КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Скачать Аналитическую записку
zapiskaPF.doc (464.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский   «12» мая 2010 года
                                                     

Информационно-аналитическая записка подготовлена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) на 2009 год, на основании решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18.02.2009 № 405-р «О поручениях Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа на 2009 год».
Целью аналитической работы является определение состояния расчётов организаций Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Отделению ПФР по Камчатскому краю за период 2008 - 2009 годы.
В процессе работы над аналитической запиской рассмотрены материалы, предоставленные на основании запросов Контрольно-счетной палаты органами местного самоуправления, учреждениями и предприятиями городского округа, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - РФ) в г.Петропавловске-Камчатском, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю.
Необходимо отметить, что данная аналитическая работа осуществлялась в условиях неполного предоставления запрашиваемой информации. В отдельных случаях информация предоставлялась после направления повторных запросов, по отдельным организациям информация не представлена.
С учётом вышеизложенного, а также наличия многочисленных фактов несоответствия данных, представленных по одной организации из различных источников, составить максимально достоверную целостную картину состояния расчётов муниципальных предприятий и учреждений городского округа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Отделению ПФР по Камчатскому краю в полном объёме не представляется возможным. Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой собран и проанализирован значительный объём информации, позволяющий сделать выводы об основных тенденциях состояния указанных расчётов.

1. Общие положения

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ в соответствии со структурой бюджетной системы Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы относятся, в частности, бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьёй 144 Бюджетного кодекса РФ бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции РФ, Федерального закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , законодательства РФ о налогах и сборах, Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», иных федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до устранения обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящее органы подчинены вышестоящим.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтённой на его индивидуальном лицевом счёте.
Одним из видов страхового обеспечения обязательного пенсионного страхования является пенсия по старости - ежемесячная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособность члены семей застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. Трудовая пенсия состоит из следующих частей: базовая часть, страховая часть, накопительная часть .
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счёт сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счёт средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю представлены сводные данные о количестве организаций муниципальной формы собственности, состоящих на учёте в базе данных территориального раздела Статрегистра по Камчатскому краю, без поимённой расшифровки . Так, согласно представленным данным в городском округе на 31.12.2009 числились:
- 22 муниципальных предприятий, кроме того, 15 ликвидировано в период с 01.01.2008 по 31.12.2009;
- 149 муниципальных учреждений, кроме того, 4 ликвидировано;
- 7 муниципальных автономных учреждений;
- 16 организаций, собственниками которых являются организации муниципальной формы собственности, в том числе 8 открытых акционерных обществ и 8 обществ с ограниченной ответственностью.

2. Основные характеристики состояния расчётов организаций городского округа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно данным, представленным контрагентами

2.1 Основные характеристики состояния расчётов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно данным, представленным контрагентами, в целом по организациям городского округа

Согласно представленным сведениям в целом по организациям городского округа начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составило в 2008 году 302183,9 тыс. рублей, в 2009 году - 319814,7 тыс. рублей. При этом перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2008 году составило 236509,0 тыс. рублей или 78,3 % от начисленных страховых взносов и в 2009 году – 335029,0 тыс. рублей или 104,8 % соответственно (Таблица 1).

 

Таблица 1

Сведения о начисленных и перечисленных суммах страховых взносов  по организациям городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

2008

2009

начисле-
но

перечисле-но

отклонение,

начисле-
но

перечисле-но

отклонение

1

2

3

4=3-2

5

6

7=6-5

накопительная часть

49102,9

34156,2

-14946,7

56846,8

61532,8

4686,0

страховая часть

253081,0

202352,8

-50728,2

262967,9

273496,2

10528,3

Итого

302183,9

236509,0

- 65674,9

319814,7

335029,0

15214,3

Так, в 2008 году организациями городского округа расчёты по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произведены не в полном объёме, не доплата составляет - 21,7 % от начисленных страховых взносов, (накопительная части – 30,4 %, страховая – 20,0%). В 2009 году перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возросло и превысило начисление на 4,8 % (накопительная часть – 8,2 %, страховая – 4,0 %). Вместе с тем, согласно представленным сведениям, за организациями городского округа в проверяемом периоде числится задолженность прошлых лет (Таблица 2).
Необходимо отметить, что показательными в контексте данной информационной аналитической работы является информация о динамике кредиторской и дебиторской задолженности организаций городского округа в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таблица 2

Сведения о динамике кредиторской и дебиторской задолженности по страховым взносам организаций городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Кредиторская задолженность

накопительная часть

6362,1

18901,4

16919,4

страховая часть

50436,9

90269,4

79139,2

Итого

56799,0

109170,8

96058,6

Дебиторская задолженность

накопительная часть

1948,0

869,6

2664,2

страховая часть

7077,0

1280,6

1565,0

Итого

9025,0

2150,2

4229,2

Так, в течение 2008 года, по сравнению с 2007 годом, в организациях городского округа кредиторская задолженность по страховым взноса накопительной части увеличилась в 3 раза, по страховой - в 1,8 раза. В 2009 году (по сравнению с 2008 годом) данная динамика изменила характер: по накопительной части кредиторская задолженность уменьшилась на 10,5 %, по страховой части - на 12,3 %. При этом, как видно из приведённых данных, при наличии кредиторской задолженности у одних организаций, по другим - числятся значительные суммы дебиторской задолженности. В течение 2008 года по накопительной части дебиторская задолженность уменьшилась в 2,2 раза, по страховой части в 5,5 раз; в течении 2009 года дебиторская задолженность по накопительной части увеличилась в 3,1 раза, по страховой части в 1,2 раза.
Таким образом, перечисление страховых взносов, с учётом наличия кредиторской и дебиторской задолженности на начало года составило:
- в 2008 году по накопительной части - 63,8 % и по страховой части - 68,0 %;
- в 2009 году по накопительной части - 82,2 % и по страховой части - 77,7 %.
Выше указано, что страховые взносы в проверяемом периоде перечислялись организациями городского округа не в полном объёме. Частичное исполнение обязательств обуславливает образование кредиторской задолженности, в результате начисляется пеня. В ходе настоящей информационно-аналитической работы рассмотрена динамика по начислениям и перечислениям пени организациями городского округа (Таблица 3).

