ОТЧЁТ
о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности
МУП «Молокозавод Петропавловский»
за 2006 год и 1 полугодие 2007 года
г. Петропавловск-Камчатский | 10 января 2008 года |
Основание для проведения ревизии: пункт 1.5 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год, обращение Комитета по экономике, городскому хозяйству, земле и собственности Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.02.2007 № б/н (п. 3).
Цель ревизии: определить законность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности МУП «Молокозавод», а также использование предприятием муниципальной собственности.
Предмет ревизии: учредительные документы; годовые и периодические бухгалтерские и статистические отчёты; налоговые декларации и расчёты к ним; лицензии на все осуществляемые виды деятельности; финансовая отчётность; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, определяющие деятельность МУП «Молокозавод» и обосновывающие операции с муниципальным имуществом; договоры, платёжные и иные первичные документы; данные регистров бухгалтерского учёта; иные документы, подтверждающие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также характеризующие использование муниципальной собственности.
Объект ревизии: Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Молокозавод Петропавловский» (далее - МУП «Молокозавод» или предприятие).
Период ревизии: 2006 год и 1 полугодие 2007 года.
Срок проведения ревизии: с 18 сентября по 31 октября 2007 года.
По результатам ревизии составлен акт от 05.12.2007 № 61-01. При ознакомлении с актом руководством МУП «Молокозавод» даны пояснения по отдельным (незначительным) вопросам, которые оформлены в виде протокола разногласий, однако, они носят уточняющий характер и не влияют на выводы, изложенные в настоящем отчёте. По акту ревизии директором МУП «Молокозавод» издан приказ от 11.12.2007 № 150-П «О принятии мер по устранению замечаний акта КСП». Результаты работы предприятия по устранению отдельных недостатков и нарушений, отражённых в акте ревизии, учтены в настоящем отчёте. Кроме того, 19.12.2007 проведено совместное рабочее совещание Контрольно-счетной палаты и руководства МУП «Молокозавод», в ходе которого были обсуждены результаты ревизии предприятия. Заключение Контрольно-счетной палаты на разногласия от 19.12.2007 № 376/01 направлено МУП «Молокозавод». 27.12.2007 Контрольно-счетной палатой получено письмо МУП «Молокозавод», в соответствии с которым предприятием гарантируется перечисление в бюджет по результатам ревизии средств в сумме 183,6 тыс. рублей в срок до 01.02.2008 года.
Результаты ревизии:
1. Общие положения. Анализ нормативно-правовой базы и Устава, регулирующие деятельность унитарного предприятия
МУП «Молокозавод» большую часть ревизуемого периода (до 22.11.2006) осуществляло свою деятельность на основании Устава, утверждённого приказом Комитета по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского (далее – Комитет) от 18.05.2005 № 110. Собственником имущества и учредителем предприятия, согласно Уставу МУП «Молокозавод» является Петропавловск-Камчатское муниципальное образование в лице Комитета.
Между тем, как показала ревизия, Комитет не осуществлял своевременно и в должной мере в предприятии полномочия учредителя и собственника муниципального имущества.
Так, в нарушение ст. 15 Положения о муниципальных унитарных предприятиях и п. 5.3 Устава предприятия программа финансово-хозяйственной деятельности МУП «Молокозавод» на 2006 год, отражающая основные направления деятельности по достижению целей, определённых уставом предприятия, Комитетом не утверждалась, и соответственно в Городскую Думу для сведения не предоставлялась.
Кроме того, в нарушение п. 5 решения Городской Думы от 28.04.2004 № 71-р Устав предприятия подлежал приведению в соответствие с нормами Положения о муниципальных унитарных предприятиях в срок до 1 января 2005 года. Необходимые изменения в Устав предприятия (в том числе в части норматива отчислений от чистой прибыли предприятия) были внесены Комитетом спустя четыре месяца после установленного срока – 18.05.2005.
В соответствии со ст. 83 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2006) нормативные правовые акты органов местного самоуправления городского округа в течение трех месяцев со дня вступления в силу Устава приводятся в соответствии с ним. Комитетом своевременно не приняты меры по реализации указанных положений Устава городского округа.
В результате, Устав МУП «Молокозавод» в новой редакции (в связи с изменением наименования «городского муниципального образования» на «городской округ») утверждён Комитетом только в ноябре 2006 года - приказом от 22.11.2006 № 547.
В нарушение п.1 ст.24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Уставе МУП «Молокозавод» в числе источников формирования имущества предприятия (п. 3.4.), помимо кредитов, определены другие заёмные средства, тогда как согласно указанной статье заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме: кредитов по договорам с кредитными организациями, бюджетных кредитов либо путём размещения облигаций или выдачи векселей. Перечень заимствований унитарным предприятием является закрытым, то есть иные формы заимствований (другие заемные средства) законодательством не установлены.
Несмотря на то, что в мае 2005 года в Устав МУП «Молокозавод» были внесены изменения, определяющие статус Комитета, как учредителя предприятия, на дату ревизии, по данным единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «Молокозавод» является Управление местной промышленности и развития предпринимательства г. Петропавловска-Камчатского, преобразованное в соответствии с постановлением градоначальника от 24.02.2004 № 298 в Управление экономического развития и защиты прав потребителей .
Между тем, на дату ревизии не решён вопрос об определении в отношении предприятия конкретного отраслевого органа администрации городского округа. По этой причине п. 5.4. и п. 5.5. Устава МУП «Молокозавод» (об осуществлении контроля за деятельностью предприятия) фактически не выполняются.
Согласно Уставу МУП «Молокозавод» основными видами деятельности (предметом деятельности) предприятия являются: производство и реализация молока и молочной продукции; выполнение торгово-закупочных работ в целях накопления средств для закупки оборудования, улучшения социальных условий для работников; изготовление детской молочной продукции для обеспечения детей раннего возраста жизни (первого года), детских стационаров, домов ребёнка.
Кроме того, МУП «Молокозавод» для собственных нужд (согласно Уставу предприятия) занимается следующими видами деятельности, не относящимися к основному производству: вырабатывает тепловую и электрическую энергию; вырабатывает холод; осуществляет перевозку автомобильным транспортом; ремонтно-строительные работы; ремонт автотракторной техники; текущий и капитальный ремонт; отдельные виды сантехнических и электрических работ.
2. Учёт капитала унитарного предприятия
На дату ревизии, согласно данным бухгалтерского учёта предприятия размер уставного фонда МУП «Молокозавод» составляет 3266,0 тыс. рублей, в том числе:
Однако, как показала ревизия, стоимость переданного производственного корпуса, указанная в акте приёма-передачи составляет 3266,0 тыс. рублей, или на 22,0 тыс. рублей больше, чем указано в бухгалтерском учёте предприятия. Таким образом, отражение операции по формированию уставного фонда в бухгалтерском учёте произведено не правильно.
