г. Петропавловск-Камчатский  «04» мая 2008 года
                                         

Основание для проведения проверки: пункт 2.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год.
Цель проверки: проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ), выделенных для оплаты труда работников муниципального учреждения; соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности; правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждения, в учреждениях данной сферы с целью определения обоснованности указанных выплат. 
Предмет проверки: документы, регулирующие порядок формирования и использования фонда оплаты труда муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа; трудовые книжки и личные карточки работников; документы, подтверждающие правильность формирования, а также целевое и эффективное использование средств фонда оплаты труда муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа».
Объект проверки: муниципальное учреждение «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее по тексту – Управление транспорта и дорожного хозяйства, Учреждение).
Проверяемый период: 2007 год.
Срок проведения проверки: с «23» января по «27» февраля; с «18» по «25» марта 2008 года.
По результатам проверки оформлены акты от 29.02.2008 № 03-02 и 28.03.2008 № 11-02.
По актам проверок начальником Управления транспорта и дорожного хозяйства представлены письменные пояснения.
Заключения Контрольно-счетной палаты от 24.03.2008 № 97/02, от 08.04.2008 № 112/02 на пояснения направлены начальнику Управления транспорта и дорожного хозяйства.
Проверка проведена в условиях ограниченного доступа к информации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Кроме того, Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 в целях реализации требований Трудового кодекса РФ утверждены унифицированные формы первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, в том числе по учёту кадров - личная карточка работника (унифицированной форма № Т-2 форма по ОКУД 0301002).
В ходе проверки неоднократно была запрошена информация (трудовые книжки, личные карточки работников), необходимая для проведения контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палатой городского округа по вопросам соблюдения  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности и правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях данной сферы.
Первоначально в ходе проверки главным бухгалтером Управления транспорта и дорожного хозяйства Н.Н. Давыденко, начальником Управления транспорта и дорожного хозяйства А.Г. Сабуровым запрошенная информация не была представлена, в связи с чем, 31.01.2008 и 26.02.2008 оформлены акты по факту непредставления сведений (информации). 
После неоднократного обращения Контрольно-счетной палаты в прокуратуру г. Петропавловск-Камчатского вышеназванная информация представлена в полном объёме.
В ходе настоящей проверки изучены данные пятидесяти пяти трудовых книжек, личных карточек работников Управления транспорта и дорожного хозяйства. Информация по шести работникам не была представлена к проверке в связи с увольнением данных работников на момент проведения контрольно-ревизионного мероприятия.

Результаты проверки:

Управление транспорта и дорожного хозяйства является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме «муниципальное учреждение» с целью осуществления функций управления в сфере обеспечения содержания автомобильного дорожного хозяйства и организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в границах городского округа, осуществляет свою деятельность на основании Устава.
Учредителем Управления транспорта и дорожного хозяйства является городской округ в лице Комитета по управлению имуществом городского округа.
Согласно  Уставу отраслевым органом администрации городского округа в отношении организации деятельности Учреждения в пределах своей компетенции является Комитет городского хозяйства городского округа.
Управление транспорта и дорожного хозяйства в пределах уставной правоспособности может осуществлять приносящую доходы предпринимательскую деятельность.
Трудовой коллектив Учреждения составляют граждане, работающие в Управлении транспорта и дорожного хозяйства на постоянной (штатной) основе, с которыми заключены трудовые договоры.
Правовые основы регулирования и оплаты труда работников муниципальных учреждений городского округа установлены Положением об оплате труда .
Согласно пояснению главного бухгалтера Управления транспорта и дорожного хозяйства Н.Н. Давыденко расходы на оплату труда работников муниципального учреждения формируются за счёт средств бюджета городского округа и средств, поступающих от реализации проездных билетов (далее - внебюджетных источников).
Бухгалтерский учёт Управления транспорта и дорожного хозяйства в отношении расходов, финансирование которых осуществляется из городского бюджета, ведётся на основании Инструкции по бюджетному учёту , устанавливающей единый порядок ведения бухгалтерского учёта в бюджетных учреждениях.
Однако, бухгалтерский учёт расходов, финансирование которых производится из внебюджетных источников, осуществляется в нарушение Инструкции по бюджетному учёту на основании приказа Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», действие которого не распространяется на бюджетные организации.

