Отчёт
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных на подготовку специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

 

г. Петропавловск-Камчатский   18 августа 2011 года

Основание для проведения проверки: пункт 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Контрольно-счетная палата) на 2011 год, пункт 3 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту – Городская Дума) от 23.12.2010 № 978-р «О поручениях Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год» .
Цель контрольно-ревизионного мероприятия: проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - городской округ), выделенных на подготовку специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с решением Городской Думы от 28.12.2005 № 257-р .
Предмет проверки: документы, подтверждающие планирование, выделение и использование средств местного бюджета на подготовку специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в данной сфере.
Объект проверки: Департамент социального развития городского округа (далее по тексту - Департамент социального развития, Департамент).
Проверяемый период деятельности: 2009 - 2010 годы.
Срок проведения проверки: с «10» февраля по «25» февраля 2011 года.
По результатам проверки оформлен акт от 10.03.2011 № 01-14/05/02. Руководителем Департамента социального развития представлены письменные разногласия на акт проверки (далее по тексту - Разногласия), которые частично учтены при составлении отчёта по результатам проверки. Заключение Контрольно-счетной палаты на Разногласия от 04.04.2011 № 01-13/163-02 направлено в адрес Департамента социального развития.
Результаты проверки:

Решением Городской Думы от 07.05.2002 № 272-р утверждено Положение о порядке направления выпускников г. Петропавловска-Камчатского на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования за счёт средств городского округа . Данное положение было разработано в целях социальной поддержки выпускников общеобразовательных учреждений г. Петропавловска-Камчатского, добившихся особых успехов в изучении учебных дисциплин. Согласно данному Положению на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования могут быть направлены выпускники:
-  награждённые золотой и серебренной медалью «За особые успехи в учении», победители областных предметных олимпиад;
- окончившие муниципальные общеобразовательные учреждения, как правило, на «хорошо» и «отлично», из числа: детей – инвалидов; детей, проживающих в малоимущих семьях; детей из многодетных семей; детей-сирот.
Вышеуказанным Положением 2002 года определён ряд учебных заведений для обучения студентов за счёт средств местного бюджета, а именно:
- Дальневосточный государственный университет и Дальневосточный государственный технический университет: обучение в пределах сумм предоставляемых льгот и в порядке, установленном договорами от 01.07.1998 № 1381 и от 20.07.1998 № 1388 между Комитетом по управлению имуществом и этими учебными заведениями;
- Камчатский гуманитарный колледж и Английский лицей: обучение в пределах сумм, предоставленных этим учебным заведениям льгот по арендной плате за аренду нежилых помещений муниципальных учреждений.
Необходимо отметить, Английский лицей является негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования (не предоставляющего ни среднего, ни высшего профессионального образования). Таким образом, данное учебное заведение неправомерно включено в нормативный правовой акт, регламентирующий порядок направления выпускников на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- Камчатский государственный педагогический университет и другие высшие учебные заведения: обучение в пределах сумм, предусмотренных в городском бюджете на эти цели в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Решением Городской Думы от 05.07.2005 № 178-р действие Положения о порядке направления выпускников 2002 года было приостановлено и утратило силу в связи с принятием решения Городской Думы от 28.12.2005 № 257-р. Данным решением в 2005 году утверждено Положение о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств бюджета городского округа , которое определяет условия и порядок направления выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования в целях подготовки специалистов за счёт средств бюджета городского округа. При этом, перечень учебных заведений не конкретизирован и предусматривает возможность обучения за пределами городского округа (Положение не содержит «привязки» по месту расположения учебного заведения).
Согласно Положению 2005 года количество выпускников, направляемых на учёбу, определяется: потребностью в специалистах для муниципальных учреждений и предприятий г. Петропавловска-Камчатского на основе статистических данных государственного учреждения «Петропавловск-Камчатский городской центр занятости населения»; заявок департаментов, управлений, комитетов администрации городского округа; потребностью в социальной поддержке детей-инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей.
