Отчёт
о результатах тематической проверки использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных Департаменту социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа по подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы» (включая расходы на выполнение функций бюджетными учреждениями)

 

г. Петропавловск-Камчатский 18 августа 2011 года



Основание для проведения проверки: пункт 2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Контрольно-счетная палата) на 2011 год.
Цель контрольно-ревизионного мероприятия: проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – городской округ), выделенных Департаменту социального развития городского округа по подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы». Включая расходы на выполнение функций бюджетными учреждениями – муниципальным бюджетным учреждением Петропавловск-Камчатского городского округа «Централизованная бухгалтерия».
Предмет проверки: нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность проверяемых объектов, годовая бухгалтерская отчётность, договоры, платёжные и иные первичные документы, данные регистров бухгалтерского учёта, иные документы, подтверждающие целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Объект проверки:
- Департамент социального развития городского округа (далее по тексту - Департамент социального развития, Департамент);
- Муниципальное учреждение Петропавловск-Камчатского городского округа «Централизованная бухгалтерия» (далее по тексту – МУ «Централизованная бухгалтерия», Учреждение). С 13.01.2011 года муниципальное бюджетное учреждение Петропавловск-Камчатского городского округа «Централизованная бухгалтерия»
Проверяемый период деятельности: 2010 год.
Срок проведения проверки: с «10» февраля по «25» февраля 2011 года.
По результатам проверки оформлены:
- акт от 24.05.2011 № 01-16/10-02. Руководителем Департамента социального развития представлены письменные пояснения на акт проверки, которые  учтены при составлении отчёта по результатам проверки.
- акт от 27.06.2011 № 01-16/14-02. Директором МУ «Централизованная бухгалтерия» представлены письменные пояснения, которые учтены при составлении отчёта по результатам проверки.
Результаты проверки:

Департамент социального развития, согласно Положению, утверждённому Решением Городской Думы городского округа (далее по тексту – Городская Дума) от 29.12.2005 № 269-р является органом администрации городского округа и главным распорядителем бюджетных средств городского округа в пределах ассигнований, утверждённых в бюджете городского округа.
МУ «Централизованная бухгалтерия», в проверяемом периоде осуществляло свою деятельность на основании Устава, утверждённого приказом Комитета по управлению имуществом городского округа (далее по тексту – Комитет по управлению имуществом) и согласованного с и.о. руководителя Департамента социального развития. МУ «Централизованная бухгалтерия» - подведомственное учреждение Департамента социального развития, получающее бюджетные средства городского округа в пределах ассигнований, доведённых Департаментом социального развития на текущий финансовый год.
Первоначальным решением о бюджете городского округа на 2010 года Департаменту социального развития по подразделу 0114 «Другие общегосударственные расходы» (согласно которому отражению подлежат расходы на выполнение функций по общегосударственным вопросам, не отнесенным к другим подразделам данного раздела), предусмотрен годовой объём ассигнований на выполнение функций бюджетными учреждениями в общей сумме 86974,7 тыс. рублей.
С учётом внесённых изменений в решение о бюджете городского округа на 2010 год расходы составили в общей сумме 106706,1 тыс. рублей, что на 19731,4 тыс. рублей больше предусмотренных первоначальным решением или на 22,7 %, в том числе за счёт увеличения расходов на:
- МУ «Централизованная бухгалтерия» на 20,7 %;
- методическую работу в области образования (методисты) на 43,2 %;
- отделу информационных технологий Департамента в размере 120,9 тыс. рублей, в части погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам по оплате труда предшествующих годов. Первоначальным решением о бюджете городского округа на 2010 год не было предусмотрено погашение кредиторской задолженности по налогам и сборам работников данного отдела, входившего в структуру Департамента социального развития в период с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года.

1. Проверка использования средств бюджета городского округа, выделенных в 2010 году отделу образования Департамента социального развития, в части выделенных средств на содержание методистов по подразделу «Другие общегосударственные вопросы»