1. Проверка выполнения нормативных правовых актов при утверждении и внесении изменений в штатное расписание Управления транспорта и дорожного хозяйства на 2007 год

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 и в соответствии с Уставом Управления транспорта и дорожного хозяйства штатное расписание утверждается приказом (распоряжением) начальника учреждения или уполномоченным на это лицом.
Приказом начальника Управления транспорта и дорожного хозяйства А.Г. Сабуровым от 09.01.2007 № 1 л/c утверждено штатное расписание Управления транспорта и дорожного хозяйства на 2007 год.
В нарушение требований постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 штатное расписание Управления транспорта и дорожного хозяйства составлено по форме, не соответствующей унифицированной форме № Т-3 (ОКУД № 0301017), так как в штатном расписании отсутствуют подпись главного бухгалтера, данные о надбавках.
В штатное расписание Управления транспорта и дорожного хозяйства включены должности работников муниципального учреждения, финансируемых из бюджета городского округа и должности работников, оплата труда которых, производится из внебюджетных источников.
В соответствии со штатным расписанием в 2007 году в структуру Управления транспорта и дорожного хозяйства входили следующие отделы:
- руководство Управления транспорта и дорожного хозяйства - 3 штатные единицы, общий отдел - 2 штатные единицы, отдел по экономической и договорной работе - 3 штатные единицы, бухгалтерия - 2 штатные единицы, контрольно-ревизорский отдел - 4 штатные единицы, отдел эксплуатации - 3 штатные единицы (источник финансирования - бюджет городского округа);
- отдел организации пассажирских перевозок - 31 штатная единица (источник финансирования - бюджет городского округа – 3 штатные единицы, источник финансирования - внебюджетные источники – 28 штатных единиц); рабочие - 9 штатных единиц (источник финансирования - бюджет городского округа – 3 штатные единицы, источник финансирования - внебюджетные источники  – 6 штатных единиц).
Таким, образом, согласно штатному расписанию Управления транспорта и дорожного хозяйства количество утверждённых должностей в 2007 году – 57 штатных единиц (в том числе работники, оплата труда которых финансируется из бюджета городского округа – 23 штатные единицы и работники, оплата труда которых производится из внебюджетных источников – 34 штатные единицы).
В ходе проверки составлена таблица-расчёт по занимаемым штатным должностям работников, оплата труда которых финансируется из бюджета городского округа. Количество занимаемых должностей по состоянию на 31.12.2007  составило – 22 штатные единицы.
Следует отметить, что в Управлении транспорта и дорожного хозяйства в течение 8 месяцев проверяемого периода, была вакантная должность – заместителя начальника Управления транспорта и дорожного хозяйства.
В проверяемом периоде установлено несоответствие штатной численности работников муниципального учреждения, оплата труда которых финансируется из бюджета городского округа, утверждённому штатному  расписанию.
Так, по данным бухгалтерского учёта Управления транспорта и дорожного хозяйства, подтверждённым в ходе проведения проверки, за счёт средств местного бюджета содержались 5 контролёров пассажирского транспорта контрольно-ревизорского отдела, из них:
- 3 штатные единицы, предусмотренные штатным расписанием – в течение всего проверяемого периода;
- 1 штатная единица, не предусмотренная штатным расписанием, – в течение 3-х месяцев;
- 1 штатная единица, не предусмотренная штатным расписанием, – в течение 2-х месяцев 2007 года.
При этом, согласно пункту 7.1 Положения об оплате труда формирование годового фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений, производится в пределах утверждённой численности работников.
В соответствии с представленными документами фонд оплаты труда работников Управления транспорта и дорожного хозяйства, финансируемых из бюджета городского округа в 2007 году, рассчитан и утверждён на 3 штатные единицы контролёров пассажирского транспорта в контрольно-ревизорском отделе.
Таким образом, в нарушение Положения об оплате труда фактическая штатная численность работников Управления транспорта и дорожного хозяйства, оплата труда которых финансируется из бюджета городского округа, в период с января по март превышала численность, утверждённую штатным расписанием, в соответствии с которой сформирован годовой фонд оплаты труда на 2007 год.
Главный бухгалтер Управления транспорта и дорожного хозяйства Н.Н. Давыденко дать пояснения по данному факту отказалась.

