т.е. спустя 8 месяцев с начала финансового года. Рассмотрение заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе состоялось 23 октября 2007 года.
Победителем конкурса на поставку рентгенологического оборудования с ценой муниципального контракта 460,0 тыс. рублей; поставку оборудования для реанимационно-анестезиологической помощи с ценой контракта 1970,0 тыс. рублей; поставку стоматологического оборудования с ценой контракта 490,0 тыс. рублей и поставку оборудования для выхаживания новорождённых с ценой контракта 380,0 тыс. рублей, признано ЗАО «Торговый Дом «Новелла» (г. Новосибирск). Однако фактически между Департаментом соцразвития и ЗАО «Торговый Дом «Новелла» вышеуказанные муниципальные контракты не были заключены. Согласно пояснению главного специалиста организационно-юридического отдела Департамента соцразвития, муниципальные контракты на поставку медицинского оборудования по итогам проведённого открытого конкурса Департамент соцразвития направил в адрес ЗАО «Торговый Дом «Новелла» (Поставщик). Однако, несмотря на подтверждение по телефону факта получения данных контрактов, Поставщик в адрес Департамента соцразвития подписанные контракты не вернул и больше на телефонные звонки не отвечал. Претензионную работу провести не удалось, т.к. письмо с претензией было возвращено в Департамент соцразвития с пометкой «не вручено». Меры по проведению претензионной работы предпринимались Департаментом соцразвития до конца ноября 2007 года. С другими участниками конкурса, занявшим второе место по вышеуказанным лотам, контракты заключены не были в связи с небольшими по времени сроками поставки, определёнными конкурсной документацией (до 10.12.2007 года).
В результате, бюджетные средства в сумме 3300,0 тыс. рублей, предусмотренные на оплату вышеуказанного медицинского оборудования в рамках Целевой программы, в 2007 году освоены не были. 
При этом, в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005        № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» Департаментом соцразвития не были направлены сведения об уклонении ЗАО «Торговый Дом «Новелла» от заключения муниципальных контрактов в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (Камчатское УФАС России) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Аналогичная ситуация сложилась в МУЗ «Городская детская инфекционная больница» по размещению муниципального заказа на поставку анализаторов. Так, по итогам проведённой в июне 2008 года котировки на поставку оборудования победителем было признано ООО «ЦВТ ДиалМед». Однако направленный в ООО «ЦВТ ДиалМед» на подписание проект муниципального контракта в установленные сроки в учреждение возвращён не был. Соответственно, администрация МУЗ «Городская детская инфекционная больница» направила предложение о подписании муниципального контракта на поставку анализаторов второму участнику запроса котировок - ООО «МедСнаб», который не представил ответ на предложение.
В результате МУЗ «Городская детская инфекционная больница»  вынуждено было повторно проводить размещение заказа на поставку анализаторов в предельно сжатые сроки (до окончания финансового 2008 года и, соответственно, срока действия программы). Поставка анализаторов произведена ООО «Группа «Медицинские технологии».
Как было отмечено выше, выделенные на реализацию программных мероприятий в 2007 и 2008 годах денежные средства направлялись на погашение кредиторской задолженности, сложившейся соответственно за 2006 и 2007 годы. Следовательно, при утверждении бюджета и соответствующего объёма ассигнований на реализацию Целевой программы не была учтена имеющаяся кредиторская задолженность.
Так, из выделенных в 2007 году средств на реализацию программных мероприятий текущего года 8973,5 тыс. рублей (или 43,4 % от суммы финансирования) были направлены исполнителями на погашение задолженности, сложившейся по оплате поставок товаров, оказание услуг и выполнение работ в 2006 году, в т.ч. 7913,8 тыс. рублей - за поставку медоборудования, 917,7 тыс. рублей - выполнение ремонтных работ, 142,0 тыс. рублей – услуги по обследованию беременных женщин. На реализацию программных мероприятий 2007 года направлено  11710,2 тыс. рублей (или 56,6 % от суммы финансирования), из них 11000,9 тыс. рублей – на осуществление ремонтных работ акушерских отделений, 600,6 тыс. рублей -на оказание услуг по обследованию беременных женщин на инфекции, 100,0 тыс. рублей - на приобретение комплексов диагностических средств и 8,7 тыс. рублей - на изготовление памяток по профилактике стоматологических болезней у детей.
Таким образом, средства, выделенные в 2007 году на приобретение медицинского оборудования и мебели, в полном объёме направлены на погашение задолженности за 2006 год. Вместе с тем, в 2007 году исполнителями программы были заключены муниципальные контракты на поставку медоборудования на общую сумму 1432,6 тыс. рублей, оплата по которым в указанном финансовом году не осуществлялась.
Из выделенных в 2008 году бюджетных средств на погашение задолженности за поставленные товары, оказанные услуги и выполненные работы в 2007 году направлено 4155,0 тыс. рублей (или 23,7 % от суммы финансирования). На реализацию мероприятий, предусмотренных программой на 2008 год, направлено 13335,8 тыс. рублей, из них 5488,3 тыс. рублей на оплату работ по установке дверей и разработке проектно-сметной документации по устройству вентиляции в МУЗ «Городской родильный дом   № 1», 7847,5 тыс. рублей - на оплату поставок медоборудования и мебели, приобретение тест-систем для диагностики, изготовление прививочных сертификатов.

