Скачать Аналитическую записку
zapiskaEPK.doc (250.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский    «18» февраля 2010 года
                                               

Аналитическая записка подготовлена в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) на 2009 год. Целью аналитической работы является определение эффективности использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - городской округ), направленных в 2006 - 2008 годах на реализацию долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006 - 2010 годы)» (далее - Целевая программа, программа), оценка степени достижения ожидаемых результатов. Муниципальный заказчик программы - администрация городского округа, исполнитель - Аппарат администрации городского округа (далее - Аппарат администрации). Сроки и этапы реализации: 2006 - 2007 годы (I этап); 2008 - 2010 годы (II этап). В ноябре 2009 года принято решение о досрочном прекращении реализации Целевой программы.
В процессе работы над аналитической запиской рассмотрены материалы контрольно-ревизионных мероприятий Контрольно-счетной палаты (проверяемый период 2006 - 2008 годы), информация, опубликованная в средствах массовой информации, а также представленная по запросам Контрольно-счетной палаты.
Необходимо отметить, что муниципальный заказчик ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным, должен представлять Главе городского округа отчёт о ходе реализации программы и эффективности проводимых мероприятий . Данные материалы не представлены.

1. Общие положения

В России развитию информационных технологий уделяется внимание на самом высоком уровне. Вместе с тем, по словам Президента России Д.А.Медведева, государственные расходы на информатизацию в стране в настоящее время в отношении к объёму валового внутреннего продукта сопоставимы с Германией, но эффективность использования этих средств у нас весьма незначительная.
Сложившаяся в стране ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем (далее - ИС). Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики .
В контексте вышесказанного показательными являются результаты реализации Целевой программы, рассмотренные далее.
Переход к программно-целевым методам бюджетного финансирования обусловлен наличием определённых преимуществ, основные из которых:
- концентрация ограниченных ресурсов на решении приоритетных задач развития муниципального образования;
- решение сложных комплексных задач в средне- и долгосрочном периодах;
- наличие временных контрольных показателей, позволяющих контролировать ход реализации программы и эффективность расходования средств местного бюджета;
- прозрачность механизмов финансирования, закупок и принимаемых решений;
- возможность оценки не только краткосрочных, но и средне- и долгосрочных социально-экономических эффектов от реализации программы;
- софинансирование программы со стороны различных участников.
Однако, как свидетельствуют результаты аналитической работы, ни одно из преимуществ внедрения программно-целевого метода в ходе исполнения Целевой программы не реализовано.
Согласно паспорту Целевой программы были запланированы расходы в общей сумме 255299,3 тыс. рублей, в частности, на 2006 год - 29950,0 тыс. рублей, 2007 год - 51511,5 тыс. рублей; 2008 год - 47737,5 тыс. рублей; 2009 год - 63000,0 тыс. рублей. За период реализации расходы в рамках программы составили 90657,5 тыс. рублей: в 2006 году - 14005,5 тыс. рублей (61,8 % бюджетных назначений и 46,8 % от потребности согласно паспорту программы); в 2007 году - 30214,2 тыс. рублей (51,1% и 58,7%); в 2008 году - 40662,5 тыс. рублей (85,2 % и 85,2%); 2009 году - 5775,3 тыс. рублей (100% и 9,2%). Таким образом, исполнение программы осуществлялось в условиях недостаточного бюджетного финансирования, объёмы выделенных средств на реализацию программных мероприятий в основном не соответствуют ни паспорту Целевой программы, ни решениям о бюджете городского округа.
Кроме того, результаты контрольных мероприятий свидетельствуют также о несоответствии в отдельных случаях объёмов заключённых муниципальных контрактов паспорту Целевой программы в части планируемого объёма средств по конкретным наименованиям. Так, в течение 2006 - 2008 годов не реализованы отдельные программные мероприятия , однако, по отдельным направлениям стоимость заключённых контрактов превысила плановые ассигнования, установленные паспортом Целевой программы. В частности, на создание единой выделенной ИС среди учреждений образования - на 796,6 тыс. рублей (составила 2498,3 тыс. рублей), среди муниципальных учреждений здравоохранения - на 9249,8 тыс. рублей (10199,8 тыс. рублей); создание, развитие структурированных кабельных сетей в зданиях администрации - на 6530,4 тыс. рублей (16530,4 тыс. рублей);  оснащение компьютерной, копировально-множительной техникой - на 1066,0 тыс. рублей (23459,0 тыс. рублей). Также, расходы на информатизацию в сфере здравоохранения и в сфере культуры осуществлены в сравнении с планом в меньших объёмах (соответственно на 1646,0 тыс. рублей и 1013,6 тыс. рублей), а в сфере образования и информатизации управления городским округом - в больших (соответственно на 1208,0 тыс. рублей и 1331,8 тыс. рублей).
В рамках Целевой программы в течение 2006 - 2008 годов заключено 47 муниципальных контрактов, 9 договоров на общую сумму 92210,9 тыс. рублей, в частности: 9 контрактов, 2 договора в целях разработки, внедрения, оптимизации и модернизации автоматизированных информационных систем (далее – АИС) на сумму 20188,1 тыс. рублей (21,9% от общей стоимости); 15 контрактов, 4 договора - с целью создания  структурированных кабельных сетей, развития сети передачи данных - 26393,1 тыс. рублей (28,6%); 11 контрактов, 3 договора - на поставку компьютерной техники, оборудования - 29599,7 тыс. рублей (32,1%); 1 контракт на поставку оборудования и монтаж сетей - 11850,0 тыс. рублей (12,9%); 4 контракта на поставку программного обеспечения, лицензий - 3152,5 тыс. рублей (3,4%); 3 контракта на оказание услуг по обучению, сопровождению и предоставлению доступа в Интернет - 1027,5 тыс. рублей (1,1%).
В контексте рассмотрения такого аспекта программно-целевого метода, как прозрачность расходов на цели информатизации, необходимо отметить, что реализация мероприятий, аналогичных включённым в Целевую программу (поставки компьютерной техники по договорам финансовой аренды, монтаж структурированных кабельных сетей и др.), началась до принятия программы. Так, например, по данным сайта администрации городского округа (2004 - 2007 годы) для муниципальных учреждений здравоохранения с 2005 года приобретено 88 комплектов компьютерной техники. 