Отдел образования является структурным подразделением Департамента социального развития . Положением о данном отделе определены функции по оказанию методической помощи подведомственным образовательным учреждениям, в том числе через методический кабинет.
Первоначальным решением о бюджете городского округа на 2010 год отделу образования (методисты) были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 7028,3 тыс. рублей. С учётом внесённых изменений в решение о бюджете городского округа на 2010 год на методическую работу расходы составили 10066,2 тыс. рублей, что на 3037,9 тыс. рублей или 43,2 % больше первоначально предусмотренных расходов. Основную часть бюджетных ассигнований составили расходы на заработную плату в размере 5877,3 тыс. рублей (что на 599,6 тыс. рублей больше первоначально запланированных расходов или 11,4 %) и на начисления на выплаты по оплате труда – 2000,8 тыс. рублей (что на 618,0 тыс. рублей больше первоначально запланированных расходов). Также были включены ранее не предусмотренные расходы по КОСГУ 290 «Прочие расходы» в размере 1797,6 тыс. рублей. Согласно представленной информации, данные ассигнования были направлены на погашение пени за несвоевременную уплату единого социального налога по Департаменту социального развития за 2008-2009 годы.
Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя , распорядителя на 01.01.2011 год, кассовые расходы на методическую работу в области образования составили 10066,2 тыс. рублей или 100% от утверждённых ассигнований.
Распоряжением администрации городского округа от 30.12.2009 № 716-к утверждено штатное расписание Департамента социального развития на 2010 год. В нарушение требований Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты» штатное расписание Департамента социального развития составлено по форме, не в полной мере соответствующей унифицированной, так в штатном расписании отсутствуют данные о надбавках. По предоставленной информации Департамента социального развития, данное замечание принято к сведению.
Согласно штатному расписанию 2010 года в структуру Департамента социального развития входил отдел образования, состоящий из 35 штатных единиц, в том числе должности, не отнесённые к должностям муниципальной службы, являющиеся объектом проверки, в количестве 19 штатных единиц (старший методист, методисты). Количество занимаемых должностей, не отнесённых к должностям муниципальной службы, по состоянию на 31.12.2010 составило - 16 штатных единиц, количество вакантных должностей - 3 штатные единицы (методисты).
Правовые основы оплаты труда работников Департамента социального развития, установлены Трудовым кодексом РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В отношении лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы, распоряжением Главы городского округа утверждено Положение об оплате труда лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы .
Согласно вышеуказанному Положению для определения размеров и условий оплаты труда в зависимости от выполняемых должностных обязанностей используется распределение по категориям работников, в соответствии с единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, с учётом особенностей оплаты труда работников, установленных законодательством и подзаконными актами РФ и Камчатской области, а также муниципальными правовыми актами городского округа.
Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальностям работников Департамента социального развития нарушения не выявлены.
Проверкой правомерности включения периодов работы (службы) в стаж работы, дающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам, не замещающим муниципальные должности муниципальной службы, нарушения не установлены.
Трудовым кодексом РФ определено, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учётом мнения представительного органа работников. Согласно решению Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009 года , установление и изменение системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, осуществляется с учётом основных подходов, в том числе с учётом порядка аттестации работников учреждений бюджетной сферы, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ. Данный нормативный документ носит рекомендательный характер.
Необходимо отметить, что в администрации городского округа нормативный акт, устанавливающий порядок проведения аттестации работников, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в городском округе не разработан и, соответственно, аттестация данной группы работников не проводится.
При проведении проверки формирования и использования фонда оплаты труда, в части методистов отдела образования Департамента социального развития в 2010  году нарушения не установлены.
В соответствии с доведёнными до Департамента социального развития лимитами бюджетных обязательств на 2010 год и первоначально утверждённой бюджетной сметой расходов на заработную плату составили 5277,7 тыс. рублей. С учётом внесённых в течение года изменений уточнённые расходы на заработную плату составили 5877,3 тыс. рублей, что больше на 599,6 тыс. рублей или на 11,4 % от первоначально утверждённой сметы.
Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя на 01.01.2011 год исполнение по выплате заработной платы составило 5877,3 тыс. рублей (100% от утверждённых бюджетных назначений), исполнение по налогам составило 2000,8 тыс. рублей (100% от утверждённых бюджетных назначений).
Выборочной проверкой соблюдения порядка начисления и выплаты заработной платы работникам отдела образования (методисты) Департамента, замещающих должности, не отнесённые к муниципальной службе, нарушений не установлено.
В 2010 году расходы на служебные командировки работников отдела образования (методисты) Департамента социального развития составили 154,6 тыс. рублей. По данным контрольного мероприятия три служебные командировки связаны с повышением квалификации и одна – с сопровождением группы детей в количестве 21 человек в г. Москву для принятия участия в Общероссийской новогодней ёлке.
По представленной информации Департамента социального развития, при составлении бюджета городского округа на 2010 год в адрес финансового органа администрации городского округа была направлена заявка, в которой предусмотрены командировочные расходы (в части методистов) в размере 253,4 тыс. рублей. Однако, на 01.01.2010 года по данному виду расходов лимиты бюджетных обязательств утверждены не в полном объёме и составляют 17,9 тыс. рублей. Поскольку предусмотренные ассигнования не позволяли оплатить проезд, проживание хотя бы одному работнику и так как методисты отдела образования являются работниками Департамента социального развития, в основном оплата производилась за счёт средств выделенных Департаменту по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций».
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходования бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой. Получатель бюджетных средств, обладает следующими бюджетными полномочиями: составлять и исполнять бюджетную смету; принимать и (или) исполнять в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств; обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований и т.д. В свою очередь, Департаментом социального развития не была проведена работа по внесению изменений в утверждённые бюджетные назначения в части расходования средств на оплату служебных командировок методистов отдела образования.
В ходе проверки нарушения по возмещению расходов по проезду в отпуск методистов отдела образования не выявлены. Согласно предоставленным отделом учёта и отчётности Департамента социального развития авансовым отчётам в 2010 году на оплату проезда в отпуск было израсходовано 189,8 тыс. рублей, по состоянию на 31.12.2010 года числится кредиторская задолженность ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в размере 28,7 тыс. рублей. Кроме того, в 2010 году погашена кредиторская задолженность ООО «Солнечный ветер» в размере 217,9 тыс. рублей.

