Отчёт
о результатах проверки эффективности использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных в 2010 году на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых медикаменты отпускаются по рецептам врачей бесплатно (выборочно)

 

г. Петропавловск-Камчатский «18» августа 2011 года

Основание для проведения проверки: пункт 4.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год.
Цель проверки: определение законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых медикаменты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Предмет проверки: муниципальные контракты; гражданско-правовые договоры; бюджетные сметы; регистры бюджетного учёта за 2010 год; первичные и иные бухгалтерские учётные документы за 2010 год.
Объекты проверки: муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника № 1» , муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника № 2» .
Проверяемый период: 2010 год.
Срок проведения проверки: с 03 мая по 30 июня 2011 года.
По результатам проверки составлены:
1. Акт проверки Детской поликлиники № 1 от 30.05.2011 № 01-14/09-04 (подписан без разногласий);
2. Акт проверки Детской поликлиники № 2 от 28.06.2011 № 01-16/15-04 (подписан с разногласиями). На представленные разногласия Контрольно-счетной палатой составлено и направлено в адрес руководства проверяемого объекта соответствующее заключение от 14.07.2011 № 01-13/415-04.
Настоящий Отчёт составлен с учётом отдельных представленных разногласий и пояснений.
В ходе формирования настоящего Отчёта в адрес Детской поликлиники № 1 и Детской поликлиники № 2 направлены письма с информацией о выявленных в ходе проверки нарушениях и предложениями об их устранении.
Указанными учреждениями в адрес КСП представлены соответствующие сведения о проделанной работе, и настоящий Отчёт сформирован с учётом представленной информации.
Кроме того, КСП направлены информационные письма в адрес Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа со сроком предоставления соответствующих сведений до 15 августа 2011 года. Однако на указанную дату соответствующая информация Департаментом социального развития не представлена.
Результаты проверки:
В целях реализации мер, направленных на улучшение лекарственного обеспечения населения, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей  с 50-процентной скидкой.
Лекарственные средства населению отпускаются аптечными учреждениями по рецепту врача в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения и социального развития  РФ от 14.12.2005 № 785.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития  РФ от 12.02.2007 № 110 отпуску подлежат лекарственные средства на рецептурных бланках, формы которых утверждены данным приказом.
Финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляется за счёт средств субсидий субъекта РФ и средств городского бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Камчатского края от 08.02.2010             № 65-П , субсидии местным бюджетам предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств городских округов, муниципальных районов по организации оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в части обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, в соответствии с перечнями, утвержденными Постановлением № 890. Доля софинансирования из краевого бюджета на 2010 год составила 70%.
Согласно бюджету городского округа  на 2010 год, утверждённый годовой объём бюджетных ассигнований по данному виду расходов, составил 53789,8 тыс. рублей, в том числе за счёт средств бюджета Камчатского края – 39375,0 тыс. рублей или 73,2%.
Фактическое исполнение составило 48892,2 тыс. рублей, что на 4897,6 тыс. рублей или 9,1 % меньше утверждённых бюджетом городского округа ассигнований. Неисполнение утверждённых бюджетных ассигнований, произошло по причине поступления не в полном объёме запланированных бюджетом городского округа на 2010 год средств из краевого бюджета на данные бюджетные обязательства, что в результате привело к возникновению по состоянию на 01.01.2011 кредиторской задолженности по бесплатным медикаментам.
Исполнение данных расходов в 2010 году осуществлялось 6 муниципальными учреждениями здравоохранения городского округа.
Сравнительный анализ соотношения кассовых расходов между учреждениями здравоохранения за 2010 год приведён в диаграммах.

Доля кассовых расходов по обеспечению граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой в 2010 году
(в % и тыс. рублей)

 

В 2010 году лекарственные средства, в основном, отпускались по бесплатным рецептам аптечными организациями на основании муниципальных контрактов на поставку лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно, для муниципальных нужд городского округа . Муниципальным заказчиком данных муниципальных контрактов являлся Департамент социального развития.
Всего, по итогам проведения открытых аукционов, Департаментом социального развития на 2010 год было заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму 50231,0 тыс. рублей или 93,4 % от планируемых бюджетом ассигнований.
Контрольно-счетной палатой в рамках данного контрольного мероприятия были проверены 2 учреждения здравоохранения городского округа – Детская поликлиника №1 и Детская поликлиника № 2.
