КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте
г. Петропавловск-Камчатский  
28 февраля 2008 года
                                

Основание для проведения проверки: План работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год пункт 4.5 и на 2008 год пункт 4.1, решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.01.2008 № 40-р.
Цель проверки: проверить соответствие норм питания установленным нормам; правильность и обоснованность расходования средств местного бюджета на организацию питания в общеобразовательных учреждениях.
Предмет проверки: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие нормы питания учащихся общеобразовательных учреждений г. Петропавловска-Камчатского; платёжные и иные первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета городского округа на поставку продуктов питания и оказание услуг, финансовая (бюджетная) отчётность.
Объекты проверки: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент соцразвития), муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» (далее – МУ ЦБ).
Проверяемый период: 2007 год.
Срок проведения проверки: с 03.12.2007 по 23.01.2008 года.
По результатам проверки:

  1. Департамента соцразвития составлен Акт от 16.01.2008 № 77-04. Акт подписан с разногласиями;
  2. МУ ЦБ составлен Акт от 01.02.2008 № 82-04. Акт подписан с  пояснениями.

На представленные Разногласия Контрольно-счетной палатой дано соответствующее заключение. Представленные разногласия носят в основном пояснительный характер. Отдельные замечания и пояснения были учтены при составлении настоящего Отчёта.
По результатам проведённой проверки 8 февраля 2008 года проведено совместное рабочее совещание КСП и представителей Департамента соцразвития и МУ «Централизованная бухгалтерия».
Результаты проверки:

  1. Проверка соответствия норм питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях установленным нормам

Концепцией государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации определено, что организация питания школьников принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования.
Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 17) при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Федеральным законом «Об образовании» установлено, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.
В проверяемом периоде в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа (далее – МОУ, за исключением специальных (коррекционных) школ) организация питания учащихся осуществлялась в школьных столовых двумя способами:

  1. непосредственно самим МОУ, где столовая является структурным подразделением учреждения;
  2. с привлечением сторонних организаций путём заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации горячего питания. ВI полугодии 2007 года таким образом было организовано питание в 6 МОУ, во II полугодии – 8 МОУ.

Питание учащимся в МОУ предоставляется как на платной, так и на бесплатной основе.
Так, Положением о порядке организации бесплатного питания отдельных категорий детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и специальных (коррекционных) учреждениях (классах) г.Петропавловска-Камчатского, утверждённым решением Городской Думы от 30.12.2004 года № 122-р, определёны порядок организации бесплатного питания за счёт средств бюджета городского округа и категории детей, получающих бесплатное питание. Согласно указанному Положению решение о предоставлении бесплатного питания принимает директор школы на основании представленных родителями (или лицами, их заменяющими) учащихся документов и оформляет его приказом. Финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатного питания, осуществляется из средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа. Размер компенсации на одного учащегося устанавливается Главой Петропавловск-Камчатского городского округа при формировании бюджета городского округа на очередной финансовый год.
В соответствии с постановлением градоначальника от 30.03.2005 № 287 «Об организации бесплатного питания отдельных категорий детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и специальных (коррекционных) учреждениях (классах) г. Петропавловска-Камчатского» в период с января по май 2007 года размер компенсации стоимости питания на одного учащегося составил: завтрака (полдника) 17,3 рублей, обеда 20,0 рублей (без учёта торговой наценки). С 07.09.2007 постановлением Главы от 04.09.2007 № 2102 «Об организации бесплатного питания отдельных категорий детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Петропавловск-Камчатского городского округа» компенсация стоимости завтрака (полдника) установлена в размере не более 20,0 рублей, обеда - не более 23,0 рублей (далее – постановление Главы от 04.09.2007 № 2102).

Стоимость завтраков (полдников) и обедов для всех учащихся установлена на том же уровне, что и для льготной категории учащихся.

Согласно Сведениям о дневных общеобразовательных учреждениях, предоставляемых Департаментом соцразвития в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатской области, общая численность обучающихся в МОУ на сентябрь 2006 и 2007 годов составила:
- на начало 2006/2007 учебного года всего 17748 человек (чел.), в том числе в возрасте 6 - 10 лет обучалось 6829 чел., в возрасте 11-17 лет 10919 чел.;
- на начало 2007/2008 учебного года всего 17114 чел., в том числе в возрасте 6 - 10 лет обучалось 6760 чел., в возрасте 11-17 лет 10354 чел.
На начало 2007/2008 учебного года численность учащихся уменьшилась на 3,5 % по сравнению с 2006/2007.
Всего в проверяемом периоде обеспечено питанием 8174 человек, в том числе 3357 человек обеспечиваются питанием на платной основе и 4817 человек - бесплатно.  
До августа 2007 года в Российской Федерации одними из основных нормативных правовых документов, определяющими принципы организации рационального питания учащихся, являлись приказ Министерства торговли СССР от 26.12.1986 № 315 «О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах» (далее – Методические указания по организации рационального питания учащихся) и Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утверждённые Главным санитарным врачом СССР 28.05.1991 № 5786-91 (далее - Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии).
В августе 2007 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждён ряд нормативных документов, регламентирующих организацию питания учащихся, а именно Методические рекомендации № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет»,  Методические рекомендации № 0100/8605-07-34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях» (далее - Методические рекомендации № 0100/8605-07-34) и Методические рекомендации  № 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах».
Согласно Методическим указаниям по организации рационального питания учащихся основными принципами рационального питания являются: соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма; удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах; оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня. Указанными Методическими указаниями определены: оптимальное соотношение пищевых веществ; суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии; распределение дневного потребления пищи между её отдельными приёмами (завтрак 20 %, обед 35 % от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии). Кроме того, Методическими указаниями установлено, что организацию горячего питания учащихся следует осуществлять на основе примерного цикличного двухнедельного меню комплексных рационов питания дифференцированно по двум возрастным группам учащихся: 6-10 и 11-17 лет.
Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов (Методические рекомендации № 0100/8605-07-34) разработаны на основании следующих принципов:  необходимости удовлетворения потребности детей в энергии за счёт школьных завтраков на 25% и за счёт обедов на 30%; максимального разнообразия продуктов и блюд, одним из подходов к реализации которого является разработка не 10-14 дневного меню, а 20-24 дневного меню.