2. Проверка формирования и использования фонда оплаты труда муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа»

Расчёт фонда оплаты труда Управления транспорта и дорожного хозяйства на 2007 год, представленный бухгалтерией Учреждения, составил 15408,24 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда работников Учреждения, содержание которых производится за счёт:
- средств бюджета городского округа - 7897,34 тыс. рублей;
- внебюджетных источников – 7510,9 тыс. рублей.
Согласно п. 7 Положения об оплате труда годовой фонд оплаты труда муниципальных учреждений утверждается Городской Думой в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год.
В соответствии со статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определённые налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объёме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
В нарушение статьи 32 Бюджетного кодекса РФ решением о бюджете городского округа на 2007 год не предусмотрены какие-либо доходы и расходы Управления транспорта и дорожного хозяйства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

По данным бухгалтерского учёта Управления транспорта и дорожного хозяйства расходы на фонд оплаты труда работников, содержание которых производится за счёт внебюджетных средств, составили – 7601,8 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда   – 1976,2 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что начисленная заработная плата работникам, финансирование которых производится из внебюджетных средств больше, чем утверждённый фонд оплаты труда на 90,9 тыс. рублей (7601,8-7510,9).
Согласно пояснению экономиста Управления транспорта и дорожного хозяйства Л.Д. Дегтярёвой превышение фонда оплаты труда произошло за счёт отражения в отчётной сумме затрат будущих периодов (сумма начисленных отпускных).
Решением о бюджете городского округа на 2007 год в расходной части бюджета города на 2006 год предусмотрено финансирование Управления транспорта и дорожного хозяйства в части оплаты труда работников муниципального учреждения, финансируемых из бюджета городского округа на сумму – 7897,0 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда – 1956,4 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде оплата труда работников Управления транспорта и дорожного хозяйства, финансируемых из бюджета городского округа производилась в пределах бюджетных ассигнований, утверждённых на 2007 год.
Согласно данным бухгалтерского учёта Управления транспорта и дорожного хозяйства, подтверждённым в ходе проведения настоящей проверки,  начисленная заработная плата, работникам муниципального учреждения, финансируемых из бюджета городского округа составила – 7896,3 тыс. рублей, начисления на фонд оплаты труда – 1661,8 тыс. рублей.

2.1 Проверка соблюдения  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников Управления транспорта и дорожного хозяйства