Согласно утверждённому Перечню проверяемыми учреждениями в 2010 году выдача рецептов на получение всех лекарственных средств осуществлялась таким категориям граждан как: детям первых трёх лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также детям-инвалидам до восемнадцати лет.
Отпуск лекарственных средств по рецептам, выписанным врачами детских поликлиник, осуществлялся в рамках действия 5 муниципальных контрактов, заключённых ДСР, а также 12 договоров поставки лекарственных средств по бесплатным рецептам, заключённых учреждениями самостоятельно.
В целом бюджетные обязательства, принятые учреждениями по лекарственным средствам, отпущенным  по бесплатным рецептам в 2010 году, составили 4933,5 тыс. рублей, в том числе: Детской поликлиникой № 1 в сумме 3718,2 тыс. рублей, Детской поликлиникой № 2 в сумме 1215,3 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено несоблюдение детскими поликлиниками условий муниципальных контрактов.
Так, пунктами 2.7 и 6.3 муниципальных контрактов определено, что аптечная организация передаёт в учреждения здравоохранения выписанные рецепты, в сроки, письменно согласованные с каждым учреждением здравоохранения. При этом ни одним из проверенных учреждений документального подтверждения сроков поставки рецептов, по которым аптеками был произведён отпуск лекарств, к проверке представлено не было. В результате неисполнения данного условия муниципальных контрактов установлены случаи длительного непредоставления аптеками отпущенных рецептов. Так, счёт-фактура и сводный реестр по отпущенным рецептам за ноябрь-декабрь 2009 года были получены Детской поликлиникой № 2 лишь в апреле 2010 года.
Также условиями заключённых муниципальных контрактов определено, что оплата за товар, отпускаемый по рецептам, производится получателями на основании представленных поставщиком учреждению здравоохранения рецептурных бланков и / или сводного реестра рецептурных бланков, счёт (счёт-фактура) за отчётный период (один календарный месяц) в течение 30 банковских дней с момента получения счёта (счёта-фактуры). При этом в рамках исполнения вышеуказанных муниципальных контрактов имеют место факты несоблюдения сроков оплаты учреждениями здравоохранения.
Так, например, сводные реестры, поступившие:
- в Детскую поликлинику № 1 в марте 2010 года были оплачены в сентябре 2010 года, то есть спустя пять месяцев с момента получения реестров;
- в Детскую поликлинику № 2 в январе 2010 были оплачены в мае 2010 года, то есть спустя три месяца с момента получения реестров.
Также проведённым контрольным мероприятием установлено необоснованное авансирование по бесплатным медикаментам. Детской поликлиникой № 2 в 2010 году неоднократно осуществлялись авансовые платежи, не предусмотренные условиями муниципальных контрактов, что привело к необоснованному отвлечению средств бюджета городского округа в дебиторскую задолженность на общую сумму 46,8 тыс. рублей. Авансирование было произведено: в апреле 2010 года на сумму 0,6 тыс. рублей, в сентябре 2010 года - 0,9 тыс. рублей, в декабре 2010 года - 45,3 тыс. рублей. Необходимо отметить, что авансирование по муниципальному контракту в феврале 2010 года в сумме 13,6 тыс. рублей было осуществлено учреждением при наличии кредиторской задолженности по бесплатным льготным медикаментам за 2009 год.
Руководством Детской поликлиники № 2, в протоколе разногласий к акту проверки, отмечено, что неисполнение условий муниципальных контрактов произошло в связи с тем, что сотрудники данного учреждения не были своевременно ознакомлены с условиями контрактов, по причине того, что их копии Департаментом социального развития направлялись  в учреждение несвоевременно.  
Учреждениями в 2010 году помимо выписки бесплатных рецептов на основании муниципальных контрактов, осуществлялась выписка рецептов и на основании договоров поставки лекарственных средств, заключённых детскими поликлиниками самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством без проведения конкурсных процедур, у единственного поставщика.
Необходимо отметить, что в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ вышеуказанные договоры были заключены без определения существенных условий.
Так, по заключённым учреждениями с ГУП «Камчатфармация» договорам поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам от 01.01.2010 №1/10-Л и 01.04.2010 №10/10-Л не представилось возможным определить цену договора, объём и наименование отпускаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам. В результате чего, условия вышеуказанных договоров позволяют поставщику в период их действия изменить цену, количество и наименование отпущенных учреждению лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Учитывая рост цен на медикаменты и оказание услуг по изготовлению лекарственных препаратов, подобные условия договоров не могут быть выгодными для бюджета городского округа.
