КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Доклад аудитора Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Моисеевой Елены Николаевны при проведении «круглого стола» на тему: «Нарушения и недостатки, связанные с исполнением муниципальных заданий бюджетных и автономных учреждений Петропавловск-Камчатского городского округа, в том числе нарушения, связанные с принятием бюджетных обязательств в отношении предоставляемых учреждениям субсидий на иные цели»

Цель круглого стола, разобрать типичные нарушения и недостатки, в части исполнения муниципального задания и принятия бюджетных обязательств, выявленные по итогам проведённых контрольных мероприятий КСП в истекшем периоде 2022 года.

В 2022 году на основании плана деятельности КСП было проведено 5 контрольных мероприятий на соблюдение требований бюджетного законодательства и правовых актов органов местного самоуправления при составлении, финансовом обеспечении и исполнении муниципального задания. Из них проверка проведена в части двух учреждений подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политика; трех учреждений подведомственных Управлению образования.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансового обеспечения выполнения муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержден Постановлением администрации от 20.01.2016 № 50.

Органы-учредители отвечают за выдачу муниципального задания подведомственным учреждениям и контроль его исполнения, а бюджетные и автономные учреждения - за достижение установленных в задании показателей и достоверную отчетность.

Хотя процесс исполнения муниципального задания детально регламентированы в нормативных документах и хорошо знакомы органам-учредителям и подведомственным учреждениям, ошибки (даже самые очевидные) встречаются на любом этапе работы.

Представляем вашему вниманию основные нарушения, выявленные по итогам проведённых КСП контрольных мероприятий в 2022 году в части исполнения муниципальными учреждениями, установленных для них муниципальных заданий.

Важное значение имеет исполнение показателей объема муниципальных работ (услуг), установленных в муниципальном задании, так как именно в соответствии с этим показателем рассчитывается объем финансового обеспечения на выполнение муниципального задания.

 Оценка муниципального задания на исполнение производится при составлении отчетов о выполнении муниципального задания, сроки сдачи которых установлены органом-учредителем в муниципальном задании:

- по истечении финансового года предоставляется итоговый отчет;

- до истечения финансового года предоставляется ежеквартальный отчет о выполнении муниципального задания и предварительный отчет.

Показатели предварительного отчета играют также очень важное значение. Так как именно предварительный отчет, позволяет учредителю оценить возможность учреждения в выполнении муниципального задания в заданный срок в полном объеме.

В предварительном отчете указываются показатели, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату).

Недостижение показателей муниципального задания, зафиксированное в предварительном отчете (с учетом допустимых отклонений), влечет за собой корректировку самого муниципального задания и уменьшение размера субсидии, выделенной на текущий год. Уменьшение здесь предполагает, как сокращение размера последнего платежа, еще не выплаченного учреждению, так и возврат излишне перечисленной суммы субсидии.

Допустимо перевыполнение или недовыполнение муниципального задания в пределах допустимого (возможного) отклонения.

Что касается непосредственно заполнения отчета, здесь, как и при составлении иных отчетных документов, важна достоверность вносимых сведений. Обеспечить её учреждение может следующим образом:

1) наличие документов, подтверждающих данные в отчетах. Вся информация должна подкрепляться первичными документами. Требование о наличии (подаче) такого пакета документов может быть установлено в правилах контроля выполнения задания, утвержденных органом-учредителем, или в самом муниципальном задании.

2) корректный расчет величины допустимого отклонения. В муниципальном задании эта величина обычно проставляется в процентах. А вот в отчетах о выполнении муниципального задания допустимое отклонение нужно перевести в те единицы измерения, которые установлены в задании для конкретного показателя (скажем, показатель «проценты» преобразовывается в показатель «количество человек»).

3) отсутствие счетных ошибок или описок. К примеру, ошибки возникают при переносе сведений из задания в отчеты, при расчетах, производимых на основе подтверждающих документов.

В ходе контрольных мероприятий КСП были установлены следующие факты:

1) Несоблюдение формальных требований к отчету.

Требования к оформлению отчетов установлены Приложением № 2 к Постановлению 50. Нарушения проявляются в том, что учреждения исключают из утвержденной формы отчета о выполнении муниципального задания отдельные графы. Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов не допускается.

