КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа  «О принятии в первом чтении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год»

 

12 ноября 2007 года 
№ 19-КСП/э
                                                                     

Заключение Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Контрольно-счетная палата или КСП) на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Городская Дума) «О принятии в первом чтении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» (далее – проект бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее – Положение о бюджетном процессе), Положением о Контрольно-счетной палате и иными нормативными правовыми актами.
При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой использованы результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведённых КСП в феврале – октябре 2007 года в Департаменте экономической и бюджетной политики администрации городского округа (далее – Департамент), Комитете по управлению имуществом городского округа (далее – Комитет), других структурных подразделениях администрации городского округа и иных органах, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.

1. Общие положения

Правовые основы рассмотрения проекта бюджета определены Уставом городского округа и Положением о бюджетном процессе.
Согласно ст. 24 Положения о бюджетном процессе в течение суток со дня внесения в Городскую Думу проекта решения о бюджете на очередной финансовый год, председатель Городской Думы направляет его в Контрольно-счетную палату для проведения экспертизы и проверки соответствия представленных документов и материалов.
Контрольно-счетная палата проводит экспертизу представленного проекта и готовит по нему заключение в срок не позднее 10 дней с момента поступления проекта в Контрольно-счетную палату.
Проект бюджета направлен Главой городского округа 07.11.2007 сопроводительным письмом № 01-01/2151, и 08.11.2007 направлен для заключения в Контрольно-счетную палату.
На основании заключения Контрольно-счетной палаты и сводного заключения Городской Думы на проект бюджета города, председатель Городской Думы в течение суток выносит решение о принятии проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год к рассмотрению Городской Думой либо о возвращении его на доработку.
В нарушение п. 4 ст. 24 Положения о бюджетном процессе решение о принятии проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год к рассмотрению принято до получения заключения Контрольно-счетной палаты.
Проект решения о бюджете города на очередной финансовый год рассматривается в двух слушаниях.
При рассмотрении Городской Думой проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, а также основные характеристики бюджета города, к которым относятся:

  1. доходы бюджета города по видам доходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
  2. дефицит бюджета города в абсолютных цифрах и в процентах к расходам бюджета города на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита бюджета города;
  3. общий объем расходов бюджета города на очередной финансовый год.

При утверждении в первом чтении основных характеристик бюджета города Городская Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета города, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Главы городского округа.

Необходимо особо отметить, что представленный на экспертизу проект бюджета по основным характеристикам существенно отличается от проекта бюджета, выносившегося на публичные слушания.
Так, согласно проекту бюджета, вынесенному по инициативе Главы городского округа на публичные слушания, предлагалось установить следующие основные характеристики бюджета городского округа на 2008 год: доходы в сумме 5428357,2 тыс. рублей, расходы в сумме 5523605,2 тыс. рублей и предельный размер дефицита бюджета в сумме 95248,0 тыс. рублей или 3,5 % к объёму доходов бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений.
Между тем, проект бюджета, представлен на экспертизу со следующими основными характеристиками: доходы в сумме 5425503,3 тыс. рублей, расходы в сумме 5820751,3 тыс. рублей и предельный размер дефицита бюджета в сумме 395248,0 тыс. рублей или 3,5 % к объёму доходов бюджета городского округа без учёта объёма безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале в сумме 315248,0 тыс. рублей.
Таким образом, представленный к экспертизе проект бюджета отличается от проекта, выносившегося по инициативе Главы городского округа на публичные слушания по следующим основным параметрам: доходы бюджета снижены на 2853,9 тыс. рублей, расходы бюджета увеличены на 297146,1 тыс. рублей, предельный размер дефицита бюджета увеличен на 300000 тыс. рублей.
При этом согласно рекомендациям публичных слушаний, в ходе публичных слушаний поступили следующие предложения:
1. При планировании доходной части городского бюджета в части налоговых поступлений, наладить взаимообмен  информацией между администрацией Петропавловск - Камчатского городского округа и Инспекцией Федеральной налоговой службы, влияющей на поступление налоговых доходов в городской бюджет.
2. Рассмотреть возможность включения в бюджет Петропавловск - Камчатского городского округа на 2008 год расходов, направленных на погашение задолженности по начислениям в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Петропавловску-Камчатскому.
3. Рассмотреть возможность включения в расходную часть бюджета Петропавловск - Камчатского городского округа на 2008 год финансирования на строительство нового жилья и объектов социально-культурной сферы, а также расходы на открытие дополнительных групп в детских дошкольных учреждениях.
4. Рассмотреть возможность о включении в бюджет Петропавловск - Камчатского городского округа на 2008 год финансирование в сумме 15000,00 тыс. рублей по статье 310 «увеличение стоимости основных средств» на приобретение мебели для общеобразовательных учреждений городского округа.
5. Рассмотреть возможность о включении в бюджет Петропавловск - Камчатского городского округа на 2008 год по разделу «Образование» финансирование разницы в оплате труда руководящих и педагогических работников образовательных учреждений, образовавшуюся в связи с внесением изменений в Закон Камчатской области «Об установлении нормативов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в Камчатской области» (установить норматив численности учащихся в классе -20 человек).
6. Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, совместно с депутатами  Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа рассмотреть вопрос о внесении в качестве законодательной инициативы изменений в Закон Камчатской области «Об установлении нормативов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в Камчатской области» (учитывающих подушевое финансирование учреждений образования из расчета-20 человек в классе).

