Отчёт о результатах проверки обоснованности предоставления отдельным категориям граждан муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (выборочно)

Скачать Отчет
Otch300513.doc (368.0 Кб)

Отчёт
о результатах проверки обоснованности предоставления отдельным категориям граждан муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (выборочно)


г. Петропавловск-Камчатский «30» мая 2013 года

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 4.7 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа[1] на 2012 год, пункт 4.1 Плана работы КСП на 2013 год.

Цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета, выделенных на реализацию мер муниципальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа[2], соблюдением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Предмет контрольного мероприятия: муниципальные задания на оказание услуг, нормативные затраты, планы финансово-хозяйственной деятельности, выплатные дела на предоставленные субсидии, регистры бюджетного учёта за 2012 год; первичные и иные бухгалтерские учётные документы; годовая статистическая и бухгалтерская отчётность, а также иные документы и материалы, необходимые для проведения проверки.

Объекты контрольного мероприятия: Департамент социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа[3], Управление экономики Петропавловск-Камчатского городского округа[4], муниципальное казенное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Петропавловск-Камчатского городского округа»[5], муниципальное автономное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловск-Камчатского»[6].

Проверяемый период деятельности: 2012 год.

Срок проведения контрольного мероприятия: с «27» декабря 2012 года по «28» февраля 2013 года.

По результатам проведения контрольного мероприятия на вышеуказанных объектах оформлены соответствующие акты, в том числе:

· по Департаменту соцразвития – акт контрольного мероприятия от 06.03.2013 № 01-18/04-04 подписан без разногласий;

· по МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» - акт контрольного мероприятия от 06.03.2013 № 01-18/05-04 подписан с разногласиями, на которые Контрольно-счетной палатой подготовлено письменное заключение от 15.03.2013 № 01-18/179-04;

· по МАУ «РКЦ» - акт контрольного мероприятия от 07.03.2013 № 01-18-06/04 подписан с пояснениями от 15.03.2013 № 847-юр, на которые Контрольно-счетной палатой подготовлено письменное заключение от 19.03.2013 № 01-13/181-04;

· по Управлению экономики - акт контрольного мероприятия от 07.03.2013 № 01-18-7/04 подписан с пояснениями от 15.03.2013 № 01-10-01/205.

Настоящий Отчёт составлен с учётом отдельных представленных пояснений.

В период формирования настоящего Отчёта в адрес МКУ «Комплексный центр» и Департамента соцразвития направлены информационные письма с предложениями по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок, со сроками предоставления информации до 24.05.2013 года.

По вышеуказанным информационным письмам руководством МКУ «Комплексный центр» и Департамента соцразвития представлены сведения, которые частично учтены при составлении настоящего Отчёта.

Также, в порядке информации, о результатах контрольного мероприятия сообщено Главе городского округа, Главе администрации городского округа, Департаменту финансов администрации городского округа, Управлению экономики, Департаменту управления жилищным фондом администрации городского округа.

Результаты контрольного мероприятия:

Поддержка граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории городского округа реализуется с помощью мер муниципальной социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляемых за счет собственных средств бюджета городского округа, и предоставлением гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета Камчатского края.

  1. Реализация на территории городского округа мер муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Меры муниципальной социальной поддержки отдельных категорий граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории

городского округа[7] утверждены решением Городской Думы городской округа от 26.08.2009 № 106-нд[8].

На выполнение данного расходного обязательства бюджетом городского округа[9] на 2012 год первоначально было запланировано 136161,0 тыс. рублей[10], в том числе по следующим целевым статьям расходов бюджетной классификации:

· 5054801 «Муниципальная поддержка отдельных категорий граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг» – 125880,5 тыс. рублей или 92,5 % общего объема ассигнований;

· 0920316 «Субсидии муниципальному автономному учреждению «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского»[11] на оказание муниципальных услуг по расчету (начислению) величины социальной поддержки отдельным категориям граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг» - 10280,5 тыс. рублей или 7,5 % общего объема ассигнований.

С учетом внесенных в течение 2012 года изменений в бюджет городского округа, объем бюджетных ассигнований на реализацию мер социальной поддержки, утвержденный в бюджете городского округа первоначально, уменьшился с 136161,0 тыс. рублей до 111754,6 тыс. рублей или на 24406,4 тыс. рублей (17,9 %), в том числе за счет снижения ассигнований:

· по целевой статье 5054801 на 22977,1 тыс. рублей (18,2 %) до значения 102903,4 тыс. рублей;

· по целевой статье 0920316 на 1429,3 тыс. рублей (13,9 %) до значения 8851,2 тыс. рублей.

Исполнение утвержденных бюджетных ассигнований по муниципальной социальной поддержке составило 111754,6 тыс. рублей или 100,0 %, в том числе:

- на счета эксплуатирующих организаций (возмещение затрат, связанных с предоставлением МСП) перечислено 102256,4 тыс. рублей (99,4 %);

- на счета граждан, проживающих в частном секторе, перечислено 647,0 тыс. рублей (0,6%), из них 19,6 тыс. рублей перечислено на оплату твердого топлива;

- расходы, связанные с расчетом (начислением) величины социальной поддержки отдельным категориям граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составили 8851,2 тыс. рублей или 7,9 % общей суммы муниципальной социальной поддержки.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что согласно нормам Решения № 106-нд, организационное обеспечение мер муниципальной социальной поддержки в городском округе распределено между двумя муниципальными учреждениями и осуществляется:

- Центром социального обслуживания населения, являющимся уполномоченным лицом по установлению права граждан на получение муниципальной социальной поддержки. Данным учреждением осуществляется организация перечисления гражданам социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возмещение затрат на счета организаций, предоставляющих гражданам социальную поддержку при оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- МАУ «РКЦ», являющимся уполномоченной организацией по расчету величины муниципальной социальной поддержки.

Вместе с тем, результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о нецелесообразности распределения организационного обеспечения мер рассматриваемой муниципальной социальной поддержки между несколькими учреждениями, которые в свою очередь подведомственны разным органам администрации городского округа[12].

Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что МАУ «РКЦ»:

- устанавливает право гражданина на получение социальной поддержки, рассчитывает её величину, формирует в отношении каждого гражданина персональное дело;

- получает информацию о начисленных пенсиях, доходах, социальных выплатах, произведённых Пенсионным фондом РФ и КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», в рамках заключённых соглашений об информационном обмене, соглашений об информационном взаимодействии и электронном документообороте;

- получает данные о предоставленных потребителям объёмах коммунальных услуг, изготавливает счёт-квитанции, в том числе производит уменьшение платы за ЖКУ[13] получателям муниципальной социальной поддержки, согласно заключённым договорам с эксплуатирующими организациями.

Также необходимо отметить, что МАУ «РКЦ» осуществляет функции по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городском округе[14].

МАУ «РКЦ» имеет расчетно-кассовые и кассовые участки по приёму платежей от населения оплаты коммунальных услуг и, соответственно, перечисляет поступающие платежи эксплуатирующим организациям.

Вместе с тем, МКУ «Комплексный центр» на основании данных, представляемых МАУ «РКЦ», осуществляет только перечисление (возмещение) муниципальной социальной поддержки в основном на счета эксплуатирующих организаций.