Уставом МУП «Молокозавод» предусмотрено формирование резервного фонда предприятия в размере не менее 10 % от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и не ниже 10 % уставного фонда предприятия. В соответствии с Уставом предприятия (п. 3.9.) средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.
По состоянию на 01.01.2006 года резервный фонд сформирован в размере 385,0 тыс. рублей (11,8 % от уставного фонда), а на 01.01.2007 года в размере 740,3 тыс. рублей (22,7 %). Увеличение резервного фонда МУП «Молокозавод» за 2006 год составило 355,3 тыс. рублей. Проверкой по вопросу формирования резервного фонда нарушений не установлено .
Как показала ревизия, первоначально, начиная с 01.01.2001 года, бухгалтерией МУП «Молокозавод» допущена ошибка при отражении средств добавочного капитала, как в бухгалтерской отчётности, так и в учёте.
Так, в настоящее время, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта , структура добавочного капитала (счёт 83 "Добавочный капитал") включает в себя два составных элемента:
- эмиссионный доход (сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счёт продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость);
- прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки (в корреспонденции со счетами учёта активов, по которым определился прирост стоимости).
Ранее, до 01.01.2001 года, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.1991 года № 56) структура добавочного капитала, помимо прироста стоимости имущества по переоценке и эмиссионного дохода, включала в себя третий элемент - безвозмездно полученные ценности (имущество, полученное предприятием от других предприятий и лиц безвозмездно). Для этого, к счёту 87 "Добавочный капитал" открывался субсчёт 87-3 "Безвозмездно полученные ценности", на котором по кредиту (в корреспонденции со счетами 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы" и другими счетами учёта имущества) учитывалось движение имущества, полученного предприятием от других предприятий и лиц безвозмездно. На этом субсчёте (в пассиве баланса) отражалось движение стоимости внеоборотных активов, передаваемых унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
С момента вступления в силу (01.01.2001) нового Плана счетов бухгалтерского учёта (от 31.10.2000 № 94н) получение основных средств на праве хозяйственного ведения сверх суммы уставного фонда отражается в бухгалтерском учете записями по дебету счёта 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счёта 75 "Расчеты с учредителями"; дебету счёта 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции с кредитом счёта 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Между тем, при переходе на новый План счетов бухгалтерского учёта бухгалтерией МУП «Молокозавод» не были произведены необходимые учётные записи по переносу в нераспределенную прибыль показателей добавочного капитала, созданного ранее в соответствии с прежними нормативными документами и прежним Планом счетов (от 01.11.1991 года № 56). Кроме того, в бухгалтерском балансе предприятия не были изменены остатки на начало года по статьям "Добавочный капитал" (строка 420) и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (строка 470).
По состоянию на 01.01.2001 года добавочный капитал составил 11818,0 тыс. рублей. В результате увеличения уставного фонда в 2005 году на стоимость здания (3244,0 тыс. рублей) - административно-бытового корпуса - производственного корпуса по адресу проспект Победы, 16 произошло уменьшение добавочного капитала на ту же сумму, после чего, согласно данным бухгалтерского учёта предприятия сформированный добавочный капитал МУП «Молокозавод» оставался неизменным, и на дату ревизии составляет 8574,0 тыс. рублей (11818,0 - 3244,0) – сальдо субсчёта 83-3 «Другие источники».
В целом, по причине неправильного отражения в учёте и отчётности средств добавочного капитала (стоимости имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение) нераспределенная прибыль МУП «Молокозавод» занижена (на размер сформированного добавочного капитала) на 8574,0 тыс. рублей.
Согласно данным бухгалтерского учёта нераспределённая прибыль МУП «Молокозавод» (без учёта средств сформированного добавочного капитала) по состоянию на 01.01.2006 составляла 7134,0 тыс. рублей, а на 01.01.2007 составила 9880,0 тыс. рублей. Таким образом, увеличение нераспределенной прибыли за 2006 год составило 2746,0 тыс. рублей или 38,5 % к уровню на 01.01.2006 года.
В 2006 году нераспределённая прибыль сформирована за счёт чистой прибыли в сумме 4738,0 тыс. рублей.
Нераспределённая прибыль предприятия израсходована в 2006 году в общей сумме 1992,0 тыс. рублей, в том числе:
Нераспределённая прибыль МУП «Молокозавод» (без учёта средств сформированного добавочного капитала) по состоянию на 01.07.2007 составила 12277,0 тыс. рублей. Таким образом, увеличение нераспределенной прибыли (за счёт начисления чистой прибыли) за 1-е полугодие 2007 года составило 2397,0 тыс. рублей или 24,3 % к уровню на 01.01.2007 года. В целом, за ревизуемый период прирост нераспределённой прибыли составил 5143,0 тыс. рублей или 72,1 % к уровню на 01.01.2006 года.
В соответствии с п. 3.7 Устава нераспределённая прибыль может быть использована на следующие цели: внедрение, освоение новой техники и технологий, осуществление мероприятий по охране труда и окружающей среды; создание резервного и иных фондов предприятия; развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств; строительство, реконструкция и обновление основных фондов; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, изучение конъюктуры рынка и потребительского спроса, маркетинг; реклама продукции и услуг предприятия; материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации работников предприятия.
В целом, исходя из данных бухгалтерского учёта, суммарный размер капитала МУП «Молокозавод» на 01.01.2006 составлял 19359,0 тыс. рублей, на 01.01.2007 года 22460,0 тыс. рублей, и на 01.07.2007 года 24857,0 тыс. рублей. Общий прирост капитала за ревизуемый период составил 5498,0 тыс. рублей или 28,4 % к уровню на 01.01.2006 года. Показатели, характеризующие капитал МУП Молокозавод», приведены в таблице 1.
Таб. 1
Показатели, характеризующие капитал МУП Молокозавод»
за 2006 год – 1-е полугодие 2007 года (тыс. рублей)
Показатель капитала |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.07.2007 |
изменение за ревизуемый период |
Уставный капитал |
3266 |
3266 |
3266 |
0 |
Добавочный капитал |
8574 |
8574 |
8574 |
0 |
Резервный капитал |
385 |
740 |
740 |
+ 355 |
Нераспределённая прибыль |
7134 |
9880 |
12277 |
+ 5143 |
Итого |
19359 |
22460 |
24857 |
+ 5498 |
3. Организация и состояние бухгалтерского учёта и отчётности
унитарного предприятия
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» МУП «Молокозавод» является коммерческой организацией, поэтому в целях бухгалтерского учёта на предприятии утверждён рабочий план счетов, разработанный на основании Плана счетов бухгалтерского учёта. На момент проведения ревизии на предприятии применяется смешанная (ручная и компьютерная) форма учёта, используется компьютерная программа «1С Бухгалтерия Комплексная конфигурация» (кроме учёта производства). Начисление заработной платы ведётся в программе «Инфин - бухгалтерия».