Из вышеизложенного следует, что проект бюджета, представленный администрацией городского округа для рассмотрения на сессии Городской Думы, является не тем документом, который выносился на публичные слушания. Не являются изменения и результатами проведённых публичных слушаний, так как рекомендации публичных слушаний не содержат в себе каких-либо предложений по снижению доходов бюджета, по увеличению расходов на 297146,1 тыс. рублей и по увеличению предельного размера дефицита бюджета на 300000 тыс. рублей.
Более того, в нарушение ст. 184.2 БК РФ одновременно с проектом бюджета администрацией городского округа не представлена пояснительная записка к проекту бюджета.
Также в нарушение ст. 184.2 БК РФ и ст. 22 Положения о бюджетном процессе администрацией городского округа одновременно с проектом бюджета не представлены основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год.
При этом, согласно п. 6 ст. 24 Положения о бюджетном процессе основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год в числе прочих документов рассматриваются при рассмотрении бюджета городского округа в первом чтении. Соответственно, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, являются одной из основ для принятия решения о принятии, либо отклонении в первом чтении проекта решения о бюджете города, а следовательно без данного документа принятие этого решения невозможно.

2. Доходы бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год

Доходы бюджета предусмотрены в сумме 5425503,4 тыс. рублей, что на 76524,2 тыс. рублей, или на 1,4 %, больше утвержденных доходов бюджета на 2007 год (5348979,2 тыс. рублей) и на 52916,8 тыс. рублей, или на 1 %, предполагаемой редакции бюджета 2007 года (5372586,6 тыс. рублей).
При этом налоговые доходы бюджета увеличатся на 99580,4 тыс. рублей, или на 4,7 %, по сравнению с утвержденными показателями бюджета 2007 года и составят 2220991,9 тыс. рублей, или 41 % общего объема доходов бюджета.
Наибольшее увеличение поступления налоговых доходов бюджета на 2008 год по сравнению с утвержденными показателями бюджета 2007 года предусматривается по налогу на прибыль организаций – на 25705,7 тыс. рублей, или на 15 %, по налогу на доходы физических лиц – на 59848,8 тыс. рублей, или на 3,9 %, и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности – на 30847,0 тыс. рублей, или на 17,1 %.
Основную долю налоговых доходов бюджета на 2008 год по-прежнему будут составлять доходы от уплаты налога на доходы физических лиц – 1583989,80 тыс. рублей, или 71,3 % (71,8 % в 2007 году).
Неналоговые доходы бюджета увеличатся на 68170,74 тыс. рублей, или на 13,9 %, по сравнению с утвержденными показателями бюджета 2007 года и составят 558199,4 тыс. рублей, или 10 % общего объема доходов бюджета.
Наибольшее увеличение поступления неналоговых доходов бюджета на 2008 год по сравнению с утвержденными показателями бюджета 2007 года предусматривается в части доходов от использования имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности – на 98186,4 тыс. рублей, или на 55,4 % и от штрафов, санкций, возмещение ущерба – на 30999,1 тыс. рублей, или на 63,3 %.
Одновременно запланировано снижение поступления неналоговых доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 69265,80 тыс. рублей, или на 72,8 % по сравнению с утвержденными доходами бюджета 2007 года, что обусловлено отсутствием технической инвентаризации, государственной регистрации права хозяйственного ведения и независимой оценки объектов для экономического обоснования продажи.
Основную долю неналоговых доходов бюджета на 2008 год по-прежнему будут составлять доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 275323,2 тыс. рублей, или 49 % (36,1 % в 2007 году).
При этом безвозмездные поступления в бюджет уменьшатся на 91226,9 тыс. рублей, или на 3,3 %, по сравнению с утвержденными показателями бюджета 2007 года и составят 2646312,10 тыс. рублей, или 49 % общего объема доходов бюджета (51,2 % в 2007 году).
При этом Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие пояснительной записки к проекту бюджета, отражающей использованную методику и порядок расчёта сумм доходов, не позволяет оценить обоснованность произведённого прогноза поступлений доходов по источникам. По мнению Контрольно-счетной палаты планируемые показатели доходов в целом, и налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, а также доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в частности, не являются объективными и обоснованными.

