«Камчатский край», №3 (325), 23 января 2013 г. Мария ШУПЕНИК

Седьмой год в Петропавловске-Камчатском работает полноценный орган финансового контроля – Контрольно-счетная палата. На своем недолгом пока веку КСП пережила не одну смену власти в городе, успев нажить и массу недоброжелателей среди тех, кому не дает спокойно спасть ее высокопрофессиональный и беспристрастный подход к работе, а также готовность широко освещать ее результаты. Однако эти же причины заставляют всех уважительно и внимательно относиться к деятельности КСП.
Сегодня будет интересно вспомнить о некоторых контрольных мероприятиях КСП, о которых газета писала в течение прошлого года, и узнать от председателя КСП Андрея Новикова, как реагируют органы администрации Петропавловска на выводы и предложения контролеров.

- Проверив деятельность ОАО «Автопарк», КСП, в частности, пришла к выводу, что кредитная линия, привлеченная от «Солид Банка» в размере 120 млн рублей на покупку новых автобусов, может привести к банкротству предприятия. Отреагировала ли администрация города на ваши предложения?
- Из того, что мы предлагали, не выполнено практически ничего. Во всяком случае, только Комитет по управлению имуществом нам официально сообщил, что они сменят организацию, которая проводила инициативный аудит в автопарке. Также, со слов гендиректора ОАО «Автопарк» Решетняка, расторгнут договор ОАО с фирмой, в которой его дочь является учредителем. Но это только слова, документального подтверждения данному факту на сегодняшний день нет. Видимо, все ждут, когда мы придем с отдельной проверкой.
Чиновники различного уровня, как заведенные, твердят о том, что «Автопарк» должен жить, что они его спасают, пытаясь, видимо, создать впечатление, что Контрольно-счетная палата, в отличие от них, мечтает это предприятие развалить. Но мы всегда говорили, что «Автопарк» пребывает в тяжелой финансовой ситуации, и ему надо помочь в первую очередь грамотным менеджментом, наведением порядка с долгами. Нам до сих пор никто не ответил, как это будет делаться, но убеждают в том, что все «Автопарк» поддерживают. Выглядит это несколько странно: или люди не понимают, о чем мы говорим, или снова перестали читать наши отчеты. Зато есть уверенность, что газетные статьи они точно читают.

- По сей день высокие должностные лица утверждают, что кредит вовсе никакой не рискованный...
- Это полный бред. Официально заявляю, что каждый человек, который говорит, что этот кредит не рискованный, не умеет считать. И здесь не нужно специальных знаний, достаточно обычного школьного образования. Напомню, что бизнес-план, который готовился под этот кредит, предполагает, что в течение 5 лет не будет изменяться уровень заработной платы на предприятии, цены на топливо останутся на уровне 2012 года, стоимость запчастей не изменится. Как вы полагаете, это возможно? Мы уверены, что нет. Поэтому и заявляем, что бизнес-план был просчитан безграмотно. Даже если мы просто увеличиваем на уровень инфляции расходы, сразу становится видно, что стоимость расходов явно превышает стоимость доходов, что деятельность предприятия убыточна. Изменить ситуацию можно только грамотным менеджментом.