Таблица 3

Сведения о начисленных и перечисленных суммах пени по уплате страховых взносов организациями городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

Накопительная часть

Страховая часть

Итого

1

2

3

4

2008 год

начислено

1200,8

6634,1

7834,9

уплачено

154,6

1084,7

1239,3

% соотношение (уплачено/начислено)

12,9 %

16,4 %

15,8 %

2009 год

начислено

2019,7

8743,1

10762,8

уплачено

829,3

3802,1

4631,4

% соотношение (уплачено/начислено)

41,1 %

43,5 %

43,0 %

Таким образом, в течение 2008 - 2009 годов пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислена по организациям городского округа в размере 18597,7 тыс. рублей, уплачено - 5870,7 тыс. рублей или 31,6 % от начисленной суммы. Из приведённых данных видно, что начисление пени в 2009 году возросло по сравнению в 2008 годом в 1,4 раза, в том числе начисление по накопительной части увеличилось в 1,7 раза, по страховой - в 1,3 раза.
Кроме того, наличие значительных сумм кредиторской задолженности прошлых лет по пени, кардинальным образом изменяет характер сводных данных кредиторской задолженности тех же начислений за 2008 и 2009 годы (Таблица 4). Так как, суммы начисленной и непогашенной пени переходят из года в год нарастающим итогом и числятся за контрагентом до момента полного погашения.

 

Таблица 4

Сведения о динамике кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов организациями городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

29637,3

30700,6

31818,2

страховая часть

17638,0

20346,8

26407,1

Итого

47275,3

51047,4

58225,3

Таким образом, согласно представленным данным кредиторская задолженность по пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по организациям городского округа ежегодно увеличивалась: в течение 2008 года на 8 % (накопительная часть – 3,6 %, страховая – 15,4 %); в течение 2009 года на 14,1 % (накопительная часть – 3,6 %, страховая – 29,8 %).

Таблица 5

Сводные сведения об общей сумме задолженности организаций городского округа перед Пенсионным фондом РФ (сальдо)

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

34051,4

48732,4

46073,4

страховая часть

60997,9

109335,6

103981,3

Итого

95049,3

158068,0

150054,7

Таким образом, общая задолженность организаций городского округа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование перед Пенсионным фондом РФ в течение 2008 года увеличилась на 66,3 % (накопительная часть - 43,1 %, страховая – 79,2 %); в течение 2009 года уменьшилась на 5,1 % (накопительная часть – 5,5 %, страховая – 4,9 %).
Приведённые выше сведения представляют данные синтетического учёта по организациям городского округа, позволяющие оценить динамику рассматриваемых выплат в целом по городскому округу.
Далее рассмотрены данные аналитического учёта по отдельным группам контрагентов. Необходимо отметить, что в итоговой строке нижерасположенных таблиц указана доля в процентном соотношении начислений (перечислений, кредиторской задолженности и т.д.) конкретной группы организаций к итоговой сумме тех же начислений (перечислений, кредиторской задолженности и т.д.) по городскому округу в целом.

2.2 Основные характеристики состояния расчётов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно данным, представленным контрагентами, по органам местного самоуправления городского округа

Согласно Уставу городского округа структура органов местного самоуправления городского округа представлена Городской Думой, Главой городского округа, администрацией городского округа и Контрольно-счетной палатой.
В ходе информационно-аналитической работы рассматривались, в том числе, сведения по органам администрации городского округа, находящимся в стадии ликвидации (Управление культуры г. Петропавловска-Камчатского, Управление социальной поддержки населения городского округа), наличие которых обусловлено структурными изменениями, осуществляемыми в администрации городского округа.

Таблица 6

Сведения о начисленных и перечисленных суммах страховых взносов  по органам местного самоуправления городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

2008

2009

 

начисле-
но

перечис-лено

отклоне-ние

начисле-но

перечис-лено

отклоне-ние

1

2

3

4=3-2

5

6

7=6-5

Городская Дума

накопительная часть

229,4

224,8

- 4,6

241,5

241,4

- 0,1

страховая часть

793,6

791,7

- 1,9

817,3

816,9

- 0,4

Контрольно-счетная палата

накопительная часть

268,8

261,1

- 7,7

224,2

234,2

10,0

страховая часть

554,3

554,3

0,0

515,4

520,1

4,7

Органы администрации действующие

накопительная часть

4370,6

1608,6

- 2762,0

4544,5

6629,0

2084,5

страховая часть

17088,6

7615,8

- 9472,8

17642,6

26392,5

8749,9

Органы администрации ликвидируемые

накопительная часть

451,3

414,9

- 36,4

388,3

430,8

42,5

страховая часть

1555,8

1508,5

- 47,3

1311,5

1363,9

52,4

итого по накопительной

5320,1

2509,4

- 2810,7

5398,5

7535,4

2136,9

итого по страховой

19992,3

10470,3

- 9522,0

20286,8

29093,4

8806,6

ВСЕГО

25312,4

12979,7

- 12332,7

25685,3

36628,8

10943,5

доля к итоговой сумме

8,4%

5,5%

 

8,0%

10,9%

 

Таким образом, в течение 2008 года органами местно самоуправления перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составило 51,3 % от начисленных сумм взносов (в том числе, по накопительной части 47,2 %; по страховой – 52,4 %) В 2009 году перечисление страховых взносов составило 142,6 % соответственно (по накопительной – 139,6 %; по страховой – 143,4 %).
Доля в процентном соотношении органов местного самоуправления в расчётах, являющихся объектом данной аналитической работы, является незначительной, а именно:
- в течение 2008 года доля начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от общей суммы начисления по организациям городского округа составила – 8,4%, доля перечислений – 5,5 %;
- в течение 2009 года доля начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от общей суммы начислений по организациям городского округа составила – 8,0 %, доля перечислений – 10,9 %.