Договор от 01.04.2010 № 17/дп2, заключённый Детской поликлиникой № 2 с ООО «Камчатсбытфармация» содержит противоречивую информацию в отношении его существенных условий. Пунктом 1 данного договора определено, что количество и ассортимент каждой партии поставляемого товара определяется товарной накладной, выставляемой покупателю поставщиком на основании заявки покупателя, при этом приложением к данному договору предусмотрен конкретный перечень по установленной цене лекарственных средств, отпускаемых поставщиком по бесплатным рецептам. Фактически отпуск лекарственных средств поставщиком производился на основании рецептурных бланков, выписанных Детской поликлиникой № 2, непосредственно пациентам, а не на основании заявок оформленных учреждением. Кроме того пункт 1 договора содержит ссылку на документ, который утратил силу. Так, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.08.1999 №328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядок их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» признан утратившим силу с 27.04.2007.
Также в ходе проверки установлено несоблюдение условий отдельных договоров. Так, например, договор от 01.04.2010 № 17-2/дп1 на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам был заключён Детской поликлиникой № 1 с ООО «Камчатсбытфармация» на сумму 23,9 тыс. рублей. Учреждением по данному договору в 2010 году были выписаны рецепты на общую сумму 70,2 тыс. рублей, что превышает сумму договора на 46,3 тыс. рублей или в 3 раза.
При определении законности и эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой установлены отдельные недостатки при использовании средств бюджета.
Так, в Детской поликлинике № 2 в рамках исполнения договора № 17/дп2 установлены случаи отпуска поставщиком лекарственных средств по стоимости, отличной от цены, предусмотренной условиями договора, а также препаратов, не предусмотренных условиями договора.
В результате несоблюдения условий данного договора, Детской поликлиникой № 2 были неэффективно израсходованы денежные средства в сумме 0,3 тыс. рублей.
В ходе проверки Детской поликлиники № 1 установлено, что учреждением в период с 29.10.2009 по 17.12.2009 были заключены 3 договора розничной купли-продажи на приобретение лекарственного препарата «КСОЛАР» в количестве 29 флаконов на сумму 562,9 тыс. рублей, в том числе: договор № 339862 от 29.10.2009 на сумму 115,9 тыс. рублей;  договор № 348141 от 23.11.2009 на сумму 347,7  тыс. рублей и договор  № 360707 от 17.12.2009 на сумму 99,3 тыс. рублей. Согласно договорам поставщиком данного препарата являлось ООО «Компания «Хабаровская фармация».
Основанием для заключения вышеуказанных договоров, послужил пункт 6 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ , в котором определено, что в случае, если возникла потребность в определённых товарах вследствие необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени нецелесообразно, заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объёме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
В ходе проверки была изучена история болезни пациента, которому данный препарат был назначен с 28 октября 2009 года длительно (каждые две недели при введении за один раз 3 флакона). По расчётам, произведённым Контрольно-счетной палатой в ходе проведения проверки, с момента назначения до конца 2009 года пациенту необходимо было 15 флаконов данного препарата. Следовательно, остатка препарата, имеющегося в учреждении, было достаточно для пациента ещё в течение 1 квартала 2010 года. При этом муниципальным контрактом от 30.12.2009 № 263, заключённым ДСР на I квартал 2010 года была предусмотрена поставка лекарственного препарата «КСОЛАР» на основании заявки Детской поликлиники № 1 в количестве 18 флаконов. Заявленный учреждением препарат был предназначен именно для пациента, которому учреждением он уже был приобретён и как следствие не был востребован по причине его наличия в учреждении в количестве 14 флаконов.
