КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

ОТЧЁТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию МДЦП «Развитие дошкольного образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы»

 

«29» января 2014 года

г. Петропавловск-Камчатский

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 4.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013 год.

Цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета, выделенных на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы»[1].

Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, регламентирующие вопросы системы образования, в том числе выделение и использование средств, направленных на реализацию Программы; отчетность по реализации программных мероприятий; первичные учётные документы, подтверждающие поступление и расходование бюджетных средств, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская отчётность, договоры и иные документы.

Объекты контрольного мероприятия:

- Департамент социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[2];

- МАДОУ[3] «Детский сад № 1», «Детский сад № 3», «Детский сад № 7», «Детский сад № 16», «Детский сад № 17», «Детский сад № 22»,«Детский сад № 28», «ЦРР–детский сад № 39», «Детский сад № 42», «Детский сад № 50»;

- МБДОУ[4] «Детский сад № 10», «Детский сад № 40», «Детский сад № 45».

Проверяемый период деятельности: 2012 год.

Срок проведения контрольного мероприятия: с «01» августа 2013 года по «01» ноября 2013 года.

По результатам проведения контрольного мероприятия, по вышеуказанным объектам, оформлены соответствующие акты, в том числе по:

  •  ДСР - акт контрольного мероприятия от 05.11.2013 № 01-18/38-04 (подписан с разногласиями от 18.11.2013 № 16/831-ОУ, от 22.11.2013 № 16/874-ОУ);
  •  МАДОУ «Детский сад № 1» - акт контрольного мероприятия от 11.10.2013 № 01-18/32-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «Детский сад № 3» - акт контрольного мероприятия от 17.10.2013 № 01-18/36-04 (подписан с разногласием МБУ «Централизованная бухгалтерия»[5]);
  •  МАДОУ «Детский сад № 7» - акт контрольного мероприятия от 04.10.2013 № 01-18/29-04 (подписан без разногласий);
  •  МБДОУ «Детский сад № 10» - акт контрольного мероприятия от 11.10.2013 № 01-18/27-04 (подписан с пояснениями от 09.09.2013 № 123);
  •  МАДОУ «Детский сад № 16» - акт контрольного мероприятия от 11.10.2013 № 01-18/33-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «Детский сад № 17» - акт контрольного мероприятия от 02.09.2013 № 01-18/28-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «Детский сад № 22» - акт контрольного мероприятия от 15.10.2013 № 01-18/35-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «Детский сад № 28» - акт контрольного мероприятия от 11.10.2013 № 01-18/31-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «ЦРР – детский сад № 39» - акт контрольного мероприятия от 07.10.2013 № 01-18/30-04 (подписан с пояснениями);
  •  МБДОУ «Детский сад № 40» - акт контрольного мероприятия от 26.08.2013 № 01-18/25-04 (подписан без разногласий);
  •  МАДОУ «Детский сад № 42» - акт контрольного мероприятия от 11.10.2013 № 01-18/34-04 (подписан без разногласий);
  •  МБДОУ «Детский сад № 45» - акт контрольного мероприятия от 24.10.2013 № 01-18/37-04 (подписан с разногласиями от 05.11.2013, на которые КСП подготовлено заключение от 10.12.2013 № 01-13/1032-04);
  •  МАДОУ «Детский сад № 50» - акт контрольного мероприятия от 20.08.2013 № 01-18/24-04 (подписан без разногласий).

На все представленные разногласия Контрольно-счетной палатой составлены и направлены в адрес руководства проверяемых объектов заключения на разногласия. Настоящий Отчёт составлен с учётом отдельных представленных разногласий и пояснений.

В период формирования настоящего Отчёта в адрес детских садов №№ 1, 10, 17, 22, 28, 50 направлены информационные письма с предложениями по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок.

В течение октября-ноября 2013 года учреждениями и МБУ «Централизованная бухгалтерия» представлена информация о принятых мерах по устранению нарушений и возмещению средств использованных на цели, не предусмотренные Программой, и необоснованных выплат. При этом по ряду предложений работа продолжается.

Также в период формирования настоящего Отчёта информационные письма о результатах контрольного мероприятия направлены в адрес: Главы городского округа, Главы администрации городского округа, Департамента финансов администрации городского округа, Управления экономики администрации городского округа.

Результаты контрольного мероприятия:

Практика и исследования в области образования показывают, что именно вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

В городском округе на конец проверяемого периода насчитывалось 49 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из которых 46 – муниципальные дошкольные образовательные учреждения и 3 – муниципальные образовательные учреждения. В дошкольных учреждениях воспитывалось 8792 человек[6].

Дошкольным образованием в городском округе на начало 2012 года охвачено лишь 71,2 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

С учетом вышеизложенного, обеспечение потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях, является главной задачей в сфере дошкольного образования городского округа на ближайшие годы.

Для более эффективного решения данной задачи в городском округе с 2012 года начата реализация МДЦП «Развитие дошкольного образования в городском округе на 2012-2015 годы».

Главная цель Программы - создание условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в городском округе.

Реализация Программы ориентирована на решение таких задач как:

  •  сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городском округе;
  •  создание условий для предоставления качественного дошкольного воспитания и образования в соответствии с потребностями населения городского округа;
  •  стимулирование развития в городском округе альтернативных форм дошкольного образования;
  •  повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.

В 2012 году основными направлениями Программы являлись:

- приведение муниципальных дошкольных образовательных учреждений[7] в соответствие с требованиями СанПиН[8], проведение капитальных ремонтов;

- реконструкция МДОУ, в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования;

- развитие альтернативных форм дошкольного образования через создание семейных групп, создание групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

- открытие дополнительных групп в МДОУ;

- приобретение игрового, дидактического и спортивного оборудования для всех групп МДОУ;

- приобретение технологического оборудования для МДОУ;

- приобретение мебели в МДОУ (в соответствии с существующей потребностью).

Санкционирование расходов и исполнение бюджетных назначений на реализацию Программы в 2012 году

Прогнозируемый объем финансирования на реализацию данных программных мероприятий первоначально был утвержден в размере 200042,8 тыс. рублей. С учетом вносимых в течение 2012 года изменений, объем финансирования уменьшился на 29916,4 тыс. рублей или 15,0 % и составил 170126,4 тыс. рублей.

Финансирование Программы предусматривалось за счет средств краевого бюджета и бюджета городского округа.

С учетом внесенных изменений объем финансирования Программы в проверяемом периоде за счет средств:

- краевого бюджета уменьшился на 27116,2 тыс. рублей (27,7 %) со значения 97726,5 тыс. рублей до 70610,3 тыс. рублей и составил 41,5 % общего объема финансирования Программы;

- бюджета городского округа уменьшился на 2800,2 тыс. рублей (2,7 %) со значения 102316,3 тыс. рублей до 99516,1 тыс. рублей и доля собственных средств в общем объеме финансирования Программы составила 58,5 %.

В результате реализации, запланированных на 2012 год мероприятий, предусмотрено достижение следующих целевых показателей:

Наименование показателя

Ед. изм.

Паспорт Программы

Базовое значение 2011 года

Планируемое значение 2012 года

Показатель выполнения Программы

Доля дошкольных образовательных учреждений, приведенных в соответствие с требованиями действующих СанПиН.

ед.

21

31

10

Количество дополнительных мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях за счет проведенных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений.

ед.

60

200

140

Количество дополнительных дошкольных мест за счет развития альтернативных форм дошкольного образования.

ед.

0

140

140

Доля детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования.

%

71,2

73

1,8

Уровень оснащенности дошкольных образовательных учреждений технологическим оборудованием пищеблоков и постирочных.

%

60

68

8

Уровень оснащенности дошкольных образовательных учреждений мебелью, компьютерной техникой и другим оборудованием.

%

54

60

6

В целом исполнение утвержденного объема финансирования по Программе в 2012 году составило 97,6 %.

