КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Экспертное заключение на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.11.2013 № 3185 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа»

Скачать Экспертное заключение
exp_2014_34.doc (464.0 Кб)

 

№ 01-07/34-04/э

20 августа 2014 года

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено старшим специалистом 1 разряда Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] Лысовым В.С. на основании статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[2] от 05.07.2005   № 172-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 №  6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2013 № 173-нд[3].

Проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[4] «О внесении изменений в постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 01.11.2013 № 3185 «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа» разработан Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации городского округа[5].

Внесение изменений в муниципальную программу[6] обусловлено обеспечением реализации мероприятий муниципальной программы.

В этой связи разработчиком проекта вносятся соответствующие изменения как в текстовую, так и в табличную части программы.

При анализе проекта постановления муниципальной программы КСП установлено следующее.

Разработчик проекта постановления предлагает увеличить объем финансирования муниципальной программы с 11167,3 тыс. рублей до 11453,7 тыс. рублей или на 286,4 тыс. рублей (2,6 %). Указанные средства получены из краевого бюджета в рамках соглашения № 9/1/14[7]. Данное увеличение финансирования предусмотрено на 2014 год в рамках софинансирования следующих мероприятий подпрограммы 1[8]:

  • «Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий с участием субъектов МСП[9]» в сумме 200,0 тыс. рублей;
  • «Создание и размещение информационных материалов, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела» в сумме 86,4 тыс. рублей.

Таким образом, объём средств подпрограммы 1 на 2014 год, предусмотренный действующей редакцией программы, будет увеличен с 3050,0 тыс. рублей до 3336,4 тыс. рублей (8,6 %).

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 3.18 и 3.45 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840[10] при софинансировании мероприятий муниципальной программы из краевого бюджета, в Разделе 3 муниципальной программы следует отразить соответствующую государственную программу Камчатского края, в рамках которой осуществляется софинансирование.

Разработчикам проекта необходимо дополнить Раздел 3 проекта постановления необходимыми ссылками на соответствующие государственные программы Камчатского края, в рамках которых осуществляется софинансирование мероприятий муниципальной программы в суммах 73,8 тыс. рублей и 286,4 тыс. рублей.

Следует отметить, что проектом постановления предлагается изложить раздел 2 в редакции согласно приложению 1 к проекту постановления. В указанном приложении не отражены пункты с 2.18 по 2.21. В действующей редакции муниципальной программы в данных пунктах нашла своё отражение информация о социальной эффективности реализации муниципальной программы, основные риски, меры по минимизации рисков. Пояснительная записка не отражает указанных изменений.

В соответствии с пунктом 3.34 Постановления администрации № 1840 указанная выше информация должна быть отражена в муниципальной программе.

Таким образом, приложение 1 следует дополнить в соответствии с действующей редакцией муниципальной программы.

При анализе мероприятий муниципальной программы установлено следующее.

Для решения задачи по оказанию имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП программой предусмотрено мероприятие «Передача во владение и (или) пользование на долгосрочной основе муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП». Мероприятие не требует финансирования, исполнитель – Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[11]. Также проектом постановления муниципальная программа дополняется перечнем социально-значимых видов деятельности, для осуществления которых муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 1.8 Постановления администрации № 1840 мероприятие, не требующее финансовых затрат, может быть включено в муниципальную программу, в случае если оно не выполняется в рамках текущей деятельности исполнителей, муниципального заказчика.

Вместе с тем, одной из функций КУИ является передача объектов муниципальной собственности, за исключением имущества, вовлечённого в земельные и жилищные правоотношения, в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование, закрепление муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. По существу мероприятие 1.1 программы 1 соотносится с указанной функцией КУИ, что не соответствует положению пункта 1.8 Постановления администрации № 1840.

Разработчикам проекта постановления необходимо привести указанное мероприятие в соответствии с требованием пункта 1.8 Постановления администрации № 1840 или предоставить информацию, обосновывающую правомерность включения указанного мероприятия в муниципальную программу.

