КСП ПКГО в ОдноклассникахКСП ПКГО ВКонтакте

Экспертное заключение на проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа»

Скачать Экспертное заключение
811.doc (463.0 Кб)

 

11 октября 2013 года № 01-07/81-04/э

                                    
Настоящее экспертное заключение подготовлено главным инспектором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа Арсеновой В.Н. на основании  статьи 2 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа1, статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ2, статьи 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009        №189-нд3, Контрольно-счетной палатой Петропавловск-Камчатского городского округа4.
Представленный на экспертизу проект постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Проект постановления) подготовлен Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа5 и Департаментом по связям с общественностью администрации Петропавловск-Камчатского городского округа6.
Согласно Проекту постановления, с 01.01.2014 года прекращается реализация МДЦП7 «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на период 2013-2015 годы»8 и утверждается муниципальная программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа» 9. 
Муниципальным заказчиком рассматриваемой муниципальной Программы определено УВСМСП.
Объем финансирования муниципальной программы планируется в размере 11093,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год – 3550,0 тыс. рублей;
2015 год – 7533,0 тыс. рублей;
2016 год – 10,5 тыс. рублей.
Источник финансирования – бюджет городского округа.
Целями Программы являются:
Разработчиками программы сформулированы следующие цели Программы:
- Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- Формирование и продвижение имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа на мировом и российском туристическом рынке.
В рамках реализации Программы планируется выполнение                        2 подпрограмм:
Подпрограмма 1: «Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства».
Планируемый объем финансирования – 10428,0 тыс. рублей, что составляет 94,0% от общего объема финансирования Программы.
Срок реализации подпрограммы: 2014-2016 годы, при этом объем финансирования распределен следующим образом:
- в 2014 году 3050,0 тыс. рублей;
- в 2015 году 7378.0 тыс. рублей;
- в 2016 году – 0,0 рублей.
Подпрограмма 2: «Формирование и продвижение имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа как территории, благоприятной для развития внутреннего и въездного туризма». Планируемый объем финансирования – 665,5 тыс. рублей, или 6,0 % от общего объема финансирования Программы.
Срок реализации подпрограммы: 2014-2016 годы, объем финансирования распределен следующим образом:
- в 2014 году 500,0 тыс. рублей;
- в 2015 году 155,0 тыс. рублей;
- в 2016 году 10,5 тыс. рублей.
Для реализации каждой цели, разработчиками Программы установлены задачи, в рамках которых планируется реализовать следующие мероприятия:
Цель 1 Программы: Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Задача 1: Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Мероприятие 1 – передача во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Задача 2: Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.
Мероприятие 1 – Предоставление грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного бизнеса.
Мероприятие 2 – Предоставление субсидий на ранней стадии деятельности в целях возмещения затрат на приобретение основных средств.
Мероприятие 3 - Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
Мероприятие 4 - Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга.
Мероприятие 5 - Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).
Мероприятие 6 - Предоставление субсидий субъектам МСП на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.
Мероприятие 7 - Предоставление субсидий субъектам МСП на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
Задача 3: Обеспечение консультативной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов МСП.
Мероприятие 1 – Размещение на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, необходимой для субъектов МСП.
Мероприятие 2 – Обеспечение деятельности консультационного (дистанционного) пункта.
Задача 4: Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства.
Мероприятие 1- Создание и размещение информационных материалов, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела.
Мероприятие 2 – Организация проведения выставочно-ярмарочных мероприятий с участием субъектов МСП.
Цель 2 Программы: Формирование и продвижение имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа на мировом и туристическом рынке.