Также необходимо отметить, что стоимость данного препарата, предусмотренная муниципальным контрактом, в 19 раз меньше стоимости, по которой он был приобретён учреждением без проведения процедуры размещения муниципального заказа. Так, стоимость лекарственного препарата «КСОЛАР» по муниципальному контракту составила 1,0 тыс. рублей за 1 флакон, а средняя стоимость 1 флакона, приобретённого учреждением в рамках договоров - 19,4 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного следует, что Детской поликлиникой № 1 в 2009 году были неэффективно использованы бюджетные средства на приобретение 14 флаконов препарата «КСОЛАР» на общую сумму 272,4 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия КСП было обращено внимание на ситуацию, когда Детской поликлиникой № 1 в 2009 году были приняты бюджетные обязательства на приобретение лекарственных препаратов «КСОЛАР» и «КОПАКСОН», согласно договорам розничной купли-продажи, на сумму 792,9 тыс. рублей. По данным бухгалтерского учёта поставка данных лекарственных препаратов была оформлена, как поступление материальных запасов по счёту 1.105.01 «Медикаменты и перевязочные средства», который соответствует классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». При этом оплата на поставку данных препаратов была произведена по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», как лекарственные препараты, отпущенные по бесплатным рецептам. Списание вышеуказанных препаратов с бюджетного учёта осуществлялось на основании выписанных врачами учреждения бесплатных рецептов, то есть Детская поликлиника №1, не являясь аптечной организацией, осуществляла отпуск данных препаратов по бесплатным рецептам безосновательно. Кроме того на основании представленных документов на списание данных препаратов не представилось возможным убедиться в фактическом получении данных препаратов непосредственно пациентами.
Проведённой выборочной проверкой оформления рецептурных бланков установлен ряд несоответствий требованиям Приказа №110 как со стороны детских поликлиник, так и со стороны аптечных организаций, отпускающих лекарственные препараты по бесплатным рецептам. В отдельно представленных к проверке рецептурных бланках отсутствуют: коды отпущенных лекарственных препаратов; штамп медицинской организации; подписи, фамилии, имена, отчества и оттиск печати врача; номера страховых полисов, даты рождения, адреса или номера медицинских карт амбулаторных пациентов. Аптечными организациями, производящими отпуск лекарственных препаратов по бесплатным льготным рецептам не проставлялись коды отпущенных лекарственных средств. В отдельных случаях медикаменты отпускались по рецептам с истёкшим сроком действия, либо лекарственные препараты отпускались раньше даты срока выписки рецепта; не заполнялись обязательные реквизиты о фактически отпущенных лекарственных препаратах и даты их отпуска.
Проверка соблюдения правил хранения, учёта и отпуска рецептурных бланков также показала ряд недочётов и нарушений.
Пунктом 263 Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н предусмотрено, что бланки строгой отчётности необходимо учитывать на забалансовом счёте 03 «Бланки строгой отчётности» в условной оценке 1 рубль за 1 бланк.
Приобретённые Детской поликлиникой № 1 в 2010 году рецептурные бланки, в количестве 8000 штук на общую сумму 81,4 тыс. рублей не были учтены в бюджетном учёте учреждения. В нарушение Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» в Детской поликлинике № 1 в 2010 году инвентаризация бланков строгой отчётности не проводилась. Кроме того, поставщиком ИП Журавлёвым Д.С. Детской поликлинике № 1 в 2010 году были недопоставлены рецептурные бланки в количестве 500 штук на общую сумму 5,3 тыс. рублей. При этом по данным журнала учёта рецептурных бланков количество фактически полученных бланков рецептов составило 7500 штук, что на 500 штук меньше количества, указанного в актах на выполнение работ и услуг. Согласно представленной Детской поликлиникой № 1 информации вышеуказанные нарушения устранены и приняты к сведению.
Необходимо отметить, что учреждением в 2010 году также приобретались аналогичные рецептурные бланки у ГУП «Камчатфармация», где стоимость одного бланка почти в 3 раза меньше, чем у ИП Журавлёва Д.С. В результате в 2010 году неэффективное использование бюджетных средств по приобретённым рецептурным бланкам составило 46,4 тыс. рублей.