4. Выполнение программных мероприятий

При реализации программных мероприятий исполнителями Целевой программы был допущен ряд нарушений в части порядка размещения муниципального заказа, оформления первичных бухгалтерских документов и договоров поставки; при заключении муниципальных контрактов допускались случаи увеличения сроков поставки товаров от сроков, определённых конкурсной документацией.
Со стороны исполнителей осуществлялся слабый контроль за своевременностью поставки товаров; претензионная работа в отношении поставщиков, не выполнивших своих обязательств, должным образом не велась. Муниципальные заказчики в большинстве случаев не в полной мере осуществляли контроль за выполнением условий контрактов, полагаясь полностью на получателей товаров. Применение штрафных санкций к поставщикам на практике не осуществлялось, что отчасти связано с несвоевременной оплатой со стороны учреждений (покупателей).
Поставщиками (ООО «ЭКО», ООО «Дельрус (Восток)», ООО «Медцентр Медикс», ООО «КМП», ООО «Аксиус Медикал», ИП Костина И.Б.) систематически  допускались нарушения сроков поставки по соответствующим контрактам.
В 2006 году при условии 100% авансирования поставщиками медицинского оборудования и изделий медицинского назначения допускались значительные нарушения сроков поставок: от  1,5 до 6 месяцев.  Так, например, в декабре 2006 года МУЗ «Городская детская инфекционная больница» произведена полная оплата ООО «Дельрус (Восток)» поставки установки для обеззараживания и утилизации медицинских отходов стоимостью 2139,9 тыс. рублей. Фактическая поставка оборудования произведена в начале марта 2007 года при условии поставки до 15 января 2007 года. Аналогично, ИП Костиной И.Б. при получении в декабре 2006 года своевременной 100%-ой оплаты поставки оборудования и при условии поставки до 31 января 2007 года фактически весы электронные на сумму 318,2 тыс. рублей были поставлены в муниципальные учреждения здравоохранения в период с 15 мая по 20 июня 2007 года. ООО «ЭКО», при условии поставки до 20 декабря 2006 года, фактически медицинское оборудование поставлено в период с 19 марта по 16 апреля 2007 года. При этом, часть оборудования до окончания действия программы и по состоянию на июнь 2009 года ООО «ЭКО» так и не поставлена: в МУЗ «Городской родильный дом № 1» - аппараты для искусственной вентиляции лёгких стоимостью 790,0 тыс. рублей, компрессор и дефибриллятор из комплекта наркозно-дыхательного аппарата стоимостью 260,0 тыс. рублей, в МУЗ «Горбольница № 2» - дефибриллятор, стоимостью 175,0 тыс. рублей.
Таким образом, в связи с неполным исполнением ООО «ЭКО» обязательств по муниципальным контрактам, заключённым в 2006 году,  неэффективное использование средств бюджета городского округа составило 1225,0 тыс. рублей.
Претензионная работа со стороны МУЗ «Горбольница № 2» и «Городской родильный дом № 1» в отношении ООО «ЭКО» начала проводится несвоевременно, что связано, согласно пояснениям главных бухгалтеров учреждений, с реорганизацией в конце 2006 года Управления здравоохранения- заказчика по муниципальным контрактам. В результате, специалистами Департамента соцразвития было рекомендовано учреждениям самостоятельно вести претензионную переписку и переговоры с ООО «ЭКО».
В июне 2007 года, т.е. спустя 5 месяцев от даты планируемой поставки, МУЗ «Городской родильный дом № 1» было направлено в адрес ООО «ЭКО» факсом претензионное требование. Также претензионные требования были направлены почтой по двум имеющимся в распоряжении МУЗ «Городской родильный дом № 1» адресам ООО «ЭКО». Однако письма были возвращены в МУЗ «Городской родильный дом № 1» в связи с отсутствием получателя по указанным адресам. Аналогично были возвращены претензии, направленные МУЗ «Горбольница № 2» в адрес ООО «ЭКО».
Также необходимо отметить, что в связи с реорганизацией в 2006 году Управления здравоохранения, правопреемником – Управлением культуры         г.Петропавловска-Камчатского претензионная работа в отношении ООО «ЭКО» не проводилась, несмотря на неоднократные обращения руководства муниципальных учреждений здравоохранения и Департамента соцразвития.
Таким образом, по истечении года с начала осуществления претензионной работы каких-либо действенных мер ни со стороны муниципальных учреждений, ни со стороны правопреемника Управления здравоохранения, а также Департамента соцразвития и Административно-правового департамента администрации городского округа (в который также неоднократно обращались за правовой помощью) в отношении ООО «ЭКО» принято не было.
Исковые заявления в суд МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Горбольница № 2» поданы только в июле 2009 года. Арбитражный суд Свердловской области, ознакомившись с исковыми заявлениями, оставил их без движения до устранения недостатков исковых заявлений. После уточнения исковых заявлений в сентябре 2009 года проведены предварительные судебные заседания, в результате которых:
- исковое заявление МУЗ «Городской родильный дом № 1» оставлено без рассмотрения по причине того, что иск подписан лицом, не имеющим такого права. Администрацией учреждение ведется работа по подготовке апелляции. Вместе с тем, срок исковой давности истекает в декабре 2009 года (в случае оставления судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности продолжается в общем порядке);
- по исковому заявлению МУЗ «Городская больница № 2» назначено судебное разбирательство на 17.11.2009 года с учётом предоставления сторонами дополнительных доказательств по делу.
При этом, несмотря на ведение претензионной работы в отношении ООО «ЭКО», в 2007 году Департаментом соцразвития был заключён ряд муниципальных контрактов с ООО «ЭКО» (правда, уже имеющим другой юридический адрес и исполнительного директора, но находящимся в той же Свердловской области) на общую сумму 851,0 тыс. рублей. Обязательства ООО «ЭКО» по контрактам 2007 года полностью не выполнены (оплата учреждениями не осуществлялась). Вместе с тем контракты, заключённые с ООО «ЭКО» в 2007 году, по состоянию на апрель 2009 года не расторгнуты, но и сведения о них в реестре муниципальных контрактов не значатся.