2. Проверка использования средств бюджета городского округа, выделенных в 2010 году Департаменту социального развития, в части расходов на обеспечение деятельности подведомственного муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия» по подразделу «Другие общегосударственные вопросы»

Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме «муниципальное учреждение» с целью ведения бухгалтерского учёта и отчётности в бюджетных учреждениях на основе заключаемых договоров. Также является подведомственным учреждением Департамента социального развития в соответствии с постановлением администрации городского округа от 29.12.2009 № 4081 .
Первоначальным решением о бюджете городского округа на 2010 год предусмотрено финансирование МУ «Централизованная бухгалтерия» в размере 79946,3 тыс. рублей. С учётом внесённых изменений объём финансирования составил 96519,0 тыс. рублей, что на 16572,7 тыс. рублей или 20,7 % больше первоначально утверждённых бюджетных назначений. Основную часть бюджетных ассигнований составили расходы: на заработную плату в размере 59869,5 тыс. рублей (что на 591,2 тыс. рублей или 1,0 % больше первоначально запланированных расходов); на начисление на выплаты по оплате труда – 26693,3 тыс. рублей (что на 11162,4 тыс. рублей или 71,9 % больше первоначально запланированных расходов); на увеличение стоимости основных средств – 1720,6 тыс. рублей (первоначально ассигнования по данному виду расходов не были запланированы); на увеличение стоимости материальных запасов – 1877,8 тыс. рублей (что на 1759,2 тыс. рублей больше первоначально запланированных или в 14,9 раз больше).
Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств на 01.01.2011 года расходы МУ «Централизованная бухгалтерия» составили 96518,6 тыс. рублей или 99,99 % от утверждённых бюджетных ассигнований.

2.1 Проверка выполнения нормативных правовых актов при утверждении и внесении изменений в штатное расписание на 2010 год
Приказом директора Учреждения 30.12.2009 № 102 утверждено штатное расписание МУ «Централизованная бухгалтерия» на 2010 год. Штатное расписание составлено в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
В штатное расписание МУ «Централизованная бухгалтерия» включены должности работников муниципального учреждения, финансируемых из бюджета городского округа, оплата труда которых производится с применением Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений. Количество утверждённых должностей в 2010 году составило 177,5 штатных единиц. Необходимо отметить, что на длительный период (более месяца) вакантные должности в Учреждении отсутствовали.
При этом, в ходе проведения проверки установлено, что в проверяемом периоде по собственному желанию уволились 65 работников. Текучесть кадров составила 28,6 %. Согласно письменным пояснениям директора муниципального учреждения основной причиной текучести кадров в 2010 году послужило: сравнительно низкий уровень заработной платы, так например, начисленная заработная плата бухгалтера 1 категории в среднем составляет 20,4 тыс. рублей, ведущего бухгалтера – 26,3 тыс. рублей.