Критерии отбора выпускников общеобразовательных учреждений для направления на учёбу в учреждения в Положении 2005 года соответствуют критериям Положения 2002 года. Однако в Положении 2005 года регламентируется цель направления на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а именно:
- подготовка специалистов для отраслей социально-экономической сферы г. Петропавловска-Камчатского;
- социальная поддержка выпускников;
- целевая подготовка специалистов в заведениях среднего и высшего профессионального образования востребованных специальностей.
Так, согласно анализу рынка труда на 2010 год среди служащих и инженерно-технических работников спросом пользуются бухгалтера, инженеры различных специальностей; менеджеры, врачи, техники различной специальности, не спадает спрос на строительные специальности. Рынок труда городского округа испытывает постоянную потребность в преподавателях-предметниках средней школы, преподавателях в системе специального образования, воспитателях детского сада. Кроме того, по результатам проведённых проверок Контрольно-счетной палатой за 2008, 2009, 2010 годы установлено, что администрация городского округа также испытывает потребность в квалифицированных специалистах, которые в случае обучения за счёт средств городского бюджета могли бы обеспечить потребность в требуемых кадрах.
Положением о порядке подготовки специалистов 2005 года в отличие от Положения о порядке направления выпускников 2002 года предусмотрено, что кандидат, направленный на обучение за счёт средств местного бюджета обязан заключить договор с администрацией городского округа об условиях оплаты за обучение и отработать в муниципальных учреждениях или на предприятиях города Петропавловска-Камчатского не менее 3-х лет, что позволило бы снизить нехватку квалифицированных специалистов на рынке труда. В случае невыполнения указанных требований, а также в случае отчисления из учебного заведения без уважительной причины обучающейся обязан возместить произведённые на обучение затраты пропорционально неотработанному сроку, указанному в договоре.
Для рассмотрения вопросов о направлении на обучение и финансирования обучения из средств бюджета городского округа в администрации городского округа должна быть создана комиссия по направлению в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования за счёт средств бюджета городского округа, утверждаемая постановлением администрации городского округа. В ходе проведения контрольного мероприятия представлено только постановление Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 30.07.2002 № 623 об утверждении данной комиссии, сформированной в рамках реализации Положения 2002 года.  При этом, решения о направлении выпускников на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимает Глава городского округа по материалам данной комиссии. Вместе с тем, данные решения (постановления, распоряжения Главы городского округа) не представлены.
Согласно Положению о порядке подготовки специалистов 2005 года ежегодно, в срок до 15 апреля, администрация города публикует в средствах массовой информации сообщения о потребности в подготовке специалистов за счёт средств местного бюджета.
В представленных разногласиях Департаментом социального развития указано, что данное Положение размещено на сайте Городской Думы . Действительно в Перечне решений Городской Думы 3-го созыва за 2005 год на официальном сайте представительного органа местного самоуправления данное решение размещено. При этом, на официальном сайте администрации городского округа отсутствует какая-либо информация о возможности обучения за счёт средств бюджета городского округа; не размещена информация по Положению о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств бюджета городского округа.
Таким образом, в нарушение Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не в полной мере выполнены требования при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а именно: соблюдение сроков и порядка предоставления информации. Из чего следует, что администрация городского округа обязана обеспечить информирование жителей городского округа о возможности обучения выпускников за счёт средств бюджета городского округа на своём официальном сайте. Так как, одними из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом.
В ходе проведения проверки установлено, что в проверяемом периоде денежные средства на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования в целях подготовки специалистов за счёт средств бюджета городского округа (в рамках реализации Положения 2005 года) для выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений Петропавловск-Камчатского городского округа не направлялись; обращения от граждан в Департамент социального развития за поддержкой в оплате обучения за счёт средств бюджета городского округа не поступали; какая-либо работа по обеспечению условий для реализации вышеуказанного Положения Департаментом социального развития не проводилась. Департамент не обращался в Городскую Думу по вопросу отсутствия кандидатов на обучение за счёт средств бюджета городского округа. По мнению Департамента социального развития, данные действия, не входят в его полномочия, поскольку Положением о порядке подготовки специалистов, которым регламентирована деятельность администрации городского округа, последний не указан в качестве исполнителя мероприятий в данной сфере.
