06 июня 2013 года № 01-07/44-04/э Настоящее экспертное заключение подготовлено аудиторами Контрольно-счетной палаты1 О.В. Рекуновой и В.А. Кочетковой на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате от 26.05.2011 № 1144-р в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ2, статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа3 от 05.11.2009 № 189-нд4. Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы «О состоянии дебиторской и кредиторской задолженности Петропавловск-Камчатского городского округа5 на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению»6 подготовлен Департаментом финансов администрации городского округа и внесен Главой администрации городского округа А.В.Алексеевым. Согласно пояснительной записке к проекту решения, рассмотрение информации администрации городского округа о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности городского округа на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению7, запланировано Планом работы Городской Думы на 2013 год. По результатам рассмотрения проекта необходимо отметить, что представленная Информация о состоянии задолженности требует конкретизации и уточнения представленных показателей. Необходимо отметить, что общий объем дебиторской задолженности за 2012 год, отраженный в рассматриваемой информации, не соответствует итоговым показателям по дебиторской задолженности, указанным в форме 0503169 «Сведения по дебиторской задолженности» по состоянию на 01.01.2013 года. Так, по данным формы 0503169 дебиторская задолженность по состоянию: ?? на 01.01.2012 года составила 467,5 млн. рублей; ?? на 01.01.2013 года - 980,1 млн. рублей. При этом согласно представленной администрацией городского округа информации, общий объем дебиторской задолженности по состоянию: ?? на 01.01.2012 года составляет 536,1 млн. рублей или на 68,6 млн. рублей больше аналогичного показателя годовой отчетности за 2012 год; ?? на 01.01.2013 года – 987,6 млн. рублей, что на 7,5 млн. рублей больше аналогичного показателя годовой отчетности за 2012 год. Кроме того, представленная информация о состоянии дебиторской задолженности не отражает ее структуру. Исходя из данных консолидированной годовой отчетности об исполнении бюджета городского округа за 2012 год, дебиторская задолженность сложилась по следующим расчетам: в тыс. рублей
Наименование показателя |
по состоянию на 01.01.2012 года |
по состоянию на 01.01.2012 года |
Расчеты по доходам |
322543,4 |
354451,9 |
Расчеты по выданным авансам |
144571,4 |
624790,7 |
Расчеты с подотчетными лицами |
317,9 |
400,8 |
Расчеты по ущербу имущества |
52,8 |
447,5 |
ВСЕГО |
467485,5 |
980090,9 |
При этом разработчиками проекта в представленной информации не отражаются в полном объеме причины отвлечения средств на расчеты по выданным авансам и с подотчетными лицами. Согласно Информации о состоянии задолженности, основной причиной роста дебиторской задолженности за 2012 год является реализация администрацией городского округа обязательств по концессионному соглашению от 12.05.2012 № 1. Вместе с тем, сумма авансовых платежей по данному соглашению не указывается. Также в представленной информации не раскрыта информация о дебиторской задолженности по расчётам по доходам и причины её образования. Между тем, согласно данным выше составленной таблицы, дебиторская задолженность по расчётам по доходам на 01.01.2012 года составляла 3225423,4 тыс. рублей, на 01.01.2013 года – 354451,9 тыс. рублей. Динамика объёма дебиторской задолженности расчётов по доходам за 2012 год представлена в следующей таблице. тыс. рублей
Наименование показателя |
Сумма задолженности на начало года |
Сумма задолженности на конец года |
Отклонение, тыс. руб. |
Отклонение, % |
Расчеты с плательщиками доходов от собственности |
335 965,60 |
336 672,90 |
707,30 |
0,21 |
Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг |
2 884,40 |
2 827,90 |
-56,50 |
-1,96 |
Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия |
4 718,10 |
7 034,90 |
2 316,80 |
49,10 |
Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ |
-68 679,20 |
-7 516,70 |
61 162,50 |
-89,06 |
Расчеты по доходам от операций с основными средствами |
44 351,30 |
10 797,80 |
-33 553,50 |
-75,65 |
Расчеты по доходам от операций с непроизводственными активами |
0,00 |
-159,60 |
-159,60 |
- |
Расчеты с плательщиками прочих доходов |
3 303,20 |
4 794,60 |
1 491,40 |