- В минувшем году КСП проверила деятельность аппарата администрации Петропавловска за 2010 год. Администрация уже новая, соответственно, сменился и аппарат. Есть, кому отрабатывать «промахи»?
- Напомню, что один из эпизодов проверки был связан с незаконным использованием и оплатой услуг vip-зала аэропорта. Услугами зала мог пользоваться ограниченный круг лиц из числа высокопоставленных сотрудников администрации при служебных командировках. Однако пользовались этим и чиновники мэрии со своими семьями, которые полетели в отпуск, и иные лица, которые по своему статусу не имеют права пользоваться vip-залом. Незаконные расходы на эти цели за 2010 год составили 150 тысяч рублей. И эти средства бывший руководитель аппарата администрации Виктор Сергеев лично возместил в кассу. Но мы не информированы, возмещены ли аналогичные расходы за 2011 и 2012 годы. Мы, конечно, надеемся, что администрация ведет работу в этом направлении, однако обязательно изучим этот вопрос в ходе отдельной проверки.
Отдельный вопрос – это ремонт здания администрации. Представители подрядной организации, сотрудники аппарата (сейчас в основном уже бывшие) с нами очень долго спорили по поводу качества ремонта стилобата – пешеходной платформы перед администрацией города, доказывали, что все там в порядке. Мы доказывали обратное, что ремонт был частично выполнен по технологии мягкой кровли, и такие работы было необходимо выполнять с учетом определенного температурного режима, определенными материалами. Но тут полили дожди, которые наглядно показали, что правы были мы. Все попросту потекло. Судя по последнему письму из аппарата администрации, претензионная работа ведется. Подрядчики, ООО «Стройтехсервис» и ООО «Беликов», уверяют, что выполнят гарантийный ремонт. Мы надеемся, что так и будет, потому что в противном случае деньги за некачественно проведенный ремонт придется возвращать, а речь идет о сумме более 7 млн рублей.

- Программа комплексного развития инженерной инфраструктуры (ПКР) стоила Петропавловску более 62 млн рублей. А проверка КСП показала, что к использованию в работе этот документ непригоден. Кто-либо понес наказание за это «недоразумение»?
- ПКР – очень интересный документ, который по-прежнему не нужен никому, кроме его отца-создателя Владислава Скворцова. МУП «УМИТ» до сих пор за него расплачивается. Расплачивается с трудом, но иного выхода нет. Если не будет платить «УМИТ», будет платить бюджет, поскольку этот шедевральный документ заказывался под муниципальные гарантии.

- Почему платит «УМИТ»?
- В свое время для того чтобы разработать ПКР, в недрах администрации города было принято решение привлечь сторонних экспертов, для чего решили создать некую группу предприятий, которая совместными усилиями создаст ПКР. Непонятно, для чего это сделано при наличии целого Комитета городского хозяйства и штата его специалистов. Тем не менее в эту группу вошли МУПы: «Горсеть», «Петропавловский водоканал» и «УМИТ». На «УМИТ» было возложено взять муниципальную гарантию и привлечь кредит, а остальные товарищи обещали, что будут своевременно оплачивать кредит вместе с «УМИТ». Это соглашение выполнялось в течение достаточно короткого времени. Сначала обанкротилась «Горсеть», и в это соглашение попытались втиснуть МАУ «УЖКХ», которое, как известно, тоже долго не просуществовало, а затем перестал платить и «Петропавловский водоканал». Остался один «УМИТ» и муниципальная гарантия. Поверьте, этот МУП нашел бы более подходящие цели, на что потратить деньги. Но вынужден платить за ПКР – документ, который не работает, потому что работать не может, и актуализировать его невозможно, т. к. за это необходимо платить дополнительные деньги. Можно предположить, что люди, которые придумали эту гениальную операцию, планировали не только заработать на приобретении ПКР, но и заработать на его дальнейшем обслуживании. Но что-то пошло не так…

- Проверка финансово-хозяйственной деятельности детско-юношеской спортивной школы №5, в которой занимаются около 700 детей и подростков, показала, что вести занятия приходится зачастую в неприспособленных, подвальных помещениях, в то время как добрую часть здания ДЮСШ оккупировала централизованная бухгалтерия мэрии. Порядок наведен?
- Здесь, помимо прочего, играет свою роль тот факт, что наша спортивная общественность не всегда и не вполне готова бороться за свои интересы. Вопрос по ДЮСШ №5 мы выносили и на коллегию КСП, и на комиссию по взаимодействию с КСП. Максимально привлекали к участию в работе над этим вопросом депутатов городской Думы, а также депутата Заксобрания нашу чемпионку Светлану Галянт. Но представители самой ДЮСШ №5 активную позицию на тот момент проявить не смогли. Дело даже едва не дошло до реорганизации путем присоединения ДЮСШ №5 к ДЮСШ №3. По-прежнему вместо стадиона напротив ДЮСШ №5 работает стоянка для автотранспорта работников централизованной бухгалтерии, сама централизованная бухгалтерия из здания ДЮСШ не съехала, ни одного кабинета не освободила. Ничего не изменилось. Периодически спортсмены поднимают знамя борьбы, но бухгалтеры побеждают, и вопрос притухает. Во всяком случае в пределах полномочий КСП мы сделали все возможное для цивилизованного разрешения этой ситуации.