Анализ исполнения программных мероприятий, согласно сведениям об исполнении мероприятий в рамках целевых программ формы 0503166 годового отчёта ДСР за 2012 год, представлен в таблице:

тыс. рублей

Источник финансирования

Утверждено бюджетной росписью

Исполнение за 2012 год

Не исполнено

в тыс. рублей

в %

Приведение МДОУ в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10, капитальные ремонты

Краевой бюджет

48 616,2

48 231,6

384,6

0,8%

Бюджет городского округа

80 617,8

78 509,7

2 108,2

2,6%

Всего

129 234,0

126 741,2

2 492,8

1,9%

Реконструкция МДОУ (в т.ч. в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)

Бюджет городского округа

3 107,0

2 676,9

430,1

13,8%

Развитие альтернативных форм дошкольного образования

Краевой бюджет

4 131,4

3 964,8

166,6

4,0%

Бюджет городского округа

3 936,0

3 010,4

925,6

23,5%

Всего

8 067,4

6 975,2

1 092,2

13,5%

Открытие дополнительных групп в МДОУ

Бюджет городского округа

3 922,7

3 922,7

0,0

0,0%

Приобретение игрового, дидактического и спортивного оборудования для всех групп МДОУ

Бюджет городского округа

277,2

277,2

0,0

0,0%

Приобретение технологического оборудования для пищеблоков и постирочных МДОУ

Краевой бюджет

5 438,5

5 438,5

0,0

0,0%

Бюджет городского округа

2 330,8

2 330,8

0,0

0,0%

Всего

7 769,3

7 769,3

0,0

0,0%

Приобретение мебели в МДОУ

Краевой бюджет

12 424,2

12 424,2

0,0

0,0%

Бюджет городского округа

5 324,7

5 324,7

0,0

0,0%

Всего

17 748,9

17 748,9

0,0

0,0%


ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

170 126,5

166 111,4

4 015,1

2,4%

Краевой бюджет

70 610,3

70 059,1

551,3

0,8%

Бюджет городского округа

99 516,2

96 052,4

3 463,9

3,5%

Таким образом, установленные годовые лимиты бюджетных обязательств исполнены в 2012 году практически полностью, тем не менее, объем неисполненных назначений составили 4015,1 тыс. рублей или 2,4 %. Причины неисполнения утвержденных назначений будут рассмотрены ниже.

При реализации программных мероприятий в проверяемом периоде были выделены средства всем муниципальным образовательным учреждениям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Исполнителями программных мероприятий являлись непосредственно сами учреждения.

В свою очередь, муниципальным заказчиком Программы, ее разработчиком и главным распорядителем программных средств являлся Департамент социального развития.

Кроме того, Департамент социального развития осуществлял общее руководство и контроль за исполнением программных мероприятий.

Исполнение Департаментом социального развития функций заказчика-координатора с целью оценки эффективности управления Программой

Необходимо отметить, что в целях обеспечения успешности реализации любой Программы требуется постоянный контроль за ходом ее реализации. Важны проверка и анализ обоснованности программных мероприятий, правового и организационного обеспечения ее исполнения, эффективности использования направляемых на реализацию Программы средств, а также оценка промежуточных и конечных результатов целевых мероприятий.

Однако проведенное контрольное мероприятие показало, что в 2012 году организационное обеспечение Программы и контроль ее исполнения не обеспечены Департаментом социального развития в должной мере.

Так, ДСР финансирование программных мероприятий осуществлялось в форме предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным муниципальным образовательным учреждениям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

При этом проведенным контрольным мероприятием установлено, что при предоставлении учреждениям субсидий на иные цели, Департаментом социального развития не соблюдались требования, установленные Постановлением администрации городского округа от 29.12.2011 № 3955[9].

Согласно пункту 4 Постановления администрации городского округа от 29.12.2011 № 3955, одним из условий предоставления муниципальным учреждениям субсидии на иные цели является заключение соглашения о предоставлении субсидии на иные цели между отраслевым органом и муниципальным учреждением.

При этом в нарушение данного Постановления, предметом Соглашений являлось определение порядка и условий предоставления ДСР учреждениям субсидии за счет средств бюджета городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг.

Также в Соглашениях о предоставлении субсидий не предусматривались условия, определенные пунктом 5 Постановления администрации городского округа от 29.12.2011 № 3955.

Таким образом, Соглашения, заключенные ДСР с учреждениями, не устанавливали порядка и условий предоставления субсидий на иные цели, вследствии чего установить конкретные цели и условия предоставления субсидий на реализацию конкретных мероприятий Программы не возможно.

По данному факту ДСР пояснено, что информация о планируемых объемах финансирования по каждому разделу программы, о сроках предоставления документов на оплату и механизме их согласования доводилась до руководителей МДОУ при личном собеседовании с руководителем Департамента социального развития по вопросам финансирования программных мероприятий, о чем свидетельствует соответствующие протоколы заседаний.

Вместе с тем, при рассмотрении представленных протоколов заседании установлен ряд несоответствий. В частности по МАДОУ «Детский сад № 22 – Центр развития ребенка», плановые объемы финансирования программных мероприятий, предусмотренные протоколом учреждению, не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным Соглашением о предоставлении субсидии.

Так, согласно предоставленному Департаментом социального развития Протоколу заседания о финансировании программных мероприятий от 09.12.2011 № 2, МАДОУ «Детский сад № 22 – Центр развития ребенка» плановые объемы финансирования на 2012 год в рамках исполнения Программы составили 1262,1 тыс. рублей, что на 1197,1 тыс. рублей больше объема средств, предусмотренного Соглашением о предоставлении субсидий № 17А.

Аналогичные несоответствия установлены в МАДОУ «Детский сад № 7», «Детский сад № 16», «Детский сад № 42».

Также необходимо отметить, что в представленных протоколах отсутствует разбивка средств по направлениям мероприятий, то есть, не указан какой объем ассигнований, например, планировалось выделить на приобретение технологического оборудования для пищеблока или постирочных.

При этом пунктом 1 статьи 11 Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе[10], определено, что в рамках бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств ДСР должен обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Кроме того, Департамент социального развития, являясь субъектом бюджетного планирования, в нарушение пункта 4 статьи 11 Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, фактически не осуществлял планирование (с соответствующим обоснованием) расходов по Программе.

В ходе контрольного мероприятия Департаментом социального развития письменно пояснено, что планирование мероприятий Программы осуществлялось на основании заявок учреждений. При планировании учитывались сроки, установленные надзорными органами на устранение выявленных нарушений, а также представленные сметы расходов на выполнение ремонтных работ. Результатом планирования мероприятий Программы явилось составление и утверждение сетевых графиков по реализации всех мероприятий Программы. При этом фактически представленный в ходе контрольного мероприятия сетевой график в 2012 году ДСР утвержден не был.

Также при проведении контрольного мероприятия установлено, что планируемый объем финансирования по мероприятию «Реконструкция муниципальных дошкольных учреждений (в том числе в связи с возвратом бывших детских садов в сферу дошкольного образования)» не основывался на данных проектно-сметной документации[11], по причине отсутствия ПСД на начало 2012 года.

Таким образом, при разработке Программы ДСР не была четко определена структура работ и исполнителей, не построены календарные графики работ, в отдельных случаях отсутствовала проектно-сметная документация.

При рассмотрении первичных учетных документов установлено, что механизм согласования расходов по Программе Департаментом социального развития также не отработан.

Установлено, что отдельные расходы, согласованные ДСР в рамках конкретных направлений программных мероприятий, принимались к бухгалтерскому учету и оплачивались учреждениями по другим целям расходования средств или разносились, непосредственно Департаментом социального развития, в сетевом графике по другим программным мероприятиям.

В результате отсутствие четко выработанной схемы организационного обеспечения Программы и должного контроля ее исполнения не позволило точно установить объем израсходованных средств по мероприятиям: «Приведение МДОУ в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН, капитальные ремонты», «Реконструкция МДОУ (в т.ч. в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)», «Открытие дополнительных групп в МДОУ», в связи с неоднозначностью отнесения отдельных расходов к данным мероприятиям.