Положение об оплате труда предусматривает использование Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа (далее - Единая тарифная сетка), в соответствии с которой определяются тарифные ставки (оклады) всех категорий работников.
Для определения размеров и видов оплаты труда в зависимости от выполняемых должностных обязанностей используется отнесение к категориям работников в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, при этом учитываются отраслевые особенности оплаты труда работников бюджетной сферы, которые предусматриваются Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, а также постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми во исполнение этих федеральных законов.    
Согласно пункту 2.4 Положения об оплате труда тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится по итогам аттестации в зависимости от сложности выполняемых работ, наличия квалификационной категории, учёной степени, почётного звания, с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок проведения аттестации работников регламентируется федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ.
По постановлению Совета Министров СССР от 26.07.1973 № 531   аттестация работников проводится периодически, не реже одного раза в пять лет, аттестационными комиссиями, назначаемыми руководителями предприятий и организаций из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов.
Постановлением Минтруда РФ от 9.02.2004 № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» также определено, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В ходе проверки данные о проведённой аттестации работников Управления транспорта и дорожного хозяйства представлены не были. Согласно пояснению инспектора по кадрам Управления транспорта и дорожного хозяйства А.В. Третьяковой аттестация работников муниципального учреждения не проводилась с 1998 года (причина не указана).
Согласно пояснению начальника отдела по экономической и договорной работе В.И. Сутуриной разрядность оплаты труда работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства определяется объёмом должностных обязанностей, графиком и режимом работы.
Однако, в ходе проверки документы, устанавливающие размер тарифного разряда конкретным работникам, представлены не были. Между тем, в нормативных правовых документах указан диапазон тарифных разрядов по должностям.
Также, согласно пояснению начальника отдела по экономической и договорной работе В.И. Сутуриной основанием для первоначального (предварительного) определения разрядов оплаты труда являются постановление Минтруда РФ от 06.06.1996 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» (далее - постановление Минтруда РФ от 06.06.1996 № 32) и рекомендации Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Комитет городского хозяйства) от 15.02.2006г. № 489-л.
Однако, согласно Информационному сообщению Минюста РФ от 29.12.2005 Постановление Минтруда РФ от 06.06.1996 № 32 не подлежит применению . Действующий документ - постановление Минтруда и Социального развития РФ от 12.11.2003 № 75 «О внесении изменений и дополнений в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих».
В письме Комитета городского хозяйства от 15.02.2006г. № 489-л на имя начальника Транспортного управления А.Г. Сабурова, действительно, указан диапазон разрядов, который рекомендуется использовать при переводе работников на новые условия оплаты труда в связи с вступлением в силу Положения об оплате труда. Однако, согласно вышеназванному письму, рекомендованные диапазоны тарифных разрядов следует применять до проведения аттестации.
Таким образом, в Управлении транспорта и дорожного хозяйства тарифные разряды  в порядке, соответствующем действующим нормативным правовым актам, по конкретным работникам согласно занимаемыми должностями не установлены. 
В ходе проверки соблюдения  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников Управления транспорта и дорожного хозяйства установлено, что инженер II категории О.Е.Теплоухова, начальник отдела пассажирских перевозок А.Я. Новосад, главный бухгалтер Н.Н. Давыденко не правомерно приняты и занимают указанные должности, так как фактический стаж, образование работников не соответствуют квалификационным требованиям по занимаемым должностям.

 

2.2 Проверка правомерности начисления и выплаты заработной платы работникам при возложении исполнения обязанностей временно отсутствующего работника

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде при возложении на работника муниципального учреждения, содержание которого финансируется за счёт средств бюджета городского округа, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, заработная плата выплачивалась в завышенном размере.
Оплата труда при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется статьёй 151 Трудового кодекса РФ, согласно которой при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объёма работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учётом содержания и (или) объёма дополнительной работы.
Также, согласно пункту 3.4 Положения об оплате труда работникам, выполняющим наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата, которая  выплачивается в размере до 100% тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в пределах средств фонда оплаты труда и в соответствии с порядком, установленным приложением № 11 к данному положению.
Так, согласно вышеуказанному приложению исполнение обязанности временного отсутствующего работника (отпуск, болезнь) – временное замещение, т.е. исполнение обязанностей по не вакантной должности. Размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются исходя из фактически выполняемого объёма работ по совмещаемой профессии (должности). Размер указанных доплат устанавливается по соглашению сторон и оформляется приказом руководителя муниципального учреждения.
В проверяемом периоде на основании приказов руководителя Комитета по управлению имуществом городского округа, приказов начальника Управления транспорта и дорожного хозяйства на работников учреждения возлагалось исполнение обязанностей временно отсутствующих работников.