Задача 1: Разработка благоприятного для развития внутреннего и въездного туризма имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие 1 – издание информационной печатной продукции о туристических ресурсах Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие 2 – изготовление сувенирно-презентационной продукции с символикой Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие 3 – разработка бренда Петропавловск-Камчатского городского округа.
Задача 2: Использование и популяризация туристских ресурсов Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие 1 – оснащение информационными табличками с QR-кодами культурно-исторических объектов Петропавловск-Камчатского городского округа.
Мероприятие 2 – организация пресс-туров в городской округ для журналистов и сотрудников федеральных средств массовой информации.
Задача 3: Создание условий для развития въездного и внутреннего туризма в Петропавловск-Камчатской опорной зоне туристско-реакреационного кластера Камчатского края.
Мероприятие 1 – презентация туристского-рекреационного потенциала Петропавловск-Камчатского городского округа на региональном, федеральном и международном уровне.
Мероприятие 2 – информационная поддержка объектов туристской индустрии городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В результате реализации Программы планируется достичь:
Подпрограмма 1: Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
По задаче 1 – передать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, 3 помещения.
По задаче 2 – предоставить субъектам МСП 4 гранта на создание собственного бизнеса и 3 субсидий на возмещение затрат на приобретение основных средств.
По задаче 3 – предоставить информационную поддержку 187 субъектам МСП; предоставить услуги в консультационном (дистанционном) пункте 30 субъектам МСП.
По задаче 4 – разместить 4 информационных материала в СМИ10; обеспечить участие в выставках, ярмарках 6 субъектам МСП.
Подпрограмма 2: Формирование и продвижение имиджа Петропавловск-Камчатского городского округа как территории, благоприятной для развития внутреннего и въездного туризма.
По задаче 1 – представить в информационно-печатной продукции 85,8%, в сувенирно-презентационной продукции 100% исторических объектов и туристских ресурсов.
По задаче 2 -  оснастить средства информационного сопровождения 10 культурно-исторических объектов; разместить в СМИ 4 материалов о туристских ресурсах городского округа.
По задаче 3 – разместить в коллективных средствах размещения городского округа 3428 туристов; создать условия для представления на выставочных мероприятиях четырьмя туристическими компаниями туристского продукта городского округа; предоставить информационную поддержку 30 объектам туристской индустрии.
При проведении экспертизы Проекта постановления установлено следующее.
Паспортом муниципальной программы утверждено наименование Программы «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Петропавловск-Камчатского городского округа».
В соответствии с терминами, установленными Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).
Рассматриваемый Проект постановления не содержит указанных видов деятельности, в связи с чем, наименование Программы требует уточнения.
В нарушение пунктов 1.4.1 и 1.4.3 постановления № 184011, разработчиком программы и исполнителем – главным распорядителем бюджетных средств, утверждена администрация городского округа. При этом на администрацию городского округа не возлагаются полномочия по координации деятельности разработчиков, экспертов и исполнителей по подготовке проекта программы и ее реализации, а также по формированию отчетности для мониторинга и оценки эффективности исполнения программных мероприятий.
Кроме того, администрация городского округа не осуществляет реализацию ни одного из мероприятий программы, вследствии чего, перечень разработчиком программы и исполнителей – главных распорядителей бюджетных средств требует уточнения.
В соответствии с пунктом 1.2. постановления № 1840, муниципальные программы представляют собой взаимосвязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных неотложных проблем.
При рассмотрении концепции предлагаемой к утверждению Программы установлено следующее.
Единая концепция Программы не прослеживается по следующим основаниям:
1. Раздел 1 анализирует проблемы, логически между собой не связанные:
1 комплекс проблем – низкая обеспеченность предпринимателей производственными и офисными помещениями, слабая обеспеченность их финансовыми средствами, низкий уровень развития предпринимательской среды;
2 комплекс проблем – отрывочность образа городского округа на российском и международном туристских рынках, точечное использование туристских ресурсов в процессе реализации туристского продукта городского округа, отсутствие систематизированной, доступной для туристов информации о туристских продуктах и ресурсах городского округа, неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, отсутствие благоустроенных мест отдыха и туристского показа.
