КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Камчатский край №46 от 24 ноября 2010г.  Мария ВЛАДИМИРОВА

Уже миновали тяжелые времена, когда бюджетники не могли быть уверены, что раз в 2 года полетят в гарантированный им российским законодательством отпуск, к солнцу и фруктам, бесплатно, то есть за счет казны. Бюджетники Петропавловска-Камчатского в этом смысле не исключение. Тем более что о них позаботилось руководство администрации города, заключив в 2005 году очень любопытный договор с ОАО «Трансаэро» на предоставление услуг по авиаперевозкам.

Этот документ длительное время являлся предметом гордости градоначальника. В предвыборном 2009 году о нем напоминали и развешенные по городу агитационные билборды. Но вот аудиторы Контрольно-счетной палаты краевого центра, копнув поглубже, схватились за головы: на выполнениях условий этого договора бюджет города теряет суммы, которые сегодня исчисляются уже десятками миллионов рублей.
Нет, казну разоряют не врачи, не учителя, не работники культуры и не другие их коллеги по бюджетной сфере, бесплатно летающие к местам отдыха. Как выяснилось, очень небольшая их часть вообще пользовалась услугами данной авиакомпании. Чья в этом вина – постаралась разобраться Контрольно-счетная палата. И вот что выяснилось.


Странная любовь

Договор был заключен тремя сторонами - администрацией города в лице главы, ОАО «Трансаэро» и ООО «Солнечный ветер» (продавцом авиабилетов). Суть документа проста: город платит «Трансаэро» за перевозку муниципальных служащих к местам отдыха и командировок.
В 2005 году, когда договор заключался, закон о муниципальных и государственных закупках еще не действовал. Тем не менее действовали другие нормативно-правовые акты, которые говорили о том, что конкурсы проводиться вообще-то должны. И на это можно было бы махнуть рукой, но договор действует по сей день, ежегодно он администрацией города пролонгируется, однако конкурс не проведен до сих пор.
Более того, документ определяет для «Трансаэро» весьма вольготные условия оплаты услуг, а именно – услуги она предоставляет исключительно на условиях предоплаты. Предоплату город выделяет авиакомпании ежегодно. И суммы эти откровенно удивляют.
«Трансаэро» ежегодно их не отрабатывает – попросту не продает на эти деньги достаточное количество билетов. В частности, потому что этот авиаперевозчик, по условиям договора, организует рейсы исключительно по маршруту Петропавловск-Камчатский - Москва. А ведь дороги отпускников, как правило, лежат не только в Первопрестольную.
При этом суммы неотработанной авиакомпанией предоплаты ежегодно росли, и на 1 января 2010 года долг «Трансаэро» перед городом составил более 15 млн. рублей. Особо необходимо отметить, что все это время городской бюджет являлся дефицитным, т. е. город для осуществления нормальной деятельности тех же больниц и школ привлекал банковские кредиты, одновременно кредитуя успешную авиакомпанию. Первоначально договор с авиакомпанией касался муниципальных служащих из структурных подразделений администрации города. А немного позже появилось приложение к документу, которое предусмотрело оплату авиабилетов работникам муниципальных учреждений – детсадов, школ и т.д. Казалось бы, важен результат: чтобы люди полетели в отпуска. В действительности такая схема договора – прямое нарушение закона: глава городского округа не имеет права от имени муниципальных учреждений заключать подобные договоры. Это должны делать руководители самих учреждений, самостоятельно выбирая перевозчиков на конкурсной основе или в ином порядке. К чему привело данное нарушение закона, мы расскажем дальше.
«Это льгота для граждан, живущих в условиях Крайнего Севера. И люди, которые пользуются этой льготой, сами вправе определить, самолетами какой компании им предпочтительнее долететь к месту отдыха», - считает председатель Контрольно-счетной палаты Андрей Новиков.

 