Исходя из содержания вышеуказанных документов, работникам муниципального учреждения за время исполнения обязанностей основного работника должна была выплачиваться разница в окладах.
Однако, фактически, работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства был установлен новый должностной оклад, начисление всех выплат производилось на вновь установленный оклад.
В результате, в нарушение Положения об оплате труда работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства в период исполнения обязанностей отсутствующих работников в 2007 году излишне начислено и выплачено 54,1 тыс. рублей, в том числе, в результате счетной ошибки – 3,5 тыс. рублей.
В ходе проверки в соответствии со статьёй 137 Трудового кодекса РФ на основании личных заявлений работников суммы, излишне выплаченные в результате счетной ошибки, поставлены на удержание при начислении заработной платы работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства.

2.3 Проверка правомерности включения периодов работы (службы) в стаж  работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы

В соответствии с Положением об оплате труда работникам муниципальных учреждений устанавливаются стимулирующие выплаты, в том числе, надбавка за продолжительность непрерывной работы в учреждениях данной сферы, муниципальных учреждениях.
Согласно статье 4 Положения об оплате труда условия и размеры установления надбавок и премирования устанавливаются коллективным договором или Положениями, утверждёнными руководителем муниципального учреждения, в пределах фонда оплаты труда, утверждённого на текущий финансовый год. Основанием для этих выплат является приказ руководителя учреждения.
Однако, в Управлении транспорта и дорожного хозяйства условия и размеры установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях данной сферы, муниципальных учреждениях работникам данного Учреждения не регламентированы локальными нормативными правовыми актами.
Как показала проверка, выплата надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства осуществлялась в размере надбавки за выслугу лет, установленной ранее (до вступления в силу Положения об оплате труда) в соответствии с Положением о муниципальной службе в городском округе и Положением о денежном содержании работников, обеспечивающих деятельность органов местного самоуправления города .
Приказы руководителя Управления транспорта и дорожного хозяйства, иные документы, устанавливающие размер надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы конкретным работникам, в ходе проверки не представлены. Таким образом, в проверяемом периоде надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства не устанавливалась, однако, соответствующие выплаты производились.
В ходе проверки правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы, установлено завышение размера данной надбавки по отдельным работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства. В результате в проверяемом периоде допущена переплата заработной платы в общей сумме 240,1 тыс. рублей.
Так, законодательство Российской Федерации различает понятия унитарного предприятия и учреждения, как формы создания, соответственно, коммерческих и некоммерческих организаций (статьи 48, 50 Гражданского кодекса РФ).
Однако, начальнику Управления А.Г. Сабурову, заместителю начальника Управления А.В. Терёхину, экономисту Л.Д. Дегтярёвой, главному бухгалтеру Н.Н. Давыденко, начальнику отдела по экономической и договорной работе В.И. Сутуриной и старшему инженеру О.П. Кропивницкому надбавка выплачивалась в размере, соответствующем периоду работы (службы) в организациях, не являющихся ни муниципальным учреждением, ни учреждением данной сферы; по документоведу О.В. Раковой стаж работы не являлся непрерывным.
В пояснительной записке от 03.04.2008 № 300, представленной к акту проверки начальником Управления А.Г. Сабуровым, указано, что основанием для выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы начальнику Управления являлись срочные трудовые договоры, заключённые Комитетом по управлению имуществом городского округа.
Действительно, в данных договорах указан конкретный размер надбавки – 30 %, который, по мнению Контрольно-счетной палаты городского округа, основанному на данных проверки, определён не верно.
Руководителем Комитета по управлению имуществом городского округа, на основании письма Контрольно-счетной палаты городского округа , к трудовому договору А.Г. Сабурова подготовлено соглашение о внесении в него изменений в части приведения в соответствие размера надбавки за непрерывный стаж работы и включено полное её наименование. А.Г. Сабурову в соответствии с нормами статьи 137 Трудового кодекса РФ, статьи 1109 Гражданского кодекса РФ предложено в добровольном порядке возвратить излишне выплаченные ему денежные средства в размере 61,4 тыс. рублей.
В результате отсутствия регламентации порядка установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы в проверяемом периоде допущено также занижение размера данной надбавки работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства.
Так, уборщицам Н.Ф. Клементьевой, Л.Я. Варламовой надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы при наличии соответствующего стажа на момент проведения настоящей проверки не выплачивалась.  В проверяемом периоде общая сумма недоплаты составила, 5,4 тыс. рублей.
Ведущему инженеру С.Л. Пичугину надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы в проверяемом периоде выплачивалась в размере, соответствующем периоду работы без учёта периода работы в государственном учреждении. В проверяемом периоде сумма недоплаты составила 30,6 тыс. рублей.
Кроме того, отсутствует единый подход к вопросу включения стажа муниципальной службы в общий стаж для выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы. При том, что по отдельным работникам период муниципальной службы включён в общий стаж, инженеру 1 категории А.В. Молокову надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы на момент проведения настоящей проверки, не выплачивалась, так как не был учтён в стаж период нахождения на муниципальной службе. В проверяемом периоде недоплата отсутствует: дата приёма на работу – 29.12.2007.
Аналогично, отсутствует единый подход в отношении стажа работы в органах администрации городского округа. Так, водителю А.А. Справникову надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы в проверяемом периоде выплачивалась в размере, соответствующем периоду работы без учёта периода работы в органах администрации городского округа. В проверяемом периоде недоплата составила 7,3 тыс. рублей.
Таким образом, отдельным работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства в случае принятия Положения, регламентирующего порядок установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы, возможно произвести перерасчёт заработной платы в части увеличения размера надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы.
Предварительная сумма недоплаты заработной платы в проверяемом периоде по вышеназванным работникам составляет 43,3 тыс. рублей.

