А.А. Новиков, Анализ эффективности федерального бюджета: вопросы теории и практики. Сборник научных статей, 2006 год

С 1 января 2006 года Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ вступает в силу практически в полном объёме. Одной из новых норм, вводимых данным законом, явились статьи 34 и 38, закрепившие за органами муниципального финансового контроля своё, особое место среди органов местного самоуправления.

До появления Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в Камчатской области финансовый контроль в муниципальных образованиях, безусловно, существовал, однако как таковая самостоятельная система муниципального финансового контроля не сложилась. Контроль за муниципальными финансами и собственностью осуществлялся различными органами, носил временный, очаговый характер и не был скоординированным.

Так, долгое время в Елизовском районном муниципальном образовании и Вилючинском ЗАТО последующий финансовый контроль за использованием муниципальных финансовых ресурсов осуществляло Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Камчатской области. Однако с ликвидацией КРУ Минфина России эти налаженные связи оказались утрачены.

В Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании для осуществления последующего финансового контроля в 1998 году было создано Контрольно-ревизионное управление администрации г. Петропавловска-Камчатского, существующее по настоящее время.

Текущий финансовый контроль в муниципальных образованиях Камчатской области осуществляется финансовыми органами муниципальных образований. В ряде муниципальных образований Камчатской области финансовые органы осуществляют также и последующий контроль с помощью проведения проверок распорядителей и получателей средств местных бюджетов, однако эти контрольные мероприятия, как правило, бессистемны и их качество оставляет желать лучшего.

Органов, осуществляющих финансовый контроль в муниципальных образованиях на всех его стадиях – предварительный, последующий и текущий – в Камчатской области до настоящего времени не существовало.

Региональный орган внешнего государственного финансового контроля – Контрольно-счетная палата Камчатской области - только со второго полугодия 2004 года получил право проводить проверки местных бюджетов муниципальных образований в Камчатской области 1, являющихся получателями финансовой помощи из областного бюджета. До этого периода с момента образования КСП в 1996 году в Законе Камчатской области «О Контрольно-счетной палате» отсутствовала норма, позволяющая нашей организации проводить подобные проверки. За короткий период, последовавший за появлением этой нормы в Законе «О Контрольно-счетной палате Камчатской области» нами были проведены комплексные ревизии составления и исполнения бюджетов 7 из 10 муниципальных образований Камчатской области, в том числе в ряде муниципальных образований контрольными мероприятиями был охвачен период в несколько лет.

Однако с 01 января 2006 года вступают в силу изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, исключившие из данного документа статью 140, согласно пункту 2 которой проверку бюджета муниципального образования могли проводить органы финансового контроля исполнительной власти или контрольные органы субъекта Российской Федерации. В результате данных изменений Контрольно-счетная палата Камчатской области может лишиться права проверять бюджеты муниципальных образований Камчатской области.

При отсутствии действенных органов финансового контроля в муниципальных образованиях Камчатской области в сфере контроля за муниципальными финансами и собственностью может вновь образоваться вакуум, а при отсутствии контроля невозможно внедрение на местном уровне экономически эффективных методов управления муниципальными финансами и собственностью.

Но и создание контрольно-счетного органа в каждом муниципальном образовании не целесообразно. Более того, это невозможно по ряду объективных причин, которые были озвучены Председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным на VIII (внеочередной) конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Красноярске 2.

Конечно же, существуют и другие мнения на этот счёт. Не так давно председателем Союза муниципальных Контрольно-счетных органов России И. Можей было озвучено мнение об обязательности создания контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании: « В 34-й статье * по непонятным для нас причинам выпала норма, предусматривающая обязательность создания контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях».

По мнению И. Можей выпадение этой нормы, практически отдает на откуп местной власти решение о том, создавать или не создавать контрольно-счетный орган у себя в муниципальном образовании.

"Если в течение ближайшего года не будут внесены соответствующие поправки в вышеназванный закон, то следует считать, что во многих уставах не будет пункта о контрольно-счетных органах", - подчеркивает И. Можей. По ее мнению, это будет означать одно: сокращение или вообще практическое уничтожение системы муниципальных контрольно-счетных органов в стране 3.

Однако, по мнению автора данного реферата, то, что глава Союза муниципальных Контрольно-счетных органов России называет отдачей «… на откуп местной власти решения о том, создавать или не создавать контрольно-счетный орган …», является реализацией права органов местного самоуправления на самостоятельную организацию (либо отказ от этого права) муниципального финансового контроля.

При рассмотрении данного вопроса совершенно необходимо учитывать индивидуальные особенности регионов и вновь создаваемых муниципальных образований. Ведь численность населения в некоторых из муниципальных образований, которые появятся в России с 01 января 2006 года, не будет превышать 200 – 300 человек. Вряд ли существует необходимость организации самостоятельных контрольно-счетных органов в подобных муниципальных образованиях.

Не лишним будет вспомнить и о том, что после вступления в силу Федерального Закона №131 ФЗ в Российской Федерации ожидается увеличение количества муниципальных образований, по разным подсчётам, до 24 - 28 тысяч. Учитывая данный факт, сложно представить, откуда при условии обязательности создания контрольно-счетных органов в России возьмётся такое количество квалифицированных кадров для организации работы этих органов.

Не стоит забывать и о низком уровне бюджетной обеспеченности существующих и вновь создаваемых муниципальных образований и прочих проблемах местного самоуправления, которые, безусловно, явятся препятствиями для повсеместного создания контрольно-счетных органов в Российской Федерации.

Как показала практика, на сегодняшний день именно создание муниципальных контрольно-счетных органов – как органов внешнего независимого финансового контроля – наиболее перспективное направление развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

Довольно ярким примером, подтверждающим данное заявление, может служить ситуация, сложившаяся в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании.

Выше мы уже говорили о том, что в этом муниципальном образовании с 1998 года существовал орган муниципального финансового контроля – Контрольно-ревизионное управление администрации г. Петропавловска-Камчатского, который, естественно, подчинялся главе данного муниципального образования.

Два года назад ситуация с обеспечением теплом и горячим водоснабжением жилищного фонда и объектов социальной сферы муниципального образования в Петропавловске-Камчатском вышла из под контроля властей. Средства бюджета муниципального образования, предназначавшиеся для расчётов с энергетиками за поставленную тепловую энергию, были направлены на другие цели, не был своевременно произведён ремонт теплотрасс. Материалы, необходимые для реконструкции тепловых сетей и жилищного фонда, топливо для котельных приобреталось без проведения конкурсов по баснословным ценам – эти и другие факторы явились причиной срыва начала отопительного сезона, что для нашего региона является практически преддверием катастрофы.

Для того чтобы разобраться, в чём же кроется причина этой критической ситуации, в муниципальном образовании был проведён ряд проверок Контрольно-ревизионным управлением Минфина России в Камчатской области, Прокуратурой Камчатской области, ОБЭП УВД Камчатской области и УФСБ России по Камчатской области. Контрольно-счетной палатой Камчатской области была проведена комплексная ревизия составления и исполнения бюджета города Петропавловска-Камчатского, наши специалисты (включая автора данного реферата) привлекались в качестве экспертов для проведения экспертиз по всем уголовным делам, возбуждавшимся в тот период против должностных лиц Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.

Резонным был бы вопрос - чем же занималось в это время упоминаемое нами выше Контрольно-ревизионное управление администрации г.Петропавловска-Камчатского? Специалисты Контрольно-ревизионного управления в это время направлялись их руководством на какие угодно проверки, только не на проверку ситуации, сложившейся в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования.

И это не вина специалистов Контрольно-ревизионного управления, это вполне прогнозируемые и закономерные последствия создания органа финансового контроля, не являющегося изначально независимым органом внешнего аудита. Данная ситуация как зеркало отразила все недостатки органа муниципального финансового контроля, по существу своему являющегося ведомственным.

В результате депутатами Петропавловск-Камчатской Городской Думы было принято решение о создании в муниципалитете независимого органа внешнего финансового контроля – городской Контрольно-счетной палаты.

Сегодня создание в муниципальном образовании контрольно-счетного органа является неким подобием лакмусовой бумажки, отражающим то, насколько органы местного самоуправления готовы перейти от популистских заявлений к реальной конструктивной работе по эффективному управлению муниципальным образованием, вверенным им избирателями.

Эффективное управление страной, регионом или муниципалитетом немыслимо без создания органа, контролирующего исполнение принятых решений, и в данном случае создание контрольно-счетного органа в муниципальном образовании является показателем зрелости представительного органа муниципального образования, показателем того, насколько он, этот представительный орган, заинтересован в контроле за исполнением принимаемых им решений, будь это решение о бюджете, программа приватизации муниципального имущества или решение о предоставлении дополнительных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Региональному контрольно-счетному органу создание контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях также даёт ряд существенных преимуществ. Одним из этих преимуществ является то, что при создании в регионе системы муниципальных контрольно-счетных органов автоматически создаётся определённый кадровый резерв для регионального контрольно-счетного органа.

По данным Минэкономразвития России, с 1 января 2006 года количество муниципальных образований в Российской Федерации увеличится с 11,5 тысяч до 24-25 тысяч, то есть более чем в два раза.

В свою очередь в Камчатской области вместо 10 появится 39 муниципальных образований, то есть их количество увеличится почти в четыре раза. И это только в Камчатской области, без учёта Корякского автономного округа, а после объединения двух этих субъектов Российской Федерации в Камчатский край эта цифра может увеличиться ещё на несколько десятков.

Безусловно, создание муниципальных контрольно-счетных органов в каждом муниципальном образовании излишне затратное мероприятие. Более того, как уже было сказано выше, нет (да и вряд ли появится в обозримом будущем) возможности обеспечить такое количество органов муниципального финансового контроля квалифицированными опытными кадрами.

Возможно, выходом из создавшейся ситуации было бы включение в Уставы муниципальных образований нормы, согласно которой региональный орган государственного финансового контроля имел бы право проводить проверки местных бюджетов. В таких условиях муниципальные образования смогли бы выбирать - создавать ли им собственный муниципальный контрольно-счетный орган, или делегировать полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля региональному органу финансового контроля. На первых порах это позволило бы заполнить вакуум, образовавшийся на поле государственного и муниципального финансового контроля в связи с исключением из Бюджетного кодекса Российской Федерации статьи 140.

Однако Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ установил исчерпывающий круг вопросов, которые должны определяться в Уставе муниципального образования, а данный вопрос не отнесён к перечню вопросов местного значения.

Данная ситуация убедительно доказывает необходимость урегулирования этого вопроса на федеральном уровне путём принятия Федерального закона «О государственном и муниципальном финансовом контроле в Российской Федерации».

В настоящий же момент федеральное законодательство ставит перед нами выбор – либо организация муниципального органа финансового контроля, либо полное отсутствие внешнего независимого финансового контроля на муниципальном уровне. При этом, как уже было сказано выше, только независимый орган внешнего финансового контроля – то есть контрольно счетный орган - в состоянии эффективно осуществлять контрольные функции на всех стадиях осуществления финансового контроля.

В существующих условиях автор данного реферата предлагает осуществить организацию финансового контроля в муниципальных образованиях в Камчатской области путём создания системы контрольно-счетных органов в два этапа.

На первом этапе – назовём его переходным, необходимо разработать и принять Закон Камчатской области «О государственном и муниципальном финансовом контроле в Камчатской области».

Отсутствие закона Российской Федерации «О государственном и муниципальном финансовом контроле» уже сегодня создаёт ряд серьёзных проблем в организации и осуществлении действенного финансового контроля в субъектах Российской Федерации и на уровне муниципалитетов, поэтому этот пробел в законодательстве необходимо хотя бы частично закрыть региональным законом.

В общих чертах о Законе «О государственном и муниципальном финансовом контроле в Камчатской области» можно сказать следующее – он должен расставить все точки над “ i ” во взаимоотношениях между органами государственного и муниципального финансового контроля и остальными органами государственной власти и местного самоуправления при проведении финансового контроля на всех его стадиях – от проведения контрольных мероприятий до реализации их материалов. В этом законе должны быть закреплены общие термины и понятия, применяемые при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля, чтобы исключить их двойное толкование.

Кроме этого данный закон должен содержать в себе рекомендации для органов местного самоуправления по организации финансового контроля в муниципальных образованиях.

Также на первом этапе предлагается создание первых двух муниципальных контрольно-счетных органов в двух наиболее крупных муниципальных образованиях Камчатской области – в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском муниципальном районе **.

К сожалению, зачастую представительные органы местного самоуправления видят свою задачу по созданию контрольно-счетного органа достаточно узко и при его создании ограничиваются лишь утверждением Положения о контрольно-счетном органе. Это может породить массу проблем в деятельности контрольно-счетного органа. Могут возникнуть вопросы о его статусе, полномочиях, основаниях для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, споры могут возникнуть и по применению терминов и понятий, использующихся при проведении процедур финансового контроля. В конце концов, при отсутствии контрольно-счетного органа в Уставе муниципального образования становится возможным оспорить и законность образования подобного органа.

По мнению автора, для того, чтобы избежать подобных проблем в существующей на сегодняшний день ситуации и при отсутствии Закона Российской Федерации «О государственном и муниципальном финансовом контроле» создание муниципального контрольно-счетного органа должно происходить при принятии пакета документов, а именно:

•  Устав муниципального образования, содержащий статьи, в которых чётко определены роль, основные задачи данного органа и его место среди остальных органов местного самоуправления муниципального образования;

•  Положение о муниципальном финансовом контроле в муниципальном образовании;

•  Положение о муниципальном контрольно-счетном органе.

Необходимо отметить, что если Петропавловск-Камчатский городской округ – цельное муниципальное образование, не включающее в себя других муниципальных образований, то в состав Елизовского муниципального района войдёт десять самостоятельных муниципальных образований. Эту особенность нужно будет учесть при работе над нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность контрольно-счетного органа Елизовского муниципального района.

В Уставе Елизовского муниципального района необходимо чётко закрепить роль муниципального счетного органа и его место среди прочих органов местного самоуправления, а именно:

•  муниципальный контрольно-счетный орган района должен быть органом местного самоуправления;

•  муниципальный контрольно-счетный орган должен быть самостоятельным юридическим лицом;

•  контрольные полномочия районного муниципального контрольно-счетного органа должны распространяться на все муниципальные образования, входящие в Елизовский муниципальный район.

Не только в уставе Елизовского муниципального района, но и в уставах входящих в него муниципальных образований за районным муниципальным контрольно-счетным органом обязательно должна быть закреплена роль органа, осуществляющего внешний финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета Елизовского муниципального района и средств бюджетов всех входящих в него муниципальных образований.

В целом о Положении о контрольно-счетном органе муниципального образования необходимо отметить, что помимо норм, закреплённых в Уставе, в этом Положении должны раскрываться задачи, состав контрольно-счетного органа, оговариваться формы и виды муниципального финансового контроля, осуществляемые этим органом.

Положение о муниципальном финансовом контроле в муниципальном образовании должно закрепить термины и понятия, использующиеся при проведении процедур финансового контроля, содержать в себе исчерпывающий список органов муниципального финансового контроля и органов, на которые в муниципальном образовании могут быть возложены отдельные функции органов муниципального финансового контроля. Кроме этого с помощью Положения о муниципальном финансовом контроле необходимо максимально возможно формализовать порядок проведения процедур финансового контроля на местном уровне и порядок взаимодействия органов муниципального финансового контроля при проведении этих процедур.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что 38-й статьёй Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ предусмотрено право представительного органа местного самоуправления выбрать - назначать руководство контрольно-счетного органа или избирать его на муниципальных выборах.

Однако при формировании контрольно-счетного органа на муниципальных выборах велика вероятность того, что к руководству создаваемым органом муниципального финансового контроля придут люди, не имеющие соответствующего опыта работы и объёма профессиональных знаний, необходимых для руководства подобным органом. По этой причине при создании системы контрольно-счетных органов в Камчатской области автор данного реферата предлагает использовать способ, ставший традиционным для Российской Федерации – назначение главы контрольно-счетного органа депутатами представительного органа муниципального образования и, в дальнейшем, также депутаты по представлению председателя должны назначать аудиторов.

После осуществления рассмотренных выше мероприятий первого этапа предлагается (по примеру Владимирской области) создать совещательно-консультативный орган, координирующий деятельность органов внешнего финансового контроля, действующих в регионе.

Не важно как он будет называться – «Общественный совет внешнего финансового контроля», как во Владимирской области, или «Ассоциация контрольно-счетных органов Камчатской области».

Важно то, что данный орган должен способствовать совершенствованию способов и методов осуществления внешнего финансового контроля на территории региона и профессиональному росту сотрудников контрольно-счетных органов. При наличии данного совещательного органа станет возможно координировать работу не соподчинённых друг-другу контрольно-счетных органов региона.

