КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

ОТЧЁТ
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2008 годы

 

г. Петропавловск-Камчатский   10 января 2008 года
                                        

Основание для проведения проверки: пункт 4.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2007 год.
Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2008 годы.
Предмет проверки: платёжные и иные первичные документы, подтверждающие фактическое поступление и расходование средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, финансовая (бюджетная) отчётность.
Объекты проверки: Управление социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Управление соцподдержки), муниципальное лечебно-профилактическое учреждение г. Петропавловска-Камчатского «Городская поликлиника № 3» (далее – Городская поликлиника № 3), муниципальное учреждение здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника» (далее - МУЗ «Горстоматология»), муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 1» (далее – Горбольница № 1).
Проверяемый период: 2006 год.
Срок проведения проверки: с 16.08.2007 по 09.11.2007 года.
По результатам проверки:

  1. Управления соцподдержки составлены акты от 28.10.2007 № 53-04 и от 29.10.2007 № 67-04. Руководство Управления соцподдержки от подписи в ознакомлении с актами проверок отказалось, представив при этом свои разногласия;
  2. Городской поликлиники № 3 составлен Акт от 19.10.2007 № 66-04. Акт подписан без разногласий;
  3. МУЗ «Горстоматология» составлен Акт от 06.11.2007 № 69-04. Акт подписан с разногласиями в части обоснованности оказания услуг по бесплатному зубопротезированию отдельным гражданам городского округа за счёт средств Целевой программы;
  4. Горбольница № 1 составлен Акт от 09.11.2007 № 71-04. Акт подписан без разногласий.

На все представленные разногласия Контрольно-счетной палатой даны соответствующие заключения. Представленные МУЗ «Горстоматология» разногласия носят пояснительный характер. Разногласия, представленные Управлением соцподдержки также в основном носят пояснительный характер; отдельные замечания были учтены при составлении настоящего Отчёта.

Результаты проверки:

Долгосрочная целевая социальная программа Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2007 годы (далее - Целевая программа) принята решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - решение) от 22.02.2006 № 277-р.
Согласно решению о принятии Целевой программы целью программы является обеспечение на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных, многодетных, неполных семей.
Согласно паспорту Целевой программы:
- заказчиком является Городская Дума Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Городская Дума);
- исполнителями мероприятий являются Управление соцподдержки, Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа; Транспортное управление г.Петропавловска-Камчатского, Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского;
- финансовое обеспечение Целевой программы предусмотрено за счёт средств бюджета городского округа и привлечения внебюджетных средств (спонсорская помощь);
-  потребность в бюджетных ассигнованиях на реализацию программных мероприятий в 2006 году составляла 18500,0 тыс. рублей, в том числе средства бюджета городского округа 18090,0 тыс. рублей и 410,0 тыс. рублей за счёт внебюджетных средств.
При этом, в нарушение пункта 2 статьи 20 Положения о бюджетном процессе рассматриваемая Целевая программа не содержала сведения о распределении объёмов финансирования по статьям функциональной и экономической классификации расходов бюджета и в течение 2006 года программа не была приведена в соответствие с данными требованиями Положения.

1. Проверка своевременности и полноты финансирования
Целевой программы в 2006 году

Решением Городской Думы от 01.03.2006 № 306-р «О принятии бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006 год» (с изменениями) бюджетные ассигнования на реализацию Целевой программы в 2006 году утверждены в объёме 18090,0 тыс. рублей (или 100 % от запланированного программой объёма ассигнований), в т.ч. на реализацию программных мероприятий Управлением соцподдержки - 15090,0 тыс. рублей, Управлением здравоохранения г. Петропавловска-Камчатского – 3000,0 тыс. рублей (в части оказания услуг по бесплатному зубопротезированию).
При этом, до утверждения Целевой программы (22 февраля 2006 года) Управлению соцподдержки 15 февраля 2006 года были выделены ассигнования в сумме 200,0 тыс. рублей, которые согласно уведомлению об объёмах финансирования отнесены Департаментом экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Департамент бюджетной политики) на реализацию рассматриваемой Целевой программы.
Таким образом, исполнение Целевой программы составило 15477,1 тыс. рублей или 85,6 % от утверждённых ассигнований, в том числе по Управлению соцподдержки – 13158,0 тыс. рублей (или 87,2 %), Управлению здравоохранения – 2319,1 тыс. рублей (или 77,3 %).
Кроме этого, Управлению соцподдержки в 2006 году утверждены средства в сумме 1723,0 тыс. рублей на погашение задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год. Расходы по данным мероприятиям были отнесены на целевую статью 7950000 «Целевые программы муниципальных образований» (статья экономической классификации 262 «Пособия по социальной помощи населению») как расходы по реализации целевой программы.
Однако, расходы по погашению задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год не относятся к расходам по реализации рассматриваемойЦелевой программы, т.к. данная программа была утверждена в феврале 2006 года. Реализация мероприятий социальной поддержки в 2005 году осуществлялась на основании  Программы мероприятий по социальной поддержке населения г. Петропавловска-Камчатского на 2005 год, утверждённой постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 13.04.2005 № 351. Указанная программа рассчитана на один год- 2005 и не является долгосрочной целевой программой.
По данным бюджетного учёта Управления соцподдержки кредиторская задолженность по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год составила 3139,2 тыс. рублей.
Исполнение мероприятий по погашению указанной задолженности за 2005 год составило 2920,3 тыс. рублей или 169,5 % от утверждённых бюджетом ассигнований на данные цели. Погашение задолженности сверх предусмотренных решением о бюджете ассигнований на сумму 1197,3 тыс. рублей осуществлено бухгалтерией Управления соцподдержки за счёт средств, выделенных на реализацию рассматриваемой Целевой программы. Таким образом, согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства, выделенные на реализацию Целевой программы и направленные на погашение задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год, использованы не по целевому назначению.
В целом своевременность финансирования программных мероприятий в 2006 году и погашения задолженности по социальным мероприятим за 2005 год характеризуется следующими показателями: всего финансирование на указанные мероприятия составило 18397,4 тыс. рублей, в том числе:
- в I квартале – 2813,0 тыс. рублей или 15,3 % от фактического финансирования. Низкий объём финансирования сложился в результате того, что Целевая программа была утверждена 22 февраля 2006 года, а бюджет города - 1 марта 2006 года;
- во II квартале – 3479,4 тыс. рублей или 18,9 % от суммы фактического финансирования,
- в III квартале – 3100,3 тыс. рублей или 16,9 %,
- в IV квартале – 9004,7 тыс. рублей или 48,9 %.
Кроме того, согласно статье 225 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведённых до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Однако, в 2006 году Департаментом бюджетной политики лимиты бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств не были доведены. Следовательно, в нарушение статьи 225 Бюджетного кодекса РФ Управлением соцподдержки и Управлением здравоохранения осуществлялось принятие денежных обязательств, при отсутствии утверждённых лимитов бюджетных обязательств.

2. Проверка соблюдения порядка размещения муниципальных заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в рамках реализации Целевой программы

В 2006 году в целях реализации мероприятий Целевой программы Управлением соцподдержки были размещены муниципальные заказы на приобретение одежды, обуви, постельного белья, канцелярских принадлежностей для несовершеннолетних детей из малоимущих семей, асоциальных граждан, обеспечение лекарственными средствами и наборами продуктов малоимущих семей с несовершеннолетними детьми и одиноко проживающих пенсионеров, поставку овощей для одиноких престарелых граждан. Заказы были размещены путём проведения торгов в форме конкурса (5 конкурсов) и без проведения торгов путём запроса котировок (2 котировки).
Проверкой соблюдения порядка размещения Управлением соцподдержки в 2006 году муниципальных заказов установлены нижеследующие нарушения.
При размещении заказов путём запроса котировок в извещении о проведении запроса котировок (запросе котировок) и в форме котировочной заявки на поставку одежды, обуви и канцелярских товаров для несовершеннолетних детей из малоимущих семей не содержатся сведения о месте доставки поставляемых товаров, в запросе котировок - сведения о сроках поставки товаров, что не соответствует положениям статей 43 и 44 Федерального закона «О размещении заказов» .
В нарушение пункта 6 статьи 22 Федерального закона «О размещении заказов» сведения, содержащиеся в конкурсной документации, не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса на поставку одежды и обуви для несовершеннолетних детей из малоимущих семей.
В нарушение п. 10 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов» и статьи 331 Гражданского кодекса РФ в заключённых муниципальных контрактах отсутствует обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств (т.е. в контрактах не прописаны способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка (штрафы, пени) и их размеры).
Также в муниципальных контрактах на поставку наборов продуктов питания, на поставку овощей, на организацию обеспечения лекарственными средствами не указан срок (период) организации обеспечения (поставки) товарами, что не соответствует пункту 2 статьи 525 и статье 506 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, согласно статье 161 Гражданского кодекса РФ, пункту 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, предоставление платных медицинских услуг должно оформляться договором, которым регламентируются условия и сроки оказания медицинских услуг, порядок расчётов, права, обязанности и ответственность сторон.
Однако, в 2006 году договор (контракт) между Управлением здравоохранения и муниципальными учреждениями здравоохранения, оказывающими услуги по зубопротезированию граждан в рамках Целевой программой, в установленном порядке заключён не был. В результате, провести проверку соблюдения порядка оказания услуг по зубопротезированию и порядка расчётов за оказанные услуги в 2006 году не представилось возможным.

3. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета, выделенных на реализацию Целевой программы

В целом по перечню мероприятий, предусмотренных Целевой программой, необходимо отметить, что организационные мероприятия в ряде случаев сформулированы неконкретно и обобщённо, что не позволяет определить виды расходов и их цели и, соответственно, затрудняет осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию Целевой программы.
Кроме того, заказчиком Целевой программы – Городской Думой не в полной мере определён механизм реализации программы. Так, отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие компетенцию исполнителей программы в части  самостоятельного определения ими размера материальной помощи, выплату определённого вида помощи по основаниям и категории граждан, не предусмотренных Целевой программой. В результате Управлением соцподдрежки в ряде случаев на основании Порядка оказания материальной помощи, утверждённого непосредственно начальником Управления, выплачивалась материальная помощь в размере от 1,0 до 10,0 тыс. рублей. Кроме того, на основании приказов начальника Управления соцподдержки осуществлялись выплаты материальной помощи категориям граждан, по основаниям, а также проводились мероприятия, не предусмотренные Целевой программой.
Также заказчиком не определён порядок оказания материальной помощи (носят ли выплаты заявительный характер, необходимость предоставления подтверждающих документов, например, при выплатах компенсаций); порядок выплаты денежной материальной помощи гражданам, обслуживаемым на дому социальными работниками учреждений соцобслуживания; критерии отнесения граждан к категории «асоциальные», порядок их учёта в Управлении соцподдержки и оказания материальной помощи данной категории гражданам; порядок выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии до величины прожиточного минимума, установленного по Камчатской области; порядок проведения праздничных мероприятий (перечень праздничных дат, которым посвящаются мероприятия (общероссийские, городские, дни рождения), оказание единовременной материальной помощи в рамках данных мероприятий и категории получателей данной помощи, порядок организации мероприятий); порядок учёта и выдачи бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания для малоимущих одиноких пенсионеров, малоимущих семей с несовершеннолетними детьми; порядок оказания материальной помощи городскому Совету ветеранов войны и труда,  а также прочим общественным и благотворительным организациям на основании обращений администраций данных организаций.
Так, например, пунктом 1.8 Целевой программы предусмотрена выплата компенсации расходов на восстановление документов (паспорта, санитарной книжки и др.) пенсионерам и асоциальным гражданам. При этом, отсутствует нормативный правовой документ, которым регламентируется порядок выдачи и размер данной компенсации (т.е. какие документы должны быть представлены для принятия решения о выплате компенсации; максимальный размер выплаты). Кроме того, следует отметить, что согласно разделу 2.3. Целевой программы компенсация – это денежное возмещение (полное или частичное) гражданам произведённых ими расходов. Фактически Управлением соцподдержки осуществлялась выплата денежных средств в размерах от 1,0 до 5,0 тыс. рублей только на основании заявления граждан без предоставления последними документов, подтверждающих произведённые расходы. Также отсутствуют документы, подтверждающие факт кражи или потери паспорта, удостоверений ветерана или инвалида, иных документов.
Например, Управлением соцподдержки выплачена материальная помощь:
- Хегай Р.М. в сумме 5,0 тыс. рублей на восстановление документов и оплату госпошлины и штрафов. При этом, в заявлении не указано какие документы необходимо восстановить, не представлены документы, подтверждающие факт утери (кражи), документы, подтверждающие произведённые заявителем расходы;
- Винокурову В.И. в сумме 2,0 тыс. рублей. Согласно заявлению материальная помощь требуется на восстановление пенсионного и ветеранского удостоверений.
При этом, необходимо отметить, что согласно информации, представленной ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Камчатской области и ГУ «Камчатский областной Центр по выплате государственных и социальных пособий», восстановление пенсионного удостоверения и удостоверения «Ветеран труда» осуществляется соответствующими органами бесплатно.
Таким образом, компенсации на сумму 66,5 тыс. рублей были выплачены Управлением соцподдержки незаконно, т.к. заявителями не были представлены документы, подтверждающие произведённые ими расходы по восстановлению документов или факт утери (кражи) документов.
Пунктом 1.6 Целевой программы предусмотрено оказание материальной помощи малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми в связи с выездом на лечение за пределы Камчатской области (по медицинским показаниям). При этом, из положений Целевой программы невозможно определить конкретных получателей данной помощи, т.е. помощь предоставляется на лечение детей или взрослых из данной категории семьи, а также необходимость и порядок предоставления документов, подтверждающих потребность в лечении в лечебных учреждениях, находящихся за пределами Камчатской области. Кроме того, выборочной проверкой соблюдения принципа адресности при предоставлении данной социальной помощи установлено, что в ряде случае Управлением соцподдержки материальная помощь выплачивалась не малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми, а пенсионерам, а также лицам, не являющимся жителями г. Петропавловске Камчатском, всего на общую сумму 116,7 тыс. рублей.
Так, например, на основании приказа по Управлению соцподдержки Якиной Е.А., неработающей пенсионерке 1952 года рождения, выплачено 5,0 тыс. рублей на оплату лечения в санатории-профилактории «Спутник», расположенного на территории Камчатской области. При этом, к заявлению не представлены документы, подтверждающие наличие у Якиной Е.А. несовершеннолетних детей.
Также Управлением соцподдержки была оказана материальной помощи Абрамову В.Ф. в сумме 10,0 тыс. рублей для приобретения билета до г. Кемерово. Согласно заявлению Абрамова В.Ф. и прилагающихся к нему документов, заявитель не является жителем Петропавловск-Камчатского городского округа и фактически проживает в г. Кемерово. В г. Петропавловск-Камчатский приезжал к дочери, заболел, и возникла необходимость в деньгах на оплату  обратного проезда. На основании данного заявления Управлением соцподдержки было принято решение о выплате Абрамову В.Ф. материальной помощи.
Таким образом, в соответствии со статьями 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета в сумме 116,7 тыс. рублей использованы Управлением соцподдержки не по целевому назначению.
Также, Целевой программой предусмотрено оказание натуральной помощи в виде одежды, обуви, постельного белья, предметов первой необходимости асоциальным гражданам (пункт 2.13 программы). При этом отсутствует нормативный правовой документ, которым даётся понятие «асоциальные» граждане, порядок постановки их на учёт в Управлении соцподдержки в качестве категории населения, нуждающейся в социальной защите, и порядок выдачи таким гражданам натуральной материальной помощи.
К проверке были представлены акты на списание приобретённых Управлением соцподдержки одежды, обуви и предметов первой необходимости с приложением ведомости (пофамильного списка получателей – «асоциальных» граждан). Согласно актам на списание часть товарно-материальных ценностей была выдана на основании обращения председателя Общественной организации Духовно-благотворительный центр «Нечаянная радость» М. Щербакова на оказание помощи гражданам, проживающим в данном центре и нуждающимся в одежде, обуви и других предметах первой необходимости.
Таким образом, из-за отсутствия критериев отнесения граждан к категории «асоциальные», а также учёта в Управлении соцподдержки указанной категории граждан провести проверку соблюдения принципа адресности при предоставлении материальной помощи указанным гражданам не представилось возможным.
Пунктом 1.12 Целевой программы предусмотрено оказание материальной помощи Городскому Совету ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (далее – Совет ветеранов).
В 2006 году Управлением соцподдержки Совету ветеранов перечислено 250,0 тыс. рублей. Согласно Целевой программе получателями материальной помощи через Совет ветеранов являются ветераны войны. Однако, согласно данным отчёта  расходования денежных средств за 2006 год, предоставленного Управлению соцподдержки Советом ветеранов, полученные денежные средства были израсходованы следующим образом:
- выдано единовременное пособие постоянно работающему персоналу на общую сумму 228,0 тыс. рублей (или 91,2 % от полученных средств), в том числе: председателю Совета ветеранов - 72,0 тыс. рублей, первому заместителю председателя - 60,0 тыс. рублей, второму заместителю председателя - 48,0 тыс. рублей и бухгалтеру- 48,0 тыс. рублей;
- на приобретение ритуальных (венки, цветы) и хозяйственных товаров, на содержание помещений, где размещается Совет ветеранов, на общую сумму 22,0 тыс. рублей.
Таким образом, за счёт средств, полученных от Управления соцподдержки, Советом ветеранов не была оказана какая-либо материальная помощь непосредственно ветеранам войны.
Также, следует отметить, что согласно статьям 25 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» органами местного самоуправления может оказываться содействие (поддержка) деятельности общественным объединениям, которая выражается в виде: целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по заявкам общественных объединений (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в т.ч. на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ, размещаемого в порядке, предусмотренного Федеральным законом «О размещении заказов». При этом, на местном уровне отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок оказания материальной помощи  (поддержки деятельности) Совету ветеранов и направления её использования.
Из вышеизложенного следует, что указанная материальная помощь Совету ветеранов была выделена Управлением соцподдержки с нарушением требований Федерального закона «Об общественных объединениях»
Особо следует отметить, что рассматриваемая Целевая программа кроме выплат денежной материальной помощи и компенсаций предусматривает приобретение одежды, обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, канцелярских товаров для детей из малоимущих семей и асоциальных граждан, приобретение проездных билетов для социальных работников и детям из малоимущих семей, а также проведение различных праздничных мероприятий в целях поддержки ветеранов, пенсионеров и инвалидов (аренда помещений, оплата транспортных услуг, приобретение подарков, организация концертов и др.). Указанные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации относятся на соответствующие статьи экономической классификации расходов бюджета, исходя из их экономического содержания (приобретение одежды, обуви, канцтоваров и т.п. на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», приобретение подарков, цветов - 290 «Прочие расходы», оплата банно-прачечных, ритуальных услуг, организация концертов - 226 «Прочие услуги», приобретение проездных билетов - 222 «Транспортные услуги» и т.д.). Вместе с тем, при составлении сметы расходов на реализацию программы Управлением соцподдержки не был учтён принцип распределения расходов бюджета в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых при реализации Целевой программы и, соответственно, все расходы по программе были профинансированы по одной статье экономической классификации 262 «Пособия по социальной помощи населению». При этом, данная статья включает в себя  только оплату пособий и денежных компенсаций, выплату субсидий, оплату изготовления и ремонт протезно-ортопедических изделий, зубных протезов, обеспечение лекарственными средствами. Следовательно, все вышеуказанные расходы не могут быть отнесены на данную экономическую статью. В результате такого порядка финансирования расходов по Целевой программе возникло нецелевое использование средств бюджета городского округа, которые были выделены на реализацию программы по статье 262.
Аналогично осуществлено финансирование (по экономической статье 262) погашения кредиторской задолженности по социальным мероприятиям, проведённым в 2005 году (погашение задолженности за поставки товаров, оказание услуг).
В ходе проверки целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа, выделенных на реализацию Целевой программы, установлено нецелевое использования средств бюджета в результате оказания материальной помощи категории граждан или по основаниям, не предусмотренным Целевой программой; оплаты поставок одежды, обуви, предметов первой необходимости, школьно-письменных принадлежностей, ранцев, продуктов питания, транспортных расходов, аренды помещений, прочих услуг, приобретения подарков, цветов за счёт средств, выделенных на реализацию программы по статье экономической классификации расходов бюджета 262 «Пособия по социальной помощи населению»; оплаты счетов за товары, услуги по социальным мероприятиям, проведённым в 2005 году, и не входящим в перечень мероприятий рассматриваемой Целевой программы; погашения задолженности по социальным мероприятиям за предыдущий период, всего на общую сумму 7062,4 тыс.рублей, в т.ч.:
- в результате оказания материальной и бесплатной зубопротезной помощи категориям граждан, не предусмотренным Целевой программой, на сумму 239,2 тыс. рублей (пункты 1.3, 1.6, 1.7, 1.13, 2.12, 3.2 Целевой программы),
- выплата материальной помощи по основаниям, не предусмотренным программой – 27,0 тыс. рублей (пункт 1.5 программы),
- проведение мероприятий, не предусмотренных Целевой программой, на сумму 154,9 тыс. рублей (пункту 3.2-3.5 программы),
- оплаты за счёт средств, выделенных по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению», поставок одежды, обуви, предметов первой необходимости, школьно-письменных принадлежностей, ранцев, продуктов питания, транспортных услуг, ритуальных услуг, услуг по стирке белья, приобретения проездных билетов, подписки на периодические издания, медицинских услуг; проведение мероприятий, посвящённых праздничным датам (аренда помещения, транспортные услуги, приобретение подарков, цветов) на общую сумму 5365,0 тыс. рублей (пункты программы 1.7, 2.1, 2.2, 2.5, 2.7, 2.8, 2.11, 2.13, 2.14, 2.15, 3.1 – 3.5),
- оплаты (за счёт средств по статье 262) счетов за поставку товаров и оказание услуг по мероприятиям, не предусмотренным рассматриваемой Целевой программы, и по которым отсутствуют данные о задолженности – 79,0 тыс. рублей (раздел 2 мероприятий программы),
- погашение задолженности за прошлый период сверх предусмотренных решением о бюджете городского округа на 2006 год ассигнований и за счёт средств, выделенных на реализацию Целевой программы – 1197,3 тыс. рублей.
Как было отмечено выше, погашение задолженности за поставки товаров и оказание услуг, проведённых в рамках реализации мероприятий по социальной поддержки населения в 2005 году,  за счёт средств, выделенных на погашение задолженности по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению»,  является нецелевым использованием средств и составляет 417,6 тыс. рублей.
Также, Управлением соцподдержки в результате отсутствия подтверждающих расходы документов незаконно осуществлены выплаты компенсаций на восстановление документов на сумму 66,5 тыс. рублей (пункт 1.8 программы) и платежи по договорам ренты на сумму 21,5 тыс. рублей (пункт 1.1. программы).
Так, в 2006 году за счёт средств, выделенных на реализацию программных мероприятий, Управлением соцподдержки осуществлялись выплаты денежной компенсации гражданам, заключившим договор ренты с правом пожизненного содержания. При осуществлении Управлением соцподдержки рентных платежей в качестве основания платежа принимались договоры ренты, заключённые службой «Городская социальная гарантия» (далее -  служба «Горсоцгарантия») в 1996 и 1999 годах, и Положение о порядке выплаты ренты, утверждённое приказом начальника Управления соцподдержки.