2.4 Проверка правомерности выплаты единовременной материальной помощи работникам Управлением транспорта и дорожного хозяйства в 2007 году

В соответствии со статьёй 5 «Материальная помощь» Положения об оплате труда работникам муниципальных учреждений в пределах утверждённого на текущий финансовый год фонда оплаты труда оказывается единовременная материальная помощь в связи со смертью супруга (супруги), близких родственников (детей, родителей), бракосочетанием, рождением ребенка. Выплата единовременной материальной помощи работникам производится на основании распоряжения руководителя муниципального учреждения.
Однако, в проверяемом периоде работникам муниципального учреждения, содержание которых производится за счёт средств бюджета городского округа, выплачена материальная помощь в связи с тяжёлым материальным положением на общую сумму 76,0 тыс. рублей.
Согласно пояснению начальника отдела по экономической и договорной работе Управления транспорта и дорожного хозяйства В.И. Сутуриной, в соответствии со статьёй 4 Положения об оплате труда, в Положение о материальном поощрении и порядке выплаты премии штатным работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства внесено дополнение об оказании в пределах фонда оплаты труда единовременной материальной помощи в размере до 20-ти кратной минимальной оплаты труда по прочим основаниям.
Однако, статьёй 4 «Стимулирующие выплаты» Положения об оплате труда, регламентируются условия и размеры надбавок и премирования.
Более того, статьёй 5 Положения об оплате труда установлен закрытый перечень оснований выплаты единовременной материальной помощи.
Исходя из вышеизложенного, работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства в 2007 году, в нарушение Положения об оплате труда неправомерно выплачена единовременная материальная помощь в общей сумме 76,0 тыс. рублей.

Таким образом, в ходе настоящей проверки выявлены следующие финансовые нарушения, допущенные в 2007 году:
- переплата заработной платы в результате завышения размера доплаты в период исполнения обязанностей отсутствующего работника в сумме 54,1 тыс. рублей (в том числе, в результате счетной ошибки - 3,5 тыс. рублей);
-  неправомерная выплата единовременной материальной помощи – 76,0 тыс. рублей;
- переплата заработной платы в результате завышения размера надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы в сумме 240,1 тыс. рублей.