Временной промежуток проведения мероприятий первого этапа – полтора – два года. Проводить его имеет смысл уже сегодня, однако работа должна вестись с учётом предстоящего объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в единый субъект Российской Федерации.

Часть мероприятий первого этапа уже проведена. Автор данного реферата является разработчиком статей Устава Петропавловск-Камчатского городского округа 4, в которых определены роль, основные задачи данного органа и его место среди остальных органов местного самоуправления муниципального образования, Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа 5 и Положения о муниципальном финансовом контроле в Петропавловск-Камчатском городском округе 6.

Необходимо отметить, что разработка и принятие указанных выше документов *** стало возможным исключительно благодаря тесному сотрудничеству с руководителем Правового управления Городской Думы Еленой Юрьевной Новицкой и рядом депутатов Городской Думы, заинтересованных в скорейшем создании органа независимого внешнего аудита в Петропавловск-Камчатском городском округе.

В результате проведённой работы в Уставе Петропавловск-Камчатского городского округа непосредственно городской Контрольно-счетной палате посвящено четыре статьи: статья 46 «Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа», статья 47 «Полномочия Контрольно-счетной палаты городского округа», статья 48 «Состав и полномочия должностных лиц Контрольно-счетной палаты городского округа», статья 49 «Коллегия Контрольно-счетной палаты городского округа».

Кроме этого, что немаловажно, согласно статье 9 Устава муниципального образования городская Контрольно-счетная палата отнесена к органам местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа.

Нормы, закреплённые в Уставе, нашли своё отражение и получили развитие в Положении о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа.

В Положении о муниципальном финансовом контроле в Петропавловск-Камчатском городском округе были закреплены термины и понятия, которые будут использоваться при проведении процедур финансового контроля в муниципальном образовании, закреплено понятие неэффективного использования бюджетных средств (с целью свести к минимуму риск обвинений работников органов муниципального финансового контроля в субъективизме при проведении проверок эффективности использования бюджетных средств).

Также этим Положением предусмотрен список органов, которые являются органами муниципального финансового контроля в Петропавловск-Камчатском городском округе, а также органов, которые могут наделяться отдельными функциями органов муниципального финансового контроля в данном муниципальном образовании, разработан порядок взаимодействия органов муниципального финансового контроля, их основные цели и задачи при осуществлении финансового контроля на всех его стадиях.

Кроме этого, для того, чтобы упорядочить деятельность органов муниципального финансового контроля и исключить в этой деятельности параллелизм и дублирование, Положением введена норма, согласно которой планы контрольных мероприятий органов муниципального финансового контроля подлежат согласованию между собой. Для этой цели проект годового плана контрольных мероприятий финансового органа муниципального образования и соответствующие планы работы распорядителей средств муниципального бюджета направляются в адрес Контрольно-счетной палаты. Таким образом закреплены лидирующие позиции муниципального контрольно-счетного органа уже на этапе планирования контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. Кроме того, в этом Положении нами предусмотрена норма, согласно которой по итогам года все органы муниципального финансового контроля Петропавловск-Камчатского городского округа отчитываются перед Городской Думой о проведенных за год контрольных мероприятиях, их результатах, исполнении нарушителями бюджетного законодательства представлений и предписаний. И в обязательном порядке включению в отчет подлежат результаты исполнения конкретными органами муниципального финансового контроля годового плана контрольных мероприятий.

На втором этапе – назовём его заключительным, предлагается создать контрольно счетные органы на базе остальных 6 муниципальных районов и Вилючинского городского округа.

Создание этих контрольно-счетных органов можно будет производить на основе апробации опыта, полученного при создании аналогичных органов в Петропавловск-Камчатском городском округе и Елизовском муниципальном районе и с учётом особенностей муниципальных образований.

Учитывая ряд индивидуальных особенностей муниципальных образований Камчатской области, и с целью оптимизации расходов местных бюджетов, создаваемые в них муниципальные контрольно-счетные органы по мнению автора не должны состоять более чем из трёх-четырёх специалистов. К сожалению, при создании большинства муниципальных контрольно-счетных органов, вероятно, придётся пожертвовать принципом коллегиальности, в остальном же это будут полноценные контрольно-счетные органы созданные с учётом общероссийского опыта.