Между тем, согласно решению Городской Думы от 29.12.2005 № 269-р   Департамент социального развития является органом администрации городского округа, учреждённым в соответствии с Уставом городского округа с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в области образования, здравоохранения, опеки и попечительства, культуры, физической культуры и спорта, социальной политики, социальной поддержки граждан на территории городского округа.
Согласно Решениям о бюджете городского округа и Отчётам об исполнении бюджета городского округа на 2009 и 2010 годы бюджетные ассигнования городского округа на оплату за обучение студентов планировались и расходовались Департамент социального развития.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные ассигнования в решениях о бюджете городского округа планируются на конкретные цели: на выполнение расходных обязательств муниципального образования. Согласно Положению о порядке подготовки специалистов 2005 года, средства на обучение выпускников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования учитываются при формировании местного бюджета и предусматриваются отдельной строкой.
Так, первоначальными решениями о бюджете городского округа на 2009 и 2010 годы были запланированы бюджетные ассигнования на оплату обучения студентов (КБК 905 0707 4310102) в размере 900,0 тыс. рублей и 7,52 тыс. рублей. В соответствии с внесёнными изменениями бюджетные ассигнования 2009 года на данные цели составили 715,44 тыс. рублей, 2010 года - 76,5 тыс. рублей. По данным Отчёта об исполнении бюджета городского округа за 2009 год израсходованы средства местного бюджета в размере 545,45 тыс. рублей, что составило 76,2% от планового показателя. Согласно данным бюджетного учёта на 31.12.2010 года, денежные средства на обучение студентов израсходованы в полном объёме (76,5 тыс. рублей).
По представленной информации Департамента экономической и бюджетной политики, порядок расходования средств бюджета городского округа, выделенных Департаменту на оплату обучения студентов в 2009-2010 года, определён решением Городской думы от 28.12.2005 № 257-р. Необходимо отметить, что реестр расходных обязательств городского округа ведётся с целью учёта расходных обязательств городского округа, определения объёма средств бюджета городского округа, необходимых для исполнения, и является сводом реестров расходных обязательств главных распорядителей средств бюджета городского округа .
Следует отметить, что в проверяемом периоде, оплата за обучение студентов была отражена по подразделу 0707 «Молодёжная политика и оздоровление детей», согласно Указаний по применению бюджетной классификации расходов. По мнению Департамента социального развития, обучение выпускников общеобразовательных учреждений в учреждениях среднего и высшего профессионального образования не входит в его функции и обязанности, и для отражения рассматриваемых расходов необходимо руководствоваться бюджетной классификацией, предусматривающей отражение расходов по реализации мероприятий в области молодёжной политики, мероприятий для детей и молодёжи.
Однако, в отношении рассматриваемых расходов необходимо применять положения статьи 13 Устава городского округа, регламентирующей осуществление органами местного самоуправления городского округа отдельных государственных полномочий, то есть Городская Дума вправе устанавливать за счёт средств бюджета городского округа дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Положением 2005 года, определены мероприятия по обучению студентов в рамках социальной поддержки выпускников общеобразовательных учреждений. В цели и задачи Департамента социального развития входит осуществление и организация мер муниципальной социальной поддержки граждан городского округа.
По мнению Контрольно–счетной палаты данный вид расходов относится, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, к разделу 1000 «Социальная политика», а именно к подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», где подлежат отражению расходы бюджетов, связанных с обеспечением мер социальной поддержки граждан.
В ходе проведения проверки установлено, что оплата за обучение в 2009 и 2010 годах Департаментом социального развития производилась по муниципальным контрактам, которые были заключены с учебными заведениями в 2006 и 2007 годах, и пролонгировались дополнительными соглашениями на последующие года (до окончания обучения). Предметом договоров вышеуказанных муниципальных контрактов является оплата за обучение ранее направленных выпускников по решению Городской Думы от 07.05.2002 № 272-р, в том числе:

  •  о получении дополнительного образования от 05.05.2006 № 22 с негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования Английским лицеем. Согласно представленному дополнительному соглашению от 04.05.2009 на сумму 7,6 тыс. рублей, в проверяемом периоде в данном учебном учреждении обучение проходила 1 студентка.
  • о подготовке дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием от 10.04.2006 № 14 с филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет» (ДВПИ им. В.В. Куйбышева). По дополнительным соглашениям: от 20.02.2009 года на сумму 317,6 тыс. рублей были обучены 14 студентов; от 03.09.2009 года на сумму 69,5 тыс. рублей - 3 студента; от 01.12.2009 года на сумму 76,5 тыс. рублей - 3 студентов;
  • о подготовке дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием от 04.06.2007 № 26 с филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточным государственным университетом. По дополнительному соглашению от 06.04.2009 на сумму 150,75 тыс. рублей были обучены 8 студентов.

Все вышеперечисленные муниципальные контракты Департаментом социального развития заключены с учебными учреждениями, в нарушении  Положения о порядке подготовки специалистов 2005 года.
В ходе проведения контрольно мероприятия установлено, что в нарушение части 3 статьи 14 решения Городской Думы от 30.06.2005 № 167-р (данное решение утратило силу с 08.12.2006 года) представления муниципального заказчика, для принятия Главой (Градоначальником) решения о размещении муниципального заказа в форме постановления не оформлялись. Также не представлены соответствующие постановления.
По данным Департамента социального развития запросы на согласование о заключении муниципальных контрактов направлялись на имя заместителя Главы городского округа, исполняющего обязанности руководителя Департамента экономической и бюджетной политики администрации городского округа, являющегося в 2006 - 2007 гг. уполномоченным органом в сфере размещения муниципального заказа. В ходе проведения проверки, данные запросы были представлены.
Также, в нарушение статьи 16 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ , на официальном сайте администрации городского округа в подразделе «Реестр муниципальных контрактов» раздела «Муниципальный заказ» сведения о муниципальных контрактах размещены не в полном объёме. Согласно реестру муниципальных контрактов 2006, 2007 - 2008 гг., в графе «Способ размещения муниципального заказа» указано «у единственного поставщика», в графе «основание для заключения муниципального контракта» указан пункт 5 части 2 статьи 55 главы 6 Федерального закона № 94-ФЗ, который предусматривает: «Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если: возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями».
В соответствии с информацией Департамента вышеперечисленные муниципальные контракты 2006-2007 годов были заключены с учебными заведениями как с единственными поставщиками услуг, так как речь шла о студентах, начавших обучение в этих учебных учреждениях в 2002 - 2004 гг. Вместе с тем, в ходе проверки Департаментом документально не обосновано возникновение потребности в заключении муниципальных контрактов на обучение выпускников, а именно, не представлены договоры, действовавшие до заключения вышеуказанных муниципальных контрактов: между администрацией городского округа и учебными заведениями; между выпускниками и учебными заведениями.
Кроме того, 26 июля 2006 года , вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому, возможно заключение муниципального контракта органами местного самоуправления с организацией на основании преимущества, которое обеспечивает по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путём передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке (в рамках предоставления муниципальной помощи). Данным Федеральным законом установлено, что органы местного самоуправления, имеющие намерения предоставить муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Однако, при заключении муниципального контракта от 04.06.2007 № 26 с государственным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования Дальневосточным государственным университетом Департамент социального развития, не направлял документы для получения согласия на предоставление преимущества.
Согласно представленной информации, реорганизованным Управлением образования в адрес Департамента социального развития списки студентов обучающихся за счёт средств местного бюджета не передавались, а были сформированы самими учебными заведениями, на основании которых в 2006 - 2007 годах заключены муниципальные контракты.
Данные муниципальные контракты Департаментом социального развития заключались с учебными заведениями на оплату за обучение студентов 2006/2007 учебного года (осенний и весенний семестр), в которых прописана фиксированная цена, что в соответствии с Гражданским Кодексом является существенным условием муниципального контракта . Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения . Кроме того, статьёй 72 Бюджетного кодекса установлено, что муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, в текущем финансовом году.
Необходимо отметить, как было указано ранее, Департаментом социального развития ежегодно заключались дополнительные соглашения к муниципальным контрактам, в которых стоимость услуг также изменялась на каждый новый учебный семестр. Таким образом, Департаментом социального развития муниципальные контракты были заключены и исполнены (пролонгированы дополнительными соглашениями, с изменением существенных условий контакта) в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Гражданского и Бюджетного кодексов.  
В разногласиях на акт проверки указано, что: «Департамент не является правопреемником Управления образования г. Петропавловска-Камчатского, не несёт ответственности за принимаемые ранее решения и при расходовании бюджетных ассигнований, действовал по исполнению решений и обязательств, предшествующей администрации, выполняя социальные обязательства перед гражданами». Между тем, Департамент социального развития является главным распорядителем бюджетных средств , обеспечивающим результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Из чего следует, что Департамент социального развития, как главный распорядитель, несёт полную ответственность по расходованию данных средств, отвечает по своим обязательствам, то есть по оплате за обучения в 2009 и 2010 годах.    
Необходимо отметить, что в ходе проведения контрольного мероприятия Департаментом социального развития не представлены заключенные, в соответствии с Положением о прядке подготовки специалистов 2005 года, договоры с кандидатами, направленными на обучение за счёт средств бюджета городского округа об условиях оплаты обучения и об отработке в муниципальных учреждениях или на предприятиях городского округа не менее 3-х лет. Согласно пояснению начальника организационно-юридического отдела Департамента Положение 2005 года вступило в силу с момента его опубликования и не распространяет свое действие на право-отношения, возникшее ранее. Однако, в ходе проведения проверки установлено, что муниципальные контракты Департаментом были заключены в 2006 и 2007 года, в период действия вышеуказанного Положения 2005 года. 
Таким образом, в проверяемом периоде Департамент социального развития при заключении муниципальных контрактов с учебными учреждениями (дополнительных соглашений) и при расходовании бюджетных ассигнований на оплату за обучение студентов руководствовался утратившим силу Положением 2002 года.  
В период 2009 - 2010 годов в соответствии с дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам за счёт средств бюджета городского округа оплачено обучение 23 студентов на общую сумму 621,9 тыс. рублей. По данным контрольного мероприятия в отношении:

  • 2 студентов - использование средств местного бюджета на оплату обучения осуществлялось неправомерно, а именно в рамках муниципального контракта от 10.04.2006 № 14 заключённого с филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет». В ряде случаев, выпускники направлялись на обучение в учебные заведения, не подпадающие под соответствующие требования как Положения 2002 года, так и Положения 2005 года.

Так, одна из выпускниц, окончившая школу преимущественно на «хорошо» и «отлично», не отвечает требованиям отбора. Представлены документы: справки о среднемесячной заработной плате обоих родителей; справка о составе семьи, состоящей из 4 человек, двое из них дети. Согласно заявлению родителей основанием для рассмотрения документов по зачислению в учебное заведение являлась работа обоих родителей в бюджетных организациях. Таким образом, документы, подтверждающие обоснованность направления данного ребёнка на обучение не были представлены. В проверяемом периоде на обучение данной студентки израсходованы средства бюджета городского округа в размере 27,0 тыс. рублей.
Также, в ходе проверки изучены документы, представленные на рассмотрение комиссии, одной из кандидаток на обучение за счёт средств городского бюджета, которая на момент предоставления документов являлась работником медицинского учреждения (медсестра). Вышеуказанным положением определён порядок направления на обучение выпускников общеобразовательных учреждений г. Петропавловска-Камчатского. Однако согласно представленной копии аттестата о среднем образовании претендентка окончила Целиноградскую районную заочную среднюю школу в 1993 году. В проверяемом периоде на обучение данной студентки израсходованы средства бюджета городского округа в размере 66,5 тыс. рублей.
В ходе подготовки отчёта Департаментом социального развития представлены разногласия в части нецелевого использования средств местного бюджета на цели обучения вышеуказанных студенток. Так, по мнению Департамента, ответственность за направление выпускников на обучение лежит исключительно на комиссии, решения которой исполнял Департамент.  Вместе с тем, получателем указанных бюджетных средств являлся именно Департамент социального развития. В соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты средства местного бюджета выделялись и расходовались на обучение двух студенток неправомерно, в результате допущено нецелевое использование средств местного бюджета в размере 93,5 тыс. рублей (в 2009 году – 71,5 тыс. рублей; в 2010 году – 22,0 тыс. рублей).

  • 12 студентов (оплата за обучение в размере – 211,0 тыс. рублей), отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие правомерность (критерии) отбора выпускников (в том числе определяющие: социальный статус, материальное положение), в рамках:

- муниципального контракта от 04.06.2007 № 26 заключённого с филиалом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточный государственный университет – 8 студентов. Необходимо отметить, к проверке представлен протокол от 08.07.2004 № 2, согласно которому членами комиссии единогласно принято решение о выдаче направления только шестерым выпускникам на обучение за счёт средств городского бюджета (обученных на сумму 113,2 тыс. рублей);
- муниципального контракта от 10.04.2006 № 14 - 3 студентов;
- муниципального контракта от 05.05.2006 № 22 заключённого с негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования Английским лицеем - 1 студентки.

  • 9 студентов, правомерность обучение в ходе проверки подтверждена, представлены документы, подтверждающие материальное положение, социальный статус, а также протоколы заседаний комиссии, оплата за обучение в общей сумме составила 317,4 тыс. рублей (в рамках муниципального контракта от 10.04.2006 № 14).

