КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Отчёт о результатах тематической проверки целевого и эффективного использования муниципальных нежилых помещений, сданных в аренду (субаренду), а также земельных участков в границах территорий объектов

Скачать Отчет
otchet_2013_05_30.doc (228.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский 30 мая 2013 года

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] на 2012 год и пункт 1.1 Плана Контрольно-счетной палаты на 2013 год.

Цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием муниципальных нежилых помещений, сданных в аренду (субаренду), а также земельных участков в границах территорий объектов.

Предмет контрольного мероприятия: основные показатели работы Комитета по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[2] и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в части организации проведения расчётов по договорам аренды объектов муниципального нежилого фонда и договорам аренды земельных участков в границах территорий объектов; бухгалтерская и финансовая отчётность, отражающая полноту и своевременность поступления арендной платы; нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции с арендой объектов муниципального нежилого фонда; договоры и иные документы, характеризующие использование объектов муниципального нежилого фонда и земельных участков в границах территорий объектов, находящихся в собственности городского округа.

Объект контрольного мероприятия: Комитет по управлению имуществом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[3], Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа[4].

Проверяемый период деятельности: 2010-2011 годы.

Срок проведения контрольного мероприятия: с «27» ноября 2012 года по «22» февраля 2013 года.

По результатам проведения контрольного мероприятия составлены и направлены в адрес проверяемых объектов акты:

- ДГЗО – от 01.03.2013 № 01-18/03-01, подписан без разногласий;

- КУИ – от 01.03.2013 № 01-18/02-01, подписан с разногласиями.

На представленные разногласия Контрольно-счетной палатой составлено и направлено соответствующее заключение. В последующем КУИ письмом от 25.03.2013 № 01-06-01/1272/13 проинформировал КСП о проведённых мероприятиях направленных на устранение замечаний, указанных в акте проверки.

В ходе подготовки настоящего отчёта направлены информационные письма в адрес:

- Комитета по управлению имуществом администрации городского округа;

- Департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа;

- Главы администрации городского округа;

- Главы городского округа;

- Департамента финансов администрации городского округа.

Результаты контрольного мероприятия:

  1. Анализ законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих передачу в аренду муниципальных нежилых помещений.

В соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации[5] и на основании статьи 5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждённого решением Петропавловск-Камчатской Городской Думы от 28.12.2005 № 263-р[6] органом, уполномоченным на осуществление от имени городского округа прав владения, пользования и распоряжения имуществом является Комитет.

В этой связи, от имени городского округа полномочия арендодателя при сдаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне, также осуществляет Комитет.

В соответствии с п. 3, 4 статьи 12 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью порядок предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда, а также условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются решениями Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа[7], размер арендной платы за пользование муниципальным имуществом определяется в соответствии с Методикой расчёта арендной платы, утверждаемой постановлением администрации городского округа.

Порядок предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда в городском округе в проверяемом периоде определялся на основании Порядка предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда в Петропавловск-Камчатском городском округе, утверждённого Решением Городской Думы от 25.12.2009 № 93-нд[8].

Согласно статье 1 Решения от 25.12.2008 № 93-нд аренда объектов муниципального нежилого фонда осуществляется по результатам проведения

торгов на право заключения договоров аренды в отношении муниципального нежилого фонда городского округа.

В городском округе в проверяемом периоде и на момент проверки действует Постановление Главы городского округа от 14.12.2006 № 2515 «Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда в городском округе»[9] который регламентирует определение величины арендной платы.

Следует отметить, что перезаключение договора на новый срок в соответствии с частью 9 статьи 17.1 и частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[10] осуществляется без проведения конкурса.

Согласно указанной норме права, размер арендной платы при перезаключении договора на новый срок определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта аренды.

Необходимо отметить, что при аренде зданий или сооружений, согласно п. 1 ст. 652 ГК РФ арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

В городском округе распоряжаться в полном объёме земельными участками, принадлежащими городскому округу на праве собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании Решения Городской думы от 24.06.2009 № 515-р «Об учреждении Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа[11] и утверждении положения о нем» уполномочен ДГЗО.

Следует отметить, что порядок предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регламентируется Решением Городской Думы от 29.04.2009 № 112-нд «О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и порядке предоставления такого имущества в пользование»[12]. На основании данного Решения Комитет формирует и опубликовывает перечень муниципального имущества[13], предназначенного для передачи (переданного) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства[14], муниципальное имущество включенное в Перечень, не подлежит отчуждению и может быть передано указанным субъектам в аренду либо безвозмездное пользование.

Согласно статье 6 решения от 29.04.2009 № 112-нд размер арендной платы за муниципальное имущество, включенное в Перечень, определяется на основании оценки права аренды в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[15].

Необходимо отметить, что Решение от 29.04.2009 № 112-нд, а также Решение № 93-нд предусматривает предоставление льготы для арендаторов, чьи виды деятельности носят социально-значимый характер, либо имеется дефицит оказываемых арендатором услуг населению на рынке услуг городского округа.

В то же время нормативно-правовой акт, определяющий, какие виды деятельности относятся к социально-значимым и дефицитным на рынке услуг городского округа отсутствует. Кроме того, не разработан порядок, определяющий размер льготы по арендной плате для каждого вида деятельности, носящего социально-значимый, дефицитный характер.

  1. Проверка заключения, оформления и сопровождения договоров аренды. Порядок определения размера арендной платы.

В ходе контрольного мероприятия сплошным методом были проверены договоры аренды, заключенные в 2010-2011 годах, а также договоры заключенные ранее, срок действия которых распространялся на период 2010-2011 годы.

На момент проверки действовало 29 договоров аренды муниципальных нежилых помещений. За 2010-2011 годы было расторгнуто 53 договора аренды, из них по причине перезаключения на новый срок:

- в 2011 году с ООО «Веснянка»;

- в 2012 году с ИП Ефремова Е.А., ИВИС ДВО РАН, МСПО «Авача», ООО «Сварог».

Следует отметить, что на основании статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договора на новый срок без проведения конкурса, аукциона возможно только с арендатором надлежащим образом исполнившим свои обязанности при одновременном соблюдении следующих условий:

- размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

- минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

В тоже время согласно пункту 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды на новый срок без проведения конкурсов и аукционов разрешается на срок не более чем до 01.07.2015 года.

Между тем в ходе контрольного мероприятия было установлено, что при заключении договора с ООО «Веснянка» от 01.11.2011 № 24579 на новый срок с 01.11.2011 года по 30.06.2015 года без проведения конкурса, аукциона, КУИ не принято во внимание, что указанный арендатор систематически нарушает сроки внесения арендной платы.

Таким образом, договор на новый срок с вышеуказанным контрагентом был заключен в нарушение норм, установленных п. 10 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В тоже время в соответствии с пунктом 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» размер арендной платы по данному договору определён на основании отчёта об оценке права аренды за 1 м2 .