Кроме того данные недостатки в организационном процессе реализации Программы привели к искажению информации о ходе реализации Программы за 2012 год и сведений об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166), а также достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) Программы.

Так, проведенный Контрольно-счетной палатой анализ выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы свидетельствует не только о не достижении поставленных целевых показателей, но и о недостоверности данных, представленных ДСР о ходе реализации Программы в Управление экономики администрации городского округа за 2012 год.

А именно:

  •  Увеличение доли дошкольных учреждений, приведенных в соответствие с требованиями действующих СанПиН, на 01.01.2013 года должно было составить 22%, что в количественном выражении составляет 10 учреждений. ДСР в отчетности указано о достижении данного показателя в 35 учреждениях. Вместе с тем, исполнителями данного мероприятия фактически являлись 39 учреждений. При этом, как показала проверка в 15 учреждениях, в соответствие с требованиями действующих СанПиН ни одно из проверенных учреждений полностью не приведено. Кроме того, практически по всем учреждениям в 2012 году, реализация данного мероприятия запланирована и на последующие годы.
  •  Планируемое увеличение в действующих дошкольных образовательных учреждениях количества мест за счет проведенных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений на 140, согласно информации ДСР, составило 115 мест. При этом по данным КСП фактически создано 85 мест, что на 55 мест (39,3%) меньше установленного значения.
  •  Планируемое увеличение в действующих дошкольных образовательных учреждениях количества мест на 140, за счет развития альтернативных форм дошкольного образования, по данным ДСР составило 89 мест. Вместе с тем, по результатам контрольного мероприятия данный целевой индикатор составил 47 мест, что на 93 места, или в 3 раза меньше установленного значения.

Также при рассмотрении целевых показателей (индикаторов) установлено, что перечень целевых индикаторов Программы, не охватывает полностью все мероприятия.

Так, целевые индикаторы результативности Программы не установлены для следующих мероприятий:

- приобретение игрового, дидактического и спортивного оборудования для всех групп муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В 2012 году исполнение бюджетных назначений по данному мероприятию составило 277,2 тыс. рублей;

- приобретение специального оборудования для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в 2012 году финансирование данного мероприятия не планировалось);

- кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений №№ 29, 37 (профессиональная переподготовка специалистов по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология») – в 2012 году финансирование данного мероприятия не планировалось.

При этом установление индикаторов результативности Программы, которые в целом не охватывают все мероприятия, не позволяет оценить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы.

Также необходимо отметить, что в нарушение пункта 3.4 Постановления администрации городского округа от 04.05.2011 № 1201[12], значения достижения результативности Программы установлены в процентном выражении, что также не позволяет оценить результативность выполнения программных мероприятий. Кроме того, базовые значения также установлены в процентном выражении, при этом стоимостные значения в паспорте Программы не указаны.

В результате установить процент повышения уровня оснащенности дошкольных учреждений технологическим оборудованием, мебелью, компьютерной техникой и другим оборудованием не представилось возможным из-за отсутствия стоимостных/количественных базовых показателей.

Проверка исполнения в 2012 году программных мероприятий и эффективности использования средств направляемых на их реализацию

Эффективная реализация мероприятий по поддержке дошкольных образовательных учреждений в городском округе является главным условием для решения задач поставленных Программой.

В 2012 году Программой предусмотрена реализация 7 программных мероприятий из 10 мероприятий, предусмотренных на весь период ее реализации.

В этой связи Контрольно-счетной палатой проанализировано выполнение Программы в разрезе отдельных мероприятий.

«Приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов» 

Согласно сведениям об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166), в 2012 году наибольший объем средств, выделенный на реализацию Программы, был направлен на приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов (126741,2 тыс. рублей или 76,3 %).

Вместе с тем, из-за отсутствия, утвержденного по данному мероприятию плана-графика ремонтных работ по видам в разрезе учреждений, а также из-за отсутствия достоверного мониторинга, выполненных работ и объема израсходованных средств, не представилось возможным установить, на какие конкретно виды работ в рамках реализации конкретного мероприятия были израсходованы данные бюджетные средства.

Аналогичная ситуация сложилась и по мероприятиям «Реконструкция МДОУ (в т.ч. в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)», «Открытие дополнительных групп в МДОУ».

Фактически, в рамках данных мероприятий, согласно информации ДСР и данных полученных при проведении проверок в дошкольных учреждениях, были произведены (выполнены):

- наружные работы по устройству и ремонту фасадов, кровли, купола зимнего сада, козырьков в 18 учреждениях (37,5 %);

- замена оконных и дверных блоков на изделия из ПВХ в 27 учреждениях (56,3%);

- ремонты внутренних помещений, коммуникаций, электросетей в 32 учреждениях (66,7%);

- работы по благоустройству территории путем строительства (ремонта) навесов, приобретения и устройства игровых комплексов, песочниц, мусорных баков в 11 учреждениях (22,9%).

При проведении контрольного мероприятия установлено, что Департаментом социального развития в рамках реализации мероприятия «Приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов» МАДОУ «Детский сад № 50» было согласованно в феврале-марте 2012 года расходование средств на сумму 696,3 тыс. рублей. При этом согласно редакциям Программы, действовавшим до 05.12.2012 года, данное учреждение не являлось исполнителем данного мероприятия Программы.

Также в ходе проверок, проведенных выборочно в подведомственных ДСР учреждениях, которые являлись непосредственными участниками программных мероприятий, Контрольно-счетной палатой выявлен ряд нарушений, недоработок и недостатков, допущенных в ходе реализации Программы.

Так, при реализации мероприятия «Приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов» на общую сумму 858,6 тыс. рублей установлено использование отдельными учреждениями средств Программы не на те цели, для реализации которых они были выделены.

А именно, МАДОУ «Детский сад № 1», «Детский сад № 3», «Детский сад № 29»; МБДОУ «Детский сад № 5», «Детский сад № 12», «Детский сад № 15», «Детский сад № 20» в рамках рассматриваемого мероприятия на общую сумму 858,6 тыс. рублей были приобретены и установлены пожарные шкафы, двери противопожарные и произведен монтаж 58 табличек «Выход». При этом данные виды работ не относятся к требованиям СанПиНа, а являются противопожарными нормами, соответственно, данные расходы необходимо было произвести в рамках реализации МДЦП «Пожарная безопасность на объектах социальной сферы городского округа на 2010-2012 годы».

При выборочной проверке правильности и обоснованности составления локальных ресурсных смет и актов приемки выполненных работ в 6 из 13 проверенных учреждений дошкольного образования установлено завышение стоимости работ на общую сумму 77,4 тыс. рублей, из которых в период составления настоящего Отчета возмещено в бюджет 6,4 тыс. рублей, в том числе:

- МАДОУ «Детский сад № 1» - 4,7 тыс. рублей;

- МАДОУ «Детский сад № 16» - 9,3 тыс. рублей;

- МАДОУ «Детский сад № 22 –ЦРР» - 4,9 тыс. рублей (возмещено в полном объеме в декабре 2013 года);

- МБДОУ «Детский сад № 10» - 31,0 тыс. рублей;

- МАДОУ «Детский сад № 17» - 26,0 тыс. рублей;

- МАДОУ «Детский сад № 50» - 1,5 тыс. рублей (возмещено в полном объеме в октябре 2013 года).

Завышение стоимости работ сложилось в результате не применения понижающих коэффициентов, неверного округления величины накладных расходов, неправильного применения норм накладных расходов и плановых накоплений, арифметических ошибок в подсчетах.

При этом локальные ресурсные сметы, являясь неотъемлемой частью договоров на выполнение работ, и обосновывающие их стоимость, до осуществления оплаты, согласовываются учреждениями с техническим отделом ДСР.

Таким образом, как показала проверка, правильность составления локальных ресурсных смет, осуществляется сотрудниками технического отдела ДСР не должным образом.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками установлено, что всеми проверенными учреждениями не соблюдаются сроки оплаты, установленные условиями заключенных договоров. При этом неисполнение учреждениями денежных обязательств может являться основанием для применения штрафных санкций со стороны подрядчиков.

Установлен случай нарушения срока окончания выполненных работ подрядчиком.

Так, в 2012 году подрядчиком ИП Азизова Л.А. при выполнении подрядных работ по замене оконных блоков на изделия из профиля ПВХ в МАДОУ «Детский сад № 50» нарушены сроки окончания выполненных работ на 8 месяцев (согласно договору срок окончания работ – 28.02.2012 года, КС-2, КС-3 датированы 30.10.2012 годом). Вместе с тем, претензионная работа учреждением не проводилась. Штрафные санкции и проценты за пользование чужими денежными средствами не начислялись. При этом расчетная сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 24,9 тыс. рублей[13].

Кроме того, МАДОУ «Детский сад № 50» необоснованно, без завершения работ, перечислено подрядчику в мае-июне 2012 года 827,9 тыс. рублей, что в результате привело к отвлечению в дебиторскую задолженность средств бюджета, которое в силу статьи 34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным расходованием средств бюджета.

Необходимо отметить, что условиями договоров, заключенных на проведение ремонтных работ, не всегда конкретизированы помещения, в которых будут проведены работы, что при определенных видах работ (замена оконных и дверных блоков, установка светильников, ремонт отдельных кабинетов) не позволило идентифицировать помещения, в которых проводились работы, и, соответственно, проверить объемы выполненных работ.

Также проведенным контрольным мероприятием установлены факты искусственного дробления заказа отдельными бюджетными учреждениями (МБДОУ «Детский сад № 10», «Детский сад № 45») в целях закупки товаров и услуг без проведения конкурсных торгов, что снижает эффективность использования средств бюджета городского округа.

Так, например, проведенный КСП сравнительный анализ стоимости 1 кв. м дверного блока из ПВХ в МБДОУ «Детский сад № 45», представлен в таблице ниже.

 

Поставщик, подрядчик

Площадь дверного блока (кв. м)

Стоимость

(тыс. рублей)

Стоимость

1 кв. м

(тыс. рублей)

Документ - основание

Примечание

ООО «Айсберг»

2,34

18,9

8,1

договор от 27.06.2012 № 23

Без проведения торгов

ООО «Айсберг»

1,8

43,2

24,0

Счет от 02.07.2012

Без проведения торгов

ИП Ахмедова И.В.

2,5

14,5

5,8

Договор от 06.07.2012 б/н

Без проведения торгов

ООО «ЭГЭ-ПЛАСТ»

12,6

13,9

1,1

гражданско-правовой договор от 09.05.2012 № 50

открытый аукцион

Таким образом, при сопоставлении стоимости дверного блока для пищеблока, приобретенного МБДОУ «Детский сад № 45», установлено завышение стоимости 1 кв. м в 3 раза даже у одного поставщика.

Санкционирование Департаментом социального развития подобных сделок приводит к неэкономному, а значит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Фактически контрольное мероприятие показало, что на ремонт пищеблока МБДОУ «Детский сад № 45» в 2012 году израсходовано 514,1 тыс. рублей, из которых:

  • 317,2 тыс. рублей (61,7 %) оплачены ООО «Айсберг»;
  • 196,9 тыс. рублей (38,3 %) – ООО «Дальтэк».

При этом конкурсные процедуры на проведение ремонтных работ в пищеблоке не проводились.

Вместе с тем, при проверке документов на выполнение косметических работ по ремонту пищеблока в МБДОУ «Детский сад № 45», включающего окраску потолков, а также облицовку керамической плиткой стен на площади 102 кв. м и пола на площади 31 кв. м., на общую сумму 324,0 тыс. рублей установлено, что:

- 98,9 тыс. рублей направлено на выполнение ремонтных работ в пищеблоке ООО «Айсберг», согласно договору от 22.05.2012 № 14;

- 98,9 тыс. рублей на выполнение ремонтных работ в пищеблоке ООО «Дальтэк», согласно договору от 02.07.2012 № 15;

- 98,0 тыс. рублей на приобретение у ООО «Дальтэк» строительных материалов для ремонта пищеблока, согласно договору поставки от 22.05.2012 № 17;

- 28,2 тыс. рублей на приобретение у ООО «Айсберг» строительных материалов для ремонта пищеблока, согласно договору поставки от 02.07.2012 № 17.

При этом согласно условиям договоров подряда, подрядчики обязуются выполнить данные работы своим иждивением (из своих материалов, собственными силами и средствами), а цена договора включает расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, приобретение материалов, налог и других обязательных платежей.

Таким образом, приобретение строительных материалов на сумму 126,2 тыс. рублей на ремонт пищеблока осуществлено Детским садом № 45 необоснованно и, соответственно, подлежит возмещению в доход бюджета городского округа.

Кроме того, проведенными в ходе контрольного мероприятия выборочными контрольными обмерами установлено:

  •  в МАДОУ «Детский сад № 3» неправомерное расходование средств бюджета на сумму 251,5 тыс. рублей, заключающееся в том, что в 2013 году учреждением оплачены на данную сумму работы по установке комплекса «Дельфин», включающего, в том числе, и установку на детские раковины моно смесителей. При этом 48 смесителей, установленных в 2012 году, учреждением были демонтированы. Вместе с тем, гарантийный срок демонтированных смесителей составлял 2 года;
  •  завышение объема выполненных работ на общую сумму 110,6 тыс. рублей, в том числе:

- по ремонту фасада здания МАДОУ «Детский сад № 22 - ЦРР» на 62,3 тыс. рублей. Работы выполнялись ООО «СК «Вертикаль»;

- по монтажу ограждающих конструкций стен из профилированного листа составило 26,1 тыс. рублей; по облицовке керамической плиткой стен пищеблока – 22,2 тыс. рублей в МАДОУ «Детский сад № 45». Данные работы выполнялись ООО «Айсберг».

Реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)

Согласно Программе, исполнителями по данному мероприятию в 2012 году являлись МАДОУ «Детский сад № 17» и МБДОУ «Детский сад № 40».

Объем средств на реализацию данного мероприятия изначально предусматривался в сумме 17720,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого и местного бюджетов - 16834,0 тыс. рублей и 886,0 тыс. рублей соответственно.

В МАДОУ «Детский сад № 17» планировалась организация 6 дополнительных групп в помещениях, ранее занимаемых краевой детской библиотекой, а в МБДОУ «Детский сад № 40» - 4 дополнительных группы в освободившихся помещениях, которые ранее занимало МБУ «Централизованная бухгалтерия».

С учетом внесенных в течение 2012 года изменений объем средств на реализацию мероприятия был уменьшен до 3107,0 тыс. рублей или на 14613,0 тыс. рублей (в 6 раз).

Вместе с тем, при проведении контрольного мероприятия было установлено, что в МАДОУ «Детский сад № 17» вместо запланированных 6 групп фактически открыта только 1 группа на 25 мест.

В МБДОУ «Детский сад № 40» в 2012 году новые группы не открыты.

Причинами неисполнения целевых показателей является необоснованное планирование ДСР на 2012 год средств на реализацию данного мероприятия, по следующим основаниям:

- при планировании средств на данное мероприятие здание МАДОУ «Детский сад № 17» не являлось муниципальной собственностью[14]. Вместе с тем, средства на организацию 6 дополнительных групп в помещениях, занимаемых краевой детской библиотекой, ДСР были запланированы. Вместе с тем, после передачи в 2012 году в оперативное пользование данных помещений МАДОУ «Детский сад № 17», из-за того, что помещения детского сада не были освобождены краевой детской библиотекой, фактически была открыта только одна группа;

- планирование средств на реконструкцию помещений в МБДОУ «Детский сад № 40», ранее занимаемых МБУ «Централизованная бухгалтерия», произведено при отсутствии проектно-сметной документации.