Оплата за обучение студентов производилась Департаментом в соответствии с выставленными учебными учреждениями счетами. По данным проведённой проверки, Департаментом не отслеживался процесс обучения студентов, направленных на учёбу в средние и высшие учебные учреждения за счёт средств бюджета городского округа, в частности, качество сдачи сессий студентами, пребывание их в академических отпусках, отчисление из учебных заведений и т.д.
Так, по требованию Контрольно-счетной палаты в ходе контрольного мероприятия Департаментом социального развития сделаны запросы в учебные заведения о предоставлении информации о выпускниках 2009 - 2010 годов, окончивших данные учебные заведения в соответствии с вышерассмотренными муниципальными контрактами. Сведения о том, сколько студентов, оплата обучения которых производилась за счёт средств бюджета городского округа, успешно закончили обучение и получили диплом, были получены в ходе проверки на основании указанных запросов. 
Согласно предоставленной информации студенты, обучаемые в 2009 - 2010 гг. в ДВПИ им. В.В. Куйбышева в соответствии со списком к дополнительным соглашениям в рамках муниципального контракта о подготовке дипломированных специалистов от 10.04.2006 № 14 за счёт средств бюджета городского округа  успешно окончили обучение и получили дипломы о высшем образовании. Согласно письму Английского лицея студентка, обучаемая в 2009 году в рамках дополнительного соглашения к муниципальному контракту о получении дополнительного образования от 05.05.2006 № 22, успешно окончила данное учебное заведение в 2009 году и получила диплом.
По данным Дальневосточного государственного университета (ДВФУ) среди выпускников 2009 - 2010 годов семь из восьми студентов успешно окончили свое обучение, в рамках муниципального контракта от 04.06.2007               № 26. Согласно пояснению от 13.04.2011 № 414 Департамента социального развития: «По устной информации ДВФУ один из студентов в марте 2009 года отчислен по собственному желанию».

Согласно статьи 28 Бюджетного кодекса одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является результативность и эффективность использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и использовании бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств. Кроме того, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Оценить эффективность использования бюджетных средств, в рамках данной проверки возможно только при наличии достигнутых Департаментом социального развития конкретных результатов от использования средств, в рамках реализации мероприятия по обучение специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Для достижения результативности необходимо производить работу по обеспечению условий для реализации Положения:
- обеспечивать через средства массовой информации для жителей Петропавловск-Камчатского городского округа информацию о возможности обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования за счёт средств бюджета городского округа, и об условиях получения такого образования;
- определять потребность востребованных специальностей на рынке труда Петропавловск-Камчатского городского округа в целом, в том числе потребность специалистов (в количественном выражении) для муниципальных учреждений и предприятий городского округа на основе статистических данных государственного учреждения «Петропавловск-Камчатский городской центр занятости населения»;
- производить работу с кадровыми службами администрации городского округа, муниципальными образовательными (дошкольного и среднего образования) учреждениями, учреждениями здравоохранения и т.д.
- организовать работу по трудоустройству специалистов, получивших образования за счёт средств бюджета городского округа.
Таким образом, Департаментом социального развития в период 2009-2010 года произведена оплата за обучение 23 студентов на общую сумму 621,9 тыс. рублей, при этом не была достигнута результативность, при использовании средств бюджета городского округа.

Выводы:

  • В Петропавловск-Камчатском городском округе порядок подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств бюджета городского округа регламентируется Решением Городской Думы от 28.12.2005 № 257-р «Об утверждении Положения о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа».
  • Согласно вышеуказанному Положению направление на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования должно осуществляться в целях: подготовки специалистов для отраслей социально-экономической сферы из выпускников, окончивших муниципальные общеобразовательные учреждения, как правило, на «хорошо» и «отлично», победителей областных и городских олимпиад, лиц, награждённых золотой или серебряной медалью «За особые успехи в обучении»; социальной поддержки выпускников: детей – инвалидов, детей – сирот, детей из малоимущих и многодетных семей. Количество выпускников, направленных на учёбу определяется: потребностью количества специалистов для муниципальных учреждений и предприятий г. Петропавловска-Камчатского; потребностью в социальной поддержке детей – инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей.
  • Необходимо отметить, что до 2005 года порядок направления выпускников общеобразовательных учреждений г. Петропавловска-Камчатского на учёбу в учреждения среднего и высшего профессионального образования регулировался решением Городской Думы от 07.05.2002 № 272-р (Положение 2002 года), утратившим силу в связи с принятием решения Городской Думой 28.12.2005 № 257-р (Положение 2005 года).

