КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Экспертное заключение на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения «О налоге на имущество физических лиц на территории Петропавловск-Камчатского городского округа»

Скачать Экспертное заключение
exp_2014_58.doc (464.0 Кб)

 

№ 01-07/58-01/э

12 ноября 2014 года

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] В.А. Кочетковой в соответствии со статьёй 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа[2], статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ[3], статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 № 173-нд [4].

Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[5] «О принятии решения «О налоге на имущество физических лиц на территории Петропавловск-Камчатского городского округа»[6] подготовлен Управлением экономики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[7] и внесен на рассмотрение Главой администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[8] Е.А. Панченко.

Согласно пояснительной записке проект решения разработан в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»[9].

По результатам рассмотрения проекта решения установлено следующее:

 

Федеральным законом № 284-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации[10], в части дополнения раздела Х НК РФ главой 32 «Налог на имущество физических лиц», которая вступает в силу с 01.01.2015 года.

Согласно Федеральному закону № 284-ФЗ нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о введении на территориях соответствующих муниципальных образований с 1 января 2015 года налога на имущество физических лиц должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Представленный проект решения устанавливает налоговые ставки для жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат), иных зданий, строений, сооружений, помещений, гаражей  на территории городского округа исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.

При этом согласно требованиям Федерального закона № 284-ФЗ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, при чем указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований ….. после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. А также законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации …… устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении в срок до 01.01.2020 года вышеуказанной единой даты.

Следует отметить, что на территории Камчатского края результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края утверждены  Постановлением Правительства Камчатского края от 27.12.2012 № 595-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Камчатского края» вместе с «Результатами государственной кадастровой оценками объектов недвижимости, расположенных на территории Камчатского края (за исключением земельных участков), по состоянию на 14.12.2012 года»), а единая дата начала применения на территории Камчатского края порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения не утверждена.

В связи с чем, на территории городского округа невозможно определять налоговую базу в отношении объектов налогообложения, подлежащих налогообложению налогом на имущество физических лиц исходя из их кадастровой стоимости.

Однако в пояснительной записке к проекту решения отражено, что в настоящее время результаты определения кадастровой стоимости объектов имущества органами государственной власти Камчатского края не утверждены, что дает право определения налоговой базы за 2015 год исходя из инвентаризационной стоимости, с учетом коэффициента-дефлятора.

Также необходимо отметить, что на территории городского округа в настоящее время складывается ситуация при которой не все налогоплательщики фактически оплачивают налог на имущество физических лиц. А именно, согласно информации Инспекции федеральной налоговой службы г. Петропавловска-Камчатского[11] по состоянию на 15.10.2014 года не у всех объектов недвижимого имущества определена кадастровая стоимость, а у некоторых отсутствует и значение инвентаризационной стоимости или ее значение предельно низкое (вплоть до рубля).

Так, например, согласно данным ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому всего объектов налогообложения 75144 шт., из них:

- имеют оценку только по кадастровой стоимости  - 6271;

- имеют только инвентаризационную стоимость – 7500;

- имеют кадастровую стоимость и инвентаризационную стоимость – 61073;

- не определена стоимость – 300.

Из проведенного анализа, вышеуказанных данных видно, что количество объектов выпадающих из налогообложения, при определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 6571 объект. При этом  в основном не имеют инвентаризационной стоимости объекты, недавно сдавшиеся в эксплуатацию и соответственно имеющие наиболее высокую кадастровую стоимость. Таким образом физические лица имеющие в собственности имущество с наиболее высокой стоимостью не будут платить налог на имущество физических лиц.

Данный факт является нарушением ч. 1 ст. 3 Налогового Кодекса РФ которая устанавливает что  каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Также бюджет городского округа не дополучит доходов в виде налога на имущество физических лиц.

Вместе с тем, в экономическом обосновании и пояснительной записке к проекту решения данный факт не отражен.

Также необходимо отметить, что Федеральным законом № 284-ФЗ признаются объектом налогообложения следующие виды имущества:

-  жилой дом;

-жилое помещение (квартира, комната);

- гараж, машино-место;

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

В тоже время в проекте решения не учтены такие виды имущества как машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.

При этом если на территории городского округа не зарегистрированы такие виды имущества как машино-место и единый недвижимый комплекс, то причина отсутствия в проекте решения в объектах налогообложения - объектов незавершенного строительства пояснительная записка к проекту решения не раскрывает.

Данный факт является нарушением ч. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ которая устанавливает, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

На основании вышеизложенного, по мнению Контрольно-счетной палаты пояснительная записка и экономическое обоснование к проекту решения требуют уточнения и дополнений.

 

На основании изложенных в экспертном заключении замечаний и предложений Контрольно-счетная палата предлагает:

- разработчику   проекта    учесть    вышеуказанные   замечания и предложения и внести соответствующие корректировки;

- Депутатам Городской Думы при рассмотрении проекта решения учесть замечание и предложения Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем экспертном заключении. 

 

 

 

Аудитор

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского городского округа

В.А. Кочеткова



[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП.

[2] Утверждено решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 05.07.2005 № 172-р.

[3] «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».

[4] «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[5] Далее – Городская Дума.

[6] Далее – проект решения.

[7] Далее – Управление экономики.

[8] Далее – городской округ.

[9] Далее – Федеральный закон № 284-ФЗ.

[10] Далее – НК РФ, Налогового кодекса РФ.

[11] Письмо ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому от 15.10.2014 № 07-34/15178.