Экспертное заключение на проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа»

16 апреля 2013 года № 01-07/35-04/э
       

 

Настоящее экспертное заключение подготовлено главным инспектором Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа В.Н. Арсёновой и главным специалистом-экспертом Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа А.А. Бажиной, на основании статьи 4 Положения о Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.05.2011 № 1144-р, в соответствии со статьёй 157 Бюджетного Кодекса РФ, статьёй 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», статьёй 10 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2009 № 189-нд «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Петропавловск-Камчатском городском округе

Представленный на экспертизу проект решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа «О принятии решения о мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» разработан рабочей группой, созданной решением Городской Думы от 28.11.2012 № 46-р «О требовании прокурора г. Петропавловска-Камчатского от 22.11.2012 № 07/16-21-2012 об изменении Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.02.2009 № 106-нд «О мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов» .

В соответствии с Протоколом заседания от 04.03.2011 года, членами рабочей группы, на основании норм пункта 6 статьи 4 Решения Городской Думы от 28.02.2013 № 25-нд принято решение о подготовке проекта решения Городской Думы «О мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» в новой редакции.

В ходе проведения экспертизы проекта решения установлено следующее.

Статья 1. Общие положения.

Пунктом 3 статьи 1 установлено, что уполномоченным лицом по перечислению гражданам социальной поддержки и возмещению затрат на счета организаций, предоставляющих гражданам социальную поддержку, является муниципальное казенное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее - МКУ «Комплексный центр»).

При этом по мнению Контрольно-счетной палаты применение термина «уполномоченное лицо» по отношению к учреждению является некорректным, и Контрольно-счетная палата предлагает его заменить на термин «уполномоченная организация или учреждение».

Уполномоченной организацией по установлению права граждан на получение социальной поддержки, а также по расчету величины социальной поддержки является муниципальное автономное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» (далее - МАУ «РКЦ»).

Таким образом, разработчиками проекта решения функции по предоставлению социальной поддержки распределяются между двумя учреждениями – МКУ «Комплексный центр» и МАУ «РКЦ».
Вместе с тем, Контрольно-счетная палата считает нецелесообразным уполномочивать МКУ «Комплексный центр» на перечисление гражданам социальной поддержки и на возмещение эксплуатирующим организациям затрат по предоставлению гражданам социальной поддержки и предлагает рассмотреть вопрос о выполнении МАУ «РКЦ» всех функций по предоставлению социальной поддержки, включая возмещение эксплуатирующим организациям расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки.
Данная позиция Контрольно-счетной палаты подкрепляется результатами проведённого в 2013 году контрольного мероприятия «Проверка обоснованности предоставления отдельным категориям граждан в 2012 году муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
Так, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что МАУ «РКЦ» устанавливает право гражданина на получение социальной поддержки, рассчитывает её величину, формирует в отношении каждого гражданина персональное дело.
В рамках заключённых соглашений об информационном обмене, соглашений об информационном взаимодействии и электронном документообороте, получает информацию о начисленных пенсиях, доходах, социальных выплатах, произведённых ПФР РФ и КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».
Согласно заключённым договорам с эксплуатирующими организациями, МАУ РКЦ получает данные о предоставленных потребителям объёмах коммунальных услуг, изготавливает счёт-квитанции, в том числе производит уменьшение платы за ЖКУ получателям социальной поддержки.
Также необходимо отметить, что МАУ «РКЦ» осуществляет функции по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городском округе .
МАУ «РКЦ» имеет расчетно-кассовые и кассовые участки по приёму платежей от населения оплаты коммунальных услуг и, соответственно, перечисляет поступающие платежи эксплуатирующим организациям.
Вместе с тем, МКУ «Комплексный центр» на основании данных, представляемых данных МАУ «РКЦ» осуществляет лишь перечисление на счета эксплуатирующих организаций.
Таким образом, распределение функций по предоставлению социальной поддержки, предлагаемых разработчиками проекта, приводит к увеличению кредиторской задолженности муниципальных учреждений (так как возмещение затрат МКУ «Комплексный центр» эксплуатирующим организациям и гражданам носит заявительный характер), излишнему документообороту, заключению договоров с эксплуатирующими организациями и со стороны МКУ «Комплексный центр» и со стороны МАУ «РКЦ», невозможностью проведения достоверного контроля по осуществлению мероприятий муниципальной социальной поддержки.
Кроме того, Контрольно-счетная палата обращает внимание разработчиков проекта решения на отсутствие в представленном проекте контролирующего органа за исполнением данного решения.

Статья 2. Категории граждан, имеющие право на получение муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 Пунктом 1 данной статьи не учтены отдельные категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке. А именно, следующие категории граждан, являющиеся собственниками (нанимателями по договору социального найма) жилых помещений, при отсутствии других собственников (нанимателей, поднанимателей) данных жилых помещений:

 - несовершеннолетние граждане - воспитанники детских домов;

- граждане, признанные недееспособными, находящимися на лечении в специализированных учреждениях.