- В прошлом году КСП проверила деятельность МУП «Петропавловский водоканал» за 2010-2011 годы. В тот период МУП возглавляла Наталья Осокина, на месте которой давно работает другой руководитель, Александр Кошкарев. Кто расплачивается за «грехи» Натальи Валентиновны?
- На сегодняшний день сделано немало. Новым директором «Горводоканала» проводилась работа с фирмой «Коммунтехцентр-Камчатка», которому Осокина более 2 лет назад сделала полную предоплату за поставку различных товаров в значительной сумме. На начало прошлого года долг этого предприятия перед водоканалом составлял около 4 млн рублей, но товары так и не были поставлены. Этот долг фирма практически закрыла, и Кошкарев подал в суд на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафных санкций и остатков долга. Работа ведется, но на счета предприятия вернется далеко не все. Например, автобус, за который была сделана предоплата, так и не получен и, видимо, получен не будет, вопрос застрял на стадии исполнительного производства. Конечно же, никто не вернет и 1 млн 152 тысячи рублей, потраченные на обучение самой Осокиной и ее детей.

- Но если денег мы не увидим, то, возможно, увидим саму Наталью Валентиновну?
- Вполне возможно. Ходят упорные разговоры о ее возвращении на Камчатку. До недавнего времени она занимала должность генерального директора Сахалинской коммунальной компании, но Сахалин уже, видимо, не в состоянии оплачивать труд великого менеджера, и она снова в городе, и, возможно, ждет, когда ее вновь призовут что-либо возглавить. Пусть это будет и не «Петропавловский водоканал». Это пока еще не единственная богатая организация в Петропавловске…

- В минувшем году КСП изучила, как МКУ «Управление благоустройства» распоряжалось средствами и имуществом города в 2009-2010 годах. Тогда вскрылись странные факты привлечения подрядчиков, которые и не думали выполнять свои обязательства, однако их работа была оплачена. Возмещены ли убытки, причиненные бюджету?
- К сожалению, здесь итоги неутешительные. В период нашей проверки МКУ «Управление благоустройства» возглавляла Инна Юрьевна Игнатенко. В течение целого года после проверки мы пытались ей объяснить, что необходимо вести претензионную работу с недобросовестными поставщиками услуг. Пытались объяснить это и Комитету городского хозяйства, писали письма в администрацию города. Несмотря на тома наших обращений, работа не велась. А началась претензионная работа строго в тот момент, когда истек срок исковой давности – около полутора-двух месяцев назад. Это касается и газона возле церкви, о котором уже можно забыть, ведь там и не было задачи облагородить город, а была задача облагодетельствовать подрядчика. Это касается и ситуации, когда дважды проводилась уборка одной и той же территории по двум разным контрактам, в которых тоже были задействованы некие «нужные» люди. Ни одного искового заявления в суд вовремя подано не было. Убытки, причиненные городу в связи с работой АНКО «Центр молодежной занятости» по незаконному соглашению с Управлением благоустройства тоже никто взыскивать не стремился.