Вместе с тем, учёт производства ведётся не автоматизировано, а заносится в программу итоговыми записями из ручного регистра «Производственный отчёт». В соответствии с приказом директора предприятия от 11.12.2007 № 150 «О принятии мер по устранению замечаний акта КСП» автоматизированный учёт производства от приёмки молока-сырца до готовой продукции планируется обеспечить в I-м квартале 2008 года.
Бухгалтерская и налоговая отчётность предоставляется в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому в электронном виде. Регистры бухгалтерского учёта представлены в виде аналитического и синтетического учёта.
Способы и методы ведения бухгалтерского учёта на предприятии определены приказом от 30.12.2005 № б/н «Об учётной политике МУП «Молокозавод Петропавловский на 2006 год».
В МУП «Молокозавод» учётная политика раскрывает особенности и специфику бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия и конкретизирует отражение информации в целях бухгалтерского и налогового учётов по статьям затрат, обязательствам и имуществу. На предприятии для учёта применяются унифицированные формы документов, а также утверждены формы первичных документов применительно к специфике производства (акт на списание материалов на ремонт; приёмная квитанция на закупку молока и молочных продуктов у колхозов; совхозов и других хозяйств; отчёт расхода топлива; иные унифицированные, обусловленные спецификой производства), разработан график документооборота, определены сроки инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Вместе с тем, в учётной политике предприятия в нарушение п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» указано, что инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.
В ходе ревизии установлено, что показатели дебетовых и кредитовых оборотов оборотно-сальдовых ведомостей за 2006 год и 1-е полугодие 2007 года соответствуют показателям форм бухгалтерской отчётности предприятия. По результатам сравнительного анализа форм бухгалтерской отчётности предприятия расхождений не установлено.
4. Состав и структура основных фондов унитарного предприятия.
Оценка соблюдения порядка предоставления сведений об имуществе муниципального предприятия соответствующим получателям информации (в том числе Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа)
4.1 Состав и структура основных средств унитарного предприятия
Согласно данным бухгалтерского учёта остаточная стоимость основных средств МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2006 года составила 9218,0 тыс. рублей, а на 01.01.2007 года 12175,0 тыс. рублей. Общая балансовая стоимость основных средств по состоянию на 01.01.2006 года составила 31002,4 тыс. рублей, на 01.01.2007 года 36327,4 тыс. рублей, а на 01.07.2007 года 37648,7 тыс. рублей.
В нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право хозяйственного ведения на объекты недвижимости предприятия не зарегистрировано.
При этом следует отметить, что в соответствии с приказом Комитета от 01.12.2006 № 573 и письмом Комитета от 04.12.2006 техническую инвентаризацию объектов недвижимости предприятия и регистрацию права хозяйственного ведения необходимо было провести до 01.02.2007 года. С этой целью по предприятию был издан приказ от 05.12.2006 № 156, согласно которому ответственным лицом и исполнителем назначен заместитель директора предприятия Рогожников А.Ю.
Согласно пояснению заместителя директора МУП «Молокозавод» Рогожникова А.Ю. от 25.10.2007 из-за отсутствия межевого дела и акта приёма-передачи уставного капитала основных средств, не представилось возможным в указанный срок подготовить свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости.
В соответствии с приказом директора предприятия от 11.12.2007 № 150-П «О принятии мер по устранению замечаний акта КСП» работу по регистрации права хозяйственного ведения планируется завершить до 28.01.2008 года.
По состоянию на 01.01.2006 года, исходя из балансовой стоимости объектов, наибольший удельный вес – 41,6 % в структуре основных средств приходится на здания. Доля машин и оборудования составляет 36,1 %, а сооружений 12,5 %.
По состоянию на 01.01.2007 года в результате модернизации, реконструкции и приобретения в 2006 году, балансовая стоимость машин и оборудования увеличилась на 3045,1 тыс. рублей. Удельный вес данной группы основных средств составил 39,2 %, тогда как доли зданий и сооружений уменьшились и составили 36,5 % и 11,8 % соответственно.
В 1-м полугодии 2007 года произошло увеличение балансовой стоимости машин и оборудования (за счёт приобретения) на 1321,3 тыс. рублей или 9,3 %, что привело к росту доли данной группы основных средств с 39,2 % до 41,3 %.
Доля основных средств в активах предприятия составляет в 2005 году 25,5 %, в 2006 году 26,6 % и по итогам работы за 1-е полугодие 2007 года 27,7 %.
Структура основных средств МУП «Молокозавод» приведена в таблице 2.
Таб. 2
Структура основных средств МУП «Молокозавод» за 2006 год – 1-е полугодие 2007 года
Группировка основных средств |
Балансовая стоимость по состоянию на |
|||||
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.07.2007 |
||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
Здания |
12 908,9 |
41,6% |
13 257,6 |
36,5% |
13 257,6 |
35,2% |
Сооружения |
3 886,3 |
12,5% |
4 302,7 |
11,8% |
4 302,7 |
11,4% |
Транспортные средства |
1 776,1 |
5,7% |
3 237,4 |
8,9% |
3 237,4 |
8,6% |
Машины и оборудование |
11 185,2 |
36,1% |
14 230,3 |
39,2% |
15 551,6 |
41,3% |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
626,1 |
2,0% |
679,4 |
1,9% |
679,4 |
1,8% |
Прочие основные фонды |
620,0 |
2,0% |
620,0 |
1,7% |
620,0 |
1,6% |
Итого: |
31 002,5 |
100,0% |
36 327,4 |
100,0% |
37 648,7 |
100,0% |
В целом, согласно данным бухгалтерского учёта МУП «Молокозавод», в 2006 году балансовая стоимость основных средств предприятия увеличена на 5325,0 тыс. рублей, в том числе в результате:
Динамика балансовой стоимости основных средств МУП «Молокозавод» представлена в таблице 3.
Таб. 3
Динамика балансовой стоимости основных средств МУП «Молокозавод» за 2006 год
Группировка основных средств |
Балансовая стоимость, тыс. руб. |
Отклонение |
||
01.01.2006 |
01.01.2007 |
абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % |
|
Здания |
12 908,9 |
13 257,6 |
348,7 |
2,7% |
Сооружения |
3 886,3 |
4 302,7 |
416,4 |
10,7% |
Машины и оборудование |
11 185,2 |
14 230,3 |
3 045,1 |
27,2% |
Транспортные средства |
1 776,1 |
3 237,4 |
1 461,3 |
82,3% |
Производственный и хозяйственный инвентарь |
626,1 |
679,4 |
53,3 |
8,5% |
Прочие основные фонды |
620,0 |
620,0 |
0,0 |
0,0% |
Итого: |
31 002,5 |
36 327,4 |
5 324,9 |
17,2% |
Ревизией установлены отдельные нарушения и недостатки в части отражения в бухгалтерском учёте предприятия объектов основных средств, в том числе полученных предприятием в рамках договора внутреннего финансового лизинга от 19.04.2005 № 102, заключённого с ООО «АСКА» (лизингодатель).