Таким образом, суточная потребности в пищевых веществах и энергии, подлежащая удовлетворению в период нахождения обучающегося в общеобразовательном учреждении, осталась неизменной и составляет 55%. Методическими рекомендациями № 0100/8605-07-34 предусмотрено перераспределение процентного соотношения энергетической ценности между завтраком и обедом: процентная доля завтрака  увеличилась с 20 % до 25%, обеда - уменьшилась с 35% до 30%. Также, вместо примерного цикличного двухнедельного меню (10-14 дневного меню) комплексных рационов питания, разработанного дифференцированно по двум возрастным группам учащихся (6 - 10 и 11 - 17 лет), предложено 20-24-дневное меню по двум группам: 7-11 и 11-18 лет.
Кроме того, Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергиипредусматривается увеличение потребности в пищевых веществах и энергии населения районов Севера на 10-15 %.
С целью обеспечения школьников рациональным питанием Департаментом соцразвития разработаны Методические рекомендации, направленные на развитие здорового питания (далее по тексту – Методические рекомендации по здоровому питанию). Дата утверждения указанных Методических рекомендаций отсутствует.
Согласно письменному пояснению главного специалиста отдела образования Департамента соцразвития Методические рекомендации по здоровому питанию были утверждены и.о. руководителя Департамента соцразвития в декабре 2006 года.
Указанными Методическими рекомендациями определены принципы  организации питания в МОУ; формирования рационов питания; формирования перечней буфетной продукции, примерные варианты «экспресс - завтраков».
При этом, пунктом 2.12.2. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения» установлено, что организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора. Однако представленные Методические рекомендации не согласованы с органом госсанэпиднадзора, что не соответствует указанным правилам.
Согласно представленным Департаментом соцразвития Разногласиям к Акту проверки утверждение органами госсанэпиднадзора организации питания в школьных столовых осуществляется при приёмке образовательного учреждения к началу учебного года, в т.ч. готовность пищеблоков. Однако, согласно пункту 2.12.3. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения» организация питания учащихся включает в себя не только готовность пищеблока, но и организацию рационального питания. Также пунктом 1.4. и разделом 2 Методических указаний по организации рационального питания установлены основные принципы организации рационального питания. Согласно указанным нормам организация питания включает в себя: составление цикличного меню комплексных рационов, разработанного с учётом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона,  дифференцированного по двум возрастным категориям; определение оптимального режима питания; организацию питания при наличии групп продлённого дня и др.
Исходя из вышеизложенного, следует, что Методические рекомендации, направленные на развитие здорового питания, разработанные с целью обеспечения школьников рациональным, сбалансированным питанием, и закрепляющие отдельные положения по организации питания, подлежат согласованию с органами госсанэпиднадзора.
Также следует отметить, данными Методическими рекомендациями не в полной мере определён порядок организации питания учащихся. Так, Методическими рекомендациями не установлены:

  1. круг лиц, для которого предназначены данные рекомендации при организации питания учащихся;
  2. дифференцированность составляемого меню по двум возрастным группам учащихся;
  3. применяемая при составлении меню соответствующая возрастная суточная потребность в пищевых веществах; применение коэффициента изменения величины потребности в энергии в зависимости от климатических условий;
  4. объёмы дневной потребности в пищи между отдельными её приёмами.

Кроме того, ни указанными Методическими рекомендациями, ни иными правовыми актами или распорядительными документами не определены:
- порядок организации питания в МОУ сторонними организациями (в том числе согласование поставляемых рационов завтраков (полдников) и обедов; порядок организации питания (непосредственно в школьной столовой или доставка готового питания) и соответственно, условия обеспечения помещениями для приготовления и отпуска пищи, торговым, измерительным, торгово-технологическим и холодильным оборудованием, мебелью, предоставления коммунальных услуг и услуг связи, проведение ремонта помещений и торгово-технологического оборудования);

  1. система расчётов за питание;
  2. порядок осуществления контроля Департаментом за соблюдением в МОУ принципов организации рационального питания учащихся.

В I полугодии 2007 года школьными столовыми при организации питания учащихся применялись примерные десятидневные меню горячих завтраков и обедов (далее – примерные десятидневные меню), утверждённые и.о. руководителя Департамента соцразвития И.Л. Унтиловой (дата утверждения отсутствует). Согласно вышеуказанному пояснению главного специалиста отдела образования Департамента соцразвития представленные примерные десятидневные меню горячих завтраков и обедов разработаны и утверждены в январе 2007 года. При этом, в нарушение пункта 2.12.2. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения» указанное меню не было согласовано с территориальным управлением Роспотребнадзора. Вместе с тем, данное меню было доведено Департаментом соцразвития к исполнению в общеобразовательные учреждения.
Согласно представленным Департаментом соцразвития Разногласиям к Акту проверки указанные примерные десятидневные меню «носили временный характер с целью апробации, ожидаемого внесения коррективов и в связи с планируемым увеличением стоимости питания»; данная работа проводилась в течение 2,5 месяцев и 12 марта 2007 года меню были направлены на согласование в территориальное управление Роспотребнадзора.
Также следует отметить, что в нарушение требований Методических указаний по организации рационального питания учащихся представленные примерные десятидневные меню составлены без учёта возрастных групп учащихся. Таким образом, меню предусматривает единые выходы блюд для детей разного возраста.
В представленных к проверке примерных меню указаны только наименования блюда или напитка, итоговый выход каждого блюда в граммах, его химический состав и энергическая ценность. Таким образом, проверить энергетическую ценность данных блюд и рациона в целом не представилось возможным, т.к. в меню отсутствует раскладка блюд по набору продуктов, необходимых для приготовления, и их количество.
Исходя из энергетической ценности, указанной в представленных к проверке примерных меню, рационы завтраков в среднем соответствуют 20,7% суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями Камчатского края.
Суточная потребность в энергии детей в возрасте 11-17 лет составляет от 2500 до 3000 ккал (Методическим указаниям по организации рационального питания учащихся, Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии). Из представленных к проверке документов, регулирующих организацию питания, не представляется возможным определить принятую для учащихся МОУ возрастной категории 11-17 лет среднюю суточную потребность в энергии.
Исходя из минимальной суточной потребности в энергии указанной возрастной категории учащихся, представленное примерное десятидневное меню завтраков составляет в среднем 19,5 %, максимальной суточной потребности – 16,2 % (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями).
Аналогично, примерные десятидневные меню обедов в среднем соответствуют 32,1 % суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями). Для возрастной категории 11-17 лет энергетическая ценность данного меню составляет 30,2% от суточной потребности в энергии,  исходя из минимальной потребности, и 25,2 %, исходя из максимальной потребности (без учёта корректировки данной потребности на климатические условия).
В целом завтраки и обеды составляют в среднем 53 % от суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет и 50% суточной потребности в энергии возрастной категории 11-17 лет, исходя из минимальной потребности, и 41,4 %, исходя из максимальной потребности (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями), что не в полной мере соответствует принципу распределения объёма дневного потребления пищи между отдельными её приёмами (из расчёта необходимого удовлетворения детей в энергии за счёт школьных завтраков и обедов в общем на 55 %).
Таким образом, в I полугодии 2007 года Департаментом соцразвития для применения МОУ доведены примерные десятидневные меню горячих завтраков и обедов, не согласованные ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатской области», и применяемые для всех возрастных категорий обучающихся.
Во II полугодии 2007 года Департаментом соцразвития для применения в МОУ доведены примерные десятидневные меню горячих завтраков и обедов для учащихся, согласованные с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатской области». При этом представленное меню разработано только для возрастной группы 7-10 лет. Для учащихся возрастной группы 11-17 лет разработанное меню отсутствует.
Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатской области» от 25.07.2007 № 3405 о соответствии примерного 10-дневного меню (горячие завтраки и обеды) нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии представленный вариант примерного меню, разработанный для детей 7-10 лет, по пищевой и энергетической ценности соответствует Нормам физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для данной возрастной категории.
Также в экспертном заключении отмечено, что энергетическая ценность рациона за 2 приёма пищи достаточная для покрытия энергозатрат, которые предусмотрены для детей возрастной группы 7-10 лет и соответствует 50 % нормируемой суточной калорийности. Распределение энергетической ценности представленного на экспертизу рациона по отдельным приёмам соответствует рекомендуемой  и составляет:

  1. 20 % на завтрак, при рекомендуемой потребности в энергии 20-25 %,
  2. 31,5 % на обед, при рекомендуемой потребности в энергии 30-35 %.