В результате уклонения организаций–победителей конкурсов от заключения муниципальных контрактов, неисполнения обязательств по контрактам муниципальными учреждениями здравоохранения в 2007 году не были освоены средства, планируемые в рамках программы на приобретение оборудования, в размере 4151,0 тыс. рублей, соответственно не получено планируемое к приобретению оборудование.
Кроме нарушения сроков поставки, поставщиками допускались нарушения обязательств по проведению монтажа оборудования, обучению персонала работе на поставленном оборудовании.
Ряд договоров, заключённых учреждениями здравоохранения на поставку товаров и оказание услуг, не соответствовали требованиям Гражданского кодекса РФ. Договорами не были определены основные условия сделок: цена товаров и услуг, объём поставки и выполняемой работы, сроки поставки и выполнения работ (оказания слуг).
Также проведёнными КСП проверками установлены факты длительного невведения оборудования в эксплуатацию по причинам проведения ремонтных работ помещений, поставки товара ненадлежащего качества и комплектности, отсутствия необходимых для работы оборудования документации и дополнительных принадлежностей, отсутствия необходимых специалистов в учреждениях, невыполнения или несвоевременного выполнения поставщиками обязательств по монтажу оборудования и обучению работников учреждений работе на нём, слабой проработки конкурсной документации на поставку медицинского оборудования. По состоянию на май 2009 года стоимость такого оборудования  составила 862,9 тыс. рублей. Часть оборудования по результатам проверок была введена в эксплуатацию.
Так, например, в период с 29 января по 7 февраля 2007 года МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Городская больница № 2» получены инкубаторы для новорождённых. Однако, по состоянию на апрель 2007 года оборудование не было введено в эксплуатацию. Согласно пояснению материально-ответственного лица МУЗ «Городской родильный дом № 1» монтаж и установка оборудования, а также обучение работе на установленном оборудовании входило в обязанности поставщика, который до апреля 2007 года указанные обязательства не выполнил.
Установка для обеззараживания и утилизации отходов, полученная в марте 2007 года, введена в эксплуатацию МУЗ «Городская детская инфекционная больница» в июле 2007 года. Согласно пояснениям работников учреждения, позднее введение в эксплуатацию связано с невыполнением обязательств поставщика по монтажу оборудования. По аналогичным причинам в 2007 году своевременно не были введены в эксплуатацию операционные столы в МУЗ «Городской родильный дом № 1».
В марте 2009 года в МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» ООО Центр Внедрения Технологий (ЦВН) «ДиалМед» произведена поставка медицинского оборудования, качество и комплектность которого не соответствовали условиям муниципального контракта. Датчики поставили без соответствующей технической документации (паспорт, сертификаты соответствия) на русском языке, один из датчиков не соответствовал модели, указанной в спецификации товара муниципального контракта. В конце апреля 2009 года ЦВН «ДиалМед представил в учреждение необходимую техническую документацию на оборудование. Два датчика были приняты к бухгалтерскому учёту и введены в эксплуатацию в мае 2009 года, третий датчик был установлен специалистом поставщика в августе 2009 года.
Кроме того, при проведении КСП в марте 2009 года проверки в МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» установлено, что ноутбук «HP Pavilion», приобретённый в рамках Целевой программы в августе 2008 года для работы на выездных осмотрах врача-ортопеда в комплексе с ФотоПодоСкопом, находился в упаковке с нанесённым инвентарным номером, но фактически не использовался. Согласно пояснению администрации учреждения оборудование не использовалось в связи с отсутствием специалистов необходимого профиля.
В МУЗ «Городская больница № 2» на период проведения проверки (март 2009 года) портативный передвижной аппарат для рентгенографии «SY-HF-110» находился в холле учреждения в разукомплектованном виде в коробках (получен 20.01.2009 года). Согласно пояснению старшей акушерки акушерского отделения, для установки аппарата рентгенографии требуется проведение поставщиком монтажа. Однако, как отмечено специалистами КСП, согласно условиям муниципального контракта монтаж оборудования поставщиком не предусмотрен.
Кроме того, на период проведения проверки в учреждении не использовалась универсальная система nСPAP-терапии Medin Medijet для оказания дыхательной поддержки новорождённым. Согласно пояснению старшей медсестры отделения новорождённых, поставщиком - ООО «Дельрус (Восток)» к системе nСPAP не поставлен увлажнитель, в результате система не введена в эксплуатацию.Из спецификации по комплектации поставки к муниципальному контракту не представилось возможным определить, входит увлажнитель в стандартные принадлежности системы или нет. Претензионная работа в отношении  ООО «Дельрус (Восток)» по факту недопоставки увлажнителя учреждением не велась.
По окончании проверки МУЗ «Городская больница № 2» представлена информация о том, что увлажнитель не поставлен по вине заказчика - МУЗ «Городская больница № 2», т.к. в конкурсной документации не были отражены сведения о поставке увлажнителя к системе nСPAP-терапии. В результате в мае 2009 года учреждением с ООО «Дельрус (Восток)» заключён договор на поставку увлажнителя к системе nСPAP-терапии стоимостью 100,0 тыс. рублей.
Вместе с тем, в ходе проверки специалистами КСП обращено внимание, что согласно рекламным выкладкам в сети «Интернет» система активной nСPAP- терапии новорождённых Medin Medijet, включает в себя блок Sindi (блок для смешивания и подачи газов с графическим монитором) и увлажнитель.