Кроме того, в период действия программы реализация отдельных мероприятий осуществлялась за счёт бюджетных средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности органов администрации городского округа.
Также, из бюджета городского округа за рамками Целевой программы выделены средства по состоянию на 04.12.2009 в общей сумме 11757,1 тыс. рублей на «мероприятия в области информатизации». Информация по запросам Контрольно-счетной палаты в отношении муниципальных нормативных актов, на основании которых в бюджете городского округа запланированы расходы по указанным мероприятиям, не представлены. Вместе с тем, представлены сведения об использовании средств местного бюджета на «мероприятия в области информатизации». Кроме того, сведения о муниципальных контрактах, заключенных Аппаратом администрации, представлены на официальном сайте администрации городского округа. Так, в течение 2009 года в рамках реализации мероприятий в области информатизации заключено 32 муниципальных контракта и 16 договоров на общую сумму 22194,3 тыс. рублей, в частности, в целях: обучения в сфере информационных технологий – 1 контракт и 4 договора (340,0 тыс. рублей, 1,5%), поставки материалов и проведения работ для создания линий связи - 4 контракта, 2 договора (3245,2 тыс. рублей, 14,6%), поставки компьютерной и копировально-множительной техники - 14 контрактов, 4 договора (9626,1 тыс. рублей, 43,4%), обеспечения доступа в Интернет - 3 контракта и 3 договора (1467,1 тыс. рублей, 6,7%), поставки и создания программного обеспечения - 4 контракта и 3 договора (4647,8 тыс. рублей, 20,9%), сопровождения работы информационных баз - 6 контрактов (2868,1 тыс. рублей, 12,9 %). В рамках финансирования мероприятий по информатизации средства местного бюджета в размере 1759,7 тыс. рублей перечислены также для финансирования контрактов, заключённых в 2006 - 2008 годах в рамках Целевой программы. 
На территории городского округа мероприятия по информатизации в период действия программы осуществлялись также в рамках программ федерального и регионального уровня (в Целевой программе какие-либо данные по данным фактам отсутствуют). Например, согласно информации, содержащейся в МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» в рамках софинансирования от Управления образования Камчатского края в период реализации Целевой программы получены 32 сервера.
Необходимо отметить, что прекращение реализации Целевой программы и принятие новой программы в области информатизации городского округа обуславливает отсутствие преемственности в использовании бюджетных средств.
Согласно паспорту программы предполагалось выделение ограниченного объёма финансирования из местного бюджета и восполнение необходимого объёма за счёт бюджетов других уровней и внебюджетных источников, в том числе отмечалась целесообразность координации с соответствующими мероприятиями ФЦП «Электронная Россия» . Несмотря на это, при планировании объёмов финансирования программных мероприятий рассматривался один источник - бюджет городского округа. Первоначально, по информации Аппарата администрации, основным препятствием в прогнозировании необходимого объёма финансирования за счёт бюджетов других уровней являлось отсутствие региональных программ по информатизации. Между тем, начиная с 2008 года, реализуются краевые целевые программы «Электронная Камчатка». Информация о причинах отсутствия внебюджетных источников не представлена. Между тем, реализация потенциала ИКТ требует не только ведущей роли государства , но и обязательств со стороны частного сектора. Частный сектор является и, вероятно, всегда будет являться лидером в области инноваций, инвестиций в ИКТ и применения современных технологий. Органы власти могут воспользоваться его преимуществами, улучшая доступ к капиталу, добиваясь прозрачности системы отчётности и инвестирования.
Таким образом, при разработке и реализации Целевой программы не использован потенциал эффективного взаимодействия между муниципальными, государственными, коммерческими и некоммерческими организациями, частными лицами в области информатизации.

1. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в социально-экономическом развитии муниципального образования

Современная цивилизация характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют потенциально мощный механизм преобразования общественной жизни и роста экономики. Определяющая черта ИКТ - это их способность облегчать сбор, обработку, хранение, извлечение и распространение знаний. Управление знаниями крайне важно в условиях глобальной экономики, где успех часто зависит от умения быстро приобретать и эффективно использовать знания, а также оперативно и экономно передавать их. ИКТ - неотъемлемый элемент социально-экономического развития  - могут помочь уравнять ситуацию в этой области для субъектов, находящихся в различных регионах. Более того, поскольку корни многих неэкономических проблем лежат в сфере доступа к информации, ИКТ могут способствовать преодолению этих преград.
В настоящее время всё шире ИКТ используются для подключения к сетям, открывающим доступ к информации. Интернет представляет собой наиболее важную глобальную ИКТ-сеть.
Зарубежный опыт наглядно иллюстрирует возможности ИКТ. Так, в целях достижения соответствия модели регулирования, установленной Евросоюзом, Болгария в ходе административной реформы выявила потребность в онлайновых государственных услугах, ориентированных на нужды граждан, и сегодня они являются важным аспектом развития электронного правительства. Цель проекта состоит в том, чтобы предоставить гражданам и компаниям возможность 24 часа в сутки, семь дней в неделю обращаться к информации и услугам государства по сети, а также уплачивать сборы, получать справки и просматривать документы различных государственных органов быстро, без бюрократических проволочек. Первоначально онлайновые службы были предоставлены Управлением гражданской регистрации и административного обслуживания (по изменению адреса местожительства по Интернету); Национальным фондом социального обеспечения (получение справок о платежах в фонд социального обеспечения); Центром информационных услуг (запросы, касающиеся регистрации компаний) .
Использование ИКТ в общественном секторе усиливает действенность органов власти, прозрачность принятия решений. Уровень информационного обеспечения, зависящий, не только от качества и адекватности информации реальному положению дел, но и от скорости, своевременности предоставления требуемых данных, в значительной мере обуславливает эффективность управления. Использование ИКТ в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения, повышения качества услуг, предоставляемых населению. Информатизация не может являться самоцелью в использовании бюджетных средств. Направления реализации политики в области развития и распространения ИКТ должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития муниципального образования. Целесообразность использования средств местного бюджета на информатизацию определяют конкретные достижения в социально-экономическом развитии муниципального образования. Кроме того, простое использование ИКТ в социально-экономических проектах, в ущерб другим необходимым элементам, не может служить панацеей в решении всех стоящих задач.