При этом субъекты МСП и потенциальные посетители городского округа являются разными целевыми группами, в отношении интересов которых предлагается реализовывать разные, не связанные между собой и единой проблемой мероприятия.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 3.28 Постановления № 1840, обоснование необходимости и целесообразности решения проблем программным методом представляет собой заключение о возможности применения со стороны органов администрации городского округа определенного количества мер, именно в рассматриваемом комплексе, для устранения причин возникновения проблемной ситуации, для ее выравнивания и получения положительных результатов.
Кроме того, в ходе проведения экспертизы установлено, что в перечень мероприятий Программы включены мероприятия, выполнение которых является основной деятельностью исполнителей.
Так, задача 3 «Обеспечение консультативной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов МСП» и задача 4 «Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли предпринимательства» подпрограммы 1, являются текущей деятельность УВСМСП, а подпрограмма 2 в полном объеме - текущей деятельностью Департамента по связям с общественностью.
Включение в Программу мероприятий, относящихся к текущей деятельности заказчика и исполнителей, является прямым нарушением пункта 1.8 Постановления № 1840 и вследствии этого, подлежат исключению из мероприятий Программы с внесением соответствующих корректив в паспорт Программы.
Таким образом, с учетом того, что решение части проблем возможно в рамках основной деятельности заказчика и исполнителей Программы, разработчиками программы не обоснована потребность решения предлагаемых проблем именно программно-целевым методом.
В нарушение пункта 3.37 Постановления № 1840, целевые показатели (индикаторы) не определены для каждого мероприятия Программы.
Так, по задаче 2 «Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам» по мероприятиям 3-7 не установлены значения показателей (индикаторов) планируемых результатов.
Кроме того, текстовая часть раздела 2 паспорта Программы содержит сведения о планируемом, в рамках Программы, предоставлении субсидий МСП на финансирование мероприятий по программам энергоэффективности (п. 2.7.7) и субсидий камчатским товаропроизводителям – субъектам МСП в целях возмещения части затрат на текущее содержание объектов нестационарной торговой сети по реализации продукции собственного производства. При этом, данные субсидии не нашли отражения в перечне мероприятий муниципальной Программы.
Также в ходе проведения экспертизы установлено, что некоторые из предлагаемых целевых индикаторов применены некорректно, а именно:
по мероприятию «Презентация туристского-рекреационного потенциала Петропавловск-Камчатского городского округа на региональном, федеральном и международном уровне» целевыми индикаторами являются:
- количество туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Петропавловск-Камчатского городского округа. При этом Департамент по связям с общественностью не осуществляет туроператорскую деятельность, в связи с чем, количество размещенных туристов не может являться показателем результативности Программы:
- количество туристических компаний, представляющих туристический продукт Петропавловск-Камчатского городского округа на выставочных мероприятиях. При этом туристические компании не являются участниками и исполнителями мероприятий Программы.
Вместе с тем, в пункте 4.2.9 паспорта Программы, разработчиками Программы указано, что презентацию планируется проводить в форме участия администрации городского округа на различного уровня туристских выставках.
Необходимо отметить, что по данному мероприятию администрация городского округа не является исполнителем данного мероприятия.
по мероприятиям «Издание информационной печатной продукции о туристических ресурсах Петропавловск-Камчатского городского округа» и «Изготовление сувенирно-презентационной продукции с символикой Петропавловск-Камчатского городского округа» целевыми индикаторами выступает доля культурно-исторических объектов и туристических ресурсов, представленных в информационно-печатной и сувенирно-презентационной продукции.
Вместе с тем, разработчиками Проекта постановления не уточнены базовые и планируемые значения в количественном выражении, вследствии чего в дальнейшем невозможно будет определить достоверность результативности указанных мероприятий.
Кроме того культурно-исторические объекты и туристические ресурсы не являются символикой городского округа.
Также необходимо отметить, что в целом по подпрограмме 1 целевые показатели установлены на отдельный период. При этом пунктом 3.36.4 Постановления № 1840, регламентировано, что выбор целевых показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных.
При проверке обоснованности планируемых объемов финансирования мероприятий установлено следующее.
1. При сопоставлении расчетов затрат с количественными характеристиками целевых индикаторов, установлено несоответствие расчетов.