Представленные варианты горячих  завтраков и обедов разработаны с учётом стоимости 20,0 и 23,0 рубля соответственно (без учёта торговой наценки). Нормируемые показатели энергетической ценности завтраков приведены с поправкой на 10 % для районов Крайнего Севера. В связи с ограниченной стоимостью питания нормируемые показатели пищевой и энергетической ценности в рационах обедов приведены без поправки на 10 % в зависимости от климата.
Исходя из энергетической ценности утверждённого меню для возрастной категории 7-10 лет, удовлетворение в энергии возрастной категории 11-17 лет данное меню составит:

  1. завтраки 18,8 % или 15,7 % соответственно, исходя из минимальной (2750 ккал) и максимальной потребности (3300 ккал) данной возрастной категории (с учётом поправки на 10 % по климатическим условиям);
  2. обеды 32,7 % и 27,2 % соответственно, исходя из минимальной (2500 ккал) и максимальной потребности (3000 ккал) данной возрастной категории (без учёта поправки на 10 % по климатическим условиям); 29,7 % и 24,7 % соответственно, исходя из минимальной и максимальной потребности  данной возрастной категории (с учётом поправки суточной потребности на 10 % по климатическим условиям).

В целом для возрастной категории 11-17 лет, исходя из скорректированного нормируемого показателя на 10 % по климатическим условиям, по энергетической ценности данное меню составит 48,5 % от минимальной потребности и 40,4 % от максимальной потребности в энергии.

Как было отмечено выше, стоимость завтраков и обедов во II полугодии 2007 года установлена на уровне 20,0 и 23,0 соответственно, т.е. составление меню для обеих возрастных групп осуществляется исходя из стоимости рациона, а не физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии.
Таким образом, ограничение в стоимости питания не позволяет организовать сбалансированное питание для возрастной группы учащихся 11-17 лет, а также обедов для возрастной группы 7-10 лет с учётом изменения величины потребности в энергии в зависимости от климата.
Кроме того, к проверке не представлены меню рационов завтраков и обедов, в соответствии с которыми обеспечивается питание учащихся школ сторонними организациями. В результате, провести проверку формируемых указанными организациями меню на соответствие их нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии не представилось возможным.

При этом следует отметить, что со стороны Департамента соцразвития отсутствует контроль за соблюдением сторонними организациями, обеспечивающими питанием отдельные общеобразовательные учреждения городского круга, принципов организации рационального питания учащихся, т.е. соответствия энергетической ценности рационов завтраков и обедов энергозатратам организма, удовлетворения физиологической потребности в пищевых веществах, оптимального распределения количества потребляемой пищи в течение дня.

Согласно письменным пояснениям главного специалиста отдела образования Департамента соцразвития от 25.12.2007 контроль за организацией питания, качеством используемого сырья и качеством приготовления блюд осуществлялся на основании плановых и внеплановых проверок Департамента, в ходе которых устанавливается соответствие выполнения требований санитарных правил и норм и соблюдение примерных десятидневных меню горячих завтраков и обедов. Однако в период проведения проверки КСП какие-либо документы, подтверждающие проведение Департаментом соцразвития указанных проверок, представлены не были.
На основании представленных документов, отражающих рационы питания учащихся, проведена выборочная проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями (СОШ №№ 9, 27, 31) установленных норм питания (примерных меню, доведённых Департаментом соцразвития для применения МОУ в I и II полугодиях 2007 года).
Выборочной проверкой соблюдения образовательными учреждениями установленных норм питания в I полугодии 2007 года (за март и май 2007 года) установлено, что меню, фактически составляемые указанными СОШ, содержат блюда, не предусмотренные доведёнными Департаментом соцразвития примерными десятидневными меню.
Так, например, согласно меню - требованию СОШ № 9 на выдачу продуктов питания от 01.03.2007 года завтрак состоит из пиццы, сока и яблока. При этом, пунктом 2.8. Методических указаний по организации горячего питания учащихся и 2.3. Методических рекомендаций по здоровому питанию установлено, что завтрак должен состоять из закуски, горячего напитка и обязательно должен содержать горячее блюдо.  
Аналогично, согласно меню - требованию от 07.03.2007 СОШ № 9 в завтрак включена жареная колбаса. При этом пунктом 2.14. Методических указаний по организации рационального питания учащихся и пунктом 2.13. Методических рекомендаций по здоровому питанию установлено, что в питании детей и подростков не допускается использовать продукты, способствующие ухудшению здоровья детей и подростков, в том числе жареные в жире (масле) продукты.
Таким образом, СОШ не в полной мере соблюдались доведённые примерные десятидневные меню и использовались блюда, не соответствующие требованиям рационального и здорового питания учащихся.
Исходя из основных принципов Методических указаний по организации рационального питания учащихся и Методических рекомендаций № 0100/8605-07-34, удовлетворение потребности детей в энергии за счёт школьных завтраков должно составлять 20-25 %. Выборочной проверкой энергетической ценности завтраков установлено, что в ряде случаев рационы завтраков не соответствуют физиологической потребности в энергии.
Так, например, согласно меню – требованию СОШ № 31 от 22.03.2007 года в завтрак включены: оладьи с маслом сливочным и напиток «Снежок». Калорийность данного рациона составляет 18,7 % от суточной потребности детей возрастной группы 7-10 лет (2350 ккал) или 17,6 % от минимальной суточной потребности в энергии возрастной группы 11-17 лет (2500 ккал). При этом, указанный рацион не учитывает увеличение потребности в энергии и пищевых веществах учащихся, связанное с климатическими условиями Камчатского края.  
Выборочной проверкой соблюдения общеобразовательными учреждениями установленных норм питания во II полугодии 2007 года (сентябрь и ноябрь 2007 года) отклонений не установлено.
Вместе с тем, необходимо отметить, что для отдельных категорий учащихся МОУ установлена шестидневная рабочая неделя. Пунктом 1.5. Методических рекомендаций по здоровому питанию определено, что режим работы школьных столовых должен соответствовать режиму работы МОУ.
В ходе проверки установлено, что при наличии шестидневной учебной недели в ряде СОШ учащиеся обеспечивались питанием только в течение пяти дней.
Так, например, в соответствии с учебными планами на 2006-2007 год шестидневная учебная неделя в СОШ № 9 предусмотрена для обучающихся 9-11 классов; СОШ № 27 для 8-11 классов; СОШ № 31 для 5-11 классов.
Согласно данным меню – требований на выдачу продуктов питания и табелей учёта посещаемости детей в указанных СОШ за март, май, сентябрь, ноябрь 2007 года, обучающиеся обеспечивались питанием в течение пяти дней (понедельник – пятница).
По состоянию на 01.01.2007 года численное комплектование по школам составляло: СОШ № 9 - 394 человек (чел.), СОШ № 27 - 592 чел., СОШ № 31 - 525 чел., из них бесплатным питанием обеспечивались 133 чел., 117 чел. и 118 чел. соответственно. При этом, в СОШ № 9 из 133 чел., получающих бесплатное питание, 33 посещали школу шесть дней в неделю; в СОШ № 31 из 118 чел., получающих бесплатное питание, для 66 чел. и в СОШ № 27 из 117 чел. для 9 чел. учебная неделя также составляла шесть дней.
Аналогично, учебным планом на 2007-2008 год шестидневная учебная неделя установлена для учащихся следующих классов: в СОШ № 9 и № 27 для 8-11 классов, СОШ № 31 – 10-11 классов. 
По состоянию на 01.09.2007 года численность учащихся составила: СОШ № 9 – 447 чел., СОШ № 27 – 549 чел., СОШ № 31 – 536 чел. При этом, в сентябре и ноябре в СОШ № 9 из 127 учащихся, которым предоставлялось бесплатное питание, 50 и 44 чел. соответственно посещали школу шесть дней в неделю. Аналогично, в СОШ № 31 в сентябре из 80, а в ноябре из 113 учащихся, которым предоставлялось бесплатное питание, 30 и 39 учащихся соответственно посещали школу шесть дней в неделю. В СОШ № 27 в сентябре из 71, а в ноябре из 82 учащихся, получающих бесплатное питание, 5 и 8 человек соответственно посещали школу шесть дней в неделю.
Таким образом, в среднем 25-40 % (в отдельных случаях до 50 %) учащихся, получающих бесплатное питание в указанных СОШ, не обеспечивались горячим питанием в соответствии с предусмотренным режимом обучения, то есть, не обеспечивались питанием в субботу.