Сегодня в стране на смену огромному начальному энтузиазму пришёл прагматичный и реалистичный подход, отличающийся стремлением постигнуть суть происходящего и проанализировать, каким образом можно разумно и экономически эффективно использовать ИКТ в целях содействия социально-экономическому развитию. В свою очередь социальная, экономическая и нормативная среда, в рамках которой осуществляется ИКТ-проекты, столь же важна для конечного успеха проекта, как и сами технологии. Необходима разработка эффективной политики, содействующей социально-экономическому развитию на основе использования ИКТ.
Ценность той или иной технологии для реализации целей социально-экономического развития нельзя оценить абстрактно - она зависит от того, приемлема ли данная технология для воплощения в жизнь конкретного проекта, обеспечивает ли этот проект действенные стимулы для его участников и обладают ли участники проекта необходимой квалификацией для эффективного использования данной технологии.
Необходимо отметить, что в городском округе до настоящего времени не внедрён в практику бюджетного финансирования метод «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР), который является одним из путей повышения эффективности расходования бюджетных средств. Суть данного метода - переход от управления расходами на содержание бюджетных организаций к управлению достигаемыми ими результатами при предоставлении общественных благ. При этом оценка этих результатов должна вестись на основе как количественных, так и качественных показателей.
Внедрение БОР на муниципальном уровне особенно актуально в связи с тем, что в новых законодательных условиях органы местного самоуправления вынуждены брать ответственность за перспективы  развития муниципального образования и в связи с этим адекватно оценивать свои возможности и ресурсы. Кроме того, местное самоуправление - наиболее близкий к населению уровень власти, располагающий, поэтому, широкими возможностями для привлечения населения к оценке эффективности своей деятельности.
На местном уровне предоставляется большинство муниципальных услуг, в которых нуждается население и местная администрация несёт ответственность за их предоставление. Муниципальная услуга - это деятельность органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений и организаций, осуществляемая в рамках их компетенции и направленная на удовлетворение потребностей населения муниципального образования в реализации его законных прав и интересов. Органы местного самоуправления определяют приоритеты расходования средств местного бюджета и способы достижения поставленных целей; решают, в каких сферах необходимы кардинальные изменения и какие дополнительные услуги нужны для повышения качества жизни граждан. Следовательно, чтобы деятельность местной администрации была эффективной, она должна быть направлена на удовлетворение потребностей населения.
Жизнеспособность ИКТ-решения обуславливается существующим социальным, экономическим и правовым контекстом, наличием стабильных стимулов для его повседневного использования. Невыполнение этих условий не только помешает реализации задач проекта, но и может привести к возникновению чувства разочарованности в ИКТ в целом у тех граждан, на кого был ориентирован этот проект, что впоследствии будет негативно сказываться на их желании осваивать ИКТ.
При планировании и реализации мероприятий информатизации необходимо учитывать сложившуюся ситуацию в данной сфере. Так, быстрые темпы инноваций в сфере ИКТ обуславливают сокращение промежутка времени между изобретением и коммерческим применением ИКТ.
Кроме того, необходимо учитывать, что в России с 2002 года реализуется ФЦП «Электронная Россия», в рамках одного из направлений которой предусмотрено создание типовых программно-технических решений, создание фонда программ, разработка методической базы, регулирующей вопросы их повторного применения иными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных, находящихся в стадии реализации задач. Основные направления деятельности - это смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы; оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур в целях перевода государственных услуг в электронный вид; внедрение единых стандартов создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных ИС, унифицированных технологий и протоколов ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия; нормативного правового обеспечения для оказания государственных услуг в электронном виде. Создается единая технологическая платформа, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства; разрабатываются механизмы управления ведомственными и региональными программами информатизации органов государственной власти, учитывающие вопросы оптимизации административных процедур и необходимость обеспечения финансирования за счёт средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Таким образом, проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИТК в деятельности органов власти, носят комплексный межведомственный характер. Их устранение требует скоординированного проведения организационных изменений, обеспечения согласованности действий органов власти различного уровня. Решение данных проблем возможно исключительно на уровне государства.

2. Основные итоги реализации программных мероприятий. Результаты сопоставления целей и задач Целевой программы с фактическим исполнением

Аппаратом администрации представлены численные значения отдельных показателей результативности по состоянию на 2009 год в сравнении с 2005 годом. Между тем данные показатели носят искусственный характер, слабо связанный с объективными результатами выполнения мероприятий программы, и позволяют оценить только отдельные количественные изменения, причем не вполне объективно. Данные показатели не дают представления о качественных изменениях, не позволяют оценить результаты и эффективность реализации программы.
Так, например, такой показатель как «доля населения, регулярно использующая сеть Интернет», не в полной мере определяется реализацией данной программы.
Наименование такого показателя, как «место округа в рейтингах по эффективности муниципального управления и уровню развития «электронного правительства»» является некорректным, так как сомнение вызывает достоверность показателя, применимая база сравнения. Выше приведены аргументы, по причине которых развитие «электронного правительства» в данных условиях невозможно, и в городском округе данный проект не реализован.
Показатель «доля органов управления городским округом, осуществляющих внедрение ИКТ в соответствии с программой», также не отражает истинное положение дел.
Эти и другие приведённые Аппаратом показатели дезориентируют и не дают представления о достижении конечных целей использования бюджетных средств.
Аналитическая работа, проведённая Контрольно-счетной палатой, показала, что Целевой программой (раздел 1) была запланирована разработка, утверждение комплекса основных стандартов создания и развития муниципальных ИС, в частности, архитектуры «электронного правительства», социального регистра. Планировалось обеспечить, в том числе, эффективное функционирование создаваемых ИС и ресурсов, совместимость с ИС иных уровней, интеграция муниципальных ИС с региональными, федеральными и ведомственными ИС.
Проведённый анализ показал, что изначально обеспечить данную совместимость в указанных случаях, как и в некоторых других, не представлялось возможным по причине отсутствия реализации на иных уровнях проектов, аналогичных проектам городского округа. В результате, Целевая программа, форсировала темпы информатизации.
Одним из принципов бюджетной системы, закреплённым в статье 28 Бюджетного кодекса РФ, является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предполагающий достижение заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижение наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств.