Кроме того, следует отметить, что доходы по проекту бюджета, представленному на публичных слушаниях, и по проекту, представленному к экспертизе, отличаются:


№ п/п

Вид дохода

Проект бюджета, представленный  на публичных слушаниях, тыс. рублей

Проект бюджета, представленный  к экспертизе, тыс. рублей

Разница в данных  между проектами бюджета, представленным на публичных слушаниях и представленным к экспертизе (ст. 3 – ст.4), тыс. рублей

1

2

3

4

5

1

Налоговые доходы

2131354,9

2220991,9

-89637

2

Неналоговые доходы

561053,2

558199,4

2853,8

3

Безвозмездные поступления

2735949,1

2646312,1

89637

 

Итого доходов:
- тыс. рублей

5428357,2

5425503,4

2853,8

 

3. Дефицит и источники покрытия дефицита бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год

Предельный размер дефицита бюджета на 2008 год запланирован проектом в сумме 395248,0 тыс. рублей, или 2,9 % к объёму доходов бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а также поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа в сумме 315248,0 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата отмечает, п. 5 проекта решения об утверждении бюджета ошибочно установлен норматив по ставке 3,5 %, тогда как следовало указать 2,8 %.
Источники финансирования дефицита бюджета установлены приложениями к проекту бюджета: № 4 «Источники финансирования дефицита бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» и № 10 «Программа внутренних заимствований Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год».
Из приведённых в приложениях данных следует, что в 2008 году планируемый объём привлечённых средств составит 80000,0 тыс. рублей, что почти в 3 раза или на 156223,2 тыс. рублей ниже утверждённого объёма на 2007 год (236223,2 тыс. рублей). При этом планируется привлечь кредитов коммерческих банков в общей сумме 2014981,7 тыс. рублей, погасить в общей сумме 1934981,7 тыс. рублей.
По мнению Контрольно-счетной палаты, планируемый объём привлечённых средств кредитов коммерческих банков в общей сумме 80000,0 тыс. рублей не являются объективным.
Так, сальдированный результат по привлечению кредитов от коммерческих банков составил в 2006 году 234851,79 тыс. рублей, а в 2007 году (на 01.10.2007 года) 498817,2 тыс. рублей (по сравнению с фактом 2006 года увеличение более чем в 2 раза).
В программу внутренних заимствований на 2008 год не включены гарантии Петропавловск-Камчатского городского округа, что обусловлено изменениями, внесёнными в этой части в БК РФ. В соответствии со ст. 110.2 БК РФ, вступающей в действие с 01.01.2008, проектом предлагается к утверждению программа предоставления муниципальных гарантий на 2008 год.
Объём муниципальных гарантий на 2008 год предусматривается проектом бюджета в сумме 1067000,0 тыс. рублей, из них 60 % (640000,0 тыс. рублей) МУП «Горводоканал» на реконструкцию системы водоснабжения  (в рамках кредита Европейского банка реконструкции и развития).
Контрольно-счетная палата отмечает, что на момент подготовки экспертного заключения в Петропавловск-Камчатском городском округе не приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления муниципальных гарантий, а также порядок анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии.
В нарушение ст. 110.2 БК РФ в программе предоставления муниципальных гарантий не предусмотрен объём бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям, а также не указано на наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу. Кроме того, сама программа предоставления муниципальных гарантий не указана как соответствующее приложение к проекту бюджета.
При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 96 БК РФ средства, направляемые на исполнение муниципальных гарантий, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведёт к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, включаются в состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Как следует из анализа программы муниципальных заимствований в этой части, какие-либо средства в иных источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета не предусмотрены.
Необходимо обратить особое внимание, что к проекту бюджета не представлено необходимых и достаточных обоснований включения в источники финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа в сумме 315248,0 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты включение такого объёма средств является искусственным занижением дефицита бюджета, и требует дополнительного обоснования.