Аналогично при заключении договора на новый срок с ИП Ефремовой Е.А. Комитетом также не принято во внимание ненадлежащее исполнение данным арендатором своих обязанностей по оплате арендных платежей.

Таким образом, в нарушение пункта 10 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в 2012 году с ИП Ефремовой Е.А. Комитет заключает следующие договоры на новый срок:

- договор от 23.07.2012 № 6/12-НФ (период действия 23.07.2012 года по 22.07.2013 года);

- договор от 01.07.2012 № 5/12-НФ на срок с 01.07.2012 по 30.06.2013 (к нему заключено дополнительное соглашение от 27.11.2012, которое устанавливает срок аренды по данному договору с 01.07.2012 года по 30.06.2015 года).

Также, в нарушение пункта 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», размер арендной платы по данным договорам определён на основании Методики расчёта арендной платы.

Необходимо отметить, что в договорах, где арендная плата определена на основании Методики расчёта арендной платы, размер арендной платы не менялся с момента заключения данных договоров, что является нарушением статьи 3 Методики расчёта арендной платы, согласно которой величина арендной платы должна изменяться в зависимости от изменения коэффициентов и уровня ожидаемой инфляции, используемых при подготовке бюджета городского округа на очередной финансовый год.

Согласно пояснению Председателя КУИ А.А. Манаевой порядок изменения арендной платы в зависимости от изменения коэффициентов и уровня ожидаемой инфляции так и не установлен.

В ходе проверки также были установлены отдельные случаи неправильного применения Методики расчета арендной платы, обусловленные невнесением Комитетом соответствующих изменений в расчет арендной платы при изъятии помещений, сдаваемых муниципальным унитарным предприятием «Дирекцией по эксплуатации зданий»[16] в аренду, из его хозяйственного ведения.

Таким образом, поскольку методика расчета арендной платы, применяемая Комитетом несколько отличается от методики расчета арендной платы МУП «ДЭЗ», сумма арендной платы по договорам аренды, заключаемым Комитетом и равнозначным договорам, заключаемым МУП «ДЭЗ», будет различна.

Следует отметить, что ранее Контрольно-счетная палата уже рекомендовала КУИ устранить указанные различия, однако, Комитетом соответствующие изменения в расчет арендной платы внесены не были.

В результате излишне начисленная сумма арендной платы за проверяемый период составила 64,8 тыс. рублей, недоначисленная сумма арендной платы за тот же период - 32,4 тыс. рублей, в том числе:

- ИП Матюшина Г.Л. договор от 01.07.2008 № 591 - излишне начисленная сумма арендной платы по данному договору составляет 63,6 тыс. рублей;

- ТИГ ДВО РАН договор от 01.05.2008 № 573 - недоначисленная сумма арендной платы по данному договору составляет 17,7 тыс. рублей;

- КО ВТОО «Союз художников России» [17] договор от 01.04.2008 № 502 недоначисленная сумма арендной платы договору составляет 14,7 тыс. рублей;

- Союз художников России договор от 01.04.2008 № 503 - излишне начисленная сумма арендной платы по данному договору составляет 1,2 тыс. рублей.

В нарушение статьи 9 Решения № 93-нд Комитетом предоставлена субсидия Союзу художников России для погашения задолженности по арендной плате в размере 180,5 тыс. рублей за пользование объектом аренды не закреплённым за арендодателем на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Так, в декабре 2010 года постановлением администрации городского округа от 30.11.2010 № 3319 Союзу художников России была предоставлена субсидия для погашения задолженности по арендной плате в общей сумме 180,5 тыс. рублей в рамках соглашения от 09.12.2010 № 13-10 о предоставлении субсидии за счёт средств бюджета городского округа[18], заключенного между Комитетом и Союзом художников России.

Согласно п.п. 2.3.2. Соглашения, Союз художников России не позднее 25.12.2010 года обязан представить Комитету отчёт (копии платёжных документов, подтверждающих оплату аренды нежилых помещений) об использовании субсидии. Также, согласно пункту 3.3. Соглашения, получатель несёт ответственность за несвоевременное представление отчёта об осуществлении расходов в виде штрафных санкций из расчёта: размер подотчётной суммы, умноженный на ставку рефинансирования, установленную Центральным Банком Российской Федерации и на количество дней просрочки предъявления отчёта.

Союз художников России произвел перечисление полученной субсидии в бюджет городского округа позже установленного Соглашением срока, а именно:

-09.02.2011 года в сумме 180,0 тыс. рублей;

- 21.04.2011 года в сумме 0,5 тыс. рублей.

В нарушение пункта 3.3. Соглашения, Комитетом штрафные санкции не предъявлялись.

Согласно расчёту Контрольно-счетной палаты, Союзу художников России в рамках соглашения от 09.12.2010 № 13-10 Комитетом должны быть начислены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение своих обязательств в размере 632,3 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия были выявлены расхождения арендуемой площади согласно договору аренды с фактически указанной в техническом паспорте объекта аренды по договору от 01.12.2007 № 383 с ИП Погудина Ю.М. (Михалькова).

Так, в договоре от 01.12.2007 № 383 с ИП Погудина Ю.М. (Михалькова) площадь объекта аренды отдельно стоящего здания определена в размере 16,5 м2 , что противоречит данным технического паспорта от 25.01.2006 года, где площадь данного объекта составляет 28 м2 .

Из пояснений работников КУИ следует, что в 2006 году Комитетом выявлен факт самовольной постройки, что препятствует государственной регистрации права муниципальной собственности на здание площадью 28 м2 . Здание находится в границах земельного участка, сформированного и отведённого под эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 5/1 по проспекту Рыбаков в г. Петропавловск-Камчатском и построено для обслуживания многоквартирных жилых домов по проспекту Рыбаков, в том числе дома № 5/1, и в соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно относиться к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

В настоящее время Комитет изыскивает возможность предоставления Михальковой Ю.М. (Погудиной) иного здания, соответствующего деятельности индивидуального предпринимателя. После расторжения договора аренды здание будет исключено из реестра муниципального имущества городского округа как объект общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 5/1 по пр. Рыбаков в г. Петропавловск-Камчатском.

Также проверкой было выявлено 4 договора аренды, где фактически предметом аренды является жилое помещение, а именно:

- договор от 01.07.2008 № 014/2005 ЗАО «Доктор»;

- договор от 01.12.2012 № 9/12-НФ ФГБУ Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН;

- договоры от 01.04.2008 №№ 502,503 КО ВТОО «Союз художников России».