К проверке были представлены два договора пожизненной ренты, заключённые между службой «Горсоцгарантия» и гражданами Моргун А.С. от 14.11.1996 года и Антоновой А.Ф. от 10.11.1999 года. Согласно договорам Моргун А.С. и Антонова А.Ф. передают в собственность плательщику ренты - службе «Горсоцгарантия» -  принадлежащие им квартиры (по ул. Кирдищева 15-19 и ул. Ак. Курчатова 9-116 соответственно), а плательщик ренты принимает в собственность квартиры и обеспечивает пожизненное содержание указанных граждан. Однако, указанные договоры пожизненной ренты заключены службой «Горсоцгарантия» с нарушением положений Гражданского кодекса РФ и не могут являться для Управления соцподдержки основанием для осуществления выплаты ренты по нижеследующим основаниям.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.  При этом, пунктом 1.3 Положения о службе «Городская социальная гарантия» (далее – Положение о службе) определено, что данная служба является структурным подразделением Управления соцзащиты населения Петропавловска-Камчатского (в настоящее время - Управление социальной поддержки).
Данный факт подтверждается и тем, что согласно договору пожизненной ренты от 10.11.1999 года представитель службы «Горсоцгарантия» действовал на основании доверенности, выданной начальником Управления социальной защиты населения. Также, согласно сведениям, представленным Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому на запрос КСП, служба не была зарегистрирована как юридическое лицо.
Следовательно, служба «Горсоцгарантия» не являлась юридическим лицом и заключение договоров ренты и приобретение в собственность службой «Горсоцгарантия» квартир является незаконным.
Однако, фактически ГУП «Городское БТИ» право собственности на квартиры, переданные по договорам ренты, было зарегистрировано за службой «Горсоцгарантия». Соответственно по данным бюджетного учёта Управления соцподдержки указанные квартиры не числятся.
При этом, согласно сведениям, представленным Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Камчатской области, указанное имущество в муниципальной собственности не числится и право собственности закреплено за службой «Горсоцгарантия».
Пунктом 4.5 Положения о службе определено, что реорганизация или ликвидация службы «Горсоцгарантия» осуществляется на основании постановления градоначальника. При этом, следует отметить, что реорганизация или ликвидация в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ может осуществляться в отношении лишь юридических лиц.
В 2003 году постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 23.01.2003 № 64 «Об утверждении Положения о порядке заключения договора пожизненной ренты за счёт средств Фонда социальной поддержки населения г. Петропавловска-Камчатского» вышеуказанное постановление градоначальника «О создании службы «Городская социальная гарантия» было отменено. Однако порядок реорганизации или ликвидации службы данным постановлением не был прописан. Согласно сведениям, представленным Аппаратом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в период с 1997 по 2007 год постановления градоначальника, регламентирующие порядок реорганизации или ликвидации службы «Горсоцгарантия», не издавались.
Таким образом, на период проведения проверки не представляется возможным установить порядок реорганизации, ликвидации или проведения иных организационно-штатных мероприятий в отношении службы «Горсоцгарантия» и соответственно порядок перехода права собственности  на квартиры,  полученные службой «Горсоцгарантия» по договорам ренты.
Исходя из вышеизложенного следует, что у Управления соцподдержки отсутствуют основания для осуществления рентных платежей.
Также в период с момента заключения договоров (14.11.1996 года и 10.11.1999 года) до 2006 года изменились существенные условия договоров, а именно: Плательщик ренты – служба «Горсоцгарантия» (которое было упразднено на основании постановления градоначальника от 23.01.2003 № 64), размер выплаты - кратность к минимальному размеру оплаты труда в зависимости от возрастной категории и соответственно сумма ренты (в связи с деноминацией 1998 года и изменением размера минимальной оплаты труда). Соответственно, в указанные договоры пожизненной ренты следовало внести соответствующие изменения. При этом, при внесении изменений в заключённые до 1998 года договоры ренты согласно пункту 2 статьи 4, статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статье 584 Гражданского кодекса РФ договоры ренты с 31.01.1998 года подлежат государственной регистрации.
Однако, вышеуказанные изменения в договоры ренты ни службой «Горсоцгарантия», ни Управлением соцподдержки внесены не были.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что на службу «Горсоцгарантия», кроме указанных квартир, на основании договоров ренты зарегистрировано ещё 3 квартиры, находящиеся по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Автомобилистов 51-50, Тушканова 11-86, Владивостокская 45/1-38.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что договоры ренты заключены с нарушением законодательства Российской Федерации; имущество (квартиры), переданное по договорам ренты, в составе муниципальной собственности не числятся; Управление соцподдержки не имеет оснований для выплаты рентных платежей по указанным договорам.
Также по мнению Контрольно-счетной палаты, исходя из условий договоров о пожизненной выплате рентных платежей, включение выплаты данной компенсации в перечень мероприятий Целевой программы, рассчитанной на 3 года, является нецелесообразным.
В нарушение пунктов 15, 16 Порядка ведения кассовых операций выдача денежной материальной помощи из кассы Управления соцподдержки физическим лицам, не состоящим в трудовых или договорных отношениях, осуществлялась по платёжным ведомостям, а не по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, с указанием данных документа, удостоверяющего личность; при выдаче наличных денежных средств по расходному кассовому ордеру также не осуществлялась запись данных документа, удостоверяющего личность; при выдаче денежных средств по доверенности - в отдельных ведомостях отсутствует надпись «По доверенности».
Кроме того, согласно пункту 16 Порядка ведения кассовых операций, пунктам 3 и 5 Инструкции по бюджетному учёту заявления граждан на получение денежной материальной помощи и доверенности на её получение (являющиеся первичными документами и основанием для выдачи наличных денежных средств из кассы) должны подшиваться в документы дня, как приложение к расходному кассовому ордеру и по истечению каждого месяца должны быть подобраны к журналу операций по счёту «Касса» в хронологическом порядке и сброшюрованы. Однако, в проверяемом периоде бухгалтерией Управления соцподдержки указанные документы к журналу операций «Касса» не подшивались, а хранились отдельно от кассовых и остальных первичных документов в разрозненном (несброшюрованном) виде.
Денежная адресная помощь, оказываемая гражданам, находящимся на социальном обслуживании в Петропавловск-Камчатском Городском отделении Общероссийской общественной организации  «Общероссийский Красный Крест» (далее - ГО «Общероссийский Красный крест») и муниципальном учреждении «Комплексный Центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – МУ «Центр соцобслуживания населения»), выдавалась из кассы Управления соцподдержки по доверенностям от физических лиц - заявителей, оформленных на работников указанных организаций. При этом, в доверенностях на получение наличных денежных средств в нарушение статей 160 и 186 Гражданского кодекса РФ отсутствуют полные сведения о доверителе и доверенном лице, дата оформления доверенности, а также в ряде случаев отсутствует указание действий, на которое доверенное лицо уполномочено. Согласно статье 186 Гражданского кодекса РФ отсутствие даты совершения сделки влечёт ничтожность данной сделки.
Так, к проверке были представлены доверенности граждан на получение денежной материальной помощи, оформленные только на начальника службы милосердия ГО «Общероссийский Красный крест» Фролову Е.П. и на работника МУ «Центр соцобслуживания населения» Кирсанову Н.Ю., тогда как согласно представленным указанными организациями сведениям в 2006 году в ГО «Общероссийский Красный крест» на социальном обслуживании находилось 200 человек, в МУ «Центр соцобслуживания населения» 387 человек. Всего за проверяемый период на основании доверенностей, оформленных на работников организаций соцобслуживания населения, Управлением соцподдержки наличными деньгами было выдано свыше 340,0 тыс. рублей. Так, например, из кассы Управления соцподдержки Кирсановой Н.Ю, специалисту по социальной работе МУ «Центр соцобслуживания населения», на основании представленных доверенностей физических лиц получены денежные средства на сумму более 220,0 тыс. рублей.  При этом, в ряде доверенностей (на сумму более 38,5 тыс. рублей) отсутствует дата составления доверенности, что, как указывалось выше, влечёт ничтожность данной сделки.
Таким образом, в результате отсутствия оформленных должным образом кассовых документов проверить достоверность факта получения денежных средств гражданами, указанным в платёжных ведомостях Управления соцподдержки, не представилось возможным.
В ряде случаев Управлением соцподдержки оказывалась денежная материальная помощь по основаниям и категориям граждан, не предусмотренных Целевой программой, а также в больших размерах, чем предусмотрено программой. Согласно представленным Управлением соцподдержки разногласиям указанные случаи выплаты материальной помощи связаны с тем, что круг получателей материальной помощи Целевой программы резко ограничен и решения по оказанию материальной помощи за счёт средств по Целевой программе принимались руководством Управления соцподдержки в зависимости от сложности жизненной ситуации каждого обратившегося гражданина.