 

4. Расходы бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год

Согласно проекту бюджета, выносившемуся на публичные слушания, приложениями № 4 «Расходы бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа по разделам функциональной классификации» и № 5 «Расходы бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа по ведомственной структуре» в составе расходов бюджета предусматриваются расходы на принимаемые обязательства бюджета городского округа в сумме 350612,7 тыс. рублей.
Согласно проекту бюджета, представленному на экспертизу, приложениями № 5 и № 6 соответственно расходы на принимаемые обязательства бюджета предусмотрены в сумме 689166,3 тыс. рублей, то есть увеличены по сравнению с проектом, выносившимся на публичные слушания на 338553,6 тыс. рублей.
Кроме этого, в нарушение п. 3 ст. 184.1 БК РФ, а также в нарушение требований к составлению проекта бюджета, установленных ст. 21 Положения о бюджетном процессе, расходы бюджета городского округа на принимаемые обязательства в проекте бюджета предусмотрены без отнесения их к какому-либо главному распорядителю, распорядителю средств бюджета, а также без указания раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов функциональной классификации.
На социальную сферу (образование, культуру, средства массовой информации, здравоохранение, социальная политика) в 2008 году, согласно проекту бюджета, представленному на экспертизу, планируется направить 3598640,4 тыс. рублей или 61,8 % от общей суммы расходов бюджета. Согласно проекту бюджета, представленному на публичные слушания – 3638830,0 тыс. рублей или 65,9 % от общих расходов бюджета.

№ п/п

Наименование раздела

Проект бюджета, представленный  на публичных слушаниях, тыс. рублей

Проект бюджета, представленный  к экспертизе, тыс. рублей

Разница в данных  между проектами бюджета, представленным на публичных слушаниях и представленным к экспертизе (ст. 3 – ст.4), тыс. рублей

1

2

3

4

5

1

Образование

2032046,6

2001636,0

30410,6

2

Культура, кинематография и средства массовой информации

65806,6

64941,9

864,7

3

Здравоохранение, физическая культура и спорт

658576,7

649662,4

8914,3

4

Социальная политика

882400,1

882400,1

0

 

Итого расходов:
- тыс. рублей
- в % к общей сумме расходов бюджета

3638830,0
65,9

3598640,4
61,8

40189,6

Таким образом, в проекте бюджета, представленном к экспертизе,  расходы на социальную сферу (на содержание учреждений дошкольного и общего образования, домов культуры и библиотек, больниц, поликлиник и родильных домов) уменьшены по сравнению с проектом бюджета, выносившимся на публичные слушания на 40189,6 тыс. рублей. В то же время, в ходе публичных слушаний в адрес администрации поступило предложение рассмотреть возможность увеличения расходов на социальную сферу на 15,0 млн. рублей (на приобретение мебели для общеобразовательных учреждений). 
На финансирование расходов на общегосударственные вопросы в 2008 году, согласно проекту бюджета, представленному на экспертизу, планируется направить 640513,40 тыс. рублей или 11,6 % от общей суммы расходов бюджета. Согласно проекту бюджета, представленному на публичные слушания – 641731,30 тыс. рублей или 11,0 % от общей суммы расходов бюджета. При этом величина расходов по отдельным строкам, а также направление расходов в проекте бюджета, представленном на публичных слушаниях, и проекте, представленном к экспертизе, отличаются:

№ п/п

Наименование раздела

Проект бюджета, представленный  на публичных слушаниях, тыс. рублей

Проект бюджета, представленный  к экспертизе, тыс. рублей

Разница в данных  между проектами бюджета, представленным на публичных слушаниях и представленным к экспертизе (ст. 3 – ст.4), тыс. рублей

1

2

3

4

5

 

Общегосударственные
вопросы

641731,30

640513,40

1217,90

1

Функционирование местной администрации, в том числе:

280395,80

278171,00

2224,80

 

Аппарат администрации ПКГО

95098,90

92874,10

2224,80

2

Другие общегосударственные вопросы, в том числе:

198303,10

199310,00

-1006,90

2.1

Обеспечение деятельности
подведомственных учреждений, в том числе:

107237,70

106930,30

307,40

 

МУ "УТиДХ"

10757,90

10739,90

18,00

 

МУ "УКСиР"

16733,70

16732,50

1,20

 

МУ "ЦБ"

63406,00

63117,80

288,20

2.2

Выполнение других обязательств

9278,30

10592,60

-1314,30

 

Субсидии на компенсацию
арендной платы (доп. льготы
ВОВ за пользование объектами
мун.собственности земли)

100,00

0,00

100,00

 

Субсидия на частичное софинансирование по выплате компенсаций юридическим и физическим лицам в размере арендной платы за использование мун.имущества

0,00

1414,30

-1414,30

 

Итого расходов:
- тыс.рублей

641731,30

640513,40

1217,90

 

в % к общей сумме
расходов бюджета

11,6

11,0

 

Таким образом, уменьшено финансирование расходов Аппарата администрации на 2224,8 тыс. рублей, МУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» - 18,0 тыс. рублей, МУ «Управление капитального строительства и ремонта» - 1,2 тыс. рублей, МУ «Централизованная бухгалтерия» -  288,2 тыс. рублей на оплату коммунальных услуг.
В части финансирования расходов, на мероприятия, осуществляемые Комитетом по управлению имуществом городского округа, исключена строка – «субсидии на компенсацию арендной платы (дополнительные льготы участникам ВОВ за пользование объектами муниципальной собственности - земли)» в размере 100,0 тыс. рублей. Добавлена строка – «субсидия на частичное софинансирование по выплате компенсаций юридическим и физическим лицам в размере арендной платы за использование муниципального имущества» в сумме 1414,3 тыс. рублей.
В проекте бюджета финансирование МУ «Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского» планируется только в части оплаты труда работников в размере 996,0 тыс. рублей, то есть в 2008 году планируется финансирование муниципального учреждения, связанное только с его содержанием. На реализацию каких-либо мероприятий, связанных с деятельностью данного учреждения, финансирование в 2008 году (равно как и в 2007 году) не планируется.
Необходимо отметить, что МУ «Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского» учреждено в целях организации работы по управлению муниципальным долгом Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования. Однако, согласно п. 3 ст. 101 БК РФ управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (местной администрацией).
В целях предотвращения неэффективного использования средств бюджета городского округа, Контрольно-счетная палата неоднократно обращалась к Главе городского округа с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего функционирования МУ «Долговой центр г. Петропавловска-Камчатского».
В представленном проекте бюджета (приложение № 7) в расходной части не в полном объёме учтены расходы, осуществляемые за счёт предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а именно отсутствуют расходы муниципальных учреждений «Расчетно-кассовый центр по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» и «Дирекция службы заказчика по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».
По результатам проведённых Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий установлено, что в 2006 году расходы, осуществляемые за счёт предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на содержание МУ «Расчетно-кассовый центр по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» составили 42765,74 тыс. рублей, МУ «Дирекция службы заказчика по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» 7193,68 тыс. рублей. При этом, в 2008 году указанные муниципальные учреждения, также как и в 2006 - 2007 годах будут содержаться за счёт средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, приложение № 7 к проекту бюджета не достоверно. Расходы бюджета занижены, по меньшей мере, на 49959,42 тыс. рублей (42765,74+7193,68). Соответственно, на эту же сумму занижены и доходы бюджета.