По мнению Контрольно-счетной палаты использование средств местного бюджета на финансирование мероприятий, при исполнении которых достижение конечных целей невозможно, противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Целевой программой в рамках формирования инфраструктуры информационного взаимодействия (раздел 2) предполагалось, в том числе, подключение органов государственной власти вышестоящих уровней к муниципальной сети, организация пунктов коллективного доступа к открытым ИС на базе почтовых отделений, муниципальных образовательных учреждений и городских библиотек. В результате планировалось получить целостную информационно-телекоммуникационная инфраструктуру округа, обеспечивающую функционирование муниципальных ИС и регламентированный доступ граждан и организаций к информационным ресурсам. Данные мероприятия не реализованы, поставленные цели не достигнуты.
Разделом 3 программы предполагалось формирование и развитие муниципальных ИС и ресурсов в целях обеспечения информационной открытости деятельности  органов управления городским округом, информирования населения о результатах социально-экономического развития городского округа, информационно-справочного обслуживания населения, предоставления гражданам и организациям услуг в интерактивном режиме, обеспечения их доступа к муниципальным базам данных. Например, планировалось внедрение проекта «Социальная карта горожанина», создание системы персонального учета и регистров населения в целях, в том числе, адресного предоставления и учёта льгот (выплат) с автоматизированным обслуживанием льготников, сокращения потерь времени при обращении граждан в органы управления городским округом. При этом, предполагалась интеграция с федеральной АИС «Государственный регистр населения». Однако, до настоящего времени правовой статус и порядок работы данной системы не разработаны, что в соответствии с федеральным законодательством является обязательным условием её функционирования.
Между тем, в 2006 году заключён, исполнен с оплатой в полном размере (1180,0 тыс. рублей) муниципальный контракт, в рамках которого разработаны проекты ИС социального регистра населения, ИС «Выплата субсидий», концепция создания системы персонального учёта населения (далее – СПУН). Согласно информации, содержащейся в МДЦП Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы), численность населения городского округа, учтённого в АИС «Социальный регистр» и получающего социальную поддержку при помощи использования средств ИКТ, в 2009 году составила 0 человек. Документально подтверждённая информация о деятельности в данном направлении отсутствует. Таким образом, результаты исполнения указанного контракта до настоящего времени для муниципальных нужд не используются.
Кроме того, содержание концепции СПУН городского округа, разработанной в ходе реализации одного из этапов работ по указанному контракту, полностью совпадает по содержанию с концепцией СПУН России, разработанной в рамках ФЦП «Электронная Россия». Данный факт также ставит под сомнение целесообразность использования в данном случае средств местного бюджета.
Необходимо обметить, что в МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» задачи, поставленные в данном направлении, значительно сужены: запланирована разработка технического задания, поставка и внедрение АИС «Социальный регистр». Информация о планировании дальнейшей реализации разработанной концепции создания СПУН городского округа, проекта ИС «Выплата субсидий» в новой программе отсутствует.
Запланированное создание в рамках программы муниципального удостоверяющего центра в области использования электронной цифровой подписи не производилось. Также, по данным проведённых проверок, не осуществлялись  мероприятия с целью создания центра данных и информационных ресурсов городского округа.
Для создания системы «Безопасный город» выполнены проектирование системы видеонаблюдения, поставка камер наружного наблюдения, видеосервера для реализации пилотного проекта, установка, настройка камер видеонаблюдения на площади им. В.И.Ленина (1044,2 тыс. рублей).
В целях создания системы обеспечения безопасности округа предполагалось формирование единого дежурно-диспетчерского центра реагирования на чрезвычайные ситуации. В Единой дежурно-диспетчерской службе в 2006 году исполнен муниципальный контракт (805,1 тыс. рублей) на поставку, внедрение автоматической системы обработки обращений граждан. В 2008 году был заключен контракт с целью модернизации системы (353,7 тыс. рублей). Однако, на момент проведения проверки в 2009 году данная система для муниципальных нужд не использовалась.
Кроме того, для оснащения здания Единой дежурно-диспетчерской службы оборудованием, монтажа инженерных систем в 2009 году исполнен муниципальный контракт на сумму 11850,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что в рамках данного контракта осуществлены мероприятия в общей сумме 3509,2 тыс. рублей, не соотносимые с целями и задачами программы, направленной на достижение результатов в сфере информатизации городского округа. В частности, приобретён комплект мебели, созданы системы контроля доступа в здание, кондиционирования, пожаротушения, пожарной сигнализации, охранной сигнализации, охранного видеонаблюдения. 
О неполной реализации мероприятий по данному направлению косвенно свидетельствует тот факт, что в рамках МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» в течение 2011 - 2015 годов планируется финансирование мероприятий по внедрению системы диспетчерского контроля в Единой дежурно-диспетчерской службе (3500,0 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Вместе с тем, финансирование деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы осуществляется исключительно за счёт средств бюджета городского округа. Кроме того, учитывая меры, принимаемые в масштабах страны в целях создания единой диспетчерской службы, необходимость координации действий с иными уровнями власти очевидна.
Для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями в рамках Целевой программы в 2007 году заключён муниципальный контракт на поставку аппаратно-программных комплексов, специализированного оборудования; на базе школы № 27 оказаны услуги по обучению, организации повышения квалификации и методической поддержке преподавателей и администраторов, по сопровождению работы участников проекта с информационным порталом, по предоставлению доступа к сети Интернет (3127,0 тыс. рублей). В рамках данного проекта с октября 2008 года началось обучение 20 детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте правительства Камчатского края, развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями на базе школы № 27 осуществляется с октября 2008 года в рамках приоритетного НП «Образование».
В МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» постфактум содержится информация о поставках в рамках Целевой программы для реализации проекта по дистанционному обучению 35 ученических и 20 учительских комплектов оборудования, комплектов программного обеспечения. Обеспечение оборудованием осуществлено на условиях софинансирования с Федеральным агентством по образованию Российской Федерации. Необходимо отметить, что ранее ни при планировании, ни в ходе реализации программы данные сведения не представлялись. Кроме того, данное оборудование до настоящего времени в полном объёме не используется по назначению, что подтверждается информацией, представленной на официальных сайтах администрации городского округа и Правительства Камчатского края (по состоянию на 2009 год в проекте задействованы 26 учеников и 9 учителей-предметников).
МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» запланирована дальнейшая организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (11950,0 тыс. рублей, источник финансирования – бюджет городского округа). В программу реализации приоритетного НП «Образование» на 2009 - 2010 годы также включено аналогичное направление деятельности. Камчатскому краю на эти цели из федерального бюджета выделяется субсидия в размере 17120,6 тыс. рублей с условием софинансирования из краевого бюджета 3830,2 тыс. рублей.
Официальная информация о планировании в части координации действий органов власти различного уровня отсутствует.
В области здравоохранения подчеркивалась значимость проекта телемедицины, реализация которого возможна только в кооперации с проектом телемедицины федерального уровня. Как свидетельствуют проведенные проверки, мероприятия по данному пункту программы не исполнялись.
Вместе с тем, на сайте администрации городского округа размещена информация в отношении мероприятий, проводимых в рамках приоритетного НП «Здоровье». В том числе указано, что в рамках проекта «Телемедицина» в 2006 году велись работы по полной информатизации Детской городского поликлиники № 1 и городской поликлиники № 1.
О состоянии информатизации в сфере здравоохранения свидетельствуют следующие данные, представленные в МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)»: число учреждений здравоохранения, использующих информационные технологии для автоматизации процессов управления учреждением и использующие ИКТ для организации предоставления медицинской помощи населению в 2009 году - 0 единиц.
Необходимо отметить, что помимо мероприятий, исполнение которых запланировано паспортом Целевой программы, согласно информации администрации городского округа в рамках программы планировались такие социально значимые проекты, как перевод записи пациентов в городских поликлиниках на электронную основу, создание информационных комплексов «Электронный проездной», «Диспетчеризация транспорта». Информация о реализации данных проектов отсутствует.
Ожидаемые результаты по разделу 3: доступность информации по деятельности органов управления, всем значимым сферам жизнедеятельности городского округа, улучшение ситуации в социально-значимых сферах, эффективное предоставление гражданам, организациям набора муниципальных услуг, в том числе с применением технологий «электронного правительства».
На практике удалось достичь промежуточных результатов, реализованы отдельные мероприятия, но окончательные результаты ни по одному направлению не достигнуты. Основная доля средств, использованных в рамках программы, затрачена на приобретение техники, оборудования, создание сетей (более 70%). 
Необходимо отметить, что МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» также запланированы мероприятия по созданию и развитию сетей (более 83 млн. рублей, из них в учреждениях социальной сферы - более 57 млн. рублей), а также оснащение техникой, оборудованием и модернизация существующего компьютерного парка (более 30 млн. рублей, из них в учреждениях социальной сферы - более 22 млн. рублей).
Поставки оборудования в образовательные учреждения городского округа также производились в рамках приоритетного НП «Образование», а также за счёт средств местного бюджета вне программы.
В отношении масштабности Целевой программы, охватывающей не только сферу управления городским округом, но и учреждения социальной сферы, необходимо отметить, что чрезмерная централизация сосредотачивает в Аппарате администрации значительные финансовые ресурсы и не гарантирует распределение централизованных финансовых ресурсов по направлениям, обеспечивающим населению получение необходимых общественных благ за счёт бюджетных средств. Удаленность контроля от места использования средств обуславливает снижение уровня контроля результатов их использования. При этом  персональная ответственность конкретных должностных лиц за результаты исполнения программы отсутствует. Кроме того, недостаточный общественный контроль, отсутствие надлежащего информационного аудита обуславливают возможность направлять средства местного бюджета на цели, не всегда отвечающие жизнеобеспечению населения.  
Таким образом, в части информатизации социальной сферы осуществляется параллельная деятельность на различных уровнях в условиях отсутствия единого координирующего центра, ответственности за результаты деятельности, что снижает эффективность использования бюджетных средств.
Так, в частности, результаты выборочной проверки показали отсутствие в 2009 году эксплуатации отдельных созданных ранее сетей, что согласно информации Аппарата администрации, обусловлено отсутствием квалифицированных специалистов в учреждениях, а также пассивностью руководителей, работников муниципальных учреждений при решении внутренних вопросов информатизации. Вместе с тем, наличие таких фактов ставит под сомнение своевременность, подготовленность мероприятий по созданию сетей, не востребованных потребителями.
В связи с этим необходимо отметить, что в целях реализации плана по созданию муниципального ресурсного центра в рамках программы в 2006 году профинансированы работы по строительству структурированных кабельных сетей (358,8 тыс. рублей). Однако, только в 2009 году постановлением Главы городского округа было предписано провести мероприятия по созданию ресурсного центра . На сайте администрации городского округа какая-либо информация о деятельности данного учреждения отсутствует. На основании запроса Контрольно-счетной палаты руководителем учреждения представлено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг в сфере ИКТ органам администрации городского округа и муниципальным учреждениям социальной сферы в 2009 году на сумму 1540,8 тыс. рублей, утвержденное 27.07.2009. Финансирование по состоянию на 30.11.2009 составило 650,5 тыс. рублей. Учреждением обеспечиваются условия для развития и внедрения информационных технологий в социальной сфере городского округа, в частности производится обучение основам использования ИКТ. Вместе с тем, контрольно-ревизионные мероприятия выявили многочисленные факты неиспользования продуктов информатизации, а также трудности в практическом применении АИС. Таким образом, создание данного учреждения должно было предварять мероприятия по внедрению ИКТ непосредственно в муниципальные учреждения.
Мероприятия по созданию муниципального ресурсного центра предусмотрены и МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» на период до 2015 года (3070,0 тыс. рублей).  
Необходимо констатировать повышение степени информационной открытости администрации городского округа, увеличение объёма информации, представленной на сайте администрации городского округа. Вместе с тем, доступность информации ограничена пользователями Интернета. Анализ содержания указанного сайта свидетельствует о неполном характере представленной информации. В частности, отдельные муниципальные правовые акты не размещаются на сайте, ограничен также объём информации по текущей деятельности органов администрации городского округа. Так, информация о результатах использования средств местного бюджета в рамках Целевой программы на сайте практически отсутствует .
Данные об улучшении ситуации в социально-значимых сферах, о ситуации в сфере предоставления муниципальных услуг в связи с реализацией Целевой программы, не представляется возможным оценить в связи с их отсутствием.