Так, предметы лизинга получены МУП «Молокозавод» от ООО «АСКА» 09.06.2005 года, что подтверждается подписанными сторонами актами приёма-передачи предмета лизинга. Однако все необходимые бухгалтерские записи по учёту данных объектов, в том числе по вводу их в эксплуатацию, произведены 31.12.2006 года, то есть спустя 1,5 года. Следовательно, бухгалтерская отчётность МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2006 года является не в полной мере достоверной. В результате нарушения требований законодательства о бухгалтерском учёте предметы лизинга своевременно не поставлены на баланс МУП «Молокозавод», тем самым сумма внеоборотных активов предприятия на 01.01.2006 занижена на 803,7 тыс. рублей.
Кроме того, исходя из положений ПБУ 6/01 , основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости, под которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам помимо прочего относится сумма вознаграждения, уплачиваемого посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств. Таким образом, снабженческо-сбытовая наценка, уплачиваемая МУП «Молокозавод» в пользу ООО «АСКА», должна увеличивать первоначальную стоимость предметов лизинга. Однако в нарушение п.7 и п.8 ПБУ 6/01 общая сумма снабженческо-сбытовой наценки в размере 69,4 тыс. рублей, уплаченная за все предметы лизинга, была списана непосредственно на затраты предприятия.
Следует особо отметить, что согласно ст.8 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В нарушение данной статьи предметы лизинга, полученные МУП «Молокозавод», отражены в бухгалтерском учёте предприятия вместе с имуществом, закреплённым за МУП «Молокозавод» на праве хозяйственного ведения, без открытия дополнительного субсчёта к счёту 01 «Основные средства».
Согласно Положению о порядке управления муниципальной собственностью специализированный учёт муниципальной собственности осуществляется Комитетом путём ведения Реестра объектов муниципальной собственности и бухгалтерского учёта объектов муниципальной имущественной казны. При этом в соответствии с п. 2 ст. 20 Положения о порядке управления муниципальной собственностью основанием для включения в Реестр или исключения из него сведений об объекте учёта является приобретение или прекращение права собственности города.
В связи с этим объекты основных средств, приобретаемые МУП «Молокозавод» по договору внутреннего финансового лизинга, собственностью городского округа не являются, не могут включаться в Реестр объектов муниципальной собственности, а в картах учёта муниципального имущества должны отражаться обособленно. Однако в нарушение п. 2 ст. 20 Положения о порядке управления муниципальной собственностью, вышеуказанные предметы были отражены в составе имущества, закрепленного за МУП «Молокозавод» на праве хозяйственного ведения, в результате чего общая балансовая стоимость муниципального имущества на дату ревизии неправомерно завышена на 1280,9 тыс. рублей.
Кроме того, в результате неправильного отражения в бухгалтерском учёте предприятия работ по монтажу и модернизации паровых котлов NBO 3000, балансовая стоимость муниципального имущества, отражённая в карте учёта на 1 января 2006 года, предоставленной МУП «Молокозавод» в Комитет, была ошибочно занижена на 1442,0 тыс. рублей.
Следует также обратить внимание на формальный подход при составлении актов приёма-передачи объектов основных средств: в ряде случаев отсутствует подписи членов комиссии и материально-ответственных лиц, а также не указываются должности подписантов.
4.2 Оценка соблюдения порядка предоставления сведений об имуществе муниципального предприятия соответствующим получателям информации (в том числе Комитету по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа)
Согласно п. 8 Положения о порядке ведения Реестра для учёта муниципального имущества, имеющегося у юридических лиц, последние обязаны ежегодно, не позднее 1 апреля текущего года, представлять в Комитет карту учёта муниципального имущества, имеющегося у юридического лица по утверждённой форме на бумажных и электронных носителях.
Ревизия показала, что карта учёта муниципального имущества по состоянию на 1 января 2006 года содержит не в полной мере достоверную информацию по ряду объектов муниципальной собственности.
Так, остаточная стоимость отдельных объектов, отражённая в карте учёта на 1 января 2006 года составила 5935,4 тыс. рублей или, исходя из остаточной стоимости, указанной в бухгалтерском учёте предприятия, была ошибочно завышена на 1034,1 тыс. рублей. При этом в Реестре объектов муниципальной собственности на 1 января 2006 года часть указанных объектов отражалась по остаточной стоимости согласно данным бухгалтерского учёта МУП «Молокозавод», часть – по остаточной стоимости, отраженной в карте учёта на 1 января 2006 года, а часть – по остаточной стоимости, не содержащейся ни в карте учёта муниципального имущества, ни в бухгалтерской отчётности МУП «Молокозавод».
Таким образом, в целом, ревизией установлено, что остаточная стоимость муниципального имущества, отражённая в Реестре объектов муниципальной собственности на 1 января 2006 года в части МУП «Молокозавод», была ошибочно завышена на 602,4 тыс. рублей.
Следует отметить, что общая стоимость списанных малоценных (до 10 тыс. рублей) объектов, числящихся на забалансовом счёте, по состоянию на 01.01.2006 года составляет 410,2 тыс. рублей, а по состоянию на 01.01.2007 года и на 01.07.2007 года 400,6 тыс. рублей.
При этом, как показала ревизия, утверждённая форма карты учёта муниципального имущества не предполагает отражение в ней объектов, учитываемых на забалансовых счетах муниципальных унитарных предприятий, что приводит к их невключению в Реестр объектов муниципальной собственности и недостоверности его стоимостных и количественных показателей. Кроме того, классификация основных средств, предусмотренная регламентированной формой карты учёта муниципального имущества, не соответствует их общепринятой классификации в рамках бухгалтерского учёта предприятий, что в ряде случаев приводит к ошибочному отнесению объектов основных средств не к той группе.
В карте учёта на 1 января 2006 года в результате технической ошибки был неправильно указан адрес жилого дома № 52 по ул. Полярная (инвентарный № 473). Согласно карте учёта на 1 января 2006 года указанное здание числится по адресу: ул. Пограничная, д. 52. При этом в Реестре объектов муниципальной собственности на 1 января 2006 года данный объект не отражён, в результате чего балансовая стоимость муниципального имущества была ошибочно занижена на 39,3 тыс. рублей.
Карта учёта на 1 января 2007 года не содержит сведений об объекте недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Котовского, дом 9. В то же время по сведениям ГУП «Камчатское областное БТИ» указанный объект числится за МУП «Молокозавод», однако в бухгалтерском учёте данный жилой дом отсутствует. На указанную ситуацию обращено внимание руководства предприятия письмом Комитета от 21.08.2007 № 06010006-7519/6.
Как отметила в своём пояснении от 25.10.2007 года главный бухгалтер предприятия В.Л. Черноплат, поскольку не была произведена регистрация данного недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством РФ, основания для постановки на бухгалтерский учёт отсутствуют.
При этом следует отметить, что за земельный участок по ул. Котовского, дом 9 производится уплата земельного налога.