Таким образом, распределение функций по предоставлению социальной поддержки между двумя учреждениями приводит:

- к увеличению кредиторской задолженности муниципальных учреждений, так как МКУ «Комплексный центр» производит возмещение затрат эксплуатирующим организациям и гражданам только по заявлениям, а не по факту предоставления мер муниципальной социальной поддержки;

- излишнему документообороту, обусловленному, в том числе и заключением договоров с эксплуатирующими организациями как со стороны МКУ «Комплексный центр» так и со стороны МАУ «РКЦ»;

- невозможностью проведения достоверного контроля по осуществлению мероприятий муниципальной социальной поддержки.

  1. Выполнение городским округом государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Согласно статье 3 Закона Камчатского края от 03.12.2007 № 695[15], органы местного самоуправления городского округа наделены государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на неограниченный срок.

Финансовое обеспечение рассматриваемых полномочий является расходным обязательством Камчатского края и осуществляется путем предоставления городскому округу субвенций из краевого фонда компенсаций.

Порядок взаимодействия по вопросам предоставления бюджету городского округа субвенции на выполнение государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на 2012 год определен соглашением, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края[16] и администрацией городского округа.

Полномочиями администратора доходов по данной субвенции наделено Управление экономики.

В свою очередь, функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городском округе с 01.01.2011 года, согласно Постановлению администрации городского округа от 22.12.2010 № 3505, осуществляются МАУ «РКЦ», являющимся подведомственным Управлению экономики учреждением.

Первоначально годовой объем назначений по субвенции на выполнение государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг[17] на 2012 год предусмотрен бюджетом городского округа в сумме 590820,0 тыс. рублей, в виде субсидии МАУ «РКЦ» на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). При этом объем ассигнований, предусмотренный на расходы, связанные с администрированием, составил 18067,0 тыс. рублей или 3,1 % от утвержденных назначений.

С учетом внесенных в течение 2012 года изменений объем ассигнований по данному расходному обязательству уменьшились со значения 590820,0 тыс. рублей до значения 572489,4 тыс. рублей или на 18330,6 тыс. рублей (3,1 %).

Фактически общая сумма поступившей в 2012 году субвенции с учетом возврата платежей составила 566747,9 тыс. рублей, что на 24072,1 тыс. рублей или 4,1 % меньше объема предусмотренного изначально.

В 2012 году субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получили 14671 семей или 27582 человек, из них в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума – 24647 человек[18].

Субсидии на выполнение муниципального задания МАУ «РКЦ» в 2012 году перечислялись Управлением экономики на расчетный счет, открытый учреждением в ОАО «Камчаткомагропромбанке».

При этом пунктом 77 Приказа Министерства финансов РФ от 23.12.2010 № 183н[19] регламентировано, что поступление субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, осуществляется на лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства.

Финансирование МАУ «РКЦ» осуществлялось Управлением экономики на основании ежемесячных заявок на финансирование, в которых запрашивались ассигнования, составляющие 1/12 часть плановых показателей.

При этом сопоставление запрашиваемого финансирования с фактически оказанным учреждением объемом услуг не осуществлялось, что в результате привело к неиспользованию (неосвоению) средств по предоставленным субсидиям в сумме 5741,5 тыс. рублей, которые, соответственно, в декабре 2012 года были возвращены в краевой бюджет.

Общий объем перечисленных МАУ «РКЦ» средств на выполнение муниципального задания по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2012 году составил 572489,4 тыс. рублей. Сумма возврата в бюджет городского округа неиспользованных средств составила 5741,5 тыс. рублей, соответственно, объем средств, используемый МАУ «РКЦ», составил 566747,9 тыс. рублей или 99,0 % от суммы утвержденных ассигнований, из них:

· на возмещение начисленных субсидий населению - 536666,5 тыс. рублей или 94,7 % от общего объема финансирования (с учетом возврата 3737,6 тыс. рублей);

· на администрирование расходов (возмещение нормативных затрат, связанных с обеспечением служб, предоставляющих субсидии) – 30081,5 тыс. рублей или 5,3 % (с учетом возврата 2003,8 тыс. рублей).

Проверкой использования средств бюджета установлено, что кассовые расходы, связанные с возмещением начисленных субсидий населению составили 538956,5 тыс. рублей, из них:

- на выплаты субсидий населению направлено 530922,3 тыс. рублей (98,5 %);

- на комиссии кредитных учреждений и УФПС[20] за зачисление сумм на расчетные счета получателям субсидий и доставку через отделения связи - 8034,3 тыс. рублей (1,5 %).

Превышение кассовых расходов, связанных с возмещением начисленных субсидий населению, над объемом финансирования составило 2290,0 тыс. рублей и обусловлено наличием на 01.01.2012 года остатка неиспользованных в 2011 году средств.

Необходимо отметить, что выплата субсидий гражданам осуществляется путём перечисления средств на их лицевые счета в кредитных учреждениях[21] либо путём выплаты и доставки через отделения почтовой связи.

В связи с этим, МАУ «РКЦ» заключило соответствующие договоры с рядом Банков, предметом которых являются обязательства Банков по зачислению денежных средств на счета граждан, получающих субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За услуги по зачислению денежных средств МАУ «РКЦ» уплачивает Банкам от 0,8 % до 1,5 % от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств.

Выплата и доставка субсидий гражданам городского округа через отделения почтовой связи также осуществляется на основании договора, заключённого с УФПС, в рамках которого МАУ «РКЦ» оплачивает УФПС расходы по доставке и выплате субсидий гражданам в размере 1,77 % с учётом НДС от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств на счёт УФПС.

  1. Проверка соблюдения условий формирования муниципального задания на оказание услуг МАУ «РКЦ»

и порядка определения нормативных затрат на оказание данных муниципальных услуг

При проверке соблюдения сроков и условий формирования муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) МАУ «РКЦ» установлено, что Управлением экономики муниципальное задание на оказание услуг МАУ «РКЦ» сформировано в сроки, установленные пунктом 3.1 раздела 3 Постановления о муниципальных автономных учреждениях городского округа[22], и утверждено приказом Управления от 15.12.2011 года № 60[23].

В связи с утверждением бюджета городского округа на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов рассматриваемое муниципальное задание составлено сроком на 3 года.

В соответствии с пунктом 3.6 Постановления о муниципальных автономных учреждениях городского округа, муниципальное задание сформировано из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной муниципальной услуги, в том числе:

- раздел 1 содержит требования к предоставлению субсидий гражданам на оплату помещений и коммунальных услуг;

- раздел 2 содержит требования к предоставлению мер социальной поддержки гражданам из городского бюджета на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Первоначально утвержденный муниципальным заданием объем муниципальных услуг составил:


Объем услуг за год,

у.е.

Плановый объем финансирования,

тыс. рублей

  1. Предоставление субсидий гражданам на оплату помещений и коммунальных услуг

2012 год

195012

590820,0

2013 год

195012

590820,0

2014 год

195012

590820,0

  1. Предоставление мер социальной поддержки гражданам из городского бюджета на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

2012 год

138907

10280,54

2013 год

121935

9024,44

2014 год

135933

10060,44

Необходимо отметить, что плановые объемы финансирования, предусмотренные муниципальным заданием от 15.12.2011 года, соответствуют годовому объему ассигнований, утвержденному бюджетом городского округа на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.

Вместе с тем, объемы муниципальных услуг (в натуральных и стоимостных показателях), отраженные в муниципальном задании от 15.12.2011 года, представленном Управлением экономики, не соответствует аналогичным объемам, доведенных учредителем до МАУ «РКЦ».

Сравнительный анализ первоначально утвержденных в муниципальном задании натуральных и стоимостных показателей представлен в следующей таблице.


По данным Управления экономики

По данным МАУ «РКЦ»

Отклонения

Объем услуг за год, у.е.