2.2 Проверка соблюдения квалификационных требований к образованию, стажу и опыту работы по специальности работников
Положение об оплате труда предусматривает использование Единой тарифной сетки, в соответствии с которой определяются тарифные ставки (оклады) всех категорий работников.
Согласно данному Положению тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится по итогам аттестации в зависимости от сложности выполняемых работ, наличия квалификационной категории, учёной степени, почётного звания. Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 также определено, что соответствие фактически выполняемым обязанностям и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов приказом учреждения от 12.01.2007 № 1/3 утверждено Положение об аттестации работников МУ «Централизованная бухгалтерия». Следует отметить, что аттестация работников учреждения проводится ежегодно, в 2010 году учреждением проведена аттестация 13 работников (аттестацию работники прошли успешно, один сотрудник аттестован с испытательным сроком до 6 месяцев).
В ходе проведения проверки изучены 173 трудовые книжки работников учреждения. Трудовые книжки водителя, рабочих, занятых в сферах эксплуатации зданий и обеспечения деятельности учреждения, а также сторожей учреждения не проверялись.
При проведении выборочной проверки правомерности включения в стаж работы периодов работы (службы), дающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам муниципального учреждения, выявлены отдельные нарушения.
Так в нарушении Положения об оплате труда работникам Учреждения не включёны прерывающиеся периоды работы в государственных и муниципальных учреждениях данной сферы. Данное нарушение связано с тем, что Решением Городской Думы от 15.09.2010 № 284-нд внесены изменения в части исключения в приложениях к данному Положению слова «непрерывный».
Специалистами Контрольно-счетной палатой направлен запрос в Городскую Думу от 16.06.2011 № 01-13/350-02 для разъяснения порядка применения внесённых изменений в части выплаты надбавок по отношению к работникам, принятым в муниципальные учреждения до принятия вышеуказанного решения.
Согласно разъяснению Городской Думы от 30.06.2011 № 560, в Положения об оплате труда были внесены изменении, в части исключения в приложениях слова «непрерывный», поскольку понятия «непрерывный стаж» отсутствует в трудовом законодательстве Российской Федерации. Исходя из основного принципа правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений – равенства прав и возможностей работников, нормы трудового законодательства законным способом улучшающие положение работников, применяются в пользу работников. Таким образом, в случае если работник принят в муниципальное учреждение до 15.09.2010 года и к тому времени имел трудовой стаж в учреждениях данной сферы, то на таких работников распространяется действие данных изменений по расчёту надбавок за продолжительность работы в государственных и муниципальных учреждениях данной сферы, вне зависимости от непрерывности данного стажа.
Проверкой соблюдения квалификационных требований к образованию и опыту работы нарушения не выявлены.

2.3 Проверка формирования и использования фонда оплаты труда МУ «Централизованная бухгалтерия». Проверка соблюдения порядка начисления денежного содержания работникам.
МУ «Централизованная бухгалтерия» при составлении проекта бюджетной сметы на 2010 год, утверждённой 01.06.2009 года фонд оплаты труда запланирован в сумме 49398,5 тыс. рублей, начисление на фонд оплаты труда – 12942,4 тыс. рублей. Данная сумма была запланирована без учёта 20,0 % повышения заработной платы на 2010 год. Первоначально утверждённой от 11.01.2010 года бюджетной сметой на 2010 год расходы на заработную плату с учётом повышения на 20,0 % составили 59278,3 тыс. рублей.
С учётом изменений, внесённых в течении 2010 год расходы по заработной плате составили 59869,5 тыс. рублей, что больше первоначально утверждённой сметой расходов бюджетных ассигнований на 591,2 тыс. рублей или 1,0 %. В связи с несоблюдением утверждённого Департаментом социального развития порядка внесение изменений в сметные назначения в течении финансового года не представилось возможным, из-за отсутствия докладных записок на вносимые изменения, установить причины, обосновывающие внесение данных изменений в течении года.
Фактическое начисление заработной платы за 2010 год составило 59205,8 тыс. рублей или 98,9 % от утверждённых бюджетных ассигнований. При этом кассовое исполнение расходов по заработной плате составило 59869,5 тыс. рублей или 100,0 % от утвержденных бюджетных назначений (за счёт выплаты заработной платы за декабрь 2009 года).
Выборочной проверкой начисления заработной платы работникам МУ «Централизованная бухгалтерия» в результате бухгалтерской ошибки выявлены нарушения, в части переплаты заработной платы в размере 2,9 тыс. рублей и не доплаты в размере 2,4 тыс. рублей. Согласно пояснению МУ «Централизованная бухгалтерия» произведён в июне 2011 года перерасчёт заработной платы сотрудника, сумма недоплата была выплачена в июле 2011 года.
Первоначально утверждённой сметой расходы на 2010 год муниципальному учреждению запланированы расходы на начисление на оплату труда в размере 15530,9 тыс. рублей. С учётом внесённых в течении года изменений в бюджет городского округа расходы по данной статье составили 26693,3 тыс. рублей или на 11162,4 тыс. рублей (71,9 %) больше. Основной причиной увеличения бюджетных ассигнований является то, что МУ «Централизованная бухгалтерия» изначально не были запланированы средства на погашение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда. Так, по состоянию на 01.01.2010 года числилась кредиторская задолженность в размере 21447,8 тыс.рублей, по состоянию на 31.12.2010 года – 3559,7 тыс. рублей (начисление в 2010 году составило 14002,3 тыс. рублей). В проверяемом периоде по задолженности ЕСН в федеральный бюджет был уменьшен налог в размере 5197,1 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что частичное исполнение обязательств перед внебюджетными фондами приводит к образованию кредиторской задолженности перед ними, в результате предъявляются штрафные санкции (штрафы и пени). Так, в проверяемом периоде в Учреждении кредиторская задолженность по штрафам по начислению во внебюджетные фонды в течении 2010 года оставалась не изменой и составила 357,8 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по пени: по состоянию на 01.01.2010 года составила 4266,3 тыс. рублей и на 31.12.2010 года – 4266,7 тыс. рублей, то есть увеличилась на 0,4 тыс. рублей (начисление в 2010 году во внебюджетные фонды составило - 1147,8 тыс. рублей, перечисление - 1147,4 тыс. рублей).
Кроме того, в проверяемом периоде Учреждению была начислена госпошлина по делам, рассматриваемым в Арбитражных судах и судах общей юрисдикции (в части ведения судопроизводства по погашению кредиторской задолженности по налогам), в размере 101,4 тыс. рублей, уплачена в размере 101,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность на 31.12.2010 года составила 0,4 тыс. рублей.
Таким образом, из-за несвоевременной уплаты и погашения имеющийся задолженности по налогам бюджет городского округа, при наличии дефицита бюджета, осуществляла дополнительные расходы, связанные с погашением пени, штрафов и государственной пошлины.