4.1. Городские целевые программы

Финансирование действующих долгосрочных целевых программ городского округа на 2008 год предусмотрено проектом бюджета в общей сумме 130785,7 тыс. рублей. По всем целевым программам в проекте бюджета заложены максимальные объёмы ассигнований в соответствии с плановой потребностью в средствах на реализацию программных мероприятий, предусмотренных паспортами программ, за исключением Долгосрочной целевой социальной программы.
Так, согласно паспорту и перечню мероприятий Долгосрочной целевой социальной программы (с учётом последних изменений от 03.10.2007 года) на 2008 год запланированы расходы в общей сумме 21100,6 тыс. рублей, из них на оказание бесплатного зубопротезирования – 3499,2 тыс. рублей.
При этом, согласно приложению к проекту бюджету № 8 «Перечень действующих и предлагаемых к принятию городских целевых программ, финансируемых из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2008 году» на реализацию данной программы запланировано 23621,3 тыс. рублей, что больше предусмотренных паспортом программы на 2520,7 тыс. рублей.
Кроме того, согласно приложению № 6 «Расходы бюджета городского округа по подведомственной структуре на 2008 год» финансирование данной программы планируется через Департамент социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в сумме 3499,2 тыс. рублей (в части оказания бесплатного зубопротезирования) и через Управление социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа в сумме 20122,1 тыс. рублей, всего на общую сумму 23621,3 тыс. рублей. Таким образом, по Управлению соцподдержки населения ассигнования на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы запланированы в большем объёме, чем предусмотрено паспортом данной программы. При этом, соответствующие изменения в данную целевую программу на дату экспертизы не внесены.

В случае принятия дополнительно 9 городских долгосрочных целевых программ, расходы бюджета увеличатся на 101621,0 тыс. рублей.
При этом следует отметить, что в 2006 году исполнение принятых городских долгосрочных программ составило в среднем 56,2 % от планируемых программами ассигнований и 70,0 % от предусмотренных бюджетом на 2006 год ассигнований. Планируемый объём финансирования указанных программ на 2006 год составлял 78489,0 тыс. руб., бюджетом было предусмотрено – 63260,8 тыс. руб., фактическое исполнение – 44141,3 тыс. руб., в том числе по программам:

  1. Электронный Петропавловск (2006-2010)- 62 %,
  2. Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства (2006-2008) – 52 %,
  3. Социальная программа (2006-2008)– 85 %,
  4. Развитие системы образования (2006-2010)– 94 %,
  5. Профилактика наркозависимости (2006-2008)– 60 %,
  6. Молодёжь города (2006-2007)– 90 %.

Таким образом, недофинансирование целевых программ в 2006 году в сравнении с объёмом ассигнований, планируемых программами, составило 34347,7 тыс. рублей (или 43,8 %), предусмотренных бюджетом  - 19119,5 тыс. рублей (или 30,2 %).
В 2007 году начата реализация долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в городе Петропавловске-Камчатском».
На 2007 год планируемый целевыми программами объём финансирования составляет 131258,5 тыс., бюджетом города бюджетные ассигнования предусмотрены в размере 128369,1 ,тыс. руб. (приложение № 9) или 97,8 % от предусмотренной программами потребности в ассигнованиях. Согласно отчёту об исполнении бюджета городского округа за 9 месяцев 2007 года исполнение целевых программ составило 57707,3 тыс. рублей или 44,0 % от потребности целевых программ в ассигнованиях и 45,0 % от предусмотренных бюджетом на 2007 год ассигнований, в том числе по программам:

  1. Электронный Петропавловск (2006-2010)- 36,7 %,
  2. Поддержка и развитие служб родовспоможения и детства (2006-2008) – 60,2 %,
  3. Социальная программа (2006-2008)– 49,7 %,
  4. Развитие системы образования (2006-2010)– 29,4 %,
  5. Профилактика наркозависимости (2006-2008)– 34,4 %,
  6. Молодёжь города (2006-2007)– 66,6 %;
  7. Профилактика правонарушений (2007-2008) – 1,7 %.

