Экспертное заключение на проект Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе»

Скачать Экспертное заключение
69.doc (463.0 Кб)

 

19 августа 2013 года      № 01-07/69-03/э

                                                            
Настоящее экспертное заключение подготовлено аудитором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа  Е. М. Приваловой на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа  от 26.05.2011 № 1144-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа  от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе». 
Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы «О принятии решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе»,  подготовлен юридическим отделом аппарата Городской Думы и внесён на рассмотрение Городской Думы Главой Петропавловск-Камчатского городского округа Слыщенко К.Г.
Согласно пояснительной записке, предлагаемый проект решения разработан с необходимостью приведения решений Городской Думы в соответствие с Федеральными законами от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», от 02.07.2013 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект решения составлен с учётом изменений, предложенных Департаментом финансов администрации городского округа, внесённых на рассмотрение 8-ой сессии Городской Думы, и экспертного заключения Контрольно-счетной палаты на указанные изменения (от 09.08.2013 № 01-07/66-03/э).   
Существующая редакция Решения Городской Думы от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе» 11 раз подвергалась изменениям, указанным в перечне признаваемых утратившими силу решений (приведён в статье 34 проекта решения).
Принятие рассматриваемого проекта решения влечёт необходимость внесения изменений в Положение о Контрольно-счетной палате городского округа, утверждённого решением Городской Думы от 05.07.2005 № 172-р «О создании Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении Положения о ней», Положения о Департаменте финансов администрации городского округа, утверждённое решением Городской Думы от 26.12.2012 № 62-р, Положения об Управлении экономики администрации городского округа, утверждённое решением Городской Думы от 24.06.2009 № 512-р, иные положения об органах администрации городского округа, содержащие указания на наличие муниципальных долгосрочных целевых программ  и иные положения, вступающие в противоречие с указанным проектом решения.   
По результатам проведённой экспертизы Контрольно-счетная палата сообщает следующее:
1)    По сравнению с действующим решением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, статья 5 проекта решения добавлена новым участником бюджетного процесса в Петропавловск-Камчатском городском округе – органом внутреннего муниципального финансового контроля, являющимся органом администрации городского округа.
Так, согласно ст. 152 БК РФ в числе участников бюджетного процесса значатся органы государственного (муниципального) финансового контроля.
Статьёй 157 БК РФ определены органы муниципального финансового контроля: органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами (на территории городского округа – Контрольно-счетная палата Петропавловск-Камчатского городского округа), а также органы муниципального финансового контроля, созданные органами местной администрацией. 
При этом на сегодняшний день в структуре органов администрации городского округа отсутствует орган внутреннего муниципального финансового контроля.
2)    В статье 10 проекта решения «Бюджетные полномочия Контрольно-счетной палаты» не раскрыты бюджетные полномочия органа муниципального финансового контроля городского округа. При этом имеются отсылочные нормы на пункты 1 и 2 ст. 157 БК РФ.
В то же время бюджетные полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом, определены п. 1 ст. 157 БК РФ, согласно которому указанный орган осуществляет: контроль за исполнением бюджета и готовит заключения на годовой отчёт об исполнении бюджета, проводит экспертизы проектов бюджета, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства.
При этом пункт 2 указанной статьи БК РФ раскрывает бюджетные полномочия органа государственного, муниципального контроля, созданного местной администрацией, который осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также подп. 2.1 п. 2 ст. 157 предусматривает бюджетные полномочия Счетной палаты РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по проведению проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Таким образом, ссылки на п. 2 ст. 157 БК РФ в проекте решения не имеют отношения к бюджетным полномочиям Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа.
Контрольно-счетная палата предлагает разработчикам проекта решения отразить бюджетные полномочия Контрольно-счетной палаты согласно действующей редакции решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе.
3)    В проекте решения отсутствует раздел, предусматривающий осуществление муниципального финансового контроля, осуществляемого участниками бюджетного процесса на территории городского округа с  определением форм такого контроля для каждого из них. Ранее в действующей редакции решения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе аналогичные нормы были установлены в главе «Финансовый контроль за исполнением бюджета городского округа» с определением видов финансового контроля для каждого из участников бюджетного процесса. 
В предложенной редакции проекта решения значится гл. 6 «Полномочия органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля».
Так, согласно ст. 32 «Полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» указанной главы, внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными статьёй 268 БК РФ, в порядке определённом решением Городской Думы.
Однако ст. 268 БК РФ определяет финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и не имеет отношения к осуществлению муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палатой Петропавловск-Камчатского городского округа. 
При этом полномочия контрольно-счетных органов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и его формы определены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации  и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Также ст. 33 «Полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля» главы 6 проекта решения предусмотрено, что внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с полномочиями, установленными статьями 269 и 270 БК РФ, органом внутреннего муниципального финансового контроля и финансовым органом, Однако, как отмечалось выше, орган внутреннего муниципального финансового контроля в настоящее время отсутствует в структуре органов администрации городского округа.
При этом, ст. 269 БК РФ определяет финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Ст. 270 БК РФ определяет финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами муниципальных образований.
Однако помимо указанных в статьях 32 и 33 норм БК РФ, также ст. 265 БК РФ определяет формы финансового контроля представительного органа, ст. 266 – финансовый контроль, осуществляемый органами, созданными местной администрацией, ст. 270.1 определяет проведение внутреннего финансового аудита органами местной администрации.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Контрольно-счетной палаты разработчикам проекта неверно определены нормы бюджетного законодательства, регулирующие порядок осуществления финансового контроля участниками бюджетного процесса. 
Контрольно-счетная палата рекомендует разработчикам раскрыть все виды муниципального финансового контроля с определением конкретных форм для всех участников бюджетного процесса.
Также экспертизой проекта решения выявлены юридико-технические ошибки, которые Контрольно-счетная палата предлагает устранить, а именно:
- в абзаце 1 ст. 19 проекта решения словосочетание «населённых пунктов» исключить, учитывая, что действия указанной статьи распространяются в отношении дорожного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа;
- в подпункте 18 пункта 2 ст. 20 проекта решения отразить словосочетание «… долга на очередной финансовый год…»;
- в п. 4 ст. 20, п. 3 ст. 23 наименование представительного органа  отразить как «Городская Дума» вместо «городская Дума».

Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата предлагает разработчикам проекта учесть вышеуказанные замечания и внести соответствующие изменения в рассматриваемый проект.
Депутатам Городской Думы при рассмотрении проекта решения учесть замечания Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем экспертном заключении.


Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа                                                                      Привалова Е.М.