Детской поликлиникой № 2 рецептурные бланки, в свою очередь, были учтены на забалансовом счёте 03 «Бланки строгой отчётности», но по номинальной стоимости. Согласно представленной учреждением информацией данное несоответствие устранено в августе 2011 года.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 15 к Приказу № 110 учёт рецептурных бланков по видам ведётся в журналах, пронумерованных, прошнурованных и скреплённых подписью руководителя и печатью медицинской организации по установленным приложениями формам. Детской поликлиникой № 2 фактически учёт рецептурных бланков ведётся в двух приходно-расходных книгах по учёту бланков строгой отчётности (региональных льготников) формы № 305/у-1, утверждённой приказом от 22.01.2004 № 257 МЗ РФ, который утратил силу 26.05.2007, то есть журналы ведутся по неустановленной форме.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков в каждой медицинской организации приказом руководителя назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учёт и выдачу всех видов рецептурных бланков. Данный приказ в Детской поликлинике № 2 отсутствует. В свою очередь, учреждением в ходе проверки предоставлены 4 приказа «О создании комиссии и назначении ответственного за получение и выдачу рецептов ф.148-1у-04», составленные с нарушениями требований делопроизводства. В результате не один из представленных приказов не определяет чёткий порядок получения, хранения, учёта и выдачи рецептурных бланков в учреждении. А именно, чётко не утверждён список лиц, ответственных за получение, хранение, учёт и выдачу рецептурных бланков; не определёна периодичность проверки состояния хранения, учёта, фактического наличия и расхода рецептурных бланков созданной комиссией.
Учреждением в августе 2011 года, в рамках устранения выявленных нарушений представлены копии вновь изданных за 2010 год приказов «О создании комиссии и назначении ответственного за получение и выдачу рецептурных бланков».
По мнению Контрольно-счетной палаты именно несоблюдение требований Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков привело к многочисленным нарушениям в получении, учёте и выдаче рецептурных бланков, выявленных в ходе проверки.
Проверкой соответствия бюджетного учёта действующему законодательству установлены нарушения Инструкции № 148н.
Детской поликлиникой № 1 в нарушение пункта 99 данной инструкции оплата бесплатных медикаментов отражалась по дебету счёта 206.16 «Расчёты по выданным авансам по пособиям по социальной помощи населению» на основании выставленных счетов после фактического отпуска бесплатных медикаментов аптечными учреждениями.
В нарушение пункта 3 Инструкции №148н первичные документы в ряде случаев принимались к бухгалтерскому учёту несвоевременно. Так, счета (счета-фактуры) со сводными реестрами и рецептурными бланками поступившие в сентябре 2010 года были приняты к бухгалтерскому учёту спустя 2,5 месяца; сводный реестр, поступивший 15.10.2010, принят к учёту 11.11.2010.
Принятие к бюджетному учёту расходов по бесплатным медикаментам и их списание осуществлялось в нарушение пункта 60 Инструкции № 148, в связи с применением некорректных бухгалтерских проводок (по дебету счёта 1 105 01 262 «Медикаменты и перевязочные средства» и кредиту счёта 1 302 16 730 «Увеличение кредиторской задолженности по социальной помощи населению»).
Детской поликлиникой № 2 при формировании заявок на кассовый расход не принималось во внимание требование пункта 9.2 Приказа Казначейства РФ от 10.10.2008 №8н , которым определено, что формирование заявки на кассовый расход осуществляется отдельно на оплату каждого денежного обязательства. Данное нарушение подтверждается информацией, отражённой в графе «Назначение платежа» заявок на кассовый расход. Кроме того информация, отражённая в заявках на кассовый расход, не соответствует действительности. Так, например, согласно заявке на кассовый расход от 05.04.2010 № 0000001155 учреждением произведена оплата счёт-фактуры от 24.03.2010 № ООСчФ-000622 на общую сумму 184,1 тыс. рублей, фактически сумма расходов по этой счёт-фактуре составила 24,1 тыс. рублей.
В ходе проверки также проведён анализ отдельных форм годовой бюджетной отчётности учреждений за 2010 год и отчётов о расходовании субсидий, представляемых бюджетам муниципальных образований на выполнение расходных обязательств краевого бюджета в части обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в 2010 году .
В результате анализа установлено, что и в Детской поликлинике № 1 и в Детской поликлинике № 2 ряд форм годовой бюджетной отчётности учреждений заполнен с несоблюдением требований Инструкции №128н .
При проверке отчётов о расходовании субсидий также установлено несоответствие отдельных показателей.
Так, показатели отчёта о расходовании субсидий за 2010 год Детской поликлиники № 1 в отношении количества и суммы выписанных рецептов не соответствуют аналогичным показателям, отражённым в первичных бухгалтерских документах. В результате отчётные данные на 7 рецептов в сумме 364,4 тыс. рублей больше фактических показателей, установленных КСП по данным первичных документов.