В 2007 году заканчивается реализация только одной целевой программы – Молодёжь города.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, по мнению Контрольно-счетной палаты необходимо дополнительное обоснование   целесообразности принятия на 2008 год всех дополнительно запланированных целевых программ на общую сумму 101621,0 тыс. рублей, так как исходя из данных анализа полноты финансирования действующих программ следует, что программы реализуются не в полном объёме и принятие новых программ повлечёт отток денежных средств от уже действующих целевых программ.

Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа, рассмотрев проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии в первом чтении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год», отмечает:

  1. В нарушение п. 4 ст. 24 Положения о бюджетном процессе решение о принятии проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год к рассмотрению принято до получения заключения Контрольно-счетной палаты;
  2. Представленный на экспертизу проект бюджета по основным характеристикам существенно отличается от проекта бюджета, выносившегося по инициативе Главы городского округа на публичные слушания по следующим основным параметрам: доходы бюджета снижены на 2853,9 тыс. рублей, расходы бюджета увеличены на 297146,1 тыс. рублей, предельный размер дефицита бюджета увеличен на 300000 тыс. рублей;
  3. Проект бюджета, представленный администрацией городского округа для рассмотрения на сессии Городской Думы, является не тем документом, который выносился на публичные слушания. Не являются изменения и результатами проведённых публичных слушаний, так как рекомендации публичных слушаний не содержат в себе каких-либо предложений по снижению доходов бюджета, по увеличению расходов на 297146,1 тыс. рублей и по увеличению предельного размера дефицита бюджета на 300000 тыс. рублей;
  4. В нарушение ст. 184.2 БК РФ одновременно с проектом бюджета администрацией городского округа не представлена пояснительная записка к проекту бюджета. Также в нарушение ст. 184.2 БК РФ и ст. 22 Положения о бюджетном процессе администрацией городского округа одновременно с проектом бюджета не представлены основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год.

                       При этом, согласно п. 6 ст. 24 Положения о бюджетном процессе основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год в числе прочих документов рассматриваются при рассмотрении бюджета городского округа в первом чтении. Соответственно, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, являются одной из основ для принятия решения о принятии, либо отклонении в первом чтении проекта решения о бюджете города, а следовательно без данного документа принятие этого решения невозможно;