- Того, как «благоустраивается» город, касалась и проверка эффективности деятельности МУП «УМИТ», который управлял несколькими муниципальными ООО, ответственными за чистоту и порядок в Петропавловске…
- К сожалению, мы и здесь оказались правы, когда говорили о том, что ООО, созданные «УМИТом», в принципе не могут нормально работать, и их надо либо приватизировать, либо ликвидировать. На тот момент нам отвечали, что делать этого ни в коем случае нельзя, что случится социальный взрыв. Мы провели финансовый анализ, доказали, что состояние этих муниципальных ООО постоянно ухудшается и ничего хорошего из этого не получится, они просто обанкротятся один за другим. И это произошло. Все прежние ООО – банкроты, на их месте осуществляют деятельность частные организации, в которых работают те же люди, что работали в муниципальных ООО. Насколько прибыльны эти частные ООО, мне неизвестно. Но ситуацию с муниципальными организациями мы, к сожалению, спрогнозировали точно. В них при создании и в процессе работы были сделаны немалые вложения, в том числе финансовые, хотя изначально было понятно, что это дорога в никуда. И в целом практика показывает, что когда представители частного бизнеса приходят в какую-либо сферу деятельности города, она становится прибыльной, а до тех пор, пока ею занимался город, она была убыточной. Она прибыльная для водителей автобусов, которые стремятся попасть на маршруты, а городские автобусные предприятия в лучшем случае срабатывают «по нолям». Кстати, у «ГАП-5» («Городское автобусное предприятие-5») судебные приставы не так давно арестовали имущество.

- В чем же проблема?
- Проблема в управлении, в умах, в головах. Можно предположить, что и в бездонных карманах.

- Как вы считаете, с приходом нового городского управленца, Алексея Алексеева, ситуация изменится в лучшую сторону?
- Лично я пока не вижу улучшений, как, наверное, и ухудшений. Но, на мой взгляд, необходимо действовать иначе. Не понимаю, зачем создавать большое количество органов администрации города. Не понимаю, зачем в недрах администрации создается централизованная бухгалтерия, которая будет вести бухучет чуть ли не всех органов администрации, никакого положительного эффекта от этой затеи я не прогнозирую. Но, видимо, Алексей Валерьевич имеет иное мнение. Это его право, его полномочия, в которые мы вмешиваться не можем. Жаль только, что эти действия идут вразрез с нашими предложениями, которые выработаны на основе соответствующего анализа.
Вообще нужно сказать, что КСП занимается оценкой определенных оконченных процессов. Те процессы, которые начаты нынешней городской администрацией, оконченными пока назвать сложно. Сегодня мы проверяем деятельность 2011, частично 2012 годов, а большую часть этого периода главой администрации являлся Сергей Кондрашин, поэтому сложно предметно говорить о большинстве участков работы нынешней мэрии. Хотя вопросы есть. Мы эти вопросы задаем, но не всегда получаем ответы. Хотелось бы больше открытости, прозрачности, чтобы мы видели не итог того или иного процесса, а чтобы на всех этапах мы понимали, что и зачем делается. В частности, не так давно было принято решение об упразднении отдела финансового контроля в административно-контрольном управлении. В этой связи мы не могли не задаться вопросом, как же будет осуществляться в администрации города внутренний финансовый контроль. Ведь контроль – процесс непрерывный, который нельзя останавливать ни в коем случае, потому что в управленческой деятельности могут появиться пробелы, где вольготно себя почувствуют личности, которые начнут в мутной воде ловить рыбку. В администрации нам сообщили, что внутренним финансовым контролем будет заниматься финансовое управление, которому передаются эти полномочия. Но начнет оно это делать после того, как сформируется соответствующий штат. Могу уверенно сказать, что на налаживание нормальной, качественной работы уйдет не менее полугода. Все это время внутреннего финансового контроля в городе фактически не будет. По моему мнению, этот процесс можно было провести постепенно, поэтапно и более качественно. Но решение было принято иное, в пределах полномочий сити-менеджера.

- А как вам работается с новым составом городской Думы?
- Мне нравится новая Дума, туда пришло много активных людей, которые разбираются во многих вопросах, но пока сложно сказать, насколько успешно разберутся. Внушает оптимизм тот факт, что многие имеют свою позицию, собственное мнение, совершенно не боятся его высказывать. Это уже не забитые люди, которых мы могли наблюдать в Думе предыдущего созыва. Здесь изначально поставлены другие задачи, другие стратегические цели, людям дают работать, и в этом большая заслуга нового главы города.