2) В отчетах отражается недостоверная информация.

В чем это выражается:

- несоответствие или несопоставимость показателей, содержащихся в задании и отчете. Например, учреждения вписывают в отчет формулировки, отличающиеся от изначально установленных (в задании устанавливается одно количество получателей услуги, а в отчете другое; в отчете могут появиться неустановленные показатели; прописывают показатели, характеризующие содержание муниципальных услуги и условия (формы) оказания муниципальных услуг отличные от установленных в муниципальном задании);

- установлены счетные ошибки, когда в расчетах не верно устанавливают формулы.

3) Установлены расхождения данных в отчетах о выполнении муниципальных задании и фактических показателей в первичных документах. Бывает, когда показатели отчета о выполнении задания невозможно подтвердить результатами выборочного анализа из-за отсутствия первичных документов.

4) Показатели в ежеквартальных отчетах формируются не нарастающим итогом.

В ежеквартальном отчете указываются показатели по объему и качеству за 3, 6, 9 месяцев.

5) В предварительном отчете указываются показатели, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату).

В ходе проверок были установлены факты, когда в отчетах учреждения отражали лишь фактические показатели, на дату предоставления отчета. Что в свою очередь приводило к подаче учредителю информации о планируемом неисполнении муниципального задания.

6) неопубликование отчета о выполнении муниципального задания на сайте bus.gov.ru, или опубликование отчёта с нарушением установленного срока.

Опубликовать отчеты также, как и муниципальное задание необходимо в течении 5 рабочих дней, следующих за днем принятия документа. Тоже самое нарушение выявляется в части размещения и самого муниципального задания, когда учредитель передает полномочия по размещению учреждению.

Как видим, последствия ошибок, совершенных в процессе работы над отчетом о выполнении задания, будут самыми разными. Если ошибки некритичны, учреждение может исправить их еще на этапе подачи отчетности органу-учредителю (это касается, к примеру, счетных ошибок) или учесть недочеты при работе с документом в следующем году (скажем, при опоздании с подачей или опубликованием отчета). Но некоторые нарушения чреваты финансовыми последствиями. Если информацию в отчете о выполнении задания признают недостоверной и часть показателей проверяющие посчитают невыполненной, учреждению придется вернуть в бюджет остатки субсидии, эквивалентные недостигнутым показателям (с учетом допустимых отклонений) и должностному лицу учреждения грозит административная ответственность по статье 15.15.5-1 КоАП РФ - предупреждение или штраф в размере от 100 руб. до 1 тыс. руб. (за повторное нарушение предусмотрен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.).

Большинство вышеперечисленных ошибок можно было бы избежать если бы орган-учредитель у себя организовал должный (качественный) контроль за исполнением муниципальных заданий своих подведомственных учреждений.

 

Теперь рассмотрим нарушения установленные в части принятия бюджетных обязательств.

Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

К обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним относятся обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Органу-учредителю – как получателю средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, доводятся лимиты бюджетных обязательств на предоставление своим подведомственным учреждениям субсидий на иные цели.

На основании доведенных бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств орган-учредитель заключает соглашение со своими подведомственными учреждениями о предоставлении субсидий на выполнение муниципального задания или иные субсидии.

В свою очередь уже на основании заключенных соглашений бюджетные и автономные учреждения вносят показатели плана ФХД, устанавливают планируемые объемы поступлений и выплат, связанные с предстоящими расходами.

Заключая муниципальные контракты, а также иные договоры с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями бюджетное и автономное учреждение принимает обязательства. Обязательства принимаются к учету на дату заключенного договора.

 Принятые обязательства у бюджетных или автономных учреждений - это обязательства, принятые в пределах назначений, утвержденных планом ФХД с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году.

В ходе контрольных мероприятий КСП были установлены нарушения, в части принятия бюджетных обязательств:

- в отсутствии утвержденных плановых назначений у Учреждения;

- в отсутствии утвержденных бюджетных ассигнований, утвержденных лимитов бюджетных обязательств у учредителя.

За данное нарушение предусмотрена административные ответственность по статье 15.15.10 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.