Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Андрея Александровича Новикова на IX очередной конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации

Добрый день, уважаемые коллеги!

Совершенно очевидно, что на сегодняшний день основной проблемой, с которой контрольные органы сталкиваются при создании и дальнейшем функционировании, является несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего нашу деятельность. Пробелы и противоречия, содержащиеся сегодня в ряде федеральных законов, зачастую приводят к тому, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы прокуратуры по разному толкуют  их нормы. В качестве примера можно привести нормы Федерального Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванного защитить предпринимателей от излишнего бремени проверочных мероприятий, проводимых исполнительными органами власти. К сожалению, в связи с нечёткими формулировками данного закона, сегодня его нормами пытаются воспользоваться  различные нечистоплотные руководители муниципальных предприятий, препятствуя проведению проверок контрольными органами. При этом органы прокуратуры Российской Федерации по-разному толкуют нормы закона № 294-ФЗ. Так, по мнению прокурора г. Владивостока действие закона № 294-ФЗ в полной мере распространяется на деятельность контрольных органов. Прокурор г. Петропавловска-Камчатского, анализируя те же нормы федерального закона, пришёл к совершенно иным выводам – по его мнению действие закона № 294-ФЗ на деятельность контрольных органов не распространяется. Считаю, что распространение действия данного федерального закона на муниципальные контрольные органы извращает сам дух этого закона. С целью устранения данной правовой неопределённости нами подготовлен и направлен в адрес правовой комиссии АКСОР проект соответствующего федерального закона.  Пользуясь возможностью, прошу присутствующих представителей АКСОР, и в первую очередь Николая Сергеевича Столярова помочь нам в продвижении данного законопроекта. Весьма остро сегодня проявились противоречия между нормами Федеральных Законов 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Как Вам, безусловно, известно, после вступления в силу Федерального закона № 25-ФЗ во многих субъектах Российской Федерации органы прокуратуры оспорили отнесение должностей председателей и аудиторов муниципальных контрольных органов к муниципальным должностям. Нужно сказать, что при оспаривании данных норм региональных законов органы прокуратуры проявили удивительное упорство. В Камчатском крае, к сожалению, этот процесс происходил при поддержке региональной власти и при полном отсутствии поддержки наших интересов со стороны регионального органа внешнего финансового контроля. Тогда у нас создалось отчётливое ощущение, что излишне рьяных муниципалов решили поставить на место. В результате с прошлого года председатели и аудиторы муниципальных контрольных органов, формируемых представительными органами местного самоуправления, в Камчатском крае отнесены к числу муниципальных служащих. При этом, торопясь исключить нас из состава муниципальных должностей и включить в состав муниципальных служащих, инициаторы процесса упустили один важный нюанс: муниципальная служба осуществляется на постоянной основе, и это тоже требование федерального законодательства. Соответственно,  заключение срочных трудовых контрактов с муниципальными служащими противоречит закону. На согласование этой позиции с органами прокуратуры у нас ушло больше года, и это недопустимо долго. Но сегодня мы с прокуратурой выработали общую позицию по данному вопросу, и надо сказать,  что прокуратура нас поддерживает. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что к осени мы поставим в этом вопросе точку. Уважаемые коллеги, формат доклада не позволяет остановиться на других проблемах законодательства, регулирующего деятельность муниципальных контрольных органов. Многие из этих проблем и без того хорошо вам известны. В качестве положительных моментов хочу отметить создание правовой комиссии АКСОР и включение в план работы этой комиссии наших предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность муниципальных органов финансового контроля. Хочется поблагодарить за это наших коллег из АКСОР. В этом году, наконец, создана, и вероятно, в ближайшее время начнёт свою работу правовая комиссия СМКСО. Это означает, что от разговоров о несовершенстве законодательства, регулирующего нашу деятельность, мы, наконец-то, переходим к действиям по его совершенствованию.  И тем не менее, сегодня муниципальные контрольные органы по-прежнему весьма уязвимы для внешнего воздействия, в связи с чем в заключение своего доклада хочу сказать, что решение проблемы несовершенства законодательной базы, регулирующей нашу деятельность, по нашему мнению, должна стать приоритетной в работе СМКСО. Спасибо за внимание.