Необходимо отметить, что договоры на разработку проектно-сметной документации учреждением были заключены в 2012 году, то есть через 1 год после закрепления помещений за учреждением.

Тем не менее, ремонтные работы в рассматриваемых помещениях в 2012 году произведены не были и фактически, при наличии дефицита мест в детских садах, данные помещения 1,5 года пустовали, не используясь по прямому назначению.

Согласно данным, предоставленным в ходе проведения контрольного мероприятия Департаментом социального развития, бюджетные назначения учреждениями исполнены на сумму 2676,9 тыс. рублей или на 86,2 %.

При этом установить фактическую сумму исполнения расходов по данному мероприятию не представилось возможным по причине отсутствия четко выработанной схемы организационного обеспечения Программы и должного контроля ее исполнения.

Фактически сумма согласованных первичных бухгалтерских документов значительно превышает объем средств, утвержденный по данному мероприятию Программы.

Так, по МБДОУ «Детский сад № 40», общая сумма санкционированных расходов составила 832,2 тыс. рублей, из них 151,7 тыс. рублей за счёт средств бюджета Камчатского края, 680,5 тыс. рублей за счёт средств бюджета городского округа.

Вместе с тем, паспортом Программы, по данному саду объем финансирования утвержден в размере 418,0 тыс. рублей по источнику финансирования – бюджет городского округа.

По МАДОУ «Детский сад № 17» общая сумма санкционированных расходов составила 2980,1 тыс. рублей, из них 1148,1 тыс. рублей за счёт средств бюджета Камчатского края, 1832,0 тыс. рублей за счёт средств бюджета городского округа. При этом объем финансирования, утвержденный Программы на 2012 год по данному учреждению, составляет                          2689,0 тыс. рублей по источнику финансирования – бюджет городского округа.

Таким образом, установить, какие именно работы были произведены в рамках данного мероприятия, в ходе проведения контрольного мероприятия установить не представилось возможным.

Открытие дополнительных групп в муниципальных дошкольных учреждениях

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что по рассматриваемому мероприятию участниками Программы в 2012 году являлись 4 учреждения: МБДОУ «Детский сад № 9»; МАДОУ «Детский сад № 22»; «Детский сад № 43»; «Детский сад № 17».

Объем финансирования, утвержденный Программой на 2012 год, составил 3922,7 тыс. рублей. Согласно данным, предоставленным в ходе проведения контрольного мероприятия Департаментом социального развития, бюджетные назначения учреждениями исполнены в полном объеме.

Результатом реализации в 2012 году данного мероприятия стало открытие 3 групп в 3 учреждениях, а именно:

- в МБДОУ «Детский сад № 9» с 01.09.2012 года открыта дополнительная группа на 20 мест;

- в МАДОУ «Детский сад № 22» и «Детский сад № 43» сформированы в 2012 году и открыты с 09.01.2013 года 2 группы (20 мест в каждой).

Основной объем, выделенных на реализацию данного мероприятия, средств (3677,3 тыс. рублей или 93,7 %) направлен учреждениями на выполнение ремонтных работ в помещениях дополнительно открываемых групп.

При этом необходимо отметить, что фактически отдельными учреждениями ремонтные работы в помещениях дополнительно открываемых групп осуществлялись не только за счет средств, выделенных на реализацию данного мероприятия, но и за счет средств, выделяемых на реализацию других программных мероприятий, и вне рамок финансирования Программы.

Вместе с тем, осуществление расходов на реализацию конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, вне рамок финансирования Программы, а также за счет других программных мероприятий приводит:

  •  во-первых, к тому, что при решении одной и той же задачи, подразумевающей достижение конкретных результатов, параллельно осуществляется реализация разных методов бюджетного планирования, что, не позволяет в целом установить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами;
  •  во-вторых, искажает результаты целевых показателей Программы по отдельным мероприятиям.

Так, например, МАДОУ «Детский сад № 22» на выполнение подрядных работ по комплексному ремонту дополнительно открываемой группы заключается договор на сумму 1322,0 тыс. рублей. Вместе с тем, Департамент социального развития согласовывает выполнение данных работ на сумму1197,1 тыс. рублей по мероприятию «Открытие дополнительных групп в муниципальных дошкольных учреждениях» и по мероприятию «Приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов» на сумму 124,9 тыс. рублей.

Аналогично, выполнение капитального ремонта помещений под устройство младшей группы в МАДОУ «Детский сад № 17»[15], на общую сумму 2257,2 тыс. рублей, согласовано ДСР за счет средств, выделенных:

- на капитальный ремонт по целевой статье «Субсидии на иные цели «Капитальный ремонт» на сумму 507,2 тыс. рублей;

- в рамках рассматриваемого мероприятия на сумму 525,1 тыс. рублей.

Вместе с тем, установить на какие программные мероприятия ДСР отнесено исполнение бюджетных назначений в сумме 1224,9 тыс. рублей (2257,2-525,1-507,2) не представилось возможным.

Кроме того, расходы, произведенные МАДОУ «Детский сад № 17» в рамках реализации данного мероприятия, являются необоснованными, так как реализация, согласно поставленным задачам, относятся к мероприятию «Реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)».

Оставшиеся средства в сумме 245,4 тыс. рублей направлены МБДОУ «Детский сад № 9» на обустройство открываемой группы, а именно на приобретение одеял, подушек, ковра, пылесоса, посуды, жалюзи и т.д.

 

Развитие альтернативных форм дошкольного образования

Первоначальной редакцией Программы общий объем финансирования по данному мероприятию планировался за счет средств бюджета городского округа в размере 12752,0 тыс. рублей.

С учетом внесенных в течение 2012 года изменений объем финансирования по данному мероприятию уменьшился на 4684,7 тыс. рублей или 36,7 % и составил 8067,3 тыс. рублей, в том числе по направлениям:

  •  «Создание семейных групп» в размере 353,8 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета Камчатского края 176,9 тыс. рублей, за счет средств бюджета городского округа 176,9 тыс. рублей;
  •  «Создание групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений» в размере 7713,5 тыс. рублей, из них: за счет средств бюджета Камчатского края 3954,5 тыс. рублей, за счет средств бюджета городского округа 3759,1 тыс. рублей.

Вместе с тем при столь значительном снижении объема финансирования на реализацию данного мероприятия планируемый целевой показатель (создание 140 дополнительных дошкольных мест) оставался неизменным.

Фактически результатом реализации данного мероприятия Программы стало создание 2 семейных групп общей численностью 7 детей и создание 2 новых групп на базе МАОУ «Средняя школа № 31» на 40 мест.

При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию направления «Развитие альтернативных форм дошкольного образования: создание семейных групп», Контрольной счетной палатой установлено следующее.

Согласно приказам ДСР[16], на базе МАДОУ «Детский сад № 50» с 01.10.2012 года и МБДОУ «Детский сад № 10» с 01.11.2012 года созданы структурные подразделения – семейные дошкольные группы.

Порядок организации деятельности семейных групп в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях всех типов городского округа утвержден приказом ДСР от 06.08.2012 № 05-689[17].

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, МАДОУ «Детский сад № 50» и МБДОУ «Детский сад № 10» заключили трудовые договоры с воспитателями семейных дошкольных групп.

По состоянию на 31.12.2012 года количество детей, посещающих данные группы, составило 7 человек, в том числе:

- в МАДОУ «Детский сад № 50» трое детей 2008 и 2011 года рождения;

- в МБДОУ «Детский сад № 10» четверо детей 2011 года рождения.

При этом установлено, что в нарушение требований пункта 1.3 Порядка организации деятельности семейных групп, воспитатель детской семейной группы МАДОУ «Детский сад № 50» занимается воспитанием только своих детей.

Кроме того, в нарушение пункта 1.4 Порядка организации деятельности семейных групп, в списочный состав созданных групп включены дети, недостигшие возраста 1 года.