Таблица 7

Сведения о динамике кредиторской и дебиторской задолженности по страховым взносам органов местного самоуправления городского округа в 2008 - 2009 годах                                                                              

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Кредиторская задолженность

Городская Дума

накопительная часть

4,0

8,7

8,9

страховая часть

19,2

21,2

21,5

Контрольно-счетная палата

накопительная часть

7,7

15,4

5,4

страховая часть

26,3

26,2

21,5

Органы администрации действующие

накопительная часть

191,6

1723,6

582,4

страховая часть

2007,1

11479,7

2086,0

Органы администрации ликвидируемые

накопительная часть

6,1

42,5

0,0

страховая часть

38,2

85,5

33,1

итого по накопительной

209,4

1790,2

596,7

итого по страховой

2090,8

11612,6

2162,1

ВСЕГО

2300,2

13274,8

2725,7

доля к итоговой сумме

4,1%

12,2%

2,8%

Дебиторская задолженность

Органы администрации действующие

накопительная часть

18,8

0,0

0,0

страховая часть

0,0

0,0

0,0

Итого

18,8

0,0

0,0

доля к итоговой сумме

0,2%

 

 

Таким образом, доля кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование органов местного самоуправления от общей суммы кредиторской задолженности организаций городского округа в целом составила: на 01.01.2008 года – 4,1 %; на 01.01.2009 года – 12,2 %; на 01.01.2010 года – 2,8 %. Вместе с тем, из представленной динамике видно, что на конец 2009 года наблюдается снижение задолженности по страховым взносам в 4,5 раза по сравнению с 2008 годом.
В данных таблицах указаны только те контрагенты из числа органов местного самоуправления, по которым имеют место какие-либо суммы в части рассматриваемых видов начислений (перечислений и т.п.).

 

Таблица 8

Сведения о начисленных и перечисленных суммах пени по уплате страховых взносов органами администрации городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

Накопительная часть

Страховая часть

Итого

1

2

3

4

2008 год

Органы администрации действующие

начислено

91,3

237,2

328,5

уплачено

55,8

652,2

708,0

% соотношение (уплачено/начислено)

61,1 %

275,0 %

215,5 %

2009 год

Органы администрации действующие

начислено

207,1

1119,5

1326,6

уплачено

119,9

516,5

636,4

% соотношение

57,9 %

46,1 %

48,0 %

Органы администрации ликвидируемые (2008 – 2009 годы)

начислено

0,1

1,6

1,7

уплачено

0,1

1,6

1,7

% соотношение

100,0 %

100,0 %

100,0 %

Таким образом, в течение 2008 - 2009 годов пеня по страховым взносам начислена по органам администрации городского округа в размере 1656,8 тыс. рублей (8,9 % от общей суммы по городскому округу), уплачено - 1346,1 тыс. рублей (22,9 %). Из приведённых данных видно, что начисление пени в 2009 году возросло в органах администрации городского округа по сравнению в 2008 годом в 4 раза, в том числе начисление по накопительной части увеличилось 2,3 раза, по страховой - в 4,7 раза.
Кроме того, необходимо отметить наличие значительных сумм кредиторской задолженности по пени на начало проверяемого периода, что кардинальным образом изменяет данные по кредиторской задолженности по пени в течение 2008 - 2009 годов (Таблица 9).


Таблица 9

Сведения о динамике кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов органами администрации городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Органы администрации действующие

накопительная часть

197,0

226,8

313,9

страховая часть

1136,5

721,4

1324,4

Итого

1333,5

948,2

1638,3

Органы администрации ликвидируемые

накопительная часть

27366,6

27366,6

27366,6

страховая часть

0,0

0,0

0,0

итого

27366,6

27366,6

27366,6

ВСЕГО

28700,1

28314,8

29004,9

доля к итоговой сумме

60,2%

55,5%

49,8%

Таким образом, в проверяемом периоде органам администрации городского округа принадлежит основная часть кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов по городскому округу в целом. Размер данной задолженности в части органов администрации городского округа в течение проверяемого периода изменялся не значительно: в течение 2008 года задолженность снизилась на 1,3 %; 2009 года - увеличилась на 2,4 %.
Основная часть данной задолженности образовалась до начала рассматриваемого периода, погашение не производилось. Данная кредиторская задолженность по пени в размере 27366,6 тыс. рублей числилась (по состоянию на 01.01.2008) по Управлению культуры г. Петропавловска-Камчатского, находящемуся в состоянии ликвидации. На конец проверяемого периода размер кредиторской задолженности по пени по данному органу администрации городского округа также не изменился. Согласно информации ликвидатора Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского , решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому от 02.12.2009 № 10-67/61 Управлению культуры г. Петропавловска-Камчатского предоставлено сроком на 10 лет право на реструктуризацию задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму задолженности в государственные внебюджетные фонды, в сумме 55562,7 тыс. рублей, в том числе в Пенсионный фонд РФ - 27366,6 тыс. рублей. 

Таблица 10

Сводные сведения об общей сумме задолженности органов администрации городского округа перед Пенсионным фондом РФ (сальдо)

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Городская Дума

накопительная часть

4,0

8,7

8,9

страховая часть

19,2

21,2

21,5

Контрольно-счетная палата

накопительная часть

7,7

15,4

5,4

страховая часть

26,3

26,2

21,5

Органы администрации действующие

накопительная часть

369,8

1950,4

896,3

страховая часть

3143,6

12201,1

3410,4

Органы администрации ликвидируемые

накопительная часть

30783,1

27409,1

27366,6

страховая часть

38,2

85,5

33,1

итого по накопительной

31164,6

29383,6

28277,2

итого по страховой

3227,3

12334,0

3486,5

Итого

34391,9

41717,6

31763,7

доля к итоговой сумме

36,2 %

26,4 %

21,2 %

Таким образом, общая задолженность органов администрации городского округа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование перед Пенсионным фондом РФ в течение 2008 года увеличилась на 21,3 %; в течение 2009 года уменьшилась на 23,9 %.
Доля же общей суммы задолженности органов администрации в процентном соотношении к итоговой сумме задолженности сумме общей задолженности городскому округу составила: на 01.01.2008 – 26,4 % от общей задолженности; на 01.01.2010- 21,2 % соответственно.