2.4 Проверка учёта расчётов с подотчётными лицами МУ «Централизованная бухгалтерия»
Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств на 01.01.2011 года утверждённые бюджетные ассигнования по статье бюджетной классификации «Прочие выплаты», включающие в себя расходы по оплате работодателем в пользу работников и/или их иждивенцев не относящейся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, составили 1818,1 тыс. рублей. По данным бюджетного учёта МУ «Централизованная бухгалтерия» в 2010 году фактическое финансирование по данной статье составило 1817,6 тыс. рублей или 100 % от утверждённых бюджетных назначений, в том числе: оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно  – 1787,6 тыс. рублей; ежемесячные пособия на ребёнка до 3-х лет – 30,0 тыс. рублей.
В ходе проведения проверки расчётов с подотчётными лицами по выдаче денежных средств на хозяйственные нужды работникам МУ «Централизованная бухгалтерия» нарушения не установлены.
В нарушении решения Совета Директоров ЦБР, от 22.09.1993 № 40 работниками МУ «Централизованная бухгалтерия» систематически не соблюдались сроки предоставления авансовых отчётов в бухгалтерию муниципального учреждения, так например: согласно приказу Учреждения работнику необходимо приступить к исполнению своих должностных обязанностей 28.08.2010 года, при этом авансовых отчёт оформлен только 08.10.2010 года, спустя 37 дней.
По данным контрольного мероприятия в 2010 году расходы местного бюджета на оплату командировочных и представительских расходов не осуществлялись. Проверкой обоснованности и правомерности возмещения работникам МУ «Централизованная бухгалтерия» расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно нарушения не установлены.

  1.  
    1. Анализ расчётов МУ «Централизованная бухгалтерия» с поставщиками и подрядчиками.