4.1. Приобретение оборудования и медицинской мебели

В целом за счёт средств Целевой программы в 2006-2008 годах для акушерских отделений муниципальных учреждений здравоохранения приобретено оборудование для выхаживания новорождённых и оказания экстренной помощи: инкубаторы интенсивной терапии, аппараты для искусственной вентиляции лёгких, аппарат для лечения гипотермии новорождённых, универсальная система nCPAP-терапии, наркозно-дыхательные аппараты, оборудования для раннего диагностирования отклонений в развитии плода, приобретены передвижные аппараты для рентгенографии, интронатальный кардиотокограф, ультразвуковой цифровой диагностический сканер (для ультразвукового диагностического обследования широкого спектра), портативный пульсоксиметр (для мониторинга пульса); лабораторное оборудование, операционные столы, термоконтейнеры для транспортировки и хранения биопрепаратов.
Для детских поликлиник приобретены детские электронные весы, термоконтейнеры для транспортировки и хранения биопрепаратов, аппаратно- программные комплексы «АКДО» (для диспансерных обследований детей и подростков), оборудование для визуального и программного анализа состояния, биомеханики опорно-двигательного аппарата, диагностики и мониторинга ортопедических заболевании и деформаций (цифровые фотометрические аппаратно-программные комплексы «ПлантоВизор» и ФотоПодоСкопы); для выявления нарушения слуха у детей (звукореактотесты); для проведения исследований биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалогроф); магнитотерапевтический аппарат «Алмаг» для профилактики и лечения различных органов; аппарат «Электросон» для проведения процедур электросна, электроцеребрального воздействия и диагностики; оборудования для отоларингологического кабинета (ЛОР кабинет), стерилизаторы, лабораторное оборудование, холодильники фармацевтические, столы пеленальные.
Для МУЗ «Городская детская инфекционная больница» приобретены установка для обеззараживания и утилизации медицинских отходов, холодильные фармацевтические шкафы, ДНК – амплификатор, микроскопы бинокулярные, анализаторы биохимический и газов крови и электролитов.
Как было отмечено выше, в связи с неисполнением обязательств по заключённым контрактам и уклонением организаций-победителей конкурсов о заключения муниципальных контрактов, отдельные виды оборудования и медицинской мебели в 2007 году не были приобретены: ООО «ЭКО» не поставлены медицинская мебель и физиотерапевтическое оборудование общей стоимостью 851,0 тыс. рублей для МУЗ «Городская детская инфекционная больница», «Городская детская поликлиника № 1» и «Городская детская поликлиника № 2»; рентгенологическое оборудование, оборудование для реанимационно-анестезиологической помощи, стоматологическое оборудование, оборудование для выхаживания новорождённых общей стоимостью 3300,0 тыс. рублей для МУЗ «Городской родильный дом № 1», «Городская больница № 2» и «Городская детская стоматологическая поликлиника» (в результате уклонения ЗАО «Торговый дом «Новелла» от заключения контрактов).
Общая стоимость приобретённого медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, медицинской мебели составила 27507,4 тыс. рублей или 58,1 % от планируемых на приобретение оборудования и мебели средств.
В ходе проведённых КСП проверок не представилось возможным определить количество и наименования планируемого к приобретению в рамках рассматриваемого мероприятий медицинского оборудования и мебели, что связано с отсутствием соответствующей документации, характеризующей направления использования средств при реализации программных мероприятий. Соответственно определить полноту проведённого мероприятия и целевого использования средств также не представилось возможным.

4.2. Улучшение пребывания беременных и рожениц в существующих акушерских отделениях

В рамках данного мероприятия в период 2006-2008 годов проведён капитальный ремонт в акушерско-гинекологическом отделении МУЗ «Городская больница № 2»; выполнены работы по установке дверей, работы по разработке проектной документации по устройству систем вентиляции в здании МУЗ «Городской родильный дом № 1».
Общая стоимость выполненных работ составила 24867,9 тыс. рублей или 70 % от объёма средств, планируемых программой на указанные цели.
Согласно Отчёту Департамента соцразвития о работе за 2007 год в результате проведённого капитального ремонта акушерского отделения МУЗ «Городская больница № 2» в 1,5 раза снизилась заболеваемость внутрибольничными инфекциями среди новорождённых.
Вместе с тем, в ходе проведённых проверок не представилось возможным определить виды и объём планируемых в рамках рассматриваемого мероприятия работ, услуг или приобретения товаров, и соответственно полноту проведённого мероприятия и целевого использования средств.


