ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охрана окружающей среды»

Скачать Экспертное заключение
92.doc (463.0 Кб)

 

25 октября 2013 года   № 01-07/92-03/э

                                   
Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа1                           Е. М. Приваловой на основании статьи 10 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа, утверждённого решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа2 от 05.07.2005 № 172-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе3».
Разработчиком и муниципальным заказчиком программы является Комитет городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа4.
Главные распорядители программы – Администрация городского округа, КГХ, Департамент социального развития администрации городского округа5, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа6, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа7, Департамент управления жилищным фондом администрации городского округа8, Управление культуры, спорта и молодёжной политики администрации городского округа9.
Указанная программа разработана в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, на основании постановления администрации городского округа от 27.06.2013 № 1840 «О разработке и реализации муниципальных программ Петропавловск-Камчатского городского округа»10, распоряжения администрации городского округа от 24.09.2013 № 357-р «О разработке муниципальных целевых программ Петропавловск-Камчатского городского округа».
Согласно проекту постановления, в результате утверждения программы, подлежит отмене с 01.01.2014 года реализация следующих муниципальных долгосрочных целевых программ городского округа:
- «Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2015 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 02.03.2010 № 635;
- «Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2017 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 25.05.2012 № 1416;
  - «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010-2020 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 30.07.2012 № 2305;
- «Отходы на 2010-2014 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 08.04.2010 № 1112;
- «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013-2016 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 17.10.2012 № 2740;
Согласно данным программы, общий объём финансирования на её реализацию составляет 284624,1881 тыс. рублей, в том числе:
за счёт средств местного бюджета – 242126,6881 тыс. рублей;
внебюджетные источники – 42497,5000 тыс. рублей.
Объём финансирования программы за счёт средств бюджета городского округа соответствует объёму, отражённому в приложении №5 к Протоколу заседания Бюджетной комиссии при администрации городского округа от 26.09.2013 №3. 
Срок реализации программы 2014-2016 годы.
В реализацию программы включено 4 подпрограммы:
1) подпрограмма 1 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности » с общим объёмом финансирования 87575,1240 тыс. рублей (бюджет городского округа – 82075,1240, внебюджетные источники финансирования – 5500,0 тыс. рублей), в том числе на финансирование задач:
- прекращение безучётного потребления и повышение эффективности использования топлива, энергии, воды в организациях, финансируемых из бюджета, создание условий для прекращения безучётного потребления ресурсов и внедрения энергоэффективных технологий на объектах энергетической инфраструктуры города и у некоммерческих потребителей – 7000,0 тыс. рублей (бюджет городского округа);
- осуществление организационных и институционных преобразований, позволяющих заинтересовать бизнеспроизводителей и потребителей в экономии топлива, энергии и воды» – 5500,0 тыс. рублей (внебюджетные источники финансирования);
- обеспечение единой информационной и пропагандистической политики администрации городского округа в отношении вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности – 75075,1240 тыс. рублей (бюджет городского округа).
Реализация указанной подпрограммы возложена на КГХ, ДСР, ДУЖФ и МУПы.
2) подпрограмма 2 «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» с общим объёмом финансирования 169168,5900 тыс. рублей (бюджет городского округа – 132171,0900 тыс. рублей, внебюджетные источники финансирования – 36997,5000 тыс. рублей), в том числе на финансирование задач;
- модернизация объектов теплоснабжения и электроснабжения в Петропавловск-Камчатском городском округе с целью снижения уровня износа и повышения эффективности работы инженерных коммуникаций – 21074,6000 тыс. рублей (бюджет городского округа);
- развитие систем водоснабжения путём строительства и реконструкции водоочистных сооружений, объектов и сетей централизованного водоснабжения – 90791,9400 тыс. рублей (бюджет городского округа – 67144,4400 тыс. рублей, внебюджетные источники финансирования – 23647,5000 тыс. рублей);
- снижение объёма сброса загрязнённых сточных вод в открытые водоёмы за счёт укрепления зон санитарной охраны водозаборов и строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений и сетей канализации  – 44006,6800 тыс. рублей (бюджет городского округа – 33656,6800 тыс. рублей, внебюджетные источники финансирования – 10350,0000 тыс. рублей);
- внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности – 153,5100 тыс. рублей (бюджет городского округа);
- получение информации о состоянии недвижимого имущества предприятий ЖКХ – 10141,8600 тыс. рублей (бюджет городского округа).
Реализацию указанной подпрограммы осуществляет КГХ, КУИ, ДГЗО, МУП «Петропавловский водоканал».
3) подпрограмма 3 «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа» с общим объёмом финансирования 12000,0 тыс. рублей (бюджет городского округа), в том числе на финансирование задач:
- приведение сетей наружного уличного освещения в состояние, отвечающее требованиям технических регламентов – 1500,0 тыс. рублей;
- восстановление разрушенных структурно-планировочных элементов благоустройства – 7500,0 тыс. рублей;
- озеленение и ландшафтное оформление улиц, парков, площадей городского округа – 2000,0 тыс. рублей
- улучшение внешнего вида фасадов и благоустройство бюджетных учреждений – 0,0 тыс. рублей;
- улучшение санитарно-гигиенических условий, совершенствование процесса сбора и утилизации строительных, промышленных и бытовых отходов – 1000,0 тыс. рублей.
Реализацию указанной подпрограммы осуществляет КГХ, КУИ, МУП «Спецтранс», МКУ «Управление благоустройства», МКУ «УТДХ».
4) подпрограмма 4 «Ликвидация экологического ущерба от накопленного объёма бытовых и промышленных отходов» с общим объёмом финансирования 15880,4741 тыс. рублей (бюджет городского округа), в том числе на финансирование задач:
- организация системы обезвреживания, переработки и утилизации бытовых, промышленных и биологических отходов (опасных отходов) на территории Петропавловск-Камчатского городского округа – 15482,0650 тыс. рублей;
- формирование системы контроля и мониторинга за состоянием окружающей среды на территории Петропавловск-Камчатского городского округа – 158,4090 тыс. рублей.
Реализацию указанной подпрограммы осуществляет КГХ, ДГЗО, ДСР, Администрация городского округа, УКСиМП, МКУ «Управление благоустройства».
Проведённой экспертизой проекта программы установлено следующее:
1) Рассматриваемый проект программы включает в себя реализацию мероприятий пяти действующих в настоящее время долгосрочных целевых программ.
При этом особо крупными из них, с точки зрения масштабности мероприятий, являются:
- «Модернизация жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры Петропавловск-Камчатского городского округа на 2010-2015 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 02.03.2010 № 635 и «Чистая вода в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2017 годы», утверждённая постановление администрации городского округа от 25.05.2012 № 1416. На реализацию мероприятий указанных программы в новом проекте предусмотрено финансирование за счёт бюджета городского округа в общей сумме 132171,09 тыс. рублей. При этом в действующих редакциях программ финансирование составляло 6766,2 тыс. рублей и 244528,0 тыс. рублей соответственно, то есть в общей сумме 251294,2 тыс. рублей в периоде 2014-2016 годов. Таким образом, снижение финансирования за счёт средств бюджета городского округа включённых в проект программных мероприятий по указанным программам составляет 119122,11 тыс. рублей или 47,4%
- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2010-2020 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 30.07.2012 № 2305. На реализацию мероприятий указанной программы в новом проекте предусмотрено финансирование за счёт бюджета городского округа в сумме 82075,1240 тыс. рублей. При этом в действующей редакции программы финансирование составляло 146000,0 тыс. рублей в периоде 2014-2020 годов (в указанной программе финансирование в периоде 2016-2020 годов не распределено по годам). Таким образом, снижение финансирования включённых в проект программных мероприятий по указанной программе составляет 63924,876 тыс. рублей или 43,8%.
При этом по программе «Комплексное благоустройство Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013-2016 годы», утверждённой постановлением администрации городского округа от 17.10.2012 № 2740 в новом проекте предусмотрено финансирование за счёт бюджета городского округа в сумме 12000,0000 тыс. рублей. В действующей редакции программы финансирование составляло 3000,0 тыс. рублей в периоде 2014-2020 годов. Таким образом, увеличение финансирования включённых в проект программных мероприятий по указанной программе осуществлено в 4 раза.
