КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Скачать Отчет
OtchDEiBP.doc (192.0 Кб)

Отчёт
о результатах проверки эффективности управления муниципальным долгом Петропавловск-Камчатского городского округа

 

г. Петропавловск-Камчатский    29 мая 2012 года
                                                              

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 год.
Цель контрольного мероприятия: осуществление контроля  за соблюдением требований действующего законодательства в процессе формирования муниципального  долга и эффективности управления муниципальным долгом Петропавловск-Камчатского городского округа за 2011 год.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, определяющие деятельность Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и порядка формирования муниципального долга, кредитные договоры, договоры о предоставлении муниципальных гарантий.
Объекты контрольного мероприятия: Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа .
Проверяемый период деятельности: 2011 год.
Срок проведения Контрольного мероприятия: с «05» марта 2012 года по «30» марта 2012 года.
По результатам проверки оформлен акт проверки от 30.03.2012 № 01/16-04-01.
Руководством ДЭиБП акт проверки подписан с письменными разногласиями от 12.04.2012 № 04-02/513/12.
Контрольно-счетной палатой на письменные разногласия ДЭиБП подготовлено заключение от 17.04.2012 № 01-13/293-01. При составлении настоящего Отчёта разногласия проверяемой организации частично учтены.
В период формирования настоящего Отчёта в адрес Главы городского округа и Главы администрации городского округа направлены информационные письма о результатах проверки для сведения, в адрес ДЭиБП для принятия мер по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием.
Настоящий отчёт подготовлен инспекторами Контрольно-счетной палаты Кочетковой В.А. и Арсёновой В.Н.

Результаты контрольного мероприятия:
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации под муниципальным долгом понимаются обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя муниципальным образованием.
Согласно статье 9 БК РФ управление муниципальным долгом относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований и включает полномочия по осуществлению муниципальных заимствований, предоставлению муниципальных гарантий, предоставлению бюджетных кредитов.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 81 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа управление муниципальным долгом осуществляется администрацией городского округа, в том числе осуществление муниципальных заимствований и выдача муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов, заключение кредитных договоров.
В силу требований части 7 статьи 81 Устава городского округа долговые обязательства городского округа полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности городского округа имуществом, составляющим муниципальную казну, и исполняются за счёт средств бюджета городского округа.

В соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе» и Положения о Департаменте, в проверяемом периоде уполномоченным органом в сфере проведения единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории городского округа являлся ДЭиБП.
В соответствии с пунктом 1.3.2. Положения о ДЭиБП , Департамент является органом, уполномоченным на управление муниципальным долгом.
Департамент проводит в установленном порядке операции по обслуживанию муниципального долга, а так же необходимые меры по совершенствованию структуры муниципального долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, ведёт муниципальную долговую книгу, определяет состав информации, подлежащей внесению в муниципальную долговую книгу, включая  порядок и сроки ее внесения.
В проверяемом периоде управление муниципальным долгом осуществлялось в рамках долгосрочных и краткосрочных  кредитных договоров.
Первоначальным Решением Городской Думы городского округа от 18.11.2010 № 307-нд «О бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» , планируемая сумма получения кредитов утверждена в размере 1500000,0 тыс. рублей, погашение – 1500000,0 тыс. рублей.
С учётом внесённых в течение 2011 года изменений в бюджет городского округа сумма выдачи снизилась на 153003,6 тыс. рублей или 10,2% и составила 1346996,4 тыс. рублей, погашение – 1100000,0 тыс. рублей, что меньше суммы, утверждённой первоначальным Решением о бюджете на 400000,0 тыс. рублей или на 26,7%.
Заключение ДЭиБП кредитных соглашений и договоров от имени Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляется в целях финансирования дефицита бюджета городского округа, а также погашения муниципальных долговых обязательств.
В проверяемом периоде отбор кредитных учреждений осуществлялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ .
Сумма кредитных обязательств учитывается Департаментом в Муниципальной долговой книге Петропавловск-Камчатского городского округа .
На 01.01.2011 года сумма задолженности городского округа по привлечённым кредитным средствам кредитных учреждений и финансовых организаций составляла 1435100,0 тыс. рублей, на 31.12.2011 года – 1383333,3 тыс. рублей. Уменьшение суммы задолженности по привлечённым кредитным средствам в 2011 году составило 51766,7 тыс. рублей или 3,6%.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий Петропавловск-Камчатского городского округа утверждённое Решением Городской Думы от 16.07.2008 № 197-р (с учётом изменений и дополнений) муниципальные гарантии предоставляются исключительно в целях поддержки реализации проектов, направленных на содействие решению вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации, или способствующих сокращению расходов (увеличению доходов) бюджета городского округа и муниципальных организаций. В силу пункта 2 статьи 2 Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий получателями муниципальной гарантии могут являться только юридические лица.
Решением о бюджете в окончательной редакции , общий объём муниципальных гарантий  утверждён в размере 792064,0 тыс. рублей, что меньше первоначально утверждённого объёма муниципальных гарантий на 01.01.2012 года на 336504,8 тыс. рублей или на 29,8 %.
При рассмотрении программы муниципальных гарантий на 2011-2013 годы, утверждённой Решением о бюджете в окончательной редакции, установлено, что программа муниципальных гарантий на 2011 год содержит данные о планируемых в 2011 году, но не полученных муниципальных гарантиях по следующим получателям гарантий:

  • МУП «Петропавловский водоканал» по направлению гарантирования «Реализация Инвестиционной программы МУП «Петропавловский водоканал» на 2010-2015 годы» в размере 312070,0 тыс. рублей.
  • МУП «Совхоз декоративных культур» по направлению гарантирования «Кредиты предприятий муниципальной формы собственности» в размере 1600,0 тыс. рублей.  МУП «Совхоз декоративных культур» письмом от 16.09.2010 № 04-02/1865 подтвердил планируемую потребность предприятия в привлечении заёмных средств, по годам:

- 2011 год – получение 1600,0 тыс. рублей;
- 2012 год – погашение 1600,0 тыс. рублей, получение – 1700,0 тыс. рублей;
- 2013 год – погашение 1700,0 тыс. рублей, получение – 1800,0 тыс. рублей.
Соответственно, данные суммы планируемые к получению включены в общий объём муниципальных гарантий и отражены на начало финансовых периодов, следующих за периодом получения.
После выдачи отрицательного заключения от 25.04.2011 № 04-04/45 о целесообразности предоставление муниципальной гарантии, в связи с тем, что на протяжении последних двух лет предприятие находится в 4 группе финансовой устойчивости (организации с наличием ярко выраженных признаков банкротства), планируемый объём предоставления муниципальных гарантий МУП «Совхоз декоративных культур» на 2011-2013 годы в Программе муниципальных гарантий не скорректирован Департаментом в сторону уменьшения. Кроме того, в Программе муниципальных гарантий на 2012-2014 годы, планируемое предоставление муниципальных гарантий МУП «Совхоз декоративных культур» утверждено до 2014 года включительно (в 2014 году в размере 1900,0 тыс. рублей);

  • МУП «Спецтранс» по направлению гарантирования «Кредиты предприятий муниципальной формы собственности» в размере 5800,0 тыс. рублей. Необходимо отметить, что МУП «Спецтранс» письмом от 17.09.2010 № 6473 предоставил информацию в ДЭиБП о планируемом получении муниципальных гарантий по направлению гарантирования «Кредиты предприятий муниципальной формы собственности», по годам:

- 2011 год – получение и погашение в размере 5800,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2012 года – 0,0 тыс. рублей;
- 2012 год – получение и погашение в размере 6400,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2013 года – 0,0 тыс. рублей;
- 2013 год – получение и погашение в размере 7000,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2014 года – 0,0 тыс. рублей.
При этом Департаментом в программе муниципальных гарантий на 2011-2013 годы указана следующая информация, по годам:
- 2011 год – получение в размере 5800,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2012 года – 5800,0 тыс. рублей;
- 2012 год – получение в размере 6400,0 тыс. рублей, погашение – 5800,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2013 года – 6400,0 тыс. рублей;
- 2013 год – получение в размере 7000,0 тыс. рублей, погашение – 6400,0 тыс. рублей, сальдо на 01.01.2014 года – 7000,0 тыс. рублей.
На дату вынесения Решения Городской Думы, 28.12.2011 года, предприятие не обратилось за получением муниципальной гарантии в размере 5800,0 тыс. рублей.
С учётом вышеизложенного, на дату окончания проверки, по данному получателю муниципальной гарантии Департаментом увеличен общий объём муниципальных гарантий на 01.01.2012 года на 5800,0 тыс. рублей, на 01.01.2013 года на 6400,0 тыс. рублей, на 01.01.2014 года на 7000,0 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что по данному факту Департаментом дано разъяснение , что данные, отражённые в Программе муниципальных гарантий устно  уточнялись с руководителем МУП «Спецтранс».

  • МУП «Спецдорремстрой» по направлению гарантирования «Приобретение материалов и специализированной техники для ремонта и строительства, автомобильных дорог общего пользования местного значения в целях выполнения плана производственной деятельности МУП «Спецдорремстрой в 2011 году» в размере 100000,0 тыс. рублей. Предоставление данной муниципальной гарантии было запланировано по обращению Комитета городского хозяйства от 04.04.2011 №07-02/763/11 в адрес Департамента, в связи с необходимостью привлечения МУП «Спецдорремстрой» заёмных средств для закупки материалов и техники.