4. Критерии обора выпускников общеобразовательных учреждений для направления на учёбу в учреждения в Положении 2005 года соответствуют критериям Положения 2002 года. Положение 2005 года не конкретизирует перечень учебных заведений и предусматривает возможность обучения за пределами городского округа, Положение не содержи «привязки» по месту расположения учебного заведения. Также, в отличие от Положения 2002 года кандидат, направленный на обучение за счёт средств местного бюджета обязан заключить договор с администрацией города об условиях оплаты обучения и отработать в муниципальных учреждениях или на предприятиях г. Петропавловска-Камчатского не менее 3-х лет.
5. Контрольным мероприятием установлено, что в проверяемом периоде Положение 2005 года на территории городского округа не реализовывалось, а именно:
- не направлялись денежные средства на реализацию Положения;
- обращения от граждан за поддержкой в оплате обучения за счёт средств бюджета городского округа, по информации Департамента социального развития не поступали. В свою очередь, Департамент социально развития не обращался в Городскую Думу по вопросу отсутствия кандидатов на обучение за счёт средств бюджета городского округа;
- работа по обеспечению условий для реализации вышеуказанного Положения не проводилась;
- в нарушении Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не в полной мере выполнены требования при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а именно: не соблюдены сроки и порядок предоставления информации (15 апреля) о возможности обучения за счёт средств городского округа; не размещена информация о Положении 2005 года.
6. По мнению Департамента социального развития, реализация Положения 2005 года, не входят в его компетенцию, так как в нём регламентирована деятельность администрации городского округа, а Департамент не указан в качестве исполнителя мероприятий в данной сфере. Однако Департамент социального развития является органом администрации городского округа, созданным с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в области образования, социальной политики, социальной поддержки граждан на территории городского округа. Более того, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств и несёт полную ответственность по расходованию выделенных ему ассигнований, отвечает по своим обязательствам.
7. Департаментом социального развития в 2006 году и 2007 году были заключены муниципальные контракты, с учебными заведениями на обучение выпускников и пролонгированными дополнительными соглашениями на последующие годы (до окончания обучения). Предметом договоров вышеуказанных муниципальных контрактов является оплата за обучение ранее направленных выпускников по решению Городской Думы от 07.05.2002 № 272-р. Особо необходимо отметить, что при заключении вышеуказанных муниципальных контрактов, как и при заключении дополнительных соглашений к ним Департаментом социального развития проигнорированы требования Положения 2005 года. Департамент не заключал договоры с кандидатами, направленными на обучение за счёт средств бюджета городского округа, где регламентировались бы условия оплаты за обучение и условия обязательной отработки в муниципальных учреждениях или на предприятиях городского округа не менее 3-х лет.
8. При заключении и исполнении муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним, Департаментом социального развития допущен ряд нарушений законодательства:
- в нарушении статьи 16 Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ, на официальном сайте администрации городского округа в подразделе сведения о муниципальных контрактах размещены не в полном объёме;
- муниципальные контракты заключались по способу «у единственного поставщика». Вместе с тем, в нарушении Федерального закона № 94-ФЗ Департаментом не доказано возникновение потребности в заключении муниципальных контрактов на обучение выпускников, а именно, не представлены договоры, действовавшие до заключения вышеуказанных муниципальных контрактов: между администрацией городского округа и учебными заведениями; между выпускниками и учебными заведениями. Кроме того, в нарушение действовавшего в проверяемом периоде вышеуказанного муниципального правового акта, не представлены постановления Главы городского округа о размещении муниципального заказа;
- в нарушении Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении муниципального контракта от 04.06.2007 № 26 Департамент, не направлял в антимонопольный орган ходатайство о получении согласия на предоставление преимущества, при заключении контракта способом «у единственного поставщика»;
- ежегодно заключались дополнительные соглашения к муниципальным контрактам, в которых стоимость услуг изменялась на каждый новый учебный семестр, что является нарушением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (поскольку цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения), Бюджетного кодекса (муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, в текущем финансовом году).
9. Кроме того, муниципальные контракты были заключены Департаментом социального развития на основании списков студентов обучающихся за счёт средств местного бюджета, сформированных самими учебными учреждениями.
