КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Отчёт о результатах проверки организации и проведения приватизации муниципальной собственности, включая проверку расходов, связанных с приватизацией муниципального имущества

Скачать Отчет
OtchetPrivatzaciya.doc (223.0 Кб)

 

г. Петропавловск-Камчатский «04» сентября 2012 года

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа на 2012 год.
Цель контрольного мероприятия: осуществление контроля  за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета и муниципальной собственности в рамках проведения приватизации объектов муниципальной собственности; проверка расходов городского бюджета, направленных на возмещение расходов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю по совершению исполнительских действий, связанных с проведением оценки рыночной стоимости арестованного муниципального имущества.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, определяющие деятельность Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа и регулирующие порядок, условия и организацию проведения приватизации объектов муниципальной собственности; договоры; платёжные и иные первичные документы; данные регистров бухгалтерского учёта; иные документы.
Объект контрольного мероприятия:  Комитет по управлению имуществом, Департамент экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа .
Проверяемый период деятельности: 2010-2011 год.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 мая 2012 года по 31  июля 2012 года.
По результатам проверки оформлены следующие акты проверки:
1. Акт поверки Комитета по управлению имуществом от 09.07.2012 № 01-12/09-01.
Руководством Комитета по управлению имуществом акт проверки подписан без разногласий с выражением мнения Комитета по отдельным вопросам контрольного мероприятия.
Настоящий Отчёт составлен с учётом отдельных представленных доводов.
2. Акт проверки Департамента экономической и бюджетной политики от 05.07.2012 № 01-12/16-01.
Руководством Департамента Акт проверки подписан без разногласий.
В период формирования настоящего отчёта, направлены информационные письма для сведения в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, Департамент экономической и бюджетной политики.
Также направлено информационное письмо в адрес Комитета по управлению имуществом с предложениями, со сроком предоставления информации до 10.08.2012 года.
Настоящий отчет подготовлен инспектором Контрольно-счетной палаты Арсёновой В.Н.
Результаты контрольного мероприятия:
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 3 статьи 51 данного Федерального закона установлено, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В Петропавловск-Камчатском городском округе , порядок и условия приватизации утверждены  Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.10 2005 № 205-р «Об утверждении порядка приватизации объектов муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа» .
В силу статьи 2 данного Порядка приватизации, полномочия органов местного самоуправления городского округа в сфере приватизации объектов муниципальной собственности распределены следующим образом:
- Городская Дума утверждает Прогнозный план объектов муниципальной собственности; заслушивает отчёт о выполнении Прогнозного плана приватизации за прошедший год;
- Глава администрации городского округа вносит на утверждение Городской Думе проект Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности ; принимает решение об условиях приватизации объектов муниципальной собственности; осуществляет контроль за выполнением Прогнозного плана приватизации;
- Комитет разрабатывает и представляет Главе администрации для внесения в Городскую Думу проект  Прогнозного плана приватизации; организует его выполнение, отчитывается перед Городской Думой о выполнении Прогнозного плана приватизации; осуществляет в установленном порядке приватизацию объектов муниципальной собственности, в том числе организовывает подготовку объектов к продаже, включая проведение оценки рыночной стоимости подлежащего приватизации имущества, государственную регистрацию права муниципальной собственности, опубликовывает информационные сообщения, принимает заявки на участие в аукционах и конкурсах, определяет начальную цену для продажи имущества, организует проведение аукционов и конкурсов по продаже объектов муниципальной собственности; является продавцом  муниципального имущества, заключает договоры купли-продажи приватизированных объектов муниципальной собственности; утверждает условия конкурсов; осуществляет контроль за выполнением условий конкурса; учреждает акционерные общества, создаваемые в порядке приватизации муниципальных предприятий, утверждает их уставы, назначает на должность их руководителя в период первого собрания акционеров; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Порядком.
Прогнозным планом приватизации муниципального имущества на 2010 год в первоначальной редакции утверждён перечень объектов, подлежащий приватизации, состоящий из 40 объектов недвижимости, а также имущественного комплекса МУП «Автопарк» и акций ОАО «Вектор».
В окончательной редакции Прогнозным планом приватизации на 2010 год, перечень объектов, подлежащий приватизации в 2010 году утверждён из 17 пунктов, из них: 16 – объекты недвижимости, 1 – имущественный комплекс МУП «Автопарк».
Необходимо отметить, что акции ОАО "Вектор" (обыкновенные именные бездокументарные акции, 100% уставного капитала) исключёны из Прогнозного плана приватизации на 2010 год в связи с решением единственного акционера в лице КУИ о проведении  реорганизации путем присоединения ОАО "Вектор" к ОАО "ДЭЗ", по рекомендации Совета директоров ОАО «Вектор» .
Из 16 объектов недвижимости, утвержденных Прогнозным планом приватизации на 2010 год в окончательной редакции , 3 объекта приватизированы в порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, 1 объект не выставлялся на торги в связи с отсутствием оценки земельного участка, по 12 объектам Комитетом проведено 14 аукционов с открытой формой подачи предложения по цене, из них:
- по результатам торгов, 1 аукцион по приватизации объекта муниципальной собственности «Нежилое здание», общей площадью 176 кв.м., расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лермонтова, д.27 признан  состоявшимся;
- 13 аукционов по приватизации муниципального имущества признаны несостоявшимися.
Таким образом, в 2010 году было приватизировано 4 объекта недвижимости и имущественный комплекс МУП «Автопарк».
На 2011 год Прогнозным планом приватизации муниципального имущества в первоначальной редакции утверждён перечень объектов, подлежащий приватизации, состоящий из 9 объектов недвижимости.
В окончательной редакции Прогнозным планом приватизации на 2011 год, перечень объектов, подлежащий приватизации в 2011 году утверждён из 4 пунктов.  
По 4 объектам, утверждённых Прогнозным планом приватизации на 2011 год, в окончательной редакции,  Комитетом проведено 4 аукциона с открытой формой подачи предложение по цене из них:
- по результатам торгов, 1 аукцион по приватизации объекта муниципальной собственности «Нежилые помещения поз. 1-7 первого этажа в жилом доме», общей площадью 40,9 кв.м., расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Труда, д.25 признан  состоявшимся;
- 3 аукциона по приватизации муниципального имущества признаны несостоявшимися. По причине несостоявшейся продажи объектов муниципальной собственности на аукционах условия их приватизации были изменены, но и посредством публичного предложения объекты недвижимости также не были проданы.
Необходимо отметить, что в 2011 году ещё один объект недвижимости  - «нежилые помещения поз. 4,9,16,30-33,35-49 второго этажа в здании Торгового центра», общей площадью 282,5 кв.м., расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Войцешека, д.3А приватизирован в порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
В силу п. 11.2. Порядка приватизации, приватизация объектов муниципальной собственности в порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества осуществляется без включения указанных объектов в Прогнозный план приватизации муниципального имущества, при этом объекты, приобретенные арендаторами муниципального имущества, отражаются в отчёте о выполнении Прогнозного плана приватизации за соответствующий год.
Таким образом, в 2011 году было приватизировано 2 объекта, из них:
- 1 объект недвижимости по результатам проведённого открытого аукциона;
- 1 объект недвижимости реализован путём предоставления преимущественного право выкупа арендатору.
Анализ выполнения Прогнозного плана приватизации на 2010-2011 годы представлен в таблице:

 

Всего объектов недвижимости, вносимых в Прогнозный план приватизации

Количество объектов недвижимости, утверждённых к приватизации Прогнозным планом приватизации, в окончательной редакции

Фактически приватизировано объектов, утверждённых Прогнозным планом приватизации, в окончательной редакции

Процент исполнения Прогнозного плана приватизации, в окончательной редакции

Процент выполнения плана приватизации по отношению к общему количеству объектов недвижимости, вносимых в Прогнозный план приватизации

2010 год

46

16

4

25

8,7

2011 год

16

4

1

25

6,3

Как следует из данных, приведённых в таблице, Прогнозные планы приватизации на 2010 год и 2011 год в окончательных редакциях исполнены на 25%.
Данный анализ показывает низкую эффективность проведения Комитетом мероприятий по приватизации муниципального имущества, даже притом, что в течение года Прогнозные планы подвергались корректировке, в результате которой, количество первоначально запланированных к приватизации объектов было снижено в 2010 году на 30 штук или 35%, в 2011 году на 12 штук или 75%.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что низкая эффективность приватизации в 2010-2011 году, помимо наложения арестов УФССП по Камчатскому краю на имущество казны и запретов на проведение юридически значимых действий, обусловлено ещё и следующими причинами: 
1. При наличии отчётов об оценке рыночной стоимости объектов, муниципальное имущество не предлагалось к приватизации.
2. После признания аукционов по продаже муниципального имущества, включенного в Прогнозный план приватизации, не состоявшимися не менялись условия приватизации и, соответственно, не использовались другие способы возмездного отчуждения, предусмотренные законодательством.
3. По причине не владения информацией в отношении жилых домов, подлежащих демонтажу (сносу), в Прогнозный план приватизации на 2011-2012 годы, включались нежилые помещения, расположенные в данных жилых домах.
4. Заключение договоров и муниципальных контрактов на проведение оценки рыночной стоимости объектов, включённых в Прогнозный план приватизации, со сроком сдачи отчётов об оценке в 4 квартале, не позволяло реализовать имущество, включённое в Прогнозный план приватизации текущего года, так как на выполнение установленных законодательством процедур, предшествующих проведению аукционов, оставалось не достаточно времени.
В силу статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ, проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
В отношении 41 объекта, планируемых к приватизации в 2010-2011 годах, Комитетом по управлению имуществом, заключались муниципальные контракты и договоры возмездного оказания услуг по проведению оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, земельных участков, акций ОАО «Вектор».
Общая стоимость оказанных услуг по оценке рыночной стоимости объектов, планируемых к приватизации в 2010-2011 годах, составила 589,8 тыс. рублей.
При проверке расходов, связанных с осуществлением оценки объектов недвижимости, в целях реализации Прогнозных планов приватизации, были установлены отдельные случаи, когда при наличии отчёта об оценке, объекты не предлагались к приватизации:
Так, в отношении объекта недвижимости: нежилые помещения поз.1-4,4/1,5,5/1,6-9 первого этажа в жилом доме, расположенного по адресу ул. Бийская, 4 в 2011 году проведено 2 оценки по определению рыночной стоимости объекта - ИП Щербаковым А.Н. (отчёт от 15.07.2011 № 328/11) и ООО «Профессиональная оценка» (отчёт от 28.11.2011 № 505-р). При этом в 2011 году данный объект к приватизации не предлагался.
Согласно письменному пояснению Комитета по управлению имуществом, по отчёту ИП Щербакова А.Н., расчет рыночной стоимости объекта составил 1000,0 тыс. рублей, а по отчёту ООО «Профессиональная оценка» - 2420,0 тыс. рублей. Комитетом по управлению имуществом, как собственником недвижимого имущества принято решение назначить аукцион по наивысшей рыночной стоимости и руководствоваться отчётом об оценке, представленным ООО «Профессиональная оценка» в целях увеличения доходной части бюджета городского округа. В связи с поздним сроком исполнения работ по оценке (30.11.2011 года), данный объект включён в прогнозный план приватизации на 2012 год.
При этом необходимо отметить, что стоимость услуг ИП А.Н. Щербакова по оценке указанного объекта составила 12,5 тыс. рублей, и, является неэффективным расходованием бюджетных средств.
В отношении объекта недвижимости: нежилое здание, отдельно стоящее, 1-этажный, инв. № 9475, литер А, общая площадь 30,9 кв.м. г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября (адрес ориентир. Пр. 50 лет Октября, 9/4) и земельный участок, за 2009 – 2011 годы проводилось 4 оценки рыночной стоимости:

Дата

Предмет оценки

Оценщик

Стоимость услуги (тыс. рублей)

Примечание

23.10.2009

Нежилое здание

ООО «Открытие – финансовая корпорация»

9,4

В связи с указанием неправильного адреса объекта оценки нежилого здания, торги не проводились

24.12.2009

Земельный участок

ИП Костицин С.А.

15,0

08.11.2010

Нежилое здание

ООО «Камчатский центр независимой оценки»

8,0

Недействительна оценка от 24.12.2009 года земельного участка

02.03.2011

Земельный участок

ООО «Камчатский центр независимой оценки»

15,9

Торги не проводились – не включён в перечень объектов приватизации на 2011 год

итого

 

 

48,3

 

Таким образом, в 2009 году по вине КУИ, из-за того, что в отчёте об оценке нежилого здания, принятого по акту приёма-передачи от 23.09.2009 б/н, адрес объекта не соответствовал адресу, зарегистрированному в ЕГРП , проведение приватизации объекта не проводилось.
Действия Комитета по проведению оценки данного нежилого помещения (08.11.2010 года), без оценки земельного участка и проведение оценки земельного участка 02.03.2011 года, без включения объекта в Прогнозный план приватизации на 2011 год, не позволили реализовать данное имущество в 2010-2011 годах.
Таким образом, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ сумма средств городского бюджета в размере 48,3 тыс. рублей, израсходованная КУИ на проведение оценки рыночной стоимости рассматриваемого нежилого здания и земельного участка, использована неэффективно.
Также, контрольным мероприятием установлено, что по отдельным объектам после признания открытых аукционов в 2010 году несостоявшимися, не менялись условия приватизации и объекты, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона 178-ФЗ , не предлагались к продаже посредством публичного предложения, а именно:

  1. Нежилые помещения поз. 1-10 в жилом доме по ул. Заводская, д. 20.
  2. Нежилые помещения поз. 11-21 первого этажа в жилом доме по ул.  Заводская, д. 20.
  3. Нежилые помещения поз. 13-17 по ул. Индустриальная, д. 9.
  4. Нежилые помещения, встроенные в жилом доме, цокольный этаж по ул. Кап. Беляева, д. 11.
  5. Нежилые помещения, встроенные в жилом доме, цокольный этаж по ул. Кап. Беляева, д. 2.
  6. Нежилые помещения поз. 11-19 первого этажа в жилом доме по ул. Лермонтова, д. 18.
  7. Нежилые помещения поз. 1-25 цокольного этажа в жилом доме по ул. Петропавловское шоссе, д. 44.
  8. Нежилые помещения поз. 1-11 первого этажа в жилом доме по ул.  Рябиковская, д. 83

Согласно письменному пояснению Комитета, ввиду отсутствия поданных заявок на объект недвижимости: нежилые помещения поз. 1-10 первого этажа в жилом доме, общей площадью 107,3 кв. м по ул. Заводская, 20, аукцион, назначенный на 09.12.2010 года, был признан не состоявшимся. Данный объект в 2011 году закреплен на праве оперативного управления за Аппаратом администрации городского округа для размещения избирательного участка. 
Ввиду отсутствия поданных заявок на остальные объекты недвижимости,  аукционы, назначенные на четвертый квартал, были признаны не состоявшимся.
При этом объекты муниципальной собственности, аукционы, по продаже которых в декабре 2010 года признанны не состоявшимися, не были включены в Прогнозный план приватизации на 2011 год, с целью завершения в 2011 году реализации данного имущества. Комитетом не разрабатывались проекты решений для вынесения на очередную сессию Городской Думы о внесении в Прогнозный план приватизации на 2011 год объектов муниципальной собственности, по которым не завершены в 2010 году предусмотренные законодательством способы приватизации и действительны (по срокам) результаты оценки.
Стоимость услуг, оказанных ООО «Камчатский центр независимой оценки» в рамках договора от 12.08.2010 № 7-10 по рыночной оценке объектов, перечисленных в пунктах 2-8, составила 52,0 тыс. рублей.
В связи с тем, что в отношении указанных объектов не менялись условия приватизации и в дальнейшем они не предлагались к продаже, а также не включались в Прогнозный план приватизации на 2011 год, сумма средств бюджета городского округа, израсходованная на оценку рассматриваемых объектов в размере 52,0 тыс. рублей, использована Комитетом неэффективно.
Во время подготовки отчёта Контрольно-счетная палата направила КУИ информационное письмо с предложениями по данному вопросу:
- при разработке проекта Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности учитывать объекты муниципальной собственности, по которым в текущем году не завершены предусмотренные законодательством способы приватизации и действительны (по срокам) результаты оценки, или по которым проведена оценка в 4 квартале текущего года, и своевременно подготавливать проекты Решения Городской Думы о внесении изменений в Прогнозный план приватизации,  с целью завершения реализации имущества.
- при проведении аукционов по приватизации муниципального имущества и признания указанных аукционов несостоявшимися, своевременно подготавливать проект постановления администрации городского округа об условиях приватизации имущества другими способами возмездного отчуждения.
Письмом от 07.08.2012 № 0601008-8099/12 Комитетом по управлению имуществом приняты предложения Контрольно-счетной палаты и сообщено следующее:
- при разработке проекта Прогнозного плана приватизации на 2013 год, Комитетом будут учтены объекты муниципальной собственности, по которым в текущем году не завершены способы приватизации и действительны (по срокам) отчёты об оценке;
- Комитетом, в месячный срок со дня признания продажи муниципального имущества несостоявшейся разрабатывается проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об изменении либо отмене решения об условиях приватизации муниципального имущества.
Кроме того, контрольным мероприятием установлено, что Комитетом по управлению имуществом заключались договоры на проведение оценки рыночной стоимости объектов, в период действия наложения арестов УФССП по Камчатскому краю на имущество, принадлежащее городскому округу (с 28.05.2010 года по 29.06.2011 года):
1. По ул. Войцешека, 3а (нежилые помещения поз. 66-78 1 этажа в здании Торгового центра, общей площадью 53,5 кв.м.) – договор на проведение оценки от 18.10.2010 № 11-10.
Согласно письменному пояснению Комитета, между службой судебных приставов и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа на одном из совещаний  была достигнута договорённость о проведении оценки Комитетом по управлению имуществом с целью скорейшего возмещения расходов независимым оценщикам.
В этой связи Комитетом была проведена оценка арестованного объекта недвижимости муниципального имущества, и  сопроводительным письмом от 20.12.2010 № 9165/4  отчёт об оценке направлен в УФССП по Камчатскому краю, которым и были проведены торги.
По данному факту необходимо отметить, что в целях приватизации указанного имущества у Комитета не было оснований для проведения оценки рыночной стоимости объекта. При этом в соответствии с пунктом 32 статьи 9 Решения Городской Думы от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе» , бюджетными полномочиями по исполнению судебных актов по искам к городскому округу наделён финансовый  орган, которым является Департамент экономической и бюджетной политики , которым в 2010 году УФССП по Камчатскому краю было возмещено исполнительских расходов по привлечению оценщиков в размере 279,0 тыс. рублей.  
Таким образом, при осуществлении Комитетом расходов по оценке рассматриваемого муниципального имущества,  направленных на исполнение Сводного исполнительного производства № 30/19/137/10/2007-СД, ответчиком по которому является городской округ в лице ДЭиБП, Комитет по управлению имуществом, в нарушение статьи 9  Решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе превысил свои бюджетные полномочия.
2. По ул. Советская, 21 - нежилые помещения, цокольного этажа в жилом доме, общая площадь 59,3 кв.м. - договор на проведение оценки от 12.08.2010 № 7-10 с ООО «Камчатский центр независимой оценки, отчёт об оценке от 06.09.2010 № 391/10.
3. По ул. Советская, 21 - нежилые помещения 1 этажа в жилом доме, общей площадью 63,7 кв.м. - договор на проведение оценки от 12.08.2010 № 7-10, с ООО «Камчатский центр независимой оценки, отчёт об оценке от 06.09.2010 № 390/10.
4. По ул. Тельмана, 38 (земельный участок) – договор о проведении оценки от 12.08.2010 № 7-10 с ООО «Камчатский центр независимой оценки, отчёт об оценке от 07.09.2010 № 398/10.
5. По ул. Тельмана 38, здание Котельная, отдельно стоящее, одноэтажное, общей площадью 370,2 кв.м.- договор о проведении оценки от 12.08.2010 № 7-10 с  ООО «Камчатский центр независимой оценки, отчёт об оценке от 07.09.2010 № 397/10. Необходимо отметить, что постановлением от 11.08.2010 года УФССП по Камчатскому краю взыскано с должника - Петропавловск-Камчатского городского округа в лице ДЭиБП 18,0 тыс. рублей расходов, по совершению исполнительских действий (определение рыночной стоимости данного объекта).
В отношении заключения договоров на проведение оценки рыночной стоимости объектов, перечисленных в пунктах 2-5, Комитетом даны письменные пояснения, что в связи с тем, что по состоянию на 12.08.2010 года в адрес Комитета не поступало Постановление УФССП по Камчатскому краю, и Комитет данной информацией не располагал, 12.08.2010 года был заключён договор на проведение оценок объектов недвижимости муниципального имущества.
При этом необходимо отметить, что при составлении актов о наложении арестов на имущество городского округа (28.05.2010 года) присутствовали  специалисты Комитета.
Стоимость услуг оценщика ООО «Камчатский центр независимой оценки» по договору от 12.08.2010 № 7-10, по оценке рыночной стоимости объектов, указанных в пунктах 2-5 составила 34,0 тыс. рублей.
В связи с тем, что были оказаны услуги по оценки рыночной стоимости указанных выше объектов недвижимости, но их приватизация не состоялась в силу наложения арестов УФССП по Камчатскому краю, оплаченная стоимость услуг по оценке в размере 34,0 тыс. рублей, является неэффективным использованием средств бюджета.
Также при проведении проверки расходов, связанных с осуществлением оценки объектов недвижимости, установлено, что в Прогнозные планы на 2011-2012 годы были включены нежилые помещения, расположенные в жилых домах, подлежащих сносу (демонтажу), а именно:
- дом 9, по ул. Индустриальной, (отчёт и заключение по обследованию несущих строительных конструкций жилого дома, шифр – ТО-194-3-09/2011, дата составления 2011 год);
- дом 2 по ул. Капитана Беляева, (отчёт и заключение по обследованию несущих строительных конструкций жилого дома, шифр – ТО-257-17-12/2011, дата составления 2011 год);
- дом 22а по ул. Никифора Бойко, (отчёт и заключение по обследованию несущих строительных конструкций жилого дома, шифр – ТО-197-4-11/2011, дата составления 2011 год);
- дом 83 по ул. Рябиковской, (отчёт и заключение по обследованию несущих строительных конструкций жилого дома, шифр – ТО-196-8-10/2011, дата составления 2011 год);
При этом по двум из указанных объектов проведена оценка рыночной стоимости для их дальнейшей приватизации:
- в 2011 году по оценке рыночной стоимости объекта: нежилые помещения поз 3-5 цокольного этажа в жилом доме площадь 59,4 кв. м, расположенные по адресу: ул. Никифора Бойко, д. 22а, заключён муниципальные контракт  от 14.11.2011 № 197405 с ООО "Профессиональная оценка». Стоимость услуг, расчетно , составляет 13,2 тыс. рублей;
- в 2012 году была проведена оценка рыночной стоимости только одного объекта: нежилые помещения поз.1-4 цокольного этажа в жилом доме, площадь 56,5 кв.м., расположенные по адресу: ул. Капитана Беляева, д.2. Договор возмездного оказания услуг от 26.04.2012 № 38-12 заключён с ООО «Камчатский центр независимой оценки». Стоимость услуг составила 10,0 тыс. рублей.
По данному факту, согласно письменному пояснению Комитета, последний не располагал информацией о результатах обследования указанных жилых домов.
При этом по письменному запросу Контрольно-счетной палаты от 13.06.2012 № 01-13/468-01, Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа представлены указанные выше отчёты о проведении обследований жилых домов, датированные 2011 годом.
Таким образом, сумма средств бюджета городского округа, израсходованная Комитетом на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объектов, расположенных в жилых домах, подлежащих сносу в размере 23,2 тыс. рублей (13,2+10,0) использована неэффективно.
Необходимо отметить, что согласно письму от 07.08.2012 № 0601008-8099/12 Комитетом по управлению имуществом принято предложение Контрольно-счетной палаты о подготовке проекта Решения Городской Думы о внесении изменений в Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности, в части исключения из перечня пунктов 12,14-15,27, в связи с признанием жилых домов по ул. Индустриальная дом 9, ул. Капитана Беляева дом 2, ул. Крылова дом 8, ул. Рябиковская дом 83 подлежащих сносу и данный вопрос подготовлен на очередную сессию Городской Думы (сентябрь 2012 года).
Также, во время подготовки настоящего отчёта, Комитету установлен доступ к базе постановлений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для своевременного получения информации по жилым домам, подлежащим сносу, и надлежащей разработке проектов решений Городской Думы в отношении Прогнозных планов приватизации объектов муниципальной собственности городского округа.
С целью приватизации, в проверяемом периоде, Комитетом проводились аукционы и продажи муниципального имущества посредством публичного предложения. Информационные сообщения размещались в газете «Град Петра и Павла» и опубликовывались в сети «Интернет» на официальном сайте администрации городского округа.
В соответствии со статьёй 2 Положения о приватизации объектов муниципальной собственности, условия приватизации (пообъектно) утверждались Постановлениями администрации городского округа .

В 2010-2011 годах признаны состоявшимся 2 аукциона с открытой формой подачи предложений по цене:
1. Аукцион от 18.05.2010 года по приватизации объекта муниципальной собственности  «Нежилое здание», общей площадью 176 кв. м, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лермонтова, д.27. Условиями приватизации утверждена начальная цена объекта: 683,0 тыс. рублей без НДС ,  рыночная стоимость земельного участка: 264,0 тыс. рублей, без НДС .
Победителем торгов признан Еромасов А.Е.
Цена проданного имущества составила 717,2 тыс. рублей (начальная цена продажи + шаг аукциона).
По итогам проведённого аукциона с Еромасовым А.Е. заключён договор купли-продажи муниципального имущества от 19.05.2010 года.
С учётом рыночной стоимости земельного участка (264,0 тыс. рублей) в доход городского округа в 2010 году поступило 981,2 тыс. рублей (264,0+717,2).
2. Аукцион от 29.06.2011 года по приватизации объекта муниципальной собственности  «Нежилые помещения поз. 1-7 первого этажа в жилом доме», общей площадью 40,9 кв. м, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Труда, д.25. Условиями приватизации утверждена начальная цена объекта: 210,0 тыс. рублей без НДС .
Победителем торгов признан Журавлёв Д.С.
Цена проданного имущества составила 220,5 тыс. рублей (начальная цена продажи + шаг аукциона).
По итогам проведённого аукциона с Журавлёвым Д.С. заключён договор купли-продажи муниципального имущества от 29.06.2011 года.
В доход городского округа в 2011 году поступило 220,5 тыс. рублей.
На основании Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком.
В проверяемом периоде с субъектами малого и среднего предпринимательства, реализовавших право на преимущественный выкуп арендуемого имущества, было заключено 4 договора купли-продажи муниципального имущества:
1. Договор купли-продажи муниципального имущества от 15.01.2010 № 1-10.
Предметом договора являлась продажа объекта «нежилые помещения поз. 4,9.16,30-33,35-49 второго этажа в здании Торгового центра», общей площадью 282,5 кв.м., расположенного по адресу: ул. Войцешека, д. 3А, в порядке реализации преимущественного права арендатора, ООО «Буш-Бир», на приобретение объекта.
Стоимость проданного имущества составила 10247,0 тыс. рублей (без НДС), в соответствии с отчётом об оценке от 23.10.2009 № 1414 об определении рыночной стоимости объекта, проведённой ООО «Открытие – финансовая корпорация».
Согласно условиям заключённого договора покупателю предоставлена рассрочка оплаты за приобретённое имущество срок на 3 года .
2. Договор купли-продажи муниципального имущества от 06.09.2011 № 2-11.
Предметом договора является продажа в порядке реализации преимущественного права арендатора ИП Панковой Е.А.:
- объекта «здание нежилое, назначение: нежилое, 2-этажный» общей площадью 382,5 кв.м.,  инв. № 6955, лит.А, расположенного по адресу: ул. Пограничная, д. 1;
- земельного участка, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации нежилого здания, общей площадью 742 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира нежилое здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 1, кадастровый (или условный) номер: 41:01:010124:0173.
Стоимость проданного имущества составила 11620 тыс. рублей (без НДС), из них:
- стоимость нежилого здания – 6920,0 тыс. рублей, в соответствии с отчётом об оценке от 03.03.2011 № 83/11 об определении рыночной стоимости объекта, проведённой ООО «Камчатский центр независимой оценки»;
- стоимость земельного участка – 4700,0 тыс. рублей, в соответствии с отчётом об оценке от 21.02.2011 № 81/11 об определении рыночной стоимости объекта, проведённой ООО «Камчатский центр независимой оценки».
Согласно условиям заключённого договора покупателю предоставлена рассрочка оплаты за приобретённое нежилое здание сроком на 3 года, за земельный участок оплата производится в течение 30 дней с момента заключения договора.

Необходимо отметить, что платежным поручением от 07.09.2011 № 31, ИП Панковой Е.А. перечислена стоимость выкупленного земельного участка в размере 4700,0 тыс. рублей (100%).

3. Договор купли-продажи муниципального имущества от 04.10.2010 № 4-10.
Предметом договора является продажа в порядке реализации преимущественного права арендатора ООО «Лёля» объекта недвижимости «нежилые помещения поз.1,2.4-9 первого этажа в жилом доме» назначение: нежилое, общая площадь 108,6 кв.м., этаж 1, расположенного по адресу: ул. Бохняка, д.11.
Стоимость проданного имущества составила 3293,6 тыс. рублей в соответствии с отчётом об оценке от 24.12.2009 № 0912/0738 об определении рыночной стоимости объекта, проведённой ИП Костицын С.А.
Согласно условиям заключённого договора покупателю предоставлена рассрочка оплаты за приобретённое нежилое здание сроком на 13 месяцев.
4. Договор купли-продажи муниципального имущества от 01.03.2010 № 2-10.
Предметом договора является продажа в порядке реализации преимущественного права арендатора ИП Набиев Т.М.о. объекта недвижимости «нежилые помещения поз.1-8 подвала; поз.3 первого этажа в жилом доме» назначение: нежилое, общая площадь 120,6 кв.м., подвал, этаж 1, расположенного по адресу: ул. Бохняка, д.11.
Стоимость проданного имущества составила 663,3 тыс. рублей (без НДС), в соответствии с отчётом об оценке от 24.12.2009 № 0912/0739 об определении рыночной стоимости объекта, проведённой ИП Костицын С.А.
Согласно условиям заключённого договора, оплата муниципального имущества производится покупателем в десятидневный срок с момента заключения договора купли-продажи, посредством внесения на счёт продавца денежных средств.
Платёжным поручением от 11.03.2010 № 14 денежные средства в размере 663,3 тыс. рублей (100%) перечислены ИП Набиевым Т.М.о. на расчетный счёт Комитета.
На 01.01.2010 года по данным бухгалтерского учёта числилась дебиторская задолженность в размере 96216,0 тыс. рублей по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключённых с арендаторами, реализовавших своё право на преимущественный выкуп арендуемых помещений, и по которым была предоставлена рассрочка платежа сроком от 1 года до 3 лет.
На 01.01.2011 года дебиторская задолженность составляла 64787,6 тыс. рублей, уменьшение задолженности составило 31428,5 тыс. рублей или 32,7%.
На 01.01.2012 года дебиторская задолженность покупателей муниципального имущества перед бюджетом городского округа составила 33716,4 тыс. рублей. Уменьшение дебиторской задолженности составило 31071,2 тыс. рублей или 48,0%.
При этом в составе дебиторской задолженности числится задолженность ООО «НАПиК» по договору купли-продажи муниципального имущества «нежилое помещение поз. 1 подвала; поз. 56-65 1 этажа; поз 23-32 2 этажа в нежилом здании, расположенном по адресу ул. Ключевская, дом 15» от 10.11.2008 № 3-ПР, в размере 8223,0 тыс. рублей, приобретённому ООО «НАПиК» с рассрочкой оплаты на 36 месяцев.
Данная сделка была совершена в нарушение пункта 2 статьи 3 Федерального закона 159-ФЗ, так как на момент заключения договора купли-продажи задолженность ООО «НАПиК» по арендной плате выкупаемого имущества составляла 235,6 тыс. рублей.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что с 20.01.2009 года (наступления очередного срока уплаты платежа, определенного договором купли-продажи) по 05.02.2010 года (введение процедуры наблюдения в отношении ООО «НАПиК») Комитетом не подавались исковые заявления в суд по взысканию денежных средств с должника и по возврату в казну имущества, используемого с нарушением условий договора купли-продажи, что привело к включению данного объекта в конкурсную массу.
Вследствие того, что Комитетом, в нарушение пункта 3.4.13 Положения о Комитете по управлению имуществом , не осуществлялся контроль за выполнением условий заключённого договора, а также за использованием по целевому назначению и сохранностью муниципального имущества, состояние здания значительно ухудшилось, что повлекло за собой уменьшение его рыночной стоимости.
На дату заключения договора купли-продажи, 10.11.2008 года, рыночная стоимость объекта составляла 8115,3 тыс. рублей.
Вследствии неэксплуатации здания и 2 случаев пожаров по данному адресу, на дату продажи конкурсным управляющим рассматриваемого имущества 12.05.2012 года, его продажная цена снизилась до 800,0 тыс. рублей, то есть в 10 раз .
С учётом вышеизложенного, КУИ нанёс ущерб городскому бюджету в размере 8223,0 тыс. рублей по договору купли-продажи и 235,6 тыс. рублей по своевременно не взысканной арендной плате.
Во время подготовки настоящего Отчёта, Комитетом по управлению имуществом предоставлена копия платёжного поручения от 01.08.2012 № 3, о перечислении конкурсным управляющим ООО «НАПиК» в доход городского округа 720,0 тыс. рублей.
Таким образом, ущерб, нанесённый бюджету городского округа по сделкам Комитета с ООО «НАПиК» составляет 7503,0 тыс. рублей по договору купли-продажи и 235,6 тыс. рублей по своевременно не взысканной арендной плате.
По состоянию на 01.01.2010 года дебиторская задолженность по оплате за выкупленное муниципальное имущество с предоставлением рассрочки оплаты числилась за 31 субъектом малого и среднего предпринимательства.
Как указывалось выше, в 2010 году 2 арендатора, выкупивших муниципальное имущество (ООО «Буш-Бир» и ООО «Леля») заключили договоры купли-продажи с условиями рассрочки оплаты. В 2011 году 1 арендатор - ИП Панкова Е.А. заключила договор купли-продажи с рассрочкой оплаты на 3 года.
На 2010 год сумма доходов городского округа от приватизации имущества первоначально планировалась в размере 67856,0 тыс. рублей.
На основании письма Комитета от 16.11.2010 № 8171 об уменьшении прогноза поступления доходов от реализации иной собственности городского округа в связи с выявлением объектов, подлежащих исключению из Прогнозного плана приватизации на 2010 год, планируемый годовой объём ассигнований был снижен на 17438,8 тыс. рублей (25,7%), до значения 50417,2 тыс. рублей.
Исполнение бюджета Комитетом по доходам от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов, в части реализации основных средств по указанному имуществу составило 47616,2 тыс. рублей или 94,4% от уточнённых плановых показателей (50417,2 тыс. рублей).
На 2011 год сумма доходов городского округа от приватизации имущества первоначально планировалась в размере 43887,9 тыс. рублей.
С учётом внесения изменения в прогнозные показатели по администрированию доходов от продажи приватизируемого имущества в окончательной редакции, годовой объём ассигнований утверждён в размере 37840,5 тыс. рублей, то есть снижение планового показателя составило 6047,4 тыс. рублей или 13,8%.
Исполнение бюджета Комитетом по доходам от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов, в части реализации основных средств по указанному имуществу составило 43499,5 тыс. рублей, или 115,0% от уточнённых плановых показателей (37840,5 тыс. рублей).
Необходимо отметить, что на плату по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключёнными Комитетом с ООО «Буш-Бир» и ООО «Лёля», УФССП по Камчатскому краю обращено взыскание в рамках исполнения сводного исполнительного производства от 26.10.2007 № 30/17/68/10/2007-СД в отношении должника - городского округа, в лице Департамента экономической и бюджетной политики.
Данными постановлениями предписано  покупателям ООО «Лёля» и ООО «Буш-Бир» денежные средства, выплачиваемые по договорам купли-продажи перечислять на депозитный счёт УФССП России по Камчатскому краю.
Во исполнение постановлений УФССП по Камчатскому краю, покупателями было выплачено, но в доходной части бюджета городского округа не отражено поступление доходов в 2010-2011 годах от реализации приватизируемого имущества в размере 4381,5 тыс. рублей.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом от 20.07.2012 № 06000008/7569/12 сумма доходов не отражённая по форме годовой бюджетной отчётности 0503127 в силу наложения ареста УФССП по Камчатскому краю за 2010 и 2011 годы составляет 17387,6 тыс. рублей (8696,8 тыс. рублей за 2010 год и 8690,8 тыс. рублей за 2011 год), в том числе в разрезе КБК:
91811109044041200120 (прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной  и   муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных казенных) – 6296,8 тыс. рублей;
91811402033040000172 (Доходы от реализации иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных            унитарных казенных)– 2400,0 тыс. рублей;
90611109044046030120 – 6709,2 тыс. рублей;
90611402033040000172 – 1983,5 тыс. рублей.
Согласно пояснению Комитета, вышеуказанные средства отражались в бухгалтерской учёте КУИ путём уменьшения ранее начисленных доходов арендаторов и покупателей муниципального имущества.
При этом необходимо отметить, что неполное отражение поступления доходов нарушает принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленный статьёй 32 БК РФ.  

Выводы:
1. В силу статьи 2 Порядка о приватизации и Положения о Комитете по управлению имуществом, уполномоченным органом по организации и проведению приватизации объектов муниципальной собственности в городском округе являлся Комитет по управлению имуществом.
2. Исполнение Прогнозных планов приватизации за 2010-2011 годы составило 25%, что свидетельствует о низкой эффективности проведения Комитетом мероприятий по приватизации муниципального имущества.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что низкая эффективность приватизации в 2010-2011 году, помимо наложения арестов УФССП по Камчатскому краю на имущество казны и запретов на проведение юридически значимых действий, обусловлено следующими причинами: 
- при наличии отчётов об оценке рыночной стоимости объектов, муниципальное имущество не предлагалось к приватизации;
- после признания аукционов по продаже муниципального имущества включенного в Прогнозный план приватизации не состоявшимися, не менялись условия приватизации и, соответственно, не использовались другие способы возмездного отчуждения, предусмотренные законодательством;
- по причине не владения информацией в отношении жилых домов, подлежащих демонтажу (сносу), в Прогнозный план приватизации на 2011-2012 годы, включались нежилые помещения, расположены в данных жилых домах;
- заключение договоров и муниципальных контрактов на проведение оценки рыночной стоимости объектов, включённых в Прогнозный план приватизации, со сроком сдачи отчётов об оценке в 4 квартале, что не позволяло реализовать имущество, включённое в Прогнозный план приватизации текущего года, так как на выполнение установленных законодательством процедур, предшествующих проведению аукционов, оставалось не достаточно времени.
3. При проведении Комитетом оценки  рыночной стоимости, подлежащего приватизации муниципального имущества, контрольным мероприятием выявлены случаи неэффективного использования средств бюджета городского округа на общую сумму 170,0 тыс. рублей, из них 160,0 тыс. рублей за 2010-2011 годы, 10,0 тыс. рублей за 2012 год.
Необходимо отметить, что неэффективное использование средств бюджета городского округа заключается в нарушении принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьёй 34 БК РФ.
С учётом того, что из средств городского бюджета в 2010-2011 годах на проведение оценки муниципального имущества с целью его приватизации затрачено 589,8 тыс. рублей, доля неэффективного расходования средств бюджета составляет 27,1%.
4. В проверяемом периоде признаны состоявшимися 2 аукциона по приватизации объектов муниципальной собственности, из них: 1 аукцион в 2010 году и 1 аукцион в 2011 году. По итогам проведённых аукционов в доход городского округа поступило 1201,7 тыс. рублей, в том числе: в 2010 году – 981,2 тыс. рублей, в 2011 году – 220,5 тыс. рублей.
5. В 2010-2011 годах было заключено 4 договора купли-продажи муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства, реализовавших право на преимущественный выкуп арендуемого имущества.
Стоимость проданного имущества составила 25823,9 тыс. рублей, при этом, двум покупателям предоставлено право рассрочки оплаты на срок от 13 до 36 месяцев, один покупатель перечислил полную оплату стоимости выкупленного муниципального имущества в десятидневный срок, установленный договором купли-продажи, один покупатель по условиям договора купли-продажи муниципального имущества плату за приобретенный земельный участок внёс в полном объёме на следующий день после заключения договора купли-продажи, а по оплате за нежилое здание ему предоставлена рассрочка оплаты на 36 месяцев.
6. На 01.01.2010 года по данным бухгалтерского учёта числилась дебиторская задолженность в размере 96216,0 тыс. рублей по договорам купли-продажи муниципального имущества, заключённым с арендаторами, реализовавших своё право на преимущественный выкуп арендуемых помещений, и по которым была предоставлена рассрочка платежа сроком от 1 года до 3 лет.
На 01.01.2011 года сумма дебиторской задолженности составляла 64787,6 тыс. рублей, то есть уменьшение задолженности составило 31428,5 тыс. рублей или 32,7%.
На 01.01.2012 года дебиторская задолженность покупателей муниципального имущества составила 33716,4 тыс. рублей. Уменьшение дебиторской задолженности составило 31071,2 тыс. рублей или 48,0%.
7. В составе дебиторской задолженности в проверяемом периоде числится задолженность ООО «НАПиК» в размере 8223,0 тыс. рублей, по договору купли-продажи муниципального имущества «нежилое помещение поз. 1 подвала; поз. 56-65 1 этажа; поз 23-32 2 этажа в нежилом здании, расположенное по адресу ул. Ключевская, дом 15» от 10.11.2008 № 3-ПР, приобретенному ООО «НАПиК» с рассрочкой оплаты на 36 месяцев.
При этом данная сделка была совершена в нарушение пункта 2 статьи 3 Федерального закона 159-ФЗ, а именно при наличии долга ООО «НАПиК» перед КУИ по арендной плате выкупаемого имущества в размере 235,6 тыс. рублей.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что с 20.01.2009 года (наступления очередного срока уплаты платежа, определенного договором купли-продажи) по 05.02.2010 года (введение процедуры наблюдения в отношении ООО «НАПиК») Комитетом не подавались исковые заявления в суд по взысканию денежных средств с должника и по возврату в казну имущества, используемого с нарушением условий договора купли-продажи, что привело к включению данного объекта в конкурсную массу.
Вследствии того, что Комитетом, в нарушение пункта 3.4.13 Положения о Комитете по управлению имуществом, не осуществлялся контроль за выполнением условий заключённого договора, а также за использованием по целевому назначению и сохранностью муниципального имущества, и с учётом поступившей суммы в размере 720,0 тыс. рублей от реализации конкурсным управляющим рассматриваемого объекта, Комитетом нанесён ущерб бюджету городского округа по сделкам с ООО «НАПиК» в размере 7738,6 тыс. рублей, из них: 7503,0 тыс. рублей по договору купли-продажи и 235,6 тыс. рублей по своевременно не взысканной арендной плате.
8. Комитетом по управлению имуществом в форме годовой бюджетной отчётности 0503127 за 2010 и 2011 годы не отражено поступление доходов (в силу наложения ареста УФССП по Камчатскому краю) в размере 17387,6 тыс. рублей (8696,8 тыс. рублей в 2010 году и 8690,8 тыс. рублей в 2011 году), в том числе в разрезе КБК:
91811109044041200120 (прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной  и   муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных казенных) – 6296,8 тыс. рублей;
91811402033040000172 (Доходы от реализации иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных            унитарных казенных)– 2400,0 тыс. рублей;
90611109044046030120 – 6709,2 тыс. рублей;
90611402033040000172 – 1983,5 тыс. рублей.
Согласно пояснению Комитета, вышеуказанные средства отражались в бухгалтерской учёте КУИ путём уменьшения ранее начисленных доходов арендаторов и покупателей муниципального имущества.
При этом необходимо отметить, что неполное отражение поступления доходов нарушает принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленный статьёй 32 БК РФ. 
Предложения:

1. Направить отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия для сведения в адрес Городской Думы, Департамент экономической и бюджетной политики, Комитет по управлению имуществом, администрации городского округа.

 

 

Председатель
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
А.А. Новиков