Показатели годового объёма субсидий, отражённые Детской поликлиникой № 2 в отчёте о расходовании субсидий за декабрь 2010 года также не соответствуют данным по бесплатным медикаментам, утверждённым сметой расходов на 2010 год.
В целом некорректное отражение в бюджетном учёте отдельных операций и неупорядоченность ведения бухгалтерского учёта привело к частичному искажению, как бюджетной, так и ведомственной отчётности.
Также необходимо отметить, что Департаментом социального развития при лимиты бюджетных средств на 2010 год были доведены до подведомственных учреждений. При этом в нарушение пункта 6.3. Порядка составления и ведения сводной росписи бюджета городского округа на 2010 год , лимиты бюджетных обязательств Детской поликлинике № 2 были доведены только спустя год (14.01.2011).

Выводы:

1. Финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно, в 2010 году осуществлялось в городском округе за счёт средств субсидий субъекта РФ и собственных средств городского бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Камчатского края № 65-П субсидии местным бюджетам предоставляются в целях софинансирования данных расходных обязательств, доля софинансирования из краевого бюджета на 2010 год составляет 70%.
Бюджетом городского округа  на 2010 год годовой объём бюджетных ассигнований на расходы по обеспечению граждан лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно, составил 53789,8 тыс. рублей, в том числе за счёт средств бюджета Камчатского края – 39375,0 тыс. рублей или 73,2%.
Фактическое исполнение составило 48892,2 тыс. рублей, что на 4897,6 тыс. рублей или 9,1 % меньше утверждённых бюджетом городского округа ассигнований. Неисполнение утверждённых бюджетных ассигнований, произошло по причине поступления не в полном объёме запланированных бюджетом городского округа на 2010 год средств из краевого бюджета на данные бюджетные обязательства, что в результате привело к возникновению кредиторской задолженности по бесплатным медикаментам.
2. В 2010 году основная масса лекарственных средств отпускалась по бесплатным рецептам в аптечных учреждениях на основании муниципальных контрактов, заключённых Департаментом социального развития.
Всего, по итогам проведения открытых аукционов, Департаментом социального развития на 2010 год было заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму 50231,0 тыс. рублей или 93,4 % от планируемых бюджетом ассигнований.
3. Контрольно-счетной палатой были проверены 2 учреждения здравоохранения городского округа – Детская поликлиника №1 и Детская поликлиника № 2. Согласно утверждённому Перечню проверяемыми учреждениями в 2010 году выдача рецептов на получение всех лекарственных средств осуществлялась таким категориям граждан как: детям первых трёх лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также детям-инвалидам до восемнадцати лет. В течение года бюджетные обязательства, принятые учреждениями по лекарственным средствам, отпущенным  по бесплатным рецептам, составили 4933,5 тыс. рублей.
4. В ходе проверки установлено несоблюдение детскими поликлиниками отдельных условий муниципальных контрактов. А именно, не были письменно согласованны сроки предоставления исполнителем в учреждения здравоохранения бесплатных рецептов, по которым уже был произведён отпуск лекарственных средств. В результате неисполнения данного условия установлены случаи длительного непредоставления поставщиком отпущенных рецептов.
Также в рамках исполнения муниципальных контрактов имеют место факты несоблюдения сроков оплаты учреждениями здравоохранения. В ряде случаев задержка оплаты составляет от 3 до 5 месяцев. Кроме того, проведённым контрольным мероприятием установлено необоснованное авансирование по бесплатным медикаментам. Детской поликлиникой № 2 в 2010 году неоднократно осуществлялись авансовые платежи, не предусмотренные условиями муниципальных контрактов, что привело к необоснованному отвлечению средств бюджета городского округа в дебиторскую задолженность на общую сумму 46,8 тыс. рублей. Необходимо отметить, что авансирование бесплатных льготных медикаментов по муниципальному контракту в феврале 2010 года в сумме 13,6 тыс. рублей было произведено при наличии кредиторской задолженности по бесплатным льготным медикаментам за 2009 год.
Руководством Детской поликлиники № 2, в протоколе разногласий к акту проверки, отмечено, что неисполнение условий муниципальных контрактов произошло в связи с тем, что сотрудники данного учреждения не были своевременно ознакомлены с условиями контрактов, по причине того, что их копии были направлены Департаментом социального развития в учреждение несвоевременно.
5. В нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ и статьи 432 Гражданского кодекса РФ отдельные договоры поставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам были заключены учреждениями без определения существенных условий.