Как показала ревизия вышеуказанные нарушения в части отражения информации, предоставляемой в Комитет, большей частью обусловлены недостаточным нормативным регулированием проведения инвентаризации муниципального имущества, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Так, согласно п. 1. ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Исходя из положений п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте», проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности.
При этом в нарушение указанной статьи учётной политикой, утверждённой приказом от 31.12.2005 года, установлено, что инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.
Приказом директора предприятия от 11.12.2007 № 150-П «О принятии мер по устранению замечаний акта КСП» главный бухгалтер обязан привести учётную политику в соответствие с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Кроме того, по результатам ревизии, издан приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии от 11.12.2007 № 151-П.
5. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности МУП «Молокозавод» за 2006 год и первое полугодие 2007 года
5.1 Анализ состояния кредиторской задолженности
По состоянию на 01.01.2006 года кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» составила 12669,0 тыс. рублей, в том числе перед:
За 2006 год кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» увеличилась на 4364,0 тыс. рублей, или на 34,4 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 17033,0 тыс. рублей, в том числе перед:
Структура и динамика кредиторской задолженности МУП «Молокозавод» за 2006 год представлена в таблице 4.
Таб. 4
Кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года
Группы кредиторов |
Кредиторская задолженность МУП "Молокозавод " по состоянию на (тыс. руб.) |
Отклонение |
||
01.01.2006 |
01.01.2007 |
Абсолютное |
Относительное |
|
Поставщики и подрядчики |
2587 |
8209 |
5622 |
217,3% |
Персонал организации |
4609 |
5305 |
696 |
15,1% |
Государственные внебюджетные фонды |
1064 |
965 |
-99 |
-9,3% |
Задолженность по налогам и сборам |
2905 |
1788 |
-1117 |
-38,5% |
Прочие кредиторы |
1504 |
766 |
-738 |
-49,1% |
Итого |
12669 |
17033 |
4364 |
34,4% |
Анализ кредиторской задолженности показал, что рост задолженности по состоянию на 01.01.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2006 года обусловлен увеличением задолженности перед поставщиками и подрядчиками более чем в три раза, при одновременном уменьшении задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 99,0 тыс. рублей, или на 9,3 %; бюджетом на 1117,0 тыс. рублей, или на 38,5 %; прочими кредиторами на 738,0 тыс. рублей, или на 49,1 %.
Увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 01.01.2007 года связано с большим объёмом поставок молочно-сырьевой продукции в рамках как вновь заключённых в 2006 году, так и ранее заключённых договоров поставки, а также в связи с приобретением объектов основных средств, поставкой топливно-энергетических ресурсов и оказанием прочих услуг.
По состоянию на 01.07.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2007 года кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» уменьшилась на 1921,0 тыс. рублей, или на 11,3 % и составила 15112,0 тыс. рублей, в том числе перед:
Структура и динамика кредиторской задолженности МУП «Молокозавод» за первое полугодие 2007 года представлена в таблице 5.
Таб. 5
Кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2007 года и на 01.07.2007 года, в тыс. рублей
Группы кредиторов |
Кредиторская задолженность МУП "Молокозавод " по состоянию на |
Отклонение |
||
01.01.2007 |
01.07.2007 |
Абсолютное |
Относительное |
|
Поставщики и подрядчики |
8209 |
7981 |
-228 |
-2,8% |
Персонал организации |
5305 |
2367 |
-2938 |
-55,4% |
Государственные внебюджетные фонды |
965 |
903 |
-62 |
-6,4% |
Задолженность по налогам и сборам |
1788 |
2307 |
519 |
29,0% |
Прочие кредиторы |
766 |
1554 |
788 |
102,9% |
Итого |
17033 |
15112 |
-1921 |
-11,3% |
Вышеприведённые данные свидетельствуют о снижении кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2007 года, что обусловлено существенным уменьшением на 2938,0 тыс. рублей, или на 55,4 % задолженности перед персоналом организации. При этом произошло одновременное увеличение задолженности перед прочими кредиторами на 788,0 тыс. рублей или более чем в 2 раза, а также увеличилась задолженность по налогам и сборам на 519,0 тыс. рублей, или на 29,0 %.
Состояние платежеспособности МУП «Молокозавод» отражают коэффициенты ликвидности, показывающие возможность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства.
При этом, если за 2005 год коэффициент абсолютной ликвидности при нормативном значении не менее 0,2, составил 0,06, то за 2006 год этот показатель составил 0,13. Увеличение показателя свидетельствует об улучшении платежеспособности предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности МУП «Молокозавод» (в рамках рекомендуемого значения между 1 и 2) за 2005 год составил 1,59, по результатам работы предприятия за 2006 год снизился до 1,43, но за 1-е полугодие 2007 года увеличился и составил 1,67. Таким образом, превышение оборотных средств (текущие активы) над краткосрочными обязательствами (текущие пассивы) свидетельствует о способности покрыть текущие обязательства оборотными активами.
По состоянию на 01.01.2006 года на счёте 66.1 «Краткосрочные кредиты в рублях» числилась задолженность МУП «Молокозавод» перед Акционерным коммерческим банком «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (далее – АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк») по кредитному договору от 06.09.2005 года № 2005-0122 в общей сумме 4000,0 тыс. рублей. В 2006 году в рамках указанного кредитного договора МУП «Молокозавод» произвёл выплаты в пользу АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» на общую сумму 4133,1 тыс. рублей, из которой 133,1 тыс. рублей – проценты, уплаченные за пользование кредитом.
В 2006 году МУП «Молокозавод» получило 5000,0 тыс. рублей по кредитному договору от 20.09.2006 года № 2006-0152 с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк», и в 2006 году рассчиталось по данному кредиту в полном объёме.
Проценты, уплаченные МУП «Молокозавод» по вышеуказанному договору, составили 466,6 тыс. рублей, или 9,3 % от суммы кредита, из них 279,5 тыс. рублей уплачено в 2006 году, 187,1 тыс. рублей в 2007 году.
За период с 01.01.2006 года по 01.01.2007 года МУП «Молокозавод» привлекло 21203,9 тыс. рублей в форме овердрафта по договору с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк». При этом сумма овердрафта была ошибочно отражена бухгалтерией предприятия на субсчёте 66.3 «Краткосрочные займы в рублях», а сумма уплаченных по овердрафту процентов – на субсчёте 66.4 «Проценты по краткосрочным займам в рублях», тогда как следовало указывать данные операции по субсчетам бухгалтерского учёта применительно к банковским кредитам.
Значение коэффициента автономии более 50 % по итогам работы за 2005 год, при его незначительном снижении (в связи с получением кредитных ресурсов) за 2006 год свидетельствует о том, что предприятие имеет достаточно высокую финансовую независимость. По итогам 1-го полугодия 2007 года значение коэффициента автономии составило 57 %. При этом коэффициент соотношения заёмного и собственного капитала показывает долю привлечённых средств на каждый рубль собственных. При рекомендуемом уровне этого коэффициента не более 1 в 2005 году он составлял 0,867, за 2006 год 1,04 и за 1-е полугодие 2007 года 0,757.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами при рекомендуемом уровне 0,1 - 0,5 за 2005 год составил 0,37, за 2006 год 0,29 и за 1-е полугодие 2007 года 0,39, то есть доля оборотных активов, финансируемых за счёт собственных средств, также свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.