2.3 Основные характеристики состояния расчётов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно данным, представленным контрагентами, по муниципальным учреждениям городского округа

На основании запросов Контрольно-счетной палаты органами администрации городского округа представлены сведения по 138 муниципальным учреждениям (далее - МУ) и 3-м муниципальным автономным учреждениям (далее - МАУ). При этом, сведения по МУ «Лыжная база «Лесная» (в настоящее время - МАУ) не предоставлены. Сведения по отдельным МАУ («Ресурсный центр», ДОД «Детско-юношеская спортивная школа по футболу» и «Детско-юношеская спортивная школа по Киокусенкай карате-до») не представлены по причине того, что данные организации начали свою деятельность в конце проверяемого период. Сводные данные по расчётам МУ и МАУ городского округа представлены в Таблице 11.

Таблица 11

Сведения о начисленных и перечисленных суммах страховых взносов  по МУ и МАУ городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

2008

2009

 

начис-лено

перечис-лено

отклоне-ние

начис-лено

перечис-лено

отклоне-ние

1

2

3

4=3-2

5

6

7=6-5

накопительная часть

34276,9

24104,6

-10172,3

41929,0

44791,0

2862,0

страховая часть

168054,4

136451,4

-31603,0

139539,3

180733,7

41194,4

ВСЕГО;

202331,3

160556,0

-41775,3

181468,3

225524,7

44056,4

доля к итоговой сумме

67,0%

67,9%

 

56,7%

67,3%

 

Таким образом, в 2008 году МУ и МАУ городского округа перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составило 79,3 % от начисленных взносов (накопительная часть – 70,3 %, страховая часть – 81,2 %); в 2009 году перечисление страховых взносов составило 124,3 % соответственно (накопительная часть – 106,0 %, страховая часть – 129,5 %).
Необходимо отметить, что именно на долю МУ и МАУ городского округа приходится основная часть начисляемых и перечисляемых страховых взносов. Данное утверждение справедливо также в части кредиторской и основной части дебиторской задолженности по страховым взносам, что подтверждается данными следующей таблицы.

 

Таблица 12

Сведения о динамике кредиторской и дебиторской задолженности по страховым взносам МУ и МАУ городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Кредиторская задолженность

накопительная часть

5679,8

15525,2

14472,3

страховая часть

43515,7

70086,1

65615,9

Итого

49195,5

85611,3

80088,2

доля к итоговой сумме

86,6%

78,4%

83,4%

Дебиторская задолженность

накопительная часть

1035,7

863,2

2586,8

страховая часть

46,0

220,8

1455,2

Итого

1081,7

1084,0

4042,0

доля к итоговой сумме

12,0%

50,4%

95,6%

Необходимо отметить, что в 2008 и 2009 годах основная часть дебиторской и кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по организациям городского округа приходится на МУ, это обуславливается количественным соотношением. Кроме того, динамика изменений размера кредиторской и дебиторской задолженности по страховым взносам МУ и МАУ в проверяемом периоде совпадает с соответствующей динамикой по городскому округу в целом.

Таблица 13

Сведения о начисленных и перечисленных суммах пени по уплате страховых взносов МУ и МАУ городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

Накопительная часть

Страховая часть

Итого

1

2

3

4

2008 год

начислено

1041,9

6198,6

7240,5

уплачено

84,7

242,7

327,4

% соотношение (уплачено/начислено)

8,1 %

3,9 %

4,5 %

2009 год

начислено

1708,0

7110,0

8818,0

уплачено

674,6

3274,4

3949,0

% соотношение

39,5 %

46,1 %

44,8 %

Таким образом, в течение 2008 - 2009 годов пеня по страховым взносам начислена по МУ и МАУ городского округа в размере 16058,5 тыс. рублей (86,3 % от общей суммы по городскому округу), уплачено - 4276,4 тыс. рублей (72,8 %). Из приведённых данных видно, что начисление пени в 2009 году возросло в МУ и МАУ городского округа по сравнению в 2008 годом на 21,8 %, в том числе по накопительной части - на 63,9 %, по страховой - 14,7 %.
С учётом наличия кредиторской задолженности по пени на начало проверяемого периода, динамика изменения кредиторской задолженности по пени в течение 2008 - 2009 годов представлена в Таблице 14.

Таблица 14

Сведения о динамике кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов МУ и МАУ городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

2010,7

2990,4

3982,2

страховая часть

15389,6

18505,1

23536,0

ВСЕГО

17400,3

21495,5

27518,2

доля к итоговой сумме

36,8%

42,1%

47,3%

Согласно представленным данным кредиторская задолженность по пени по уплате страховых взносов в части МУ и МАУ городского округа в течение проверяемого периода имела тенденцию к увеличению. Так, в течение 2008 года задолженность увеличилась на 23,5 % (по накопительной части  на 48 %, по страховой части на 20,2 %); 2009 года - 28,0 % (по накопительной части - 33,52 %, по страховой – 27,2 %).
Отдельные организации из числа МУ и МАУ можно выделить из общей массы данных. Так, например крупная задолженность по пени по состоянию на 01.01.2008 числилась по МУ здравоохранения «Городская детская поликлиника № 1» (1285,5 тыс. рублей), в течение 2008 года задолженность погашена. По муниципальному медицинскому учреждению «Медицинское автохозяйство» в течение всего проверяемого периода числилась кредиторская задолженность по пени в размере от 350,9 до 501,8 тыс. рублей, что превышает средний объём задолженности по МУ и МАУ. Аналогично, по МУ образования «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов» - от 333,8 до 358,6 тыс. рублей.
Динамика задолженности, представленная в Таблице 12, отражает не качественное планирование и расходование бюджетных средств выделенных на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так как при наличии большой кредиторской задолженности по страховым взносам и по задолженности пени, за неуплату данных страховых взносов (Таблицах 13, 14), за учреждениями числится большая дебиторская задолженность. Например, по данным муниципального образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад № 52», в течение всего анализируемого периода числится дебиторская задолженность по уплате страховых взносов накопительной части от 214,2 тыс. рублей до 440,9 тыс. рублей, при этом за учреждением также по накопительной части числится кредиторская задолженность по пени от 108,4 тыс. рублей до 126,4 тыс. рублей. Кроме того, в данный период по страховой части числится кредиторской задолженность по уплате взносов от 199,5 тыс. рублей до 392,1 тыс. рублей.
В целом, выделение из общего количества МУ и МАУ учреждений, по которым числятся наибольшие суммы задолженности, не носит показательного характера, так как общие суммы с небольшими отклонениями в большую либо в меньшую сторону распределены по указанному выше количеству организаций, соотношение в течение проверяемого периода постоянно изменялось без образования явных «лидеров».