Выводы:

1. Проверка проведена в условиях ограниченного доступа к информации.
В ходе проверки неоднократно была запрошена информация (трудовые книжки, личные карточки работников), необходимая для проведения контрольно-ревизионного мероприятия Контрольно-счетной палатой городского округа по вопросам соблюдения  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности и правомерности включения периодов работы (службы) в стаж  работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях данной сферы.
В связи с непредставлением информации оформлены акты по факту непредставления сведений (информации). 
После неоднократного обращения Контрольно-счетной палаты городского округа в прокуратуру г. Петропавловск-Камчатского вышеназванная информация представлена в полном объёме.
2. Управление транспорта и дорожного хозяйства в пределах уставной правоспособности может осуществлять приносящую доходы предпринимательскую деятельность.
Расчёт фонда оплаты труда Управления транспорта и дорожного хозяйства на 2007 год, представленный бухгалтерией Учреждения, составил 15408,24 тыс. рублей, в том числе фонд оплаты труда работников муниципального учреждения, содержание которых производится за счёт:
- средств бюджета городского округа - 7897,34 тыс. рублей (фактическое исполнение - 7896,3 тыс. рублей);
- внебюджетных источников – 7510,9 тыс. рублей (фактическое исполнение - 7601,8 тыс. рублей, превышение за счёт отражения в отчётной сумме затрат будущих периодов - 90,9 тыс. рублей).
Согласно п. 7 Положения об оплате труда годовой фонд оплаты труда муниципальных учреждений утверждается Городской Думой в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на очередной финансовый год.
В соответствии со статьёй 32 Бюджетного кодекса РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определённые налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объёме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
В нарушение статьи 32 Бюджетного кодекса РФ решением о бюджете городского округа на 2007 год не предусмотрены какие-либо доходы и расходы Управления транспорта и дорожного хозяйства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
3. В нарушение Инструкции по бюджетному учёту учёт расходов, финансирование которых производится из внебюджетных источников, осуществляется на основании приказа Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», действие которого не распространяется на бюджетные организации.
4. В нарушение Положения об оплате труда фактическая штатная численность работников Управления транспорта и дорожного хозяйства, оплата труда которых финансируется из бюджета городского округа, в период с января по март превышала численность, утверждённую штатным расписанием, в соответствии  с которой сформирован годовой фонд оплаты труда на 2007 год.
5. В Учреждении тарифные разряды в порядке, соответствующем действующим нормативным правовым актам, по конкретным работникам согласно занимаемыми должностями не установлены. 
В нарушение пункта 2.4 Положения об оплате труда, устанавливающего, что тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится по итогам аттестации, аттестация работников Управления транспорта и дорожного хозяйства не проводилась с 1998 года.
В ходе проверки соблюдения  квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников Управления транспорта и дорожного хозяйства установлено, что инженер II категории О.Е.Теплоухова, начальник отдела пассажирских перевозок А.Я. Новосад, главный бухгалтер Н.Н. Давыденко не правомерно приняты и занимают указанные должности, так как фактический стаж, образование работников не соответствуют квалификационным требованиям по занимаемым должностям.
6. В проверяемом периоде на основании приказов руководителя Комитета по управлению имуществом городского округа, приказов начальника Управления транспорта и дорожного хозяйства на работников учреждения возлагалось исполнение обязанностей временно отсутствующего работника с выплатой разницы в окладах.
Однако, фактически, работникам Учреждения был установлен новый должностной оклад, начисление всех выплат производилось на вновь установленный оклад.
В результате, в нарушение Трудового кодекса РФ, Положения об оплате труда работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства в период исполнения обязанностей отсутствующих работников в 2007 году излишне начислено и выплачено 54,1 тыс. рублей, в том числе, в результате счетной ошибки – 3,5 тыс. рублей.
В ходе проверки в соответствии со статьёй 137 Трудового кодекса РФ на основании личных заявлений работников суммы, излишне выплаченные в результате счетной ошибки, поставлены на удержание при начислении заработной платы работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства.
7. В нарушение Положения об оплате труда в Управлении транспорта и дорожного хозяйства условия и размеры установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях данной сферы, муниципальных учреждениях работникам данного Учреждения не регламентированы локальными нормативными правовыми актами.