Так, например, Целевой программой (пункт 1.5) предусмотрено оказание единовременной материальной, натуральной или помощи в виде услуг (приобретение и ремонт электробытовой техники, мебели, одежды, обуви, продуктов питания) малоимущим одиноким пенсионерам, малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми. Следует отметить, что перечень единовременной материальной натуральной или помощи в виде услуг по данному пункту программы является исчерпывающим. При этом, выборочной проверкой обоснованности произведённых выплат установлено, что Управлением соцподдержки оказывалась материальная помощь по основаниям, не предусмотренным данным пунктом программы, всего на общую сумму 27,0 тыс. рублей. Так, например, пенсионерке Варзаной Г.П. выплачено 5,0 тыс. рублей на оплату услуг по зубопротезированию. Гражданам Божок А.Г. (инвалид II группы) и Реуцкой О.А. (инвалид II группы) выплачено по 5,0 тыс. рублей на оплату обучения детей в Камчатском кооперативном техникуме.
Также пунктом 1.7 Целевой программы предусмотрено оказание малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми материальной помощи в связи со смертью близких родственников в размере 1,5 тыс. рублей. Выборочной проверкой соблюдения принципа адресности установлено, что имеют место случаи оказания Управлением соцподдержки материальной помощи гражданам, не имеющим несовершеннолетних детей, и в размерах, превышающих предельную сумму, определённую программой.
Так, например, Управлением соцподдержки оказана материальной помощь Киречек М.А. (1949 года рождения) в сумме 1,5 тыс. рублей в связи со смертью матери. В информации о заявителе работником Управления соцподдержки указано, что Киречек М.А. - работающая пенсионерка, проживает вдвоем с мужем, работает руководителем бюро МСЭ.
Таким образом, за счёт средств, выделенных на оказание материальной помощи малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми, фактически Управлением соцподдержки была оказана помощь иным категориям граждан на общую сумму 26,5 тыс. рублей. Согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета в сумме 26,5 тыс. рублей были использованы не по целевому назначению.
Кроме выдачи материальной помощи гражданам в связи со смертью близких родственников в виде наличных денежных средств, бухгалтерией Управления соцподдержки произведена оплата счетов за услуги по захоронению, оказанные МУП «Лотос», на общую сумму 19,7 тыс. рублей, и превышающий утвержденный Целевой программой размер на сумму 13,7 тыс. рублей.
Кроме того, согласно Бюджетной классификации РФ и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации , письму Минфина от 14.04.2006 № 02-14-10\880 расходы по оплате ритуальных услуг относятся на статью 226 «Прочие услуги». Бухгалтерией Управления соцподдержки указанные расходы были оплачены за счёт средств, выделенных Управлению соцподдержки по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению». Следовательно, согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета, выделенные на реализацию программы по статье 262, в сумме 19,7 тыс. рублей были использованы не по целевому назначению.
Также следует отметить, что во всех вышеуказанных случаях соответствующие изменения в части определения дополнительной категории граждан или оснований для выплаты материальной помощи, изменения размера и вида оказываемой помощи в Целевую программу в 2006 году не были  внесены.
Пунктом 1.13 Целевой программы для  участников ВОВ, проживающих в городском округе, предусмотрена выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии до величины прожиточного минимума, установленного по Камчатской области.
Порядок выплаты участникам ВОВ доплаты к государственной пенсии до величины прожиточного минимума утверждён начальником Управления соцподдержки от 01.03.2006 года. Расчёт работниками Управления соцподдержки доплат к пенсии производился путём выборки сведений о пенсионерах, размер пенсии которых не превышает величину прожиточного минимума, на основании данных о размерах государственных пенсий, ежеквартально предоставляемых в электроном виде ГУ Управлением Пенсионного фонда по г. Петропавловску-Камчатскому. Таким образом, действующий в 2006 году порядок выплаты указанной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума не носил заявительный характер.
При этом, в нарушение статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» в бухгалтерии Управления отсутствуют первичные документы (ведомости о начислении ежемесячных доплат), оформленные в установленном порядке и являющиеся основанием для начисления доплат к государственной пенсии участникам ВОВ.
Выплата ежемесячных доплат к государственной пенсии участникам ВОВ осуществлялась Управлением соцподдержки один раз в квартал путём перечисления денежных средств получателям через городские отделения связи ФГУП «Почта России». Выплата указанных доплат почтовыми отделениями связи производилось на основании списков на выплату участникам ВОВ, составленных Управлением соцподдержки, которые по окончании выплаты возвращались в Управление соцподдержки. Ежеквартально между Управлением и филиалом ФГУП «Почта России» составлялись акты сверок по произведённым социальным выплатам.
Однако, в представленных Управлением соцподдержки к проверке  документах на выплату доплаты (списках на выплату) в ряде случаев отсутствует подпись получателя, либо стоит отметка работника почты об отсутствии получателя по установленному адресу. При этом, невыплаченные денежные средства отделениями почтовой связи на счёт Управления соцподдержки не возвращались, а представленные отделениями связи  отчёты о произведённых выплатах составлены на общую сумму согласно спискам, т.е. без учёта невыплаченных средств.
Таким образом, проверить обоснованность начисления доплат к пенсии (соотношение пенсии к установленному прожиточному минимуму в разрезе конкретных получателей), а также полноту выплаты и факт доставки выплат конкретным получателям не представилось возможным.
Кроме того, согласно представленной  ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Камчатской области информации количество участников и инвалидов ВОВ, имеющих в 2006 году размер трудовой пенсии по старости ниже прожиточного минимума, установленного в Камчатской области, составляло 100 человек. Управлением соцподдержки в 2006 году указанная доплата произведена всего 59 человекам. При этом, сверкой списков участников ВОВ, представленных ГУ Отделением Пенсионного фонда и Управлением соцподдержки, установлено, что Управлением соцподдержки выплачена доплата лицам, не числящимся в регистре Пенсионного фонда как участники ВОВ, имеющие пенсию ниже прожиточного минимума, а именно Волковой Е.С., Рыбиной О.Г., Федюнину В.П., Денисовой Л.Н., Ткач Е.М. на общую сумму 46,9 тыс. рублей.
Таким образом, средства бюджета в сумме 46,9 тыс. рублей были использованы не по целевому назначению.
Разделом 2 Целевой программы предусмотрено финансирование мероприятий по предоставлению социальных услуг населению: оказание натуральной помощи в виде школьно-письменных принадлежностей, одежды и обуви, предметов первой необходимости; оплата путёвок в детские пришкольные лагеря в период каникул; ежемесячная натуральная помощь в виде диетического питания; бесплатная стирка белья; предоставление бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания; обеспечение овощами; оказание ежеквартальной помощи в виде памперсов и средств гигиены; списание долга по оплате за жильё и коммунальные услуги на основании постановления градоначальника от 14.12.2004 № 2123 «Об утверждении Порядка списания малоимущим граждан задолженности по оплате за жилье и коммунальным услуги в муниципальном жилищном фонде Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования»; организация подписки на периодические издания; оказание зубопротезной помощи; оплата проездных билетов для осуществления обслуживания граждан; кодирование от алкогольной зависимости.
При этом, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, разъяснениям по порядку отнесения расходов на статьи экономической классификации расходов бюджета, данным письмом Минфина от 01.04.2005 № 02-14-10/607, расходы по приобретению  школьно-письменных принадлежностей, одежды, обуви, продуктов питания относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», по оплате договоров на оказание банно-прачечных услуг, подписки на периодическую литературу, медицинских услуг - на статью 226 «Прочие услуги», приобретение проездных билетов – 222 «Транспортные услуги.
Однако, как было указано выше, в 2006 году финансирование Целевой программы осуществлялось по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению» и соответственно бухгалтерией Управления соцподдержки указанные расходы были оплачены за счёт средств, выделенных по данной экономической статье расходов, что не соответствует экономическому содержанию произведённых хозяйственных операций. Таким образом, согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета, полученные Управлением по статье 262, и израсходованные на приобретение товаров и оплату услуг, приобретение проездных билетов, были использованы не по целевому назначению на общую сумму 4637,9 тыс. рублей.
Кроме того, бухгалтерией Управления соцподдержки за счёт средств, выделенных на реализацию Целевой программы, были оплачены счета за поставку товаров и оказание услуг по социальным мероприятиям, проведённым в 2005 году, на общую сумму 79,0 тыс. рублей. При этом, по данным бюджетного учёта Управления соцподдержки задолженность на вышеуказанную сумму по состоянию на 1 января 2006 года не числилась. Кроме того, рассматриваемая Целевая программа не предусматривает мероприятия по погашению задолженности по социальным мероприятиям, проведенным в 2005 году. Следовательно, средства, выделенные на реализацию Целевой программы, и израсходованные на оплату за товары и услуги по социальным мероприятия, проведённым в 2005 году, использованы не по целевому назначению на сумму 79,0 тыс. рублей.
Пунктами 2.6 и 2.7 Целевой программы предусмотрено оказание помощи в виде предоставления бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания для малоимущих одиноких пенсионеров, малоимущих семей с несовершеннолетними детьми. Как было отмечено выше, заказчиком Целевой программы не был установлен порядок учёта и выдачи бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания в рамках реализации Целевой программы.
В 2006 году при осуществлении выдачи талонов на приобретение указанных товаров Управлением соцподдержки предъявлялись различные требования к малоимущим одиноким пенсионерам и малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми. Так, выдача талонов пенсионерам производилась только на основании письменных заявлений граждан. Выдача аналогичных талонов гражданам из малоимущих семей с несовершеннолет-ними детьми осуществлялась в следующем порядке: для семей, состоящих на учёте в Управлении соцподдержки, - без письменного заявления; не состоящих на учёте в Управлении - на основании заявлений, которые рассматривались комиссией Управления по социальным вопросам или начальником Управления.
Выдача Управлением соцподдержки талонов производилась путём регистрации номера выданного талона в тетради (которая сформирована в алфавитном порядке и разлинована по графам: дата, № талона, Ф.И.О., адрес, категория, роспись получателя).
Пунктом 2.12 Целевой программы предусмотрено оказание зубопротезной помощи категории граждан, определённых Положением о порядке и условиях предоставления бесплатной зубопротезной помощи неработающим пенсионерам . Согласно пункту 2 Положения о порядке предоставления бесплатной зубопротезной помощи право на получение данной помощи имеют одиноко проживающие неработающие пенсионеры в возрасте 60 лет и старше, получающие пенсию по старости в размере прожиточного минимума, утверждённого по Камчатской области, и не имеющим право на льготы и компенсационные выплаты по зубопротезированию, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатской области. В исключительных случаях по решению комиссии бесплатная зубопротезная помощь может быть оказана ветеранам войны и инвалидам 3 группы. Признание граждан, нуждающимися в предоставлении бесплатной зубопротезной помощи, осуществлялось по решению Общественной комиссии (при Управлении социальной поддержке населения Петропавловск-Камчатского городского округа), первое заседание которой состоялось 28.06.2006 года.
Проверкой соблюдения принципа адресности оказания зубопротезной помощи установлены случаи оплаты за счёт средств Целевой программы услуг по зубопротезированию с нарушением порядка оказания помощи и лицам, не предусмотренным вышеуказанным Положением, на общую сумму в сумме 41,7 тыс. рублей.
Так, например, работы по зубопротезированию Фёдоровой Н.П. проведены МУЗ «Горстоматология» в январе 2006 года на основании направления Управления здравоохранения г.Петропавловска-Камчатского от 14.10.2005      № 1909, то есть до принятия рассматриваемой Целевой программы и до начала деятельности Общественной комиссии. Оплата данных услуг была произведена на основании счёта МУЗ «Горстоматология» за счёт средств Целевой программы.
Следовательно, согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета по пункту 2.12 Целевой программы были использованы не по целевому назначению.
При этом следует отметить, что по состоянию на 1 января 2007 года за оказанные муниципальными учреждениями здравоохранения услуги по бесплатному зубопротезированию в рамках реализации Целевой программы кредиторская задолженность составила 578,8 тыс. рублей.
Пунктом 2.14 Целевой программы предусмотрена оплата проездных билетов социальным работникам, осуществляющим обслуживание граждан.
В 2006 году Управлением соцподдержки были приобретены проездные билеты для работников МУ «Центр социального обслуживания населения», Городского отделения «Общероссийский Красный крест» (на общую сумму 249,6 тыс. рублей), а также для детей из малоимущих семей на основании обращения администрации Государственного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям» (на сумму 16,0 тыс. рублей), всего на общую сумму  262,6 тыс. рублей.
При этом, необходимо отметить, что согласно паспорту Целевая программа направлена на оказание социально-экономической поддержки и удовлетворения жизненно важных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных, многодетных, неполных семей. К указанным категориям населения не относятся работники МУ «Центр социального обслуживания населения». Следовательно, по мнению Контрольно-счетной палаты, расходы по приобретению проездных билетов для социальных работников было бы целесообразно учитывать в сметах доходов и расходов соответствующих учреждений как постоянные расходы учреждения с целью организации работы социальных работников по обслуживанию инвалидов и престарелых граждан на дому.
Также, в течение 2006 года в Целевую программу не были внесены изменения в части определения дополнительной категории получателей проездных билетов (дети из малоимущих семей).
Разделом 3 Целевой программы «Организация мероприятий в связи с памятными датами, поддержкой многодетных семей и детей-инвалидов» предусмотрено финансирование мероприятий для ветеранов ВОВ и пенсионеров, многодетных семей и семей с несовершеннолетними детьми, инвалидов и детей-инвалидов. Так для вышеуказанных категорий предусмотрено проведение следующих мероприятий: в связи с праздничными датами и днями воинской славы России; по чествованию многодетных семей; по проведению декады инвалидов и фестиваля детского творчества «Солнышко»; по празднованию Дня семьи, Дня защиты детей, Дня Матери и чествование супружеских пар с Золотой свадьбой. Следует отметить, что приведённый перечень мероприятий, предусмотренный Целевой программой, является закрытым.
Согласно Целевой программе проведение указанных мероприятий предусматривает расходы на аренду помещений, приобретение продуктов питания, приобретение памятных подарков, цветов и поздравительных открыток, транспортные расходы и т.п.. При этом, как было указано выше, смета доходов и расходов Управления соцподдержки была составлена таким образом, что все расходы по Целевой программе отнесены на одну статью 262 «Пособия по социальной помощи населению», что не соответствует экономическому содержанию хозяйственных операций, связанных с проведением вышеуказанных мероприятий.
Таким образом, согласно статьям 38 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета, полученные Управлением по статье 262, и израсходованные на приобретение подарков, оплату аренды, транспортных услуг, организацию концертов, на общую сумму 707,4 тыс. рублей использованы не по целевому назначению, т.е. на цели не предусмотренные статьей экономической классификации 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Кроме вышеуказанных мероприятий Управлением соцподдержки в 2006 году были организованы и профинансированы за счёт средств Целевой программы мероприятия, не предусмотренные Целевой программой:
1) поздравление участников Великой Отечественной войны с юбилеем (с 75, 80, 85, 90-летием). Управлением соцподдержки были приобретены подарки на сумму 96,3 тыс. рублей;
2) поздравление в связи с 70-летием Почётного гражданина города - Фуряева Г.И., на сумму 2,2 тыс. рублей.
Указанные расходы на чествование юбиляров и почётного гражданина возмещены Управлением за счёт средств, предусмотренных по пункту 3.2 Целевой программы «Организация и проведение мероприятий, посвящённых дням воинской славы России, праздничным датам». При этом Целевой программой не определён круг праздничных дат: общероссийские, городские или дни рождения.
Таким образом, денежные средства, выделенные по статье 262 на реализацию Целевой программы, в сумме 98,5 тыс. рублей использованы не по целевому назначению.
Кроме того, Управлением соцподдержки на основании обращений общественных организаций (Правления Союза пенсионеров Камчатки, общественной организации Всероссийского общества инвалидов и других аналогичных общественных организаций) была произведена оплата транспортных расходов по организации мероприятий указанными организациями на общую сумму 33,3 тыс. рублей.
Также на основании обращения председателя союза пенсионеров Камчатки Удотовой Ю.В. Управлением соцподдержки оплачены услуги грузового транспорта по вывозу с полей картофеля для пенсионеров на сумму 20,8 тыс. рублей. Согласно приказу по Управлению соцподдержки данные расходы также возмещены за счёт средств, предусмотренных по пункту 3.2 Целевой программы.
При этом, необходимо отметить, что согласно паспорту Целевой программы одной из задач программы является укрепление взаимодействия с общественными, благотворительными организациями в решении задач социальной поддержки населения городского округа. Однако, в перечне мероприятий программы кроме оказания материальной помощи Городскому Совету ветеранов, оказание помощи прочим общественным и благотворительным организациям не предусмотрено. И соответственно отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия финансирования общественных, благотворительных организаций за счёт средств, выделенных на реализацию рассматриваемой Целевой программы.
Кроме того, на основании обращения Городского Совета ветеранов войны бухгалтерией Управления соцподдержки оплачен счёт ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» за пользование Советом ветеранов телефонной связью на сумму 2,3 тыс. рублей. Согласно приказу по Управлению соцподдержки данные расходы возмещены за счёт, средств, предусмотренных пунктом 3.2 Целевой программы «Организация и проведение мероприятий, посвящённых дням воинской славы России, праздничным датам», что не соответствует перечню мероприятий, предусмотренных по данному пункту программы.
Указанные выше расходы на общую сумму 154,9 тыс. рублей бухгалтерией Управления соцподдержки также были возмещены за счёт средств, выделенных на реализацию программы по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению», что является нецелевым использованием средств по данной статье.
Как было уже не раз отмечено выше, заказчиком Целевой программы не была определена компетенция исполнителей по использованию выделенных бюджетных средств на проведение социальных мероприятий, не предусмотренных Целевой программой. Кроме того, в течение 2006 года в Целевую программу не были внесены соответствующие изменения  и дополнения в перечень проводимых праздничных и иных мероприятий.

Кроме средств, выделенных на реализацию Целевой программы, в соответствии с решением о бюджете городского округа на 2006 год Управлению соцподдержки в 2006 году было выделено 1723,0 тыс. рублей на погашение задолженности по социальным мероприятим, проведённым в 2005 году. Фактически исполнение по погашению задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год составило 2920,3 тыс. рублей или 169,5 % от утверждённых бюджетом ассигнований.
Как было отмечено выше, погашение задолженности по социальным мероприятиям за 2005 год сверх предусмотренных решением о бюджете ассигнований на сумму 1197,3 тыс. рублей произведено бухгалтерией Управления соцподдержки за счёт средств, выделенных на реализацию рассматриваемой Целевой программы. Таким образом, согласно статьям 39 и 289 Бюджетного кодекса РФ средства бюджета, выделенные на реализацию Целевой программы, в сумме 1197,3 тыс. рублей использованы не по целевому назначению – на реализацию мероприятий, не предусмотренных Целевой программой.
Общая сумма задолженности по мероприятиям социальной защиты населения за 2005 год составила 3139,2 тыс. рублей, из них по списанию долга граждан за ЖКУ 1197,3 тыс. рублей. Управлением соцподдержки задолженность по мероприятиям 2005 года оплачена на сумму 2920,3 тыс. рублей, из неё 1197,3 тыс. рублей - задолженность по списанию долга по ЖКУ. Таким образом, по состоянию на 01.01.2007 года кредиторская задолженность по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год составила 218,8 тыс. рублей.
Кроме того, бюджетные средства на погашение задолженности по социальным мероприятиям прошлого периода были выделены по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению», тогда как оплачивалась задолженность за поставку продуктов питания, приобретение проездных билетов, услуги по стирке белья, транспортные услуги. Как было указано выше, оплата указанной задолженности за поставку товаров, оказание услуг за счёт средств, выделенных по статье 262, является нецелевым использованием средств и составляет 417,6 тыс. рублей.

 

Выводы:

1. В целом своевременность финансирования программных мероприятий в 2006 году и погашение задолженности по социальным мероприятим за 2005 год характеризуется следующими показателями: всего финансирование на указанные мероприятий составило 18397,4 тыс. рублей, в том числе:
- в I квартале – 2813,0 тыс. рублей или 15,3 % от фактического финансирования. Низкий объём финансирования сложился в результате того, что Целевая программа утверждена 22 февраля 2006 года,  бюджет города - 1 марта 2006 года;
- во II квартале – 3479,4 тыс. рублей или 18,9 % от суммы фактического финансирования,
- в III квартале – 3100,2 тыс. рублей или 16,9 %,
- в IV квартале – 9004,7 тыс. рублей или 48,9 %;
2. Исполнение Целевой программы составило 15477,1 тыс. рублей или 85,6% от утверждённых ассигнований. Финансирование на погашение задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год составило 2920,3 тыс. рублей или 169,5 % от утверждённых бюджетом ассигнований. Таким образом, в нарушение решения о бюджете городского округа на 2006 год Управлением соцподдержки осуществлено погашение задолженности за осуществлённые в предыдущем финансовом году социальные мероприятия сверх предусмотренных решением о бюджете городского округа ассигнований на общую сумму 1197,3 тыс. рублей. Задолженность на указанную сумму была погашена за счёт средств, выделенных на реализацию Целевой программы, т.е. использованы не по целевому назначению;
3. В нарушение Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»  средства бюджета в сумме 1723,0 тыс. рублей, выделенные на погашение задолженности по мероприятиям социальной поддержки за 2005 год, были отнесены на целевую статью 7950000 «Целевые программы муниципальных мероприятий».
Однако, реализация мероприятий социальной поддержки в 2005 году осуществлялась на основании  Программы мероприятий по социальной поддержке населения г. Петропавловска-Камчатского на 2005 год, утверждённой постановлением Градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 13.04.2005 № 351. Данная программа рассчитана на один год – 2005 и не является целевой  программой;
4. Пунктом 2 статьи 20 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Петропавловск-Камчатском городском округе было установлено, что муниципальная долгосрочная программа должна содержать сведения о распределении объёмов финансирования по статьям функциональной и экономической классификации расходов бюджета. В течение 2006 года рассматриваемая Целевая программа не была приведена в соответствие с требованиями вышеуказанного Положения;
5. В результате несоблюдения требований бюджетного законодательства и статьи 20 Положения о бюджетном процессе и бюджетном устройстве при составлении сметы расходов на реализацию Целевой программы Управлением соцподдержки не был учтён принцип распределения расходов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых при реализации программы и, соответственно, все расходы по программе были профинансированы по одной статье экономической классификации 262 «Пособия по социальной помощи населению». При этом, данная статья включает в себя  только оплату пособий и денежных компенсаций, выплату субсидий, оплату изготовления и ремонт протезно-ортопедических изделий, зубных протезов, обеспечение лекарственными средствами.
В результате такого порядка финансирования расходов по Целевой программе возникло нецелевое использование средств бюджета городского округа, которые были выделены на реализацию программы по статье 262, на общую сумму 5365,0 тыс. рублей, израсходованных на приобретение одежды, обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, канцелярских товаров; проездных билетов, а также проведение различных праздничных мероприятий (аренда помещений, оплата транспортных услуг, приобретение подарков, организация концертов и др.);
6. В нарушение статьи 225 Бюджетного кодекса РФ Управлением соцподдержки осуществлялось принятие денежных обязательств при отсутствии утверждённых лимитов бюджетных обязательств;
7. В нарушение ФЗ «О размещении заказов»:

  1. запросы котировок и формы котировочной заявки содержат не все сведения о размещении заказа, установленные статьями 43 и 44 ФЗ «О размещении заказов»,
  2. при размещении заказа на поставку товаров, установлено несоответствие количества товара, указанного в извещении на проведение конкурс и конкурсной документации;

8. В нарушение статьи 331 Гражданского кодекса РФ и статьи 9 ФЗ «О размещении заказов» в муниципальных контрактах, заключённых Управлением соцподдержки, отсутствует обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств (т.е. в контрактах не прописаны способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка (штрафы, пени) и их размеры);
9. В нарушение статьи 161 Гражданского кодекса РФ и пункта 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27, между Управлением здравоохранения и муниципальными учреждениями здравоохранения не был заключён договор (контракт) на оказание услуг по зубопротезированию граждан в рамках Целевой программы.  В результате, провести проверку соблюдения порядка оказания услуг по зубопротезированию и порядка расчётов за оказанные услуги в 2006 году не представилось возможным;
10. Организационные мероприятия рассматриваемой Целевой программы в ряде случаев сформулированы неконкретно и обобщённо, что не позволяет определить виды расходов и их цели и, соответственно, затрудняет осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию программы.
Кроме того, заказчиком Целевой программы – Городской Думой не в полной мере определён механизм реализации программы. Так, отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие компетенцию исполнителей программы в части  самостоятельного определения ими размера материальной помощи, выплату определённого вида помощи по основаниям и категории граждан, не предусмотренных Целевой программой. В результате Управлением соцподдрежки в ряде случаев на основании Порядка оказания материальной помощи, утверждённого начальником Управления, выплачивалась материальная помощь в размере от 1,0 до 10,0 тыс. рублей. Также, на основании приказов начальника Управления соцзащиты осуществлялись выплаты материальной помощи категориям граждан, по основаниям, а также проводились мероприятия, не предусмотренные Целевой программой.
Также заказчиком не определён порядок оказания материальной помощи (носят ли выплаты заявительный характер; необходимость предоставления подтверждающих документов при выплатах компенсаций); порядок выплаты денежной материальной помощи гражданам, обслуживаемым на дому социальными работниками учреждений соцобслуживания; порядок проведения праздничных мероприятий; порядок учёта и выдачи бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания для малоимущих одиноких пенсионеров, малоимущих семей с несовершеннолетними детьми; критерии отнесения граждан к категории «асоциальные», порядок их учёта в Управлении соцподдержки и оказания материальной помощи данной категории граждан; порядок оказания материальной помощи городскому Совету ветеранов войны и труда и прочим общественным и благотворительным организациям.
В результате исполнителями программы было допущено нецелевое использование средств на сумму 421,1 тыс. рублей, в т.ч. в связи с оказанием материальной и бесплатной зубопротезной помощи категориям граждан, не предусмотренным Целевой программой, на общую сумму 239,2 тыс. рублей, выплатой материальной помощи по основаниям, не предусмотренным программой, на сумму 27,0 тыс. рублей и проведение мероприятий, не предусмотренных программой (поздравления с юбилеем, оплата транспортных расходов на основании обращений руководства общественных организаций, оплата услуг связи) – 154,9 тыс. рублей;
11. Проверкой установлены случаи оплаты Управлением соцподдержки за счёт средств, выделенных на реализацию Целевой программы, счетов за поставку товаров и оказание услуг по мероприятиям, не предусмотренным рассматриваемой Целевой программы, и по которым отсутствуют данные о задолженности, и, как следствие, нецелевое использование средств бюджета городского округа составило 79,0 тыс. рублей;
12. Погашение задолженности за поставки товаров и оказание услуг, проведённых в рамках реализации мероприятий по социальной поддержки населения в 2005 году, за счёт средств, выделенных на погашение задолженности по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению»,  также является нецелевым использование средств и составляет 417,6 тыс. рублей;
13. В результате отсутствия подтверждающих расходы документов Управлением соцподдержки незаконно осуществлены выплаты компенсаций на восстановление документов на сумму 66,5 тыс. рублей;
14. Всего нецелевое использование средств бюджета, выделенных на реализацию Целевой программы составило 7062,4 тыс. рублей. Соответствующие изменения в Целевую программу в части определения дополнительной категории граждан или оснований для выплаты материальной помощи, изменения размера и вида оказываемой помощи, проведения дополнительных праздничных мероприятий во всех указанных случаях в 2006 году не были  внесены;
15. Управлением соцподдрежки незаконно осуществлены выплаты рентных платежей на сумму 21,5 тыс. рублей на основании договоров ренты, заключённых службой «Городская социальная гарантия»;
16. В нарушение статьи 153 Гражданского кодекса РФ службой «Горсоцгарантия» незаконно были заключены договоры ренты (данная служба являлась структурным подразделением, и не была зарегистрирована в форме юридического лица);
17. В нарушение положений Гражданского кодекса РФ в договоры ренты не были внесены соответствующие изменения в связи с изменением существенных условий договоров. В результате договоры ренты не были зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке; 
18. Квартиры, полученные службой «Горсоцгарантия» по договорам ренты, в муниципальной собственности не числятся. В ходе проверки установлено, что на службу «Горсоцгарантия» на основании договоров ренты зарегистрировано 5 квартир;
19. В нарушение пунктов 15, 16 Порядка ведения кассовых операций выдача наличных денежных средств из кассы Управления соцподдержки гражданам осуществлялась по платёжным ведомостям, а не по расходным кассовым ордерам; при выдаче денежных средств по доверенности - в отдельных ведомостях отсутствует надпись «По доверенности»; заявления граждан на получение  денежной материальной помощи и доверенности на её получение к журналу операций «Касса» не подшивались, а хранились отдельно от кассовых и остальных первичных документов в разрозненном (несброшюрованном) виде;
При этом, в нарушение статей 160 и 186 Гражданского кодекса РФ в доверенностях на получение наличных денежных средств отсутствуют полные сведения о доверителе и доверенном лице, дата оформления доверенности, а также в ряде случаев отсутствует указание действий, на которое доверенное лицо уполномочено. Согласно статье 186 Гражданского кодекса РФ отсутствие даты совершения сделки влечёт ничтожность данной сделки. На основании указанных доверенностей через работников учреждений соцобслуживания наличными деньгами Управлением соцподдержки выдано свыше 340,0 тыс. рублей.
В результате отсутствия оформленных должным образом кассовых документов проверить достоверность факта получения денежных средств гражданами, указанным в ведомостях, не представилось возможным;
20. Включение выплаты пожизненных рентных платежей и приобретение проездных билетов для социальных работников учреждений соцобслуживания в перечень мероприятий Целевой программы, рассчитанной на 3 года, является нецелесообразным.

Предложения:

1. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2008 годы, для сведения:

  1. в Городскую Думу Петропавловск-Камчатского городского округа,
  2. Главе Петропавловск-Камчатского городского округа,
  3. в Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа,
  4. в Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа;
  5. в Управление социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа;
  6. В адрес Городской Думы направить письмо с предложениями:
  7. разработать механизм (нормативные правовые акты) реализации Целевой программы, устанавливающий компетенцию исполнителей программы в части  самостоятельного определения ими размера материальной помощи, выплату определённого вида помощи по основаниям и категории граждан, не предусмотренных Целевой программой; порядок оказания материальной помощи; порядок выплаты денежной материальной помощи гражданам, обслуживаемым на дому социальными работниками учреждений соцобслуживания; критерии отнесения граждан к категории «асоциальные», порядок оказания материальной помощи данной категории гражданам и порядок их учёта в Управлении соцподдержки; порядок выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии до величины прожиточного минимума, установленного по Камчатской области; порядок проведения праздничных мероприятий (конкретный перечень праздничных дат, оказание единовременной материальной помощи в рамках проведение данных мероприятий, категории получателей данной помощи, порядок организации мероприятий); порядок учёта и выдачи бесплатных талонов на приобретение лекарственных средств и продуктов питания для малоимущих одиноких пенсионеров, малоимущих семей с несовершеннолетними детьми; порядок оказания материальной помощи городскому Совету ветеранов войны и труда; порядок оказания материальной помощи прочим общественным и благотворительным организациям на основании обращений администраций данных организаций;
  8. своевременно вносить соответствующие изменения в Целевую программу;
  9. рассмотреть вопрос о целесообразности включения в перечень мероприятий Целевой программы выплаты рентных платежей и приобретение проездных билетов для социальных работников учреждений соцобслуживания;

3. В адрес Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложениями:

  1. обеспечить соблюдение порядка санкционирования исполнения бюджета по расходам;
  2. осуществлять контроль за соответствием сметы доходов и расходов по Целевой программе предусмотренным программой мероприятиям в части распределения расходов по соответствующим статьям экономической классификации;

4. В Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложениями:

  1. заключить соответствующие договоры (контракты) с муниципальными учреждениями здравоохранения на оказание услуг по бесплатному зубопротезированию в рамках реализации Целевой программы;
  2. обеспечить соблюдение муниципальными учреждениями здравоохранения установленного порядка по оказанию услуг по зубопротезированию в рамках Целевой программы;

5. В Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложениями:

  1. учесть в муниципальной собственности квартиры, право собственности на которые зарегистрировано на службу «Городская социальная гарантия»;
  2. обеспечить оформление действующих договоров ренты в установленном законодательством РФ порядке;

6. В Управление социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа направить представление с предложениями:

  1. обеспечить составление сметы доходов и расходов на реализацию Целевой программы (распределение расходов по соответствующим экономическим статьям расходов) в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
  2. обеспечить расходование средств, выделенных на реализацию Целевой программы в соответствии с предусмотренным программой порядком;
  3. своевременно представлять предложения о внесении соответствующих изменений в Целевую программу;
  4. не допускать нецелевого использования средств бюджета городского округа;
  5. обеспечить ведение кассовых операций в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском (бюджетном) учёте;
  6. обеспечить оформление операций по выплате материальной помощи физическим лицам соответствующими первичными учётными (оправдательными) документами;
  7. осуществлять размещение муниципальных заказов, заключение муниципальных контрактов строго в соответствии с требованиями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Гражданским кодексом РФ.

7. Главе Петропавловск-Камчатского городского округа направить письмо с предложением определить меры ответственности к руководству Управления социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа за нецелевое использование средств бюджета городского округа, выделенных на реализацию Целевой программы, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ;
8. Направить Отчёт о результатах проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета, выделенных в 2006 году на реализацию Долгосрочной целевой социальной программы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2006-2008 годы, в Прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского для принятия мер прокурорского реагирования.

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа

Е.А. Коваленко