Экспертное заключение на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О состоянии дебиторской и кредиторской задолженности Петропавловск-Камчатского городского округа на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению»

06 июня 2013 года № 01-07/44-04/э

Настоящее экспертное заключение подготовлено аудиторами Контрольно-счетной палаты1 О.В. Рекуновой и В.А. Кочетковой на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате от 26.05.2011 № 1144-р в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ2, статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа3 от 05.11.2009 № 189-нд4.

Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы «О состоянии дебиторской и кредиторской задолженности Петропавловск-Камчатского городского округа5 на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению»6 подготовлен Департаментом финансов администрации городского округа и внесен Главой администрации городского округа А.В.Алексеевым.

Согласно пояснительной записке к проекту решения, рассмотрение информации администрации городского округа о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности городского округа на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению7, запланировано Планом работы Городской Думы на 2013 год.

По результатам рассмотрения проекта необходимо отметить, что представленная Информация о состоянии задолженности требует конкретизации и уточнения представленных показателей.

Необходимо отметить, что общий объем дебиторской задолженности за 2012 год, отраженный в рассматриваемой информации, не соответствует итоговым показателям по дебиторской задолженности, указанным в форме 0503169 «Сведения по дебиторской задолженности» по состоянию на 01.01.2013 года.

Так, по данным формы 0503169 дебиторская задолженность по состоянию:

??  на 01.01.2012 года составила 467,5 млн. рублей;

??  на 01.01.2013 года - 980,1 млн. рублей.

При этом согласно представленной администрацией городского округа информации, общий объем дебиторской задолженности по состоянию:

??  на 01.01.2012 года составляет 536,1 млн. рублей или на 68,6 млн. рублей больше аналогичного показателя годовой отчетности за 2012 год;

??  на 01.01.2013 года – 987,6 млн. рублей, что на 7,5 млн. рублей больше аналогичного показателя годовой отчетности за 2012 год.

Кроме того, представленная информация о состоянии дебиторской задолженности не отражает ее структуру.

Исходя из данных консолидированной годовой отчетности об исполнении бюджета городского округа за 2012 год, дебиторская задолженность сложилась по следующим расчетам:

в тыс. рублей

Наименование показателя

по состоянию

на 01.01.2012 года

по состоянию

на 01.01.2012 года

Расчеты по доходам

322543,4

354451,9

Расчеты по выданным авансам

144571,4

624790,7

Расчеты с подотчетными лицами

317,9

400,8

Расчеты по ущербу имущества

52,8

447,5

ВСЕГО

467485,5

980090,9

При этом разработчиками проекта в представленной информации не отражаются в полном объеме причины отвлечения средств на расчеты по выданным авансам и с подотчетными лицами.

Согласно Информации о состоянии задолженности, основной причиной роста дебиторской задолженности за 2012 год является реализация администрацией городского округа обязательств по концессионному соглашению от 12.05.2012 № 1. Вместе с тем, сумма авансовых платежей по данному соглашению не указывается.

Также в представленной информации не раскрыта информация о дебиторской задолженности по расчётам по доходам и причины её образования.

Между тем, согласно данным выше составленной таблицы, дебиторская задолженность по расчётам по доходам на 01.01.2012 года составляла 3225423,4 тыс. рублей, на 01.01.2013 года – 354451,9 тыс. рублей.

Динамика объёма дебиторской задолженности расчётов по доходам за 2012 год представлена в следующей таблице.

тыс. рублей

Наименование показателя

Сумма задолженности на начало года

Сумма задолженности на конец года

Отклонение, тыс. руб.

Отклонение, %

Расчеты с плательщиками доходов от собственности

335 965,60

336 672,90

707,30

0,21

Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг

2 884,40

2 827,90

-56,50

-1,96

Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия

4 718,10

7 034,90

2 316,80

49,10

Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ

-68 679,20

-7 516,70

61 162,50

-89,06

Расчеты по доходам от операций с основными средствами

44 351,30

10 797,80

-33 553,50

-75,65

Расчеты по доходам от операций с непроизводственными активами

0,00

-159,60

-159,60

-

Расчеты с плательщиками прочих доходов

3 303,20

4 794,60

1 491,40

45,15

Итого по расчетам по доходам

322 543,40

354 451,80

31 908,40

9,89

Из данных таблицы следует, что дебиторская задолженность по расчётам по доходам за 2012 год увеличилась на 31908,4 тыс. рублей или на 9,9 %.