По выявленным нарушениям Департаментом социального развития представлено разъяснение, согласно которому:

- при комплектовании семейной группы наличие детей из других семей допустимо, но не обязательно;

- наличие детей, не достигших возраста одного года, действительно, противоречит пункту 1.4. Порядка организации деятельности семейных групп. При этом ДСР было принято решение об открытии семейной группы на базе МАДОУ «Детский сад № 50».

Вместе с тем, Уставами учреждений предусмотрен прием детей в возрасте от 2-х месяцев.

В целом в 2012 году на содержание семейных дошкольных групп израсходовано в рамках программного мероприятия 177,3 тыс. рублей, которые были направлены учреждениями на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда воспитателям (91,5 тыс. рублей). Также на приобретение мебели, игрушек, постельных принадлежностей, канцелярских товаров и прочего хозяйственного инвентаря на общую сумму 85,8 тыс. рублей.

При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию направления «Развитие альтернативных форм дошкольного образования: создание групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений» установлено следующее.

Согласно информации о ходе реализации МДЦП, сформированной ДСР, в МАОУ «Средняя образовательная школа[18] № 31» открыты 2 группы на предшкольной ступени и в МАОУ СОШ № 33 открыта 1 дополнительная группа.

Однако в ходе проведения проверки установлено, что в 2012 году в СОШ № 33 группа для детей дошкольного возраста не открывалась.

Необходимо отметить, что вносимыми в Программу изменениями в течение 2012 года учреждения-исполнители по данному направлению изменялись неоднократно и в конечном итоге, редакцией Программы от 05.12.2012 года, разработчиками полностью исключена конкретизация учреждений-исполнителей.

Фактически исполнителями по данному направлению рассматриваемого мероприятия в 2012 году являлись МБОУ СОШ № 9, МАОУ СОШ № 31, МБОУ СОШ № 32, МАОУ СОШ № 33.

В рамках доведенных ассигнований по данному мероприятию муниципальными образовательными учреждениями были проведены работы, приобретены товары, получены услуги на общую сумму 6788,2 тыс. рублей или 88,0 % от суммы бюджетных назначений, а именно:

- оплачены работы по разработке проектно-сметной документации для проведения ремонта помещений школ под группы дошкольного образования на сумму 486,4 тыс. рублей, в количестве 5 проектов по двум учреждениям: МБОУ СОШ № 9 и МБОУ СОШ № 32;

- оплачены работы по ремонту спортзалов на общую сумму 4386,3 тыс. рублей, в том числе: МБОУ СОШ № 9 на 1986,3 тыс. рублей и МАОУ СОШ № 31 на 2400,0 тыс. рублей;

- оплачены работы по проведению капитального ремонта внутренних систем силового электрооборудования в МАОУ СОШ № 33 на сумму 1137,0 тыс. рублей;

- приобретена мебель для дошкольных групп на сумму 658,5 тыс. рублей (МАОУ СОШ № 33);

- приобретены постельные принадлежности для дошкольных групп на сумму 120,0 тыс. рублей (МАОУ СОШ № 33).

При рассмотрении первичных документов, послуживших основанием для оплаты проведенных работ, установлено, что в МБОУ СОШ № 9 фактически ремонт спортзала проводился в здании школы, расположенной по адресу: ул. Пограничная, 103. При этом здание начальной школы, где запланировано создание групп для детей старшего дошкольного возраста, расположено по адресу: ул. Гастелло, 7.

С учетом того, что здание основной школы не имеет никакого отношения к реализации рассматриваемого мероприятия, так как в здании начальной школы имеется отдельный спортзал, ДСР санкционировано расходование средств бюджета в размере 1986,3 тыс. рублей на цели, не предусмотренные Программой.

Также при выполнении данного мероприятия установлено, что оплата расходов, связанных с открытием новых групп для детей старшего дошкольного возраста в МАОУ СОШ № 31 и МАОУ СОШ № 33, санкционировались ДСР вне рамок финансирования Программы, так как данные учреждения не являлись исполнителями данного мероприятия до             05.12.2012 года. При этом фактическая оплата рассматриваемых расходов произведена учреждением в рамках реализации данного программного мероприятия, а именно была проведена оплата капитальных ремонтов помещений спортзала (МАОУ СОШ № 31) и систем силового электрооборудования (МАОУ СОШ № 33).

Приобретение игрового, дидактического и спортивного оборудования для всех групп муниципальных дошкольных образовательных учреждений

Объем финансирования Программы на 2012 год по данному мероприятию утвержден в размере 277,2 тыс. рублей, при этом, разработчиками программы не конкретизированы учреждения, участвующие в реализации мероприятия.

В 2012 году исполнителем данного мероприятия являлось только лишь одно учреждение - МБДОУ «Детский сад № 9».

В рамках доведенных ассигнований учреждением были приобретены игрушки, наглядное пособие, игровое оборудование на общую сумму              199,9 тыс. рублей и спортивный инвентарь на сумму 77,3 тыс. рублей.

Таким образом, бюджетные назначения на реализацию данного мероприятия израсходованы учреждением по назначению в полном объеме.

Приобретение технологического оборудования для муниципальных дошкольных образовательных учреждений

С учетом внесенных в течение года изменений объем финансирования Программы на 2012 год по данному мероприятию утвержден в размере 7769,3 тыс. рублей, из них на приобретение МДОУ технологического оборудования:

  •  для пищеблоков 2903,3 тыс. рублей или 37,4 % утвержденного объема финансирования на реализацию данного мероприятия;
  • для постирочных - 4866,0 тыс. рублей или 62,6 % утвержденного объема финансирования на реализацию данного мероприятия.

Согласно представленной Департаментом социального развития информации о ходе реализации МДЦП, бюджетные назначения на данное мероприятие использованы в полном объеме.

По результатам выборочной проверки реализации данного мероприятия, проведенного выборочно в 18 учреждениях дошкольного образования, установлено, что указанные средства были израсходованы в основном при закупке технологического оборудования:

- для пищеблоков на приобретение шкафов жарочных и пекарских, холодильного оборудования, сковород электрических, машин для очистки картофеля, плит электрических, пароконвектоматов, овощерезок, котлов пищеварочных, мясорубок, столов разделочных;

- для постирочных на приобретение машин стиральных и сушильных, катков гладильных.

При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию данного мероприятия, установлено, что технологическое оборудование для оснащения пищеблоков и постирочных закупалось учреждениями самостоятельно без проведения конкурсных процедур. При этом практически все оборудование (на общую сумму            7090,5 тыс. рублей или 91,3%) приобреталось у одного и того же поставщика            ООО «ТТЦ «Холод-Мастер».

Вместе с тем, с целью ухода от процедуры торгов при закупке стиральных машин бюджетными дошкольными учреждениями, в отличие от автономных учреждений, приобретались отдельно привод к стиральной машине и стиральная машина - некомплект без привода, то есть искусственно дробился заказ. При этом условия договоров на поставку такого оборудования не содержат обязанности поставщика на установку привода в стиральную машину, подключение оборудования и проведение пуско-наладочных работ.

Сравнительный анализ закупки одинаковых стиральных машин разными учреждениям представлен в таблице.

 (тыс. рублей)

Учреждение

Наименование товара

Договор

Сумма

Приобретено автономными учреждениями

МАДОУ ДС № 1

   машина стиральная Imesa LM 11

№ 187 от 18.06.2012

196,0

МАДОУ ДС № 7

машина стиральная LM 7PV

№ 172 от 14.06.2012

112,0

Приобретено бюджетными учреждениями

МБДОУ ДС № 15

машина стиральная Imesa LM 11

№ 25 от 10.02.2012

99,0

привод к машине стиральной Imesa LM 11

№ 92 от 09.04.2012

98,0

Общая стоимость стиральной машины

197,0

МБДОУ ДС № 24

машина стиральная Imesa LM 11 без привода

№ 210 от 02.07.2012

99,9

привод к машине стиральной Imesa LM 11

№ 276 от 01.10.2012

96,1

Общая стоимость стиральной машины

196,0

МБДОУ ДС № 72

машина стиральная Imesa LM 11 без привода

№ 167 от 13.06.2012

99,0

привод к машине стиральной  Imesa LM 11

№ 252 от 22.08.2012

97,0

Общая стоимость стиральной машины

196,0

Необходимо отметить, что Департамент социального развития санкционировал муниципальным бюджетным дошкольным учреждениям отдельно расходы на приобретение машины стиральной – некомплект без привода и отдельно расходы на приобретение привода к стиральной машине.