Так, по заключённым с ГУП «Камчатфармация» договорам поставки лекарственных средств по бесплатным рецептам не представилось возможным определить цену договора, объём и наименование отпускаемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам. В результате чего, условия договоров позволяют поставщику в период их действия изменить цену, количество и наименование отпущенных учреждению лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Учитывая рост цен на медикаменты и оказание услуг по изготовлению лекарственных препаратов, подобные условия договоров не могут быть выгодными для бюджета городского округа. Также установлено и несоблюдение существенных условий отдельных договоров. Так, договор на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам был заключён Детской поликлиникой № 1 с ООО «Камчатсбытфармация» на сумму 23,9 тыс. рублей. Учреждением по данному договору в 2010 году были выписаны рецепты на сумму 70,2 тыс. рублей, что превышает сумму договора на 46,3 тыс. рублей или в 3 раза.
6. При определении законности и эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счетной палатой установлены отдельные недостатки при использовании средств бюджета, выразившиеся в неэффективном использовании средств бюджета на общую сумму 272,7 тыс. рублей, в том числе:
- Детской поликлиникой № 2 по причине неисполнения условий одного из договоров установлены случаи отпуска аптечной организацией лекарственных средств по стоимости, отличной от цены, предусмотренной условиями договора, а также препаратов, не предусмотренных его условиями, что привело к неэффективному использованию средств бюджета городского округа в размере 0,3 тыс. рублей.
- в Детской поликлинике № 1 установлено, что в 2009 году были заключены 3 договора розничной купли-продажи на приобретение лекарственного препарата «КСОЛАР» в количестве 29 флаконов. По расчётам, произведённым Контрольно-счетной палатой в ходе проведения проверки, с момента назначения до конца 2009 года пациенту необходимо было 15 флаконов данного препарата, следовательно, остатка препарата, имеющегося в учреждении, было достаточно для пациента ещё в течение 1 квартала 2010 года. При этом муниципальным контрактом, заключённым ДСР на I квартал 2010 года предусмотрена поставка данного препарата. Необходимо отметить, что стоимость данного препарата, предусмотренная муниципальным контрактом, в 19 раз меньше стоимости, по которой он был приобретён учреждением, что также привело к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 272,4 тыс. рублей.
7. Кроме того, Детской поликлиникой № 1 в 2009 году были приняты бюджетные обязательства на приобретение лекарственных препаратов «КСОЛАР» и «КОПАКСОН», согласно договорам розничной купли-продажи на сумму 792,9 тыс. рублей.
По данным бухгалтерского учёта поставка данных лекарственных препаратов была оформлена, как поступление материальных запасов по счёту «Медикаменты и перевязочные средства», который соответствует КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». При этом оплата поставки данных препаратов была произведена по КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению», как лекарственные препараты, отпущенные по бесплатным рецептам, а их списание с бюджетного учёта осуществлялось на основании выписанных врачами учреждения бесплатных рецептов, то есть Детская поликлиника №1, не являясь аптечной организацией, осуществляла отпуск данных препаратов по бесплатным рецептам безосновательно. Кроме того на основании представленных документов на списание данных препаратов не представилось возможным убедиться в фактическом получении данных препаратов непосредственно пациентами, для которых они приобретались.
8. Выборочной проверкой оформления рецептурных бланков также установлен ряд несоответствий требованиям Приказа № 110 как со стороны детских поликлиник, так и со стороны аптечных организаций, отпускающих лекарственные препараты по бесплатным рецептам.
В отдельно представленных к проверке рецептурных бланках отсутствуют: коды отпущенных лекарственных препаратов; штамп медицинской организации; подпись, фамилия, имя, отчество и оттиск печати врача; номер страхового полиса, даты рождения и адреса пациентов.
Аптечными организациями, производящими отпуск лекарственных препаратов по бесплатным льготным рецептам не проставлялись коды, отпущенных лекарственных средств. В отдельных случаях медикаменты отпускались по рецептам с истёкшим сроком действия, либо лекарственные препараты отпускались раньше даты срока выписки рецепта; не заполнялись обязательные реквизиты о фактически отпущенных лекарственных препаратах и даты их отпуска.
9. В ходе проверки соблюдения правил хранения, учёта и отпуска рецептурных бланков установлено, рецептурные бланки учитывались с нарушением пункта 263 Инструкции № 148н.