На дату принятия Решения о бюджете в окончательной редакции (28.12.2011 года), предприятие не обратилось за получением муниципальной гарантии в размере 100000,0 тыс. рублей.
Согласно пояснению Департамента Программа предоставления муниципальных гарантий формируется на основании заявок субъектов бюджетного планирования – получателей муниципальных гарантий. Внесение изменений, в том числе и исключение из Программы производится на основании писем-заявок получателей муниципальной гарантии. При подготовке проекта решения о внесении изменений в бюджет городского округа на 2011 год в части изменения Программы в декабре 2011 года получателями муниципальных гарантий письма с согласием на исключение из Программы не представлены.
30.01.2012 года Департаментом запрашивались пояснения по вопросу не обращения указанных выше предприятий за получением муниципальных гарантий.
При этом Контрольно-счетная палата отмечает, в соответствии с п. 3.2.2 Положения о Департаменте, одной из основных задач в части составления проекта бюджета городского округа является разработка основных параметров бюджета городского округа. Для достижения этих целей в компетенцию Департамента входит получение всей необходимой информации, в том числе и от муниципальных организаций (п. 3.3.5 положения о Департаменте). 
Таким образом, при проведении анализа планируемых объёмов муниципальных гарантий с фактически предоставленным объёмом в 2011 году, Департаменту необходимо было произвести корректировку объёма муниципальных гарантий на 01.01.2012 года и своевременно вносить предложения о внесении необходимых изменений в  Решение о бюджете городского округа на 2011 год.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий, предоставление муниципальных гарантий осуществляется по результатам проверки финансового состояния получателя муниципальной гарантии.
Согласно п. 3.2.5 Положения о Департаменте, ДЭиБП устанавливает порядок осуществления анализа финансового состояния принципала и непосредственно проводит анализ финансового состояния в целях предоставления муниципальной гарантии. 
В этой связи приказом от 15.07.2009 № 59 ДЭиБП «Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния юридического лица – получателя муниципальной гарантии в целях предоставления муниципальной гарантии Петропавловск-Камчатского городского округа» утвержден порядок проведения анализа финансового состояния принципала.
Данный порядок разработан с целью обеспечения единого подхода к решению вопроса о возможности, размере и условиях предоставления муниципальной гарантии Петропавловск-Камчатского городского округа.
Анализ финансового состояния получателя муниципальной гарантии осуществляется Департаментом на основе анализа представленных документов и включает в себя проверку финансовых показателей работы принципала (на основании форм бухгалтерской отчетности за предшествующие два календарных года, за отчётный период текущего финансового года и за аналогичный период предшествующего года) и проводится в течении 30 календарных дней с момента подачи заявления о предоставлении муниципальной гарантии.
По результатам проведённого анализа составляется соответствующее заключение (положительное или отрицательное) о текущем финансовом состоянии принципала, содержащие вывод о способности (или неспособности) осуществлять возврат кредита и уплату процентов за его пользование. И являющиеся основанием для подписания договора о предоставлении муниципальной гарантии либо отказа.
Для определения возможности предоставления муниципальной гарантии городского округа при проведении финансового анализа принципала рассчитываются коэффициенты для отнесения принципала к группам финансовой устойчивости:
- 1 группа (организации с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим возвратность заёмных средств);
- 2 группа (организации, имеющие невысокий уровень риска не возврата задолженности кредиторами);
- 3 группа (организации с высоким уровнем риска банкротства, характеризующимся невосприимчивостью к профилактическим мерам финансового оздоровления);
- 4 группа (наличие ярко выраженных признаков банкротства);
- 5 группа (фактический банкрот).
При этом рассматриваемый Порядок не регламентирует, к какой группе финансовой устойчивости должно относиться предприятие, для получения положительного заключения о целесообразности предоставления муниципальной гарантии.
По мнению Контрольно-счетной палаты регламентируемый рассматриваемым Порядком подход к оценке финансового состояния получателя муниципальной гарантии с точки зрения позитивной динамики изменения показателей деятельности не является объективным, так как позволяет Департаменту выдавать положительное заключение при показателях коэффициентов ниже нормативного значения.
Так, при анализе структуры баланса МУП «Петропавловский водоканал» за 2009-2010 годы, коэффициент текущей ликвидности в 2009 году составлял 1,9, в 2010 году 1,4 при нормативе больше 2,0. Коэффициент критической оценки в 2009 году составил 1,6, в 2010 году 1,1, при нормативе больше 1,5.
Коэффициент восстановления платежеспособности составлял в 2009 году 0,9, в 2010 году 0,5, при нормативе больше 1,0.
Значения указанных коэффициентов свидетельствуют о недостаточности оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств за отчётный период, о невозможности немедленного погашения краткосрочных обязательств за счёт поступлений расчётов с дебиторами, и об отсутствии у предприятия реальной возможности в ближайшее время восстановить платежеспособность.
При проведении Департаментом оценки финансовой устойчивости, установлено, что МУП «Петропавловский водоканал» по итогам 2010 года из 2 группы финансовой устойчивости (организации, имеющие невысокий уровень риска не возврата задолженности кредиторами) перешел в 3 группу финансовой устойчивости (организации с высоким уровнем риска банкротства). При этом заключением Департамента от 26.04.2011 № 4-04/27В предоставление муниципальной гарантии городского округа МУП «Петропавловский водоканал» в обеспечение кредитного договора на инвестиции признано целесообразным и экономически выгодным.

Также при проведении ДЭиБП анализа баланса МУП «Спецдорремстрой» за 1 половину 2010 года и 1 половину 2011 года, установлено, что показатели коэффициента текущей ликвидности составляют 1,8 и 1,5 соответственно (при нормативе больше 2,0), коэффициента критической оценки 0,95 и 1,0 (при нормативе больше 1,5) и коэффициента восстановления платежеспособности 0,8 и 0,5 (при нормативе больше 1,0), что меньше нормативных значений. Предприятие находится в  3 группе финансовой устойчивости (организации с высоким уровнем риска банкротства). При этом согласно заключению Департамента от 17.08.2011 № 4-04/1510/1 предоставление муниципальной гарантии городского округа МУП «Спецдорремстрой» в обеспечение кредитного договора на выплату заработной платы признано экономически целесообразным.
Необходимо отметить, что Департаментом, при оценке динамики финансовой устойчивости МУП «Совхоз декоративных культур», установлено, что предприятие на протяжении 2009-2010 годов находится в 4 группе финансовой устойчивости (организации с наличием ярко выраженных признаков банкротства) и на основании этого, в заключении от 25.04.2011 №04-04/45 сделан вывод, что предоставление муниципальной гарантии является финансово необоснованным.
В ходе проверки установлено, что при анализе финансового состояния принципала Департаментом не рассматривается, в зависимости от финансового состояния анализируемого предприятия, возможный максимальный размер предоставления муниципальной гарантии. С учётом того, что многие получатели муниципальных гарантий относятся к 3-й группе финансовой устойчивости, то есть организации с высоким уровнем риска банкротства, Департаментом не проводится оценка влияния увеличения кредиторской задолженности на сумму полученного или получаемого кредита на финансовое состояние предприятия.
Также Порядком проведения анализа финансового состояния получателя муниципальной гарантии не рассматривается ситуация, при которой принципал в течение одного финансового года получает несколько муниципальных гарантий. В связи с этим не учитывается при проведении анализа финансового состояния получателя муниципальной гарантии влияние предыдущего кредита на финансовое состояние принципала.
В соответствии с  пунктом 1 статьи 6 Положения о порядке предоставления муниципальной гарантии и пунктом 24 статьи 9 Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе после предоставления гарантии Департамент осуществляет контроль за соблюдением получателем муниципальной гарантии условий выделения, получения, целевого использования и возврата кредитных средств, при необходимости проводит проверки финансового состояния получателя муниципальной гарантии.
Между тем, Положением о Департаменте не предусмотрены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением получателями муниципальных гарантий условий целевого использования кредитных средств.
В связи, с чем проверок целевого использования кредитных ресурсов получателями муниципальных гарантий в 2011 году Департаментом не осуществлялось.

Таким образом, Контрольно-счетной палатой в ходе проведения контрольного мероприятия установлено разночтение Положения о Департаменте с вышеуказанными нормативно правовыми актами, в части определения органа осуществляющего контроль за соблюдением получателями муниципальных гарантий целевого использования кредитных средств.

В муниципальной долговой книге за 2011 год отражены обязательства городского округа по следующим муниципальным гарантиям:

  • МУП «Петропавловский водоканал»

На 01.01.2011 года МУП «Петропавловский водоканал» являлся получателем следующих муниципальных гарантий городского округа по направлению гарантирования:
- от 23.06.2010 № 6 по направлению гарантирования «Инвестиционные мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 23.06.2010 № 1363-юл, об открытии возобновляемой кредитной линии, заключённому с АК Сберегательный Банк РФ, 29953,9 тыс. рублей, на срок по 01.11.2012 года. Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 23.06.2010 года, снята с учёта 25.10.2011 года, в связи с полным погашением МУП «Петропавловский водоканал» обязательств по кредитному договору;
- от 13.05.2010 № 5 по направлению гарантирования «Кредиты предприятиям муниципальной формы собственности на выплату заработной платы», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 13.05.2010 № 2010-0081, об открытии кредитной линии с лимитом задолженности в размере 18000,0 тыс. рублей, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк». Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 17928,6 тыс. рублей, на срок по 25.05.2011 года Данная муниципальная гарантия принята к учёту 13.05.2010 года, снята с учёта 27.05.2011 года, в связи с полным погашением МУП «Петропавловский водоканал» обязательств по кредитному договору.
В 2011 году МУП «Петропавловский водоканал» являлся получателем следующих муниципальных гарантий:
- от 29.04.2011 № 4 по направлению гарантирования «Ремонтная программа и обеспечение аварийно-восстановительных работ»,  в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 24.04.2011 №КС-751000/2011/00034, на открытие кредитной линии с лимитом задолженности 25000,0 тыс. рублей, заключённому с филиалом Банка ВТБ (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 27270,0  тыс. рублей (включающих сумму основного долга в размере 25000,0 тыс. рублей и уплату процентов на сумму 2270,0 тыс. рублей), на срок до 24.05.2012 года. Данная муниципальная гарантия принята к учёту 03.05.2011 года и продолжает действовать на дату окончания проверки (30.03.2012 года);
- от 10.05.2011 № 2 по направлению гарантирования «Кредиты предприятиям муниципальной формы собственности на выплату заработной платы», на срок по 28.05.2012 года в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 29.04.2011 №КС-751000/2011/00039, на открытие кредитной линии с лимитом задолженности 18000,0 тыс. рублей, заключённому с филиалом Банка ВТБ (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 18000,0 тыс. рублей, Данная муниципальная гарантия принята к учёту 11.05.2011 года и продолжает действовать на дату окончания проверки;
- от 29.04.2011 № 3 по направлению гарантирования «Инвестиционные мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, подраздел «для замещения кассового разрыва с целью приобретения ТМЦ », в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 25.04.2011 №КС-751000/2011/00035, на открытие кредитной линии с лимитом задолженности в размере 30000,0 тыс. рублей, заключённому с филиалом Банка ВТБ (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 32724,0 тыс. рублей (включающих сумму основного долга в размере 30000,0 тыс. рублей и уплату процентов на сумму 2724,0 тыс. рублей) на срок по 24.05.2012 года. Данная муниципальная гарантия принята к учёту 03.05.2011 года и продолжает действовать на дату окончания проверки.

  • МУП «Автопарк»

На 01.01.2011 года МУП «Автопарк» являлся получателем муниципальной гарантии городского округа от 01.04.2010 № 2 по направлению гарантирования «Кредиты предприятиям муниципальной формы собственности на выплату заработной платы», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 01.04.2010 №2010-0046, об открытии кредитной линии с лимитом задолженности в размере 1500,0 тыс. рублей, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 1490,6 тыс. рублей, на срок по 11.04.2011 года. Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 01.04.2010 года, снята с учёта 07.04.2011 года, в связи с полным погашением МУП «Автопарк» обязательств по кредитному договору.

  • МУП «Спецдорремстрой»

На 01.01.2011 года МУП «Спецдорремстрой» являлся получателем муниципальной гарантии городского округа от 20.08.2010 № 7 по направлению гарантирования «Кредиты предприятиям муниципальной формы собственности на выплату заработной платы», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 20.08.2010 №2010-0140, об открытии кредитной линии с лимитом задолженности в размере 13000,0 тыс. рублей, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 12991,4 тыс. рублей, на срок до 31.08.2011 года. Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 20.08.2010 года, снята с учёта 23.08.2011 года, в связи с полным погашением МУП «Спецдорремстрой» обязательств по кредитному договору.
В 2011 году МУП «Спецдорремстрой» предоставлена муниципальная гарантия от 24.08.2011 № 5 по направлению гарантирования «Кредиты предприятиям муниципальной формы собственности на выплату заработной платы», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 20.08.2010 №2010-0140, об открытии кредитной линии с лимитом задолженности в размере 16000,0 тыс. рублей, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (ЗАО). Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 15999,9 тыс. рублей, на срок до 03.09.2012 года. Данная муниципальная гарантия принята к учёту 24.08.2011 года и продолжает действовать на дату окончания проверки.

  • МУП «УМИТ»

На 01.01.2011 года МУП «УМИТ» являлся получателем следующих муниципальных гарантий:
- от 03.03.2010 № 1 по направлению гарантирования «Приобретение автотранспорта и специализированной техники», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 16.11.2009 № 9, о предоставлении кредита в сумме 33000,0 тыс. рублей в форме невозобновляемой кредитной линии, заключённому с ЗАО Камчаткомагропромбанк. Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 32325,9 тыс. рублей, на срок до 12.09.2011 года Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 03.03.2010 года,
Необходимо отметить, что первоначально принималась к бюджетному  учёту муниципальная гарантия в размере 32325,9 тыс. рублей, и ежемесячно, согласно информации предоставляемой банком об уменьшении обязательств городского округа в рамках выданной муниципальной гарантии, ДЭиБП уменьшались обязательства городского округа с отражением сумм уменьшения обязательств в муниципальной долговой книге и программе муниципальных гарантий. На 01.01.2011 года размер обязательств городского округа по данной муниципальной гарантии составлял 14283,5 тыс. рублей, 31.08.2011 года гарантия  снята с учёта, в связи с полным погашением МУП «УМИТ» обязательств по кредитному договору.
- от 25.06.2009 № 7 и от 13.07.2009 № 8 на общую сумму 56691,2 тыс. рублей (50000,0 тыс. рублей – основной долг, 6691,2 тыс. рублей проценты за пользование кредитом) по направлению гарантирования «Приобретение автотранспорта и специализированной техники», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 05.06.2009 №2009-0058, об открытии кредитной линии с лимитом задолженности 50000,0 тыс. рублей, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (ЗАО). Срок действия гарантий по 11.07.2011 года.    
Муниципальные гарантии от 25.06.2009 № 7 и от 13.07.2009 № 8 сняты с учёта 19.01.2011 года в связи с полным погашением МУП «УМИТ» обязательств по кредитному договору.                                                                                       
- от 04.09.2009 № 11 по направлению гарантирования «Разработка перспективной системы теплоснабжения г. Петропавловска-Камчатского и проекта программы развития коммунальной инфраструктуры», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 31.08.2009 № 21-КР-436/09, о предоставлении кредитной линии с лимитом выдачи 37580,0 тыс. рублей, заключённому с ОАО «Российский банк развития». Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 60000,0 тыс. рублей, включающих сумму основного долга в размере 37580,0 тыс. рублей  и начисленных процентов в размере 22420,0 тыс. рублей. Срок действия гарантии заканчивается 01.04.2016 года. Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 14.09.2009 года. Период кредитного обязательства – до 31.12.2009 года.
Необходимо отметить, что в долговой книге городского округа и программы муниципальных гарантий на 2011 год, предел обязательств городского округа по данной муниципальной гарантии учитывается в размере 60000,0 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ОАО «Российский банк развития» своевременно извещает ДЭиБП о произведенных платежах МУП «УМИТ» по погашению основного долга и уплате процентов по кредиту. К извещению банком прикладываются документы, подтверждающие факт уплаты – выписки  с судного счёта и счёта по начислению и уплате процентов, копии платёжных требований и поручений по погашению основного долга и уплате процентов.
При этом уменьшение обязательств городского округа, данные банку в рамках гарантии от 04.09.2009 № 11, в проверяемом периоде не были отражены в муниципальной долговой книге и программе муниципальных гарантий.
- от 04.09.2009 № 10 по направлению гарантирования «Реализация программы поэтапного перехода на отпуск потребителям коммунальных ресурсов по приборам учёта», в целях обеспечения надлежащего исполнения принципалом обязательств по кредитному договору от 28.08.2009 № 21-КР-306/09, о предоставлении кредитной линии с лимитом выдачи 176011,0 тыс. рублей, заключённому с ОАО «Российский банк развития». Предел общей ответственности городского округа ограничивается суммой в размере не более 218600,0 тыс. рублей, включающих сумму основного долга в размере 176011,0 тыс. рублей  и начисленных процентов в размере 42589,0 тыс. рублей. Срок действия гарантии заканчивается 01.04.2013 года. Данная муниципальная гарантия принята к бюджетному учёту 14.09.2009 года. Период кредитного обязательства условиями договора установлен до 31.12.2010 года.
При этом аналогично вышерассмотренному случаю уменьшение обязательств городского округа, данные банку в рамках гарантии от 04.09.2009 № 10, в проверяемом периоде не были отражены в муниципальной долговой книге и программе муниципальных гарантий.
В ходе контрольного мероприятия МУП «УМИТ» предоставил  регистры бухгалтерского учёта, отражающие расчёты с ОАО «Российский банк развития» за 2009-2011 годы и суммы задолженности по уплате кредитов и процентов по ним на отчётные даты периодов.
При сравнении данных представленных МУП «УМИТ» с долговой книгой установлено:

  • По муниципальной гарантии № 10 размер обязательств городского округа завышен на 150911,5 тыс. рублей, из них:

 - 61752,0 тыс. рублей - сумма фактически не полученная, но отраженная в долговой книге;
- 15767,5 тыс. рублей – сумма уплаченных процентов;
- 73392,0 тыс. рублей – сумма погашенного кредита.

  • По муниципальной гарантии № 11 размер обязательств городского округа завышен на 20566,8 тыс. рублей, из них:

-  8040,4 тыс. рублей – сумма уплаченных процентов;
- 12526,4 тыс. рублей – сумма погашенного кредита.
Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 121 БК РФ и Порядка ведения муниципальной долговой книги в долговую книгу не внесены сведения о частичном исполнении обязательств городского округа в рамках указанных муниципальных гарантий.
С учётом вышеизложенного, Контрольно-счетная палата считает, что Департаментом в целях точного планирования бюджета городского округа и управления муниципальным долгом, необходимо было принять меры по отражению в долговой книге фактической суммы обязательств городского округа по рассматриваемым договорам, а не суммы предела обязательств.
При этом программой муниципальных гарантий на 2012 год объём муниципальных гарантий предоставленный МУП «УМИТ» на 01.01.2013 года запланирован с учётом частичного исполнения обязательств в следующем в размере:
- 50209, 6 тыс. рублей по муниципальной гарантии № 10;
-  23805,0 тыс. рублей по муниципальной гарантии № 11. 
В 2009, 2010, 2011 годах динамика  муниципального долга  представлена следующим образом: На 01.01.2009 года размер муниципального долга городского округа составлял 1147155,6 тыс. рублей, из них:
- объём муниципальных гарантий составил 115510,8 тыс. рублей, что составляет 10,1 % от общей суммы муниципального долга;
- задолженность по кредитам городского округа составила 1031644,8 тыс. рублей или 89,9 % от общей суммы муниципального долга.
По состоянию на 01.01.2010 года  размер муниципального долга  городского округа составлял 1565412,0 тыс. рублей, из них:
- объём муниципальных гарантий составил 378745,3 тыс. рублей, что составляет 22,9 % от общей суммы муниципального долга;
- задолженность по кредитам городского округа составила 1186666,7 тыс. рублей, которая составили 75,8% от общей суммы муниципального долга.
Таким образом, за 2009 год размер муниципального долга увеличился на 418256,4 тыс. рублей или 36,5 %, в том числе за счёт  увеличения сумм кредитов на 155021,9 тыс. рублей (15,0%), и увеличения  объёма  муниципальных гарантий на 263234,8 тыс. рублей (в 2,3 раза).
При этом рост собственных доходов городского округа в 2009 году составил 330983,7 тыс. рублей или 11,0% , то есть рост объёма муниципального долга превысил темпы роста собственных доходов городского округа.
На 01.01.2011 года размер муниципального долга составлял 1848540,7 тыс. рублей, из них:
- объём муниципальных гарантий -  413440,7 тыс. рублей или 22,4% от общей суммы муниципального долга;
- задолженность по кредитам - 1435100,0 тыс. рублей или 77,6 %  от общей суммы муниципального долга.
Таким образом, за 2010 год размер муниципального долга увеличился на 283128,7 тыс. рублей (18,1%), в том числе за счёт увеличения сумм кредитов на 248433,3 тыс. рублей (20,9%) и увеличения объёма муниципальных гарантий на 34695,4 тыс. рублей (9,2%).
При этом рост собственных доходов городского округа составил 521548,5 тыс. рублей или 15,7% .
В структуре муниципального долга в период 2009-2010 годов доля муниципальных гарантий возрастает, что свидетельствует о росте участия городского округа в реализации  муниципальных инвестиционных программ, в качестве гаранта.
На 01.01.2012 года размер муниципального долга составил 1755927,2 тыс. рублей, из них:
- объём муниципальных гарантий - 372593,9 тыс. рублей или 21,2% от общей суммы муниципального долга;
- задолженность по кредитам - 1383333,3 тыс. рублей или 78,8% от общей суммы муниципального долга.
Таким образом, в 2011 году размер муниципального долга уменьшился на 92613,5 тыс. рублей (5,0%), в том числе за счёт уменьшения суммы кредитов на 51766,7 тыс. рублей (3,6%) и уменьшения объёма муниципальных гарантий на 40846,8 тыс. рублей (9,9%).
Данное снижение обусловлено эффективным управлением муниципальным долгам в части уменьшения муниципальных долговых обязательств по кредитам.
Также необходимо отметить, что средневзвешенная процентная ставка в годовом исчислении по кредитам, привлеченным Департаментом в 2011 году, составила 8,3%, что меньше аналогичного показателя 2010 года на 3,5 %, а 2009 года на 5,5 %.    
При этом рост собственных доходов городского округа составил 404107,7 тыс. рублей или 10,5% .
Удельный вес муниципального долга в объёме доходов городского округа без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, составляет:
- в 2009 году 47,0% от суммы собственных доходов городского округа (3332422,7 тыс. рублей);
- в 2010 году 48,0% от суммы собственных доходов городского округа (3853971,2 тыс. рублей);
- в 2011 году 41,2% от суммы собственных доходов городского округа (4258078,9 тыс. рублей).
Таким образом, объём муниципального долга не превышает утверждённый общий годовой  объём доходов бюджета городского округа без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
                                                                                                                                                                                                             