5.2 Анализ состояния дебиторской задолженности
По состоянию на 01.01.2006 года дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» составила 10857,0 тыс. рублей, из них 5904,0 тыс. рублей, или 54,4 % приходится на задолженность покупателей и заказчиков.
За 2006 год дебиторская задолженность предприятия уменьшилась на 697,0 тыс. рублей, или на 6,4 %, и по состоянию на 01.01.2007 года составила 10160,0 тыс. рублей.
Структура и динамика дебиторской задолженности МУП «Молокозавод» за 2006 год представлена в таблице 6.
Таб. 6
Дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2006 года и на 01.01.2007 года, в тыс. рублей
Группы дебиторов |
Дебиторская задолженность МУП "Молокозавод " по состоянию на |
Отклонение |
||
01.01.2006 |
01.01.2007 |
Абсолютное |
Относительное |
|
Поставщики и подрядчики |
4223 |
3314 |
-909 |
-21,5% |
Покупатели и заказчики |
5904 |
5479 |
-425 |
-7,2% |
Подотчётные лица и персонал организации |
354 |
94 |
-260 |
-73,4% |
Государственные внебюджетные фонды |
238 |
544 |
306 |
128,6% |
Налоги и сборы |
18 |
683 |
665 |
3694,4% |
Прочие дебиторы |
120 |
46 |
-74 |
-61,7% |
Итого |
10857 |
10160 |
-697 |
-6,4% |
Анализ дебиторской задолженности показал, что снижение задолженности по состоянию на 01.01.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2006 года вызвано уменьшением задолженности поставщиков и подрядчиков на 909,0 тыс. рублей, или на 21,5 %; покупателей и заказчиков на 425,0 тыс. рублей, или на 7,2 %; подотчётных лиц на 260,0 тыс. рублей, или на 73,4 %; при одновременном увеличении (в результате авансирования) задолженности государственных внебюджетных фондов на 306,0 тыс. рублей или на 128,6 % и бюджета на 665 тыс. рублей или более чем в 36 раз.
По состоянию на 01.07.2007 года дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» по сравнению с данными на 01.01.2007 года увеличилась на 7412,0 тыс. рублей, или на 73,0 % и составила 17572,0 тыс. рублей.
Структура и динамика дебиторской задолженности МУП «Молокозавод» за первое полугодие 2007 года представлена в таблице 7.
Таб. 7
Дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» по состоянию на 01.01.2007 года и на 01.07.2007 года, в тыс. рублей
Группы дебиторов |
Дебиторская задолженность МУП "Молокозавод " по состоянию на |
Отклонение |
||
01.01.2007 |
01.07.2007 |
Абсолютное |
Относительное |
|
Поставщики и подрядчики |
3314 |
7088 |
3774 |
113,9% |
Покупатели и заказчики |
5479 |
9409 |
3930 |
71,7% |
Подотчётные лица и персонал организации |
94 |
617 |
523 |
556,4% |
Государственные внебюджетные фонды |
544 |
234 |
-310 |
-57,0% |
Налоги и сборы |
683 |
100 |
-583 |
-85,4% |
Прочие дебиторы |
46 |
124 |
78 |
169,6% |
Итого |
10160 |
17572 |
7412 |
73,0% |
Вышеприведённые данные об увеличении дебиторской задолженности по состоянию на 01.07.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2007 года, обусловлены ростом на 3774,0 тыс. рублей, или на 113,9 % задолженности поставщиков и подрядчиков, а также на 3930,0 тыс. рублей, или на 71,7 % задолженности покупателей и заказчиков.
За период с 01.01.2006 года по 01.07.2007 года МУП «Молокозавод» на расходы предприятия было произведено списание просроченной дебиторской задолженности (по результатам проведённой инвентаризации) в общей сумме 1825,9 тыс. рублей, из которой 1311,4 тыс. рублей (71,8 %) – задолженность Фонда занятости населения и 174,7 тыс. рублей (9,6 %) – задолженность «Радио СВ».
Согласно пояснению заместителя главного бухгалтера МУП «Молокозавод» Шунайловой Н.В. от 25.10.2007 указанная задолженность контрагентами предприятия была не признана, возникла до 2000 года, и возможности доказать её нет, так как первичная документация уничтожена при пожаре в 2000 году.
6. Структура доходов и расходов унитарного предприятия. Формирование финансового результата унитарного предприятия за 2006 год и 1 полугодие 2007 года
Согласно данным бухгалтерского учёта доходы МУП «Молокозавод» за 2006 год составили 177099,0 тыс. рублей, из них:
Согласно данным бухгалтерского учёта расходы МУП «Молокозавод» за 2006 год составили 172362,0 тыс. рублей, в том числе:
5. Налог на прибыль в сумме 2542,0 тыс. рублей или 1,5 % от общей суммы расходов;
6. Прочие платежи в сумме 69,0 тыс. рублей или 0,1 % от общей суммы расходов (единый налог на вмененных доход, налоговые санкции).
Таким образом, чистая прибыль предприятия за 2006 год составила 4737,0 тыс. рублей (177099 – 172362), а часть чистой прибыли, причитающаяся к перечислению собственнику, составила 1184,411 тыс. рублей (25%).
Расходы по основным видам деятельности в общей сумме 162574,0 тыс. рублей (себестоимость [150068,0 тыс. рублей] + коммерческие расходы [12506,0 тыс. рублей]) имеют следующую структуру:
Согласно данным бухгалтерского учёта доходы МУП «Молокозавод» за 1 полугодие 2007 года составили 105258,0 тыс. рублей, в том числе:
1. Выручка в сумме 103279,0 тыс. рублей, или 98 % от общей суммы доходов, в том числе: реализация собственной продукции в сумме 102818,0 тыс. рублей; реализация покупных продовольственных товаров в сумме 310,0 тыс. рублей; реализация услуг в сумме 151,0 тыс. рублей;
2. Прочие доходы в сумме 1979,0 тыс. рублей, или 2,0 % от общей суммы доходов, в том числе: целевое финансирование в сумме 1793,0 тыс. рублей (без НДС); доведение стоимости тары до залоговой в сумме 178,0 тыс. рублей (стоимость, которую предъявят виновному лицу в случае утраты); поступления от выбытия иных активов в сумме 8,0 тыс. рублей.
