Экспертное заключение на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда»

Скачать Экспертное заключение
Exp01-07_142-01.doc (463.0 Кб)

 

Экспертное заключение
на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда»

24 декабря 2013 года   № 01-07/142-01/э


Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа                   Кочетковой В.А. в соответствии со статьёй 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа , статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ , статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 №189-нд .
Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа  «О принятии решения о порядке принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда»  разработан рабочей группой, созданной решением Городской Думы от 25.09.2013 № 295-р и внесён на рассмотрение Главой Петропавловск-Камчатского городского округа К.Г. Слыщенко.
Согласно пояснительной записке к проекту решения данный проект разработан в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьей 28 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа, в целях реализации прав граждан на приватизацию служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа, ранее не реализовавших право на однократную бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
Проведённой экспертизой проекта решения установлено следующее:
Проектом решения устанавливается порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При этом частью 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Вмести с тем, частью 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Согласно «Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года» , исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, в настоящее время законодательством Камчатского края не установлены основания и условия приватизации служебных жилых помещений.
Необходимо отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П часть вторая статьи 4 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
В связи с чем решения о приватизации служебных помещений не могут предполагать систематического и обязательного их отчуждения в собственность граждан.
Также данным Постановлением установлено, что положение части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Таким образом на основании Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2012    №9-П целесообразно принимать решения о приватизации отдельных служебных помещений муниципального жилого фонда городского округа в порядке исключения, в целях сохранения объёма служебных жилых помещений необходимого для использования их по целевому предназначению.
На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата предлагает Депутатам Городской Думы  при рассмотрении проекта решения учесть предложения Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем экспертном заключении и принимать решения о приватизации служебных помещений в каждом отдельном случаи.




Аудитор
Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского  городского округа

В.А. Кочеткова