В проверяемом периоде надбавка за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства не устанавливалась, однако, соответствующие выплаты производились.
В ходе проверки правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающий право на получение надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы, установлено завышение размера данной надбавки по отдельным работникам Учреждения, в результате в проверяемом периоде допущена переплата заработной платы в общей сумме 240,1 тыс. рублей.
Так, законодательство Российской Федерации различает понятия унитарного предприятия и учреждения, как формы создания, соответственно, коммерческих и некоммерческих организаций (статьи 48, 50 Гражданского кодекса РФ).
Однако, начальнику Управления А.Г. Сабурову, заместителю начальника Управления А.В. Терёхину, экономисту Л.Д. Дегтярёвой, главному бухгалтеру Н.Н. Давыденко, начальнику отдела по экономической и договорной работе В.И. Сутуриной и старшему инженеру О.П. Кропивницкому надбавка выплачивалась в размере, соответствующем периоду работы (службы) с учётом организаций, не являющихся ни муниципальным учреждением, ни учреждением данной сферы; по документоведу О.В. Раковой стаж работы не являлся непрерывным.
В пояснениях к акту проверки начальником Управления А.Г. Сабуровым, указано, что основанием для выплаты надбавки за продолжительность непрерывной работы начальнику Управления являлись срочные трудовые договоры, заключённые Комитетом по управлению имуществом городского округа.
Действительно, в данных договорах указан конкретный размер надбавки – 30 %, который, по мнению Контрольно-счетной палаты городского округа, основанному на данных проверки, определён не верно.
Руководителем Комитета по управлению имуществом городского округа, на основании письма Контрольно-счетной палаты городского округа, к трудовому договору А.Г. Сабурова подготовлено соглашение о внесении в него изменений в части приведения в соответствие размера надбавки за непрерывный стаж работы. А.Г. Сабурову в соответствии с нормами статьи 137 Трудового кодекса РФ, статьи 1109 Гражданского кодекса РФ предложено в добровольном порядке возвратить излишне выплаченные ему денежные средства в размере 61,4 тыс. рублей.
8. В результате отсутствия регламентации порядка установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы в проверяемом периоде допущено также занижение размера данной надбавки работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства.
В случае принятия Положения, регламентирующего порядок установления надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы, отдельным работникам Учреждения возможно произвести перерасчёт заработной платы в части увеличения размера надбавки за продолжительность непрерывной работы в муниципальных учреждениях, учреждениях данной сферы.
Предварительная сумма недоплаты заработной платы в проверяемом периоде составляет 43,3 тыс. рублей.
9. В проверяемом периоде работникам Управления транспорта и дорожного хозяйства, содержание которых производится за счёт средств бюджета городского округа, в нарушение Положения об оплате труда выплачена не предусмотренная данным нормативным правовым актом материальная помощь в связи с тяжёлым материальным положением на общую сумму 76,0 тыс. рублей.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проведения проверки формирования и использования фонда оплаты труда муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» для сведения в адрес:
- Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. В адрес муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» направить представление Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением возместить ущерб в сумме 370,2 тыс. рублей, причинённый бюджету городского округа в результате нарушений, выявленных в ходе проверки; соблюдать в дальнейшем требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и использования фонда оплаты труда.
3. В адрес Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа направить Отчёт о результатах проведения проверки формирования и использования фонда оплаты труда муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» и информационное письмо с предложением учесть результаты данной проверки при оценке работы руководителя и главного бухгалтера Учреждения в части выполнения ими нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и использования фонда оплаты труда.
4. В адрес Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направить информационное письмо Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа с предложением осуществлять финансирование расходов муниципального учреждения «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» за счёт средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа

О. Н. Артёмова