При этом санкционирование расходов, направленных на уклонение учреждений от проведения торгов, приводит к нарушению норм статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, путём создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Также проведенное контрольное мероприятие показало, что отдельными учреждениями технологическое оборудование приобретено без учета возможности его подключения из-за несоответствия коммуникаций, и в результате длительное время простаивает и не используется в хозяйственной деятельности учреждений, вследствие чего было допущено неэффективное использование средств бюджета городского округа на общую сумму 280,2 тыс. рублей.

Так, в МАДОУ «Детский сад № 50» машина сушильная стоимостью 84,2 тыс. рублей более года не была установлена и находилась в учреждении в заводской упаковке.

Аналогично, машина стиральная стоимостью 196,0 тыс. рублей, приобретенная МАДОУ «Детский сад № 28», более 1,5 лет не использовалась и на момент проверки находилась в заводской упаковке. Согласно информации, представленной учреждением в период составления настоящего Отчета, машина стиральная введена в эксплуатацию в ноябре 2013 года.

Также при реализации данного контрольного мероприятия допущено санкционирование расходов учреждений и, соответственно, использование программных средств на цели, не предусмотренные мероприятием «Приобретение технологического оборудования для муниципальных дошкольных образовательных учреждений», на общую сумму                             3,0 тыс. рублей, а именно:

- МАДОУ «Детский сад № 28» было приобретено на сумму 1,0 тыс. рублей 10,0 кг эмали. Необходимо отметить, что в период составления Отчета учреждением данная сумма в полном объеме возмещена в доход бюджета городского округа;

- МАДОУ «Детский сад № 16» приобретен переключатель пакетный стоимостью 1,0 тыс. рублей;

- МАДОУ «Детский сад № 17» приобретены удлинители в количестве 3 штук на общую сумму 1,0 тыс. рублей.

Приобретение мебели в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (в соответствии с существующей потребностью)

Объем финансирования на реализацию данного мероприятия в 2012 году утвержден в размере 14926,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

- краевого бюджета 10448,2 тыс. рублей;

- бюджета городского округа 4477,8 тыс. рублей.

Мероприятие «Приобретение мебели в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (в соответствии с существующей потребностью)» в 2012 году подразделялось на следующие направления:

  •  мебель для спальных помещений – 7622,0 тыс. рублей;
  •  мебель для групповых помещений (столы, стулья) – 2471,0 тыс. рублей;
  •  мебель для раздевальных помещений (шкафы) – 4833,0 тыс. рублей.

Согласно представленной Департаментом социального развития информации о ходе реализации Программы бюджетные назначения на данное мероприятие использованы на 100 %. Поставка мебели осуществлена для 44 дошкольных образовательных учреждений.

Необходимо отметить, что разработчиками Программы не были запланированы учреждения-исполнители реализации данного мероприятия, а также не составлена сводная информации о реальной потребности в мебели, в разрезе по учреждениям.

При выборочной проверке выполнения данного мероприятия, проведенной в 13 дошкольных образовательных учреждениях, установлено, что объем средств, направленный на приобретение мебели в МДОУ, составил 7286,2 тыс. рублей, или 48,8 % от общего объема средств, предусмотренного на выполнение данного мероприятия в целом, в том числе на приобретение мебели:

- для спальных помещений - 2655,7 тыс. рублей;

- для групповых помещений – 1361,9 тыс. рублей;

- для раздевалок – 2240,9 тыс. рублей.

При этом проведенный Контрольно-счетной палатой выборочный анализ удовлетворения потребности учреждений в отдельных предметах мебели в проверенных учреждениях показал, что, например:

- детскими кроватями для спальных помещений потребность удовлетворена лишь на 35,5 %;

- детскими стульями для групповых помещений – на 48,0 %.

- шкафами для детской одежды для раздевалок – на 49,5 %.

Вместе с тем, при проведении контрольного мероприятия установлено санкционирование Департаментом социального развития расходов на общую сумму 1027,7 тыс. рублей на цели не соответствующие данному мероприятию.

Так, например, редакцией Программы действующей в 2012 году, для приобретения мебели в групповые помещения установлен четкий перечень предметов мебели, а именно столы, стулья.

При этом Департамент социального развития санкционирует МАДОУ «Детский сад № 22 - ЦРР» расходы на приобретение:

- столов компьютерных на сумму 12,2 тыс. рублей;

- шкафов офисных и дверей на сумму 14,5 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что МАДОУ «Детский сад № 22 - ЦРР» 26,7 тыс. рублей в период составления Отчета возмещены в доход бюджета.

 

 

Выводы:

1. Для более эффективного решения задачи, связанной с обеспечением потребности населения в дошкольных образовательных учреждениях, в городском округе с 2012 года начата реализация МДЦП «Развитие дошкольного образования в городском округе на 2012-2015 годы».

Главной целью, которой является создание условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в городском округе.

2. Объем финансирования на реализацию программных мероприятий на 2012 год первоначально был утвержден в размере 200042,8 тыс. рублей. С учетом вносимых в течение 2012 года изменений, объем финансирования уменьшился на 29916,4 тыс. рублей или 15,0 % и составил 170126,4 тыс. рублей, из которых объем финансирования за счет средств краевого бюджета и бюджета городского округа составил 70610,3 тыс. рублей (41,5 %) и 99516,1 тыс. рублей (58,5 %).

В целом исполнение утвержденного объема финансирования по Программе в 2012 году составило 166111,4 тыс. рублей или 97,6 %.

3. В 2012 году мероприятия Программы охватывали все муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

За год в рамках реализация 7 программных мероприятий, за счет проведенных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений создано 85 дополнительных мест; за счет развития альтернативных форм дошкольного образования дополнительно организовано 47 мест.

Также проведены частично капитальные и текущие ремонтные работы в зданиях 39 учреждений дошкольного образования.

В результате реализации программных мероприятий улучшилась оснащенность муниципальных дошкольных образовательных учреждений современным технологическим оборудованием на пищеблоках и постирочных, а также мебелью.

4. При этом по результатам реализации Программы в 2012 году выявлен ряд недостатков и нарушений как со стороны разработчика и главного распорядителя программных средств, в лице Департамента социального развития, так и со стороны исполнителей Программы, которыми являлись непосредственно муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

5. Организационное обеспечение Программы и контроль ее исполнения не обеспечены Департаментом социального развития в должной мере.

А именно, механизм согласования расходов по Программе Департаментом социального развития не отработан.

Установлено, что отдельные расходы, согласованные ДСР в рамках конкретных направлений программных мероприятий, принимались к бухгалтерскому учету и оплачивались учреждениями по другим целям расходования средств или относились, непосредственно Департаментом социального развития, в сетевом графике по другим программным мероприятиям.

Кроме того, Департамент социального развития, являясь субъектом бюджетного планирования, в нарушение статьи 11 Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, фактически не осуществлял планирование (с соответствующим обоснованием) расходов по Программе.

При разработке Программы ДСР не была четко определена структура работ и исполнителей, не построены календарные графики работ, в отдельных случаях отсутствовала проектно-сметная документация.

В нарушение постановления администрации городского округа от 29.12.2011 № 3955, ДСР при предоставлении муниципальным учреждениям, являющимся исполнителями Программы, субсидий на иные цели не заключались соответствующие соглашения об их предоставлении. Вследствие чего установить конкретные цели и условия предоставления субсидий на реализацию конкретных мероприятий Программы не представилось возможным.