В целях повышения эффективности работы органов управления городским округом, управления муниципальной собственностью, повышения собираемости отчислений, эффективности расходования бюджета, а также достижения экономического эффекта от применения информационных технологий при осуществлении закупок и информационно-технологического обеспечения реформы жилищно-коммунального хозяйства округа разделом 4 Целевой программы запланирована информатизация городского управления.
  Планировалось внедрение ИС по делопроизводству, электронному архиву, по работе с обращениями граждан, подготовки и поддержки принятия решений с применением электронных административных регламентов. Обращалось внимание на необходимость унификации административных процессов, обеспечению межведомственного взаимодействия, в том числе в соответствии с разрабатываемой в рамках ФЦП «Электронная Россия» архитектурой «электронного правительства».
К вышеизложенным объективным причинам, обуславливающим во многих случаях проблематичность реализации намеченных мероприятий, необходимо обратить внимание на сроки реализации программы. По инициативе администрации городского округа разработан дорогостоящий проект, причём при отсутствии доказательств реализуемости столь масштабного, длительного по периоду реализации проекта. Планируемый изначально пятилетний период исполнения - это как в технологическом, так и в социальном плане значительный промежуток времени. Жизненные циклы ИКТ постоянно сокращаются, что обусловлено прогрессом.
Необходимо заметить, что цели информатизации не сводятся к автоматизации существующих функций управления. Электронное правительство должно быть более экономичным в пересчёте на единицу своих действий. Этого возможно добиться только, сломав старую систему информационных отношений (разрешительные принципы) и создав принципиально новую (уведомительные). Логика современного административного реформирования свидетельствует о движении реформ именно в данном направлении. Программа не содержит какую-либо информацию о возможных изменениях в технологическом и социальном плане. Вместе с тем, данные изменения в значительной мере обусловят неактуальность многих реализованных мероприятий. При осуществлении столь масштабного проекта необходимо ориентироваться не на текущие, а на перспективные потребности общества. Нарушение этого требования, обусловленного действием закономерности опережающего развития потребностей, ведёт к моральному устареванию инструмента ещё до начала его использования.
Для внедрения системы электронного документооборота в администрации городского округа в 2006 году заключён муниципальный контракт (1490,0 тыс. рублей), в 2008 году - контракт на оказание услуг по развитию данной системы (311,0 тыс. рублей).  Также, за счёт бюджетных средств, выделенных на текущую деятельность Аппарата администрации, в целях обеспечения контроля гражданами хода исполнения обращений в системе электронного документооборота приобретено оборудование (309,6 тыс. рублей). Причём, указанное оборудование до настоящего времени по прямому назначению не используется.
В целях создания геоинформационного центра в 2007 году заключён контракт на поставку программного обеспечения (1452,4 тыс. рублей). Согласно информации Аппарата администрации, в рамках мероприятий по созданию данного центра в Департаменте градостроительства и земельных отношений городского округа создан топографо-геодезический отдел, одной из задач которого является создание электронной карты городского округа в масштабе 1:500 с привязкой объектов к АИС. Согласно МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 – 2015 годы)», исполнение мероприятий по созданию геоинформационного центра запланировано до 2015 года (3000,0 тыс. рублей).   
В связи с отсутствием соответствующих специалистов, не представляется возможным оценить целесообразность действий администрации городского округа в данном направлении. Необходимо отметить, что согласно данным Контрольно-счетной палаты в рамках разработки генплана в 2006 году ФГУП «Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие» выполнены работы (961,0 тыс. рублей) по созданию карты г. Петропавловска-Камчатского (масштаб 1:10000), которая является неотъемлемой частью генплана.
При внедрении систем учёта собственности городского округа предполагалась координация с ИС Государственного Земельного кадастра и проектом единой системы документооборота «Кадастр», реализуемого в рамках ФЦП «Электронная Россия». Для внедрения АИС учёта муниципальной собственности в 2006 году заключён муниципальный контракт (8340,0 тыс. рублей). Однако, на момент проведения проверки в 2009 году были выполнены только отдельные этапы. АИС для муниципальных нужд в полном объёме не использовалась. По информации Аппарата администрации это обусловлено изменениями в законодательстве, кадровыми изменениями в администрации городского округа, сложностями в процессе переноса информации из баз данных программ. В 2009 году исполнителю перечислены средства местного бюджета в сумме более 8 млн. рублей.
Согласно паспорту программы, благодаря системе предполагалось достичь повышения качества, увеличения объёмов и сокращению сроков строительства, сохранения культурной преемственности градостроительных решений, обеспечения надежности и безопасности транспортной и инженерной инфраструктур.  Данные достижения, как и иные социально-экономические результаты, не подтверждены фактическими данными.
С помощью внедрения АИС обеспечения размещения заказа для муниципальных нужд предполагалось обеспечить увеличение эффективности использования бюджетных средств, в частности, за счёт повышения конкуренции на получение муниципальных заказов, сокращения затрат на ведение финансово-хозяйственной деятельности в сфере закупок. По данным выборочной проверки, проведённой в мае 2009 года, АИС не используется для муниципальных нужд. Между тем, соответствующий муниципальный контракт заключён в 2006 году, денежные средства в 2009 году выплачены в полном объёме (5000,0 тыс. рублей). В ходе проверки установлено, что программа работает только с использованием тестовой базы данных. Вместе с тем, согласно представленной бухгалтерской документации, работы выполнены и приняты заказчиком в полном объёме 25.12.2008. Информация, представленная Аппаратом администрации, свидетельствует о наличии объективных и субъективных факторов, препятствующих реализации мероприятий Целевой программы.
Согласно МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)»,  в 2009 году контракты с помощью данной системы не заключались.
МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» также планируется внедрение ИС учёта муниципальной собственности (13330,0 тыс. рублей) и АИС муниципального заказа (3200,0 тыс. рублей). Таким образом, без учёта суммы косвенных расходов, данные системы составят для бюджета городского округа в части учёта муниципальной собственности сумму более 21 млн. рублей, муниципального заказа - более 8 млн. рублей, причём в течение 2006 - 2015 годов. Вновь возникает вопрос о социально-экономическом эффекте от таких затрат. При этом, в течение 10 лет естественны изменения и в нормативном правовом регулировании, и в структуре администрации, и социальном развитии городского округа, и в самих ИКТ. Таким образом, данный объём расходов не является окончательным. В результате достигаемые результаты обесцениваются длительным сроком исполнения и постепенным увеличением стоимости.  