Выводы:

1. В соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе» и Положения о Департаменте, в проверяемом периоде уполномоченным органом в сфере проведения единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории городского округа являлся ДЭиБП.
Также в соответствии с пунктом 1.3.2. Положения о Департаменте, он является органом, уполномоченным на управление муниципальным долгом.
2. На 01.01.2011 года сумма задолженности городского округа по привлечённым кредитным средствам кредитных учреждений и финансовых организаций составляла 1435100,0 тыс. рублей, на 31.12.2011 года – 1383333,3 тыс. рублей. Уменьшение суммы задолженности по привлечённым кредитным средствам в 2011 году составило 51766,7 тыс. рублей или 3,6%, за счёт превышения суммы погашения кредитов над суммой привлечения кредитных средств.
Заключение Департаментом кредитных соглашений и договоров от имени городского округа осуществлялось в целях финансирования дефицита бюджета городского округа, а также погашения муниципальных долговых обязательств.
3. Решением о бюджете на 2011 год и плановый период в окончательной редакции, общий объём муниципальных гарантий  утверждён в размере 792064,0 тыс. рублей, что меньше утверждённого первоначальным решением о бюджете городского округа объёма муниципальных гарантий на 01.01.2012 года на 336504,8 тыс. рублей или на 29,8 %.
При этом, в ходе проверки установлено, что в программе муниципальных гарантий в окончательной редакции (28.12.2011 года) плановый перечень предоставляемых муниципальных гарантий содержит сведения о планируемых в 2011 году, но не полученных  муниципальных гарантий, в размере 419470,0 тыс. рублей, что составляет 53,0% от утверждённого объёма муниципальных гарантий на 01.01.2012 года.
Таким образом, при проведении анализа планируемых объёмов муниципальных гарантий с фактически предоставленным объёмом в 2011 году, Департаменту необходимо было произвести корректировку объёма муниципальных гарантий на 01.01.2012 года и своевременно вносить предложения о внесении необходимых изменений в  Решение о бюджете городского округа на 2011 год.
При этом разработка прогноза основных параметров бюджета городского округа, является одной из основных задач деятельности Департамента в части составления проекта бюджета городского округа .
4. В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение п. 4 ст. 121 БК РФ и Порядка ведения муниципальной долговой книги обязательства городского округа в рамках предоставленных муниципальных гарантий МУП «УМИТ», от 04.09.2009 № 10 и 04.09.2009 № 11 на 01.01.2012 года учтены в муниципальной долговой книге и программе муниципальных гарантий на 2011 год в сумме предельного объёма обязательств городского округа по указанным муниципальным гарантиям (218600,0 тыс. рублей и 60000,0 тыс. рублей соответственно). При этом МУП «УМИТ» регулярно производит платежи по погашению кредита и уплате процентов.
Таким образом, обязательства городского округа по состоянию на 01.01.2012 года не уменьшены расчетно на сумму произведённых платежей МУП «УМИТ», в размере 171478,3 тыс. рублей, из них:
- по муниципальной гарантии от 04.09.2009 № 10 на 150911,5 тыс. рублей;
-  по муниципальной гарантии от 04.09.2009 № 11 на 20566,8 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного, Департаментом в целях точного планирования бюджета городского округа и управления муниципальным долгом, в проверяемом периоде, не были приняты меры по отражению в долговой книге и программе муниципальных гарантий фактической суммы обязательств городского округа.
5. В соответствии с п. 7 Положения о порядке предоставления муниципальных гарантий, предоставление муниципальных гарантий осуществляется по результатам проверки финансового состояния получателя муниципальной гарантии.
Согласно п. 3.2.5 Положения о Департаменте, ДЭиБП устанавливает порядок осуществления анализа финансового состояния принципала, а также непосредственно проводит анализ финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии. 
В этой связи приказом от 15.07.2009 № 59 ДЭиБП утвержден порядок проведения анализа финансового состояния юридического лица – получателя муниципальной гарантии в целях предоставления муниципальной гарантии городского округа.
При этом рассматриваемый Порядок не регламентирует, к какой группе финансовой устойчивости должно относиться предприятие, для получения положительного заключения о целесообразности предоставления муниципальной гарантии.
Необходимо отметить, что регламентируемый рассматриваемым Порядком подход к оценке финансового состояния получателя муниципальной гарантии с точки зрения позитивной динамики изменения показателей деятельности не является объективным, так как позволяет Департаменту выдавать положительное заключение при показателях коэффициентов ниже нормативного значения.