 

  1. Проверка соблюдения порядка размещения муниципальных

заказов по организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, поставку продуктов питания

В целях обеспечения муниципальных учреждений социальной сферы продовольственными товарами в ноябре 2006 года и в 2007 году Департаментом соцразвития были размещены муниципальные заказы на приобретение продуктов питания и оказание услуг по организации горячего питания.
Так, заказы на приобретение продуктов питания были размещены путём проведения торгов в форме открытых конкурсов (3 конкурса) и открытого аукциона, а также без проведения торгов путём запроса котировок (4 котировки). По результатам проведённых торгов и запроса котировок на поставку продуктов питания и оказание услуг по организации горячего питания для нужд муниципальных учреждений социальной сферы (в том числе для образовательных учреждений городского округа) заключены муниципальные контракты на общую сумму 121947,6 тыс. рублей, из них на поставку продуктов питания и оказание услуг для МОУ заключено 127 муниципальных контрактов на общую сумму 32005,8 тыс. рублей, в том числе:
- на поставку продуктов питания 112 контрактов на сумму 27772,1 тыс. рублей;
- на оказание услуг по организации горячего питания 15 контрактов на сумму 4233,7 тыс. рублей: с ИП Ракаускене Е.А. заключено 9 контрактов на сумму 2189,7 тыс. рублей, ЗАО «Комбинат питания» - 2 контракта на сумму 898,5 тыс. рублей, МУП «Столовая № 5» - 4 контракта на сумму 1145,5 тыс. рублей.
Поверкой соблюдения порядка размещения Департаментом социального развития в 2006 и 2007 году муниципальных заказов и заключения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания нарушений не установлено.
Проверкой соблюдения порядка размещения муниципальных заказов и заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания установлено, что организациями - поставщиками услуг представлены меню, не согласованные с территориальным органом Роспотребнадзора.
Так, согласно конкурсной документации основными критериями оценки заявок по организации питания установлены цена контракта и качество оказания услуг. Также конкурсной документацией (п.1.3.2 и п.5 информационной карты) в качестве одного из условий оказания услуг установлено, что организация горячего питания должна осуществляться в соответствии с СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения». Пунктом 2.12.2. указанных правил установлено, что организация и рацион питания обучающихся подлежат обязательному согласованию с органами госсанэпиднадзора.
Однако, участниками открытого конкурса были представлены варианты меню рационов питания, не согласованные в установленном порядке с органами госсанэпиднадзора. Вместе с тем, конкурсной комиссией данные заявки не были отклонены и участники размещения заказа были допущены к участию в конкурсе.
Таким образом, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 12 ФЗ № 94 «О размещении заказов» конкурсной комиссией принимались к рассмотрению заявки на оказание услуг по организации питания не в полной мере соответствующие конкурсной документации.
Кроме того, согласно условиям контракта исполнитель услуг обеспечивает приготовление и отпуск питания согласно разработанному исполнителем меню, которое должно быть согласовано и утверждёно. При этом ни условиями контрактов, ни Методическими рекомендациями, направленными на развитие здорового питания, не определён порядок (условия) согласования и утверждения разработанного исполнителем услуг меню.
Проверкой соблюдения порядка предоставления сведений о заключённых контрактах установлено, что Департаментом соцразвития несвоевременно предоставляются сведения об исполнении контрактов для внесения их в реестр контрактов.
Так, статьёй 18 Федерального закона «О размещении заказов» определён перечень сведений, которые должны содержаться в реестрах контрактов, в том числе и сведения об исполнении (о прекращении действия) контракта. Частью 3 статьи 18 Федерального закона «О размещении заказов» предусмотрен порядок предоставления данных сведений в уполномоченный орган, а именно: муниципальный заказчик направляет сведения об исполнении контракта в течение трёх рабочих дней со дня исполнения или расторжения муниципального контракта.
Форма и порядок заполнения сведений об исполнении (о прекращении действия) муниципальных контрактов определены утверждённым постанов-лением Правительства РФ от 27.12.2006 № 807 Положением о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключённых по итогам размещения заказов. Однако на момент окончания проверки – 28 декабря 2007 года, сведения о фактическом исполнении контрактов, заключённых 29.12.2006 (со сроком исполнения контракта до 01.04.2007) и 02.04.2007 (со сроком исполнения до 30.06.2007), в реестре контрактов отсутствуют.
Согласно пояснению от 27.12.2007 начальника организационно-юридического отдела Департамента соцразвития на период проведения проверки в Департаменте не отработан порядок предоставления сведений об исполнении муниципальных контрактов на поставку продуктов питания для нужд муниципальных учреждений социальной сферы. Так размещение заказа и заключение контрактов по итогам прошедших торгов осуществляют юристы организационно-технического отдела Департамента, после чего копии контрактов передаются в МУ ЦБ, которое осуществляет оплату счетов за поставку товаров и оказание услуг на основании вышеуказанных контрактов. Таким образом, документы, подтверждающие фактическое исполнение контрактов, находятся в МУ ЦБ, что не позволяет Департаменту своевременно передавать сведения об исполнении контрактов в уполномоченный на ведение реестра контактов орган.