В соответствии с паспортом Целевой программы внедрение системы управления бюджетным процессом позволит прогнозировать, контролировать и оптимизировать доходы и расходы бюджета. Для внедрения системы управления бюджетным процессом в администрации городского округа заключён муниципальный контракт на сумму 1992,3 тыс. рублей (разработка, установка и внедрение АС для бухгалтерского и хозяйственного учета в органах администрации и муниципальных учреждениях (АС «Смета»)), на поставку дополнительных лицензий на подключение к АС «Бюджет» (350,0 тыс. рублей), на проведение работ по оптимизации АС «Смета» (350,0 тыс. рублей).
По данным проверок, внедрение программы АС «Смета» обусловило  также дополнительные затраты средств местного бюджета помимо средств, затраченных в рамках Целевой программы. Так, в отдельных случаях муниципальными учреждениями заключались договоры на обучение сотрудников для работы с АС, для проверки правильности установки программы на каждом рабочем месте. В отдельных случаях работники Аппарата администрации направлялись в служебные командировки, связанные с внедрением АС.
Необходимо  отметить, что до настоящего времени в отдельных органах администрации расчёт  фонда оплаты труда производится по программе ИП Веснина И.А. «Заработная плата версия Бюджет».
Выборочной проверкой разработки, установки и внедрения АС «Смета» выявлено, что в отдельных случаях работы выполнены в полном объёме, однако эксплуатация АС не производилась. Согласно информации Аппарата администрации это было обусловлено решением о нецелесообразности перехода на АС со стороны главного бухгалтера, а также технической неготовностью учреждения. Контрольно-счетной палатой в ходе контрольных мероприятий неоднократно фиксировались проблемные ситуации, которые периодически возникали у бухгалтеров в ходе практического освоения АС, а также были установлены отдельные факты неполного использования функций АС, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в контексте реализации данного направления программы, также возникает вопрос о несвоевременности создания ресурсного центра.  
  В сфере жилищно-коммунального хозяйства планировалось внедрение системы обеспечения деятельности информационно-расчетных центров; систем диспетчерского контроля и управления хозяйством городского округа; развитие и интеграция информационных систем предприятий и организаций, оказывающих жителям  округа коммунальные услуги. По данным проведенных проверок размещение муниципального заказа для реализации данного направления не производилось.
Согласно паспорту Целевой программы, в результате информатизация городского управления планировалось обеспечить эффективность работы органов местного самоуправления, служб городского округа; сбалансированность бюджета городского округа, а также получить экономический эффект от внедрения информационных технологий в сферу управления городским хозяйством.
Насколько указанные выше затраты позволили оптимизировать расходы бюджета городского округа не оценивалось, какой экономический эффект получен неизвестно.
Вместе с тем, можно констатировать, что за период 2008 - 2009 годы число работников администрации городского округа увеличилось на 80 человек, муниципальных служащих - на 47 человек. Более того, в результате реализации Целевой программы происходит удорожание стоимости содержания одного чиновника. Это легко просчитывается, данные о средствах местного бюджета, затраченных на удорожание рабочего места работника администрации, приведены выше.
Разделом 5 программы запланировано повышение квалификации служащих, навыков и мотивации населения по использованию информационных технологий.
           В целях обеспечения достижения результатов в разделе 6 рассмотрено управление реализацией мероприятий программы с помощью тщательной подготовки технических требований к выполнению мероприятий, проведения экспертизы создаваемых проектных решений. Подчеркивалась необходимость широкой общественной поддержки в целях пропаганды среди населения.
Необходимо отметить, что согласно паспорту программы для определения технической политики по реализации программы целесообразно формирование экспертного совета с привлечением представителей науки, внешних консультантов.
В результате реализации мероприятий по данному разделу предполагалось достичь выполнения мероприятий программы в срок, в рамках бюджета и с ожидаемыми качественными результатами, обеспечить информированность о программе населения городского округа, поддержку выполнения мероприятий программы муниципальными служащими.
По официальным данным реализация программы в рамках разделов 5 и 6 не производилась, что подтверждается результатами проверок. В ходе реализации программы не достигнуто адекватного уровня концептуальной и технической проработки отдельных задач. Экспертный совет с привлечением представителей науки, внешних консультантов сформирован не был, что в совокупности с недостаточным уровнем организационного и ресурсного обеспечения изначально обусловило невозможность успешной реализации программы в полном объёме.
Необходимо отметить, что в рамках МДЦП «Электронный Петропавловск-Камчатский (2010 - 2015 годы)» более не запланированы популяризация и формирование навыков использования ИТ у населения, обеспечение информационной поддержки и общественного хода реализации мероприятий программы, предусмотренные Целевой программой, но не реализованные. В новой программе предусмотрены лишь мероприятия по повышению квалификации работников администрации городского округа.
В настоящей аналитической записке не рассмотрены отдельные факты, установленные в ходе проверок, проведённых Контрольно-счетной палатой. Так, в результате недофинансирования программных мероприятий Аппаратом администрации систематически нарушались условия муниципальных контрактов, заключённых в рамках Целевой программы, в части оплаты. Кроме того, в ходе финансирования мероприятий Целевой программы в 2006 году необоснованно выплачены авансы, завышен размер аванса и преждевременно произведена оплата выполненных работ в нарушение условий заключенных муниципальных контрактов (более 4 млн. рублей).  В ходе реализации  программы также допускались отдельные нарушения порядка размещения муниципальных заказов . В частности общая сумма неустойки, подлежащая взысканию с подрядчиков в связи с нарушением условий муниципальных контрактов, составляет согласно расчёту, произведенному Контрольно-счетной палатой, 750,7 тыс. рублей. Вместе с тем, согласно претензиям, выставленным Аппаратом администрации, неустойка составила 566,1 тыс. рублей. В отдельных случаях муниципальные контракты были заключёны и исполнены на условиях, отличающихся от условий, содержащихся в конкурсной документации.