Также, в ходе проверки установлено, что при анализе финансового состояния принципала Департаментом не рассматривается, в зависимости от финансового состояния анализируемого предприятия, возможный максимальный размер предоставления муниципальной гарантии. С учётом того, что многие получатели муниципальных гарантий относятся к 3-й группе финансовой устойчивости, то есть организация с высоким уровнем риска банкротства, Департаментом не проводится оценка влияния увеличения кредиторской задолженности на сумму получаемого кредита на финансовое состояние предприятия.
Также Порядком проведения анализа финансового состояния получателя муниципальной гарантии не рассматривается ситуация, при которой принципал в течение одного финансового года получает несколько муниципальных гарантий. В связи с этим не учитывается при проведении анализа финансового состояния получателя муниципальной гарантии влияние предыдущего кредита на финансовое состояние принципала.
Таким образом, в  рассматриваемом Порядке, устанавливающем достаточное количество расчетных коэффициентов, не закреплены критерии, являющиеся основанием для вынесения положительного или отрицательного заключения о целесообразности предоставления муниципальной гарантии.
6. В соответствии с  пунктом 1 статьи 6 Положения о порядке предоставления муниципальной гарантии и пунктом 24 статьи 9 Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе после предоставления гарантии Департамент осуществляет контроль за соблюдением получателем муниципальной гарантии условий выделения, получения, целевого использования и возврата кредитных средств.
Между тем, Положением о Департаменте не предусмотрены полномочия по осуществлению контроля за соблюдением получателями муниципальных гарантий условий целевого использования кредитных средств.
Таким образом, Контрольно-счетной палатой в ходе проведения контрольного мероприятия установлено разночтение Положения о Департаменте с вышеуказанными нормативно правовыми актами, в части определения органа осуществляющего контроль за соблюдением получателями муниципальных гарантий целевого использования кредитных средств.
7.  В 2009, 2010, 2011 годах динамика  муниципального долга  представлена следующим образом:
- за 2009 год размер муниципального долга увеличился на 418256,4 тыс. рублей или 36,5 %, в том числе за счёт  увеличения сумм кредитов на 155021,9 тыс. рублей (15,0%), и увеличения  объёма  муниципальных гарантий на 263234,8 тыс. рублей (в 2,3 раза);
- за 2010 год размер муниципального долга увеличился на 283128,7 тыс. рублей или 18,1 %, в том числе за счёт увеличения сумм кредитов на 248433,3 тыс. рублей (20,9%) и увеличения объёма муниципальных гарантий на 34695,4 тыс. рублей (9,2%);
- за 2011 год размер муниципального долга уменьшился на 92613,5 тыс. рублей (5,0 %), в том числе за счёт уменьшения суммы кредитов на 51766,7 тыс. рублей (3,6%) и уменьшения объёма муниципальных гарантий на 40846,8 тыс. рублей (9,9%).
Снижение муниципального долга в 2011 году обусловлено эффективным управлением муниципальным долгом в части уменьшения муниципальных долговых обязательств по кредитам.
Также необходимо отметить, что средневзвешенная процентная ставка по кредитам, в годовом исчислении, привлеченным Департаментом в 2011 году составила 8,3%, что меньше аналогичного показателя 2010 года на 3,5 % и 2009 года на 5,5 %.

Предложения:
1. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия для сведения в адрес Городской Думы.
2. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия с приложением информационного письма в адрес Главы администрации городского округа с предложением:
- о внесении изменений в Решение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском круге, Положение о порядке предоставления муниципальных гарантий, Положение о Департаменте экономической и бюджетной политики в части точного определения органа, осуществляющего контроль за соблюдением получателями муниципальных гарантий целевого использования кредитных средств.
3. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия с приложением информационного письма в адрес Департамента экономической и бюджетной политики  с предложениями:

  • внести изменения в приказ от 15.07.2009 № 59 «Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния юридического лица – получателя муниципальной гарантии в целях предоставления муниципальной гарантии Петропавловск-Камчатского городского округа» дополнив следующими положениями:

- установленными критериями, являющиеся основанием для вынесения соответствующего заключения о целесообразности предоставления муниципальной гарантии;
- установленными ограничениями по сумме предоставляемой муниципальной гарантии и целям гарантирования для предприятий 3-й и ниже групп финансовой устойчивости.

  • в целях качественного планирования бюджета городского округа ежеквартально запрашивать информацию получателей муниципальных гарантий о причинах не обращения за предоставлением муниципальной гарантии.
  • принять меры по отражению в муниципальной долговой книге фактической суммы обязательств городского округа с учётом частичного уменьшения обязательств городского округа вследствии погашения кредита получателем муниципальной гарантии.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа  
А.А. Новиков