Таблица 15

Сводные сведения об общей сумме задолженности МУ и МАУ городского округа перед Пенсионным фондом РФ (сальдо)

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

6654,8

17652,4

15867,7

страховая часть

58859,3

88370,4

87696,7

ВСЕГО

65514,1

106022,8

103564,4

доля к итоговой сумме

68,9%

67,1%

69,0%

Таким образом, общая задолженность МУ и МАУ по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование перед Пенсионным фондом РФ в течение 2008 года увеличилась на 61,8 %; в течение 2009 года уменьшилась на 2,3 %.
Доля же общей суммы задолженности МУ и МАУ в процентном соотношении к итоговой сумме задолженности организаций городского округа составила: на 01.01.2008 – 67,1 % от общей задолженности; на 01.01.2010 - 69,0 % соответственно.

2.4 Основные характеристики состояния расчётов по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно данным, представленным контрагентами, в целом по муниципальным унитарным предприятиям городского округа

На основании запросов Контрольно-счетной палаты представлена информация по рассматриваемым расчётам в отношении 14 действующих муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП) и частично по 5-ти МУПам, которые на момент составления настоящей информационно аналитической записки преобразованы в открытые акционерные общества            (далее - ОАО): МУП «Горавтопредприятие-4» с 23.10.2009; МУП «Горавтопредприятие-5» с 23.10.2009; МУП «Богородское озеро» с 05.11.2009  ОАО «Единая городская недвижимость», МУП «Дирекция по эксплуатации зданий» с 01.12.2008; МУП «Молокозавод «Петропавловский»» с 23.10.2008.
Также, согласно информации Комитета по управлению имуществом городского округа (далее - Комитет по управлению имуществом) сведения по 4 организациям (МУП «Источник», МУП «Торгснаб», МУП «Харуис-продукт», МУП «ЖРСУ-5») не представлены, т.к. данные предприятия не ведут финансово-хозяйственную деятельность. Вместе с тем, Комитетом по управлению имуществом представлена справка «Сведения о записях в ЕГРЮЛ» по МУП «Хариус-Продукт», согласно которой 19.08.2009 года внесены сведения о банковском счёте и внесены сведения о регистрации в Фонде социального страхования РФ в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому. Кроме того, организацией, зарегистрировавшей, создание данного юридического лица является МУ «Регистрационная палата г. Петропавловска-Камчатского», учредителем является МУ «Комитет по рыболовству и природопользованию г. Петропавловска-Камчатского». Согласно представленному органами администрации перечню муниципальных учреждений вышеуказанные муниципальные учреждения были ликвидированы на 2008 года.
Не представлены также данные по МУП «Горавтопредприятие-2» и МУП «Горавтопредприятие-3». Согласно информации Комитета по управлению имуществом предприятия находятся в стадии реорганизации, их деятельность приостановлена с 2007 года. Комитетом по управлению имущества представлена общая сумма кредиторской задолженности данных организаций перед Пенсионным фондом РФ по состоянию на 01.12.2008: МУП «Горавтопредприятие-2» - 263,7 тыс. рублей и МУП «Горавтопредприятие-3» - 379,0 тыс. рулей. Расшифровка данных сумм не представлена, в связи с чем, не представляется возможным использовать данные сведения в аналитической работе.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом сведения о состоянии расчётов по предприятиям, находящимся в конкурсном производстве также не могут быть представлены, так как в адрес Комитета по управлению имуществом соответствующие данные не предоставляются .

Таблица 16

Сведения о начисленных и перечисленных суммах страховых взносов  по МУПов городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

2008

2009

 

начислено

перечислено

начислено

перечислено

1

2

3

4

5

накопительная часть

9505,9

7542,2

9519,3

9206,4

страховая часть

65034,7

55431,1

59523,1

55840,9

ВСЕГО

74540,6

62973,3

69042,4

65047,3

доля к итоговой сумме

24,7%

26,6%

21,6%

19,4%

Таким образом, по страховым взносам МУПов наблюдается тенденция, характерная для городского округа в целом. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается увеличение объёмов финансирования рассматриваемых расходов и составляет в течение 2008 года – 84,5 % от начисленных сумм взносов (накопительная часть – 79,3 %, страховая часть – 85,2 %), в течение 2009 года – 94,2 % соответственно (накопительная часть – 96,7 %, страховая часть – 93,8 %).

Таблица 17

Сведения о динамике кредиторской и дебиторской задолженности по страховым взносам МУПов городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

Кредиторская задолженность

накопительная часть

472,9

1586,0

1850,4

страховая часть

4830,4

8570,7

11361,2

Итого

5303,3

10156,7

13211,6

доля к итоговой сумме

9,3%

9,3%

13,8 %

Дебиторская задолженность

накопительная часть

893,5

6,4

77,4

страховая часть

7031,0

1059,8

109,8

Итого

7924,5

1066,2

187,2

доля к итоговой сумме

87,8%

49,6%

4,4%

Кредиторская задолженность по страховым взносам в части МУПов стабильно увеличивалась: в течение 2008 года по накопительной части - в 3,4 раза, по страховой - в 1,8 раза, в 2009 году соответственно в 1,2 и 1,3 раза. При этом, как видно из Таблицы 14, при наличии кредиторской задолженности у одних организаций, по другим - числятся значительные суммы дебиторской задолженности.

