Экспертное заключение на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе»

Скачать Экспертное заключение
85.doc (463.0 Кб)

 

16 октября 2013 года    № 01-07/85-04/э

                                                              
Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа1 О.В. Рекуновой на основании статьи 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа2, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ3, статьи 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009               №189-нд4.
Представленный на экспертизу проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе»5 подготовлен Департаментом социального развития администрации Петропавловск-Камчатского городского округа6.
Согласно проекту, Программа разработана на основании распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.09.2013 № 357-р7, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ и с учетом требований постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.06.2013 № 18408.
Разработчиком муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе»9 является Департамент социального развития.
Необходимо отметить, что с утверждением данной Программы прекращается реализация следующих долгосрочных целевых программ городского округа:
- «Развитие образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы»;
- «Развитие дошкольного образования в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2012-2015 годы»;
- «Пожарная безопасность на объектах социальной сферы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2013-2015 годы».
1. Краткое содержание Программы.
Срок реализации Программы предусмотрен на 3 года (с 2014 года по 2016 год).
Общий объем финансирования Программы определен в сумме           258153,9 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году в сумме 170746,7 тыс. рублей (66,1 %);
в 2015 году – 68896,7 тыс. рублей (26,7 %);
в 2016 году – 18510,5 тыс. рублей (7,2 %).
Обеспечение процесса реализации Программы планируется произвести за счет бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа10.
Система мероприятий Программы включает 32 мероприятия, сгруппированных в следующие 3 подпрограммы:
Подпрограмма 1 «Развитие общего и дополнительного образования».
На реализацию подпрограммы 1 предусмотрено 180525,5 тыс. рублей или 69,9 % общего объема финансирования Программы.
В состав подпрограммы включено 18 мероприятий, направленных на достижение цели «Обеспечение в городском округе доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного социально ориентированного развития российского общества и потребностями населения городского округа» путем решения следующих задач:
- создание условий, обеспечивающих инновационный характер образования;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
- модернизация системы дополнительного образования детей, как института воспитания и социального развития;
- развитие инфраструктуры образовательных учреждений в целях создания безопасных и комфортных условий для обучающихся и воспитанников.
В результате осуществления мероприятий по данной подпрограмме ожидается:
- создание во всех общеобразовательных учреждениях городского округа условий для обучения обучающихся 1-6 классов по федеральным государственным образовательным стандартам;
- создание муниципальной системы оценки качества образования, устанавливающей соответствие качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства, и обеспечивающей координацию развития системы образования городского округа;
- обеспечение доли победителей и призеров, обучающихся в образовательных учреждениях городского округа от общего числа победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;
- обеспечение доступности качественного образования и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение количества обучающихся, которым будет предоставлена возможность пользоваться современными школьными столовыми;
- увеличение числа обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями;
- увеличение числа образовательных учреждений, оборудованных современными спортивными залами и спортивными площадками;
- увеличение числа образовательных учреждений, оснащенных в соответствии с требованиями антитеррористической безопасности.
Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного образования».
На реализацию подпрограммы 2 предусмотрено 71726,4 тыс. рублей или 27,8 % общего объема финансирования Программы.
В состав подпрограммы включено 11 мероприятий, направленных на достижение цели «Создание условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в городском округе» путем решения следующих задач:
- сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городском округе;
- стимулирование развития в городском округе альтернативных форм дошкольного образования;
- повышение социально-экономической активности функционирования системы дошкольного образования;
- обеспечение доступности качественного дошкольного образования.
В результате осуществления мероприятий по данной подпрограмме ожидается:
- создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет открытия новых групп в действующих детских садах, реконструкции перепрофилированных ранее зданий дошкольных учреждений;
- увеличение численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования;
- увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям к условиям организации содержания и воспитания детей;
- улучшение материально-технической базы дошкольных учреждений;
- развитие альтернативных форм дошкольного образования.
Подпрограмма 3 «Обеспечение пожарной безопасности объектов социальной сферы».
На реализацию подпрограммы 3 предусмотрено 5902,0 тыс. рублей или 2,3 % общего объема финансирования Программы.
В состав подпрограммы включено 3 мероприятия, направленных на достижение цели «Совершенствование противопожарной безопасности объектов социальной сферы» путем выполнения комплекса мероприятий по противопожарной безопасности и защите объектов и учреждений социальной сферы городского округа.
В результате осуществления мероприятий по данной подпрограмме ожидается:
- приведение объектов социальной сферы в соответствие с требованиями Правил пожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 № 390;
- повышение противопожарной защиты объектов и учреждений социальной сферы;
- обеспечение безопасного пребывания детей в образовательных учреждениях.
2. Результаты рассмотрения материалов Программы.
Согласно статье 16 Решения ГД № 189-нд, муниципальные программы, финансирование которых предусматривается в очередном финансовом году, должны быть утверждены постановлением администрации городского округа не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете городского округа в Городскую Думу.
При этом согласно статье 21 Решения ГД № 189-нд, внесение проекта решения о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период в Городскую Думу определено не позднее 15 ноября текущего года, соответственно, до 15 октября 2013 года данная Программа должна быть уже утверждена.
Также необходимо отметить, что название Программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в городском округе» не в полной мере соответствует ее содержанию, так как фактически Программой предусмотрено только развитие образования в городском округе. Вместе с тем, комплекс мер, направленный на решение проблем, связанных с социальной поддержкой населения городского округа, в Программе отсутствует.
В целом, представленный Проект постановления по составу материалов и структуре отвечает требованиям Постановления администрации от 27.06.2013 № 1840.
Поставленные Программой цели и задачи в основном соответствуют показателям прогноза социально-экономического развития городского округа на 2014 год и плановый период до 2016 года11.
При этом Контрольно-счетная палата обращает внимание разработчиков Программы на следующие несоответствия и недостатки.
Как уже было отмечено выше, реализация данной Программы направлена на развитие существующей системы образования в городском округе, включая дошкольное, общее и дополнительное образование.
Вместе с тем, исполнителями мероприятий по подпрограмме 3 «Обеспечение пожарной безопасности объектов социальной сферы» являются не только учреждения образования, но и учреждения культуры.
При этом соответствующий комплекс мероприятий по противопожарной безопасности и защите объектов и учреждений культуры в проекте муниципальной программы «Создание условий для развития культуры, спорта и молодежной политики в Петропавловск-Камчатском городском округе» не предусмотрен.
Таким образом, разработчикам проекта необходимо устранить данное несоответствие и произвести корректировку объема финансирования, предусмотренного на мероприятия по противопожарной безопасности и защите объектов и учреждений социальной сферы.
Кроме того, Контрольно-счетная палата не считает необходимым выделение мероприятий по противопожарной безопасности и защите объектов и учреждений социальной сферы в отдельную подпрограмму. Реализацию данных мероприятий необходимо осуществить в рамках подпрограммы 1 и 2, так как фактически решение таких задач как сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городском округе или развитие инфраструктуры образовательных учреждений в целях создания безопасных и комфортных условий для обучающихся и воспитанников не возможно без их выполнения.
Анализ основных показателей планируемых результатов решения поставленных задач для достижения целей Программы показал, что отдельные значения целевых показателей (индикаторов) требуют уточнения.
Так, например, согласно наименованию целевого показателя, указанному в пункте 2 табличной части пункта 2.20 раздела 2 Программы, планируется увеличение числа обучающихся, прошедших коррекцию психо-эмоциональных состояний с помощью аппаратно-программных комплексов БОС. При этом значения данного целевого показателя до начала реализации программы и в результате ее реализации остаются неизменными и составляют 770 человек.
Аналогично остаются неизменными следующие целевые показатели до начала реализации программы и в результате ее реализации:
- количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченных услугами дистанционного обучения (10 человек);
- количество материалов о рациональном питании и здоровом образе жизни, размещенных в СМИ (4 единицы).
Кроме того, при рассмотрении целевого показателя «Численность детей, получающих дошкольное образование» установлено, что в результате реализации мероприятий подпрограммы 2 численность детей, получающих дошкольное образование, увеличится с 8712 человек до 10292 человек, то есть на 1580 мест, из них:
- 120 дополнительных мест планируется создать за счет альтернативных форм дошкольного образования;
- 390 мест за счет проведенных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений.
Вместе с тем, установить из Программы, за счет каких проведенных мероприятий сложились еще 1070 дополнительных мест, не представилось возможным.
При этом согласно Прогнозу СЭР, рассматриваемой Программой предусматривается создание 370 дополнительных дошкольных мест, из них: 120 дополнительных мест на базе муниципальных общеобразовательных учреждений за счет альтернативных форм дошкольного образования, 250 дополнительных мест за счет капитальных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений дошкольных учреждений. А также в рамках программных мероприятий государственной программы «Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2014-2016 годы» на территории городского округа планируется строительство трех зданий МДОУ, будет введено 660 мест (в 2014 году - детский сад микрорайоне А-II Северо-восточной части городского округа на 220 мест; 2015 году - по улице Савченко на 260 мест и по улице Арсеньева на 180 мест).
В целом проведенный анализ целевых показателей и мероприятий подпрограмм свидетельствует о необходимости их пересмотра, доработки и в ряде случаев исключения.
Согласно основным направлениям бюджетной и налоговой политики городского округа на 2014-2016 годы, утвержденным постановлением администрации городского округа от 09.09.2013 № 2651, развитие сферы образования по-прежнему является одним из приоритетных направлений городского округа.
На протяжении ряда лет объем ассигнований на образование занимает наибольший удельный вес в бюджете городского округа.
Так, годовой объем ассигнований на образование в бюджете городского округа:
- на 2011 год составил 4044143,8 тыс. рублей или 36,8 % расходной части бюджета;
- на 2012 год – 4257093,2 тыс. рублей (36,2 %);
- на 2013 год – 4916238,5 тыс. рублей (41,0 %).
При этом, несмотря на реализацию ранее аналогичных муниципальных долгосрочных целевых программ, существующая система образования в городском округе, согласно представленному проекту, характеризуется сетью образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям. Техническое состояние образовательных учреждений неудовлетворительно.
Как показывают проведенные контрольные мероприятия, сами образовательные учреждения оказались не в полной мере готовы к реализации инновационных мероприятий, так как в образовательных учреждениях не решены проблемы по ремонту зданий, оснащению пожарной сигнализацией, закупке мебели и оборудования.
В этой связи, по мнению Контрольно-счетной палаты, для успешной реализации данной Программы необходимо акцентировать внимание в первую очередь на создание современной материально-технической базы, являющейся одним из основных условий обеспечения доступности и качества образования и только затем постепенно переходить к реализации инновационных мероприятий.
При этом для создания современной материально-технической базы разработчикам Программы в первую очередь необходимо собрать полную и достоверную информацию о количестве дошкольных и образовательных учреждений, здания которых требуют проведения капитального ремонта и находятся в аварийном состоянии. А затем конкретизировать виды необходимых работ в разрезе учреждений, определяя их первоочередность и стоимость.
Кроме того, разработчикам Программы необходимо пересмотреть программные мероприятия, с целью исключение мероприятий, выполнение которых возможно в рамках основной деятельности.
Так, например, исключению из программных мероприятий подлежат:
 повышение квалификации специалистов отдела образования ДСР - на сумму 240,0 тыс. рублей, так как, согласно нормам Трудового кодекса РФ, обучение специалистов являются обязанностью работодателя;
 приобретение медикаментов, медицинских аптечек для медицинских кабинетов – на сумму 1100,0 тыс. рублей. Согласно Уставам образовательных учреждений относятся к обязанностям учреждения.
Также необходимо отметить, что проанализировать обоснованность объемов финансирования программных мероприятий, при проведении финансово-экономической экспертизы проекта, не представилось возможным из-за отсутствия обоснования затрат по мероприятиям.
Таким образом, рассмотрев Проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования и социальная поддержка граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе», Контрольно-счетная палата предлагает:
- осуществить корректировку целей, задач и прогноза ожидаемых результатов реализации Программы;
- изменить состав мероприятий Программы, их основных параметров, исполнителей и объемов финансирования;
- изменить плановые значения целевых показателей (индикаторов) Программы;
- обосновать затраты по мероприятиям.


 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
О.В. Рекунова