Так, по мероприятию «Предоставление субсидий на ранней стадии деятельности в целях возмещения затрат на приобретение основных средств» объем финансирования планируется в размере 2100,0 тыс. рублей. Согласно представленному расчету затрат, сумма одной субсидии составляет 300,0 тыс. рублей. Значение целевых индикаторов – 6 субсидий.
Таким образом, расчетно, количество выданных субсидий (участников) составит 7 единиц (2100/300), что 1 субсидию больше, чем установлено целевыми индикаторами.
2. По мероприятиям: «Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях», «Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга», «Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения затрат, связанных с приобретением оборудования для создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг)», «Предоставление субсидий субъектам МСП на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми», «Предоставление субсидий субъектам МСП на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства» не представлен расчет затрат планируемого объема финансирования.
3. По мероприятию «Оснащение информационными табличками с QR-кодами культурно-исторических объектов Петропавловск-Камчатского городского округа», планируемый объем финансирования в размере 150,0 тыс. рублей не подтвержден расчетами. Согласно пояснению к расчету затрат, стоимость одной таблички ориентировочно составит 15,0 тыс. рублей. При этом сам расчет составлен некорректно и не подтверждает заявленного разработчиками программы значения стоимости таблички.
Кроме того, разработчиками Программы не представлен перечень культурно-исторических объектов, которые планируется оснастить информационными табличками с QR-кодами. С учетом того, что на территории городского округа расположены культурно-исторические объекты, в том числе, регионального и федерального значений, данный перечень необходим для обоснования затрат.
4. По мероприятиям «Организация пресс-туров в городской округ для журналистов и сотрудников федеральных средств массовой информации» и «Презентация туристского-рекреационного потенциала Петропавловск-Камчатского городского округа на региональном, федеральном и международном уровне» разработчиками Программы планируемый объем финансирования указан в размере 0,0 рублей.
При этом, согласно пояснениям разработчиков Программы к расчету затрат объем финансирования указанных мероприятий складывается на основе существующей стоимости необходимых товаров (услуг) и коммерческих предложений организаций, оказывающих услуги (работы).
Таким образом, из представленной информации не представляется возможным установить, за счет каких источников, и в каком объеме будут финансироваться указанные мероприятия.
При рассмотрении сроков реализации мероприятий программы установлено следующее.
1. Срок реализации мероприятий подпрограммы 1 установлен на период 2014-2016 годы. При этом при наличии значений целевых индикаторов на 2016 год, финансирование мероприятий подпрограммы 1 в 2016 году не планируется.
2. По подпрограмме 2 фактический срок реализации некоторых мероприятий установлен на 1 или 2 года. При этом в приложении «Перечень мероприятий муниципальной программы» срок их реализации указан на весь период действия Программы.
Так, по мероприятию «Разработка бренда Петропавловск-Камчатского городского округа» создание бренда планируется в  2014 году. При этом в табличной части Программы «Перечень мероприятий муниципальной программы» срок реализации Программы установлен на период 2014-2016 годы.
Такая же ситуация прослеживается и по мероприятиям:
- «Издание информационной печатной продукции о туристских ресурсах городского округа» с установленным сроком реализации – 2014-2015 годы;
- «Оснащение информационными табличками с QR – кодами культурно-исторических объектов городского округа» со сроком реализации 2014 год;
- «Организация пресс-туров в городской округ для журналистов и сотрудников федеральных средств массовой информации» со сроком реализации 2015-2016 годы.
Также необходимо отметить, что  паспорт Программы содержит ошибки технического характера.
Так, пункт 4.1.5 не содержит обозначения «тыс. рублей», вследствии чего, сумма одного гранта и субсидии указана в размере 300,00 рублей.
Значения табличной части пункта 2.17 по колонке «В результате реализации программы» не соответствуют суммарным значениям колонки «ПО годам реализации программы» указанные в пункте 4.1.8.
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата сообщает о необходимости доработки Программы с учетом изложенных замечаний Контрольно-счетной палаты.
А также акцентирует внимание разработчиков Программы о нецелесообразности реализации отдельных мероприятий подпрограмм, в виду их малозначительности при решении проблем городского округа.



 

Главный инспектор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
   В.Н. Арсёнова