Согласно представленным данным по состоянию на 01.01.2008 наиболее крупные суммы дебиторской задолженности числились по МУП «Горсеть»: по накопительной части в размере 878,4 тыс. рублей, по страховой - 6851,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что данные суммы сопоставимы с начислением страховых взносов по данному предприятию в течение года по накопительной и страховой части соответственно.
В соответствии с информацией, представленной на основании запроса Контрольно-счетной палаты конкурсным управляющим МУП «Горсеть» , при возврате Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому налога на добавленную стоимость директором предприятия было принято решение произвести предоплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой и накопительной частям. Данная предоплата произведена в октябре-ноябре 2007 года.
В ходе информационно аналитической работы в отдельных случаях в адрес руководителей МУПов направлены запросы по факту наличия значительной суммы задолженности  по уплате страховых взносов.
Руководителем МУП «Горизонт» предоставлена информация, что задолженность по уплате страховых взносов, числящаяся на 01.01.2010 в общей сумме 2648,6 тыс. рублей по состоянию на 15.02.2010 погашена в полном объёме. Причины образования задолженности не указаны.
По сведениям, предоставленным руководителем МУП «Субрина», задолженность по уплате страховых взносов образовалась в связи с выплатой задолженности по заработной плате работникам предприятия, выплатой компенсаций при увольнении и нецелевым использованием денежных средств директором предприятия (по данному факту в настоящее время проводятся проверки компетентных органов).

 

Таблица 18

Сведения по МУПам городского округа о начисленных и перечисленных суммах пени по уплате страховых взносов в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

Накопительная часть

Страховая часть

Итого

2008 год

начислено

66,6

198,3

264,9

уплачено

14,2

189,8

204,0

% соотношение (уплачено/начислено)

21,3 %

95,7 %

77,0 %

2009 год

начислено

104,5

511,9

616,4

уплачено

34,7

9,6

44,3

% соотношение (уплачено/начислено)

33,2 %

1,9 %

7,2 %

В течение 2008 - 2009 годов пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислена по МУПам городского округа в размере 881,3 тыс. рублей (4,7 % от общей суммы по городскому округу), уплачено - 248,3 тыс. рублей (4,2 %). Из приведённых данных видно, что начисление пени в МУПах в 2009 году возросло по сравнению в 2008 годом в 2,3 раза, в частности, начисление по накопительной части увеличилось в 1,7 раза, по страховой - в 2,6 раза.


Таблица 19

Сведения о динамике кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов МУПами  городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

63,0

115,8

155,5

страховая часть

1111,9

1120,3

1546,7

Итого

1174,9

1236,1

1702,2

доля к итоговой сумме

2,5%

2,4%

2,9 %

Согласно представленным данным кредиторская задолженность по пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по МУПам городского округа занимает незначительную долю в общей по городскому округу сумме и также ежегодно имеет тенденцию к возрастанию: в течение 2008 года - на 5,2 %; 2009 года - на 37,7 %.
Наиболее крупные должники по уплате пени - это МУП «Горизонт» и МУП «Стадион «Спартак»». Сводные данные, подтверждающие, что доля данных предприятий в общей сумме кредиторской задолженности по пени по МУПам составляет от 90,3 до 100,0 %, приведены в Таблице 20.


Таблица 20

Сведения о динамике кредиторской задолженности по пени по уплате страховых взносов МУП «Горизонт» и МУП «Стадион «Спартак»»

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

МУП «Горизонт»

949,8

508,6

508,5

МУП «Стадион «Спартак»»

225,1

607,8

1166,2

Итого

1174,9

1116,4

1674,7

Согласно представленным сведениям МУПов общая сумма задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с каждым последующим годом увеличивается, так в течение 2008 года задолженность увеличилась в 14,1 раз, в течение 20098 года – 1,4 раза (Таблица № 21)


Таблица № 21

Сводные сведения об общей сумме задолженности МУПов  городского округа перед Пенсионным фондом РФ (сальдо)

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

-357,6

1695,4

1928,5

страховая часть

1088,7

8631,2

12798,1

ВСЕГО

731,1

10326,6

14726,6

доля к итоговой сумме

0,8 %

6,5 %

9,8 %

Доля общей суммы задолженности МУПов в процентном соотношении к итоговой сумме задолженности организаций городского округа составила: на 01.01.2008 – 6,5 % от общей задолженности; на 01.01.2010 – 9,8 % соответственно.

3. Основные характеристики о состоянии расчётов по уплате страховых взносов организаций городского округа, предоставленной Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском

В ходе подготовки информационно-аналитической записки Контрольно-счетной палатой сделан запрос о предоставлении информации о начислении и уплате страховых взносов (пеней и штрафов) на обязательное пенсионное страхование в адрес Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Петропавловск-Камчатском Камчатского края.
Анализируя данные, представленные Управлением Пенсионного фонда РФ, выявлены многочисленные несоответствия с данными, представленным ранее контрагентами.
Наибольшая сумма расхождений выявлена в отношении органов администрации, находящихся в стадии ликвидации. Данный факт обусловлен, прежде всего, отсутствием в учёте Управления Пенсионного фонда РФ крупной суммы кредиторской задолженности по пени, начисленной Управлению культуры г. Петропавловска-Камчатского.

Таблица 22

Сравнительные данные по кредиторской задолженности по  органам администрации городского округа, находящимся в стадии ликвидации

(тыс. рублей)

 

По данным контрагентов

По данным ПФ

 

01.01.08

01.01.09

01.01.10

01.01.08

01.01.09

01.01.10

1

2

3

4

5

6

7

накопительная часть

страховые взносы

6,1

42,5

0,0

14,0

41,5

0,0

пеня

27366,6

27366,6

27366,6

1,2

1,2

0,0

страховая часть

страховые взносы

38,2

85,5

33,1

109,0

74,9

22,5

пеня

0,0

0,0

0,0

5,7

5,7

0,0

Между тем, график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам по Управлению культуры г. Петропавловска-Камчатского согласован с представителем Управления Пенсионного фонда РФ.  
Далее приведены сводные данные по организациям городского округа, свидетельствующие о наличии расхождений между сведениями, предоставленными различными источниками о состоянии расчётов по страховым взносам.

Таблица 23

Сравнительные данные по кредиторской задолженности по страховым взносам организаций городского округа в 2008 - 2009 годах 

(тыс. рублей)

 

01.01.08

01.01.09

01.01.10

Данные контрагента

Данные ПФ

Отклонен.

Данные контрагент

Данные ПФ

Отклонен.

Данные контрагент

Данные ПФ

Отклонен.