Пункт 2статьи 3 проекта решения устанавливает, что в дополнение к Федеральным законам, законам Камчатского края, иным нормативным правовым актам, ветераны Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг в пределах общей площади занимаемого ими жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг без учета членов семьи.

При этом данный пункт не содержит ссылку на нормативный правовой акт устанавливающий нормативы потребления коммунальных услуг.

В этой связи Контрольно-счетная палата рекомендует внести ссылку на нормативные правовые акты городского округа, устанавливающие данные нормативы.

 Пунктом 3 рассматриваемой статьине урегулировано предоставлениемер социальной поддержки гражданам,  в случае, если основанием пользования жилым помещением является заключенный с собственником (нанимателем по договору социального найма) жилого помещения договор поднайма.

Контрольно-счетная палата предлагает дополнить пункт 3 статьи 2 проекта решения подпунктом «3) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору поднайма».

Статья 3. Условия предоставления социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае включения в пункт 1 статьи 2 категорий «несовершеннолетние граждане - воспитанники детских домов, граждане признанные недееспособными, находящимися на лечении в специализированных учреждениях, являющиеся собственниками (нанимателями жилого помещения по договору социального найма) жилых помещений, при отсутствии других собственников (нанимателей, поднанимателей) данных жилых помещений», необходимо дополнить пункт 2 статьи 3 следующим абзацем:

«несовершеннолетним гражданам – воспитанникам детских домов, гражданам, признанным недееспособными и находящимися на лечении в специализированных учреждениях на основании однократно поданного заявления уполномоченными лицами до момента окончания пребывания в указанных учреждениях, либо до момента сдачи жилого помещения поднайм. Ответственными за своевременностью уведомления уполномоченной организации (МАУ «РКЦ») о прекращении оснований предоставления социальной поддержки являются опекуны указанной категории граждан».

Согласно пункту 5 статьи 3 представленного проекта решения, муниципальная социальная поддержка предоставляется гражданам:

- в виде уменьшения их платежей за жилое помещение и коммунальные услуги;

- путем перечисления денежных средств при оплате твердого топлива.

Однако проект решения не содержит методику расчета величины социальной поддержки при оплате твердого топлива.

При этом в рамках контрольного мероприятия проведенным КСП «Проверка обоснованности предоставления отдельным категориям граждан в 2012 году муниципальной социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг» установлено, что отсутствие на территории городского округа методики расчёта указанной социальной поддержки приводит к необоснованным выплатам, превышающим общие затраты гражданина на приобретение твёрдого топлива с учётом всех субсидий и денежных компенсаций.

В этой связи, Контрольно-счетная палата рекомендует разработчикам проекта решения дополнить пункт 5 статьи 3 проекта решения методикой (формулой) расчёта социальной поддержки при оплате твёрдого топлива, для лиц, проживающих в домах с печным отоплением.

Формула расчета величины социальной поддержки, определяемая пунктом 10проекта статьи 3 проекта решения, требует доработки по следующим основаниям:

- не раскрыт термин ФР (фактические расходы). По мнению КСП под фактическими расходами следует понимать расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приходящиеся на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя мер социальной поддержки) в пределах стандартов нормативной площади установленных данным проектом решения и нормативов потребления коммунальных услуг, уменьшенные на величину перерасчётов за недопоставленные услуги и размера субсидий исполнителям коммунальных услуг устанавливаемых Правительством Камчатского края в целях возмещения недополученных доходов, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами изменения платы граждан за коммунальные услуги;

- Определение показателя ФС (размер федеральной субсидии) не позволяет идентифицировать конкретный вид получаемой субсидии.
В этой связи КСП предлагает заменить определение «размер федеральной субсидии» на «размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В ходе проведения экспертизы также установлено следующее.
1. Статья 3 и статья 4 рассматриваемого проекта решения имеют одинаковое название «Условия предоставления социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг».
2. Не установлен срок, на который предоставляется социальная поддержка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и оплату твердого топлива.

3. Не установлен порядок и сроки принятия решения уполномоченной организацией о предоставлении мер социальной поддержки.

На основании проведённой экспертизы, с учётом вышеизложенного,  Контрольно-счетная палата предлагает разработчикам доработать рассматриваемый проект решения «О принятии Решения о мерах муниципальной социальной поддержки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории  Петропавловск-Камчатского городского округа» с учётом замечаний Контрольно-счетной палаты.

 

 

 

Главный инспектор
Контрольно-счетной палаты
Петропавловск-Камчатского
городского округа
 В.Н. Арсёнова