В тоже время рассматриваемая информация не содержит, как указано выше не только информацию о дебиторской задолженности по расчётам по доходам, а также динамику объёма данной задолженности, причины её увеличения за 2012 год.

Кроме того, представленная информация не содержат данных о размерах дебиторской задолженности по расчётам по доходам нереальной к взысканию, а также просроченной задолженности. В связи, с чем отсутствует информация о мероприятиях, направленных на снижение просроченной задолженности, проводимых администрацией городского округа в 2012 году.

В тоже время несвоевременное управление дебиторской задолженностью по расчётам по доходам и отсутствие систематизированной работы с дебиторами приводит к неконтролируемому росту дебиторской задолженности, уменьшению неналоговых доходов городского округа и как следствие дальнейшему признанию на Бюджетной комиссии при администрации городского округа данную дебиторскую задолженность безнадёжной к взысканию и списанию.

Таким образом, администрации городского округа необходимо провести детальный анализ дебиторской задолженности по расчётам по доходам в разрезе годов её возникновения, причин возникновения в целях проведения в дальнейшем работы по её снижению и не допущению роста просроченной дебиторской задолженности.

Исходя из информации указанной разработчиками проекта, объем кредиторской задолженности городского округа в течение 2012 года снизился на 157,6 млн. рублей или в 2,9 раза и по состоянию на 01.01.2013 года данная задолженность составила 82,0 млн. рублей. При этом основные причины столь значительного снижения кредиторской задолженности разработчиками проекта не указываются, также, как и не раскрываются основные причины образования и структура текущей задолженности.

Согласно данным консолидированной годовой отчетности об исполнении бюджета городского округа за 2012 год, кредиторская задолженность значится по следующим расчетам:

в тыс. рублей

Наименование показателя

по состоянию

на 01.01.2012 года

по состоянию

на 01.01.2012 года

Отклонения

(гр.3-2)

1

2

3

4

По оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда

6699,1

3690,6

-3008,5

По работам и услугам

133058,5

21756,4

-111302,1

По поступлению нефинансовых активов

20421,5

5941,0

-14480,5

По безвозмездным перечислениям организациям

15997,5

5317,6

-10679,9

По социальному обеспечению

8003,7

486,1

-7517,6

По прочим расходам

811,3

279,5

-531,8

По платежам в бюджеты

54608,7

44561,3

-10047,4

По удержаниям из выплат по оплате труда

-45,2

-65,6

-20,4

ВСЕГО

239555,1

81966,9

-157588,2

Кроме того, исходя из информации, представленной Комитетом городского хозяйства администрации городского округа8 в адрес КСП9, по состоянию на 01.01.2013 года за МАУ «УЖКХ» перед КГХ значиться задолженность в сумме 1071234,4 тыс. рублей, в виде остатка субсидий прошлых лет. Вместе с тем, данная задолженность не отражена ни консолидированной бухгалтерской отчетности городского округа за 2012 год, ни в представленной администрацией информации.

На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата предлагает:

Администрации городского округа (разработчикам проекта):

??  уточнить показатели объема дебиторской задолженности;

??  проанализировать и указать причины образования дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе произведенных расчетов, включая детальный анализ дебиторской задолженности по расчётам по доходам в разрезе годов её возникновения, причин возникновения для проведения в дальнейшем работы по её снижению и не допущению роста просроченной дебиторской задолженности.

Депутатам Городской Думы:

- при рассмотрении проекта решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О состоянии дебиторской и кредиторской задолженности Петропавловск-Камчатского городского округа на 01.01.2013 и о мероприятиях, проводимых по ее снижению» учесть предложения и замечания Контрольно-счетной палаты, изложенные в настоящем заключении.

Аудитор

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского

городского округа О.В. Рекунова

Аудитор

Контрольно-счетной палаты

Петропавловск-Камчатского

городского округа В.А. Кочеткова

1 Здесь и далее – Контрольно-счетная палата Петропавловск - Камчатского городского округа.
2 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований».
3 Далее – Городская Дума.
4 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе».
5 Далее – городской округ.
6 Далее – Проект решения, проект.
7 Далее – Информация о состоянии задолженности.
8 Далее – КГХ.
9 Письмо Комитета городского хозяйства администрации городского округа от 06.05.2013 № 01-07-01/1119/13.