Согласно данным бухгалтерского учёта расходы МУП «Молокозавод» за 1 полугодие 2007 год составили 102861,0 тыс. рублей, в том числе:
1. Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг в сумме 92161,0 тыс. рублей, или 89,6 % от общей суммы расходов, в том числе: себестоимость собственной продукции в сумме 91947,0 тыс. рублей; стоимость покупных продовольственных товаров в сумме 213,0 тыс. рублей;
2. Коммерческие расходы в сумме 8017,0 тыс. рублей, или 7,8 % от общей суммы расходов, в том числе: издержки обращения по продукции в сумме 696,0 тыс. рублей; издержки обращения по покупным продовольственным товарам в сумме 7320,0 тыс. рублей; издержки обращения по услугам в сумме 1,0 тыс. рублей;
3. Проценты к уплате в сумме 187,0 тыс. рублей, или 0,2 % от общей суммы расходов;
4. Прочие расходы в сумме 1377,0 тыс. рублей, или 1,3 % от общей суммы расходов;
5. Отложенные налоговые обязательства в сумме 50,0 тыс. рублей;
6. Текущий налог на прибыль в сумме 1069,0 тыс. рублей или 1,1 %.
Таким образом, чистая прибыль предприятия за 1-е полугодие 2007 года составила 2397,0 тыс. рублей (105258 – 102861).
Показатели общей рентабельности (чистая прибыль/выручка) имеют в ревизуемом периоде тенденцию к росту и составили: за 2005 год 0,018, за 2006 год 0,028 и за 1-е полугодие 2007 года 0,023.
Показатели рентабельности продаж (прибыль от продаж/себестоимость продукции), в том числе рентабельность основной деятельности (прибыль от продаж/ выручка) также имеют тенденцию к росту и составили: за 2005 год 0,016, за 2006 год 0,043 и за 1-е полугодие 2007 года 0,034.
При этом за 2006 год общий объём произведённой и реализованной промышленной продукции, услуг в действующих ценах без НДС составил 169056,0 тыс. рублей, или 121,5 % к уровню 2005 года (139114,0 тыс. рублей).
Среднесписочная численность работников предприятия (без внешних совместителей) составила за 2006 год 175 человек (в том числе административно-управленческий персонал 17 человек).
В ревизуемом периоде на предприятии действует Коллективный договор на 2002-2005 годы (с последующими изменениями и дополнениями) между работодателем и коллективом в лице профсоюзной организации, зарегистрированный Управлением труда и социального развития администрации Камчатской области от 23.08.2002 № 60 и Камчатской областной инспекцией труда от 23.08.2002 № 18/01.12-3688, который пролонгирован на 2006 год протоколом собрания коллектива от 11.01.2006 на основании ст. 17 закона Камчатской области «О социальном партнерстве».
Коллективный договор является внутренним нормативным актом социально-партнёрского регулирования социально-трудовых отношений в организации, который заключается с целью эффективной работы предприятия, защиты прав работников организации, решения социально-экономических проблем коллектива.
Коллективный договор регламентирует такие направления деятельности предприятия как правоотношения связанные с организацией и повышением эффективности производства, обеспечение занятости работников, рабочее время, время отдыха, оплату труда, охрану труда, социальные гарантии, обеспечение нормальных условий деятельности профсоюзной организации, порядок внесения изменений и дополнений в договор и контроль за его выполнением. Детальная проработка данных направлений представлена в приложениях к коллективному договору.
Вместе с тем, статьей 14 Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» , срок действия коллективного договора установлен до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Данный закон утратил силу с 05.10.2006 года. Несмотря на то, что необходимость регистрации изменений и дополнений, а также механизм пролонгации коллективного договора с последующей его перерегистрацией в Трудовым кодексом РФ, федеральными и региональными законами не установлена, дополнительные соглашения о внесении изменений и дополнений в коллективный договор предприятия на уведомительную регистрацию в Управление труда и социального развития администрации Камчатской области не предоставлялись.
Чистые активы предприятия по состоянию на 01.01.2006 года составляли 19358,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2007 года возросли до 22460,0 тыс. рублей, то есть на 3102,0 тыс. рублей или на 16 %. Данный прирост обусловлен увеличением активов (запасов и основных средств) предприятия. По состоянию на 01.07.2007 года чистые активы возросли до 24857,0 тыс. рублей, что обусловлено увеличением запасов предприятия, ростом дебиторской задолженности, снижением общей кредиторской задолженности и задолженности перед собственником.
7. Состояние расчётов с бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа по обязательным отчислениям в бюджет части чистой прибыли
Согласно ст. 14 Положения о создании унитарных предприятий Петропавловск-Камчатский городской округ имеет право на получение части чистой прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Молокозавод». При этом часть прибыли предприятия, подлежащая ежегодному перечислению в бюджет городского округа, составляла в 2004 - 2007 годах для МУП «Молокозавод» 25 процентов. Срок, для перечисления данного платежа, установлен до 01 июня текущего года. Указанный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования в газете «Вести» от 15 мая 2004 года № 66.
Между тем, ревизией установлено, что часть прибыли за 2004 год перечислена в бюджет городского округа в сумме 122,4 тыс. рублей, исходя из норматива 10 процентов, тогда как, руководствуясь требованиями вышеуказанного муниципального правового акта, следовало перечислять часть прибыли по нормативу 25 процентов.
В своём пояснении от 15.10.2007 главный бухгалтер предприятия В.Л. Черноплат указала, что по итогам работы за 2004 год предприятие имело чистую прибыль в размере 1224,0 тыс. рублей, с которой к перечислению в бюджет города (собственнику) было начислено и фактически перечислено 306,0 тыс. рублей, то есть 25 %. В декабре 2006 года было установлено, что данная сумма начислена ошибочно, поскольку согласно п. 3.4 Устава, действовавшего до 18.05.2005 года, собственник имеет право на получение только 10 % от чистой прибыли. В связи с чем были сделаны соответствующие исправительные проводки и начислена сумма в размере 122,4 тыс. рублей, то есть 10 %.
Таким образом, по причине того, что в нарушение п. 5 решения Городской Думы от 28.04.2004 № 71-р Устав предприятия не был своевременно приведён в соответствие с нормами Положения о муниципальных унитарных предприятиях, МУП «Молокозавод» в нарушение ст. 14 Положения о муниципальных унитарных предприятиях не перечислено в бюджет городского округа часть чистой прибыли по итогам работы за 2004 год в сумме 183,6 тыс. рублей (306,0 – 122,4).
Следует отметить, что перечисление части прибыли в бюджет города в проверяемом периоде производилась с нарушением сроков, определённых ст. 14 Положения о создании унитарных предприятий. Так, часть прибыли за 2004 год фактически перечислена 17.02.2006, при установленном сроке до 01.06.2005 года, за 2005 год расчёты окончательно произведены 16.05.2007 года, при установленном сроке до 01.06.2006 года, за 2006 года расчёты окончательно произведены 08.08.2007 года.