По программе «Отходы на 2010-2014 годы», утверждённая постановлением администрации городского округа от 08.04.2010 № 1112 в новом проекте предусмотрено финансирование за счёт бюджета городского округа в сумме 15880,4741 тыс. рублей. В действующей редакции программы финансирование составляло 14637,38 тыс. рублей в периоде 2014-2020 годов. Таким образом, увеличение финансирования включённых в проект программных мероприятий по указанной программе составило 1243,09 тыс. рублей или 8,5%. 
При этом, по мнению Контрольно-счетной палаты, рассматриваемый проект программы является сложным продуктом, реализация которого будет затруднена по причине наличия большого объёма мероприятий и ГРБС. Возникновение сложностей возможно не только при реализации и внесении изменений в программу, но и при осуществлении контроля над исполнением мероприятий и взаимодействии исполнителей и главных распорядителей программы.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Контрольно-счетной палаты разработчику следует рассмотреть возможность разделения указанного проекта программы как минимум на две программы с учётом специфики мероприятий, с целью оптимизации и последующей эффективной реализации программ.
2) Выявлено, что в табличных формах частично отсутствуют:
- целевые показатели в результате реализации программы (в пунктах 2.24, 4.2.9, 4.3.11 проекта программы)
- суммы финансирования отражённых мероприятий (в приложении 1 проекта программы).
При этом пояснительная записка к проекту программы не содержит информации об отсутствии вышеуказанных показателей.   
По мнению Контрольно-счетной палаты разработчику проекта следует пояснить указанную ситуацию, а также отразить в табличной части пункта 2.24 отсутствующие целевые показатели, достижение которых планируется в результате реализации программы и в приложении 1 исключить мероприятия, по которым отсутствует финансирование. С учётом исключения ряда мероприятий, также следует внести корректировки в текстовую часть проекта программы.  
3) В пунктах 3.3 и 3.4 раздела 3 программы, а также в п. 2.3 приложения 1 отражено, что энергоаудит планируется осуществить за счёт внебюджетных источников (средств МУПов). При этом наименования МУПов не отражены.
По мнению Контрольно-счетной палаты разработчику проекта следует отразить наименования МУПов, в которых планируется осуществить энергоаудит.
4) В итоговой графе приложения 1 «Всего по программе» не отражены в полной мере все исполнители и ГРБС программы, такие как: Администрация городского округа, МУП «Спецтранс», МКУ «УТДХ», МКУ «Управление благоустройства». Также по ряду мероприятий в приложении №1 отсутствуют исполнители и ГРБС программы.
Разработчику проекта следует отразить всех исполнителей и ГРБС в проекте программы. 
5) Выявлены ошибки при отражении сумм финансирования мероприятия, а именно:
- в приложении 1, в итоговом значении подпрограммы «Энергоэффективность и повышение энергетической эффективности» по графе всего в разрезе 2016 года отражён показатель – 5202,0000 тыс. рублей, в то время как достоверный показатель составляет – 10702,0000 тыс. рублей;
- в строке 5.1.4 приложения 1 по итоговому значению «всего» и «бюджет городского округа» не отражён показатель 1000,0 тыс. рублей; 
- в приложении «Группировка объёмов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования, главным распорядителям …….» не соответствуют проекту программы и приложению №1:
общий объём финансирования за счёт всех источников (299721,688 вместо 284624,1881), аналогичный объём финансирования по 2016 году (79267,129 вместо 62169,6290); общий объём финансирования по внебюджетным источникам (57595,000 вместо 42497,5000) и аналогичный объём финансирования по 2016 году (42045,000 вместо 26947,5000);
общий объём финансирования за счёт всех источников по подпрограмме 2 (184266,090 вместо 169168,5900), аналогичный объём финансирования по 2016 году (66010,000 вместо 50912,5000); общий объём финансирования по внебюджетным источникам (52095,000 вместо 36997,5000) и аналогичный объём финансирования по 2016 году (36545,000 вместо 21447,5000).
Также необходимо отметить, что цифровые показатели в указанном приложении отражены с тремя знаками после запятой, в то время как весь проект программы составлен с четырьмя знаками после запятой.
Контрольно-счетная палата предлагает разработчику программы внести соответствующие изменения в указанное приложение.
Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата полагает, что проект рассматриваемой программы подлежит тщательной проработке и изменению с учётом замечаний, изложенных в настоящем экспертном заключении. В связи с чем, муниципальному заказчику  указанной программы – КГХ в срок до 08.11.2013 года необходимо направить в  адрес Контрольно-счетной палаты информацию о внесении указанных изменений.

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа    
Е.М. Привалова