1

2

3

4=3-2

5

6

7=6-5

8

9

10=9-8

накопительная часть

Органы администрации

191,6

139,3

-52,3

1723,4

2778,1

1054,7

582,4

480,7

-101,7

МУ, МАУ

5679,8

5646,7

-33,1

15525,2

15385,7

-139,5

14472,3

13756,7

-715,6

МУП, в т.ч. преобразованные в ОАО

472,9

334,7

-138,2

1586,0

1680,5

94,5

1850,4

2629,7

779,3

Итого

6344,1

6120,7

-223,4

18834,6

19844,3

1009,7

16905,1

16867,1

-38,0

страховая часть

Органы администрации

2007,1

2069,7

62,6

11479,7

11527,5

47,8

2086,0

2164,2

78,2

МУ, МАУ

43515,7

44893,6

1377,9

70086,1

70699,1

613,0

65615,9

66021,1

405,2

МУП, в т.ч. преобразованные в ОАО

4830,4

5215,4

385,0

8570,7

9400,4

829,7

11361,2

12898,7

1537,5

Итого

50353,2

52178,7

1825,5

90136,5

91627,0

1490,5

79063,1

81084,0

2020,9

Кроме того, в соответствии с запросом Контрольно-счетной палаты Управлением Пенсионного фонда РФ предоставлена информация по состоянию расчётов по страховым взносам обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО), собственником которых является городской округ (ООО «Техно-Сервис», ООО «Центр-Сервис», ООО «Восток-Сервис», ООО «Юг-Сервис», ООО «Авача-Сервис»), сводная информация приведена в Таблице 24.

Таблица 24

Сведения о динамике кредиторской задолженности по страховым взносам ООО городского округа в 2008 - 2009 годах

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

286,6

1357,2

2351,5

страховая часть

3565,2

9854,2

6766,1

ИТОГО

3851,8

11211,4

9117,6

Таким образом, предоставленная информация свидетельствует о наличии значительных сумм кредиторской задолженности данных организаций перед Пенсионным фондом РФ. Кроме того, по указанным ООО городского округа в течение 2008 - 2009 годов начислена пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1448,0 тыс. рублей, уплачено - 624,6 тыс. рублей. В ходе аналитической работы Контрольно-счетной палатой направлены запросы в адрес руководителей данных ООО городского округа в целях выяснения причин образования задолженности по уплате страховых взносов.
Руководители рассматриваемых ООО «Центр-Сервис», ООО «Восток-Сервис», ООО «Юг-Сервис» сообщили, что возглавляемые ими организации выполняют подрядные работы, основным заказчиком которых выступает МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (в настоящее время - МАУ) (далее - МУ, МАУ «УЖКХ»).
Согласно представленной информации данные организации ощущают острую нехватку денежных средств, необходимых для своевременного и полного погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Дебиторам названных выше ООО, являются организации муниципальной формы собственности. Сведения в части наиболее крупных дебиторов приведены в Таблице 25.

Таблица 25

Сведения по дебиторской задолженности отдельных организаций городского округа перед ООО «Техно-Сервис», «Центр-Сервис», «Восток-Сервис», «Юг-Сервис», «Авача-Сервис»

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

МУ «Управление благоустройства»

-

9825,1

12586,0

МУ «УЖКХ»

57771,3

82884,6

16395,1

МАУ «УЖКХ»

-

-

32816,1

ООО «УЖКХ»

-

-

8773,0

МУ «УКСР»

-

1353,6

-

МУП «Спецтранс»

-

-

4105,0

Итого:

57771,3

94063,3

74675,2

Необходимо отметить, что согласно данным, предоставленных МУ «Управление благоустройства», рассмотренная задолженность в части данного учреждения составляет, соответственно, 9355,0 тыс. рублей (на 01.01.2009) и 7854,0 тыс. рублей (на 01.01.2010).
Резюмируя вышеизложенное, необходимо констатировать, что наличие такого фактора, как взаимные неплатежи организаций городского округа, в частности, обуславливает возникновение задолженности по перечислению страховых взносов, начисление пени по указанным организациям.
Также Управлением Пенсионного фонда РФ представлены сведения по организациям, находящимся в конкурсном производстве (ММОП ЖКХ «Южное» с 19.10.2006; МУП «Горводоканал» с 10.09.2008; МУП «Лотос» с 29.04.2009; МУП «Северо-Восточное» с 30.08.2007). Сводные данные, свидетельствующие о наличии и стабильном увеличении в проверяемом периоде общей суммы задолженности данных организаций перед Пенсионным фондом РФ, приведены в Таблице 26.


Таблица 26

Сводные данные по кредиторской задолженности по  организациям городского округа, находящимся в конкурсном производстве

(тыс. рублей)

 

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

1

2

3

4

накопительная часть

страховые взносы

422,2

558,1

512,5

пеня

11,5

87,4

143,6

страховая часть

страховые взносы

5401,9

6087,0

6025,1

пеня

181,6

1255,8

2896,3

Итого:

6017,2

7988,3

9577,5

5. Анализ причин сложившейся ситуации в городском округе по платежам в Пенсионный фонд РФ