В нарушение Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» в Детской поликлинике № 1 в 2010 году инвентаризация бланков строгой отчётности не проводилась.
Кроме того, установлено, что одним из поставщиков  Детской поликлиники № 1 в 2010 году были недопоставлены рецептурные бланки в количестве 500 штук на общую сумму 5,3 тыс. рублей. Необходимо отметить, что Детской поликлиникой №1, согласно представленной Контрольно-счетной палате информации, вышеуказанные нарушения устранены.
Также необходимо отметить, что учреждением в 2010 году приобретались аналогичные рецептурные бланки у ГУП «Камчатфармация», где стоимость одного бланка почти в 3 раза меньше, чем у ИП Журавлёва Д.С. В результате в 2010 году неэффективное использование средств бюджета городского округа за приобретённые рецептурные бланки составило 46,4 тыс. рублей.
В Детской поликлинике № 2 в нарушение пункта 4 приложения № 15 к Приказу № 110 учёт рецептурных бланков ведётся в двух приходно-расходных книгах по учёту бланков строгой отчётности формы, утверждённой приказом, который утратил силу в 2007 году. Также в нарушение пункта 2 приложения № 15 к Приказу № 110 в учреждении отсутствует приказ руководителя о назначении лица, ответственного за получение, хранение, учёт и выдачу всех видов рецептурных бланков.
По мнению Контрольно-счетной палаты именно несоблюдение требований Инструкции о порядке хранения рецептурных бланков привело к многочисленным нарушениям в получении, учёте и выдаче рецептурных бланков, выявленных в ходе проверки.
10. При проверке соответствия бюджетного учёта действующему законодательству в Детской поликлинике № 1 установлены нарушения Инструкции № 148н, в части некорректного применения бухгалтерских проводок при отражении отдельных операций по бесплатным медикаментам и несвоевременного принятия к учёту первичных документов.
Детской поликлиникой № 2, в свою очередь, при формировании заявок на кассовый расход не принимается во внимание требование пункта 9.2 Приказа Казначейства РФ №8н, которым определено, что формирование заявки на кассовый расход осуществляется отдельно на оплату каждого денежного обязательства.
11. В ходе проверки также проведён анализ отдельных форм годовой бюджетной отчётности учреждений за 2010 год и отчётов о расходовании субсидий в 2010 году. В результате анализа установлено, что и в Детской поликлинике № 1, и в Детской поликлинике № 2 ряд форм годовой бюджетной отчётности учреждений заполнен с несоблюдением требований Инструкции №128н, а при проверке отчётов о расходовании субсидий установлено, несоответствие отдельных показателей регистрам бюджетного учёта.
В целом некорректное отражение в бюджетном учёте отдельных операций и неупорядоченность ведения бухгалтерского учёта привело к частичному искажению, как бюджетной, так и ведомственной отчётности.
12. В нарушение пункта 6.3. Порядка составления и ведения сводной росписи бюджета городского округа лимиты бюджетных обязательств Детской поликлинике № 2 были доведены Департаментом социального развития только спустя год (14.01.2011).

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия для сведения в адрес: Городской Думы, администрации городского округа, Департамента экономической и бюджетной политики, Министерства здравоохранения Камчатского края.
2. В адрес Департамента социального развития направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия и информационное письмо с предложениями:
- осуществлять контроль за исполнением условий, заключённых муниципальных контрактов;
- разъяснить порядок заключения договоров гражданско – правового характера в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ;
- усилить контроль за работой учреждений здравоохранения по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий населения;
- разъяснить подведомственным учреждениям здравоохранения порядок учёта, хранения рецептурных бланков, а также правильности выписки врачами льготных рецептов;
- предупредить руководителей учреждений здравоохранения городского округа о персональной ответственности за осуществлением учёта, хранения льготных рецептурных бланков и правильностью их выписки;
- при принятии бюджетной отчётности учреждений в строгом порядке контролировать соблюдение требований Инструкции по составлению годовой бухгалтерской отчётности;
- доводить подведомственным учреждениям лимиты бюджетных обязательств в установленные законодательством сроки;
- предупредить руководство подведомственных учреждений о недопущении в дальнейшем фактов неэффективного использования средств бюджета городского округа;
- довести информацию о результатах настоящей проверки до сведения руководителей подведомственных учреждений здравоохранения.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 
О.В. Рекунова