Также установлено, что для решения задачи «Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов МСП» предусмотрена реализация 4 мероприятий:

  • «Обеспечение деятельности консультационного пункта»;
  • «Размещение на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, необходимой для субъектов МСП»;
  • «Предоставление консультационной и информационной поддержки субъектам МСП»;
  • «Организация семинаров для субъектов МСП по актуальным вопросам осуществления предпринимательской деятельности с участием сторонних организаций, в том числе контролирующих органов».

Первые три указанных мероприятия не требуют финансирования.

Согласно пункту 1.4.6 Постановления администрации № 1840, программное мероприятие представляет собой комплекс мер, увязанных по срокам и ресурсам, реализация которых предложена для решения задач и достижения целей программы.

По существу реализации мероприятие «Обеспечение деятельности консультационного пункта» представляет собой комплекс мер, направленных на оказание консультационной и организационно-методической поддержки субъектам МСП. Мероприятие «Размещение на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, необходимой для субъектов МСП» представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение информационной поддержки в электронной форме. Предоставление информации субъектам МСП также осуществляется в ходе проведения консультаций и размещения информационных сообщений в средствах массовой информации.

Таким образом, социальный эффект мероприятия «Предоставление консультационной и информационной поддержки субъектам МСП» достигается посредством реализации двух указанных мероприятий.

КСП предлагает исключить мероприятие «Предоставление консультационной и информационной поддержки субъектам МСП». Целевые индикаторы, отражающие эффективность реализации данного мероприятия, предлагается включить в соответствующие мероприятия. Реализация данного предложения поможет достигнуть более прозрачного визуального восприятия муниципальной программы потенциальными пользователями.

При анализе целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы установлено следующее.

Одним из условий предоставления субсидии в соответствии с соглашением    № 9/1/14 является достижение определённых целевых показателей. В соответствии с этим проектом постановления вносятся изменения в таблицу в пункте 2.17 в части увеличения целевых показателей до необходимого значения, в том числе:

  • «Количество статей, радио- и телепередач, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела» с 7 штук до 8 штук или на 1 штуку (14,3 %);
  • «Количество субъектов МСП, деятельность которых освещена в средствах массовой информации» с 30 единиц до 33 единиц или на 3 единицы (10,0 %; предусмотрено соглашением № 9/1/14);
  • «Количество сезонных ярмарок, организованных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» с 4 единиц до 5 единиц или на 1 единицу (25,0 %);
  • «Количество субъектов МСП, принявших участие в сезонных ярмарках» с 40 единиц до 58 единиц или на 18 единиц (45,0 %; предусмотрено соглашением № 9/1/14).

Вместе с тем соответствующие изменения не в полной мере нашли своё отражение в пункте 4.1.8 муниципальной программы.

В отношении пункта 2.17 хотелось дополнительно отметить, что итоговый показатель «Количество материалов о туристских ресурсах городского округа в средствах массовой информации» в количестве 14 единиц не в полной мере соотносится с аналогичным показателем в таблице 4.2.14 – нарастающим итогом соответствующий показатель представлен в количестве 10 единиц (по 5 единиц в 2015 году и в 2016 году). Разработчикам проекта следует уточнить данное несоответствие.

Указанный целевой показатель характеризует мероприятие «Организация пресс-туров в городской округ для журналистов и сотрудников федеральных средств массовой информации».

Вместе с тем установлено, что для данного мероприятия на 2015-2016 годы не предусмотрены объёмы финансирования, из расчёта затрат не представляется возможным определить объём финансовых средств, необходимых для реализации данного мероприятия, однако посредством его реализации планируется достижение определённых социальных результатов.

Как отмечалось выше, программное мероприятие представляет собой комплекс мер, увязанных по срокам и ресурсам, реализация которых предложена для решения задач и достижения целей программы. В соответствии с пунктом 3.49 Постановления администрации № 1840 срок начала и окончания каждого мероприятия устанавливается исходя из периода времени, в течение которого существует реальная возможность осуществления каждого мероприятия.

Следует отметить, что при сравнительном анализе достигаемых результатов реализации мероприятия «Организация семинаров для субъектов МСП по актуальным вопросам осуществления предпринимательской деятельности с участием сторонних организаций, в том числе контролирующих органов» с объёмами предусмотренного финансирования установлено, что один и тот же социально-экономический эффект может быть достигнут при разных затратах. Анализ представлен в таблице ниже.