Необходимо отметить, что согласно информации КУИ о проведении мероприятий, направленных на устранение замечаний КСП, указанных в акте проверки, Комитетом подготовлены к отправке уведомления о расторжении договоров аренды с вышеуказанными арендаторами в связи с тем, что помещения, находящиеся в аренде, являются жилыми или общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

В ходе проведения проверки были выявлены договоры аренды отдельно стоящих зданий, где условия договора обязывают арендатора заключить договор аренды земельного участка, а именно:

- договор аренды объектов теплоснабжения с ОАО «Камчатскэнерго» от 01.02.2011 № 31/ар-11. Срок действия договора с 01.02.2011 года по 31.12.2011 года. Согласно п. 4.1.2. договора арендатор обязуется заключить договор арены земельного участка под объектами недвижимости;

- договор аренды здания с МПО «Авача» от 01.07.2012 № 4/12-НФ. Срок действия договора с 01.07.2012 г. по 30.06.2015 г. Согласно п. 2.4. плата за пользование земельным участком под объектом недвижимости арендатором производится самостоятельно по договорам аренды с Департаментом.

- договор аренды нежилого здания с ООО «Жилремуслуга» от 13.03.2008 № 306. К данному договору заключено дополнительное соглашение, согласно условиям которого (пункт 3.4.) арендатор обязан в 10 дневный срок заключить договор аренды земельного участка. Вместе с тем, вышеуказанное дополнительное соглашение не датировано, в связи с чем установить срок, в который арендатору надлежало заключить договор аренды земельного участка, не представляется возможным.

Между тем по запросу КСП Департаментом был представлен только один договор аренды земельного участка от 16.04.2012 № 31/12, заключенный с ООО «Жилремуслуга».

Таким образом, фактически договор аренды земельного участка был заключен спустя 4 года после подписания договора аренды здания на этом участке.

Следует отметить, что по информации КУИ между ДГЗО и Комитетом взаимодействие организовано посредством электронного документооборота, в том числе в части уведомления ДГЗО о зданиях и сооружениях, в отношении которых заключены договоры аренды.

В тоже время, согласно пояснению руководителя Департамента предоставление земельных участков в аренду осуществляется в заявительном порядке, что, по его мнению, исключает взаимодействие КУИ и ДГЗО; информацией о предоставлении в аренду зданий, строений, сооружений ДГЗО не располагает.

Также в пояснении утверждается, что арендаторы объектов недвижимости по вышеуказанным договорам за предоставление земельных участков в аренду не обращались. В тоже время в распоряжении КСП имеется заявление Председателя правления МПО «Авача» Репиной Л.П. в КУИ, согласно которому арендатор обращался в ДГЗО, но получил отказ в заключение договора аренды земельного участка под арендуемым зданием в связи с тем, что только собственник здания имеет право постановки на кадастровый учет. При этом участок не был зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости.

Земельные участки, на которых находятся отдельно стоящие здания или сооружения, переданные в аренду КУИ на основании статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» могут быть отнесены в состав муниципальной собственности, поскольку заняты объектами, находящимися в собственности муниципального образования.

Необходимо отметить, что в договорах аренды муниципального имущества, заключенных КУИ с ОАО «Камчатскэнерго» на неопределённый срок, отсутствует пункт, обязывающий арендатора заключить договор аренды земельного участка, в том числе:

- договор аренды имущества от 20.12.2006 № 21/ар-06;

- договор аренды имущества от 08.08.2007 № 26/ар-07;

- договор аренды имущества от 08.08.2007 № 27/ар-07;

- договор аренды имущества от 09.11.2007 № 30/ар-07 .

Аренда на участки земли под объектами, переданными ОАО «Камчатскэнерго» по вышеперечисленным договорам, по сведениям Департамента, оформлена не была.

Таким образом, отсутствие оперативного взаимодействия между ДГЗО и КУИ и надлежащего контроля исполнения договорных обязательств влечет за собой систематическое недополучение городским округом доходов от аренды земельных участков.

Отдельно следует отметить начисление арендной платы по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Камчатскоммунэнерго», где предметом аренды являются сооружения, представляющие собой инженерные сети, а также объекты электро-, тепло- и водоснабжения.

В городском округе отсутствует нормативный документ регламентирующий передачу в аренду инженерных сетей, а также объектов электро-, тепло- и водоснабжения.

Начиная с 2005 года размер арендной платы муниципального имущества по данным договорам аренды Комитетом определяется исходя из размера годовых амортизационных начислений арендуемого имущества и производится по формуле: балансовая стоимость объекта*процент износа.

Между тем, согласно Инструкции № 148н[19] амортизация с 01.01.2009 года на имущество находящееся в казне не начисляется. Такую же норму устанавливает пункт 94 Инструкции № 157н[20].

В связи с отсутствием в городском округе соответствующего нормативного документа Комитету необходимо было определить размер арендной платы в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности», которая устанавливает, что при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при передаче их в аренду проведение оценки является обязательным. В данном случае оценивается не рыночная стоимость самого объекта недвижимости, а рыночная стоимость права временного владения и пользования объектом, то есть величина арендной платы.

В тоже время при передаче в аренду нежилых помещений (отдельно стоящих зданий) необходимо было определять размер арендной платы в соответствии с методикой расчёта арендной платы действующей в городском округе.

Так, общий размер арендной платы по всем договорам, заключенным с ОАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Камчатскоммунэнерго» отдельно за нежилые помещения (отдельно стоящие здания) рассчитанный и начисленный исходя из размера амортизации за 2010-2011 годы составляет 17406,4 тыс. рублей. В тоже время размер арендной платы за данный период, рассчитанный КСП согласно методике расчета арендной платы, составляет 36879,9 тыс. рублей[21].

Таким образом, в результате не применения Комитетом нормативных документов, регламентирующих начисление арендной платы, городскому округу нанесен ущерб в размере 19473,5 тыс. рублей.

По данным Комитета в проверяемом периоде и на момент проверки муниципальные нежилые помещения в субаренду не сдавались.

  1. Проверка своевременности и полноты внесения арендной платы

Согласно данным бюджетного учета Комитета по состоянию на 01.01.2010 года общая сумма задолженности арендаторов в доход бюджета городского округа по аренде муниципального нежилого фонда составила 56203,0 тыс. рублей. Вместе с тем, с учетом переплаты по договорам аренды муниципального нежилого фонда в общей сумме 1713,6 тыс. рублей, сальдированный результат задолженности в части договоров аренды нежилого фонда по состоянию на 01.01.2010 года составил 54490,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2011 года общая сумма задолженности по договорам аренды муниципального имущества составила 72641,2 тыс. рублей. Сумма переплат по договорам аренды нежилого фонда составила 1187,0 тыс. рублей. Сальдированный результат в части аренды муниципального имущества по состоянию на 01.01.2011 года составил 71454,2 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2012 года сумма задолженности по договорам аренды муниципального нежилого фонда составила 62969,0 тыс. рублей. В то же время сумма переплат по договорам аренды - 1150,0 тыс. рублей. Сальдированный результат в части аренды нежилого фонда по состоянию на 01.01.2012 года составил 61819,0 тыс. рублей.

Таким образом, в 2010 году наблюдается рост дебиторской задолженности в размере 16964,2 тыс. рублей или на 31,1%, в 2011 году - снижение дебиторской задолженности на 9635,2 тыс. рублей или на 13,5 %.

Основной причиной образования дебиторской задолженности являются несвоевременные платежи арендаторов.

Необходимо отметить, что величина арендной платы с 01.01.2007 года до настоящего времени не изменялась, что является нарушением раздела 3 Методики расчёта арендной платы, где установлено, что величина арендной платы изменяется ежегодно в зависимости от изменения коэффициентов и уровня ожидаемой инфляции, используемых при подготовке бюджета городского округа на очередной финансовый год.

Между тем учитывая, что размер начисленной арендной платы (без начислений ОАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Камчатскоммунэнерго») за 2010-2011 годы составляет 33499,2 тыс. рублей и 19690,2 тыс. рублей соответственно, при применении КУИ коэффициента инфляции размер начисленной арендной платы увеличился бы в 2010 году на 2941,2 тыс. рублей, а в 2011 году на 1201,1 тыс. рублей.

Следует отдельно отметить договоры, заключенные с ОАО «Камчатскэнерго». В проверяемом периоде действовало 19 таких договоров.

Всего за период с 2010 года по 2011 год по договорам с ОАО «Камчатскэнерго» начислено 35192,7 тыс. рублей, в том числе:

§ за 2010 год – 12793,5 тыс. рублей;

§ за 2011 год – 22399,2 тыс. рублей.

Оплата по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» в проверяемом периоде поступала только в 2011 году, в общей сумме 14121,0 тыс. рублей.

Дебиторская задолженность по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» составила:

§ на 01.01.2010 – 19166,8 тыс. рублей;

§ на 01.01.2011 – 30176,1 тыс. рублей;

§ на 01.01.2012 – отсутствовала.

В 2010 году увеличение дебиторской задолженности по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» составило 11009,3 тыс. рублей или 57,4%, что обусловлено несвоевременно произведённым зачетом затрат на проведение капитального ремонта в 2010 году в счет подлежащей перечислению арендной платы.

Отсутствие на конец 2011 года дебиторской задолженности обусловлено своевременно произведённым зачетом затрат на проведение капитального ремонта в 2011 году в счет подлежащей перечислению арендной платы.

Таким образом, на рост общей дебиторской задолженности в 2010 году также повлиял тот факт, что зачет затрат на капитальный ремонт, произведённый ОАО «Камчатскэнерго» в 2010 году в сумме 10203,5 тыс. рублей проведен только в 2011 году, что в свою очередь, оказало влияние на снижение дебиторской задолженности в 2011 году.

Также следует отметить, что на снижение дебиторской задолженности в 2011 году повлияла корректировка начислений в бюджетном учёте КУИ, в части изменения начисленной арендной платы в сторону уменьшения в общей сумме 5283,1 тыс. рублей.

Кроме того, из 235 арендаторов муниципального имущества, числящихся по данным бюджетного учета Комитета, по 127 в 2011 году движение (начисление арендных платежей либо уплата задолженности в бюджет) не происходило. При этом 51 из них имеет дебиторскую задолженность перед бюджетом (от 0,03 рублей до 334069,24 рублей), 69 - кредиторскую в размере от 0,01 рублей до 27191,06 рублей.

Данный факт уже отмечался КСП в 2010 году при проведении аналогичной тематической проверки Комитета, в связи, с чем Комитету было предложено систематизировать и упорядочить работу в части проведения установленной действующим законодательством РФ инвентаризации обязательств. Однако Комитетом указанные предложения исполнены не были.

В проверяемом периоде Комитетом за несвоевременность внесения арендной платы была начислена пеня в общей сумме 746,46 тыс. рублей, в том числе:

-за 2010 год в сумме 0,14 тыс. рублей;

-за 2011 год в сумме 746,32 тыс. рублей.

В тоже время в ходе контрольного мероприятия были выявлены действующие договоры аренды, по которым арендаторами систематически не исполняются надлежащим образом обязательства по оплате. При этом Комитетом за несвоевременное внесение арендной платы пеня не начислена.

Согласно расчёта КСП размер пени, не поступившей в доход бюджета городского округа за проверяемый период, составляет 263,0 тыс. рублей, в том числе:

- ООО «Веснянка» договор от 01.09.2008 № 669 в сумме 10,6 тыс. рублей;

- КО ВТОО «Союзу художников России» по договорам от 01.04.2008 №№ 502,503 – 30,0 тыс. рублей;

- ТИГ ДВО РАН договор от 01.09.2008 № 573 – 1,6 тыс. рублей;

- ИП Матюшина Г.Л. договор от 01.07.2008 № 591 – 2,9 тыс. рублей;

- ОАО «Рубин» договор от 01.09.2006 № 4599 – 107,1 тыс. рублей;

- ИП Сушко В.К. договор от 31.01.2007 № 427 – 31,0 тыс. рублей;

- ИП Погудина Ю.М. (Михалькова) договор от 01.12.2007 № 383 – 8,2 тыс. рублей;

- ООО «Дельта Ойл» договор от 01.12.2007 № 368 – 7,6 тыс. рублей;

- ИП Дерунец А.В. договор от 25.01.2008 № 400 – 0,4 тыс. рублей;

- ОАО «Жилремуслуга» договор от 13.03.2008 № 306 – 16,1 тыс. рублей;

- ОАО «Сбербанк» договор от 01.01.2008 № 369 – 47,5 тыс. рублей.

В ходе контрольного мероприятия было установлено, что КУИ, в нарушение Инструкции № 148н, Инструкции № 157н и приказа КУИ от 25.04.2011 № 116 «Об учетной политике», отдельный учет начисленных и поступивших сумм пени за несвоевременное внесение арендной платы, взысканных по исполнительным листам в проверяемом периоде, не осуществлялся.

Таким образом, Комитетом нарушена финансовая дисциплина в части исполнения порядка учёта начисленных и поступивших сумм пени за несвоевременное внесение арендной платы, взысканных по исполнительным листам. Данное нарушение, по мнению КСП, не позволяет объективно проследить динамику изменения плановых и фактических поступлений и провести объективный анализ выполнения плана поступления доходов по аренде объектов нежилого фонда городского округа в проверяемом периоде, и как следствие, объективно прогнозировать поступления неналоговых доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Также проверкой были установлены отдельные случаи неэффективного ведения КУИ претензионной работы.

В ходе проверки были установлены случаи, когда Арбитражным судом отказано в удовлетворении иска о взыскании дебиторской задолженности в связи с пропуском срока исковой давности.

Так, между Комитетом и ГУП «Камчатскоммунэнерго» был заключен договор аренды муниципального имущества от 01.08.2006 № 18/АР-06 по условиям которого сданы в аренду объекты тепловодоснабжения.

В декабре 2011 года между сторонами подписано соглашение о расторжении договора с 01.02.2011 года.

Следует отметить, что арендная плата в рамках данного договора, согласно бухгалтерской справке № 1, была начислена только 15.01.2011 года за период с 01.08.2006 по 31.01.2011 в общей сумме 28745,4 тыс. рублей.

При этом определением Арбитражного суда Камчатского края от 17.03.2010 года признано обоснованным заявление ГУП «Камчатскоммунэнерго» о признании его несостоятельным (банкротом), введена процедура наблюдения. В связи с чем Комитетом в Арбитражный суд подано заявление о включении задолженности по арендной плате в реестр требований кредиторов.

В соответствии с Определением Арбитражного суда Камчатского края от 26.09.2011 в реестр требований кредиторов включена задолженность по арендной плате за период с августа 2008 года по декабрь 2009 года в размере 9033,5 тыс. рублей, во включении в реестр требований задолженности за период с августа 2006 года по июль 2008 года в сумме 12454,2 тыс. рублей отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Поскольку заявление о признании должника банкротом принято к производству 14.12.2009 года задолженность за период с декабря 2009 года по январь 2011 года в сумме 7257,6 тыс. рублей относиться к текущим платежам.

Таким образом, в соответствии с Решением Городской Думы от 28.09.2011 № 424-нд «О порядке признания безнадежной к взысканию задолженности, возникшей перед бюджетом Петропавловск-Камчатского городского округа», задолженность в размере 12454,2 тыс. рублей была списана как безнадежная к взысканию.

Следует отметить, что согласно оборотной ведомости на 01.01.2012 года в бюджетном учете КУИ дебиторская задолженность по ГУП «Камчатскоммунэнерго» составляет 16291,1 тыс. рублей. В тоже время Комитетом введение работы по взысканию данной суммы, в том числе текущих платежей не осуществлялось.

Аналогичная ситуация в части пропуска Комитетом срока исковой давности по взысканию задолженности по арендным платежам сложилась по следующим контрагентам:

-ООО «Солнечный мир» договор от 01.11.2005 № 4290 - в сумме 45,6 тыс. рублей;

-ИП Страхова Т.В. договор от 10.01.2006 № 4250 - в сумме 12,5 тыс. рублей;

-ИП Шумилова Е.С. договор от 01.12.2006 № 4684 - в сумме 52,6 тыс. рублей;

-ИП Сапожников С.Д. договор от 14.07.2004 № 3632 - в сумме 193,1 тыс. рублей;

-Общественная организация КОДЮФ Киокушинкай каратэ-до, договор от 01.05.2006 № 4754 - в сумме 25,2 тыс. рублей.

ИП Солгалов В.П. договор от 01.11.2005 № 4240, договор от 01.10.2006 № 4630 – в общей сумме 112,3 тыс. рублей.

Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей (бездействие должностных лиц Комитета) в период с 2006 года по 2011 год бюджету городского округа нанесён ущерб в размере 29299,1 тыс. рублей.

Также следует отметить, что проверкой выявлены случаи, когда право на истребование задолженности арендатора в бюджет городского округа Арбитражным судом признано незаконным в связи с тем, что договор аренды муниципального имущества со стороны арендодателя заключен неуполномоченным лицом, а также вследствие злоупотребления правом со стороны арендатора.

Так, между КУИ и ООО «Трикотажница» был заключен договор аренды нежилых помещений от 01.05.2006 № 4447.

При этом помещение, которое было передано в аренду ООО «Трикотажнице», согласно акту приёма-передачи, передано Комитетом 01.11.2004 года МОП ЖКХ «Южное». Данное имущество использовалось МОП ЖКХ «Южное» в целях осуществления уставной деятельности и из фактического владения не выбывало.

В тоже время в бюджетном учете Комитета на 01.01.2011 года числилась задолженность ООО «Трикотажница» по арендной плате данного нежилого помещения в размере 535,4 тыс. рублей. В связи, с чем Комитет обратился в суд с исковым заявлением о взыскании вышеуказанной задолженности.

Согласно решению Арбитражного суда от 11.03.2011 года договор аренды муниципального имущества от 01.05.2006 № 4447 между Комитетом и ООО «Трикотажница» признан ничтожной сделкой, поскольку в нарушение ст.ст. 295, 608 ГК РФ, со стороны арендодателя договор заключен неуполномоченным лицом.

Кроме этого, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что в связи с некорректным начислением арендной платы по договору от 18.08.2003 № 3188, заключенному между Комитетом и ИП Зверевой Е.А. (Панковой) по решению суда с начисления в бюджетном учете 06.04.2011 года была снята сумма 4494,9 тыс. рублей.

Арбитражным судом излишнее начисление арендной платы в рамках вышеуказанного договора определено как злоупотребление правом со стороны арендодателя.

Также выявлено, что в ряде случаев при вынесении Арбитражным судом решения о взыскании суммы задолженности в полном объёме, в бюджетном учете Комитета указанная задолженность не всегда отражена в аналогичном размере.

Так, Арбитражным судом было принято решение от 23.08.2011 года о взыскании задолженности по договору аренды от 25.03.2008г. № 457 с ООО «Илга» в сумме 677,3 тыс. рублей, в том числе:

- сумму долга - 480,4 тыс. рублей за период с 20.08.2008 года по 23.02.2009 года;

- пени - 196,9 тыс. рублей за период 16.09.2008 года по 23.02.2009 года.

В тоже время, согласно представленным Комитетом данным, в бюджетном учете пеня в размере 196,9 тыс. рублей не числится.

  1. Зачёт затрат на капитальный ремонт в счёт арендной платы

В соответствии со статьёй 616 ГК РФ арендатор имеет право произвести капитальный ремонт арендованного имущества и произвести зачёт этих затрат в счет арендной платы.

Комитетом производится возмещение затрат арендаторов по улучшению арендованного имущества городского округа путём заключения дополнительных соглашений об изменении формы внесения арендной платы к договорам аренды.

Так, КУИ были произведены зачеты затрат на капитальный ремонт муниципального имущества в счет арендной платы по следующим контрагентам:

- Автономной некоммерческой организации Психотерапевтический центр «Психотерапевтический цент «Развитие»[22];

- ОАО «Камчатскэнерго».

АНО «Психотерапевтический цент «Развитие»

АНО «Психотерапевтический цент «Развитие» арендовал нежилые помещения, общей площадью 347,1 м2, расположенные по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Звёздная, 7, на основании договора аренды от 29.04.2011 № 24569. Срок аренды на основании данного договора установлен с 01.05.2011 года по 30.04.2021 год.

Рассмотрев заявление в отношении арендатора АНО «Психотерапевтический цент «Развитие» и представленные данным арендатором документы, Комитет дал согласие от 16.12.2011 № 06-01-00-08-10912/7 на проведение капитального ремонта арендуемых нежилых помещений по договору аренды от 29.04.2011 № 24569 с последующим зачетом затрат в счет подлежащей перечислению арендной платы в сумме 203,9 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что данные нежилые помещения были включены в Прогнозный план приватизации на 2012 год (Решение Городской Думы от 23.11.2011 № 1281-р).

В тоже время, по мнению КСП, в случае когда арендатор производит за счет собственных средств улучшения арендованного имущества путём возмещения стоимости этих улучшений в счет перечисления арендной платы, для арендодателя, как собственника имущества, зачет затрат на капитальный ремонт должен рассматриваться как улучшения, увеличивающие в дальнейшем коммерческую привлекательность объекта аренды.

Данный объект аренды был продан на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 09.07.2012 № 10-12 Панкратовой Галине, являющейся директором АНО Психотерапевтический центр «Развитие». Регистрация перехода права собственности на указанный объект была зарегистрирована 08.08.2012 года.

Одновременно с этим, согласно заявлению от 03.07.2012 года, арендатор просил произвести зачет затрат на производство капитального ремонта в счёт арендной платы по договору аренды от 29.04.2011 № 24569.

При этом, Комитет приказом от 22.08.2012 № 725 «О зачёте АНО Психотерапевтический центр «Развитие» затрат на проведение капитального ремонта помещений по ул. Звёздная,7 в счёт подлежащей перечислению арендной платы» установил:

- изменить форму оплаты аренды по договору от 29.04.2011 № 24569 путём зачёта затрат на капитальный ремонт арендованного имущества;

- включить в состав муниципальной собственности произведённые арендатором АНО Психотерапевтический центр «Развитие» неотделимые улучшения нежилых помещений в здании общежития, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Звёздная,7, в рамках договора аренды от 29.04.2011 № 24569 и отнести на увеличение балансовой стоимости затраты на улучшение муниципального имущества в виде капитальных вложений в размере 203,9 тыс. рублей.

Таким образом, Комитетом была увеличена балансовая стоимость объекта недвижимости, который на момент издания указанного выше приказа уже не являлся муниципальной собственностью, а также произведён зачет затрат на капитальный ремонт объекта аренды по истечению срока действия аренды.

ОАО «Камчатскэнерго»

Ежегодно при подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду ОАО «Камчатскэнерго» утверждает ремонтные программы с последующим направлением их в Комитет городского хозяйства городского округа[23] и КУИ на согласование. Комитет согласовывает ремонтные программы в части имущества, находящегося в аренде ОАО «Камчатскэнерго», для последующего согласования КГХ. Изменение объёмов выполняемых работ, а также перечень объектов подлежат изменению в зависимости от дополнительно выявленных дефектов при производстве работ.

Так, в соответствии с ремонтной программой от 14.01.2010 года на 2010 год произведён зачет затрат на производство капитального ремонта арендуемого имущества ОАО «Камчатскэнерго» на 10203,5 тыс. рублей в рамках следующих договоров:

- договор аренды муниципального имущества от 17.05.2005 № 6/ар-05;

- договор аренды муниципального имущества от 20.12.2006 № 22/ар-06;

- договор аренды муниципального имущества от 08.08.2007 № 27/ар-07.

Необходимо отметить, что зачет затрат на улучшение муниципального имущества в виде капитальных вложений, произведённых ОАО «Камчатскэнерго» в 2010 году в рамках указанных выше договоров аренды имущества, произведён только 24.03.2011 года на основании приказа Комитета от 24.03.2011 № 61 «О зачёте затрат на проведение капитального ремонта в счет подлежащей перечислению арендной платы». Вследствие чего, дебиторская задолженность на 31.12.2010 года по указанным выше договорам в общей сумме составила 11039,5 тыс. рублей.

Аналогично зачет затрат на выполнение капитального ремонта ОАО «Камчатскэнерго» в 2009 году арендованного муниципального имущества произведён только 23.08.2010 года (на основании приказа Комитета от 23.08.2010 № 310 «О зачете затрат на проведение капитального ремонта в счёт подлежащей перечислению арендной платы») на сумму 1784,3 тыс. рублей.

Зачет затрат на выполнение капитального ремонта ОАО «Камчатскэнерго» в 2011 году арендованного муниципального имущества в счет подлежащей перечислению арендной платы в соответствии с ремонтной программой на 2011 год составил 27962,6 тыс. рублей.

В проверяемом периоде КУИ произведён зачёт затрат на проведение капитального ремонта в счет арендной платы по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» в общей сумме 39950,4 тыс. рублей, в том числе:

§ в 2010 году – 1784,3 тыс. рублей (зачет затрат капитального ремонта производимого в 2009 году, на основании приказа КУИ от 23.08.2010 № 310);

§в 2011 году – 38166,1 тыс. рублей (10203,5 тыс. рублей – за 2010 год на основании приказа КУИ от 24.03.2011 № 61; 27962,6 тыс. рублей – за 2011 год, Приказы КУИ от 14.12.2011 № 715, от 14.12.2011 № 716, от 16.12.2011 № 727, от 27.12.2011 № 752).

Таким образом, несвоевременно проведённый зачёт затрат на проведение капитального ремонта в счет подлежащей перечислению арендной платы, приводит к некорректному отражению в бюджетном учете (увеличению дебиторской задолженности) и планированию неналоговых доходов.

Отдельно следует отметить, что в ходе контрольного мероприятия 21.01.2013 года у КУИ запрошены технические заключения по результатам обследования объектов, сдаваемых в аренду ОАО «Камчатскэнерго», подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта. Однако, данные документы не были представлены в полном объёме. Вследствие чего 23.01.2013 года был составлен акт о неполном предоставлении технических заключений по результатам обследования объектов, сдаваемых в аренду ОАО «Камчатскэнерго», подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта в рамках следующих договоров:

-договор аренды муниципального имущества от 09.11.2007 № 30/ар-07;

-договор аренды муниципального имущества от 20.12.2012 № 21/ар-06;

-договор аренды муниципального имущества от 01.02.2011 № 31/ар-11;

-договор аренды муниципального имущества от 09.11.2007 № 28/ар-07.

Необходимо отметить, что данные документы позже были представлены Комитетом согласно акту приёма-передачи от 13.02.2013, то есть спустя три недели после составления указанного выше акта о неполном предоставлении документов.