  1. Проверка расходования средств местного бюджета

на организацию питания

В 2007 году Департаментом соцразвития на поставку продуктов питания и оказание услуг по организации горячего питания заключены муниципальные контракты на общую сумму 32005,8 тыс. рублей. По состоянию на 31 декабря 2007 года согласно данным бюджетного учёта МУ ЦБ сумма поставленных продуктов питания и услуг составила 28552,7 тыс. рублей, сумма оплаты – 23015,1 тыс. рублей, задолженность МОУ за продукты и услуги – 5537,6 тыс. рублей.
Проверкой обоснованности расчёта потребности в продуктах питания и услугах по организации питания и соответственно расчёта цены контрактов в части поставок для нужд МОУ установлено, что при осуществлении данных расчётов отсутствуетединый порядок или методика определения потребности в продуктах питания и в услугах по организации горячего питания. Так, из представленных сведений (приложений) к контракту не предоставляется возможным определить методику определения исходных данных, а именно: численности обучающихся, подлежащих обеспечению питанием; плановое количество дней обеспечения питанием в образовательном учреждении в рамках заключаемого контракта.
Так, согласно пояснению главного специалиста отдела образования Департамента от 25.12.2007 расчёт потребности в продуктах питания производился следующим образом:
- в I квартале 2007 года, исходя из численности питающихся детей, суммы питания и фактически использованных объёмов продуктов на 1 ребёнка за предшествующие месяцы;
- во II-IV кварталах 2007 года – на основании примерных десятидневных меню завтраков и обедов, численности питающихся детей (бесплатно и платно) и количества дней работы МОУ за каждый квартал.
Также, согласно представленным Департаментом соцразвития Разногласиям к Акту проверки расчёт потребности в продуктах и услугах осуществляется на основании «планируемого количества завтраков и обедов, на основе анализа предшествующих лет – прогнозируемого количества дней питания», а также стоимости питания.
Таким образом, ни в ходе проведения проверки, ни из представленных Разногласий не представляется возможным определить: порядок расчёта дней питания (т.е. расчёт осуществляется исходя из данных продолжительности учебного года и учебной недели или прогнозируемого количества дней питания на основании анализа прошлых лет); порядок расчёта численности учащихся, которых планируется обеспечить питанием.
Проверкой исполнения муниципальных контрактов в части поставки продуктов питания для МОУ установлено, что по отдельным контрактам стоимость фактически поставленных в общеобразовательные учреждения продуктов превышает стоимость планируемых к поставке продуктов (согласно условиям контракта).
Так, например, контрактом от 09.07.07 № 130, заключённым с ООО ОТР «КОСПО плюс», предусмотрена поставка продуктов (мороженого мяса и мясопродуктов) на общую сумму 7865,2 тыс. рублей, из них для общеобразовательных  учреждений (целевая статья 4210000) на сумму 1311,2 тыс. рублей. По данным бюджетного учёта МУ ЦБ стоимость фактически поставленных в общеобразовательные учреждения продуктов составила 1853,6 тыс. рублей, т.е. больше на 542,4 тыс. рублей (или 29 %), чем предусмотрено условиями контракта. По состоянию на 31 декабря 2007 года оплата за поставленный товар произведена на сумму 1311,2 тыс. рублей и задолженность общеобразовательных учреждений составила 542,4 тыс. рублей.
Аналогично по муниципальным контрактам, заключённым с ООО ОТР «КОСПО плюс» от 09.07.2007 № 131, ООО «Фирма Метод» от 09.07.2007 №№ 121,125, АО «Петропавловский хлебокомбинат» от 09.07.2007 № 151, ООО «Агротек–Торговый дом» от 09.07.2007 № 146, ООО «Ита» от 09.07.2007 № 140, ИП Силюк В.Р. от 09.07.2007 №№ 133-137, МУСХП «Пионерское» от 09.07.2007 № 149. Превышение общей суммы за фактически поставленные продукты по указанным контрактам в сравнении со стоимостью, предусмотренной контрактами, составило 1254,3 тыс. рублей.
Срок поставки по указанным контрактам установлен до 01.01.2008 года.
В целом по состоянию на 31 декабря 2007 года планируемая стоимость поставок продуктов питания для общеобразовательных учреждений согласно заключённым контрактам составила 27772,1 тыс. рублей, сумма выставленных счетов к оплате – 24456,0 тыс. рублей, сумма оплаты – 20106,4 тыс. рублей, задолженность за фактически поставленный товар на отчётную дату – 4349,6 тыс. рублей. Задолженность за поставленные продукты питания сложилась в результате недофинансирования соответствующих расходов.
Сумма выставленных до 31 декабря 2007 года счетов к оплате за поставленные продукты питания в целом меньше суммы планируемых к поставке продуктов питания, что связано с тем, что на отчётную дату фактическая поставка по отдельным контрактам составила в среднем:

  1. 26-55 % от стоимости планируемых к поставке продуктов (по 11 контрактам). Например, по контракту, заключённому с ИП Силюк В.Р. от 02.04.2007 № 50 на поставку морепродуктов, исполнение составило 33,5 % (сумма по контракту – 373,2 тыс. рублей, сумма поставки – 125,1 тыс. рублей);
  2. 56-80 % (по 30 контрактам). Например, по контракту, заключённому с СХП «Овощевод» от 02.04.2007 № 22 на поставку овощей, исполнение составило 65,8 % (сумма по контракту – 661,3 тыс. рублей, сумма поставки – 435,4 тыс. рублей);
  3. свыше 80 % - по 58 контрактам.