Обобщая вышеизложенное, на основании рассмотренных сведений о состоянии расчётов по уплате страховых взносов по организациям городского округа, необходимо констатировать, что отсутствует прямая зависимость между организационно-правовой формой и качеством данных расчётов. В целом по городскому округу, как по бюджетным учреждениям, так и по коммерческим организациям, в 2008 – 2009 годах перечисления производились в большинстве случаев несвоевременно, не в полном объёме, в результате начислялись и перечислялись значительные суммы пени.
Необходимо отметить, что в отдельных случаях одной из причин образования задолженностей организаций городского округа перед Пенсионным фондом РФ является некачественное планирование бюджетных расходов. Так, в проверяемом периоде при планировании расходов местного бюджета изначально ассигнования по финансированию расходных обязательств городского округа перед внебюджетными фондами закладывались не в полном объёме, что подтверждается данными проверок Контрольно-счетной палаты, проведённых по вопросам формирования и использования фонда оплаты труда органов местного самоуправления, муниципальных учреждений городского округа.
В частности, по Департаменту социального развития городского округа начисления на фонд оплаты труда на 2008 год согласно расчёту составили 11576,2 тыс. рублей, вместе с тем согласно решению о бюджете на 2008 год бюджетные ассигнования в части данных расходов предусмотрены в размере 7694,3 тыс. рублей (66,5 % от расчетной суммы). Аналогично по Департаменту экономической и бюджетной политики администрации городского округа: 6473,6 тыс. рублей и 4801,8 тыс. рублей (74,2 %) соответственно.
Формат проведённой Контрольно-счетной палатой аналитической работы не позволяет сделать однозначные выводы в части состояния расчётов по уплате страховых взносов организаций городского округа, что обусловлено большим количеством контрагентов, объёмом и качеством предоставленного материала, в частности, наличием многочисленных фактов несоответствия данных, предоставленных по одной организации различными источниками и т.п. В результате представляется возможным определить лишь основные тенденции в состоянии указанных расчётов.
Наличие значительных сумм расхождений по данным, характеризующим задолженность перед Пенсионным фондом РФ организаций городского округа, свидетельствует о формальном подходе к проведению инвентаризации данных расчётов.
По мнению Контрольно-счетной палаты одной из причин сложившейся ситуации является превышение объёма принятых обязательств над реальными доходами бюджета городского округа. В результате частичного финансирования получателей средств местного бюджета расходные обязательства перед Пенсионным фондом РФ выполняются несвоевременно, не в полном объёме. Взаимные неплатежи организаций городского округа также обуславливают образование задолженности перед Пенсионным фондом РФ.
Кроме того, наличие значительных сумм задолженности, возрастающих в течение проверяемого периода, не только не способствует стабилизации экономической ситуации в городском округе, но и создаёт риски дальнейшего роста расходов городского округа в данной сфере в будущем в связи с начислением пени. Потенциальное влияние несвоевременного и не в полном объёме перечисления страховых взносов организациями городского округа на увеличение расходов бюджета городского округа, по мнению Контрольно-счетной палаты, обусловливает необходимость осуществления органами администрации городского округа систематического мониторинга состояния данных расчётов. Необходимо своевременное, с учётом имеющихся возможностей, принятие мер к погашению возникающей задолженности и предотвращению возникновения аналогичной задолженности в дальнейшем.

Выводы:

1. Результаты аналитической работы свидетельствуют о том, что отсутствует прямая зависимость между организационно-правовой формой и качеством расчётов организаций городского округа с Пенсионным фондом РФ. В целом по городскому округу, как по бюджетным учреждениям, так и по коммерческим организациям муниципальной формы собственности в 2008 - 2009 годах перечисления производились в большинстве случаев несвоевременно, не в полном объёме, в результате, начислялись и перечислялись значительные суммы пени. В течение 2008 - 2009 годов пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислена по организациям городского округа в размере 18597,7 тыс. рублей, уплачено - 5870,7 тыс. рублей. Сумма кредиторской задолженности по пени на 01.01.2008 составляла 47275,3 тыс. рублей, на 01.01.2009 - 51047,4 тыс. рублей, на  01.01.2010 - 58225,3 тыс. рублей.
2. Состояние расчётов организаций городского округа с Пенсионным фондом РФ характеризуется наличием значительных сумм задолженности, как по страховым взносам, так и по пени. Общая сумма задолженности (сальдо) на 01.01.2008 составляет 95049,3 тыс. рублей, на 01.01.2009 - 158068,0 тыс. рублей, на 01.01.2010 - 150054,7 тыс. рублей. Основная доля в общей сумме задолженности перед Пенсионным фондом РФ среди организаций городского округа приходится на муниципальные учреждения и муниципальные автономные учреждения городского округа (от 67,1 до 69,0 %), основная доля кредиторской задолженности по пени - на органы администрации городского округа (от 49,8 до 60,2%). Необходимо отметить, снижение общей задолженности в 2009 году на 8013,3 тыс. рублей (или на 5,1 %), тем не менее, общая сумма задолженности по прежнему остаётся значительной
3. Доля МУПов в общей сумме кредиторской задолженности по страховым взносам в целом по городскому округу не значительна (от 9,3 до 13,8%). Однако при наличии кредиторской задолженности у одних организаций, по другим - числятся значительные суммы дебиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2008 наиболее крупные суммы дебиторской задолженности, сопоставимые с начислением страховых взносов по предприятию в течение года, числились по МУП «Горсеть».
4. По мнению Контрольно-счетной палаты, одной из причин образования значительным сумм задолженности перед Пенсионным фондом РФ является превышение объёма принятых обязательств над реальными доходами бюджета городского округа. В результате частичного финансирования получателей средств местного бюджета расходные обязательства перед Пенсионным фондом РФ выполняются несвоевременно, не в полном объёме. Взаимные неплатежи организаций городского округа также обуславливают образование задолженности перед Пенсионным фондом РФ.  
5. При обработке данных, представленных Управлением Пенсионного фонда РФ, выявлены многочисленные несоответствия с данными, представленным ранее контрагентами, что свидетельствует о формальном подходе к проведению инвентаризации данных расчётов.
6. Потенциальное влияние несвоевременного и не в полном объёме перечисления страховых взносов организациями городского округа на увеличение расходов бюджета городского округа, по мнению Контрольно-счетной палаты, обусловливает необходимость осуществления органами администрации городского округа систематического мониторинга состояния данных расчётов. Необходимо своевременное, с учётом имеющихся возможностей принятие мер к погашению возникающей задолженности и предотвращению возникновения аналогичной задолженности в дальнейшем.

 

Предложения:

1. Направить информационно-аналитическую записку для сведения в адрес Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Направить информационно-аналитическую записку в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа с приложением информационного письма с предложениями обратить внимание на решение следующих вопросов:
- проведение инвентаризации расчётов по уплате страховых взносов и пени организациями городского округа в Пенсионный фонд РФ;
- проведение систематического мониторинга состояния данных расчётов, своевременное с учётом имеющихся возможностей принятие мер к погашению возникающей задолженности и предотвращению возникновения аналогичной задолженности в дальнейшем.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 
 А.А. Новиков