8. Проверка принятых мер по результатам предыдущих проверок и ревизий
Контрольно-ревизионным отделом Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в феврале 2006 года была проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Молокозавод» за период 2004 - 2005 годы, по результатам которой составлен акт от 10.02.2006 года. Проверкой установлен ряд существенных нарушений. В частности, в МУП «Молокозавод» не проводилась инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, в результате общая сумма дебиторской задолженности с истёкшими сроками давности составила 1131,98 тыс. рублей. Кроме того, в нарушение Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не была перечислена в доход городского бюджета часть прибыли за 2002-2003 годы в сумме 469,3 тыс. рублей. Бухгалтерией предприятия не проводился анализ фактического использования фонда оплаты труда, а также не формировался резервный фонд, предусмотренный Уставом предприятия, в виде ежегодных 10% отчислений от чистой прибыли.
По результатам проверки данные нарушения были устранены, о чём составлена справка от 15.02.2006 и направлена (исх. № 97 от 17.02.2006) в три адреса: градоначальнику, в Комитет и в Департамент экономической и бюджетной политики. Кроме того, МУП «Молокозавод» письмом от 14.04.2006 № 216 в адрес Департамента дополнительно сообщило о выполнении мероприятий по устранению нарушений, изложенных в акте проверки от 10.02.2006 года.
Выводы:
4.1. В нарушение п. 2 ст. 20 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе предметы лизинга (переход права собственности городского округа на которые не наступил) были отражены в составе имущества, закреплённого за МУП «Молокозавод» на праве хозяйственного ведения, в результате чего общая балансовая стоимость муниципального имущества (в картах учёта муниципального имущества и Реестре объектов муниципальной собственности) на дату ревизии неправомерно завышена на 1280,9 тыс. рублей. Кроме того, в результате неправильного отражения в бухгалтерском учёте предприятия работ по монтажу и модернизации паровых котлов, балансовая стоимость муниципального имущества, отражённая в карте учёта на 1 января 2006 года, предоставленной МУП «Молокозавод» в Комитет, была ошибочно занижена на 1442,0 тыс. рублей;
5. Проверкой соблюдения порядка предоставления сведений об имуществе муниципального предприятия соответствующим получателям информации установлено, что карта учёта муниципального имущества по состоянию на 01.01.2006 содержит не в полной мере достоверную информацию по ряду объектов муниципальной собственности. Так, остаточная стоимость отдельных объектов, отражённая в карте учёта на 01.01.2006 составила 5935,4 тыс. рублей или, исходя из остаточной стоимости, указанной в бухгалтерском учёте предприятия, была ошибочно завышена на 1034,1 тыс. рублей. При этом в Реестре объектов муниципальной собственности на 01.01.2006 часть указанных объектов отражалась по остаточной стоимости согласно данным бухгалтерского учёта МУП «Молокозавод», часть – по остаточной стоимости, отраженной в карте учёта на 01.01.2006, а часть – по остаточной стоимости, информация о которой не содержится ни в карте учёта муниципального имущества, ни в бухгалтерской отчётности МУП «Молокозавод». Таким образом, в целом, ревизией установлено, что остаточная стоимость муниципального имущества, отраженная в Реестре объектов муниципальной собственности на 01.01.2006 в части МУП «Молокозавод», была ошибочно завышена на 602,4 тыс. рублей;
6. На 01.01.2006 года кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» составила 12669,0 тыс. рублей и за 2006 год увеличилась на 4364,0 тыс. рублей, или на 34,4 % и по состоянию на 01.01.2007 года составила 17033,0 тыс. рублей. Рост задолженности за 2006 год обусловлен увеличением задолженности перед поставщиками и подрядчиками более чем в три раза, при одновременном уменьшении задолженности перед государственными внебюджетными фондами на 99,0 тыс. рублей, или на 9,3 %; бюджетом на 1117,0 тыс. рублей, или на 38,5 %; прочими кредиторами на 738,0 тыс. рублей, или на 49,1 %. При этом увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 01.01.2007 года связано с большим объёмом поставок молочно-сырьевой продукции в рамках как вновь заключённых в 2006 году, так и ранее заключённых договоров поставки, а также в связи с приобретением объектов основных средств, поставкой топливно-энергетических ресурсов и оказанием прочих услуг. По состоянию на 01.07.2007 года по сравнению с данными на 01.01.2007 года кредиторская задолженность МУП «Молокозавод» уменьшилась на 1921,0 тыс. рублей, или на 11,3 % и составила 15112,0 тыс. рублей.
На 01.01.2006 года дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» составила 10857,0 тыс. рублей, из них 5904,0 тыс. рублей, или 54,4 % приходится на задолженность покупателей и заказчиков. За 2006 год дебиторская задолженность предприятия уменьшилась на 697,0 тыс. рублей, или на 6,4 %, и по состоянию на 01.01.2007 года составила 10160,0 тыс. рублей. По состоянию на 01.07.2007 года дебиторская задолженность МУП «Молокозавод» по сравнению с данными на 01.01.2007 года увеличилась на 7412,0 тыс. рублей, или на 73,0 % и составила 17572,0 тыс. рублей;
6.1. Анализ расчетных коэффициентов, характеризующих эффективность работы МУП «Молокозавод», показывает высокую платежеспособность, финансовую устойчивость и обеспеченность собственными основными и оборотными средствами. В большинстве случаев коэффициенты ежегодно превышают рекомендованные нормативы и увеличиваются;
7. Перечисление части прибыли в бюджет города в проверяемом периоде производилась с нарушением установленных сроков. Так, часть прибыли за 2004 год фактически перечислена 17.02.2006, при установленном сроке до 01.06.2005 года, за 2005 год расчёты окончательно произведены 16.05.2007 года, при установленном сроке до 01.06.2006 года, за 2006 года расчёты окончательно произведены 08.08.2007 года. В нарушение требований Положения о создании, управлении, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий в Петропавловск-Камчатском городском округе часть чистой прибыли по итогам работы за 2004 год перечислена по нормативу 10 %, установленному Уставом МУП «Молокозавод», тогда как предприятию следовало начислить часть прибыли по нормативу 25 %. По этой причине, сумма средств, подлежащих перечислению в бюджет городского округа по результатам ревизии (в части установленной ревизией задолженности), составляет 183,6 тыс. рублей.
Предложения:
1. Направить Отчёт о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУП «Молокозавод Петропавловский» за 2006 год и 1 полугодие 2007 года для сведения в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа и Главе Петропавловск-Камчатского городского округа.
2. Направить информационное письмо в адрес и.о. председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа С. Г. Кондрашину с приложением Отчёта о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУП «Молокозавод Петропавловский» за 2006 год и 1 полугодие 2007 года.
3. Принимая во внимание работу, проведённую руководством МУП «Молокозавод Петропавловский» по устранению отдельных недостатков и нарушений, отражённых в акте ревизии, направить в адрес директора предприятия Н. Т. Бельченко письмо с предложениями принять меры по устранению нарушений и недостатков при организации ведения бухгалтерского учёта предприятия, а также перечислить в бюджет городского округа часть чистой прибыли предприятия за 2004 год в сумме 183,6 тыс. рублей.
Аудитор |
Д. А. Коростелев |