45,15 |
Итого по расчетам по доходам |
322 543,40 |
354 451,80 |
31 908,40 |
9,89 |
Из данных таблицы следует, что дебиторская задолженность по расчётам по доходам за 2012 год увеличилась на 31908,4 тыс. рублей или на 9,9 %. В тоже время рассматриваемая информация не содержит, как указано выше не только информацию о дебиторской задолженности по расчётам по доходам, а также динамику объёма данной задолженности, причины её увеличения за 2012 год. Кроме того, представленная информация не содержат данных о размерах дебиторской задолженности по расчётам по доходам нереальной к взысканию, а также просроченной задолженности. В связи, с чем отсутствует информация о мероприятиях, направленных на снижение просроченной задолженности, проводимых администрацией городского округа в 2012 году. В тоже время несвоевременное управление дебиторской задолженностью по расчётам по доходам и отсутствие систематизированной работы с дебиторами приводит к неконтролируемому росту дебиторской задолженности, уменьшению неналоговых доходов городского округа и как следствие дальнейшему признанию на Бюджетной комиссии при администрации городского округа данную дебиторскую задолженность безнадёжной к взысканию и списанию. Таким образом, администрации городского округа необходимо провести детальный анализ дебиторской задолженности по расчётам по доходам в разрезе годов её возникновения, причин возникновения в целях проведения в дальнейшем работы по её снижению и не допущению роста просроченной дебиторской задолженности. Исходя из информации указанной разработчиками проекта, объем кредиторской задолженности городского округа в течение 2012 года снизился на 157,6 млн. рублей или в 2,9 раза и по состоянию на 01.01.2013 года данная задолженность составила 82,0 млн. рублей. При этом основные причины столь значительного снижения кредиторской задолженности разработчиками проекта не указываются, также, как и не раскрываются основные причины образования и структура текущей задолженности. Согласно данным консолидированной годовой отчетности об исполнении бюджета городского округа за 2012 год, кредиторская задолженность значится по следующим расчетам: в тыс. рублей
Наименование показателя |
по состоянию на 01.01.2012 года |
по состоянию на 01.01.2012 года |
Отклонения (гр.3-2) |
1 |
2 |
3 |
4 |
По оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда |
6699,1 |
3690,6 |
-3008,5 |
По работам и услугам |
133058,5 |
21756,4 |
-111302,1 |
По поступлению нефинансовых активов |
20421,5 |
5941,0 |
-14480,5 |
По безвозмездным перечислениям организациям |
15997,5 |
5317,6 |
-10679,9 |
По социальному обеспечению |
8003,7 |
486,1 |
-7517,6 |
По прочим расходам |
811,3 |
279,5 |
-531,8 |
По платежам в бюджеты |
54608,7 |
44561,3 |
-10047,4 |
По удержаниям из выплат по оплате труда |
-45,2 |
-65,6 |
-20,4 |
ВСЕГО |
239555,1 |
81966,9 |
-157588,2 |
Кроме того, исходя из информации, представленной Комитетом городского хозяйства администрации городского округа8 в адрес КСП9, по состоянию на 01.01.2013 года за МАУ «УЖКХ» перед КГХ значиться задолженность в сумме 1071234,4 тыс. рублей, в виде остатка субсидий прошлых лет. Вместе с тем, данная задолженность не отражена ни консолидированной бухгалтерской отчетности городского округа за 2012 год, ни в представленной администрацией информации. На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата предлагает: Администрации городского округа (разработчикам проекта): ?? уточнить показатели объема дебиторской задолженности; ?? проанализировать и указать причины образования дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе произведенных расчетов, включая детальный анализ дебиторской задолженности по расчётам по доходам в разрезе годов её возникновения, причин возникновения для проведения в дальнейшем работы по её снижению и не допущению роста просроченной дебиторской задолженности. Депутатам Городской Думы: - при рассмотрении проекта решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О состоянии дебиторской и кредиторской задолженности Петропавловск-Камчатского городского округа на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению» учесть предложения и замечания Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем заключении. Аудитор Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа О.В. Рекунова Аудитор Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа В.А. Кочеткова