4.3. Повышение квалификации кадров

В 2006-2008 годах денежные средства в рамках Целевой программы на повышение квалификации врачей-гинекологов, акушерок, педиатров не выделялись. Плановый объём ассигнований на указанные цели составлял 540,0 тыс. рублей.
В 2008 году, согласно данным, представленным МУЗ «Городской родильный дом № 1», в рамках программы проведены курсы повышения квалификации врачей учреждения. Стоимость обучения составила 20,0 тыс. рублей и на 1 января 2009 года имелась соответствующая кредиторская задолженность за прохождение курсов в размере 20,0 тыс. рублей. Сведения о повышении квалификации в рамках Целевой программы врачей МУЗ «Городская детская поликлиника № 1», «Городская детская поликлиника № 2», «Городская больница № 2» и других муниципальных учреждений здравоохранения в 2008 году в ходе проверки представлены не были.
Вместе с тем, согласно Отчёту администрации городского округа о ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ в 2007 году, информации Департамента соцразвития о выполнении мероприятий Целевой программы за 2007-2008 годы в рамках данного мероприятия получили дополнительную профессиональную подготовку, участвуя в работе форумов, конгрессов, семинаров и сертификационных циклах в 2007 году 23 врача, в 2008 году осуществлено 5 выездных сертификационных курсов в г. Санкт-Петербург, Владивосток и Хабаровск, представители муниципальных учреждений здравоохранения приняли участие во II международном конгрессе по репродуктивной медицине. Однако, как было отмечено выше, денежные средства на проведение курсов повышение квалификации в 2006-2008 годах в рамках программы не выделялись. Следовательно, такое обучение проводилось за счёт средств текущего финансирования муниципальных учреждений здравоохранения.
Согласно представленной информации в течение 2007-2008 годов регулярно проводились соответствующие циклы повышения квалификации акушеров, врачей-гинекологов, педиатров. На базе Центра репродуктивного здоровья проводись обучающие семинары по планированию семьи, ведению беременных высокого риска, выхаживанию детей и другим темам.
Также согласно представленным сведениям, на базе областной библиотеки организована и работает «Школа молодой мамы», в которой еженедельно проводятся занятия с беременными женщинами.

4.4. Проведение обследования беременных женщин
на внутриутробные инфекции

В связи с отсутствием в 2006 году в лаборатории МУЗ «Городская детская инфекционная больница» лицензии на оказания услуг лабораторной диагностики проведение обследования беременных женщин в 2006 и 2007 годах проводилось на платной основе в ГУЗ “Центр по профилактике и борьбе со СПИДом» и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатской области». Стоимость оказанных услуг в указанный период составила 1013,1 тыс. рублей.
С конца 2007 года и в 2008 году обследование проводилось в МУЗ «Городская детская инфекционная больница», для чего были приобретены специальные тест-системы на сумму 1543,2 тыс. рублей. Плановый объём ассигнований составлял 2050,0 тыс. рублей.
Общая стоимость оказанных услуг и приобретённых тест-систем за период реализации программы составила 2556,3 тыс. рублей или 53,0 % от плановых ассигнований.
Согласно данным проверки и данным, представленным МУЗ «Городская детская инфекционная больница», в период 2006-2008 годы за счёт средств Целевой программы исследование на внутриутробные инфекции прошли порядка 6115 беременных женщин.
Согласно Отчёту администрации городского округа о ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ в 2007 году в результате исследований женщин на внутриутробные инфекции выявлены 2 случая внутриутробных пороков развития плода. За 2008 год Департаментом соцразвития дана только информация о количестве проведённых обследований беременных женщин.

4.5. Проведение санитарно-просветительской работы
(гигиеническое обучение и воспитание)

В рамках проведения санитарно-просветительской работы с населением по сохранению и укреплению здоровья детей планировалось осуществить выпуск печатной продукции, изготовление и размещение профилактических стендов в лечебно-профилактических учреждениях на общую сумму 83,0 тыс. рублей.
Фактически в рамках Целевой программы только в 2007 году МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» осуществлён выпуск печатной продукции – памяток по профилактике стоматологических болезней в количестве 1000 штук (стоимостью 8,7 тыс. рублей).
Таким образом, мероприятие Целевой программы по гигиеническому обучению и воспитанию выполнено частично (на 10,5 %).
Вместе с тем, согласно представленной Департаментом соцразвития информации о реализации программы в рамках данного программного мероприятия в 2008 году осуществлены:
- МУЗ «Городская детская поликлиника» №№ 1 и 2, МУЗ «Городская больница № 2», «Городской роддом № 1» «Городская детская стоматологическая поликлиника» выпуск санбюллетеней «О вреде куренья», «Планирование семьи», «Береги зубы смолоду» и другие;
- разработаны и изданы 4000 памяток стоимостью 3000,0 тыс. рублей «О профилактике кариеса» и «Правила чистки зубов»; памятка педагогам «Этапы гигиенического обучения и воспитания детей» в количестве 500 шт. стоимостью 0,4 тыс. рублей;
-  в учреждениях оформлены уголки здоровья и стенды.
Однако, как было указано выше, за весь период действия программы, на указанные цели средства были выделены только в 2007 году - на оплату изготовления памяток. Следовательно, в 2008 году изготовление санбюллетеней, памяток, стендов осуществлялось за счёт текущего финансирования учреждений.
Также, согласно представленной информации, в 2008 году ежемесячно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях проводились лекции различной тематики, беседы с родителями детей; проведены профосмотры врачом-стоматологом детей в 5 дошкольных учреждениях; лекции по укреплению и сохранению здоровья в 9 школах и 7 дошкольных учреждениях, женских консультациях и акушерских отделениях.
За 2007 год представлена информация о приобретении и распространении среди беременных, родителей новорождённых 300 буклетов, изданных Детской областной больницей, о профилактике анемии у беременных и детей, рахита у детей; 1000 брошюр «Мамина азбука», разработанных и изданных ассоциацией акушеров-гинекологов Камчатской области. Вместе с тем, как уже неоднократно было отмечено выше, средства на приобретение или издание брошюр, буклетов в рамках Целевой программы не выделялись. Указанные мероприятия могли быть проведены только за счёт текущего финансирования муниципальных учреждений здравоохранения и соответственно не могут быть в полной мере отнесены к результатам рассматриваемой Целевой программы.