Плановый объем финансирования, тыс. рублей

Объем услуг за год, у.е.

Плановый объем финансирования, тыс. рублей

Объем услуг за год, у.е.

(гр.4-2)

Плановый объем финансирования, тыс. рублей

(гр.5-3)

1

2

3

4

5

6

7

  1. Предоставление субсидий гражданам на оплату помещений и коммунальных услуг

2012 год

195012

590820,0

195012

590820,0

0

0,0

2013 год

195012

590820,0

195012

627451,0

0

+36631,0

2014 год

195012

590820,0

195012

660706,0

0

+69886,0

  1. Предоставление мер социальной поддержки гражданам из городского бюджета на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

2012 год

138907

10280,54

128076

9478,9

-10831

-801,64

2013 год

121935

9024,44

128076

10067,0

-6141

+1042,56

2014 год

135933

10060,44

128076

10600,0

-7857

0,0

Также необходимо отметить, что постановлением о муниципальных автономных учреждениях городского округа определено, что учредитель должен вносить сведения о муниципальном задании и внесении изменений в него в реестр муниципальных заданий, по форме, утвержденной данным постановлением. Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия установлено, что реестр муниципальных заданий Управлением экономики в 2012 году не велся и был составлен во время проверки.

Согласно представленному реестру муниципальных заданий на 2012 год, внесение изменений в рассматриваемое муниципальное задание осуществлялось трижды и, в первую очередь, внесение изменений обусловлено уточнением объема финансирования.

Сравнительный анализ стоимостных показателей представлен в следующей таблице.

Реквизиты муниципального задания

Плановый объем финансирования на предоставление субсидий гражданам на оплату помещений и коммунальных услуг, тыс. рублей

Плановый объем финансирования на предоставление мер социальной поддержки гражданам из городского бюджета на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, тыс. рублей

2012 год

2013 год

2014 год

2012 год

2013 год

2014 год

от 15.12.2011 года

590820,0

590820,0

590820,0

10280,54

9024,44

10060,44

от 08.10.2012 года

572489,4

590820,0

590820,0

10280,54

9024,44

10060,44

Отклонения

-18330,6

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

от 04.12.2012 года

572489,4

590820,0

590820,0

9400,49

9024,44

10060,44

Отклонения

0,0

0,0

0,0

-880,05

0,0

0,0

от 10.01.2013 года

572489,4

590820,0

590820,0

8851,21

9024,44

10060,44

Отклонения

0,0

0,0

0,0

-549,28

0,0

0,0

Из данных вышеуказанной таблицы следует, что первоначально утвержденный на 2012 год объем финансирования на выполнение муниципального задания уменьшился:

- по предоставлению субсидий гражданам на оплату помещений и коммунальных услуг на 18330,6 тыс. рублей или на 3,1 %;

- по предоставлению мер социальной поддержки гражданам из городского бюджета на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на 1429,3 тыс. рублей или на 13,9 %.

Согласно отчету о результатах исполнения муниципального задания за 2012 год, натуральные показатели, доведенные МАУ «РКЦ»:

· по предоставлению субсидии недовыполнены учреждением на 4,3 % или на 8291 условную единицу, соответственно стоимостные показатели также остались недовыполненными на сумму 5741,5 тыс. рублей или на 1,0 %. Как уже было отмечено выше, данные средства были возращены в краевой бюджет;

· по предоставлению мер социальной поддержки перевыполнены на 445 единиц или на 0,4 %. При этом стоимостные показатели по данной муниципальной услуге выполнены на 100,0 %.

Вместе с тем, при довольно высоких показателях выполнения муниципального задания учреждением, дать соответствующую оценку качеству представленных услуг не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей оценки учредителем.

При проверке соблюдения порядка определения нормативных затрат[24] на оказание МАУ «РКЦ» вышеуказанных муниципальных услуг установлено, что в нарушение пункта 1.5 утвержденного порядка, Управлением экономики в проверяемом периоде утверждались только нормативные затраты на оказание МАУ «РКЦ» муниципальных услуг, при этом нормативные затраты на содержание имущества утверждены не были.

Кроме того, нормативные затраты на оказание муниципальных услуг, в нарушение пункта 1.4 Порядка, были утверждены только на 2012 год.

Также необходимо отметить, что расчеты нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и на содержание имущества МАУ «РКЦ» с отдельными обоснованиями и пояснительными записками Управлением экономики были представлены после окончания контрольного мероприятия.

В результате рассмотрения представленных документов установлено, что первоначально утвержденные нормативные затраты на оказание МАУ «РКЦ» на 2012 год[25] муниципальных услуг составили:

- по предоставлению субсидии гражданам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 92,65 рублей за единицу муниципальной услуги;

- по мерам социальной поддержки 74,01 рубля за каждую единицу муниципальной услуги.

Необходимо отметить, что расчетная стоимость предоставления в 2012 году единицы муниципальной услуги, связанной с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, не менялась. При этом расчетная стоимость предоставления субсидии увеличивалась в 2012 году дважды.

Так, соответствующими приказами Управления экономики рассматриваемые нормативные затраты на единицу муниципальной услуги увеличились:

- с 01.01.2012 года с 92,65 рублей до 102,85 рублей или на 10,2 рублей (11,0 %);

- с 01.07.2012 года с 102,85 рублей до 225,59 рублей или на 122,74 рубля или в 2,2 раза.

Согласно пояснительным запискам к расчетам нормативных затрат по состоянию на 19.01.2012 года и на 27.06.2012 года, изменение нормативных затрат обусловлено:

- изменением штатного расписания с 01.01.2012 года, с 01.02.2012 года и с 01.04.2012 года;

- увеличением затрат в связи с требованиями административного регламента по предоставлению государственных услуг;

- уточнением распределения затрат МАУ «РКЦ» на 2012 год.

При этом следует отметить, что в представленных расчетах стоимости предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату ЖКУ количество работников, непосредственно задействованных на оказании муниципальных услуг, в течение 2012 года значительно не менялось и составило в среднем за год 43 штатные единицы.

Более подробный анализ изменений штатного расписания МАУ «РКЦ» представлен в следующей таблице.

 

Количество ставок, включенных в нормативные затраты первоначально

Количество ставок, включенных в нормативные затраты, утвержденные приказом от 19.01.2012 № 4

ОТКЛОНЕНИЯ

Количество ставок, включенных в нормативные затраты, утвержденные приказом от 27.06.2012 № 30/1

ОТКЛОНЕНИЯ

Управление

12

13

1

9

-4

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

     

28

28

Юридический отдел

4

4

0

4

0

Отдел коммерческого развития

3

3

0

3

0

Отдел предоставления субсидий и расчету квартирной платы

44

44

0

43

-1

Информационно-технический отдел

14

13

-1

14

1

Младший обслуживающий персонал

5

5

0

6

1

ВСЕГО

82

82

0

107

25

Таким образом, в 2012 году общее количество штатных единиц увеличилось на 25,0 ставок или на 23,4 %.

Согласно пояснительной записке к расчету нормативных затрат на 27.06.2012 года, МАУ «РКЦ» в целях оптимизации рабочего процесса штатным расписанием от 01.04.2012 года были введены 20 ставок бухгалтеров-кассиров и 1 ставка старшего бухгалтера-кассира. Введение данных должностей обусловлено ликвидацией ООО «Расчетно-информационного центра», занимающегося ранее приемом платежей от населения, в штате которого и числились данные должности. При этом в пояснительной записке указано, что затраты на оплату труда не относятся к затратам по повышению муниципального задания, а в размере 100,0 % относятся на затраты по платным услугам.

Вместе с тем, количество штатных единиц, непосредственно задействованных в оказании муниципальных услуг, с 01.04.2012 года уменьшилось на 1 единицу. При этом объем затрат на оплату труда и начисления на оплату труда данных штатных единиц с 01.07.2012 года увеличился с 14945,9 тыс. рублей до 25143,4 тыс. рублей или на 10197,5 тыс. рублей (68,2 %).

В письменном пояснении к Акту проверки Управление экономики разъясняет, что увеличение объема затрат на оплату труда работников, непосредственно задействованных в оказании услуг, связано также с проведенной фотографией рабочего дня работников МАУ «РКЦ». По результатам данного мероприятия доля затрат рабочего времени на выполнение муниципального задания увеличилась и составила 50,0 % рабочего времени, в том числе на предоставление субсидий - 40,5 %.

Кроме того, Управлением экономики поясняется, что изменение доли затрат времени на выполнение муниципального задания также привело и к увеличению затрат на оплату труда управленческого персонала.

Согласно представленным расчетам затрат на предоставление государственной и муниципальной услуг, затраты на оплату труда и начисления на оплату труда увеличились:

- управленческому персоналу со значения 3890,5 тыс. рублей до 7729,7 тыс. рублей или на 3839,2 тыс. рублей (98,7 %);

- младшему обслуживающему персоналу со значения 644,2 тыс. рублей до 1274,0 тыс. рублей или на 629,8 тыс. рублей (почти в 2 раза).

Затраты, связанные с оплатой работ и услуг, также увеличились со значения 10856,9 тыс. рублей до 20126,3 тыс. рублей или на 9269,4 тыс. рублей (85,4 %).

Вместе с тем, отсутствие надлежаще оформленных обоснований не раскрывают необходимость включения в нормативные затраты тех или иных расходов.

Таким образом, в результате ненадлежащего подхода Управления экономики к формированию нормативных затрат на выполнение муниципальных услуг МАУ «РКЦ» в ходе контрольного мероприятия не представилось возможным проверить:

- расчет размера субсидий на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество;

- учет затрат на потребление электрической энергии, тепловой энергии, уплату налогов при расчете нормативных затрат на содержание имущества.

  1. Проверка соблюдения установленного порядка начисления и определения размера субсидии и муниципальной социальной поддержки гражданам при оплате жилого помещения и коммунальных услуг (выборочно)

При выборочной проверке выплатных дел, Контрольно-счетной палатой установлен ряд нарушений нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления гражданам субсидии и мер муниципальной социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые привели к необоснованному предоставлению средств субсидий и МСП гражданам на общую сумму 673,6 тыс. рублей.

А именно, контрольным мероприятием, проводимым в МАУ «РКЦ», установлены случаи предоставления субсидий и мер муниципальной социальной поддержки:

· с нарушением сроков, установленных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761[26].

Необходимо отметить, что пунктом 44 Постановления № 761 установлено, что при представлении документов с 1-го по 15-е число месяца, субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.

Вместе с тем, при рассмотрении выплатных дел граждан установлены неоднократные случаи предоставления субсидии раньше установленного срока.

По данному факту МАУ «РКЦ» письменно пояснило, что решение о предоставлении субсидии раньше установленного срока принималось в интересах малоимущих граждан и при наличии уважительных причин. Также учитывалось то, что малоимущие граждане, пропустившие срок обращения за субсидией не в состоянии оплатить жилищно-коммунальные услуги без субсидии, поскольку размер платежа значительно превышает максимально допустимую долю расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Отсутствие возможности полностью внести плату за те периоды, когда субсидия не предоставлялась, ведёт к образованию задолженности, что в свою очередь препятствует оформлению субсидии.

При этом необходимо отметить, что Постановление № 761 и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не содержат методику начисления субсидий за пропущенный срок.

Таким образом, в результате несоблюдения данной нормы только по 23 случаям сумма необоснованно представленной МАУ «РКЦ» субсидии гражданам составила 257,0 тыс. рублей;

· без наличия правовых оснований и (или) наличия подтверждающих документов, что в отдельных случаях привело к необоснованному предоставлению субсидий на сумму 83,6 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что разделом 2 Постановления № 761 установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению. Для получения субсидии граждане представляют копии документов, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Вместе с тем, при рассмотрении выплатных дел установлены случаи несоблюдения данной нормы.

Так, например, на основании заявления гражданина от 11.04.2012 года, семье, состоящей из разных категорий граждан, предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.12.2011 года по 31.03.2012 года. Вместе с тем, основания для предоставления субсидии за период с 01.12.2011 года по 31.03.2012 года данному гражданину отсутствовали, так как договор социального найма жилого помещения данным гражданином был заключен только с 03.04.2012 года. Кроме того, данная субсидия была предоставлена при наличии информации о невыполнении данным гражданином соглашения о погашении долга, заключенного ранее.

Таким образом, решение МАУ «РКЦ» о предоставлении субсидии заявителю принято в нарушение раздела 2 и пункта 44 Постановления №761 и сумма предоставленной субсидии за период с 01.12.2011 года по 30.04.2012 года в размере 64,2 тыс. рублей является необоснованной выплатой.

При рассмотрении другого выплатного дела установлено, что согласно заявлению на получение субсидии от 29.12.2011 года, гражданину на основании документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, за период с 01.09.2011 года по 28.02.2012 года предоставлена субсидия в размере 19,4 тыс. рублей. Однако, при рассмотрении данных документов установлено, что фактически доход одного из членов семьи заявителя не подтвержден, так как заявителем на сына был представлен договор на обучение на условиях компенсации затрат, заключенный между учебным заведением и заявителем (отцом). При этом согласно справке, представленной с образовательного учреждения, сын заявителя являлся студентом данного учреждения только в период с 01.09.2005 года по 01.07.2011 года.

Таким образом, субсидия в сумме 19,4 тыс. рублей представлена необоснованно;

· с применением несоответствующих размеров региональных стандартов, что в результате привело не только к необоснованному предоставлению субсидии в размере 20,8 тыс. рублей, но и мер социальной поддержки в размере 35,4 тыс. рублей.

Так, при рассмотрении выплатного дела одиноко проживающей пенсионерки, достигшей возраста 60 лет, установлено, что заявитель проживает в индивидуальном жилом доме общей площадью 46,3 кв.м.

Согласно постановлению Правительства Камчатского края от 11.02.2011 № 66-П[27], на одиноко проживающего гражданина в жилом доме индивидуального жилищного фонда установлен размер регионального стандарта с 01.01.2012 года - 3238,0 рублей, с 01.07.2012 года - 3277,0 рублей, с 01.09.2012 года - 3283,0 рублей, с 01.12.2012 года - 3284,0 рублей.

Вместе с тем, в 2012 году при расчете размера субсидии на оплату жилого помещения данному заявителю применялся завышенный размер регионального стандарта. В результате применения завышенного размера регионального стандарта заявителю перечислено субсидии на оплату жилого помещения 22,7 тыс. рублей, что на 20,8 тыс. рублей превышает расчетный размер субсидии в сумме 1,9 тыс. рублей. Соответственно, размер предоставленных мер социальной поддержки, в данном случае, полученный расчетным путем должен составлять 38,8 тыс. рублей. Фактически предоставлено мер социальной поддержки - 74,2 тыс. рублей. Таким образом, сумма необоснованно предоставленных мер социальной поддержки составила 35,4 тыс. рублей;

· в размере, превышающем фактические расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Согласно пункту 77 Методических рекомендаций[28], размер субсидии, полученный в результате расчета, является максимальным размером, который может быть предоставлен получателю субсидии в течение периода предоставления субсидии при условии, что он не превышает фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящихся на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя.

При рассмотрении одного из выплатных дел установлено, что согласно данным паспортного учета по адресу, указанному заявителем, зарегистрировано 5 человек, из которых 2 гражданина являются временно проживающими и к членам семьи не относятся. В заявлении на получение субсидии заявитель просит произвести расчет субсидии на 3 членов семьи: заявителя и двух её несовершеннолетних детей.

Сравнительный анализ размера субсидии, предоставленной данному заявителю и членам ее семьи в 2012 году, с фактическими расходами на оплату ЖКУ показал, что размер предоставленной субсидии (88,4 тыс. рублей) превышает фактически начисленные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг (66,3 тыс. рублей) на сумму 22,1 тыс. рублей, соответственно, данная сумма является необоснованно выплаченной;

· лицам, не достигшим установленного Решением № 106-нд возраста.

В соответствии со статьёй 2 Решения № 106-нд гражданами, имеющими право на получение МСП, являются:

- одиноко проживающие пенсионеры (женщина 55 лет и старше, мужчина 60 лет и старше);

- семьи, состоящие из пенсионеров (женщина 55 лет и старше, мужчина 60 лет и старше) и инвалидов.

Вместе с тем, при рассмотрении выплатных дел были выявлены отдельные случаи, когда меры муниципальной поддержки предоставлялись семьям, состоящим из пенсионеров, один из которых не достиг определенного Решением № 106-нд возраста, в результате данного нарушения общая сумма необоснованно представленных мер социальной поддержки составила 14,0 тыс. рублей;

· сверх установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Необходимо отметить, что предоставление в 2012 году мер социальной поддержки без учета установленных нормативов потребления коммунальных услуг носит систематический характер. Общая сумма необоснованно предоставленных мер социальной поддержки при выборочной проверке выплатных дел в результате их предоставления сверх нормативов потребления коммунальных услуг составила 219,0 тыс. рублей.

При этом Решением № 106-нд установлено, что социальная поддержка предоставляется в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг, а также стандарта нормативной площади жилого помещения. Стандарт нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающего пенсионера, установленный Решением 106-нд, составляет 45 кв. метров.

Норматив отопления на 45 кв. метров составляет 1,6061Гкал[29].

Норматив горячего водоснабжения – 4,35 м3[30].

Норматив электроэнергии для семьи из 1-го человека, проживающего в четырех комнатном индивидуальном жилом доме – 188 кВт/час;

· однократно, за весь срок предоставления субсидии.

Согласно пункту 45 Постановления № 761, уполномоченные органы ежемесячно перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования. При этом только часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Вместе с тем, при рассмотрении одного из выплатных дел установлено, что заявителю, на основании заявления от 18.12.2012 года, одновременно с расчётом на оплату твердого топлива, была рассчитана сумма МСП по оплате за электроэнергию, годовое исчисление которой составило 40,3 тыс. рублей. При этом для расчёта суммы МСП были взяты показатели потребления электроэнергии за 1 месяц (декабрь), которые составили 6672,8 рублей (1843 кВт/ч).

Кроме того, в нарушение пункта 2.7 Постановления № 1362[31], данные средства в декабре 2012 года перечислены в полном размере в ОАО «Камчатскэнерго», что является необоснованным авансированием, и приводит к неэффективному использованию средств бюджета городского округа.

Также при рассмотрении данного выплатного дела установлено, что на приобретение твёрдого топлива предоставлялись и субсидия в размере 18,9 тыс. рублей, и меры социальной поддержки в размере 2,7 тыс. рублей.

На указанную дату при расчёте субсидии применялся региональный стандарт в размере 3284,0 рублей (расходы на ЖКУ – 616,0 рублей, расходы на приобретение твердого топлива – 2668,0 рублей)[32].

В результате того, что МАУ «РКЦ» при расчёте субсидии, приходящейся на приобретение твёрдого топлива, применено значение регионального стандарта в общем размере, переплата субсидии в данном случае на приобретение твёрдого топлива составила 7,4 тыс. рублей.

Расчетно часть субсидии, подлежащая перечислению на приобретение твердых видов топлива заявителю, должна составлять 11,5 тыс. рублей.

При рассмотрении предоставленной данному заявителю меры социальной поддержки при оплате твёрдого топлива установлено, что понесённые заявителем затраты на покупку дров составили 5,1 тыс. рублей.

В качестве документа, подтверждающего понесённые затраты, заявителем представлена накладная от 17.08.2011 № 4 (за 16 месяцев до предоставления документов в МАУ «РКЦ»), составленная с нарушением пункта 9 Порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

А именно, в данной накладной отсутствует номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и присвоенного ему ИНН[33].

Кроме того, накладная заверена печатью частного предпринимателя Стахурского В.М. при том, что с момента вступления в действие Федерального закона 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (01.07.2002 года) физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также в выплатном деле отсутствуют документы, фактически подтверждающие оплату, а именно чек ККМ или квитанция к приходно-кассовому ордеру.

В связи с тем, что Решение № 106-нд не содержит методику расчета величины социальной поддержки при оплате твердого топлива, специалистами МАУ «РКЦ» расчёт МСП при оплате твердого топлива производится по аналогии расчёта на жилищно-коммунальные услуги.

МАУ «РКЦ», исходя из затраченной суммы 5,1 тыс. рублей и расходов на ЖКУ рассчитаны МСП на приобретение твёрдого топлива в сумме 2,7 тыс. рублей.

При этом с учётом того, что представленные документы не подтверждают факт приобретения дров, меры социальной поддержки по твердому топливу в размере 2,7 тыс. рублей предоставлены заявителю необоснованно.

Таким образом, по данному выплатному делу необоснованно:

- начислена и перечислена субсидия на приобретение твёрдого топлива за период с 01.12.2012 года по 30.11.2013 года в размере 7,4 тыс. рублей;

- предоставлено мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива в размере 2,7 тыс. рублей;

- произведено авансирование по оплате электроэнергии в размере 40,3 тыс. рублей.

  1. Проверка организации и ведения бухгалтерского учета

При проверке правильности ведения бухгалтерского учета в Управлении экономики установлено, что данные регистров бухгалтерского учета, отражающие поступление субвенций из бюджета Камчатского края на выполнение переданных государственных полномочий, а также операции по предоставлению субсидий МАУ «РКЦ» на выполнение муниципального задания, соответствуют показателям Главной книги и бюджетной отчетности.

Вместе с тем, в нарушение пункта 229 Инструкции № 157н[34], операции по поступлению в бюджет администрируемых Управлением экономики доходов отражаются в Журнале операции расчетов с дебиторами по доходам. При этом пунктом 229 Инструкции № 157н определено, что отражение операций по счету 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлению в бюджет» осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Также, в нарушение требований пункта 101 Инструкции № 162н[35], суммы начисленных субсидий отражаются в бюджетном учете Управления экономики по дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», минуя кредит счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», без документов оснований (первичных документов).

Соответственно, данные операции необоснованно отражались в Журнале операций с безналичными денежными средствами.

Кроме того, как было указано выше, Управлением экономики, в нарушение Инструкции № 183н, субсидии на выполнение муниципального задания МАУ «РКЦ» в 2012 году перечислялись на расчетный счет, открытый учреждением в ОАО «Камчаткомагропромбанке», вместо лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства.

Кроме того, текстовой частью Решения о бюджете было рекомендовано учредителям муниципальных автономных учреждений городского округа, для учета операций со средствами субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, заключать соглашения об открытии муниципальным автономным учреждениям лицевых счетов в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю.

При проверке правильности ведения бухгалтерского учета МАУ «РКЦ» установлено, что в нарушение статьи 165 Бюджетного кодекса РФ и Инструкции № 183н, бухгалтерский учет в учреждении в проверяемом периоде велся по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Также установлено, что, в нарушение пункта 257 Инструкции № 157н, Положением об учётной политике учреждения на 2012 год порядок учёта расчётов по субсидиям и МСП не установлен.

Фактически бухгалтерией учёт по поступлению средств от Управления экономики и перечислению субсидий населению на выплаты гражданам, а также комиссий банкам по зачислению денежных средств на счета физических лиц, вёлся МАУ «РКЦ» на отдельном счёте хозяйственного учёта в разрезе банков и прочих контрагентов, но не в разрезе физических лиц, получающих субсидии.

Согласно письменному пояснению главного бухгалтера МАУ «РКЦ», отражение размера начисленных и перечисленных сумм субсидий в разрезе физических лиц в бухгалтерском учете не осуществляется по причине того, что учёт перечисленных субсидий населению в разрезе каждого получателя средств, а также учет задолженности перед населением, ведется отделом по предоставлению субсидий.

Таким образом, в нарушение требований пункта 4 Инструкции 157н, в бухгалтерском учете МАУ «РКЦ» и, соответственно, в бюджетной отчетности отражаются только суммы, поступившие от Управления экономики и суммы перечисленных субсидий и комиссий за их перечисление в разрезе банков и УФПС. При этом данные о суммах начисленных субсидий в бухгалтерском учёте учреждения не отражаются, что приводит к недостоверности данных отражённых в бюджетной отчётности.

Так, по данным Отчёта Управления экономики[36], кредиторская задолженность по предоставлению субсидий на оплату за жилищно-коммунальные услуги на 01.01.2012 года составила 45195,4 тыс. рублей, на 01.01.2013 года – 44274,9 тыс. рублей. При этом в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» на 01.01.2012 года и на 01.01.2013 года указанная кредиторская задолженность не значится.

При проверке правильности отражения информации по начислению субсидий и их выплате, предоставляемой МАУ «РКЦ» в Управление экономики, установлено следующее.

Как указывалось выше, в Отчёте Управления экономики по состоянию на 01.01.2013 года сумма задолженности по предоставлению субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на начало 2012 года значится в размере 45195,4 тыс. рублей[37], на 01.01.2013 года - в размере 44274,9 тыс. рублей[38].

При этом расчетным путём сумма задолженности на 01.01.2013 года складывается в размере 44609,3 тыс. рублей, что на 334,4 тыс. рублей больше сведений, отражённых в Отчете Управления экономики.

Также при проверке организации учета начисления и перечисления субсидий установлено, что Положением об учётной политике МАУ «РКЦ» предусмотрено формирование в электронном виде и на бумажном носителе:

- реестра начисленных субсидий;

- сводного реестра на перечисление субсидий;

- платёжных поручений на перечисление субсидий в соответствии со сводным реестром на перечисление субсидий.

При этом реестры начисленных субсидий и МСП ведутся только в электронном виде.

Также не формируются на бумажном носителе реестры на перечисление субсидий гражданам, получающим выплаты в ОАО Сбербанке и через отделения почтовой связи.

Кроме того, Положением об учётной политике не регламентированы особенности ведения аналитического учёта расчётов по субсидиям и МСП с учётом использования разных программных продуктов.

Согласно письменному пояснению заместителя директора МАУ «РКЦ», формирование и хранение реестра начисленных субсидий и выплаченных субсидий на бумажном носителе в 2012 году не производилось. В целях защиты информации установлена антивирусная программа, предусмотрено паролирование системы, выполняются мероприятия по ежедневному сохранению данных и ежемесячному копированию на резервный сервер и внешние носители.

Необходимо отметить, что при проведении контрольного мероприятия для специалистов КСП были сформированы реестры сумм и получателей субсидий и МСП в электронном виде, данные которых были использованы при проверке правильности расчётов и обоснованности предоставления субсидий и МСП.

При этом, если данные реестров по получателям субсидий можно сравнить с карточками получателей субсидий, то сведения по гражданам, которым предоставлены меры социальной поддержки, сформированы только в электронных реестрах.

В ходе проверки правильности отражения МКУ «Комплексный центр» в бухгалтерском учёте расчётов по мерам социальной поддержки установлено следующее.

В нарушении пункта 257 Инструкции № 157н, порядок аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам МКУ «Комплексный центр» не разработан, также как и Положение об учетной политике на 2012 год.

Фактически установлено, что МАУ «РКЦ», являясь уполномоченным органом по расчёту величины МСП, ежемесячно предоставляет МКУ «Комплексный центр» справки о суммах предоставленных мер социальной поддержки в разрезе управляющих организаций и лиц, проживающих в частном секторе по форме, не предусмотренной ни одним из нормативных правовых актов городского округа.

Поступившие из МАУ «РКЦ» справки содержат только название эксплуатирующей организации и общую сумму представленной МСП, что не позволяет конкретизировать информацию о лицах (Ф.И.О., адрес), периоде и сумме предоставленной МСП. Вместе с тем, принятие Решения № 106-нд, предусматривало оказание МСП именно для граждан.

Кроме того, Центром социального обслуживания населения учёт расчётов по мерам социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги ведётся в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе эксплуатирующих организаций на основании выставляемых эксплуатирующими организациями счетов и счетов-фактур. При этом данные о фактически предоставленных МАУ «РКЦ» мерах социальной поддержки в бухгалтерском учёте МКУ «Комплексный центр» не отражаются.

Необходимо отметить, что при принятии к учёту сумм оказанных услуг, заявленных эксплуатирующими организациями посредством выставленных счетов и счетов-фактур, Центр социального обслуживания населения только лишь сверяет данные со справками, представленными МАУ «РКЦ», и, в случае отсутствия расхождений, принимает данные счета к бухгалтерскому учету, и перечисляет денежные средства на счета эксплуатирующих организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Решения № 106-нд, муниципальная социальная поддержка предоставляется гражданам в виде уменьшения их платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, за исключением случая предоставления социальной поддержки при оплате твердого топлива.

Вместе с тем, Центром социального обслуживания населения, в нарушение данной нормы, гражданам, проживающим в частном секторе, имеющим право на муниципальную социальную поддержку, производились перечисления лично во вклад. Общая сумма средств, перечисленных гражданам во вклад, за 2012 год составила 627,4 тыс. рублей или 0,6% от общей суммы предоставленных МСП.

Таким образом, в связи с тем, что МСП предоставляются гражданам в виде уменьшения их платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (за исключением случая предоставления МСП при оплате твёрдого топлива), перечисление бюджетных средств, в качестве мер социальной поддержки, на счета граждан, проживающих в частных домовладениях, является нарушением требований Решения № 106-нд.

Выводы:

  1. Поддержка граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории городского округа реализуется:

- с помощью мер муниципальной социальной поддержки, утвержденных Решением Городской Думы от 26.08.2009 № 106-нд, осуществляемых за счет собственных средств бюджета городского округа;

- с помощью реализации переданных Камчатским краем городскому округу государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета.

  1. На выполнение данных мероприятий в 2012 году бюджетом городского округа было предусмотрено 684244,0 тыс. рублей, из которых годовой объем ассигнований на предоставление мер муниципальной социальной поддержки составил 111754,6 тыс. рублей или 16,3 % утвержденного объема, соответственно, ассигнования на предоставление субсидий составили 572489,4 тыс. рублей или 83,6 %.

Исполнение утвержденных бюджетных ассигнований составило 678502,5 тыс. рублей или 99,2 % от утвержденных назначений, в том числе исполнение по мерам социальной поддержки составило 100,0 %, по субсидиям – 99,0 %.

  1. Проверкой использования средств бюджета установлено, что кассовые расходы, связанные с возмещением начисленных субсидий населению составили 538956,5 тыс. рублей, из них:

- на выплаты субсидий населению направлено 530922,3 тыс. рублей (98,5 %);

- на комиссии кредитных учреждений и УФПС за зачисление сумм на расчетные счета получателям субсидий и доставку через отделения связи - 8034,3 тыс. рублей (1,5 %).

Необходимо отметить, что выплата субсидий гражданам осуществляется путём перечисления средств на их лицевые счета в кредитных учреждениях либо путём выплаты и доставки через отделения почтовой связи.

В связи с этим, МАУ «РКЦ», являющееся учреждением, уполномоченным на предоставление и перечисление субсидий, заключило соответствующие договоры с рядом Банков, согласно которым за услуги по зачислению денежных средств МАУ «РКЦ» уплачивает Банкам от 0,8 % до 1,5 % от общей суммы подлежащей зачислению денежных средств.

Выплата и доставка субсидий гражданам городского округа через отделения почтовой связи также осуществляется на основании договора, заключённого с УФПС, в рамках которого МАУ «РКЦ» оплачивает УФПС расходы по доставке и выплате субсидий гражданам в размере 1,77 % с учётом НДС от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств на счёт УФПС.

  1. Функции по предоставлению социальной поддержки распределяются между двумя учреждениями – МКУ «Комплексный центр» и МАУ «РКЦ».

Вместе с тем, результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о нецелесообразности распределения организационного обеспечения мер рассматриваемой муниципальной социальной поддержки между несколькими учреждениями, которые в свою очередь подведомственны разным органам администрации городского округа, так как распределение функций между двумя учреждениями приводит:

- к увеличению кредиторской задолженности муниципальных учреждений, так как МКУ «Комплексный центр» производит возмещение затрат эксплуатирующим организациям и гражданам только по заявлениям, а не по факту предоставления мер муниципальной социальной поддержки;

- излишнему документообороту, обусловленному, в том числе и заключением договоров с эксплуатирующими организациями как со стороны МКУ «Комплексный центр», так и со стороны МАУ «РКЦ»;

- невозможностью проведения достоверного контроля по осуществлению мероприятий муниципальной социальной поддержки.

По мнению Контрольно-счетной палаты, для повышения эффективности выполнения данного расходного обязательства необходимо функциями по предоставлению социальной поддержки населения наделить МАУ «РКЦ», так как основные виды деятельности данного учреждения связаны именно:

- с предоставлением, расчетом субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- расчетом льгот населению на оплату ЖКУ;

- предоставлением (без осуществления функции перечисления денежных средств), расчетом, перерасчетом мер социальной поддержки.

  1. Осуществление функций по предоставлению мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг МАУ «РКЦ» осуществляется на основании муниципального задания на оказание услуг, учредителем, в лице Управления экономики.

При проверке соблюдения условий формирования муниципального задания на оказание услуг МАУ «РКЦ» установлено, что объемы муниципальных услуг (в натуральных и стоимостных показателях), отраженные в первоначальном муниципальном задании, представленном Управлением экономики, не соответствует аналогичным объемам доведенных учредителем до МАУ «РКЦ».

Также необходимо отметить, что, в нарушение постановления о муниципальных автономных учреждениях городского округа, реестр муниципальных заданий Управлением экономики в 2012 году не велся и был составлен во время проверки.

  1. Согласно отчету о результатах исполнения муниципального задания за 2012 год, натуральные показатели, доведенные МАУ «РКЦ»:

· по предоставлению субсидии - недовыполнены учреждением на 4,3 % или 8291 условную единицу, соответственно стоимостные показатели также остались недовыполненными на сумму 5741,5 тыс. рублей или на 1,0 %. Данные средства в полном объеме были возращены в краевой бюджет;

· по предоставлению мер социальной поддержки перевыполнены на 445 единиц или на 0,4 %. При этом стоимостные показатели по данной муниципальной услуге выполнены на 100,0 %.

Вместе с тем, при довольно высоких показателях выполнения муниципального задания учреждением, дать соответствующую оценку качеству представленных услуг не представляется возможным из-за отсутствия соответствующей оценки учредителем.

  1. При проверке соблюдения порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг установлено, что, в нарушение утвержденного порядка, Управлением экономики в проверяемом периоде утверждались только нормативные затраты на оказание МАУ «РКЦ» муниципальных услуг, при этом нормативные затраты на содержание имущества утверждены не были.

Кроме того, нормативные затраты на оказание муниципальных услуг, в нарушение пункта 1.4 Порядка, были утверждены только на 2012 год.

Также необходимо отметить, что расчеты нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и на содержание имущества МАУ «РКЦ» с отдельными обоснованиями и пояснительными записками Управлением экономики были представлены после окончания контрольного мероприятия.

В результате рассмотрения представленных документов установлено, что расчетная стоимость предоставления в 2012 году единицы муниципальной услуги, связанной с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, не менялась и составила 74,01 рубля. При этом расчетная стоимость предоставления субсидии увеличивалась в 2012 году с 92,65 рублей до 225,59 рублей или на 132,94 рубля или в 2,4 раза.

При этом отсутствие надлежаще оформленных обоснований не позволило раскрыть необходимость включения в нормативные затраты тех или иных расходов.

Таким образом, в результате ненадлежащего подхода Управления экономики к формированию нормативных затрат на выполнение муниципальных услуг МАУ «РКЦ» в ходе контрольного мероприятия не представилось возможным проверить:

- расчет размера субсидий на оказание муниципальных услуг в рамках муниципального задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество;

- учет затрат на потребление электрической энергии, тепловой энергии, уплату налогов при расчете нормативных затрат на содержание имущества.

  1. При выборочной проверке соблюдения установленного порядка начисления и определения размера субсидии и муниципальной социальной поддержки гражданам при оплате жилого помещения и коммунальных услуг Контрольно-счетной палатой установлен ряд нарушений действующих нормативных правовых актов, регулирующих данный порядок. В результате необоснованное предоставление субсидий и МСП гражданам только по 190 выплатным делам составило 673,6 тыс. рублей и обусловлено в основном:

- несоблюдением сроков при предоставлении субсидий;

- предоставлением субсидий и мер социальной поддержки при отсутствии правовых оснований и (или) наличия подтверждающих документов;

- применением отличных от утвержденных размеров региональных стандартов;

- предоставлением субсидий и мер социальной поддержки в размере, превышающем фактические расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- предоставлением мер социальной поддержки сверх установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

  1. При проверке организации и правильности ведения бухгалтерского учета установлено, что Управлением экономики, в нарушение текстовой части Решения о бюджете и Инструкции № 183н, субсидии на выполнение муниципального задания МАУ «РКЦ» перечислялись, вместо лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, на расчетный счет, открытый учреждением в ОАО «Камчаткомагропромбанке».
  2. В нарушение статьи 165 Бюджетного кодекса РФ и Инструкции № 183н, бухгалтерский учет в МАУ «РКЦ» в проверяемом периоде велся по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Также установлено, что, в нарушение пункта 257 Инструкции № 157н, учреждениями, уполномоченными на предоставление субсидий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не разработан порядок аналитического учета по социальным выплатам населению. Бухгалтерский учет по данным выплатам ведется учреждениями в разрезе банков и прочих контрагентов, но не в разрезе физических лиц, получающих субсидии и меры социальной поддержки.

Фактически в бухгалтерском учете МАУ «РКЦ» и Центра обслуживания населения отсутствуют достоверные данные о суммах начисленных субсидий и предоставленных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, что в результате привело к искажению отдельных показателей бюджетной отчетности, в том числе в части дебиторской и кредиторской задолженности.

Предложения:

  1. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия для сведения в адрес: Главы городского округа, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Департамента финансов администрации городского округа, Департамента социального развития администрации городского округа.
  2. В адрес Главы администрации городского округа направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия и информационное письмо с предложениями:

- рассмотреть возможность выполнения МАУ «РКЦ» всех функций по предоставлению социальной поддержки, включая возмещение эксплуатирующим организациям расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки;

- подготовить изменения в решение Городской Думы от 06.05.2013 № 56-нд «О мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа», в части уточнения:

· сроков предоставления документов для получения мер социальной поддержки (с 1-го по 15-е число месяца, МСП предоставляются с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца);

· порядка предоставления социальной поддержки гражданам, проживающим в жилых домах, находящихся в непосредственном управлении гражданина, (за исключением случая предоставления МСП при оплате твёрдого топлива);

- указать на необходимость органам администрации городского округа строго соблюдать порядок осуществления функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных автономных учреждений городского округа.

  1. В адрес Управления экономики направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия и информационное письмо с предложением принять соответствующие меры по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием.
  2. В адрес Департамент управления жилищным фондом администрации городского округа направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия и информационное письмо с предложениями:

- ознакомиться с актом контрольного мероприятия от 07.03.2013 № 01-18-06/04, составленного по результатам проверки МАУ «РКЦ»;

- принять соответствующие меры по устранению нарушений, выявленных контрольным мероприятием;

- проконтролировать восстановление в доход бюджета средств, необоснованно предоставленных населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг МАУ «РКЦ»;

- направить в адрес КСП актуализированное муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ) и утвержденные нормативные затраты на оказание услуг МАУ «РКЦ» (с обоснованиями) на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

  1. В адрес МАУ «РКЦ» направить представление Контрольно-счетной палаты с предложениями:

- принять соответствующие меры по устранению нарушений и замечаний, выявленных контрольным мероприятием;

- расчет размера субсидий, предоставляемых населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, осуществлять в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;

- восстановить в доход бюджета городского округа суммы необоснованно перечисленных средств субсидий, предоставленных населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в результате нарушения (несоблюдения) установленного действующим законодательством порядка;

- принять меры по истребованию подтверждающих документов с лиц, необоснованно получивших субсидии и меры социальной поддержки при отсутствии правовых оснований и (или) наличия подтверждающих документов. В противном случае, истребовать с граждан, необоснованно оплаченные суммы с последующим восстановлением в доход бюджета;

- устранить выявленные контрольным мероприятием нарушения законодательства о бухгалтерском учете;

- для организации учета и обеспечения контроля разработать порядок ведения аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам с отражением данного порядка в учетной политике.

- принять меры дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения и упущения, отраженные в настоящем Отчете.

  1. В адрес МКУ «Комплексный центр» направить предписание Контрольно-счетной палаты с предложениями:

- в кротчайшие сроки провести инвентаризацию обязательств по перечислению гражданам социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг и возмещению затрат на счета организаций, предоставляющих гражданам социальную поддержку, включая сверку с МАУ «РКЦ» по фактически предоставленным гражданам мерам муниципальной социальной поддержки;

- отразить в бухгалтерском учете учреждения достоверные данные о суммах начисленных гражданам мер социальной поддержки;

- устранить выявленные контрольным мероприятием нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

 

Аудитор

Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа

О.В. Рекунова

 

[1] Далее – Контрольно-счетная палата, КСП.

[2] Далее – городской округ.

[3] Далее – Департамент соцразвития, ДСР.

[4] Далее – Управление экономики.

[5] Далее – МКУ «Комплексный центр», Центр социального обслуживания населения.

[6] Далее – МАУ «РКЦ».

[7] Далее – муниципальная социальная поддержка, социальная поддержка, меры социальной поддержки, МСП.

[8] «О мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - Решение № 106-нд).

[9] Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.11.2011 № 435-нд «О бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» (далее - Решение о бюджете).

[10] По коду расходов бюджетной классификации 905 1003 5054801 321.

[11] Далее – МАУ «РКЦ».

[12] Центр социального обслуживания населения, является учреждением подведомственным Департаменту соцразвития, а МАУ «РКЦ» - Управлению экономики.

[13] Здесь и далее - жилищно-коммунальные услуги.

[14] Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 22.12.2010 № 3505 «Об осуществлении государственного полномочия Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Петропавловск-Камчатском городском округе» (далее – Постановление администрации городского округа от 22.12.2010 № 3505).

[15] «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению субвенций поселениям для осуществления ими государственных полномочий Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

[16] Далее – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края.

[17] КБК 909 2 02 03022 04 7452 151.

[18] Согласно данным отчета по форме № 22-ЖКХ «Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» за 2012 год.

[19] «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта автономных учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 183н).

[20] Здесь и далее - УФПС Камчатского края – филиал ФГУП «Почта России».

[21] Далее – Банк.

[22] Постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.12.2010 № 3613 «О муниципальных автономных учреждениях Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Постановление о муниципальных автономных учреждениях городского округа).

[23] «Об утверждении муниципального задания МАУ «РКЦ» на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

[24] Порядок определения нормативных затрат на оказание муниципальными автономными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных автономных учреждений, подведомственных Управлению экономики, утвержден постановлением администрации городского округа от 28.09.2011 № 2571.

[25] Утверждены приказом Управления экономики от 30.09.2011 № 39/1.

[26] «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Постановление № 761).

[27] «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг».

[28] Здесь - Приказ Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 № 58/403 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

[29] Постановление Администрации городского округа от 14.10.2009 г. № 3064 «Об установлении норматива отопления для одноэтажных многоквартирных или жилых домов до 1999 года постройки включительно, не оборудованных приборами учета тепловой энергии».

[30] Постановление градоначальника г. Петропавловск-Камчатского от 28.02.2005 г. № 195 «Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании».

[31] Здесь и далее - Постановление Главы городского округа от 13.05.2009 № 1362 «Об утверждении порядка предоставления гражданам муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

[32] Необходимо отметить, что значение регионального стандарта для проживающих в жилых домах складывается из плановых расходов на ЖКУ и плановых расходов на приобретение твердого топлива.

[33] Приказ от 13.02.2002 Минфина РФ № 83н, Министерства РФ по налогам и сборам № БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учёта доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

[34] Здесь и далее - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

[35] Здесь и далее - Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учёта и инструкции по его применению».

[36] Здесь и далее - Отчёт органов местного самоуправления муниципальных образований об осуществлении переданных им государственных полномочий по предоставлению субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и использовании предоставленных на эти цели финансовых средств по состоянию на 01.01.2013 года.

[37] Сложилась из суммы начислений за декабрь 2011 года в размере 47485,4 тыс. рублей за минусом 2290,1 тыс. рублей – невозвращённые средства в 2011 году в бюджет городского округа.

[38] Начисление субсидий за декабрь 2012 года.