По мнению автора, даже в том случае, если бы в Бюджетном кодексе Российской Федерации была оставлена 140 статья и региональный контрольно-счетный орган государственного финансового контроля по прежнему имел бы право проводить проверки местных бюджетов, создание в муниципальных образованиях Камчатской области самостоятельных контрольно-счетных органов по ряду причин было бы более предпочтительным.

Одной из этих причин являются географические особенности территории Камчатской области, в связи с которыми многие муниципальные образования, как существующие, так и вновь создаваемые, труднодоступны.

Так, попасть в Алеутский муниципальный район, и, большую часть года, в Соболевский муниципальный район, можно только с помощью авиации. Тоже относится и к некоторым вновь создаваемым муниципальным образованиям Усть-Большерецкого муниципального района. В отдельные периоды труднодоступными будут муниципальные образования Усть-Камчатского муниципального района (период ледостава, период разлива рек и т.п.). Вилючинский городской округ хоть и расположен не так далеко от областного центра, создаётся на базе ЗАТО (место базирования флотилии атомных подводных лодок) и, по понятным причинам въезд на территорию данного муниципального образования для граждан, не проживающих на его территории туда максимально затруднён.

Но даже не особенности географического положения Камчатской области являются главным аргументом в пользу создания самостоятельных контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях. Организация в муниципальном образовании самостоятельного контрольно-счетного органа способствует максимальному приближению такого уровня публичной власти как муниципальная к населению, проживающему на территории муниципального образования.

Ведь решение о создании муниципального контрольно-счетного орана будут принимать депутаты представительного органа соответствующего муниципального образования – то есть люди, избранные населением муниципального образования. Таким образом, население, проживающее на территории муниципального образования, увидит то, каким образом избранный им представительный орган организует контроль деятельности органа исполнительной власти муниципального образования и, впоследствии, из уст людей, которым они оказали доверие, избрав своими депутатами в представительный орган, услышит оценку эффективности деятельности исполнительной власти.

Окончанием второго этапа будет вступление контрольно-счетных органов, созданных в муниципальных образованиях Камчатской области в совещательно-консультативный орган, координирующий деятельность органов внешнего финансового контроля, действующих в области, созданный на первом этапе (назовём его «Ассоциация контрольно-счетных органов Камчатской области»).

Безусловно, проведение мероприятий и первого и второго этапов должно проходить при участии и под максимально возможным контролем регионального контрольно-счетного органа. Ведь у Контрольно-счетной палаты Камчатской области в настоящее время уже имеется и определённый кадровый потенциал для организации финансового контроля в муниципальных образованиях, и опыт проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, и значительный объём методических указаний по проведению данных мероприятий.

Конечно же работа по созданию в регионе системы муниципальных контрольно-счетных органов потребует огромных затрат времени и сил, но, по мнению автора результат стоит этих затрат и созданная в нашем регионе система контрольно-счетных органов достойно вольётся в Российскую систему органов внешнего аудита бюджетов.

* Имеется в виду 34 статья Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г . № 131-ФЗ (примечание автора).

** Здесь и далее наименования муниципальных образований Камчатской области приведены в том виде, в который они будут приведены с 01.01.2006 года.

*** Эти документы будут представлены в качестве приложений к настоящему реферату, так как объём реферата ограничен и нет возможности для более подробного рассмотрения указанных документов.

1 Поправки в Закон Камчатской области «О Контрольно-счетной палате Камчатской области», о которых идёт речь, были внесены Законом Камчатской области от 30 июня 2004 года № 194;

2 Доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашина на VIII конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (Красноярск, 8 июня 2005 года) "Пути совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в условиях реформирования местного самоуправления"

3 По материалам агентства «ФК-Новости» из выступления председателя Союза муниципальных контрольно-счетных органов (КСО) России И. Можей на IV-ой всероссийской конференции Союза КСО в Волгограде.

4 Закон Камчатской области «О регистрации изменений в Устав Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования» от 27 июня 2005 года № 367.

5 Утверждено Решением Петропавловск-Камчатской городской Думы «О создании Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении положения о ней» от 5 июля 2005 года №172-р.

6 Утверждено Решением Петропавловск-Камчатской городской Думы «Об утверждении Положения о муниципальном финансовом контроле в Петропавловск-Камчатском городском округе» от 5 июля 2005 года № 171-р.