В 2010 году МУ «Централизованная бухгалтерия» для осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности заключались договоры на выполнение работ и оказание услуг, также в проверяемом периоде действовали и оплачивались договоры, заключённые ранее (в 2009 году), в том числе:
- услуги связи в размере 263,5 тыс. рублей (в том числе сотовая связь);
- услуги по содержанию имущества в размере 834,2 тыс. рублей;
- коммунальные услуги в размере 1393,2 тыс. рублей;
- прочие работы, услуги (охрана здания, за обучение по охране труда, аттестация рабочих мест, подписка на периодические издания и т.д.) в размере 796,3 тыс. рублей.
В ходе проведения проверки установлено, что МУ «Централизованная бухгалтерия» в соответствии со статьёй 55 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ заключались договоры с «единственным поставщиком» в общей сумме 2187,8 тыс. рублей (оплата производилась по выставленным счётам), в том числе на оказание услуг телефонной связи, на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Проведённым анализом состояния кредиторской и дебиторской задолженности установлено, что по данным бюджетного учёта в Учреждении по состоянию на 31.12.2010 года числится дебиторская задолженность (во внебюджетные фонды) в размере 269,9 тыс. рублей и кредиторская задолженность в общей сумме 11995,3 тыс. рублей, в том числе:
- по расчётам с персоналом (данная задолженность является текущей) – 2855,7 тыс. рублей, в том числе: по заработной плате – 2210,1тыс. рублей; пособия по уходу за ребенком до 3-х лет – 1,6 тыс. рублей; больничные листы – 498,4 тыс. рублей; по проведу в отпуск – 68,6 тыс. рублей; по подотчетным лицам – 77,0 тыс. рублей;
- по расчётам с внебюджетными фондами – 8365,1 тыс. рублей (налоги, сборы и пени). Согласно представленной информации данная задолженность образовалась за период с 2007 по 2009 год. Страховые взносы за декабрь 2010 года оплачены в январе 2011 года. Задолженность по пени в размере 4266,7 тыс. рублей, а также штрафы в размере 375,8 тыс. рублей не оплачены в связи с отсутствием финансирования из бюджета городского округа.
- по расчётам с поставщиками и подрядчиками – 774,5 тыс. рублей. В том числе по ОАО «АК «Трансаэро» - 555,4 тыс. рублей (продажа авиа билнтов). Согласно представленной МУ «Централизованная бухгалтерия» информации данная кредиторская задолженность не была погашена в 2010 году в связи с тем, что не был подписан акт сверки взаимных расчётов между ОАО «АК «Трансаэро» и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа. Данная задолженность погашена в апреле 2011 года.

2.6 Проверка использования средств местного бюджета на увеличение стоимости основных средств и материальных запасов
Согласно Уставу МУ «Централизованная бухгалтерия» имущество и денежные средства Учреждения формируются из: денежных средств, полученных из бюджета города в порядке бюджетного финансирования; денежных средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности; муниципального имуществом, закреплённого Комитетом по управлению имуществом за Учреждением в установленном порядке на праве оперативного управления.
Согласно представленному к проверке договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.10.2009 года и дополнительному соглашению к нему муниципальному учреждению переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения 2-3 этажа по адресу ул. Курильская 1. Необходимо отметить, что в 2011 году нежилые помещения, переданные в оперативное управление Учреждения по ул. Лермонтова 18 «А» и ул. Владивостокской 35 «Б» изъяты и переданы в Комитет по управлению имуществом.
Также, в проверяемом периоде за учреждением закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления балансовой стоимостью 278,3 тыс. рублей (в том числе амортизация составила 272,4 тыс. рублей или 98,0 % от балансовой стоимости). Согласно бухгалтерским документам стоимость основных средств Учреждения составила: на 01.01.2010 года – 24526,1 тыс. рублей, на 31.12.2010 года – 29684,6 тыс. рублей, амортизация в проверяемом периоде составила – 27194,4 тыс. рублей или 93,2 % от балансовой стоимости, остаточная стоимость 2490,2 тыс. рублей. В проверяемом периоде учреждением приобретены основные средства на сумму 1720,6 тыс. рублей.  списание основных средств в 2010 году не производилось.
В нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 23.09.2005 № 123н в инвентарных карточках муниципального учреждения не указаны отдельные признаки объектов основных средства: назначение объекта; организация изготовитель; паспорт, свидетельство, чертёж (проект, модель, тип, марка); заводской (или иной) номер, в большинстве случаев не указано место нахождения. Данное нарушения относится, в основном, к имуществу, переданному в оперативное управление учреждению в 2007 году. Согласно представленной информации вышеуказанные признаки не заполнены в инвентарных карточках, так как основные средства закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и переданы без документов, отражающих данные признаки.
В проверяемом периоде МУ «Централизованная бухгалтерия» проведена инвентаризация основных средств и материальных запасов по состоянию на 20.12.2010 года в связи со сменой материально-ответственного лица. Результаты инвентаризации оформлены сличительными ведомостями, при сверке фактического наличия запасов с данными бюджетного учёта расхождения не выявлены. В ходе проведения контрольно-ревизионного мероприятии в присутствии специалистов Контрольно-счетной палаты проведена выборочная инвентаризация основных средств, где также расхождения не были выявлены.
Также, в проверяемом периоде Учреждением приобретены материальные запасы в размере 1877,8 тыс. рублей, в том числе через подотчетных лиц в сумме 149,8 тыс. рублей. Списание материальных запасов произведено на сумму 95,7 тыс. рублей.