Провести проверку исполнения муниципальных контрактов на поставку продуктов питания в целом (в рамках проверки соответствия норм питания учащихся общеобразовательных учреждений) не представилось возможным в связи с тем, что указанными муниципальными контрактами предусмотрена поставка товара для учреждений социальный сферы городского округа: детских садов, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения.
Проверкой обоснованности и целевого использования средств бюджета городского округа, выделенных в 2007 году на организацию питания обучающихся в МОУ городского округа установлено, что при отнесении расходов по оплате услуг на организацию горячего питания МУ ЦБ нарушен принцип распределения расходов в зависимости от экономического содержания хозяйственных операций.
Так, в 2007 году Департаментом соцразвития в целях обеспечения горячим питанием учащихся отдельных школ заключены муниципальные контракты на оказание услуг по организации горячего питания. Предметом контрактов является организация и обеспечение приготовления и отпуска завтраков (полдников) и обедов. Таким образом, в соответствии с положениями Гражданским кодекса РФ (ст. 779-783) указанные контракты являются контрактами возмездного оказания услуг.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы по оплате договоров на организацию питания через предприятия общественного питания, предоставляющие услуги бюджетным учреждениям, относятся на 226 статью экономической классификации расходов «Прочие услуги». По данным бюджетного учёта МУ ЦБ указанные услуги оплачены на общую сумму 2980,9 тыс. рублей, в т.ч. расходы в сумме 1731,2 тыс. рублей возмещены за счёт средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», 1249,7 тыс. рублей – по статье 226.
Оплата услуг по организации горячего питания за счёт средств, выделенных по статье 340, осуществлялась МУ ЦБ на основании:
- паспорта муниципального контракта, который содержит в том числе сведения о кодах бюджетной классификации, по которым производится оплата услуг;
- уведомлений об объёмах финансирования (далее – уведомление).
Так, например, в представленном к проверке паспорте муниципального контракта, заключённого с ИП Ракаускене Е.А. от 17.09.2007 № 232 на оказание услуг по организации горячего питания, средства, причитающиеся к оплате по контракту, распределены по двум подстатьям экономической классификации расходов: 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 226 «Прочие услуги». Указанный паспорт муниципального контракта подписан исполняющей обязанности руководителя Департамента соцразвития Унтиловой И.Л. и согласован специалистами Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент экономической и бюджетной политики): отдела казначейского исполнения бюджета Григорьевой Л.В. (заместитель начальника отдела) и заместителем отдела управления муниципальными закупками Кобелевой Е.А.
При этом следует отметить, что паспорт муниципального контракта, не предусмотрен правовыми актами, регламентирующими порядок размещения муниципального заказа и заключения контрактов.
Также согласно уведомлениям об объёмах финансирования от 05.10.2007 № 16425 и от 24.10.2007 № 17536 Департаментом экономической и бюджетной политики через главного распорядителя средств доведено финансирование СОШ № 35 на оплату вышеуказанного контракта по двум статьям бюджетной классификации расходов: 340 и 226.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 5 Положения о муниципальном финансовом контроле со стороны Департамента экономической и бюджетной  политики при исполнении бюджета не осуществляется должным образом текущий финансовый контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платёжном документе. В результате финансирование расходов по муниципальным контрактам на оказание услуг по организации горячего питания осуществлялось Департаментом экономической и бюджетной политики в нарушениеФедерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Указаний о применении бюджетной классификации РФ.
Проверкой исполнения муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания установлено, что данными контрактами, заключёнными в марте 2007 года со сроком исполнения до 01.01.2008, размер компенсации стоимости питания на одного учащегося определён на уровне, действующем на дату заключения контрактов, а именно: завтрака (полдника) 17,3 рублей, обеда 20,0 рублей.
При этом, в сентября 2007 года постановлением Главы от 04.09.2007        № 2102 компенсация стоимости завтрака (полдника) установлена в размере не более 20,0 рублей, обеда - не более 23,0 рублей.
В связи с повышением стоимости питания в сентябре 2007 года руководителями СОШ №№ 4, 9, 12, 15, 28 и лицея № 46 заключены договоры о возмещении организациям общественного питания разницы в стоимости бесплатного питания отдельных категорий детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Петропавловск-Камчатского городского округа. Предметом договоров является возмещение разницы в стоимости питания отдельных категорий детей, обучающихся в МОУ.  Общая сумма указанных договоров составила 258,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что согласно пункту 3.3 указанных договоров возмещение разницы в стоимости бесплатного питания осуществляется на основании выставленного поставщиком счёта-фактуры. Однако по данным бюджетного учёта МУ ЦБ в период действия договоров счета-фактуры поставщиками не предъявлялись, и соответственно оплата МУ ЦБ не производилась. Вместе с тем по контрактам на оказание услуг по организации питания, заключённым в марте 2007 года, поставщиками услуг с 10.09.2007 счёта-фактуры выставлялись с учётом повышения стоимости питания. Таким образом, фактически поставщиками предъявлялись единые счета-фактуры, составленные исходя из условий как контракта, так и договора вместе взятых.
Проверкой правильности и обоснованности расчётов с поставщиками услуг установлено, что МУ ЦБ осуществляет учёт расчётов МОУ с поставщиками не на основании выставленных поставщиком счётов, а на основании справок-отчётов МОУ. Таким образом, в нарушение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» , пункта 3 Инструкции по бюджетному учёту , МУ ЦБ принимаются к учёту документы, не соответствующие требованиям, предъявляемым к первичным документам.
Так, согласно контрактам на оказание услуг оплата услуг осуществляется на основании выставленных счетов-фактур. Фактически МУ ЦБ к учёту приняты данные об оказанных поставщиком услугах, предоставленных общеобразовательными учреждениями в виде справок-отчётов. Например, МУП «Столовая № 5» предъявлен к оплате счёт-фактура от 29.01.07 № 12 за услуги по питанию за январь 2007 года на сумму 90,8 тыс. рублей.  Фактически на основании представленных МОУ справок об объёмах оказанных услуг МУ ЦБ приняты к оплате услуги на сумму 85,5 тыс. рублей.
При этом, сверка с поставщиком объёмов выполненных услуг и расчётов за соответствующий период ни общеобразовательными учреждениями, ни МУ ЦБ не осуществлялась.
Также следует отметить, что согласно пункту 2.2.5 контрактов на оказание услуг по организации горячего питания в обязательства поставщиков услуг входит оплата счетов, предъявляемых СОШ за использованную электрическую энергию, необходимую для приготовления, хранения и реализации питания, а также за пользование телефонной связью. На основании указанного пункта контракта в 2007 году СОШ предъявлялись поставщикам услуг счёта за электрическую энергию и за пользование телефонной связью.
Однако ни муниципальным контрактом, ни какими-либо муниципальными правовыми актами не определены порядок и условия предоставления поставщику услуг в пользование помещений и оборудования, необходимые для приготовления и реализации продукции, а также порядок определения расходов поставщика за потреблённую электрическую энергию и пользование телефонной связью.
Таким образом, в ходе проведения проверки не представилось возможным определить обоснованность и полноту возмещения поставщиком соответствующих расходов.
Согласно данным бюджетного учёта МУ ЦБ по состоянию на 31 декабря 2007 года задолженность за оказанные услуги по организации горячего питания составила 1088,7 тыс. рублей.

Выводы:

1. Разработанными Департаментом соцразвития Методическими рекомендациями, направленными на развитие здорового питания, не в полной мере определён порядок организации питания учащихся, т.е. не установлены: круг лиц, для которого предназначены данные рекомендации при организации питания учащихся; дифференцированность составляемого меню по двум возрастным группам учащихся; применяемая при составлении меню соответствующая возрастная суточная потребность в пищевых веществах; применение коэффициента изменения величины потребности в энергии в зависимости от климатических условий; объёмы дневной потребности в пище между отдельными её приёмами.
Также, ни указанными Методическими рекомендациями, ни иными правовыми актами (или распорядительными документами) не определены: порядок организации питания в МОУ сторонними организациями (в том числе согласование поставляемых рационов завтраков (полдников) и обедов; порядок организации питания (непосредственно в школьной столовой или доставка готового питания); условия обеспечения помещениями для приготовления и отпуска пищи, торговым, измерительным, торгово-технологическим и холодильным оборудованием, мебелью, предоставления коммунальных услуг и услуг связи, проведение ремонта помещений и торгово-технологического оборудования); система расчётов за питание; порядок осуществления контроля Департаментом за соблюдением в МОУ принципов организации рационального питания учащихся;
2. Доведённые Департаментом соцразвития для применения в общеобразовательных учреждениях Методические рекомендации, направленные на развитие здорового питания, не согласованы с территориальным органом Роспотребнадзора;
3. В нарушение пункта 2.12.2. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения» в I полугодии 2007 года Департаментом соцразвития доведены до МОУ примерные десятидневные меню горячих завтраков не согласованные с территориальным управлением Роспотребнадзора;
4. Доведённые Департаментом соцразвития для применения в столовых МОУ в I полугодии 2007 году примерные десятидневные меню составлены без учёта возрастных групп учащихся: 7-10 и 11-17 лет; во II полугодии 2007 года -меню, соответствующее возрастной группе 7-10 лет;
5. Формирование меню для учащихся общеобразовательных учреждений городского округа осуществляется исходя из стоимости рациона, а не физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии. При этом, установленная на уровне городского округа компенсация стоимости питания не позволяет организовать сбалансированное питание для возрастной группы учащихся 11-17 лет, а также обедов для возрастной группы 7-10 лет с учётом изменения величины потребности в энергии в зависимости от климата;
6. В результате ограниченной стоимости питания энергетическая ценность применяемых в МОУ в I полугодии 2007 года примерных десятидневных меню в среднем соответствует:
- завтраки: 20,7 % суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями Камчатского края); 19,5 %, исходя из минимальной суточной потребности в энергии возрастной категории учащихся 11-17 лет, и 16,2 %, исходя из  максимальной суточной потребности (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями);
- обеды: 32,1 % суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями). Для возрастной категории 11-17 лет энергетическая ценность данного меню составляет 30,2% от минимальной суточной потребности в энергии, и 25,2 %, исходя из максимальной потребности (без учёта корректировки данной потребности на климатические условия).
При этом, нормативная потребность детей в энергии за счёт школьных завтраков составляет 20-25 %, обедов 30-35 %.
В целом завтраки и обеды составляют в среднем 53 % от суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет, 50% и 41,4 % суточной потребности в энергии возрастной категории 11-17 лет, исходя из минимальной и  максимальной потребности соответственно (без учёта увеличения данной потребности, связанной с климатическими условиями), что не в полной мере соответствует принципу распределения объёма дневного потребления пищи между отдельными её приёмами (из расчёта необходимого удовлетворения детей в энергии за счёт школьных завтраков и обедов в общем на 55 %);
7. Калорийность примерных десятидневных меню, доведённых Департаментом соцразвития для применения в столовых МОУ в II полугодии 2007 году, в среднем соответствуют:
- завтраки: 20 % для детей возрастной группы 7-10 лет (с учётом поправки на 10 % для районов Крайнего Севера); для возрастной категории 11-17 лет 18,8% и 15,7 % соответственно, исходя из минимальной и максимальной потребности данной возрастной категории (с учётом поправки нормируемого показателя на 10 % по климатическим условиям),
- обеды: 31,5 % для возрастной группы 7-10 лет обедов (исходя из нормируемого показателя, скорректированного на 10 % по климатическим условиям); для возрастной категории 11-17 лет 32,7 % и 27,2 % соответственно, исходя из минимальной и максимальной потребности данной возрастной категории (без учёта поправки на 10 % по климатическим условиям) и 29,7 % и 24,7 % соответственно, исходя из минимальной и максимальной потребности  данной возрастной категории (исходя из нормируемого показателя, скорректированного на 10 % по климатическим условиям).
В целом данное меню составляет в среднем 51,5 % от суточной потребности в энергии возрастной категории 7-10 лет, 48,5 % и 40,4 % суточной потребности в энергии возрастной категории 11-17 лет, исходя из минимальной и максимальной потребности соответственно (с учётом скорректированного нормируемого показателя на 10 % по климатическим условиям);
8. Выборочной проверкой соблюдения образовательными учреждениями установленных норм питания в I полугодии 2007 года установлено, что меню, фактически применяемыми отдельными СОШ, содержат блюда, не предусмотренные доведёнными Департаментом соцразвития примерными десятидневными меню, и не соответствующие требованиям рационального и здорового питания учащихся, а также в ряде случаев рационы завтраков не соответствуют физиологической потребности в энергии.
Выборочной проверкой соблюдения общеобразовательными учреждениями установленных норм питания во II полугодии 2007 года отклонений не установлено;
9. При наличии шестидневной учебной недели в ряде СОШ учащиеся обеспечивались питанием только в течение пяти дней: в среднем 30-40 % (в отдельных случаях до 50 %) учащихся, получающих бесплатное питание, в отдельных СОШ не обеспечивались горячим питанием в соответствии с предусмотренным режимом обучения, то есть, не обеспечивались питанием в субботу;
10. К проверке не представлены меню рационов завтраков и обедов, в соответствии с которыми обеспечивается питание учащихся школ сторонними организациями. В результате, провести проверку формируемых указанными организациями меню на соответствие их установленным нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии учащихся не представилось возможным;
11. Со стороны Департамента соцразвития отсутствует контроль за соблюдением сторонними организациями, обеспечивающими питанием отдельные общеобразовательные учреждения городского круга, принципов организации рационального питания учащихся, т.е. соответствия энергетической ценности рационов завтраков и обедов энергозатратам организма, удовлетворения физиологической потребности в пищевых веществах, оптимального распределения количества потребляемой пищи в течение дня;
12. Проверкой обоснованности расчёта потребности в продуктах питания и услугах по организации питания и соответственно расчёта цены контрактов в части поставок для нужд МОУ установлено, что при осуществлении данных расчётов отсутствует единая методика определения потребности в продуктах питания и в услугах по организации горячего питания. Так, из представленных сведений (приложений) к контракту не предоставляется возможным определить расчёт исходных данных, а именно: расчёт количества дней питания осуществляется исходя из данных продолжительности учебного года и учебной недели или прогнозируемого количества дней питания на основании анализа прошлых лет; порядок определения численности учащихся, которых планируется обеспечить питанием;
13. В результате недофинансирования по состоянию на 31 декабря 2007 года задолженность за фактически поставленные продукты питания составила 4349,6 тыс. рублей, за оказанные услуги по организации горячего питания  1088,7 тыс. рублей;
14. В ходе проведения проверки исполнения контрактов в части поставки продуктов питания для МОУ установлено, что по отдельным контрактам стоимость фактически поставленных в общеобразовательные учреждения продуктов превышает стоимость планируемых к поставке продуктов (согласно условиям контракта), т.е. исполнение составило свыше 100%.
По отдельным контрактам фактическая поставка составила в среднем: 26-55 % от стоимости планируемых к поставке продуктов (по 11 контрактам); 56-80 % (по 30 контрактам); свыше 80 % - по 58 контрактам.
15. Проверкой правильности расчётов с поставщиками услуг установлено, что в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» и пункта 3 Инструкции по бюджетному учёту, МУ «Централизованная бухгалтерия» осуществляет учёт расчётов МОУ с поставщиками услуг не на основании выставленных поставщиком счётов, а на основании справок-отчётов МОУ. При этом, сверка объёмов выполненных услуг и расчётов за соответствующий период с поставщиком ни общеобразовательными учреждениями, ни МУ «Централизованная бухгалтерия»  не осуществлялась;
16. В нарушение части 3 статьи 5 Положения о муниципальном финансовом контроле со стороны Департамента экономической и бюджетной  политики при исполнении бюджета не осуществляется должным образом текущий финансовый контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платёжном документе. В результате финансирование расходов по муниципальным контрактам на оказание услуг по организации горячего питания осуществлялось Департаментом экономической и бюджетной политики в нарушение Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и Указаний о применении бюджетной классификации РФ;
17.Муниципальными контрактами на оказание услуг по организации горячего питания в обязательства поставщиков услуг входит оплата счетов, предъявляемых СОШ за использованную электрическую энергию, необходимую для приготовления, хранения и реализации питания, а также за пользование телефонной связью. Однако ни муниципальным контрактом, ни какими-либо муниципальными правовыми актами не определены порядок и условия предоставления поставщику услуг в пользование помещений, оборудования, необходимые для приготовления и реализации продукции, а также порядок определения расходов поставщика за потреблённую электрическую энергию и пользование телефонной связью.
Таким образом, в ходе проведения проверки не представилось возможным определить обоснованность и полноту возмещения поставщиком соответствующих расходов;
18. Проверкой соблюдения порядка размещения муниципальных заказов и заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания установлено, что в нарушение статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсной комиссией принимались к рассмотрению заявки не в полной мере соответствующие конкурсной документации – при наличии меню рационов питания, не согласованные в установленном порядке с органами госсанэпиднадзора. Вместе с тем, конкурсной комиссией данные заявки не были отклонены и участники размещения заказа были допущены к участию в конкурсе.
Кроме того, согласно условиям контракта исполнитель услуг обеспечивает приготовление и отпуск питания согласно разработанному исполнителем меню, которое должно быть согласовано и утверждёно. При этом ни условиями контрактов, ни соответствующими муниципальными правовыми актами не определён порядок (условия) согласования и утверждения разработанного исполнителем услуг меню;
19. Проверкой соблюдения порядка предоставления сведений о заключённых контрактах установлено, что в нарушение статьи 18 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» Департаментом соцразвития несвоевременно предоставляются сведения об исполнении контрактов для внесения их в реестр контрактов;
20. Проверкой исполнения муниципальных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания и договоров о возмещении организациям общественного питания разницы в стоимости бесплатного питания установлено, что по данным бюджетного учёта МУ «Централизованная бухгалтерия» в период действия договоров счёта-фактуры поставщиками не предъявлялись, и соответственно оплата МУ «Централизованная бухгалтерия» не производилась. Вместе с тем с 10.09.2007 поставщиками выставлялись единые счёта-фактуры на оплату услуг по организации питания, исходя из условий заключённых контрактов и договоров, т.е. с учётом повышения стоимости питания. В результате, провести проверку исполнения муниципальных контрактов на оказание услуг и договоров о возмещении разницы в стоимости питания не представилось возможным.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2008 годы, для сведения:

  1. в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  2. Главе Петропавловск-Камчатского городского округа,
  3. в Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
  4. в Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа;

2. В Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложениями:

  1. определить Методическими рекомендациями, направленными на развитие здорового питания: круг лиц, для которого предназначены данные рекомендации при организации питания учащихся; дифференцированность составляемого меню по двум возрастным группам учащихся; соответствующую возрастную суточную потребность в пищевых веществах, применяемую при составлении меню; применение коэффициента изменения величины потребности в энергии в зависимости от климатических условий; объёмы дневной потребности в пищи между отдельными её приёмами;
  2. при подтверждении Роспотребнадзором необходимости согласования разработанных Департаментом соцразвития Методических рекомендаций, направленных на развитие здорового питания, согласовать данные Методические рекомендации с территориальным органом Роспотребнадзора;

- определить: порядок организации питания в МОУ сторонними организациями, в том числе согласование и утверждение меню (поставляемых рационов завтраков (полдников) и обедов), порядок организации питания (условия обеспечения помещениями для приготовления и отпуска пищи, торговым, измерительным, торгово-технологическим и холодильным оборудованием, мебелью, предоставления коммунальных услуг и услуг связи, проведение ремонта помещений и торгово-технологического оборудования); систему расчётов за питание; порядок осуществления контроля Департаментом за соблюдением в МОУ принципов организации рационального питания учащихся;

  1. сформировать меню для возрастной группы учащихся 11-17 лет и подготовить расчёт потребности в бюджетных средствах, необходимых для обеспечения учащихся общеобразовательных муниципальных учреждений питанием, соответствующим физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии детей с учётом двух возрастных групп;
  2. разработать порядок/методику расчёта потребности в продуктах питания и услуг при организации питания в общеобразовательных учреждениях. В качестве основы для разработки методики расчёта потребности в товарах и услугах предлагается использовать «Методику формирования технических заданий к тому 2 конкурсной документации для проведения торгов на право заключения государственных контрактов Санкт – Петербурга на поставку продовольственных товаров, сырья и услуг питания в социальную сферу»;
  3. предусмотреть возможность обеспечения горячим питанием учащихся в соответствии с режимом работы общеобразовательного учреждения (при наличии шестидневной учебной недели);
  4. осуществлять контроль за соответствием требованиям рационального питания меню, формируемых общеобразовательными учреждениями и сторонними организациями;
  5. обеспечить своевременное предоставление сведений об исполнении муниципальных контрактов на поставку продуктов питания и оказание услуг по организации горячего питания;
  6. при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания учащихся предусмотреть проведение ежемесячной сверки взаиморасчётов за оказанные услуги;

3. В адрес Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложениями:

  1. при осуществлении финансирования обеспечить должный контроль за соблюдением принципов бюджетной классификации в части распределения расходов по соответствующим подстатьям операций сектора государственного управления;

- в ходе размещения муниципального заказа на оказание услуг по организации питания учащихся обеспечить контроль за соответствием документов, предоставляемых участниками размещения муниципального заказа, всем условиям конкурсной документации;
4. В муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» направить письмо с предложениями:
- обеспечить оплату муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания учащихся в соответствии с принципами бюджетной классификации в части распределения расходов по соответствующим подстатьям операций сектора государственного управления;
- обеспечить предоставления поставщиками услуг по организации питания счетов-фактур в соответствии с условиями заключённых контрактов и договоров;
- обеспечить проведение сверок объёмов выполненных услуг и расчётов за соответствующий период с поставщиком в случаях расхождения данных об оказанных услугах поставщиков и соответствующих данных, предоставляемых общеобразовательными учреждениями в МУ ЦБ;
5. В Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложением подготовить проект внесения изменений в бюджет городского округа на 2008 год в части увеличения ассигнований на обеспечение учащихся питанием, отвечающим физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, с учётом соответствующих расчётов, представленных Департаментом социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа;
6. В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) направить запрос с целью получения разъяснений о необходимости согласования с территориальным органом Роспотребнадзора Методических рекомендаций, направленных на развитие здорового питания.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа 

 

Е. А. Коваленко