Выводы:

  1. В проверяемом периоде предоставление в аренду объектов нежилого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа, регулируется Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью, утверждённым решением Городской Думы от 28.12.2005 № 263-р и Порядком предоставления в аренду объектов муниципального нежилого фонда в городском округе, утверждённым решением Городской Думы от 25.12.2009 № 93-нд.
  2. Размер арендной платы в проверяемом периоде и на момент проверки в основном определялся на основании Методики расчёта арендной платы, утверждённой Постановлением Главы городского округа от 14.12.2006 № 2515.

Базовая ставка арендной платы за 1м2, установленная Методикой расчета арендной платы составляет 650,0 рублей.

Необходимо отметить, что величина арендной платы с 01.01.2007 года до настоящего времени не изменялась, что является нарушением раздела 3 Методики расчёта арендной платы, где установлено, что величина арендной платы изменяется ежегодно в зависимости от изменения коэффициентов и уровня ожидаемой инфляции, используемых при подготовке бюджета городского округа на очередной финансовый год.

Между тем учитывая, что размер начисленной арендной платы (без начислений ОАО «Камчатскэнерго» и ГУП «Камчатскоммунэнерго») за 2010-2011 годы составляет 33499,2 тыс. рублей и 19690,2 тыс. рублей соответственно, при применении КУИ коэффициента инфляции размер начисленной арендной платы увеличился бы в 2010 году на 2941,2 тыс. рублей, а в 2011 году на 1201,1 тыс. рублей.

  1. Согласно данным бюджетного учёта Комитета по состоянию на 01.01.2010 года задолженности арендаторов в доход бюджета городского округа по аренде муниципального нежилого фонда составила 54490,0 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2011 года сумма задолженности по договорам аренды муниципального имущества составила 71454,2 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2012 года сумма задолженности по договорам аренды муниципального нежилого фонда составила 61819,0 тыс. рублей.

Таким образом, в 2010 году наблюдается рост дебиторской задолженности в размере 16964,2 тыс. рублей или на 31,1%, в 2011 году - снижение дебиторской задолженности на 9635,2 тыс. рублей или на 13,5 %. Основной причиной образования дебиторской задолженности являются несвоевременные платежи арендаторов.

  1. Комитетом в нарушение пунктов 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключались договора аренды на новый срок с арендаторами, которые систематически нарушают сроки оплаты арендной платы.

Так, при заключении на новый срок договоров аренды недвижимого имущества с ИП Ефремовой Е.А. и с ООО «Веснянка» КУИ не принято во внимание систематическое нарушение сроков внесения арендной платы данными арендаторами. Также размер арендной платы по договорам с ИП Ефремовой Е.А. определён на основании Методики расчёта арендной платы, что противоречит пункту 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» условиями которого определено, что при заключении договора на новый срок без проведения конкурса, аукциона размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта.

  1. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлено неправильное применение Методики расчета арендной платы, обусловленные невнесением Комитетом соответствующих изменений в расчет арендной платы при изъятии помещений, сдаваемых МУП «ДЭЗ» в аренду, из его хозяйственного ведения.

В результате излишне начисленная сумма арендной платы за период с 2010 года по 2012 год составила 64,8 тыс. рублей, недоначисленная сумма арендной платы за тот же период - 32,4 тыс. рублей.

Следует отметить, что ранее Контрольно-счетная палата уже рекомендовала КУИ устранить указанные различия, однако, Комитетом соответствующие изменения в расчет арендной платы внесены не были.

  1. В Комитете в ходе проведения проверки выявлено 4 договора аренды, где фактически предметом аренды является жилое помещение или общее имущество собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно информации КУИ о проведении мероприятий направленных на устранение замечаний КСП, указанных в акте проверки, Комитетом подготовлены к отправке уведомления о расторжении данных договоров аренды.

  1. В нарушение статьи 9 Решения № 93-нд Комитетом была предоставлена субсидия по арендной плате в размере 180,5 тыс. рублей Союзу художников России на основании соглашения от 09.12.2010 года № 13-10 о предоставлении субсидий за счёт средств бюджета городского округа.

При этом получателю субсидии в нарушение пункта 3.3. соглашения от 09.12.2010 № 13-10 за несвоевременное представление отчёта об осуществлении расходов не были начислены штрафные санкции, размер которых согласно расчёта КСП составил 632,3 тыс. рублей.

  1. Из 235 арендаторов муниципального имущества, числящихся по данным учета Комитета, по 127 в 2011 году движение (начисление арендных платежей либо уплата задолженности в бюджет) не происходило. При этом 51 из них имеют дебиторскую задолженность перед бюджетом (от 0,03 рублей до 334069,24 рублей), 69 - кредиторскую, в размере от 0,01 рублей до 27191,06 рубля.

Данный факт уже отмечался КСП в 2010 году при проведении аналогичной тематической проверки Комитета, в связи, с чем Комитету было предложено систематизировать и упорядочить работу в части проведения установленной действующим законодательством РФ инвентаризации обязательств. Однако, Комитетом указанные предложения учтены не были.

  1. Выявлены договоры аренды, по которым систематически арендаторы не исполняют надлежащим образом свои обязанности по оплате. При этом Комитетом за несвоевременное внесение арендной платы пеня не начислена.

В результате систематического не исполнения арендаторами обязанностей по оплате арендной платы и несвоевременного принятия мер КУИ по поступлению в доход бюджета неналоговых доходов в виде арендных платежей, размер не поступившей пени в доход бюджета городского округа за период с 2010 года по 2011 год составляет в общей сумме 262,8 тыс. рублей.

  1. В нарушение Инструкции № 148-н, Инструкции № 157-н и приказа КУИ «Об учетной политике», Комитетом отдельный учет начисленных и поступивших сумм пени за несвоевременность арендной платы, взысканных по исполнительным листам в проверяемом периоде не осуществлялся, что является нарушением финансовой дисциплины.

Данное нарушение не позволяет объективно проследить динамику изменения плановых и фактических поступлений и провести объективный анализ выполнения плана поступления доходов за объекты нежилого фонда городского округа в проверяемом периоде, и как следствие объективно прогнозировать поступления неналоговых доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.

  1. Расчет арендной платы по договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго» определяется исходя из размера годовых амортизационных начислений арендуемого имущества и производится по формуле: балансовая стоимость объекта, умноженная на процент износа.

При этом согласно Инструкции № 148-н, Инструкции № 157-н амортизация на имущество, находящееся в казне не начислялась.

В данном случае ввиду отсутствия нормативно-правового акта, регулирующего порядок сдачи в аренду сооружений, представляющих собой инженерные сети, размер арендной платы необходимо было определить в соответствии со статьёй 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности».

По нежилым помещениям (отдельно стоящим зданиям) переданным в аренду ОАО «Камчатскэнерго» при расчёте арендной платы необходимо применять Методику расчета арендной платы.