  1. Отсутствие пояснительной записки к проекту бюджета, отражающей использованную методику и порядок расчёта сумм доходов, не позволяет оценить обоснованность произведённого прогноза поступлений доходов по источникам. По мнению Контрольно-счетной палаты планируемые показатели доходов в целом, и налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, а также доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в частности, не являются объективными и обоснованными;
  2. Пунктом 5 проекта решения об утверждении бюджета (в части предельного размера дефицита) ошибочно установлен норматив по ставке 3,5 %, тогда как следовало указать 2,8 %;
  3. Планируемый объём привлечённых средств кредитов коммерческих банков в общей сумме 80000,0 тыс. рублей не являются объективным. Так, сальдированный результат по привлечению кредитов от коммерческих банков составил в 2006 году 234851,79 тыс. рублей, а в 2007 году (на 01.10.2007 года) 498817,2 тыс. рублей (по сравнению с фактом 2006 года увеличение более чем в 2 раза);
  4. Реализация бюджетной реформы и реформы местного самоуправления в 2008 году потребует расширения нормативной правовой базы, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных проектом бюджета. Между тем, на момент подготовки экспертного заключения в Петропавловск-Камчатском городском округе не приняты муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления муниципальных гарантий, а также порядок анализа финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии;
  5. В нарушение ст. 110.2 БК РФ в программе предоставления муниципальных гарантий не предусмотрен объём бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям, а также не указано на наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу. Кроме того, сама программа предоставления муниципальных гарантий не указана как соответствующее приложение к проекту бюджета;
  6. К проекту бюджета не представлено необходимых и достаточных обоснований включения в источники финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа в сумме 315248,0 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты включение такого объёма средств является искусственным занижением дефицита бюджета, и требует дополнительного обоснования;
  7. Расходы на принимаемые обязательства бюджета предусмотрены в сумме 689166,3 тыс. рублей, то есть увеличены по сравнению с проектом, выносившимся на публичные слушания на 338553,6 тыс. рублей;
  8. В нарушение п. 3 ст. 184.1 БК РФ, а также в нарушение требований к составлению проекта бюджета, установленных ст. 21 Положения о бюджетном процессе, расходы бюджета городского округа на принимаемые обязательства в проекте бюджета предусмотрены без отнесения их к какому-либо главному распорядителю, распорядителю средств бюджета, а также без указания раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов функциональной классификации;
  9. В проекте бюджета, представленном к экспертизе,  расходы на социальную сферу (на содержание учреждений дошкольного и общего образования, домов культуры и библиотек, больниц, поликлиник и родильных домов) уменьшены по сравнению с проектом бюджета, выносившимся на публичные слушания на 40189,6 тыс. рублей. В то же время, в ходе публичных слушаний в адрес администрации поступило предложение рассмотреть возможность увеличения расходов на социальную сферу на 15,0 млн. рублей (на приобретение мебели для общеобразовательных учреждений);
  10. Расходы на общегосударственные вопросы в 2008 году, согласно проекту бюджета, представленному на экспертизу, снижены по сравнению с проектом бюджета, представленном на публичные слушания на 1217,9 тыс. рублей. При этом уменьшены ассигнования Аппарата администрации на 2224,8 тыс. рублей, МУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» - 18,0 тыс. рублей, МУ «Управление капитального строительства и ремонта» - 1,2 тыс. рублей, МУ «Централизованная бухгалтерия» -  288,2 тыс. рублей на оплату коммунальных услуг.

В части финансирования расходов, на мероприятия, осуществляемые Комитетом по управлению имуществом городского округа, исключена строка – «субсидии на компенсацию арендной платы (дополнительные льготы участникам ВОВ за пользование объектами муниципальной собственности - земли)» в размере 100,0 тыс. рублей. Добавлена строка – «субсидия на частичное софинансирование по выплате компенсаций юридическим и физическим лицам в размере арендной платы за использование муниципального имущества» в сумме 1414,3 тыс. рублей;

  1. Расходы бюджета занижены, по меньшей мере, на 49959,42 тыс. рублей, поскольку бюджетом городского округа не учтены расходы за счёт доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на содержание МУ «Расчетно-кассовый центр по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» и МУ «Дирекция службы заказчика по ЖКХ г. Петропавловска-Камчатского». Соответственно, на эту же сумму занижены и доходы бюджета;
  2. Ассигнования на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы запланированы в большем объёме, чем предусмотрено паспортом данной программы на 2520,7 тыс. рублей. При этом, соответствующие изменения в данную целевую программу на дату экспертизы не внесены;
  3. В случае принятия дополнительно 9 городских долгосрочных целевых программ, расходы бюджета увеличатся на 101621,0 тыс. рублей. По мнению Контрольно-счетной палаты необходимо дополнительное обоснование   целесообразности принятия на 2008 год всех дополнительно запланированных целевых программ, так как исходя из данных анализа полноты финансирования действующих программ следует, что программы реализуются не в полном объёме и принятие новых программ повлечёт отток денежных средств от уже действующих целевых программ.

На основании изложенного Контрольно-счетная палата предлагает:

  1. Провести повторные публичные слушания по теме: «Проект бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год» с вынесением на данные слушания представленного к экспертизе проекта бюджета;
  2. После проведения публичных слушаний вернуться к вопросу о принятии в первом чтении бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2008 год.

Председатель

А. А. Новиков

Аудиторы

Д. А. Коростелев

М. П. Кушнир

Е. А. Коваленко

О. Н. Артёмова