10. В проверяемом периоде общий объём расходов местного бюджета на оплату обучения студентов составил 622,0 тыс. рублей: 2009 год – 545,45 тыс. рублей или 76,2 % от планового показателя; 2010 год – 76,5 тыс. рублей – 100,0 % от планового показателя.
11. Необходимо отметить, что в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации, расходы на оплату за обучение студентов отражены по подразделу 0707 «Молодёжная политики». В то время как, данный вид расходов подлежит отражению по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения».
12. В период 2009 - 2010 годов в соответствии с дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам за счёт средств бюджета городского округа оплачено обучение 23 студентов на общую сумму 621,9 тыс. рублей. При этом правомерность обучения подтверждена только 9 студентов, представлены документы, подтверждающие материальное положение, социальный статус, а также протоколы заседаний комиссии.
По 12 студентам - отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие правомерность (критерии) отбора выпускников, в том числе определяющие: социальный статус, материальное положение. Оплата за обучение данных студентов, в проверяемом периоде произведена на сумму 211,0 тыс. рублей. Кроме того, к проверке представлен протокол, согласно которому членами комиссии единогласно принято решение о выдаче направления только 6-ти из 12-ти выпускников на обучение за счёт средств городского бюджета (обученных на сумму 113,2 тыс. рублей).
И по 2 студентам – осуществлялось не правомерное использование средств местного бюджета на оплату обучения, в результате нецелевое использование средств бюджета составило 93,5 тыс. рублей.
13. Сведения о том, сколько студентов успешно закончили обучение и получили диплом, были получены только в ходе проведения контрольного мероприятия на основании запросов, направленных по требованию Контрольно-счетной палаты в учебные заведения.
Согласно предоставленной информации студенты, обучаемые в 2009 - 2010 гг. в ДВПИ им. В.В. Куйбышева и в Английском лицее - успешно окончили обучение и получили дипломы о высшем образовании. По данным Дальневосточного государственного университета (ДВФУ) среди выпускников 2009 - 2010 годов семь из восьми студентов успешно окончили свое обучение, при этом один из студентов в марте 2009 года отчислен по собственному желанию.
14. Результаты расходования средств бюджета городского округа, направленных на оплату обучения выпускников в учреждения среднего и высшего профессионального образования, Департаментом не оценивались, контроль за использованием бюджетных средств не осуществлялся.
15. Так как в проверяемом периоде Департаментом социального развития при заключении и исполнении муниципальных контрактов не соблюдались требования как Положения 2005 года, так и Положения 2002 года, средства бюджета городского округа направленные на оплату обучения студентов в сумме 621,9 тыс. рублей использованы неэффективно.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес:
- Главы Петропавловск-Камчатского городского округа;
- Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и информационное письмо с предложениями:
- рассмотреть необходимость наличия в городском округе решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.12.2005 № 257-р «Об утверждении Положения о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств Петропавловск-Камчатского городского округа»;
- осуществлять исполнение бюджетного процесса в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- обеспечить полное и детальное информирование на официальном сайта администрации городского округа жителей городского округа о возможности обучения за счёт средств бюджета округа;
- в дальнейшем проводить работу по обеспечению условий для реализации решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.12.2005 № 257-р «Об утверждении Положения о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств Петропавловск-Камчатского городского округа»;
- не допускать применения органами администрации городского округа нормативных правовых актов утративших силу;
- определить, какой орган администрации уполномочен реализовывать решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28.12.2005 № 257-р «Об утверждении Положения о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счёт средств Петропавловск-Камчатского городского округа»;
- принять решение о мерах ответственности должностных лиц Департамента социального развития, в части использования средств бюджета городского округа, выделенных на подготовку специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
3. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа и информационное письмо с предложениями:
- осуществлять исполнение бюджетного процесса в строгом соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- не допускать применения Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа нормативных правовых актов утративших силу;
- не допускать нарушений Федерального закона от 21.05.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- не допускать не целевое использование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.
4. Направить отчёт о результатах контрольного мероприятия для сведений в адрес Прокуратуры г. Петропавловска-Камчатского, для рассмотрения в рамках прокурорского надзора и для принятия мер прокурорского реагирования по фактам, изложенным в отчёте.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
О.В. Захарова