Выводы:

1. Решением о бюджете городского округа на 2010 год главному распорядителю бюджетных средств в лице Департамента социального развития по подразделу 0114 «Другие общегосударственные расходы» предусмотрен годовой объём бюджетных ассигнований на выполнение функций бюджетными учреждениями в общей сумме 106706,1 тыс. рублей, что на 19731,4 тыс. рублей или на 22,7 % больше предусмотренных первоначальным решением. Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя на 01.01.2011 год расходы по данному подразделу составили 106705,6 тыс. рублей или 99,99 % от утвержденных ассигнований.
2. Департаменту социального развития, в части рассматриваемого подраздела, бюджетом городского округа предусмотрены ассигнования на отдел образования (методисты) в размере 10066,2 тыс. рублей, что на 3037,9 тыс. рублей или 43,2 % больше первоначально предусмотренных расходов. Основную часть бюджетных ассигнований составили расходы на заработную плату в размере 5877,3 тыс. рублей (что на 599,6 тыс. рублей больше первоначально запланированных расходов или 11,4 %) и на начисления на выплаты по оплате труда – 2000,8 тыс. рублей (что на 618,0 тыс. рублей больше первоначально запланированных расходов). Также были включены ранее не предусмотренные расходы по КОСГУ 290 «Прочие расходы» в размере 1797,6 тыс. рублей. Согласно представленной информации, данные ассигнования были направлены на погашение пени за несвоевременную уплату единого социального налога по Департаменту социального развития за 2008-2009 годы.
Также, Департаменту социального развития бюджетом городского округа предусмотрены ассигнования (первоначально не предусмотренные) на отдел информационных технологий (в части погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам на оплату труда предшествующих годов) в размере 120,9 тыс. рублей.
Согласно отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя на 01.01.2011 года расходы составили 100,0 % от предусмотренных ассигнований.
3. Нормативный акт, устанавливающий порядок проведения аттестации работников, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы, в городском округе не разработан и, соответственно, аттестация данной группы работников не проводится. Нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения аттестации для работников данной категории носят рекомендательный характер.
4. Департаментом социального развития не была проведена работа по внесению изменений в утверждённые бюджетные назначения в части расходования средств на оплату служебных командировок методистов отдела образования. По данному виду расходов лимиты бюджетных обязательств утверждены не в полном объёме и составляли 17,9 тыс. рублей (при утверждении бюджета городского округа направлялась заявка с потребностью в данных расходов в размере 253,4 тыс. рублей). Предусмотренные ассигнования не позволяли оплатить проезд, проживание хотя бы одному работнику и так как методисты отдела образования являются работниками Департамента социального развития, в основном оплата производилась за счёт средств выделенных Департаменту по подразделу 0104.
5. МУ «Централизованная бухгалтерия» является подведомственным учреждением Департамента социального развития, получающие бюджетные средства городского округа в пределах ассигнований, доведённых главным распорядителем бюджетных средств на 2010 в размере 96519,0 тыс. рублей, что на 16572,7 тыс. рублей больше первоначально утверждённых бюджетных назначений (или на 20,7 %). Основную часть бюджетных ассигнований составили расходы: на заработную плату в размере 59869,5 тыс. рублей (что на 591,2 тыс. рублей или 1,0 % больше первоначально запланированных расходов); на начисление на выплаты по оплате труда – 26693,3 тыс. рублей (что на 11162,4 тыс. рублей или 71,9 % больше первоначально запланированных расходов); на увеличение стоимости основных средств – 1720,6 тыс. рублей (первоначально ассигнования по данному виду расходов не были запланированы); на увеличение стоимости материальных запасов – 1877,8 тыс. рублей (что на 1759,2 тыс. рублей больше первоначально запланированных или в 14,9 раз больше).
6. Фактическое начисление заработной платы за 2010 год составило 59205,8 тыс. рублей или 98,9 % от утверждённых бюджетных ассигнований. При этом кассовое исполнение расходов по заработной плате составило 59869,5 тыс. рублей или 100,0 % от утвержденных бюджетных назначений (за счёт выплаты заработной платы за декабрь 2009 года).
7. Выборочной проверкой начисления заработной платы работникам МУ «Централизованная бухгалтерия» в результате бухгалтерской ошибки выявлены нарушения, в части переплаты заработной платы в размере 2,9 тыс. рублей и не доплаты в размере 2,4 тыс. рублей. Учреждением произведён перерасчёт в июне 2011 года заработной платы, недоплата была выплачена в июле 2011 года.
8. Первоначально утверждённой сметой расходов на 2010 год муниципальному учреждению запланированы расходы на начисление на оплату труда в размере 15530,9 тыс. рублей. С учётом внесённых изменений расходы составили 26693,3 тыс. рублей или на 11162,4 тыс. рублей (71,9 %) больше. Основной причиной увеличения бюджетных ассигнований является то, что МУ «Централизованная бухгалтерия» изначальной не были запланированы средства на погашение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда. Так, по состоянию на 01.01.2010 года числилась кредиторская задолженность в размере 21447,8 тыс.рублей, по состоянию на 31.12.2010 года – 3559,7 тыс. рублей (начисление в 2010 году составило 14002,3 тыс. рублей). В проверяемом периоде по задолженности ЕСН в федеральный бюджет был уменьшен налог в размере 5197,1 тыс. рублей.
9. Частичное исполнение обязательств перед внебюджетными фондами приводит к образованию кредиторской задолженности перед ними, в результате предъявляются штрафные санкции (штрафы и пени). Так, в проверяемом периоде в Учреждении кредиторская задолженность по штрафам в течении 2010 года оставалась не изменой и составила 357,8 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по пени: по состоянию на 01.01.2010 года составила 4266,3 тыс. рублей и на 31.12.2010 года – 4266,7 тыс. рублей, то есть увеличилась на 0,4 тыс. рублей (начисление в 2010 году во внебюджетные фонды составило - 1147,8 тыс. рублей, перечисление - 1147,4 тыс. рублей).
10. Кроме того, в проверяемом периоде Учреждению была начислена и оплачена госпошлина по делам, рассматриваемым в Арбитражных судах и судах общей юрисдикции (в части ведения судопроизводства по погашению кредиторской задолженности по налогам), в размере 101,4 тыс. рублей.
Таким образом, из-за несвоевременной уплаты и погашения имеющийся задолженности по налогам бюджет городского округа, при наличии дефицита бюджета, осуществлись дополнительные расходы, связанные с погашением пени, штрафов и государственной пошлины.
11. При проведении выборочной проверки правомерности включения в стаж работы периодов работы (службы), дающих право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам, не замещающим муниципальные должности муниципальной службы, выявлены отдельные нарушения. Так в нарушении Положения об оплате труда работникам Учреждения не включёны прерывающиеся периоды работы в государственных и муниципальных учреждениях данной сферы, таким образом, надбавка за выслугу лет отдельным работникам установлена меньше положенной по закону.
12. .В нарушении решения Совете Директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40, работниками МУ «Централизованная бухгалтерия» систематически нарушались сроки предоставления авансовых отчётов в бухгалтерию учреждения, так например: согласно приказу Учреждения работнику необходимо приступить к исполнению своих должностных обязанностей 28.08.2010 года, при этом авансовых отчёт оформлен только 08.10.2010 года, спустя 37 дней.
13. Проведённым анализом состояния кредиторской и дебиторской задолженности установлено, что по данным бюджетного учёта в учреждении по состоянию на 31.12.2010 года числится дебиторская задолженность (во внебюджетные фонды) в размере 269,9 тыс. рублей и кредиторская задолженность в общей сумме 11995,3 тыс. рублей. В том числе, по расчётам во внебюджетные фонды: страховые взносы за декабрь 2010 года оплачены в январе 2011 года, задолженность по пени и штрафы не оплачены в связи с отсутствием финансирования из бюджета городского округа.
14. Кредиторская задолженность по ОАО «АК «Трансаэро» по состоянию на 31.12.2010 года - 555,4 тыс. рублей (продажа авиа), данная задолженность была погашена в апреле 2011 года, после подписания акта сверки взаимных расчётов между ОАО «АК «Трансаэро» и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.
15. В нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 23.09.2005 № 123н в инвентарных карточках муниципального учреждения не указаны отдельные признаки объектов основных средства: назначение объекта; организация изготовитель; паспорт, свидетельство, чертёж (проект, модель, тип, марка); заводской (или иной) номер, в большинстве случаев не указано место нахождения. Данное нарушения относится, преимущественно к имуществу, переданному в оперативное управление в 2007 году - основные средства были переданы без документов, отражающих данные признаки.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес Главы администрации городского округа и информационное письмо с предложением разработать нормативно правовой акт, устанавливающий порядок проведения аттестации работников, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы городского округа.
3. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа и информационное письмо с предложениями:
- осуществлять исполнение бюджетного процесса в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- расходовать денежные средства средств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
4. Направить информационное письмо с предложениями в МУ «Централизованная бухгалтерия»:
- соблюдать требования Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думой от 29.12.2005 № 272-р;
- произвести перерасчёт заработной платы работникам МУ «Централизованная бухгалтерия» принятым до внесения изменений в решение Петропавловск-Камчатской городской Думы (15.09.2010 года), с учётом требований вышеуказанного Положения об оплате труда;
- соблюдать сроки предоставления авансовых отчётов в бухгалтерию Учреждения.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
О.В. Захарова