Выводы:

1. В период исполнения долгосрочной целевой программы «Электронный Петропавловск-Камчатский (2006 - 2010 годы)» не удалось в полной мере реализовать преимущества программно-целевого метода бюджетного финансирования, в частности, - обеспечить прозрачность использования средств бюджета городского округа на цели информатизации. Результаты, достигнутые в данной сфере, обусловлены также мероприятиями, реализуемыми вне рамок программы. Кроме того, досрочное прекращение реализации Целевой программы и принятие новой программы в области информатизации городского округа обуславливает отсутствие преемственности в использовании бюджетных средств.
2. Целевая программа являлась масштабной, но не в полной мере соответствующей техническому, кадровому и финансовому потенциалу городского округа. Реализуемость запланированных мероприятий не была достаточно обоснована разработчиками проекта.
3. Реализация программы происходила в условиях неполного бюджетного финансирования, объёмы финансирования программных мероприятий не соответствует ни паспорту Целевой программы, ни решениям о бюджете городского округа. В условиях недостаточного финансирования программы  допускалось использование средств на финансирование мероприятий, не соотносимых с задачами Целевой программы. Отдельные программные мероприятия не реализованы, по отдельным направлениям стоимость заключённых муниципальных контрактов превысила плановые ассигнования, установленные паспортом Целевой программы.
4. Анализ результатов реализации программы показал, что значительная часть мероприятий носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений муниципалитета и граждан. Так, внедрение ИС приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания муниципальных услуг и перевода взаимодействия органов муниципального управления, граждан и бизнеса в электронный вид.
5. Показатели, применённые Аппаратом администрации для оценки результатов Целевой программы, носят искусственный характер, слабо связанный с объективными результатами выполнения мероприятий программы, и позволяют оценить только отдельные количественные изменения, причем не вполне объективно. Показатели не дают представления о качественных изменениях, дезориентируют и не дают представления о достижении конечных целей использования бюджетных средств.
Данные об улучшении ситуации в социально-значимых сферах, о ситуации в сфере предоставления муниципальных услуг в связи с реализацией Целевой программы, не представляется возможным оценить в связи с их отсутствием.
6. Налаженная система управления реализацией Целевой программы не была создана, регулярная экспертиза принимаемых в рамках Целевой программы решений и качества выполненных работ не производилась. Экспертный совет с привлечением представителей науки, внешних консультантов, в соответствие с паспортом Целевой программы, не сформирован.
Кроме того, результаты настоящей аналитической работы свидетельствуют о параллельной деятельности в части информатизации социальной сферы в рамках Целевой программы и в рамках приоритетных национальных проектов. Отсутствие единого координирующего центра, ответственности за результаты деятельности в данном направлении снижает эффективность использования бюджетных средств.
7. По-мнению Контрольно-счетной палаты, несмотря на отдельные достигнутые успехи, в целом реализацию Целевой программы нельзя признать эффективной. В условиях наличия нерешенных проблем информатизации в масштабах страны, обусловленных отсутствием единой государственной политики и регулирования в этой сфере, по объективным и субъективным причинам реализация в полном объёме программных целей была невозможна изначально. Целевой программой предполагалось использование средств местного бюджета на реализацию мероприятий, успех которых возможен только при наличии координации с органами власти федерального и регионального уровней. В связи с отсутствием реализации соответствующих проектов на иных уровнях данное планирование обусловило в отдельных случаях неэффективное использование средств местного бюджета, часть мероприятий не была реализована. Кроме того, форсирование темпов информатизации администрацией городского округа в условиях дефицитного муниципального бюджета не соизмерялось с повышением качества управления городским округом, качества предоставления муниципальных услуг.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объёма средств.
По мнению Контрольно-счетной палаты использование средств местного бюджета на финансирование мероприятий, при исполнении которых достижение конечных целей невозможно, противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Кроме того, в ходе выборочной проверки фактического исполнения отдельных муниципальных контрактов, заключённых в рамках Целевой программы, установлено неэффективное использование средств местного бюджета, обусловленное тем, что конечный результат использования части средств местного бюджета на момент проведения проверки в 2009 году отсутствовал.
В частности, проверка в части муниципального контракта на разработку, установку и сопровождение АИС «Муниципальные закупки» выявила, что АИС на момент проверки не используется для муниципальных нужд. В части АИС учёта муниципальной собственности установлено, что для муниципальных нужд фактически используются отдельные подсистемы.
Информация, представленная Аппаратом администрации в разногласиях на акт проверки в отношении неэффективного использования средств местного бюджета, носит характер пояснения и свидетельствует о наличии объективных и субъективных факторов, препятствующих реализации Целевой программы, а также о выполнении отдельных этапов создания АИС.
8. В проверяемом периоде Аппаратом администрации достигнуты определённые успехи в развитии муниципальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, формировании системы муниципальных информационных ресурсов, информационных системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализован значительный объём мероприятий, направленных на формирование систем автоматизации деятельности органов управления городским округом. Вместе с тем цели и задачи, поставленные Целевой программой, реализованы не в полном объёме, в том числе по причине крайне низкого финансирования программных мероприятий.

 

Предложения:

1. Направить аналитическую записку для сведения в адрес Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. В адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа направить информационное письмо с приложением аналитической записки с предложением обратить внимание на решение следующих вопросов:
- при разработке муниципальных долгосрочных целевых программ уделять первостепенное значение технико-экономическому обоснованию реализуемости планируемых мероприятий, соотнесению целей и задач с ресурсными возможностями городского округа;
- обеспечивать в полном объёме выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок разработки, принятия, исполнения, а также своевременной оценки эффективности муниципальных программ;
- в ходе реализации муниципальных целевых программ обеспечивать осуществление мониторинга исполнения мероприятий в режиме реального времени с целью своевременного принятия мер, необходимых для оптимизации использования средств местного бюджета;
- принять меры к внедрению на уровне городского округа механизма бюджетного планирования, обуславливающего зависимость объёма выделяемых средств и достигнутых результатов;
- в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ, ст. 4 и 27 Федерального закона № 25 «О муниципальной службе», ст. 4 и 25 Закона Камчатского края от 04.05.2008 № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» предусматривать персональную ответственность должностных лиц за достижение конкретных целей в ходе реализации муниципальных целевых программ.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                                 
 О.Н.Артёмова