4.6. Вакцинопрофилактика

В рамках мероприятия Целевой программой по вакцинопрофилактике планировалось приобретение дополнительных вакцин для иммунизации детей согласно Национальному календарю профилактических прививок на сумму  287,3 тыс. рублей и изготовление прививочных сертификатов на 100,0 тыс. рублей. Выполнение мероприятия запланировано на 2008 год.
Фактически в 2008 году вакцины за счёт средств Целевой программы не приобретались; осуществлены работы по изготовлению прививочных сертификатов в количестве 25800 штук на общую сумму 54,9 тыс. рублей.
Таким образом, в целом мероприятие по вакцинопрофилактике проведено частично и исполнено на  14,2 % от плана.
Согласно Отчёту администрации городского округа о ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ в 2007 году проведена плановая вакцинация за счёт вакцин, полученных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
По 2008 году информация  о выполнении данного мероприятия Департаментом соцразвития в отчёте не отражена.

Отдельные мероприятия Целевой программы, такие как внедрение технологий медико-генетического консультирования, проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров по актуальным проблемам акушерства и гинекологии, внедрение образовательных программ по формированию навыков здорового питания, проведение с-витаминизации во всех муниципальных образовательных и лечебных учреждениях, акций «День здоровья», диспансеризации детей декретированных возрастов, не предусматривают финансовое обеспечение за счёт средств Целевой программы. Указанные мероприятия согласно программе должны осуществляться в рамках текущего финансирования учреждений.
В связи с тем, что Целевой программой не предусмотрено представление отчёта о ходе реализации программных мероприятий за соответствующий финансовый период, провести анализ выполнения указанных мероприятий за весь период реализации целевой программы не представилось возможным.
Согласно Отчёту администрации городского округа о ходе финансирования и выполнения долгосрочных целевых программ в 2007 году и информации Департамента соцразвития за 2007-2008 годы в рамках реализации программы:
- в МУЗ «Городская детская поликлиника № 1» организовано медико-генетическое консультирование, в т.ч. осуществлялся неонатальный скрининг на наследственные заболевания и минимальный набор биохимических генетических исследований;
- проведены обучающие семинары: «Интернет ресурсы в медицине», «Невынашивание беременности» и другие;
- для детей и родителей прочитан цикл лекций по теме «Разговор о правильном питании» и другие. Лекции прочитаны в дошкольных и общеобразовательных учреждениях: в 2007 году было охвачено более 3072 детей и 820 взрослых, в 2008 году – проведены во всех школах и детских садах городского округа;
- осуществлялась с-витаминизация пищи во всех муниципальных образовательных и лечебных учреждениях городского округа;
- специалистами МУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника» проводилась санитарно-просветительская работа по профилактике стоматологических заболеваний (для детей и школьников прочитаны лекции);
- в плановом порядке осуществлялось проведение диспансеризации детей декретированных возрастов за счёт текущего финансирования учреждений.


Выводы:

1. Сложившаяся в России ситуация в области здравоохранения  характеризуется высоким уровнем показателя младенческой смертности и повышением уровня детской инвалидности, что требует перехода на другой уровень здравоохранения не только в плане финансирования, но прежде всего за счёт эффективных медико-социальных мероприятий и повышения качества медицинской помощи.
Соответствующие целенаправленные мероприятия разрабатываются и реализуются в рамках программ на федеральном и региональном уровнях. На уровне Петропавловск-Камчатского городского округа также была разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы», основной целью которой является улучшение здоровья новорождённых и детей, снижение показателей детской  заболеваемости и инвалидности, перинатальной и младенческой смертности.
Вместе с тем, проведённое Контрольно-счетной палатой исследование реализации указанной долгосрочной программы и анализ его результатов выявили наличие проблем при формировании, финансовом обеспечении и реализации программы.
2. Недостатком программы является отсутствие таких необходимых составляющих целевой программы как механизм реализации программы и согласования отдельных её направлений (чёткой координации работы по реализации программы), качественные измерители целей, задач и результатов программы, система контроля за ходом реализации программных мероприятий. Отчасти указанный недостаток связан с отсутствием на местном уровне на дату утверждения Целевой программы (декабрь 2005 года) правового акта, регламентирующего порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ.
3. Отдельные мероприятия программы изложены неконкретно и обобщенно. Ни в программе, ни в каких-либо иных документах разработчика программы детально не расшифрованы действия по реализации мероприятий: виды медицинского оборудования, планируемого приобрести в рамках программы, его количество, виды работ по улучшению пребывания беременных и рожениц в существующих акушерских отделениях и т.п.
4. В результате отсутствия механизма реализации Целевой программы, качественных измерителей отдельных целей, задач и результатов программы не представилось возможным определить в полной мере результативность и эффективность реализации каждого программного мероприятия.
5. В целом анализ результатов выполнения программных мероприятий показал низкий уровень достижения целей программы. Так, не было достигнуто ни одного из установленных программой показателей: не произошло снижение показателей младенческой и перинатальной смертности, а также первичной инвалидности детей возрастной категории 0-14 лет.
Согласно данным, представленным Камчатстатом, показатель младенческой смертности по г. Петропавловску-Камчатскому в период 2006-2008 годов составил: в 2006 г.- 10,2 (на 1000 родившихся живыми), 2007г. - 8,3‰, 2008г. - 9,2 ‰. Наряду с увеличением числа рождений показатель младенческой смертности по городскому округу существенно не снизился.
Показатель перинатальной смертности по городскому округу не только не снизился, но и существенно вырос, и составил: 2005г. – 9,91 ‰, 2006г. – 12,86‰, 2007г. – 10,3‰, 2008г.- 13,93 ‰.
По первичной инвалидности детей возрастной группы 0-14 лет программой определён порог - не выше 2 случаев в год на 1000 детского населения данного возраста. В период реализации программы по городу Петропавловску-Камчатскому данный показатель (рассчитанный исходя из данных ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю» и Камчатстата) составил в 2006г. – 3,3, в 2007г. – 2,3 на 1000 детского населения данного возраста. За 2008 год показатель точно рассчитать не представилось возможным в связи с отсутствием официальных статистических данных о численности детского населения в возрасте 0-14 лет в указанном году. Вместе с тем, исходя из данных ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Камчатскому краю» по числу первичной детской инвалидности по городу Петропавловску-Камчатскому и данных Росстата о числе новорождённых за 2008 год, данный показатель составит более 2 случаев в год. Данный  вывод подтверждается информацией Министерства здравоохранения Камчатского края, согласно которой показатель первичной детской инвалидности по городу Петропавловску-Камчатскому в 2006г. составил 3,1, в 2007г. – 3,0, в 2008г.- 3,0 на 1000 детского населения данного возраста.
6. В связи с отсутствием в программе качественных показателей оценить степень достижения таких ожидаемых результатов от реализации программы как обеспечение стабильности работы лечебно-профилактических учреждений, удовлетворение потребностей жителей города в получении качественных медицинских услуг в хороших санитарно-технических условиях, повышение санитарной культуры детей и родителей не представилось возможным.
7. Анализ результатов выполнения программных мероприятий показал неполное решение задач по реализации Целевой программы. Отдельные мероприятия программы выполнены частично, либо не были выполнены. За весь период действия программы не приобретено медицинское оборудование для МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» (планируемые ассигнования составляли 1173,0 тыс. рублей), что отчасти связано с уклонением в 2007 году организации-победителя конкурса от заключения муниципального контракта.
В 2006-2008 годах не выделялись денежные средства на повышение квалификации врачебных кадров. Только в 2008 году МУЗ «Городской родильный дом № 1» расходы по проведению повышения квалификации в сумме 20,0 тыс. рублей отнесены на расходы по программе, которые не были возмещены в указанном периоде, и, соответственно, на 1 января 2009 года составили кредиторскую задолженность.
8. Неэффективное использование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа составило 1225,0 тыс. рублей в связи с неполным неисполнением ООО «ЭКО» обязательств по муниципальным контрактам, заключённым в 2006 году на поставку медицинского оборудования. При этом исковые заявления к ООО «ЭКО» МУЗ «Городской родильный дом № 1» и «Горбольница № 2» поданы в суд только в июле 2009 года, т.е. спустя 2,5 года от определённого контрактом и нарушенного срока поставки.
Кроме того, несмотря на правовую помощь Департамента соцразвития при составлении исковых требований к поставщику, исковые заявления по форме и содержанию были оформлены с нарушениями требований Арбитражного процессуального кодекса РФ. В результате судом иски были оставлены без движения до устранения нарушений. После устранения нарушений и проведения предварительных судебных заседаний Арбитражный суд Свердловской области исковое заявление МУЗ «Городской родильный дом      № 1» оставил без рассмотрения по причине того, что иск подписан лицом, не имеющим такого права. Администрацией учреждение ведется работа по подготовке апелляции. Вместе с тем, срок исковой давности истекает в декабре 2009 года (в случае оставления судом иска без рассмотрения, течение срока исковой давности продолжается в общем порядке). По исковому заявлению МУЗ «Городская больница № 2» назначено судебное разбирательство на 17.11.2009 года с учётом предоставления сторонами дополнительных доказательств по делу.