В результате, недостатки, допущенные при планировании и организации выполнения Программы, стали причинами неэффективного использования средств бюджета, использования средств на цели, не предусмотренные программными мероприятиями, а также не позволили точно установить объем израсходованных средств по отдельным мероприятиям и привели к искажению информации о ходе реализации Программы за 2012 год.

6. При рассмотрении целевых показателей (индикаторов) установлено, что перечень целевых индикаторов Программы, не охватывает полностью все мероприятия, что в результате не позволило в целом оценить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы.

Кроме того, исходя из утвержденных целевых индикаторов, оценить в какой мере достижение количественных показателей результативности отдельных мероприятий Программы влияет на качество решения задач Программы, также не представляется возможным.

7. При реализации отдельных мероприятий установлено санкционирование ДСР и, соответственно, использование отдельными учреждениями средств на цели, не предусмотренные программными мероприятиями, в том числе по мероприятиям:

- «Приведение МДОУ в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов» за счет программных средств, были произведены работы, не относящиеся к требованиям СанПиН на общую сумму 858,6 тыс. рублей;

- «Развитие альтернативных форм дошкольного образования» на сумму 1986,3 тыс. рублей произведен ремонт спортзала в основном здании МБОУ СОШ № 9, который не имеет никакого отношения к реализации рассматриваемого мероприятия, так как в здании начальной школы имеется отдельный спортзал;

- «Приобретение мебели в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (в соответствии с существующей потребностью)» на общую сумму 1027,7 тыс. рублей приобретена мебель не соответствующая утвержденному мероприятием перечню, из них МАДОУ «Детский сад № 22-ЦРР» 26,7 тыс. рублей в период составления Отчета возмещены в доход бюджета.

8. Фактически отдельными учреждениями ремонтные работы в помещениях дополнительно открываемых групп осуществлялись не только за счет средств, выделенных на реализацию данного мероприятия, но и за счет средств, выделяемых на реализацию других программных мероприятий, и вне рамок финансирования Программы.

Вместе с тем, осуществление расходов на реализацию конкретных мероприятий, предусмотренных Программой, вне рамок финансирования Программы, а также за счет других программных мероприятий приводит:

  •  во-первых, к тому, что при решении одной и той же задачи, подразумевающей достижение конкретных результатов, параллельно осуществляется реализация разных методов бюджетного планирования, что, не позволяет в целом установить прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами;
  •  во-вторых, искажает результаты целевых показателей Программы по отдельным мероприятиям.

9. При выборочной проверке правильности и обоснованности составления локальных ресурсных смет и актов приемки выполненных работ в 6 из 13 проверенных учреждений дошкольного образования установлено завышение стоимости работ на общую сумму 77,4 тыс. рублей, из которых в период составления настоящего Отчета возмещено в бюджет 6,4 тыс. рублей.

10. При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками установлено, что всеми проверенными учреждениями не соблюдаются сроки оплаты, установленные условиями заключенных договоров. При этом неисполнение учреждениями денежных обязательств может являться основанием для применения штрафных санкций со стороны подрядчиков.

11. При выполнении подрядных работ по замене оконных блоков на изделия из профиля ПВХ в одном из учреждений подрядчиком были нарушены сроки окончания выполненных работ на 8 месяцев. Вместе с тем, учреждением необоснованно, без завершения работ, было перечислено подрядчику 827,9 тыс. рублей, что в результате привело к отвлечению в дебиторскую задолженность средств бюджета, которое в силу статьи 34 Бюджетного кодекса РФ является неэффективным расходованием средств бюджета. Вместе с тем, претензионная работа учреждением не проводилась. Штрафные санкции и проценты за пользование чужими денежными средствами не начислялись. Расчетно сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 24,9 тыс. рублей.

12. Проведенным контрольным мероприятием установлены факты искусственного дробления закупок отдельными бюджетными учреждениями в целях закупки товаров и услуг без проведения конкурсных торгов, что снижает эффективность использования средств бюджета городского округа.

13. Проведенными выборочными контрольными обмерами установлено:

- неправомерное расходование средств бюджета на сумму                          251,5 тыс. рублей;

- завышение объема выполненных работ на общую сумму                          110,6 тыс. рублей.

Предложения:

1. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия для сведения в адрес: Главы городского округа, Главы администрации городского округа, Департамента финансов администрации городского округа, Управления экономики администрации городского округа, Министерства образования и науки Камчатского края.

2. В адрес Департамента социального развития направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия и информационное письмо с предложениями:

- в дальнейшем обеспечить системный анализ результатов реализации муниципальных Программ в разрезе каждого направления и мероприятия, а также в целом всей Программы;

- определять объемы финансирования, необходимые для достижения целей мероприятий Программы, на основе достоверных данных и обоснованных расчетов;

- обеспечить эффективное использование средств бюджета городского округа, выделяемых на реализацию Программ, путем своевременного заключения необходимых соглашений и пересмотра механизма (схемы) их организационного обеспечения;

- для эффективной реализации мероприятий Программ рассмотреть возможность централизации закупок для подведомственных учреждений;

- акцентировать внимание на оценку промежуточных и конечных результатов целевых мероприятий;

- обеспечить надлежащий контроль за принятием подведомственными учреждениями мер по возврату в бюджет городского округа сумм по завышенным объемам выполненных работ и их стоимости;

- рассмотреть возможность передачи неэффективно используемого технологического оборудования в учреждения, у которых есть потребность в данном оборудовании и возможность его незамедлительной установки.

- принять меры дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим необоснованное и неэффективное использование средств, выделенных на реализацию программных мероприятий.

3. В адрес учреждений, допустивших завышение объема выполненных работ и необоснованное расходование средств бюджета городского округа, направить предписания о возмещении в доход бюджета необоснованно выплаченных сумм.

 

Аудитор

Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа

О.В. Рекунова



[1] Далее – МДЦП «Развитие дошкольного образования в городском округе на 2012-2015 годы», МДЦП, Программа.

[2] Далее – Департамент социального развития, ДСР.

[3] Здесь и далее – муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения.

[4] Здесь и далее – муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения.

[5] Здесь и далее – муниципальное бюджетное учреждение Петропавловск-Камчатского городского округа «Централизованная бухгалтерия».

[6] Согласно Прогнозу социально-экономического развития городского округа на 2014-2016 годы, утверждённому постановлением администрации городского округа от 10.10.2013 № 3318.

[7] Далее – МДОУ.

[8]Здесь и далее - Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

[9] Здесь и далее - постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.12.2011 № 3955 «О порядке определения объема и условиях предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Петропавловск-Камчатского городского округа на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ)».

[10] Здесь и далее – Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».

[11] Далее - ПСД.

[12] Здесь - Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.05.2011              № 1201 «О муниципальных целевых программах Петропавловск-Камчатского городского округа».

 

[13] (8,25/365дн.*152дн.*200000,0руб.)/100+(8,25/365дн.*127дн.*627854,67руб.)/100).

[14] За учреждением данные помещения закреплены на праве оперативного управления приказом КУИ от 10.08.2012 № 691 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за                    МАДОУ «Детский сад №17».

[15] Выполнение капитального ремонта помещений под устройство младшей группы в МАДОУ «Детский сад № 17» произведено на основании договора, заключенного учреждением с ООО СК «ДВ-Стройтехнологии», от 07.08.2012 № 038/08-12.

[16] Приказы ДСР от 24.09.2012 № 05-01-00-05/922 «О создании структурного подразделения – семейная дошкольная группа – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50 комбинированного вида», от 22.10.2012 № 05-01-00-05/1093 «О создании структурного подразделения – семейная дошкольная группа – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 комбинированного вида».

[17] Далее – Порядок организации семейных групп, Порядок.

[18] Далее - СОШ.