В связи с неприменением Комитетом Методики расчета арендой платы бюджету городского округа нанесен ущерб в размере 19473,5 тыс. рублей.

  1. В проверяемом периоде Комитетом произведён зачет затрат на проведение капитального ремонта на общую сумму 39950,4 тыс. рублей ОАО «Камчатскэнерго, в том числе:

· в 2010 году – 1784,3 тыс. рублей (зачёт затрат по капитальному ремонту произведённому в 2009 году);

· в 2011 году на сумму 38166,1 тыс. рублей, в том числе:

- капитальный ремонт 2010 года на сумму 10203,5 тыс. рублей;

- капитальный ремонт 2011 года на сумму 27962,6 тыс. рублей.

Следует отметить, что в большинстве случаях зачёт затрат текущего года производит в следующем периоде.

Таким образом, несвоевременно проведённый зачёт затрат на проведение капитального ремонта в счет подлежащей перечислению арендной платы приводит к некорректному отражению в бюджетном учете (увеличению дебиторской задолженности) и планированию неналоговых доходов.

  1. Следует отметить, что в ходе проведения проверки были выявлены договоры аренды отдельно стоящих зданий, где одним из условий договора является заключение договора аренды земельного участка под объектами недвижимости с ДГЗО.

В тоже время Департаментом был представлен только один договор аренды земельного участка от 16.04.2012 № 31/12, заключенный с ООО «Жилремуслуга», который был заключен фактически спустя 4 года после подписания договора аренды здания.

Также необходимо отметить, что в договорах аренды муниципального имущества, заключенных КУИ с ОАО «Камчатскэнерго» на неопределённый срок, отсутствует пункт, обязывающий арендатора заключить договор аренды земельного участка.

Таким образом, неэффективное взаимодействие в части обмена информацией между КУИ и ДГЗО, а также отсутствие надлежащего контроля исполнения договорных обязательств, влечет за собой систематическое недополучение городским округом доходов, связанных с арендой земельных участков.

14. Кроме того, контрольным мероприятием были установлены отдельные случаи неэффективного ведения претензионной работы.

Так, ненадлежащее исполнение обязанностей (бездействие должностных лиц Комитета) связанное с пропуском сроков исковой давности, привело к потере бюджетом городского округа неналоговых доходов по арендным платежам в сумме 29299,1 тыс. рублей, что, по мнению КСП, является ущербом городскому округу.

Предложения:

  1. Направить отчет о результатах контрольно мероприятия в адрес Главы городского округа, Главы администрации городского округа для сведения.
  2. Направить в адрес Комитета по управлению имуществом представление Контрольно-счетной палаты с предложениями:

- скорректировать величину арендной платы в соответствии с коэффициентами и уровнем ожидаемой инфляции, используемыми при подготовке бюджета городского округа на очередной финансовый год;

- при заключении новых договоров аренды (продлении действующих) строго придерживаться требований Федерального закона «О защите конкуренции»;

- расторгнуть договоры аренды с арендаторами, где фактически объектом аренды является жилое помещение или общее имущество собственников помещения многоквартирного дома;

- принять меры к взысканию штрафных санкций с КО ВТОО «Союз художников России» за нарушение пункта 3.3 соглашения от 09.12.2010 № 13-10 о предоставлении субсидий за счёт средств бюджета городского округа;

- в целях обеспечения должного учета и контроля полноты и своевременности поступления в бюджет доходов, получаемых за муниципальное недвижимое имущество, не допускать нарушения Инструкции № 157 и учетной политики Комитета;

- начислить пени за несвоевременное внесение арендных платежей в размере 262,8 тыс. рублей. Организовать претензионную работу по их взысканию, в случае отказа арендаторов от добровольного исполнения обязательств подготовить исковые заявления для взыскания задолженности в судебном порядке. В дальнейшем своевременно отслеживать арендаторов, не исполняющих свои обязанности по оплате арендной платы для взыскания арендной платы и пени;

- принять действенные меры к взысканию задолженности арендаторов муниципальных нежилых помещений сложившейся на сегодняшний день и предоставить данные сведения по каждому арендатору;

- с целью уменьшения текущей задолженности по арендным платежам наладить претензионную работу с неплательщиками;

- заключить с ОАО «Камчатскэнерго» отдельные договора аренды, где предметом аренды будут являться отдельно стоящие здания или сооружения, установить размер арендной платы в соответствии с Методикой расчёта арендной платы;

- подготовить изменения в Методику расчёта арендной платы с целью актуализации списка адресов;

- при передаче в аренду отдельно стоящих зданий строений и сооружений в договорах аренды определять ответственность арендатора за незаключение договора аренды земельного участка в установленный срок;

- заключить дополнительные соглашения к действующим договорам аренды с ОАО «Камчатскэнерго», где объёктами аренды являются отдельно стоящие здания, устанавливающие срок заключения договора аренды земельного участка и ответственность за несвоевременное заключение данного договора;

- поставить на кадастровый учёт земельные участки, на которых расположены здания или сооружения;

- совместно с Департаментом градостроительства и земельных отношений произвести инвентаризацию договоров аренды здания или сооружения для определения срока фактического использования земельных участков;

- принять меры дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения и упущения, отраженные в настоящем Отчете.

  1. Направить в адрес Департамента градостроительства и земельным отношениям информационное письмо с предложением:

- подготовить договоры аренды земельных участков, на которых КУИ сдает в аренду здания или сооружения с учётом фактического использования, и направить их на подписание.

  1. Направить отчёт в адрес Прокуратуры г. Петропавловск-Камчатского для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования.

 

Аудитор

Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа

В.А. Кочеткова

 

[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП;

[2] Далее – городской округ;

[3] Далее – Комитет, КУИ;

[4] Далее – Департамент, ДГЗО;

[5] Далее – ГК РФ;

[6] Далее – Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью;

[7] Далее - Городская Дума;

[8] Далее – Решение № 93-нд;

[9] Далее - Методика расчета арендной платы, Методика;

[10] Далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»;

[11] Далее – Департамент, ДГЗО;

[12] Далее – Решение от 29.04.2009 № 112-нд;

[13] Далее - Перечень;

[14] Далее - субъекты малого и среднего предпринимательства;

[15] Далее – Федеральный закон «Об оценочной деятельности»

[16] Далее – МУП «ДЭЗ»

[17] Далее – Союз художников России;

[18] Далее – Соглашение, Соглашение от 09.12.2010 № 13-10;

[19] Здесь и далее - Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учёту»;

[20] Здесь и далее - Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счётов бухгалтерского учёта для государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

[21] В связи с тем, что Методика расчёта арендной платы содержит не все улицы городского округа, в расчете учитывались коэффициенты ближайших улиц;

[22] Далее - АНО Психотерапевтический центр «Развитие»;

[23] Далее - КГХ;