Дело темное

Итак, «Трансаэро» оказалось не в состоянии переварить весь объем финансовых средств, которые авиакомпании предоставляло руководство мэрии Петропавловска. Но зачастую компания «Солнечный ветер» продавала билеты по ценам выше, чем указано в договоре. В авиакассе работнику муниципального учреждения отвечали, что в рамках договора билетов нет, а есть билеты по более высокой цене. Но поскольку летом очень хочется в отпуск, граждане были вынуждены покупать билеты по предлагаемым ценам.
И эти, более дорогие билеты, в конечном итоге, оплачивал город. В результате, по этой схеме только в 2008 году казна Петропавловска потеряла около 0,5 млн. рублей, и только по 20 учреждениям. На самом деле канули в Лету куда более серьезные суммы. Ведь в городе 180 муниципальных учреждений, охватить проверками их все КСП просто не в состоянии.
Почему именно компании «Трансаэро» мэрия предоставляет столь заметные преференции – дело темное, однако факт. Ведь, например, для ОАО «Аэрофлот», с которым администрация города заключила договор в 2009 году, предоплата не предусмотрена. Этой компании, осуществляющей авиаперевозки по всем направлениям, оплата производится только по факту предоставления услуг.
Между тем управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю также увидело в этой ситуации незаконно предоставленные преференции одному из участников рынка перевозок в лице «Трансаэро». И приняло решение наложить на главу городского округа административное взыскание. Сегодня в суде мэрия пытается оспорить факт нарушения антимонопольного законодательства. Хотя оно, как и нарушение законодательства о размещении заказов, очевидно для каждого здравомыслящего человека. Тем более что в этом с КСП согласилась и прокуратура, и одна из экспертных организаций - институт государственных закупок РАГС, к которой КСП обращалась по данному вопросу. Этот институт подтвердил нарушение федеральных законов 135-ФЗ и 94-ФЗ.
Еще один момент, на котором нельзя не остановиться, – условия, на которых задолженность перед городом остается в руках «Трансаэро». Было бы логично предположить, что организация, у которой город покупает услуги и которая не смогла отработать определенную денежную сумму, должна в дальнейшем предоставить услуги по ценам, исходя из которых уже поступила предоплата. Однако на деле все происходило несколько иначе. На каждый последующий год договор пролонгировался с новыми ценами, по ним «Трансаэро» и отрабатывала долги перед городом. Таким образом, для хорошей жизни авиакомпании городом было сделано все что только можно. Деньги разве что не были подарены. Впрочем, они и так остаются в полном распоряжении авиакомпании. И город ежегодно продолжает брать в банках кредиты под существенные проценты, а затем сам кредитует «Трансаэро».


Все запущено

На фоне этой ситуации складывается неразбериха в муниципальных учреждениях. Школы и больницы сторонами договора с «Трансаэро» не являются, поэтому все счета-фактуры авиакомпания направляет напрямую в администрацию города - как стороне договора. А уж она рассылает эти счета-фактуры по учреждениям. По условиям договора «Трансаэро» должна в течение месяца после оказания услуг предоставить счета-фактуры и акты выполненных работ, но случается, что предоставляет их по полгода. И получается, что человек, вернувшись из отпуска, сдает финансовый отчет, бухгалтерия ему оплачивает расходы, а затем повторно приходит счет, из которого видно, что эти билеты уже были ранее оплачены.
В ходе проверки КСП обнаружилось и нецелевое использование средств на сумму 386 тысяч рублей. Оказалось, что билеты по безналу продавались и коммерческим фирмам, находящимся в собственности городского округа, - МУПам, ООО и прочим подобным организациям.
Бухучет по договорным отношениям с авиакомпанией в ряде случаев был настолько запущен, что задолженность «Трансаэро» перед учреждениями висела в течение более чем 2 лет, а в других случаях задолженность авиакомпании перед учреждениями попросту безосновательно списывалась. Счет шел на сотни тысяч рублей. Например, приходит в учреждение акт сверки от «Трансаэро», по данным которого школе или детсаду оказано больше услуг чем в действительности. И вместо того чтобы разобраться, бухгалтеры просто подгоняли свой учет под данные авиакомпании, составляли необходимые справки и списывали задолженность. За 5 лет хаос зашел так далеко, что теперь восстановить реальную и полную картину крайне сложно.
«Первопричина же одна: изначально договор был заключен с нарушениями закона и подписан ненадлежащим должностным лицом, которому очень хотелось подписать этот договор, - считает руководитель КСП Андрей Новиков. - Идея изначально была неплохая, и намерения благие, но срезались, как обычно, на реализации. В том виде, в котором договор был заключен, он и не мог быть реализован качественно. Эта недоработка администрации города привела к очень серьезным потерям бюджетных средств».
Были более простые и, главное, законные пути сотрудничества с авиаперевозчиками. Например, муниципальный контракт (разумеется, по результатам соответствующего конкурса), в рамках которого муниципальные учреждения заключили бы с авиаперевозчиком отдельные договоры. Существует и более простой вариант оплаты проезда в отпуск, когда средства на проезд выделяются непосредственно человеку, который имеет право на эту льготу. В этом случае нет необходимости и в проведении конкурсных процедур.
Однако мэрия пошла по третьему пути, который завел в тупик, и выбраться из которого теперь уже ни у учреждений, ни у администрации не получается, хоть та и начала предпринимать такие попытки. Уж больно глубоко затянуло.
Более того, согласно последним данным, которые были представлены в КСП буквально на днях руководством департамента социального развития мэрии, долг «Трансаэро» только по социальным учреждениям на начало года составлял более 16 млн. рублей. Эти данные расходятся с первоначальным актом сверки, который предъявлялся Контрольно-счетной палате, более чем на 1 млн рублей. «Главное, что нужно учитывать, - этот акт сверки не последний. Не все учреждения разобрались со своими долгами. Есть пример, когда в МУ «УЖКХ» от «Трансаэро» был направлен счет, из которого следовало, что работникам этой организации были предоставлены услуги по авиаперевозкам. «УЖКХ» отправило счет обратно, ответив, что их работники в означенный период не летали самолетами этой авиакомпании», - говорит Андрей Новиков.
Видимо, разбираться в хитросплетениях запутанных отношений мэрии, «Трансаэро» и десятков муниципальных учреждений можно очень долго и не всегда результативно. Много денег и полное отсутствие контроля за их использованием – ситуация весьма характерная для деятельности администрации Петропавловска.