9. В ходе проведённых КСП проверок установлены факты длительного невведения медицинского оборудования в эксплуатацию по причинам проведения ремонтных работ помещений, поставки товара ненадлежащего качества и комплектности, отсутствием необходимых для работы оборудования документации и дополнительных принадлежностей, отсутствием необходимых специалистов в учреждениях, невыполнения или несвоевременного выполнения поставщиками обязательств по монтажу оборудования и обучению работников учреждений работе на нём, слабой проработки конкурсной документации на поставку медицинского оборудования. По состоянию на май 2009 года стоимость такого оборудования составила 862,9 тыс. рублей (ноутбук «HP Pavilion», приобретённый для работы на выездных осмотрах врача-ортопеда в комплексе с ФотоПодоСкопом; аппарат для рентгенографии; универсальная система nСPAP-терапии для оказания дыхательной поддержки новорождён-ным; датчик для ультразвуковой системы).
10. В связи с отсутствием в Целевой программе системы контроля выполнения программы провести полный анализ выполнения мероприятий, не предусматривающих финансирование за счёт средств программы, не представилось возможным. Полная информация по реализации программы в 2006 году отсутствует в связи с ликвидацией Управления здравоохранения - отраслевого органа в сфере здравоохранения городского округа в указанном периоде.
Представленная Департаментом соцразвития информация о ходе реализации программы содержат только сведения о проведённых мероприятиях. Анализ причин невыполнения мероприятий, анализ уровня достижения заданных целей и показателей не проводился.
Вместе с тем, указанные в информации Департамента соцразвития отдельные мероприятия, такие как выездные сертификационные циклы по повышению квалификации, изготовление и приобретение брошюр, санбюллетеней, буклетов различной тематики, могли быть проведены только за счёт текущего финансирования муниципальных учреждений здравоохранения, т.к. за весь период действия программы средства на указанные цели не выделялись. Следовательно, выполнение таких мероприятий не могут быть полностью отнесены к результатам выполнения мероприятий в рамках рассматриваемой программы.
11. За весь период реализации Целевой программы отмечен низкий уровень финансирования программных мероприятий: фактическое исполнение по ассигнованиям составило в общей сумме 45449,9 тыс. рублей или 51,2 % от запланированного программой объёма необходимых ассигнований и 56,0 % от утверждённого бюджетом городского округа объёма ассигнований.
В результате недофинансирования Целевой программы на 1 января 2009 года кредиторская задолженность по выполненным программным мероприятиям составила порядка 13,1 млн. рублей, на 1 апреля 2009 года – 10,8 млн. рублей.
12. Низкий уровень исполнения Целевой программы характеризуется и поздними сроками размещения Управлением здравоохранения, Департаментом соцразвития и учреждениями здравоохранения муниципального заказа на поставку медицинского оборудования, уклонением организаций-победителей торгов и котировок от заключения муниципальных контрактов, а также направлением бюджетных средств текущего года на погашение кредиторской задолженности, сложившейся за предыдущий период.
При утверждении бюджета и соответствующего объёма ассигнований на реализацию Целевой программы на очередной финансовый год не учитывалась имеющаяся кредиторская задолженность предыдущего периода.
13. При реализации программных мероприятий исполнителями Целевой программы был допущен ряд нарушений в части порядка размещения муниципального заказа, оформления первичных бухгалтерских документов и договоров поставки; при заключении муниципальных контрактов допускались случаи увеличения сроков поставки товаров от сроков, определённых конкурсной документацией.
Со стороны исполнителей осуществлялся слабый контроль за своевременностью поставки товаров; претензионная работа в отношении поставщиков, не выполнивших своих обязательств, должным образом не велась.
Выявленные проверками нарушения и недостатки явились следствием отсутствия соответствующего порядка осуществления контроля за расходованием бюджетных средств, выделенных на финансирование Целевой программы, а также исполнением муниципальных контрактов, заключённых в рамках реализации  программных мероприятий.
14. По мнению Контрольно-счетной палаты, проведённый анализ результатов выполнения мероприятий целевой программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы» показал, что реализация программы не позволила достигнуть в полном объёме всех поставленных задач и целевых показателей, несмотря на приобретение современного медицинского оборудования. Факторами, повлиявшими на результаты реализации Целевой программы, послужили низкий уровень финансирования, отсутствие механизма реализации программы и, соответственно, недостатки планирования порядка реализации мероприятий и взаимодействия заказчика и соисполнителей, отсутствие надлежащего контроля за полнотой и своевременностью выполнения программных мероприятий. Кроме того, несвоевременное принятие мер ответственности к недобросовестным поставщикам повлекло за собой неэффективное использование средств бюджета городского округа в сумме 1225,0 тыс. рублей, а также возможность утраты части этих средств в размере 1050,0 тыс. рублей по причине оставления судом дела без рассмотрения и истечения срока исковой давности.

Предложения:

1. Направить аналитическую записку по вопросу результативности и эффективности реализации долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2006-2008 годы» для сведения в адрес:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. В адрес Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа направить аналитическую записку и письмо с предложениями:
- в целях повышения результативности реализации муниципальных целевых программ обеспечить внедрение в статистическую практику показателей, комплексно характеризующих цели и задачи программ;
- с целью эффективной реализации целевых программ при планировании необходимых ассигнований на соответствующий финансовый год учитывать и имеющуюся кредиторскую задолженность по выполнению мероприятий в предыдущем году.

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
Е.А. Коваленко