Год

Количество семинаров для субъектов МСП, штук

Объём финансирования мероприятия, тыс. рублей

Средний объём финансирования на 1 семинар, тыс. рублей

Количество субъектов МСП-участников семинара, единиц (для сведения)

2014 год

5

100,0

20,0

80

2015 год

5

420,0

84,0

90

2016 год

5

0,0

0,0

100

В муниципальной программе отсутствует информация, обосновывающая столь значительное (в 4,2 раза) увеличение потребности в объёме финансирования в 2015 году, необходимом для реализации указанного мероприятия. Из расчёта затрат не представляется возможным определить куда, в каком количестве и на какие работы (услуги) или товары требуется направить данные средства.

Также анализ показывает, что в 2016 году для проведения семинаров не определён объём финансирования, однако аналогичный результат в качестве реализации 5 семинаров всё равно достигается. В отношении мероприятия «Создание и размещение информационных материалов, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела» на 2016 год прослеживается аналогичная ситуация: планируется осветить деятельность 11 субъектов МСП без осуществления затрат на создания и размещения статей, радио- и телепередач.

Контрольно-счетная палата отмечает, что при отсутствии расчёта финансовых затрат, определяющего потребность в финансировании мероприятия, не представляется возможным оценить экономичность и эффективность потенциальных расходов и спрогнозировать величину необходимого финансирования мероприятия при формировании проекта бюджета на 2015-2016 годы.

В связи с этим КСП обращает внимание на необходимость обоснования затрат по мероприятиям Программы.

Согласно пункту 3.44 Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840, определение размера планируемых затрат должно основываться на тщательном анализе финансовой, экономической, статистической и иной официальной информации. Расчет суммы средств по каждому мероприятию муниципальной программы должен оформляться с указанием необходимых пояснений и ссылок на соответствующие нормативные правовые акты. При этом разработчик к обоснованию затрат указанных мероприятий подходит формально. Вместе с тем, работа должна быть направлена не на то, что доведены деньги до исполнителя, а на то, какой результат получен при расходовании этих средств. Соответственно основой для достижения эффективного расходования программных средств и является четкое обоснование планируемых затрат, то есть из расчета затрат должно быть видно куда, в каком количестве и на какие работы (услуги) или товары требуется направить данные средства.

Вместе с тем объемы финансирования по 5 мероприятиям из 20 мероприятий муниципальной программы не обоснованы в полной мере. КСП рекомендует в рамках перехода к программно-целевому планированию расходов бюджета городского округа отражать расчёт затрат в отношении каждого мероприятия.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 3.47 Постановления администрации № 1840 каждое мероприятие программы должны характеризовать не менее чем два конкретных целевых показателя.

В пункте 4.2.14 в нарушение указанного положения для ряда программных мероприятий предусмотрен только 1 целевой показатель.

Разработчику проекта следует при утверждении проекта постановления во исполнение положений Постановления администрации № 1840 утвердить для мероприятий подпрограммы 2[12] дополнительные целевые показатели.

Разработчику проекта необходимо доработать проект постановления и направить в адрес Контрольно-счетной палаты соответствующую информацию о доработке проекта с учетом изложенных в настоящем экспертном заключении замечаний и предложений.

 

И.о. председателя

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского городского округа 

О.В. Рекунова



[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП.

[2] Далее – Городская Дума.

[3] «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[4] Далее также – Проект, проект постановления.

[5] Далее – разработчик проекта.

[6] Здесь и далее – муниципальная программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа».

[7] Здесь и далее – Соглашение от 28.05.2014 № 9/1/14 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования в Камчатском крае на поддержку муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

[8] Здесь и далее – подпрограмма «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа».

[9] Здесь и далее – малое и среднее предпринимательство.

[10] «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Постановление администрации № 1840).

[11] Далее – КУИ.

[12] Здесь – подпрограмма «Формирование и продвижение имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа на мировом и российском туристических рынках» муниципальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа».